ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2009 год) - часть 2

 

 

по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
17
II. РЕГУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Правовое и нормативное регулирование
В рамках совершенствования нормативной правовой базы регулирования безо-
пасности и осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности
в 2009 году работы велись по следующим основным направлениям:
участие в разработке законодательных проектов и иных нормативных правовых ак-
тов, связанных с реализацией установленных задач и полномочий Ростехнадзора;
разработка предложений по внесению изменений в действующие законодатель-
ные и иные нормативные правовые акты в целях актуализации содержащихся в них
требований;
разработка федеральных норм и правил в области использования атомной энер-
гии;
разработка и принятие методических документов в сферах деятельности поднад-
зорных организаций;
разработка и принятие руководящих документов, определяющих аспекты регу-
лирующей деятельности для объектов использования атомной энергии;
разработка и принятие документов, регламентирующих деятельность структур-
ных подразделений центрального аппарата и территориальных органов при реали-
зации полномочий Ростехнадзора, а также деятельность организаций, находящих-
ся в ведении Ростехнадзора.
В соответствии с Планом нормотворческой деятельности Министерства природ-
ных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), утвержден-
ным приказом Минприроды России от 20.01.2009 № 7 «Об организации нормотвор-
ческой деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской
Федерации» из 59 документов, подлежащих разработке министерством в 2009 году,
Ростехнадзор определен ответственным исполнителем по 13 документам и соиспол-
нителем по 30 документам.
В целях реализации Плана нормотворческой деятельности Минприроды России
Ростехнадзором издан приказ от 09.02.2009 № 52 (далее — Приказ) «Об организации
в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
работ по реализации Плана нормотворческой деятельности Министерства природ-
ных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2009 год».
За период с мая 2008 г. по декабрь 2009 г. по основным направлениям деятельно-
сти по правовому регулированию экологической, технологической и атомной без-
опасности принято 2 закона, находятся на рассмотрении в Государственной Думе и
в Правительстве Российской Федерации 4 законопроекта, на согласовании в заин-
тересованных федеральных органах исполнительной власти — 2 законопроекта.
В сфере деятельности Ростехнадзора принято 16 постановлений Правительства
Российской Федерации, из них:
18
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 204 «О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации
от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской
Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 349 «Об
утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении правил ис-
пользования водохранилищ, в том числе типовых правил использования водохра-
нилищ»;
постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 № 677 «О
внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по
вопросу предельной численности работников Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 751 «О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от
19.03.2001 № 204 «О государственном компетентном органе по ядерной и радиаци-
онной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ
и изделий из них»;
постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 782 «Об
утверждении технического регламента о безопасности лифтов»;
постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 № 783 «О не-
которых мерах по реализации федеральных законов «О континентальном шельфе
Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской
Федерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 824 «Об
утверждении Положения об особенностях проведения государственной экологиче-
ской экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство,
реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на
землях особо охраняемых природных территорий федерального значения»;
постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2009 № 970 «О
внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от
16.10.1997 № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью ги-
дротехнических сооружений»;
постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 «О внесении
изменений в некоторые в акты Правительства Российской Федерации».
На рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находятся 2 проекта
постановления Правительства Российской Федерации, на согласовании в заинтере-
сованных федеральных органах исполнительной власти 6 проектов постановлений.
В 2009 году Ростехнадзором проделана значительная работа по рассмотрению по
прямым поручениям Минприроды России проектов актов, подготовленных иными
федеральными органами исполнительной власти (Минпромторг России, Минэнерго
России, Минрегион России, Минэкономразвития России, МВД России).
Минприроды России утверждены и зарегистрированы в Минюсте России 4 ад-
министративных регламента в сфере деятельности Ростехнадзора:
приказ Минприроды России № 117 и Минтранса России № 66 от 27.04.2009 «Об
утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством
водных ресурсов, Федеральной службой по экологическому, технологическому и
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
19
атомному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта государ-
ственной функции по государственной регистрации гидротехнических сооружений
и ведению российского регистра гидротехнических сооружений»;
приказ Минприроды России от 29.06.2009 № 172 «Об утверждении
Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологи-
ческому и атомному надзору по исполнению государственной функции «Организация
приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и
письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов
заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок»;
приказ Минприроды России от 30.06.2009 № 202 «Об утверждении
Административного регламента по исполнению Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению лицензирования эксплуатации химически опасных производственных
объектов»;
приказ Минприроды России от 30.07.2009 № 237 «Об утверждении
Административного регламента по исполнению Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осу-
ществлению лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производствен-
ных объектов».
Утвержден и направлен для регистрации в Минюстом России приказ Минприроды
России от 15.12.2009 № 413 «О внесении изменений в Административный регламент
исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору государственной функции по осуществлению государственного кон-
троля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и
эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических
сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также
гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которы-
ми переданы органам местного самоуправления).
Ростехнадзор принимает непосредственное участие в разработке администра-
тивных регламентов исполнения государственных функций, услуг в соответствии
с Планом, утвержденным Правительственной комиссией по проведению админи-
стративной реформы.
В стадии разработки в Минприроды России находятся 10 административных ре-
гламентов в сфере деятельности Ростехнадзора:
по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на ввоз в
Российскую Федерацию и транзит через Российскую Федерацию ядовитых ве-
ществ;
по исполнению государственной функции по ведению государственного учета
объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
по исполнению государственной функции по ведению государственного када-
стра отходов и государственного учета в области обращения с отходами;
по осуществлению контроля и надзора за горноспасательными работами в части,
касающейся состояния и готовности подразделений военизированных горноспаса-
тельных частей к ликвидации аварий на обслуживаемых объектах;
по осуществлению проведения государственного строительного надзора при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального стро-
ительства;
20
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
по исполнению государственной функции по контролю и надзору за соблюде-
нием в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике
(технический контроль и надзор в электроэнергетике);
по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования строитель-
ства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области
инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строитель-
ства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
по лицензированию деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,
транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности;
по определению экспертных центров, проводящих государственную экспертизу
декларации безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоход-
ных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полно-
мочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного само-
управления).
В 2009 году Ростехнадзором были разработаны, приняты и зарегистрированы в
Минюсте России 10 нормативных правовых актов:
приказ от 23.01.2009 № 17 «Об утверждении Перечня организаций (эксперт-
ных центров), определенных для проведения экспертизы декларации безопасности
гидротехнических сооружений, поднадзорных Федеральной службе по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору»;
приказ от 13.05.2009 № 392 «Об утверждении Положения о порядке проведения
аттестации и порядке сдачи квалификационного экзамена федеральными государ-
ственными гражданскими служащими центрального аппарата Федеральной служ-
бы по экологическому, технологическому и атомному надзору и руководителями и
заместителями руководителей ее территориальных органов»;
приказ от 13.05.2009 № 393 «О служебном распорядке центрального аппарата
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
приказ от 30.06.2009 № 588 «Об утверждении Перечня должностных лиц
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и
ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об админи-
стративных правонарушениях»;
приказ от 25.08.2009 № 739 «О введении условий оплаты труда работников цент-
рального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и
атомному надзору, занимающих должности служащих и осуществляющих профес-
сиональную деятельность по профессиям рабочих»;
приказ от 31.08.2009 № 759 «Об утверждении Перечня должностей федеральной
государственной гражданской службы в Федеральной службе по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору, при назначении на которые граждане
и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие
обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обяза-
тельствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершенно-
летних детей»;
приказ от 09.09.2009 № 784 «О ведомственных наградах Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору»;
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
21
приказ от 09.09.2009 № 788 «Об утверждении Положения о порядке проведения
служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
приказ от 24.09.2009 № 816 «Об утверждении Порядка уведомления представителя
нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского
служащего Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору к совершению коррупционных правонарушений»;
приказ от 1 октября 2009 г. № 830 «Об утверждении Положения о порядке выпла-
ты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государствен-
ной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения за
безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, единовремен-
ной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, выплаты материальной помо-
щи федеральным государственным гражданским служащим Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору».
В 2009 году Ростехнадзором подготовлены и направлены в Минприроды России
для утверждения проекты 4 приказов, утверждающих федеральные нормы и прави-
лы в области использования атомной энергии:
«Требования к физической защите судов с ядерными энергетическими установ-
ками и судов — транспортировщиков ядерных материалов»;
«Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
для объектов использования атомной энергии»;
«Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов
атомных энергетических установок»;
«Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии
на атомной станции».
Подготовлены к опубликованию «Правила безопасности при выводе из эксплу-
атации судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными ис-
точниками».
В 2009 году было опубликовано 6 проектов федеральных норм и правил:
«Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электро-
снабжения атомных станций»;
«Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов
органов воздействия на реактивность»;
«Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядер-
ного топливного цикла»;
«Положение о порядке расследования и учета нарушений на исследовательских
ядерных установках»;
«Требования к физической защите судов с ядерными энергетическими установ-
ками и судов — транспортировщиков ядерных материалов»;
«Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии
на атомной станции».
В 2009 году Ростехнадзором было утверждено 6 руководств по безопасности, сре-
ди них:
«Продление срока эксплуатации транспортных упаковочных комплектов, при-
меняемых для транспортирования отработавшего ядерного топлива» (РБ-048-09)
(приказ от 23.07.2009 № 644);
«Отчет по обоснованию безопасности хранилищ твердых радиоактивных отхо-
дов» (РБ-050-09) (приказ от 20.09.2009 № 820);
22
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
«Оценка безопасности обращения с радиоактивными отходами Теченского
каскада водоемов (ТКВ) при их переработке и хранении» (РБ-049-09) (приказ от
07.08.2009 № 690);
«Расчетные соотношения и методики расчета гидродинамических и тепловых ха-
рактеристик элементов и оборудования водоохлаждаемых ядерных энергетических
установок» (РБ-040-09) (приказ от 20.07.2009 № 641);
«Основные рекомендации к вероятностному анализу безопасности уровня 2 атом-
ных станций с реакторами типа ВВЭР» (РБ-044-09) (приказ от 20.07.2009 № 640);
«Методика оценки уровня культуры безопасности на предприятиях ядерного топ-
ливного цикла» (РБ-047-08) (приказ от 18.03.2009 № 169).
Разработаны и подготовлены к утверждению:
«Положение о разработке программ обеспечения качества при проектирова-
нии и конструировании изделий, поставляемых на объекты использования атом-
ной энергии»;
«Положение о переводе ядерных материалов в категорию радиоактивных отхо-
дов»;
«Положение о повышении точности прогностических оценок радиационных ха-
рактеристик радиоактивного загрязнения окружающей среды и дозовых нагрузок
на персонал и население»;
«Положение о составе и содержании отчета о состоянии радиационной безопас-
ности в организациях, использующих радионуклидные источники».
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24.02.2009
№ СС-П4-969 о принятии необходимых мер по приведению в соответствие с за-
конодательством Российской Федерации изданных нормативных правовых актов,
устранению нарушений, в том числе исключению из них положений, способствую-
щих созданию условий для проявления коррупции, Ростехнадзором издан приказ от
07.04.2009 № 236 «О проведении ревизии изданных Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору нормативных правовых актов».
Минприроды России 15.04.2009 был утвержден План приоритетных норматив-
ных правовых актов, относящихся к компетенции Министерства природных ресур-
сов и экологии Российской Федерации, подлежащих переработке в соответствии
с поручением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № СС-П4-969.
Ростехнадзор являлся соисполнителем по отдельным пунктам вышеуказанного пла-
на и принимал участие в разработке документов, затрагивающих его компетенцию.
Всего предусматривалась переработка 44 нормативных правовых актов, из них — 27
в сфере деятельности Ростехнадзора. В итоге переработано 31 нормативный право-
вой акт, в том числе в сфере деятельности Ростехнадзора — 21.
15.09.2009 в адрес Ростехнадзора поступил План переработки ведомственных нор-
мативных правовых актов, относящихся к компетенции Минприроды России, со
сроками переработки до конца 2011 года, который предусматривает переработку 71
нормативного правового акта, затрагивающего сферу деятельности Ростехнадзора.
Во исполнение Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупци-
онной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых
актов» Правовым управлением Ростехнадзора был подготовлен и направлен на со-
гласование в Минприроды России проект приказа Ростехнадзора «Об организации
работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых ак-
тов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Федеральной службой по
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
23
экологическому, технологическому и атомному надзору». Данным приказом утверж-
дается Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Ростехнадзором в целях
выявления в них коррупциогенных факторов для их последующего устранения.
Сотрудники Правового управления, в том числе и те, которые проводят право-
вую экспертизу проектов нормативных правовых актов, прошли 72-часовое обуче-
ние по программе «Профилактика и предупреждение коррупции в органе государ-
ственной власти, органе местного самоуправления, предприятии, учреждении и ор-
ганизации» и получили удостоверения о повышении квалификации.
В рамках ведения претензионно-исковой работы в сфере деятельности
Ростехнадзора, а также деятельности по пересмотру постановлений и решений по
делам об административных правонарушениях 30.07.2009 издан приказ № 660 «О ре-
ализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административ-
ных правонарушениях Федеральной службой по экологическому, технологическому
и атомному надзору и ее территориальными органами». В 2009 году в Ростехнадзор
в порядке подчиненности поступило 12 жалоб на постановления по делам об адми-
нистративных правонарушениях, вынесенные должностными лицами территори-
альных органов Ростехнадзора, из них:
жалоб на постановления об административных правонарушениях в области на-
рушения требований промышленной безопасности, предусмотренных частью 1 ста-
тьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее — КоАП РФ), — 5;
жалоб на постановления об административных правонарушениях в области на-
рушения требований проектной документации и нормативных документов в обла-
сти строительства, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, — 2;
жалоб на постановления об административных правонарушениях в области на-
рушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ре-
монта объекта капительного строительства, ввода его в эксплуатацию, предусмо-
тренных частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, — 4;
жалоба на постановления об административных правонарушениях в области на-
рушения правил пользования топливом и энергией, правил устройства эксплуатации
топливо — и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения,
содержания, реализации и транспортирования энергоносителей, топлива и продук-
тов его переработки, предусмотренных частью 1 статьи 9.11 КоАП РФ, — 1.
По 6 жалобам рассмотрение дел Ростехнадзором было прекращено, в связи с тем,
что по 4 из них материалы были переданы в суд, а по 2 истек срок обжалования. По
4 жалобам постановления об административных правонарушениях оставлены без
изменения, по одной — уменьшена санкция, еще по одной — постановление об ад-
министративном нарушении отменено.
В 2009 году Правовое управление центрального аппарата представляло интере-
сы Ростехнадзора в 116 судебных разбирательствах. По 96 гражданским делам су-
дебные разбирательства окончены, в 95 % гражданских дел суд признал позицию
Ростехнадзора обоснованной. В 5 % гражданских дел решения были вынесены не
в пользу Ростехнадзора, но необходимо учесть, что это гражданские дела о взыска-
нии заработной платы.
Правовое управление Ростехнадзора в 2009 году представляло интересы
Ростехнадзора в Верховном Суде Российской Федерации:
24
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
по заявлению ОАО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский» (далее —
Заявитель) о признании незаконным приказа Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении
сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
по заявлению И.С. Соколова об оспаривании частично абзаца третьего пункта 4,
пункта 5, абзаца первого и второго пункта 9 Методики проведения конкурса на за-
мещение вакантной должности федеральной гражданской службы в Федеральной
службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной
приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору от 20.11.2008 № 907.
По указанным делам изданные Ростехнадзором приказы признаны Верховным
Судом Российской Федерации законными.
В целях развития, совершенствования, оптимизации и оперативного взаимодей-
ствия между Правовым управлением центрального аппарата и территориальными
органами Ростехнадзора издан приказ Ростехнадзора от 22.12.2009 № 1046 «Об ор-
ганизации работы по представлению интересов Федеральной службы по экологи-
ческому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов в су-
дах Российской Федерации».
Указанный приказ позволит формировать единообразную судебную практику,
а также проведение анализа, методологии и правового сопровождения деятельно-
сти территориальных органов в целях совершенствования Ростехнадзором судебно-
претензионной работы.
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
2.2.1. Атомные станции
В 2009 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору (далее — Служба) осуществляла регулирование ядерной и радиацион-
ной безопасности на 10 действующих атомных станциях.
Распределение действующих на АЭС реакторов по типам приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение действующих на АЭС реакторов по типам
В работе
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 — 9 шт., ВВЭР-440 — 6 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 11 шт., ЭГП-6 — 4 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-600 — 1 шт.
Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации
Канальные кипящие реакторы
АМБ-100 -1 шт., АМБ-200 — 1шт.
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-210 — 1 шт. и ВВЭР-365 — 1 шт.
На этапе размещения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 4 шт.
На этапе сооружения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 4 шт. ВВЭР-1000 — 3 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-800 — 1 шт.
На этапе ввода в эксплуатацию
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 — 1 шт.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
25
В 2009 году проводился надзор за соблюдением норм и правил, условий действия
лицензий на 1160 предприятиях, осуществляющих проектирование, конструирова-
ние и изготовление оборудования для атомных станций и исследовательских ядер-
ных установок, экспертизу проектной, конструкторской и технологической доку-
ментации и документов, обосновывающих ядерную и радиационную безопасность
атомных станций и исследовательских ядерных установок, в том числе:
в 186 конструкторских организациях;
на 907 заводах-изготовителях;
в 34 проектных организациях, имеющих лицензии на проектирование и констру-
ирование атомных станций;
в 33 экспертных организациях.
Кроме того, осуществлялся надзор за соблюдением норм и правил, условий
действия лицензий в 224 конструкторских отделах, входящих в состав заводов-
изготовителей.
Лицензионная деятельность
Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2009 году было выдано 48 лицензий
эксплуатирующей организации ОАО «Концерн «Энергоатом» и организациям, осу-
ществляющим проектирование, конструирование, изготовление оборудования энер-
гоблоков атомных станций, экспертизу безопасности и т.д. Кроме того, 71 лицензия
была переоформлена в связи с преобразованием ФГУП концерн «Росэнергоатом»
в ОАО «Концерн «Энергоатом». Данные по количеству лицензий, выданных на от-
дельные виды деятельности, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Количество лицензий, выданных на отдельные виды деятельности
Вид деятельности
Количество лицензий
Размещение энергоблоков АС
4
Сооружение энергоблоков АС
4
Эксплуатация энергоблоков АС
11
Сооружение комплексов переработки ЖРО
0
Обращение с РВ
2
Проектирование и конструирование энергоблоков АС, радиаци-
12
онных источников, пунктов хранения ЯМ и РВ, хранилищ радио-
активных отходов
Конструирование оборудования для АС
5
Изготовление оборудования для АС
3
Проведение экспертизы
7
Использование ЯМ при проведении НИР
0
Итого:
48
В рамках реализации «Программы деятельности Государственной корпорации по
атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-2015 годы)», утвержден-
ной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2008 № 705, в
2009 году выданы 4 лицензии на сооружение энергоблоков атомных станций (энер-
гоблока № 4 Белоярской АЭС — лицензия № ГН-02-101-2095 от 25.03.09, энер-
гоблока № 2 Ленинградской АЭС-2 — лицензия № ГН-02-101-2148 от 15.07.2009
и энергоблоков № 3 и № 4 Ростовской АЭС — лицензии № ГН-02-101-2166 и
26
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
№ ГН-02-101-2167 от 04.08.2009) и 4 лицензии на размещение энергоблоков атом-
ных станций (энергоблока № 1 Северской АЭС — № ГН-01-101-2207 от 13.11.09,
энергоблока № 2 Северской АЭС — № ГН-01-101-2208 от 13.11.09, энергоблока
№ 3 Ростовской АЭС — № ГН-01-101-2118 от 29.05.09, энергоблока № 4 Ростовской
АЭС — № ГН-01-101-2119 от 29.05.09).
Информация о количестве лицензий, выданных межрегиональными территори-
альными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью ор-
ганизациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атомным станци-
ям, приведена в табл. 3.
Таблица 3
Количество лицензий, выданных межрегиональными территориальными
управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью организациям,
выполняющим работы и предоставляющим услуги атомным станциям
Показатель
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
УМТУ
ЦМТУ
Всего
Выдано лицензий на осущест-
74
97
165
92
411
839
вление деятельности в ОИАЭ
В соответствии с Положением о выдаче разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам атомных станций проведена
проверка знаний и выданы разрешения на право ведения работ в области исполь-
зования атомной энергии: центральным аппаратом Ростехнадзора — 22 работникам
эксплуатирующей организации из числа руководящего персонала атомных станций.
Территориальными управлениями выдано 159 разрешений оперативному персона-
лу атомных станций на право ведения технологического процесса.
Инспекционная деятельность
В 2009 году Управлением по регулированию безопасности атомных станций и
исследовательских ядерных установок организовано и проведено с привлечением
специалистов межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядер-
ной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) и Научно-технического центра
по ядерной и радиационной безопасности (НТЦ ЯРБ) 3 комплексные инспекции:
Курской АЭС, Ростовской АЭС и ОАО «Концерн «Энергоатом», а также проведе-
на целевая инспекция по проверке готовности энергоблока № 2 Ростовской АЭС к
физическому пуску.
По результатам инспекции ОАО «Концерн «Энергоатом» выявлено 18 нарушений
требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии,
выдано предписание об их устранении и наложен административный штраф в раз-
мере 40 тыс. руб. на юридическое лицо.
МТУ ЯРБ проведены 2561 целевая и оперативная инспекции состояния ядерной,
радиационной и технической безопасности атомных станций. В ходе инспекций вы-
явлено и предписано к устранению 577 нарушений требований федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий
в деятельности эксплуатирующей организации.
За нарушения требований федеральных норм и правил в области использования
атомной энергии к административной ответственности были привлечены должност-
ные лица Ростовской и Нововоронежской атомных станций, на которых наложены
штрафы на общую сумму 10 тыс. руб.
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
27
По результатам проведенной инспекции за допущенные нарушения условий дей-
ствия разрешения на право ведения технологического процесса на энергоблоках № 3
и № 4 Нововоронежской атомной станции (от 16.06.2008 № ДО-03-101-0649-ОП)
начальником смены 2-й очереди Нововоронежской атомной станции действие ука-
занного разрешения прекращено.
Результаты инспекционной деятельности МТУ ЯРБ на АЭС в 2009 году приве-
дены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты инспекционной деятельности МТУ ЯРБ на АЭС в 2009 году
Показатель
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
УМТУ
ЦМТУ
Всего
Проведено инспекций ЭО
601
828
901
65
166
2561
Выявлено нарушений ФНП
12
424
12
23
106
577
Число случаев применения ад-
4
11
6
21
министративных санкций
Сумма взысканных штрафов,
15
33
180
228
тыс. руб.
Примечание. ЭО — эксплуатирующая организация, ФНП — федеральные нормы и правила.
В целом оценка состояния безопасности атомных станций удовлетворительная,
серьезных нарушений в обеспечении безопасности не выявлено. Разработаны ме-
роприятия по устранению выявленных недостатков. Выполнение указанных меро-
приятий взято под контроль.
В организациях (предприятиях), конструирующих и изготавливающих оборудо-
вание и проводящих экспертизы, в 2009 году было проведено 1255 инспекций.
В ходе инспекций выявлено 491 нарушение требований норм и правил, а так-
же условий действия лицензий на конструирование и изготовление оборудования.
Основное внимание при проведении инспекций обращалось на соблюдение норм
и правил, условий действия лицензий при конструировании и изготовлении обору-
дования, предназначенного для достройки 2-го блока Ростовской АЭС, 4-го блока
Калининской АЭС, 4-го блока Белоярской АЭС, модернизации и продления срока
эксплуатации действующих атомных станций.
Проводимая в 2009 году надзорная деятельность позволила подтвердить необхо-
димый уровень безопасности достраиваемых 2-го блока Ростовской АЭС и 4-го бло-
ка Калининской АЭС.
Благодаря проведенным мероприятиям надзора выявлен случай поставки на 2-й
блок Ростовской АЭС 959 единиц контрафактной арматуры. У предприятия, допу-
стившего поставку указанной арматуры (ЗАО «СМК-ЮГ»), аннулирована лицензия
ДО-12-101-1362 от 25.06.2008.
В ходе надзорной деятельности выявлен факт поставки предприятием ЗАО «ГМЗ-
Химмаш» на Ленинградскую АЭС несертифицированной арматуры. На предприя-
тие наложен административный штраф в размере 30 000 руб. Своевременно пред-
принятые меры (необходимые расчеты и усиление конструкции арматуры) позво-
лили обосновать возможность эксплуатации указанной арматуры.
Значительный объем мероприятий проводился по контролю за соблюдением
норм и правил при создании и внедрении программно-технических средств АСУ ТП
28
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
на Ростовской АЭС (блок № 2), Калининской АЭС (блок № 4) и работах по проек-
ту АЭС-2006. В результате надзорной деятельности устранены нарушения требова-
ний по безопасности АСУ ТП, препятствовавшие началу работ по физическому пу-
ску 2-го энергоблока Ростовской АЭС.
Особое внимание уделялось предотвращению применения в оборудовании АСУ
ТП и электротехническом оборудовании контрафактных комплектующих изделий
и материалов.
Основными причинами нарушений являются недостаточная квалификация, сла-
бое знание персоналом требований федеральных норм и правил, конструкторской
документации и технологического процесса изготовления оборудования. В частно-
сти, руководству предприятия ОАО «Ижорские заводы» указывалось на низкое ка-
чество продукции и выносилось предупреждение о возможном применении санк-
ций, вплоть до приостановки действия лицензии на право изготовления оборудова-
ния. Своевременно предпринятые меры позволили исключить поставки на атомные
станции некачественной продукции.
Нарушения в работе атомных станций
В 2009 году нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как ава-
рии, не было.
На атомных станциях произошло 30 нарушений в работе, подлежащих учету в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций (НП-004-08), что на девять нарушений меньше, чем в 2008 году.
Все нарушения в работе классифицированы по шкале INES (Международная
шкала событий на атомных станциях) нулевым уровнем. Нарушений пределов и
условий безопасной эксплуатации не было. Количество и классификация наруше-
ний в работе АЭС России в 2009 году приведены в табл. 5 (в скобках указаны дан-
ные за 2008 год):
Таблица 5
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2009 году
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2009 году
Всего
с реакторами типа
Категория происшествий (по НП-004-08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
ВВЭР, в том числе:
0
0
0
0
0
7
2
3
2
1
16(14)
Нововоронежская
0
0
0
0
0
3
0
0
1
1
5(4)
Кольская
0
0
0
0
0
0
1
2
1
0
4(2)
Балаковская
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
1(6)
Калининская
0
0
0
0
0
3
1
0
0
0
4(2)
Ростовская
0
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1(0)
РБМК, в том числе:
0
0
0
0
0
9
2
0
0
2
13(18)
Ленинградская
0
0
0
0
0
4
0
0
0
2
6(6)
Курская
0
0
0
0
0
0
2
0
0
0
2(9)
Смоленская
0
0
0
0
0
5
0
0
0
0
5(3)
БН-600
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0(1)
Белоярская
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0(1)
ЭГП-6
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1(5)
Билибинская
0
0
0
0
0
0
1
0
0
0
1(5)
Всего за год:
0
0
0
0
0
16
6
3
2
3
30(38)
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
29
В 2009 году по сравнению с 2008 годом имело место уменьшение количества на-
рушений в работе АЭС с реакторами типа ЭГП-6 (в 2008 году было 5 нарушений в
работе, в 2009 году — 1 нарушение).
На АЭС с реакторами типа ВВЭР, РБМК, БН-600 общее количество нарушений
по сравнению с 2008 годом сократилось. На Белоярской АЭС в 2009 году наруше-
ний в работе не было. Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов
приведено в табл. 6.
Таблица 6
Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов
Типы реакторов
2008 г.
2009 г.
ВВЭР-440
5
10
ВВЭР-1000
9
6
РБМК-1000
18
13
БН-600
1
0
ЭГП-6
5
1
Всего:
38
30
Энергоблоки, на которых произошло наибольшее число нарушений в работе,
являются:
энергоблок № 3 Нововоронежской АЭС (ВВЭР-440);
энергоблок № 3 Кольской АЭС (ВВЭР-440);
энергоблок № 3 Ленинградской АЭС (РБМК);
энергоблок № 1 Смоленской АЭС (РБМК).
На этих энергоблоках произошло по 3 учетных нарушения в работе.
В 2009 году наибольшее число нарушений в работе произошло на Ленинградской
АЭС (6 нарушений).
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС в 2009 году (18 нарушений в
работе) связано со снижением нагрузки энергоблоков, вызванным отказом систем
(элементов). 7 нарушений в работе АЭС сопровождалось срабатыванием систем без-
опасности, причем в 38 % случаев эти срабатывания не были связаны с выполнени-
ем функций безопасности (ложные срабатывания).
В 2009 году также имели место внеплановые отключения от сети энергоблоков
АЭС (4 нарушения в работе).
Нарушений, имеющих признаки аварий А01-А04 и происшествий П01, П02,
П03, П04, П05, в 2009 году не было.
Происшествий, имеющих радиационные последствия для населения, персонала
и окружающей среды, в 2009 году не было.
Срабатывания аварийной защиты
В 2009 году произошло 9 нарушений, сопровождавшихся срабатыванием аварий-
ной защиты (АЗ) (в 2008 году срабатываний AЗ — 10).
Такие нарушения произошли на энергоблоках Смоленской АЭС (3 срабатыва-
ния AЗ), на энергоблоках Калининской АЭС (2 срабатывания AЗ), Ленинградской,
Балаковской, Билибинской, Нововоронежской АЭС (по одному срабатыванию AЗ).
Из общего количества срабатываний аварийной защиты 5 срабатываний было
связано с необходимостью выполнения функций безопасности, 4 случая срабаты-
вания аварийной защиты были вызваны неправильными действиями персонала.
30
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
На Ростовской, Белоярской, Кольской, Курской АЭС событий со срабатывани-
ем АЗ в 2009 году не было.
Ошибки персонала
В 2009 году имели место 4 ошибки персонала, ставшие исходными событиями
нарушений в работе, что составило 15 % общего количества нарушений (в 2008 году
имели место 5 таких ошибок персонала).
Ошибки персонала, следствием которых явились нарушения в работе:
1. Ленинградская АЭС (энергоблок № 3). Ошибочные действия персонала при
поддержании уровней в барабан-сепараторе в режиме пуска блока при неработаю-
щем автоматическом регуляторе уровня в барабан-сепараторе.
2. Балаковская АЭС (энергоблок № 2). Несвоевременное и несогласованное
управление регулирующим клапаном 2RL73S02, избыточное управление запорной
арматурой 2RL73S01 из-за недостаточной коммуникативности между ВИУТ, НСТЦ,
НСБ и неэффективной оценки текущей ситуации, вследствие чего произошел оста-
нов энергоблока № 2 действием аварийной защиты по факту снижения уровня в па-
рогенераторе.
3. Билибинская АЭС. Ошибочные действия персонала, связанные с одновремен-
ной выдачей 2 аварийных сигналов при проверке формирования аварийных сиг-
налов управляющей системой безопасности аварийной защиты первого рода (УСБ
АЗ-1) по снижению давления в барабане-сепараторе, вследствие чего произошел
останов реакторной установки энергоблока № 2 действием УСБ АЗ-1.
4. Калининская АЭС (энергоблок № 3). Неплотность трубчатки охладителя кон-
денсата подогревателя высокого давления (3ПВД-6А), что в совокупности с ошиб-
кой ремонтного персонала ЦЦР (неправильной установки ремонтным персоналом в
ППР — 2009 золотника клапана регулятора 3RN21S11 линии отвода конденсата гре-
ющего пара с ПВД-6А на конденсатор) привели к росту уровня в 3ПВД-6А до сраба-
тывания защиты по 4-му пределу и дальнейшему срабатыванию АЗ реактора.
На Ростовской, Белоярской, Курской и Смоленской АЭС в 2009 году ошибок
персонала не было.
Наиболее значимые нарушения в работе АЭС (с точки зрения категории наруше-
ния и возможных последствий) из числа нарушений, произошедших в 2009 году:
12.01.2009. Останов реактора энергоблока № 3 Ленинградской АЭС режимом
БСМ из-за снижения уровня в барабане-сепараторе в результате ошибочных дей-
ствий персонала. Категория нарушения по НП-004-08 — П06.
08.02.2009. На энергоблоке № 3 Нововоронежской АЭС при выполнении работ
по программе «Перемещение ядерного топлива на узел свежего топлива» произошло
расцепление рабочей кассеты с захватом и падением ее в транспортно-упаковочный
комплект с высоты 500 мм. Категория нарушения по НП-004-08 — П10.
02.04.2009. Останов энергоблока № 3 Калининской АЭС со срабатыванием АЗ
вследствие обесточивания собственных нужд из-за отключения генератора ложной
работой защиты от замыкания на землю и повреждения ячейки 6 кВ резервного пи-
тания трансформатора ОВТ03. Категория нарушения по НП-004-08 — П06.
04.05.2009. Отключение ТГ-2 энергоблока № 2 Балаковской АЭС от сети дей-
ствием аварийной защиты (АЗ) по снижению уровня в ПГ-3. Категория нарушения
по НП-004-08 — П06.
25.08.2009. На энергоблоке № 4 Ленинградской АЭС при выполнении операции
по загрузке ОЯТ в гнездо транспортного чехла вагон контейнера, предназначенно-
по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2009 году
31
го для отправки ОЯТ в ХОЯТ, произошло падение ОТВС из транспортного устрой-
ства в гнездо транспортного чехла по причине обрыва троса привода перемещения
захвата транспортного устройства. Категория нарушения по НП-004-08 — П10.
25.08.2009. Останов энергоблока № 1 Смоленской АЭС оперативным персоналом
с БЩУ кнопкой АЗ-5 из-за обнаружения течи на неотключаемом участке КМПЦ
по сварному соединению всасывающего трубопровода Ду800 и задвижки на всасе
1ГЦН-23. Категория нарушения по НП-004-08 — П06.
10.12.2009. Разгрузка (снижение тепловой мощности до 60 % от Nном) энергобло-
ка № 2 Ленинградской АЭС из-за повреждения кабеля питания при проведении зе-
мельных работ по благоустройству территории на промышленной площадке АС под-
рядной организацией. Категория нарушения по НП-004-08 — П06.
Распределение нарушений в работе АЭС по непосредственным причинам при-
ведено в табл. 7.
Таблица 7
Распределение нарушений в работе АЭС по непосредственным причинам
Непосредственные причины нарушений
2008 г.
2009 г.
п/п
1
Механические повреждения
15
7
2
Неисправности в электротехнических системах
13
16
3
Неисправности в контрольно-измерительных системах
3
5
4
Человеческий фактор
7
2
Всего:
38
30
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС в 2009 году вызвано неисправ-
ностями в электротехнических системах, в 2008 году — механическими поврежде-
ниями оборудования.
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС в 2009 году вызвано такими ко-
ренными причинами, как недостатки управления, недостатки в организации эксплу-
атации, дефекты изготовления, а также недостатки конструирования. Распределение
нарушений в работе АС по коренным причинам приведено в табл. 8.
Таблица 8
Распределение нарушений в работе АС по коренным причинам
Коренная причина
2008 г.
2009 г.
п/п
1
Ошибка конструирования
7
3
2
Ошибка проектирования
4
3
3
Дефект изготовления
8
6
4
Недостатки сооружения
0
1
5
Недостатки монтажа
2
3
6
Недостатки наладки
0
1
7
Недостатки ремонта, выполняемого сторонними организациями
3
2
8
Недостатки проектной, конструкторской и другой документации
2
3
9
Недостатки управления и организации эксплуатации АС
11
5
10
Не установлена
1
3
Всего:
38
30
32
Годовой отчет о деятельности Федеральной службы
По всем нарушениям в работе АЭС в установленном порядке проведено рассле-
дование с разработкой и реализацией соответствующих корректирующих мер по
предотвращению повторения аналогичных событий. Отчеты о проведенных рас-
следованиях рассмотрены в Управлении по регулированию безопасности атомных
станций и исследовательских ядерных установок и направлены в НТЦ ЯРБ для про-
ведения подробного анализа.
По результатам рассмотрения материалов расследования нарушений Управлением
по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных
установок центрального аппарата ряд отчетов о расследованиях нарушений, пред-
ставленных эксплуатирующей организацией как «цеховые», были направлены в экс-
плуатирующую организацию для дополнительного расследования. По результатам
дополнительных расследований указанные нарушения были зарегистрированы как
учетные с присвоением им соответствующих категорий и были выпущены соответ-
ствующие отчеты о нарушениях.
Выполнение корректирующих мероприятий по устранению причин нарушений
контролируется отделами инспекций ядерной и радиационной безопасности на
АЭС, а также в ходе проведения целевых инспекций территориальными органами
по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
Радиоактивные выбросы и сбросы
Величины радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов (ИРГ) и аэ-
розолей на АЭС России в 2009 году с оценкой по отношению к годовым допусти-
мым выбросам (ДВ), установленным СП АС-03, приведены в табл. 9.
Таблица 9
Величины радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов (ИРГ)
и аэрозолей на АЭС России в 2009 году с оценкой по отношению к годовым
допустимым выбросам (ДВ), установленным СП АС-03
АЭС
ИРГ
I-131
Co-60
Cs-134
Cs-137
ТБк (% ДВ)
МБк (% ДВ)
АЭС с ВВЭР-1000 и ВВЭР-440
Балаковская
Ниже чув-
0,5(0,003)
2,7(0,04)
0,3(0,03)
2,5(0,1)
ствительно-
сти прибора
Калининская
36,1(5,2)
866(4,8)
2,8(0,04)
1,1(0,1)
3,4(0,2)
Нововоронежская
95(13,8)
2000(10,9)
650(8,8)
140(15)
180(8,9)
Ростовская
Ниже чув-
Ниже чув-
3,1(0,04)
0,7(0,1)
1,8 (0,1)
ствительно-
ствительно-
сти прибора
сти прибора
Кольская
Ниже чув-
9(0,05)
24,1 (0,3)
Ниже чув-
4,2(0,2)
ствительно-
ствительно-
сти прибора
сти прибора
АЭС с РБМК-1000
Курская
297,3(8)
1320(1,4)
333(13,3)
7,8(0,6)
50,7(1,3)
Ленинградская
252,4(6,8)
819(0,9)
83,8,9(3,4)
35(2,5)
132(3,3)
Смоленская
64(1,7)
57,3(0,1)
80,3(3,2)
Ниже чув-
9,8(0,2)
ствительно-
сти прибора

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..