ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 24

 

 

369
на НИР по теме: «Разработка проектов Инструкции по пылевзрывозащите горных
выработок угольных шахт и Инструкции по борьбе с пылью в угольных шахтах».
В результате НИР разработаны:
проект Инструкции по пылевзрывозащите горных выработок угольных шахт;
проект Инструкции по борьбе с пылью в угольных шахтах.
В рамках государственного контракта № 107-ГК/2011 от 11.07.2011 учреждени-
ем Российской академии наук Институтом проблем комплексного освоения недр
РАН выполнена НИР по теме: «Разработка Методические указания по обеспечению
локальной устойчивости уступов и определения параметров берм и проектов Ин-
струкции по безопасному ведению работ при разупрочнении массива горных пород
и Инструкции по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по вне-
запным выбросам угля, породы и газа».
Целями НИР являлась разработка:
Инструкции по выбору способов и параметров разупрочнения кровли на выемоч-
ном участке регламентирующая требования безопасного недропользования, отвеча-
ющих современному уровню развития технических средств и технологий, снижение
аварийности и травматизма при пользовании недрами на месторождениях отраба-
тывающих угольные пласты с тяжелыми кровлями, как правило, высокопрочными
песчаниками;
Инструкции по безопасному ведению горных работ на пластах, опасных по вне-
запным выбросам угля, породы и газа регламентирующая требования безопасного
недропользования, аварийности и травматизма при пользовании недрами на место-
рождениях склонных к внезапным выбросам угла, породы и газа;
Методических указаний по обеспечению устойчивости уступов и определения
берм.
В результате НИР разработаны проекты выше указанных документов.
В рамках государственного контракта 34-ГК/2011 от 17.05.2011 ЗАО НТЦ ПБ в
рамах деятельности Ростехнадзора выполнило НИР «Разработка методических ре-
комендаций по гармонизации систем государственного регулирования и законо-
дательств стран-участниц Межгосударственного совета по промышленной безопа-
сности (МСПБ)».
Задачи указанной работы заключались в сборе материалов о состоянии государ-
ственного регулирования и законодательства по промышленной безопасности, дей-
ствующего в странах-участницах Межгосударственного совета по промышленной
безопасности, проведении сопоставительного анализа представленных материалов
и разработке на основании полученных результатов анализа.
В результате НИР:
разработан Опросный лист, собраны материалы о состоянии государственного
регулирования и законодательства по промышленной безопасности, действующего в
странах-участницах Межгосударственного совета по промышленной безопасности;
проведен сопоставительный анализ представленных материалов;
разработаны Методические рекомендации по гармонизации систем государст-
венного регулирования и законодательств по промышленной безопасности стран-
участниц Межгосударственного совета по промышленнойбезопасности.
370
2.6.3. Научно-исследовательские работы в области безопасности электрических
и тепловых установок и сетей
В 2011 г. ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» выполнено две научно-ис-
следовательских работы в области безопасности электрических и тепловых устано-
вок и сетей.
В рамках государственного контракта от 13.05.2011 № 32-ГК/2011 выполнена ра-
бота по теме: «Разработка методических рекомендаций и типовой программы про-
верки тепловых электрических станций по вопросам организации безопасной эк-
сплуатации и технического состояния оборудования».
Объектом исследования являлись законодательные и иные нормативные право-
вые акты Российской Федерации, а также нормативных документов федеральных
органов исполнительной власти в электроэнергетике, относящихся к сфере дея-
тельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору.
При выполнении работы подготовлены перечень и анализ состояния законода-
тельных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нор-
мативных документов федеральных органов исполнительной власти в электроэнер-
гетике, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору с целью выделения документов соответству-
ющих предмету государственного энергетического надзора по вопросам организа-
ции безопасной эксплуатации и технического состояния оборудования тепловых
электрических станций.
Результаты работы направлены на совершенствование нормативной базы госу-
дарственного регулирования для обеспечения реализации полномочий Ростехнад-
зора по техническому контролю и надзору при эксплуатации тепловых электриче-
ских станций.
В рамках государственного контракта от 18.10.2011 № 137-ГК/2011 выполнена
работа по теме: «Разработка методических рекомендаций и типовой программы про-
верки энергоустановок потребителей по вопросам организации безопасной эксплу-
атации и технического состояния оборудования».
Объектом исследования являлись законодательные и иные нормативные право-
вые акты Российской Федерации, а также нормативных документов федеральных
органов исполнительной власти в электроэнергетике, относящихся к сфере дея-
тельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомно-
му надзору.
При выполнении работы подготовлен перечень и проведен анализ состояния за-
конодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так-
же нормативных документов федеральных органов исполнительной власти в элек-
троэнергетике, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору с целью выделения документов
соответствующих предмету государственного энергетического надзора по вопросам
организации безопасной эксплуатации и технического состояния энергоустановок
потребителей.
Результаты работы направлены на совершенствование нормативной базы госу-
дарственного регулирования для обеспечения реализации полномочий Ростехнад-
зора по техническому контролю и надзору при эксплуатации энергоустановок по-
требителей.
371
В 2011 г. ФБУ «НТЦ Энергобезопасность» проводило в интересах Ростехнадзо-
ра научно-исследовательские работы прикладного характера. В разработке находи-
лось четыре темы НИР:
1. «Разработка методических основ многофакторных исследований технического
состояния и безопасности высоконапорных гидротехнических сооружений».
2. «Анализ инцидентов и аварий по данным технических расследований на ги-
дротехнических сооружениях объектов энергетики и промышленности»
3. «Анализ инцидентов и аварий по данным технических расследований на объ-
ектах электросетевого хозяйства и сетях потребителей электрической энергии»
4. «Научно-техническое обеспечение надзора за безопасностью строящихся объ-
ектов энергетики».
1. Разработка методических основ многофакторных исследований технического
состояния и безопасности высоконапорных гидротехнических сооружений.
Одной из актуальных проблем в настоящее время является отсутствие инфор-
мации о составе и объеме работ по многофакторному анализу технического состо-
яния гидротехнических сооружений и эффективному использованию результатов
многофакторных исследований для целей обеспечения безопасности и регулиро-
вания безопасности.
В 2011 г. выполнялось два этапа НИР:
Этап 1 «Результаты аналитических исследований технического состояния и без-
опасности высоконапорных гидротехнических сооружений.
Этап 2 «Методологические основы многофакторных исследований техническо-
го состояния и безопасности высоконапорных гидротехнических сооружений».
На первом этапе научно-исследовательской работы выполнены обзор и анализ
информации на базе отечественных и зарубежных источников о многофакторных
обследованиях (исследованиях) высоконапорных и иных ГТС; сбор и анализ сведе-
ний о номенклатуре факторов, которые являются показателями многофакторных об-
следований (исследований) высоконапорных и иных ГТС и могут быть существен-
ными для оценки технического состояния ГТС и обеспечения их безопасности для
персонала, населения и окружающей среды; рассмотрены и обобщены представле-
ния о целях и задачах многофакторных обследований и исследований и определена
суть используемых определений и понятий в части касающейся «многофакторных
исследований», «многофакторных обследований.
На основании полученных данных оценена необходимость разработки проекта
многофакторных исследований для целей проектирования, эксплуатации и рекон-
струкции ГТС
В результате выполнения этапа 1 НИР выявлена необходимость совершенство-
вания нормативного регулирования для целей выполнения и применения резуль-
татов многофакторных исследований.
Полученные результаты были использованы для дальнейшей работы в целях фор-
мирования методологических основ выполнения многофакторных исследований
На втором этапе научно-исследовательской работы разработаны методологиче-
ские основы многофакторных исследований технического состояния и безопасно-
сти высоконапорных гидротехнических сооружений. Была подготовлена матрица
многофакторного анализа для различных жизненных циклов высоконапорных ГЭС.
В ней приводятся по этапам жизненного цикла объекта данные, определяющие вид
исследования, параметры и характеристики, получаемые расчетом, измерениями
или визуально, назначение результатов исследования.
372
В методологию многофакторных исследований включены основные положения
методологических основ для многофакторного обследования ГТС; методологиче-
ских основ для многофакторного исследования ГТС, а также по организации мони-
торинга за состоянием ГТС ГЭС.
Прикладные исследования по настоящей научно-исследовательской работе ини-
циированы в 2011 г., и работа запланирована к продолжению в 2012-2013 г.
Полученные в 2011 г. результаты будут использованы при формировании нор-
мативно-методических документов для выполнения многофакторных обследова-
ний и многофакторных исследований высоконапорных гидротехнических соору-
жений гидроэлектростанций, а также для целей регулирования безопасности высо-
конапорных ГЭС.
2. Анализ инцидентов и аварий по данным технических расследований на гидро-
технических сооружениях объектов энергетики и промышленности»
В 2011 г. были продолжены исследования по анализу нарушений, аварий, а также
отказов оборудования при эксплуатации гидроэлектростанций, гидротехнических
сооружений на объектах промышленности и энергетики. В 2011 г. выполнялись два
этапа работы (этап 3 и этап 4):
Этап 3 «Сбор данных о надежности оборудования и конструкций гидроэлектро-
станций; анализ информации».
Этап 4 «Анализ инцидентов и аварий по данным технических расследований на
гидротехнических сооружениях объектов энергетики и промышленности с резуль-
татами аналитических исследований».
В ходе выполнении работ на этапе 3 НИР был продолжен сбор информации о на-
рушениях в строительных конструкциях и гидромеханическом оборудовании ГТС
по литературным источникам и материалам деклараций безопасности гидротехни-
ческих сооружений для ряда ГЭС за период более чем 10 лет. Обработана информа-
ция по отказам оборудования по 6-ти высоконапорным ГЭС.
Выявлено, что старение строительных конструкций и гидромеханического обо-
рудования высоконапорных ГЭС определяют необходимость выполнения ремон-
тно-восстановительных работ строительных конструкций, ремонтов и замены обо-
рудования. По результатам анализа ремонтных работ в отношении оборудования,
сооружений и конструкций установлено, какие конструкции, и оборудование наи-
более часто требуют ремонта, замены и модернизации. Отмечено, что своевремен-
ные восстановительные работы проводятся эксплуатирующими организациями, что
позволяет обеспечивать удовлетворительные условия эксплуатации.
Основная часть ремонтно-восстановительных работ представлена работами по
устранению дефектов бетонных поверхностей сооружений, антикоррозийного по-
крытия металлических конструкций, восстановлению работоспособности механи-
ческого оборудования, гидромеханических конструкций гидроузлов, антикорро-
зийного покрытия.
В ходе выполнения работ на этапе 4 НИР проводились аналитические исследо-
вания аварий и нарушений на ГЭС и ГТС и состояния их безопасности.
В результате проведения НИР на различных этапах было выполнено следующее.
1. Проанализирована статистика состояния ГТС в мире и в Российской Феде-
рации, а также аварии на ГТС, их причины и последствия. Рассмотрены факторы,
определяющие безопасность ГТС.
2. Собрана информация о нарушениях требований безопасности на объектах
энергетики (ГЭС, ТЭС) за период с 2009 по 2011 г.
373
Анализ причин нарушений требований безопасности и аварий на ГЭС показал,
что в большинстве случаев отказы, нарушения и аварии на ГЭС были вызваны от-
казами и нарушениями в линиях электропередач, на трансформаторных подстан-
циях по причине отказов электротехнического оборудования.
Информация о надежности оборудования и конструкций ГТС представлена в
форме аналитической информации и электронной базы данных на примерах Волж-
ской, Саратовской, Новосибирской, Зейской, Чиркейской, Жигулевской и Бурей-
ской ГЭС. Установлено значительное влияние на обеспечение безопасности ГТС
человеческого фактора.
На 4 этапе НИР были выполнены аналитические исследования по тяжелой аварии,
которая произошла на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г. В отчете представ-
лены результаты аналитических исследований на материале, который опирается на
фактическую информацию о механизмах развития аварии, мнение экспертов и спе-
циалистов с одной стороны, и мнение авторов настоящего отчета, с другой стороны.
При рассмотрении сценариев аварии было установлено, что сценарий с чисто
усталостным разрушением шпилек не может рассматриваться, как основной.
Каждый из рассмотренных в отчете механизмов непосредственно (напрямую),
но в большей степени опосредовано через систему взаимосвязанных и взаимообу-
словленных предшественников аварии имеют право на признание важными для
того, чтобы их непременно учитывать в целях предупреждения аналогичных ава-
рий, прежде всего, на СШГЭС при ее дальнейшей эксплуатации, а также на других
ГЭС. Особенно это важно для высоконапорных ГЭС, деривационных ГЭС и гидро-
аккумулирующих ГЭС.
Выявлена недостаточность знаний о причинах неустойчивой работы гидроагре-
гатов. В числе других факторов были рассмотрены факторы, определяющие слож-
ные условия работы плотины:
продолжающиеся современные дифференцированные сейсмотектонические сме-
щения земной коры в регионе ГЭС;
близость зон возможных очагов землетрясений, возможность реализации зем-
летрясения с интенсивностью максимального расчетного землетрясения 7 баллов
и выше (8 баллов);
нестабильность напряженно — деформированного состояния основания плоти-
ны и самой плотины.
Недостаточными являются знания о напряженно-деформированном состоянии
и собственных динамических характеристиках в компонентах системы «Верхний
бьеф — плотина — здание ГЭС — нижний бьеф»; подсистем «Водоводы — гидро-
агрегаты — отводящие трубы»; « Массив — турбинная шахта — гидроагрегат»; «Ги-
дроагрегат в условиях вынужденных колебаний»; «Водовод — плотина». Выявлена
недостаточность знаний о расходах, течениях и явлениях, возникающих в водном
потоке в высоконапорных водоводах.
Отмечается недостаточность системы мониторинга сейсмических воздействий в
районе размещения СШГЭС, системы динамического мониторинга (слабая осна-
щенность, недостаточность точек измерений, отсутствие возможности оперативно-
го контроля критических параметров).
По результатам исследований причин и механизмов аварии на СШГЭС 17 авгу-
ста 2009 г. сделаны предложения по выполнению работ, направленных на совершен-
ствование системы безопасности высоконапорных ГЭС.
374
Для повышения надежности и безопасности гидроэнергетики необходимо про-
должить исследования физических процессов, происходящих в гидравлическом
тракте ГЭС.
Все высоконапорные гидроагрегаты имеют зону не рекомендованной работы пря-
мо в середине регулировочного диапазона, что не позволяет использовать их для пол-
ноценного регулирования частоты и мощности в энергосистеме. Гидродинамическая
теория течения в проточной части турбины не объясняет появления столь мощных
возмущений. Такие эффекты не происходят при стендовых испытаниях. Отмечается
авторами отчета, что существующие методики расчета и проектирования гидроагре-
гатов до сих пор не учитывают возможности возникновения автоколебаний, все рас-
четы гидротурбин выполняются для случая свободного обтекания. Поэтому многие
гидроагрегаты динамически неустойчивы. При совпадении частоты внешних возму-
щений с собственной частотой имеется высшая вероятность наступления резонанса.
При возникновении резонансных явлений, гидроакустических возбуждений, «орган-
ных» колебаний амплитуды динамических нагрузок на элементы и узлы гидротурби-
ны могут значительно возрастать, пульсации давления в потоке вызывать кавитацию
и гидроудары, что может приводить с определенной степенью скорости к кавитаци-
онной эрозии, трещинообразованию и поломкам гидротурбин. Устранение условий
самовозбуждения таких колебаний позволит обеспечить устойчивую работу гидро-
агрегата во всем диапазоне активной мощности или минимизировать диапазоны за-
прещенных зон, установить их границы. Отмечается недостаточность нормативно-
го регулирования, чтобы обеспечить проведение соответствующих работ, исследова-
ний, изысканий, модернизаций систем мониторинга и виброконтроля на СШГЭС.
Одним из направлений обеспечения безопасности СШГЭС является обеспече-
ние наиболее безопасных и эффективных условий эксплуатации СШГЭС и ее агре-
гатов, оборудования и конструкций. Это обеспечение, по возможности проектных
(стабильных) уровней: верхнего бьефа, нижнего бьефа, мертвого объема (УВБ, УНБ,
УМО), работа берегового водосброса и т.п.
По мнению авторов отчета, высоконапорная ГЭС, какой является СШГЭС, а так-
же, учитывая нестабильную работу массива скального основания и плотины, долж-
на работать в базовом режиме, как это наиболее приемлемо для ответственных объ-
ектов, например, атомных электрических станций.
Проблема неустойчивых режимов выдачи энергии в электрические сети может
создавать проблемы с нарушениями безопасности.
Существенное значение для обеспечения безопасности СШГЭС имеет регулиро-
вание гидрологической безопасности. Рассмотрению этого вопроса в заключитель-
ном отчете о НИР уделено специальное внимание.
В связи с масштабными работами по реконструкции СШГЭС после аварии 17 ав-
густа 2009 г., предлагается использовать более фундаментальный подход регулиро-
вания гидрологической безопасности СШГЭС. Приводятся рекомендации по воз-
можному восстановлению резерва гидрологической безопасности на каскаде ГЭС
на р. Енисей.
3. Анализ инцидентов и аварий по данным технических расследований на объек-
тах электросетевого хозяйства и сетях потребителей электрической энергии»
В 2011году по этой теме был выполнен заключительный 4 этап «Разработка базы
данных по отказам трансформаторов и трансформаторных подстанций, а также тех-
нических устройств на трансформаторных подстанциях».
375
Были проанализированы крупные технологические нарушения в электроэнер-
гетике России за период 2009-2011 гг. В их числе авария Объединенной энергети-
ческой системы (ОЭС) Урала 09.09.2000; авария в энергосистемах Московского ре-
гиона 25.05.2005; технологическое нарушение в ОАО «Московская объединенная
электросетевая компания» 14.11.2006; авария в энергосистеме Санкт-Петербурга и
Ленинградской области в августе 2010 г.; авария «ледяного дождя» в энергосистеме
Москвы и Московской области 30.12.2010; авария в энергосистеме Калининград-
ской области 13.08.2011. В целях сравнительного анализа причин аварий были рас-
смотрены аварии в энергосистемах США и Канады (14.08.2003); Западной Европы
(05.11.2006); аварии в Японии (14.08.2006); аварии в США (09.09.2011).
В условиях многообразия и каскадного характера аварийных возмущений, при-
водивших к возникновению крупных аварий в зарубежных объединениях в пред-
шествующее десятилетие целесообразно указать на общий недостаток их проекти-
рования и эксплуатации:
развитие аварий происходит по причине недостаточного уровня оснащения энер-
госистем комплексной противоаварийной автоматикой, соответствующей возможно-
стям научно-технического прогресса и инновационных технологий в указанной сфере;
в энергосистемах недостаточное внимание уделяется созданию электростан-
ций локальной генерации для энергоснабжения опасных и социально-значимых
потребителей электрической энергии, оснащенных противоаварийной делитель-
ной автоматикой сбалансированного типа с выдачей мощности указанных элек-
тростанций по кабельным ЛЭП, не подвергающихся повреждениям при стихий-
ных явлениях.
Сложность решения проблемы обеспечения энергобезопасности при возникно-
вении каскадных аварий в энергосистемах осложняется незавершенностью к на-
стоящему времени теоретических основ противоаварийного управления в электро-
энергетических системах сложной структуры, в том числе в системах электроснаб-
жения мегаполисов.
По данным ОАО «Холдинг МРСК» за период 2009-2010 гг. число возгораний
трансформаторов напряжением 35 кВ и выше от общего числа случаев их повре-
ждений (технологических нарушений) составило в 2009 г. 2,3 % (3 возгорания при
общем числе технологических нарушений — 126) и составило в 2010 г. 1,3 % (3 воз-
горания, при общем числе технологических нарушений — 219).
Вместе с тем отмечена неоднозначность взаимной связи административных мер
для декларирования ТП в качестве ОПО и практического осуществления мер для
повышения энергобезопасности ТП. В условиях многолетней практики проектиро-
вания и эксплуатации ТП отработаны технические решения для обеспечения по-
жарной безопасности ТП и релейной защиты трансформаторов. Имеющиеся слу-
чаи возгорания трансформаторов имеют технические причины и вряд ли могут быть
устранения предлагаемыми формальными процедурами регистрации ТП в качестве
ОПО. В связи с этим целесообразно провести оценку ущербов от возгораний тран-
сформаторов, затрат на страхование от возгораний, затрат на осуществление ли-
цензирования и декларирования промышленной безопасности ТП, затрат на осу-
ществление мероприятий, направленных на решение задач мониторинга и предо-
твращения рисков на ТП, а также разработать предложения по гарантированному
использованию сэкономленных средств при исключении необходимости осущест-
вления лицензирования и декларирования промышленной безопасности ТП для ре-
376
шения практических задач их энергобезопасности, в том числе для развития систе-
мы мониторинга рисков в указанной сфере.
В заключительном отчете сделаны предложения по направлениям решения за-
дач государственной политики в указанной сфере в части:
автоматизации электроэнергетики;
создания комплексной системы выявления технологических рисков в электро-
энергетике и реализации мероприятий для их уменьшения с использованием про-
грессивных и инновационных технологий.
развития организационных, методических и технических мероприятий по обес-
печению комплексной промышленной безопасности в энергосистемах России.
В отчете по теме приводятся предложения по проведению актуальных научных
исследований в области обеспечения надежной работы энергетического оборудова-
ния, электротехнического оборудования, включая трансформаторы; по продолже-
нию исследования и анализу сведений об отказах трансформаторов, трансформатор-
ных подстанций, а также технических устройств на трансформаторных подстанциях.
4. Научно-техническое обеспечение надзора за безопасностью строящихся объ-
ектов энергетики.
По этой теме в 2011 г. было выполнено 2 этапа НИР.
Этап 1. «Аналитический обзор практики проведения государственного надзора
и контроля за безопасностью строительства объектов энергетики»
Этап 2. «Методические рекомендации по организации и осуществлению госу-
дарственного строительного надзора на объектах энергетики. Проект методическо-
го документа»
Был выпущен «Аналитический обзор практики проведения государственного
надзора и контроля безопасности строительства объектов энергетики».
В рамках выполнения работ по первому этапу был проведен обзор и анализ дей-
ствующей нормативной базы в сфере строительства объектов энергетики, а на ос-
новании результатов анализа определены нормативные документы, которые будут
способствовать совершенствованию государственного строительного надзора.
Определена важность разработки документов корпоративного статуса по произ-
водству строительных, монтажных, пусконаладочных работ, а также документов по
выполнению оценок соответствия при вводе в эксплуатацию законченных строи-
тельством объектов энергетики.
На этапе 2 НИР разработан проект нормативного документа «Методические ре-
комендации по организации и осуществлению государственного строительного
надзора на объектах энергетики». Методические рекомендации предназначены для
применения в системе Ростехнадзора.
Выполнение научно-исследовательской работы по федеральной целевойпрограм-
ме «Снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года»
По заказу Ростехнадзора ФБУ «НТЦ «Энергобезопасность» в рамках ФЦП про-
водилась НИР «Уменьшение риска аварий на объектах энергетики при землетрясе-
ниях и связанных с ними ассоциациях природных и техногенных явлений, процес-
сов и факторов». Целью НИР является разработка комплексной проблемы обеспе-
чения безопасности критически важных объектов энергетики при сейсмических
воздействиях и связанных с ними ассоциациях природных и техногенных процес-
сов, явлений и факторов.
377
В состав объектов исследования и объектов внедрения результатов НИР входят
гидроэлектростанции, тепловые электростанции, электрические сети единой на-
циональной энергетической системы, объекты теплоснабжения и тепловые сети,
в том числе действующие объекты и новые объекты энергетики с учетом Страте-
гии развития энергетики до 2030 г. Работа по теме предусматривается на период
до 2015 г.
В рамках темы НИР «Уменьшение риска аварий на объектах энергетики при зем-
летрясениях и связанных с ними ассоциациях природных и техногенных явлений,
процессов и факторов» в 2011 г. было выполнено 4 этапа НИР:
Этап 1 «Формирование научно обоснованного Перечня нормативных докумен-
тов в области сейсмостойкости объектов энергетики с учетом связанных с земле-
трясениями ассоциаций процессов, явлений и факторов природного и техногенно-
го происхождения, включая вопросы нормативного регулирования сейсмического
и динамического мониторингов территорий и основного оборудования, зданий и
сооружений объектов энергетики».
Этап 2. Обзор методов расчетного и экспериментального обоснования сейсмо-
стойкости объектов энергетики и разработка рекомендаций по их применению.
Этап 3. Научно обоснованные предложений по совершенствованию норматив-
ного регулирования, внедрению методов расчетного и экспериментального анали-
за сейсмостойкости, организации и осуществлению надзора за обеспечением сей-
смостойкости на объектах энергетики.
Этап 4 «Сопоставительный анализ подзаконных нормативных актов, методик и
корпоративных документов в областях нормативного регулирования обеспечения
сейсмостойкости для АЭС, ТЭС и ГЭС».
Подготовлено 4 отчета о НИР с выводами и предложениями. В результате выпол-
нения этапов НИР результаты предыдущих этапов получали внедрение при разра-
ботке последующих этапов НИР.
В рамках темы НИР «Уменьшение риска аварий на объектах энергетики при зем-
летрясениях и связанных с ними ассоциациях природных и техногенных явлений,
процессов и факторов» выполнено следующее:
определены и описаны задачи исследования параметров землетрясений, сфор-
мирована номенклатура ассоциаций процессов, явлений и факторов природного и
техногенного происхождения, связанных с землетрясениями.
обоснована актуальность обеспечения и обоснования сейсмостойкости объектов
энергетики и совершенствования нормативного регулирования.
сформулированы принципиальные положения для оценки уязвимости объектов
энергетики, включая их территории и инфраструктуру при землетрясениях и свя-
занных с ними ассоциациях процессов, явлений и факторов природного и техно-
генного происхождения.
составлен Перечень нормативных документов в области сейсмостойкости объек-
тов энергетики с учетом связанных с землетрясениями ассоциаций процессов, явле-
ний и факторов природного и техногенного происхождения, включая вопросы нор-
мативного регулирования сейсмического и динамического мониторингов террито-
рий и основного оборудования, зданий и сооружений объектов энергетики
создана информационная база данных о современном состоянии разработанно-
сти методов анализа сейсмостойкости зданий, сооружений, оборудования и трубо-
проводов объектов энергетики и их готовности для применения.
378
составлена информационная база данных о теории, методах и методиках проек-
тирования и расчета зданий, сооружений, уникальных и технически сложных соо-
ружений, гидротехнических сооружений, широкой номенклатуры типов оборудо-
вания и трубопроводов объектов энергетики в сейсмостойком исполнении
составлена база данных о программных средствах, которые могут применяться
для целей проектирования и при выполнении оценок сейсмостойкости. Обоснова-
ны причины необходимости верификации и аттестации программных средств, ре-
ализующих численные методы анализа сейсмостойкости.
В ходе работы было выявлено отсутствие универсальной нормативно-техниче-
ской базы по учету землетрясений и связанных с ними ассоциаций при проекти-
ровании объектов энергетики и электроэнергетической инфраструктуры. Для под-
тверждения этого вывода была проведена дополнительная научно исследовательская
работа с целью проведения сопоставительного анализа подзаконных нормативных
актов, методик и корпоративных документов в областях нормативного регулиро-
вания обеспечения сейсмостойкости для АЭС, ТЭС и ГЭС (для объектов атомной
энергетики нормативная база по вопросам обеспечения сейсмостойкости призна-
ется в основном достаточной).
В заключительном отчете на этапе 3 НИР сделаны научно-обоснованные пред-
ложения по совершенствованию нормативного регулирования, внедрению мето-
дов расчетного и экспериментального анализа сейсмостойкости, организации и
осуществлению надзора за обеспечением сейсмостойкости на объектах энергетики.
В связи с принятием технических регламентов «О безопасности зданий и соо-
ружений» и «О безопасности машин и оборудования», выявлена возможность раз-
вития требований этих регламентов в документах нижнего уровня в иерархической
структуре нормативных документов. Следует разрабатывать «поддерживающие» тре-
бования технических регламентов документы. Целесообразно выполнить разработ-
ку единого документа для объектов энергетики, в котором на системной основе из-
ложить все необходимые требования для обеспечения их сейсмостойкости при раз-
мещении, проектировании, эксплуатации.
Следует ввести специальные требования к обеспечению сейсмостойкости ши-
рокой номенклатуры оборудования и трубопроводов, систем управления, к обеспе-
чению безопасности работников и их защите от аварий на потенциально опасном
объекте энергетики при землетрясениях.
Особое внимание следует уделить обеспечению сейсмостойкости действующих
объектов энергетики, находящихся в зоне высокой сейсмической опасности, а так-
же в зонах возможной реализации ассоциаций процессов, явлений и факторов при-
родного и техногенного происхождения при землетрясениях. Непринятие мер по
обеспечению сейсмостойкости может привести к проблемам обеспечения энерге-
тической безопасности.
2.7. Информирование общественности
В 2011 г. пресс-службой Ростехнадзора велась плановая работа по информирова-
нию средств массовой информации (СМИ) о деятельности Ростехнадзора по трем
основным направлениям:
1. Размещение информации в новостном разделе официального сайта Ростех-
надзора по следующим темам:
проведение официальных мероприятий с участием руководства Ростехнадзора;
379
проведение международных мероприятий с участием представителей Ростехнад-
зора;
проведение плановых и внеплановых проверок предприятий;
расследование причин аварий и несчастных случаев со смертельным исходом
(еженедельное обновление);
публикация текстов законопроектов для публичного обсуждения;
заседания Общественного Совета при Ростехнадзоре и др.
2. Взаимодействие с журналистами. Работа с запросами.
Запросы, поступившие в пресс-службу от СМИ в прошедшем году, в основном
были связаны с несколькими информационными поводами:
комментарии Ростехнадзора к аварии на АЭС «Фукусима» и мероприятия Ро-
стехнадзора по повышению надежности российских АЭС;
подписание четырехсторонних соглашений с нефтяными компаниями (в рамках
этих соглашений нефтяные компании обязуются модернизировать свои НПЗ для
перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов (до 2015 г.), а
начиная с 2015 г. обеспечить достаточное производство моторного топлива и пред-
ложение на внутренний рынок);
одобрение на Президиуме Правительства Российской Федерации «Концепции
совершенствования государственной политики в области обеспечения промышлен-
ной безопасности с учетом необходимости стимулирования инновационной деятель-
ности предприятий на период до 2020 года» (документ содержит основные подходы
к совершенствованию политики в области обеспечения промышленной безопасно-
сти, предусматривающие выполнение мероприятий, нацеленных на совершенст-
вование системы регулирования в указанной области, повышения прозрачности
деятельности органов в области промышленной безопасности, снижение админи-
стративных барьеров, разграничение полномочий в области промышленной без-
опасности между федеральными органами исполнительной власти, органами субъ-
ектов РФ, органами местного самоуправления, в том числе в части осуществления
контроля и надзора, а также стимулирование модернизации производств, иннова-
ционной деятельности предприятий и внедрение инноваций).
вступление в силу изменений в закон «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» и др.
В 2011 г. пресс-служба Ростехнадзора активно сотрудничала с ведущими россий-
скими изданиями и информационными агентствами. Публикации и новости, касаю-
щиеся деятельности Ростехнадзора, выходили в газетах «Ведомости», «Коммерсант»,
«Российская газета», «Комсомольская правда» и др., информационных агентствах
ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, «Интерфакс», РБК и др.
3. Оперативная работа.
В случае возникновения аварийных ситуаций на опасных производственных объ-
ектах сотрудниками пресс-службы Ростехнадзора проводится незамедлительное ин-
формирование представителей СМИ о работе комиссий Ростехнадзора.
Телевизионные репортажи на различные темы, связанные с деятельностью Ро-
стехнадзора, выходили на 1 Канале, ВГТРК, «Столице», НТВ и т.д., радиорепорта-
жи транслировались на «Коммерсант-ФМ», «Бизнес-ФМ» и др.
Работа с обращениями граждан в отчетном году была, в том числе, направлена на
разъяснение вопросов, касающихся нормативного регулирования ядерной и радиа-
ционной безопасности. В течение 2011 г. было получено 917 писем, а также 236 об-
380
ращений по телефону с различными вопросами, касающимися нормативного регу-
лирования ядерной и радиационной безопасности.
Для привлечения общественности к обсуждению вопросов регулирования ядер-
ной и радиационной безопасности учрежден журнал «Ядерная и радиационная без-
опасность», который распространяется на всей территории России, а также в стра-
нах СНГ и за рубежом. Подписка на журнал организована как через агентства «Ро-
спечать», «Пресса России», «УралПРЕСС», «Интерпочта», так и через ФБУ «НТЦ
ЯРБ». Тираж журнала — 500 экз. Специалистам Ростехнадзора журнал высылается
бесплатно, в том числе в МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасно-
сти — в количестве 145 экземпляров.
В 2011 г. в журнале было опубликовано 6 проектов нормативных документов, а
также 8 утвержденных документов, 10 статей по актуальным вопросам безопасного
ведения работ на объектах использования атомной энергии, а также материалы ме-
ждународной и справочной информации.
В целях повышение уровня информированности населения по вопросам науч-
но-технического обеспечения деятельности Ростехнадзора в области регулирования
ядерной и радиационной безопасности информационные ресурсы размещаются на
интернет-сайте ФБУ «НТЦ ЯРБ», на котором открыт доступ к журналу «Ядерная и
радиационная безопасность».
В 2011 г. было получено 573 запроса от заинтересованных специалистов на прио-
бретение нормативных документов, издано 135 наименований для обеспечения этих
заявок общим тиражом 10 117 экземпляров.
Специалисты Ростехнадзора имеют доступ к информационным ресурсам также
через специально созданный для этих целей информационный корпоративный пор-
тал, позволяющий работать с полнотекстовой базой данных нормативных докумен-
тов «RIS», получать информацию о стадиях разработки федеральных норм и правил
и участвовать в их разработке, обсуждать актуальные вопросы в области ядерной и
радиационной безопасности.
Работа с общественностью в части организации мероприятий по созданию объ-
ективного общественного мнения об области использования атомной энергии про-
водилась на базе ФБУ «НТЦ ЯРБ» в форме публичных мероприятий, включая ме-
ждународные.
В 2011 году проводились:
ежегодные научно-практические семинары с участием инспекторского состава
МТУ ЯРБ предприятий ядерного топливного цикла (16.06.2011) и отделов инспек-
ций ЯРБ на атомных станциях (23-24 ноября 2011 г.);
ежемесячные семинары по актуальным проблемам регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности, со следующей тематикой:
сейсмостойкость ядерных установок;
проблемы вывода из эксплуатации блоков АЭС;
международные требования к проектированию сейсмостойкого оборудования
АС (в соответствии с кодом ASME);
экспертиза промышленной безопасности машиностроительных и строитель-
ных объектов для анализа статической усталостной термической прочности,
устойчивости и динамики методом конечных элементов с использованием про-
граммных продуктов компании НТЦ АПМ;
система менеджмента качества для руководителей;
381
разработка программных средств и моделирование теплогидравлических про-
цессов при пассивном отводе остаточного тепла водо-водяных реакторов.
Работа с обращениями граждан.
Всего в центральный аппарат и территориальные органы Ростехнадзора в 2011 г.
поступило 14 896 обращений граждан, что на 16,4 % больше, чем в 2010 г. (12 792).
Из общего количества обращений граждан 4807 (32,3 %) обращений получены по
информационным системам общего пользования.
За отчетный период в территориальных органах было получено 10 898 обращений
граждан. В центральный аппарат Ростехнадзора поступило 3998 обращений (26,8 %
от всех полученных).
На личном приеме в Ростехнадзоре принято 1468 граждан, из них в центральном
аппарате — 33; в территориальных органах — 1435.
Наибольшее количество обращений поступило в следующие территориальные
органы:
Уральское управление — 940;
Центральное управление — 937;
Северо-Кавказское управление — 752;
Приуральское управление — 707;
Северо-Западное управление — 644.
Тематика обращений в центральный аппарат Ростехнадзора распределилась сле-
дующим образом: по вопросам строительного надзора обратилось 27,6 % граждан;
по вопросам энергетического надзора — 19,2 %; по надзору за объектами нефтегазо-
вого комплекса — 17 %; по лицензированию и оформлению разрешений — 13,7 %.
Также граждане обращались по вопросам общепромышленного, горного надзора,
по правовым и социальным вопросам.
В своих обращениях граждане поднимали вопросы аттестации руководителей и
специалистов предприятий в центральной и территориальных аттестационных ко-
миссиях.
По обращениям граждан проводились плановые и внеплановые проверки с вые-
здом на место с целью объективного анализа законности обращений граждан, при-
нятия мер и проведения профилактических мероприятий, привлечения к ответст-
венности виновных лиц.
В течение 2011 г. проведены проверки состояния работы с обращениями граждан
в Забайкальском, Верхне-Донском, Северо-Уральском, Приволжском, Северо-За-
падном, Дальневосточном управлениях Ростехнадзора, в Центральном МТУ ЯРБ.
В сентябре 2011 г. проведен семинар-совещание с должностными лицами терри-
ториальных органов, ответственными за работу с обращениями граждан.
Разработан и введен в действие в IV квартале 2011 г. Тематический классифика-
тор обращений граждан Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору.
На сайте Ростехнадзора в разделе «Общественная приемная» в течение года было
размещено 127 справочно-информационных и статистических материалов о рабо-
те с обращениями граждан, результатах их рассмотрения и принятых мерах. Всего в
2011 г. зарегистрировано свыше 330 тыс. посещений раздела сайта «Общественная
приемная» (в 2010 г. — 220 тыс. посещений).
На оперативных совещаниях постоянно рассматривалась информация о состоя-
нии исполнительской дисциплины в центральном аппарате при рассмотрении об-
ращений граждан.
382
В июне прошедшего года в центральном аппарате Ростехнадзора было проведено
служебное совещание о состоянии работы по рассмотрению обращений граждан. По
итогам совещания подготовлено распоряжение от 22.06.2011 № 97-рп «О мерах по
усилению контроля за рассмотрением обращений граждан и организаций в струк-
турных подразделениях центрального аппарата Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору».
В 2011 г. в территориальных органах Ростехнадзора проведено более 140 заседа-
ний и совещаний по вопросам повышения эффективности работы с обращениями
граждан.
383
III. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Содержание международного сотрудничества в 2011 г. определялось основными
направлениями работы Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору и планом международного сотрудничества на 2011 г.
Международное сотрудничество Ростехнадзора направлено на повышение эф-
фективности регулирования ядерной и радиационной безопасности при использо-
вании атомной энергии в мирных целях, контроля и надзора за обеспечением про-
мышленной безопасности, создание базы для гармонизации российских требова-
ний безопасности с международными требованиями.
В течение 2011 г. в Ростехнадзоре было проведено 65 приемов иностранных де-
легаций из 27 стран, в которых приняли участие 297 представителей зарубежных уч-
реждений и международных организаций.
В тоже время за границу было командировано 386 специалистов Ростехнадзора,
которые приняли участие в 193 зарубежных мероприятиях.
3.1. Международное сотрудничество в области атомного надзора
Многостороннее сотрудничество
Сотрудничество с Европейской Комиссией
Деятельность по проектам Тасис по оказанию содействия Ростехнадзору органи-
зациями технической поддержки в области лицензирования и надзора за ядерной
и радиационной безопасностью при использовании атомной энергии в мирных це-
лях (RF/TS)
В отчетный период Ростехнадзор сотрудничал с Европейской Комиссией в рам-
ках программы Тасис «Ядерная безопасность» в области поддержки лицензионной
и надзорной деятельности Ростехнадзора, осуществляемой при сотрудничестве рос-
сийских и западно-европейских научно-технических организаций.
По этому направлению деятельность осуществлялась в рамках проектов в следу-
ющих областях:
лицензирование модернизаций российских АЭС, вывода исследовательских уста-
новок ИТЭФ и РНЦ «Курчатовский институт» из эксплуатации, реконструкции мур-
манского предприятия «Радон»;
надзор за учетом и контролем ядерных материалов и их физической защитой;
лицензирование деятельности по выводу из эксплуатации ядерных установок;
лицензирование деятельности по обращению с РАО.
Работы по проектам завершены, кроме работ в рамках проекта по последнему из
перечисленных направлений, который был продлен до конца 2012 г.
384
Сотрудничество с МАГАТЭ
Участие в деятельности руководящих органов МАГАТЭ
Генеральная конференция МАГАТЭ
Делегация Ростехнадзора во главе с руководителем Ростехнадзора — заместите-
лем руководителя делегации Российской Федерации приняла участие в юбилейной
55 сессии Генеральной конференции МАГАТЭ (ГК), проходившей с 19 по 23 сентя-
бря 2011 г. в Австрии, г. Вена, и посвященной, в том числе, обсуждению вопросов
обеспечения ядерной безопасности в свете событий на японской АЭС «Фукусима-1».
Во время ГК были организованы и проведены двусторонние встречи с руковод-
ством Секретариата МАГАТЭ, руководителями органов регулирования безопасно-
сти стран — членов МАГАТЭ.
В ходе совещания руководителей органов регулирования ядерной и радиаци-
онной безопасности, состоявшегося в рамках 55 сессии Генеральной конферен-
ции МАГАТЭ, заместитель руководителя Ростехнадзора в своем выступлении от-
метил важность учета уроков, извлеченных после аварии на японской АЭС «Фуку-
сима-1», при осуществлении регулирования не только ядерной, но и физической
безопасности.
Совет Управляющих
В 2011 . представитель Ростехнадзора на регулярной основе принимал участие
в заседаниях Совета управляющих в качестве заместителя представителя Россий-
ской Федерации.
Участие в Международных конференциях и симпозиумах МАГАТЭ по вопросам
лицензирования и надзора за ядерной и радиационной безопасностью при исполь-
зовании атомной энергии в мирных целях
В течение 2011 г. представители Ростехнадзора принимали участие в следующих
международных конференциях, симпозиумах и форумах, проводившихся под эги-
дой МАГАТЭ.
В период с 20 по 24 июня 2011 г. в Австрии, г. Вена, делегация Ростехнадзора
во главе с руководителем Ростехнадзора — заместителем руководителя делегации
Российской Федерации приняла участие в Конференции МАГАТЭ высокого уров-
ня по ядерной безопасности, которая послужила международным форумом для об-
мена информацией об извлеченных уроках из аварии на японской АЭС «Фукуси-
ма-1» и предпринимаемых мерах как в отношении действующих, так и проектиру-
емых и сооружаемых АЭС, с целью недопущения повторения подобных событий в
будущем. Кроме того, руководитель Ростехнадзора выступил с сообщением в рам-
ках одной из сессии Конференции, посвященной мерам по дальнейшему повыше-
нию безопасности ядерных установок. По итогам Конференции участниками была
принята Декларация.
14-18 ноября 2011 г. в Марокко, г. Рабат, проходила Международная конференция
по исследовательским реакторам: безопасное управление и эффективное исполь-
зование, в ходе которой делегация Ростехнадзора представила доклады «Практи-
ка лицензирования видов деятельности и оценки безопасности исследовательских
ядерных установок в Российской Федерации» и «Некоторые вопросы регулирова-
ния безопасности исследовательских реакторов в России».

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     22      23      24      25     ..