ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 19

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 19

 

 

289
натных дорог отработали нормативный срок службы, что составляет 14,5 % от об-
щего числа буксировочных канатных дорог.
Рис. 46. Буксировочные канатные дороги Рис. 47. Буксировочные канатные дороги,
(всего в Российской Федерации 461)
отработавшие нормативный срок службы
Основой технического регулирования на всех этапах жизненного цикла подве-
сных канатных дорог является всесторонняя оценка риска аварии и связанной с ней
угрозы. Должны быть также разработаны эффективные мероприятия, направлен-
ные на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в
случае аварии, составлен ситуационный план и план ликвидации аварии для наи-
более опасного по своим последствиям и наиболее вероятного (типичного) сцена-
рия аварии, а также краткое описание этих сценариев с указанием исходных данных
для расчета зон поражения.
В основном в нашу страну канатные дороги поступают из-за рубежа, как прави-
ло, это дороги, ранее бывшие в употреблении. При строительстве таких дорог не-
обходима их доработка, в том числе разработка (переработка) и привязка проекта
с учетом местности, условий их установки и эксплуатации. К сожалению, органи-
заций, способных качественно, в сжатые сроки и в полном объеме выполнить весь
комплекс проектных работ, недостаточно.
Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и
приемке в эксплуатацию канатных дорог выполняются не в полном объеме.
Перед поставкой канатной дороги из-за рубежа (на этапе заключения контракта
либо разработки технического задания на поставку) проводится экспертиза проек-
тной документации на сооружение канатной дороги и проектно-технологической
документации по восстановлению отдельных деталей, узлов и агрегатов (если такие
работы выполнялись). Государственная экспертиза проектной документации в со-
ответствии с Градостроительным кодексом проводится не в полном объеме и на не
всех канатных дорогах.
В процессе строительства канатной дороги организация, разработавшая проек-
тную документацию, не осуществляет авторский надзор.
Монтаж канатных дорог не всегда осуществляют специализированные органи-
зации. Имеют место случаи, когда эти работы выполняют сторонние организации,
не имеющие никакого отношения к канатным дорогам.
290
Закупаемые за рубежом канатные дороги (в большинстве случаев бывшие в упо-
треблении) не соответствуют требованиям российских норм и правил. При этом
экспертная организация выносит положительное заключение о соответствии ка-
натной дороги действующим в Российской Федерации Правилам устройства и без-
опасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог
(ПБ 10-559-03), что не соответствует действительности.
В результате возникает множество вопросов по применению несущих и тяговых
стальных канатов, приводным, обводным и отклоняющим шкивам и их футеровкам,
полезной площади пола кабины, наличию и устройству громкоговорящей трансля-
ции на канатной дороге.
Особенно актуальны вопросы обеспечения промышленной безопасности в пред-
дверии проведения зимних Олимпийских игр в г. Сочи, где для данных целей пла-
нируется построить более 80 канатных дорог различного назначения.
Подготовка специалистов и обслуживающего персонала для канатных дорог осу-
ществляется на низком уровне, в стране нет ни одного учебного комбината, специ-
ализирующегося на подготовке специалистов по канатным дорогам.
Практически персонал канатной дороги проходит подготовку самостоятельно
при ее строительстве и монтаже без привлечения квалифицированных преподава-
телей.
Действующие Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских под-
весных и буксировочных канатных дорог (ПБ 10-559-03) устарели, написаны без
учета применения буксировочных канатных дорог и не отражают вопросы техниче-
ского прогресса, достигнутого в названной области.
Требуется разработка нормативных документов с учетом накопленного опыта эк-
сплуатации канатных дорог как зарубежного, так и отечественного производства.
На 2012 г. в рамках международного сотрудничества Ростехнадзором запланиро-
ваны мероприятия, включающие в себя вопросы:
нормативно-технического обеспечения процессов разработки проектов установ-
ки и устройства различных видов и типов канатных дорог, их монтажа и эксплуата-
ции;
контроля за изготовлением канатных дорог и их элементов;
порядка и способов подтверждения соответствия канатных дорог и их элементов
требованиям проекта и технического задания;
обеспечения безопасной эксплуатации канатных дорог различных видов и типов;
порядка осуществления эксплуатации канатных дорог, в том числе в темное вре-
мя суток и в условиях ограниченной видимости.
Сравнительный анализ основных показателей деятельности территориальных
органов Ростехнадзора в 2010-2011 гг. показывает:
количество поднадзорных организаций в 2011 г. практически не изменилось по
сравнению с 2010 г. (в 2010 г. общее количество поднадзорных организаций состав-
ляло 84 542 ед., а в 2011 г. — 86 634 ед., прирост 2092 ед., что составляет 2 % от обще-
го количества поднадзорных организаций);
сведения по изменению общего количества технических устройств в 2011 г. по
сравнению с 2010 г. приведены в табл. 90.
291
Таблица 90
Сведения по изменению общего количества технических устройств
в 2011 г. по сравнению с 2010 г.
Наименование
Общее количест-
Общее количест-
Прирост, %
технических
во технических
во технических
(ед.)
устройств
устройств в 2010 г.
устройств в 2011 г.
Краны
232 111
241 903
4,2 (9 792)
Подъемники (вышки)
24 067
26 265
9,1 (2 198)
Лифты
496 129
520 562
4,9 (24 433)
Подвесные канатные лороги
122
126
3,3 (4)
Буксировочные канатные дороги
382
461
20,7 (79)
Фуникулеры
3
3
0 (0)
Эскалаторы
7 999
9 365
17,1 (1 366)
Платформы для инвалидов
1 367
2 214
62,0 (847)
Итого:
762 180
800 899
5,1 (38 719)
В 2011 г. инспекторами территориальных органов проведено 287 69 проверок под-
надзорных организаций, эксплуатирующих подъемные сооружения, из них 16 853
плановые и 11 916 внеплановых.
За аналогичный период 2010 . проведено 340 85 проверок.
По сравнению с 2010 г. количество проведенных проверок в 2011 г. уменьшилось
на 38 %, при этом количество выявленных нарушений в 2011 г. снизилось по срав-
нению с 2010 г. в 1,7 раза.
Несмотря на снижение результативности работы инспекторского состава, сред-
нее количество штрафов, приходящееся на одно обследование, в 2011 г. не измени-
лось по сравнению с 2010 г.
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию на
01.01.2012 приведены в табл. 91.
Таблица 91
Сведения о среднем износе технических устройств по состоянию на 01.01.2012
Наименование
Общее количест-
Отработало норматив-
Средний процент
технических устройств
во технических
ный срок службы, ед.
износа, %
устройств, ед.
Краны
241 903
161 778
66,9
Подъемники (вышки)
26 265
10 761
41,0
Лифты
520 562
142 665
27,4
Подвесные канатные
126
40
31,7
лороги
Буксировочные канат-
461
67
14,5
ные дороги
Фуникулеры
3
3
100
Эскалаторы
9365
41
0,4
Итого:
798 685
315 355
39,5
Сложившаяся ситуация с неудовлетворительной заменой и модернизацией мо-
рально и физически устаревшего оборудования, в частности грузоподъемных кранов,
требует срочного принятия решительных мер и привлечения предприятий и орга-
292
низаций к проведению работ по замене
и модернизации изношенного обору-
дования, отработавшего нормативный
срок службы, на новое и современное,
отвечающее современным требованиям
в области промышленной безопасности
и энергоэффективности (см. рис. 48).
В ходе проведения проверок в 2011 г.
в 61 % организаций выявлены наруше-
ния требований нормативных правовых
актов в области промышленной без-
опасности и выданы предписания об
Рис. 48. Подъемные сооружения,
их устранении с указанием конкрет-
отработавшие нормативный срок службы
ных сроков.
За допущенные нарушения наложено 10 532 административных наказания, из
них:
наложено 9514 административных штрафов на общую сумму 274 294 тыс. руб.
(взыскано 200 460 тыс. руб.);
административное приостановление деятельности применялось 950 раз;
дисквалификация — четыре случая;
предупреждений было 73.
За 12 месяцев 2010 г. наложено 12 419 административных штрафа на общую сум-
му 48 405 000 руб.
Вместе с тем, в 2011 г. увеличилось на 65 % по сравнению с 2010 г. количество
административных приостановлений деятельности по итогам проверок предприя-
тий, эксплуатирующих подъемные сооружения, с грубыми нарушениями требова-
ний нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (в 2010 г.
осуществлено 428 административных приостановлений деятельности).
В 2011 г. Ростехнадзором осуществлялся надзор за 1074 организациями, осу-
ществляющими изготовление подъемных сооружений, и 791 организацией, осу-
ществляющей их монтаж и пусконаладку. В 126 организациях осуществлялась под-
готовка и аттестация сварщиков и специалистов сварочного производства, в 42 —
подготовка и аттестация специалистов неразрушающего контроля. В 2011 г. было
проведено 687 обследований таких организаций, что почти на 40 % больше, чем
в 2010 г.
Представители Ростехнадзора приняли участие в 94 предварительных испытани-
ях подъемных сооружений, 451 — приемочном, 74 — периодических, 12 — типовых,
12 — приемо-сдаточных, 2 — сертификационных и 1 — эксплуатационном.
При осуществлении контроля выявлено 2909 нарушений требований норм и
правил при изготовлении подъемных сооружений (в 2010 г. — 2703 нарушения), за
которые к ответственности привлечены 197 человек, в том числе 194 подвергнуты
штрафным санкциям на сумму более 4300 тыс. руб. Проверено с участием инспек-
торов знание требований норм и правил у 14 365 специалистов.
Инспекторским составом при обследовании предприятий проводится работа по
повышению уровня промышленной безопасности:
от владельцев подъемных сооружений требуются графики вывода морально и фи-
зически устаревших технических устройств из эксплуатации;
293
усилена требовательность к специализированным организациям в части улучше-
ния качества ремонта, реконструкции (модернизации) подъемных сооружений, рас-
ширению материально-технической базы, качеству обучения специалистов.
Экспертным организациям при расчете остаточного ресурса предложено обра-
щать внимание на соблюдение системы планово-предупредительного ремонта вла-
дельцами подъемных сооружений в период эксплуатации технического устройст-
ва. Техническое устройство, отработавшее нормативный срок эксплуатации, может
быть зарегистрировано только после проведения капитально-восстановительного
ремонта, реконструкции (модернизации) и оборудования его приборами безопасно-
сти в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, а так-
же имеющее положительное заключение экспертизы промышленной безопасности.
Вопросы повышения уровня промышленной безопасности решаются с углублен-
ным подходом к экспертизе промышленной безопасности. Экспертные организации
осуществляют предварительную проверку наличия документации в эксплуатирующих
организациях, не ослабляя работы по техническому диагностированию в соответствии с
информационными письмами Ростехнадзора. Выполнение рекомендаций этих писем —
обязательное требование, которое должно быть отражено в заключении экспертизы.
Разработан единый подход к организации контроля за выполнением меропри-
ятий по приведению технических устройств в соответствие с требованиями норма-
тивной документации. По вопросам контроля за проведением экспертиз промыш-
ленной безопасности Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2011 г. подготовлен
ряд разъяснительных требований.
Больше десятилетия наша страна переживала строительный бум на фоне
проводимых правительством реформ, в том числе по ипотеке и националь-
ным проектам по развитию регионов. В последнее время активность строитель-
ства заметно спала. Несмотря на это активно идет строительство спортивно-
олимпийского комплекса и модернизация инфраструктуры в г. Сочи, связан-
ные с проведением Зимней Олимпиады 2014 г. Рынок строительной техники,
и в первую очередь, башенных и автомобильных кранов, стремительно расширяется.
Воспроизводство грузоподъемной техники интенсивно осуществляется за счет
иностранной техники, как вновь изготовленной, так и бывшей в эксплуатации. От
общего числа подъемных сооружений, техника иностранного производства состав-
ляет в процентном отношении: краны — 12 %; лифты — 15 %; подъемники (выш-
ки) — 17 %; канатные дороги — 44 %; эскалаторы — 80 %.
Общими проблемами и факторами риска, оказывающими влияние на состояние
промышленной безопасности, остаются:
1. Высокая степень износа основных производственных фондов оборудования и
технических устройств, применяемых на ОПО.
2. Низкий уровень производственной и технологической дисциплины.
3. Нехватка квалифицированных специалистов, низкий уровень подготовки и пе-
реподготовки специалистов, недостаточный уровень знаний требований промыш-
ленной безопасности и практических навыков.
4. Неустойчивое финансовое положение многих организаций, недостаточное вы-
деление владельцами средств на выполнение мероприятий, направленных на улуч-
шение состояния промышленной безопасности, на подготовку и переподготовку
кадров, на привлечение квалифицированных специалистов и работников, создание
привлекательных условий для работы.
294
2.2.20. Электрические станции, котельные, электрические
и тепловые установки и сети
Число объектов энергетики поднадзорных Ростехнадзору по состоянию на
01.01.2012 в целом по России составило около 4 млн, в том числе:
507 тепловых электростанций;
150 газотурбинных электростанций;
более 109 тыс. котельных;
более 765 тыс. трансформаторных подстанций;
более 2 млн потребителей электрической энергии;
более 920 тыс. потребителей тепловой энергии.
За 12 месяцев 2011 г. сотрудники Управления государственного энергетического
надзора Центрального аппарата Ростехнадзора провели и приняли участие в 4 ком-
плексных и шести целевых проверках организаций — субъектов электроэнергети-
ки. Среди них: ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «ТГК-1», ОАО «ТГК-6», ОАО «Сете-
вая компания», ОАО «МЕЧЕЛ».
Также проводились проверки работы территориальных органов Ростехнадзора,
в ходе которых были выявлены недостатки в организации и осуществлении надзор-
ной деятельности.
За отчетный период инспекторским составом территориальных органов
по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проведено более
123 тыс. обследований по контролю организации безопасной эксплуатации и тех-
нического состояния оборудования и основных сооружений электростанций, элек-
трических и тепловых сетей энергоснабжающих организаций, электрических и те-
пловых установок потребителей.
В ходе проверок выявлен низкий уровень организации и неудовлетворительное
состояние дел по следующим направлениям:
подготовка и повышение квалификации персонала;
техническое перевооружение и реконструкция электростанций и сетей;
повышения надежности и безопасности работы оборудования и сетей, зданий и
сооружений;
развитие производства для удовлетворения потребностей в электрической и те-
пловой энергии.
Инспекторским персоналом Ростехнадзора в ходе проведения проверок в отно-
шении 63172 юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выявлены пра-
вонарушения. Выявлено всего 814 тыс. правонарушений.
Сумма наложенных штрафов взысканных штрафов составила более 207 млн руб.
За отчетный период зафиксировано 37 случаев передачи территориальными
управлениями Ростехнадзора в правоохранительные органы материалов по итогам
проверок.
Инспекторским персоналом допущено в эксплуатацию более 56 тыс. новых и ре-
конструированных энергоустановок.
Большой объем работ выполнен по контролю за ходом подготовки и прохожде-
нием электро- и теплоснабжающими организациями осенне-зимнего периода.
В 2011 г. Ростехнадзором было проведено 21 774 обследований поднадзорных ор-
ганизаций по контролю за подготовкой и прохождению ОЗП. При контроле прохо-
ждения осенне-зимнего периода 2010-2011 гг. было обследовано 129 электростан-
295
ций, 4393 отопительных и 752 отопительно-производственные котельные и 246 элек-
тросетевых организаций.
В ходе проверок было выявлено более 22 тыс. нарушений норм и правил безопа-
сности при эксплуатации теплоэнергетического оборудования, были привлечены к
ответственности 381 юридическое лицо и 1440 физических лиц.
При проверках было установлено, что на 170 обследованных энергоснабжающих
предприятиях неудовлетворительно функционировал производственный контроль,
265 организаций не полностью укомплектованы обученным и аттестованным пер-
соналом.
Во исполнение протокола Правительства Российской Федерации от
17.05.2011 № 16, был издан приказ Ростехнадзора от 07.06.2011 № 285 «О контроле
хода подготовки электро- и теплоснабжающих организаций к осенне-зимнему пе-
риоду 2011-2012 годов».
Осуществляя контроль за состоянием безопасности в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях при подготовке к работе в осенне-зимний период 2011-2012 гг.,
территориальные органы Ростехнадзора с мая по 15.11.2011 провели обследования
514 электростанций, 31 896 отопительных и 2861 отопительно-производственной
котельной, 796 электросетевых и 2841 теплосетевую организацию.
Проведенные за этот период проверки показали, что в большинстве регионов
Российской Федерации подготовка к отопительному сезону проведена в соответст-
вии с намеченными планами.
При подготовке к работе в осенне-зимний период в энергоснабжающих органи-
зациях отремонтировано оборудования электрических станций 96 % от запланиро-
ванных объемов, в том числе в отношении:
энергетических котлов — 95,3 %;
водогрейных котлов — 98,5 %;
турбин — 95,2 %, генераторов — 96,4 %.
Ремонты отопительно-производственных и отопительных котельных выполне-
ны на 99,2 %; тепловых сетей — 99,4 %; центральных тепловых пунктов — 99,2 %;
электрических сетей — 98,6 %; электрических подстанций — 99,3 %.
В ходе проведенных территориальными органами Ростехнадзора проверок за от-
четный период было выявлено более 81 тыс. нарушений норм и правил безопасно-
сти при эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности
4820 физических и 1398 юридических лиц. При этом было установлено, что в 266 орга-
низациях неудовлетворительно функционирует производственный контроль, 2829 ор-
ганизаций не полностью укомплектованы обученным и аттестованным персоналом.
Территориальными органами Ростехнадзора направлены письма о неудовлетво-
рительном состоянии безопасности энергоустановок в электро- и теплоснабжаю-
щих организациях:
в адрес полномочных представителей Президента РФ — 44;
органов прокуратуры — 234;
губернаторов субъектов РФ — 46;
органов исполнительной власти субъектов РФ — 119;
органов местного самоуправления — 507.
В соответствии с Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжаю-
щих организаций к работе в осенне-зимний период, утвержденным Минпромэнер-
го России от 25 августа 2004 г., в ходе проверок представители территориальных ор-
296
ганов Ростехнадзора принимали участие в проведении оценки готовности электро-
и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период 2011-2012 гг. и
выдаче им паспортов готовности.
По состоянию на 15.11.2011 в целом по России из 11 339 энергоснабжающих ор-
ганизаций, подлежащих паспортизации, получили паспорта готовности 10 856 ор-
ганизаций (95,7 %).
По организациям электроэнергетики процент готовности составил 96,6 % (1082
из 1120), в то время как в организациях ЖКХ процент готовности составил 95,6 %
(9774 из 10 219).
Среди основных причин неполучения организациями паспортов готовности мож-
но выделить следующие:
рабочие места не укомплектованы обученным и аттестованным персоналом;
не проводится своевременное техническое освидетельствование оборудования,
экспертизы промышленной безопасности;
не проводятся ремонтные работы и наладочные испытания;
не соответствуют схемы электроснабжения требованиям по надежности (резер-
вное электропитание котельных);
отсутствует работоспособное резервное топливное хозяйство;
отсутствует или неисправна автоматика безопасности.
С 16.11.2011 территориальные органы Ростехнадзора приступили к контролю за
прохождением отопительного периода 2011-2012 годов. В период с 16 ноября по
31 декабря 2011 г. территориальными органами Ростехнадзора было обследовано
87 электростанции, 487 отопительно-производственных и 6217 отопительных ко-
тельных, 116 электросетевых и 315 теплосетевых организаций. В ходе проведенных
проверок было выявлено около 9 тыс. нарушений норм и правил безопасности при
эксплуатации энергетического оборудования, привлечены к ответственности 198
юридических и 572 физического лица.
При проверках было установлено, что на 72 энергоснабжающих предприятиях
неудовлетворительно функционировал ПК, 95 организаций не полностью уком-
плектованы обученным и аттестованным персоналом.
Информация о проделанной территориальными органами Ростехнадзора и све-
дения об электро- и теплоснабжающих организациях, в которых сложилось наи-
более неблагоприятное положение дел с состоянием безопасности при подготовке
и прохождении осенне-зимнего периода 2011-2012 гг. направлялась в Минрегион
России, Минэнерго России, руководителю Ростехнадзора.
Эффективность контрольно-профилактической работы по предупреждению
травматизма, проводимой органами Ростехнадзора, являются достаточно высокой.
Это подтверждается снижением числа смертельных случаев на энергоустановках.
Так, за 2011 г. произошло 130 несчастных случаев, в том числе 12 групповых (в том
числе пять — со смертельным исходом) и 122 со смертельным исходом, в то время
как в 2010 г. произошло 126 несчастных случаев со смертельным исходом.
Показатели и динамика травматизма представлены в табл. 92 и на рис. 49.
297
Таблица 92
Показатели травматизма за 12 месяцев 2010-2011 гг.
Наименование показателя
2010 г.
2011 г.
+/-
Произошло несчастных случаев со смертельным исходом,
126
122
-3
из них:
в электроустановках
124
118
-6
в теплоустановках
2
4
+2
Произошло групповых несчастных случаев, из них:
22
12
-10
со смертельным исходом
6
5
-1
Вместе с общим снижением количества несчастных случаев произошло и сни-
жение показателей травматизма со смертельным исходом.
Рис. 49. Динамика травматизма со смертельным исходом
Наибольшее число несчастных случаев со смертельным исходом произошло из-
за воздействия на пострадавших электрической дуги и напряжения. При этом от
электрического тока в 2011 г. погибло 113 человек.
Таблица 93
Анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам
Поражение электрическим током
Механиче-
Ожог
Падение
Всего
Сети
Потребители
ская травма
с высоты
26
86
4
4
2
122
Основные технические причины несчастных случаев:
ошибочные действия пострадавшего;
нарушение технологии выполнения работ;
невыполнение мероприятий по предупреждению несанкционированного появ-
ления опасного фактора в рабочей (опасной) зоне;
298
открытие дверей, люков, снятие ограждений с целью проникновения в опасную
зону;
неработоспособность, отсутствие или неиспользование индивидуальных средств
защиты.
Основные организационные причины несчастных случаев:
слабый контроль за проведением работ со стороны лиц, ответственных за без-
опасность работ;
низкая производственная дисциплина персонала;
неудовлетворительная организация работ административно-техническим пер-
соналом;
не оформление работы нарядом-допуском или распоряжением;
неудовлетворительная организация допуска к работам.
Из анализа обстоятельств и причин несчастных случаев руководителям предпри-
ятий, организаций, учреждений было предписано:
проведение внепланового инструктажа по охране труда и проверки знаний пра-
вил эксплуатации и межотраслевых правил по охране труда;
изучение обстоятельств и причин несчастного случая;
проведение внеочередной проверки знаний руководителей и специалистов по
охране труда;
проведение обучения персонала безопасным приемам работы.
В 2011 г. на объектах энергетики произошла 191 авария. Наибольшее количество
аварий за рассматриваемый период произошло на территориях Республики Карелии,
Республике Коми, Ленинградской области, Амурской области и Хабаровском крае.
Анализ аварийности по территориальным округам представлен в табл. 94.
Таблица 94
Анализ аварий по территориальным округам
Территориальные управления Ростехнадзора
Всего по видам надзора
2010 г.
2011 г.
+/-
1
Межрегиональное технологическое управление
9
8
-1
2
Центральное управление
8
9
1
3
Верхне-Донское управление
8
2
-6
4
Верхне-Волжское управление
0
1
1
5
Приокское управление
1
1
0
6
Северо-Западное управление
13
14
1
7
Беломорское управление
21
15
-6
8
Печорское управление
13
12
-1
9
Северное управление
6
8
2
10
Нижне-Волжское управление
1
0
-1
11
Северо-Кавказское управление
1
2
1
12
Нижне-Донское управление
0
1
1
13
Западно-Уральское управление
3
7
4
14
Приуральское управление
0
1
1
15
Приволжское управление
11
5
-6
16
Средне-Волжское управление
3
0
-3
299
Территориальные управления Ростехнадзора
Всего по видам надзора
2010 г.
2011 г.
+/-
17
Средне-Поволжское управление
10
4
-6
18
Волжско-Окское управление
3
6
3
19
Северо-Уральское управление
1
3
2
20
Уральское управление
10
9
-1
21
Южно-Сибирское управление
13
13
0
22
Забайкальское управление
7
7
0
23
Енисейское управление
12
19
7
24
Западно-Сибирское управление
6
3
-3
25
Прибайкальское управление
3
5
2
26
Дальневосточное управление
15
29
14
27
Сахалинское управление
0
4
4
28
Северо-Восточное управление
1
2
1
29
Ленское управление
30
Камчатское управление
2
1
-1
Итого:
181
191
10
По итогам 2011 г. можно выделить следующие основные причины аварий на элек-
тросетевом оборудовании:
нарушения работы средств диспетчерского и технологического управлений на-
иболее часто происходят из-за отсутствия или не поддержания в работоспособном
состоянии резервных каналов связи, а также неправильных действий персонала при
переключении каналов, переходе на резервные источники питания;
износ оборудования в процессе длительной эксплуатации;
грозовые отключения с последующим развитием аварии из-за высокого сопро-
тивления заземляющих устройств опор воздушных линий и сбоев в работе средств
автоматики;
зарастание просек с последующим касанием деревьями проводов, падение де-
ревьев на провода воздушных линий из-за несвоевременной расчистки трасс воз-
душных линий;
неправильная работа средств режимной и аварийной автоматики из-за проек-
тных ошибок, отклонений от проектов в процессе монтажа и эксплуатации обору-
дования, ошибочных действий оперативного и диспетчерского персонала;
низкое качество проведения технического обслуживания с последующими отка-
зами оборудования из-за сбоев в работе релейной защиты и автоматики, коротких
замыканий, перекрытия фарфоровых изоляторов;
провоз негабаритных грузов, работа автокрана вблизи воздушной линии, несан-
кционированная рубка и транспортирование леса с касанием проводов, замыкани-
ем на землю и последующим развитием аварии;
производственные дефекты оборудования, приводящие к механическим повре-
ждениям, разрушениям оборудования и возможному возгоранию;
наброс проводящих предметов (проводящая пленка, проволока) на провода воз-
душных линий, приводящий к коротким замыканиям.
300
Анализ случаев прекращения энергоснабжения потребителей показывает, что
их основными причинами продолжают оставаться ветхое состояние оборудования
и сетей, прекращение подачи электроэнергии из-за неквалифицированных дейст-
вий обслуживающего персонала.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 на
Ростехнадзор возложены полномочия по контролю и надзору в сфере энергосбере-
жения и повышения энергетической эффективности:
за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строитель-
стве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требова-
ний энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами уче-
та используемых энергетических ресурсов;
за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зда-
ний, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической
эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требо-
ваний об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля
(вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципаль-
ного образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых Рос-
сийская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование
имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количест-
ва голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные
капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными уни-
тарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями,
государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юри-
дическими лицами, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в
уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требо-
вания о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергети-
ческой эффективности;
за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.
До настоящего времени требования энергетической эффективности для зданий,
строений и сооружений не установлены. Таким образом, исполнение двух из четы-
рех функций Ростехнадзора по контролю и надзору за соблюдением требований за-
конодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективно-
сти выполняются только в части контроля наличия приборов учета энергетических
ресурсов.
В 2011 г. продолжалась работа по выявлению организаций, которые обязаны при-
нять программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффек-
тивности, и организаций, которые обязаны провести энергетическое обследование
в установленный срок, и составлению их перечней. По результатам проделанной
работы выявлено 118 тыс. организаций, которые обязаны соблюдать требование о
принятии соответствующих программ, и 133 тыс. организаций, которые обязаны
провести энергетическое обследование в установленные сроки.
За 12 месяцев 2011 г. территориальными органами было проверено почти 14 тыс.
организаций, обязанных принять программы энергосбережения. В ходе проверок
было выявлено 486 организаций, нарушивших данное требование, при этом штраф-
ным санкциям подверглось лишь 50 юридических и 17 физических лиц на общую
сумму 3 млн руб.
301
Анализ программ в области энергосбережения и повышения энергетической эф-
фективности выявил следующее:
1. Программы организаций разработаны не объективно и не в полном объеме, а
именно:
не определены конкретные мероприятия по энергосбережению и энергетиче-
ской эффективности, не определены ожидаемые результаты как в натуральном, так
и в стоимостном выражении;
не запланировано проведение обязательного энергетического обследования;
отсутствует объективная информация об оснащенности узлами учета потребля-
емых энергоресурсов;
не определяется срок действия программ;
не определены источники финансирования программ в области энергосбереже-
ния и повышения энергетической эффективности.
2. Программы не предусматривают подготовку персонала в области энергосбере-
жения и повышения экономической эффективности, являющегося ответственным
за исполнение мероприятий программы.
3. Большинство программ были приняты с нарушением установленных сроков
их принятия.
Вместе с тем, требования к программам энергосбережения организаций с госу-
дарственным или муниципальным участием отдельным нормативным правовым
актом не определены.
Требования, предъявляемые к программам энергосбережения ст. 25 Федерально-
го закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергети-
ческой эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации», имеют общий характер и не позволяют требовать от орга-
низации разрабатывать программы энергосбережения должного качества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 318 ут-
верждены Правила осуществления государственного контроля за соблюдением тре-
бований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эф-
фективности (далее — Правила).
В соответствии с Правилами плановые проверки соблюдения требования в от-
ношении проведения энергетического обследования в установленные сроки лица-
ми, для которых проведение энергетического обследования в соответствии с зако-
нодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективно-
сти является обязательным, Ростехнадзором будут проводиться начиная с 01.01.2013.
В рамках реализации Программы строительства олимпийских объектов и развития
города Сочи как горнолыжного курорта Ростехнадзором была проведена следующая
работа по временному допуску в эксплуатацию находящихся в стадии проведения
пуско-наладочных работ восьми энергообъектов:
ПС-110 кВ «Ледовый Дворец»; ПС-110 кВ «Имеретинская»; кабельно-воздуш-
ные линии 110 кВ Имеретинской низменности (1 этап);
ПС-110 кВ «Мзымта»; кабельно-воздушные линии 110 кВ Плато «Роза Хутор»;
распределительные сети электроснабжения горнолыжного курорта «Роза Ху-
тор» (2 и 3 пусковые комплексы 2 этапа); ВЛ-220 кВ для выдачи мощности Адлер-
ской ТЭС;
вновь смонтированное оборудование в рамках реконструкции ПС-220 кВ
«Псоу»).
302
В 2011 г. произведено 25 осмотров законченных строительством электроустано-
вок 110-500 кВ ОАО «ФСК ЕЭС». Результаты осмотров приведены в табл. 95.
Таблица 95
Результаты 25 осмотров проведеных в 2011 г. законченных строительством
электроустановок 110-500 кВ ОАО «ФСК ЕЭС»
Период
Проведено
Выданы
Устранены
Не устра-
Выданы раз-
Выданы раз-
осмотров
замечания
замечания
нены заме-
решения на
решения на
чания
эксплуатацию
ПНР
2010 г.
12
7
7
4
3 (с послед.
допуском в
эксплуат.)
2011 г.
25
9
9
3
8
Итого:
37
16
16
7
11
Из 16 объектов капитального строительства допущеныв эксплуатацию и введе-
ны в работу:
вновь построенный объект — ПС 110 кВ «Вишневая»;
объект в рамках реконструкции — ПС 110 кВ «Родниковая» (разрешение на до-
пуск в эксплуатацию от 17.06.2010 № 24/15).
В рамках реализации подпрограммы «Развитие города Владивостока как
центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»
и Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Даль-
него Востока и Забайкалья на период до 2013 года» была проведена итоговая про-
верка объекта капитального строительства «ЛЭП 220 кВ Зеленый угол — Русская» с
переходом через пролив Босфор Восточный». По результатам проверки Ростехнад-
зором выданы акт осмотра и предписание от 09.12.2011 № 05-14/25-10-38-01.
ОАО «ЦИУС ЕЭС» письмом от 20.12.2011 № ЗУР-31 направило в Ростехнадзор
документы, подтверждающие устранение нарушений, выявленных в ходе проверок:
не представление сведений о наличии обозначения кабельного перехода на бе-
регах специальными знаками;
не в полном объеме устранены нарушения технологии выполнения работ и от-
клонения от проектных решений, а именно шесть нарушений на всей протяженно-
сти участка 6-7 (осуществлена засыпка плит железобетонных морской грунтовой
смесью вместо положенной по проекту засыпки крупным камнем);
не устранены нарушения требований по защите кабеля в местах выхода на повер-
хность дна пролива Босфор Восточный;
не представлены акты, подтверждающие окончательное выполнение работ по
укреплению кабеля при уменьшении его проектного заложения по дну пролива Бос-
фор Восточный.
ЛЭП 220 кВ «Зеленый угол — Русская» с переходом через пролив Босфор Вос-
точный не допущена в эксплуатацию до устранения выше указанных нарушений.
В ходе проверок строительства объектов энергетики были выявлены следующие
нарушения:
Мини-ТЭЦ «Центральная»:
строительные работы не завершены;
территория мини-ТЭЦ не огорожена, здания не достроены, не выполнена внеш-
няя и внутренняя отделка зданий, не закрыты технологические отверстия, не закон-
чен монтаж оборудования (из пяти газотурбинных установок смонтировано три);
303
разрешение на допуск в эксплуатацию отсутствует;
отсутствует тепловая изоляция трубопроводов и тепловых сетей;
не закончены строительно-монтажные работы двух емкостей резервного топли-
ва (в работе одна);
в помещении административно-бытового корпуса на 1-3 этажах ведутся строи-
тельно-отделочные работы;
на территории мини-ТЭЦ отсутствует планировка и благоустройство;
не смонтированы ГТУ и котлы-утилизаторы № 5, 6 (котлованы под фундаменты);
отсутствуют газоанализаторы СО и природного газа в котельном и турбинном
залах;
отсутствуют трубопроводы газа (основного топлива) от газораспределительной
станции до мини-ТЭЦ;
персонал мини-ТЭЦ стажировку для работы на природном газе не прошел;
фасадные работы здания мини-ТЭЦ не выполнены.
распределительные устройства 10/0,4 кВ внутри мини-ТЭЦ «Центральная» не
смонтированы, специалисты завода-изготовителя к наладочным работам не при-
ступили.
Подстанция 35/10кВ «Центральная»:
строительство здания и монтаж распределительного устройства 35/10 кВ под-
станции «мини-ТЭЦ Центральная» не завершены. Заявки на допуск в эксплуата-
цию для проведения пусконаладочных работ в органы Ростехнадзора не поступало.
Мини-ТЭЦ «Океанариум»:
Сдача объекта по графику:
I очередь — 22.12.2011;
II очередь — 31.03.2012.
Отставание от графика составляет полгода.
Реконструкция подстанции 110/6 кВ «Муравьиная», подстанции 110/6 кВ «Гор-
ностай» и ЛЭП-110 кВ «ПС «Муравьиная»—«Горностай».
Реконструкция и пусконаладочные работы на данных объектах не завершены до
начала ОЗП, в результате чего потребители города Владивосток, которые запитаны
от этих энергообъектов, получают электроснабжение в зимний период по ремонтной
схеме, которая не обеспечивает необходимую надежность, что послужило причиной
отключения объектов водоканала г. Владивосток (водонапорная станция в районе
ПС «Горностай») и прекращение водоснабжения части г. Владивосток, в том числе
и Владивостокской ТЭЦ-2.
Тепловая сеть «мини-ТЭЦ «Северная» — мини-ТЭЦ «Центральная», выполнен-
ная в соответствии с основным проектом.
Получено разрешение на допуск в эксплуатацию от 27.10.2011.
Тепловая сеть «мини-ТЭЦ «Центральная» — УТ 21», выполненная в соответст-
вии с основным проектом.
Получено разрешение на допуск в эксплуатацию от 17.11.2011.
Выданы разрешения на допуск в эксплуатацию для производства пусконаладоч-
ных работ от 12 октября 2011 г. до 30 марта 2012 г.
Строительство объектов энергетики
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 и постановлением Правительства Рос-
304
сийской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре
в Российской Федерации» Ростехнадзор является органом государственного строи-
тельного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объ-
ектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Фе-
дерации (в т.ч. и объектов энергетики), за исключением тех объектов, в отношении
которых осуществление государственного строительного надзора указами Прези-
дента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполни-
тельной власти.
Ростехнадзор, используя полномочия, предусмотренные Градостроительным Ко-
дексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, в 2011 г. обеспечивал прове-
дение государственного строительного надзора на объектах энергетики, непосред-
ственно и через свои структурные подразделения территориальных органов в соот-
ветствии с:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О
государственном строительном надзоре Российской Федерации.
2. Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при
строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального стро-
ительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, кон-
струкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006),
утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (зарегистрирован
Минюстом России 06.03.2007 № 9050).
3. Порядком формирования и ведения дел при осуществлении государственного
строительного надзора (РД-11-03-2006), утвержденным приказом Ростехнадзора от
26.12.2006 № 1130 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007 № 9009).
4. Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строи-
тельного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструи-
рованных, отремонтированных объектов капитального строительства и требовани-
ям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и
проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденным приказом Ростехнадзора
от 26.12.2006 № 1129 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007 № 9053).
5. Порядком ведения общего и специального журнала учета выполнения ра-
бот при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капиталь-
ного строительства (РД-11-05-2007), утвержденным приказом Ростехнадзора от
12.01.2007 № 7 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2007 № 9051).
В Центральном аппарате Ростехнадзора организация и осуществление государ-
ственного строительного надзора объектов энергетики относится к сфере деятель-
ности Управления государственного энергетического надзора.
Государственный строительный надзор объектов энергетики в 2011 г. осуществ-
лялся 25 территориальными управлениями Ростехнадзора, которыми проведено
610 соответствующих мероприятий.
Выявлено и предписано к устранению более 5,4 тыс. нарушений требований тех-
нических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проек-
тной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объ-
ектов энергетики.
По результатам проведенных проверок за допущенные нарушения подвергнуто
штрафным санкциям 587 юридических и должностных лиц, общая сумма штрафов
составила более 23 млн руб.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..