ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 14

 

 

209
допуск к работам на взрывопожароопасном производственном объекте работ-
ников, не прошедших периодическую аттестацию в области промышленной без-
опасности;
конструктивное несовершенство технического устройства (запорной армату-
ры, предназначенной для контроля проверки жидкой и паровой фазы), при кото-
ром возможен сброс паровой и жидкой фазы в помещение насосно-компрессорно-
го отделения ГНС;
применение средств противоаварийной защиты, сигнализации с истекшим сро-
ком службы (сигнализатор СТМ10).
не проведение метрологических поверок и ежегодных проверок срабатывания
сигнализатора загазованности СТМ10.
21.04.2011 в Одинцовском районе Московской области в ООО «Газонаполни-
тельная станция» при выполнении ремонтных работ на газовом фильтре прои-
зошла утечка газа с возгоранием и последующим нагревом и взрывом емкости.
Сгорело офисное здание АГЗС и пять припаркованных автомобилей. Постра-
давших нет.
Техническими причинами аварии явились нарушения требований Правил
безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы
(ПБ 12-609-03) и Правил безопасности при эксплуатации автомобильных запра-
вочных станций сжиженного газа (ПБ 12-527-03). Газопроводы перед началом ре-
монтных работ по замене фильтрующего материала в фильтре не продуты инертным
газом и не отсоединены от газопроводов паровой и жидкой фазы с помощью уста-
новки заглушек, вследствие чего утечка газа на ремонтируемом участке газопрово-
да привела к возгоранию от неопределенного источника огня и развитию пожара.
Организационными причинами аварии явились:
отсутствие контроля за соблюдением мер безопасности при выполнении ремон-
тных работ на газовом оборудовании;
выполнение газоопасных работ одним слесарем без оформления и выдачи наря-
да-допуска;.
проведение работ персоналом, не аттестованным в области промышленной без-
опасности.
14.07.2011 ООО «ДонОренГаз» на газонаполнительной станции ООО «ДонОрен-
Газ» при наполнении автоцистерны СУГ произошел взрыв автоцистерны, огонь пе-
ребросился на резервуар хранения газа и административное здание. При взрыве по-
лучили ожоги два человека и впоследствии скончались.
Авария произошла вследствие повышенной вибрации резинового рукава, ис-
пользуемого при наполнении; гидравлических ударов из-за перепада давления; не-
срабатывания предохранительных клапанов.
Воспламенение произошло вследствие искры статического электричества. С на-
рушением требований промышленной безопасности был допущен в эксплуатацию
сосуд без технического освидетельствования, использовались технические устрой-
ства, не имеющие разрешения на применение на ОПО, заземление газонаполни-
тельного оборудования отсутствовало, использовалось оборудовании не предусмо-
тренное проектом, были нарушены требований должностных инструкций, спецо-
дежда на работниках отсутствовала.
14.07.2011 в ООО «фирма АВТО-ЭКО» при выполнении сливо-наливных работ
при подключении заправочной колонки к другой цистерне в результате разруше-
210
ния стального присоединительного патрубка запорного шарового крана, установ-
ленного на конце металлокордового рукава, произошла утечка газа с возгоранием,
погибли два человека.
Причинами, приведшими к аварии, послужили: нарушения требований дол-
жностных инструкций; нарушения правил безопасности, использование техниче-
ских устройств, не имеющих разрешения на применение на ОПО; эксплуатация
оборудования, не прошедшего технического освидетельствования; эксплуатация
оборудования, не зарегистрированного в органах Ростехнадзора; необученность
операторов заправочной колонки безопасным методам и приемам работы в объеме
требований должностных инструкций.
28.06.2011 в ОАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэ-
нергии» Филиал ОАО «ОГК-2» — Сургутская ГРЭС-1, в цехе топливоподачи газо-
регуляторного пункта № 1 при проведении работ по снятию заглушки за задвижкой
1ГФ-1 перед пуском газа на ГРП-1 произошел неконтролируемый выход газа из га-
зопровода через фланцевый разъем заглушки и взрыв газовоздушной смеси, в ре-
зультате чего 12 человек получили ожоги различной степени, четверо из них позд-
нее скончались в больнице.
Авария произошла вследствие неплотности закрытия задвижки 1ГФ-1, в ре-
зультате чего произошел неконтролируемый выброс газа в здание регуляторов ГРП
№ 1 при проведении работ по снятию заглушки за задвижкой 1ГФ-1; стационар-
ный сигнализатор термохимический ЩИТ-2, установленный в здании регулято-
ров ГРП № 1 не обеспечил выполнение заданных функций, что привело к сбою по
передаче светозвукового сигнала на МЩУ и ЦЩУ, в результате чего не была по-
лучена оперативная информация о загазованности помещения регуляторов ГРП
№ 1; не была проведена экспертиза промышленной безопасности запорной арма-
туры 1ГФ-1, находящейся в эксплуатации более 20 лет и отработавшей свой нор-
мативный ресурс службы — 15 лет (для выемных частей и комплектующих изде-
лий), с целью установления ее фактического состояния и возможности дальней-
шей эксплуатации.
Причинами, приведшими к тяжким последствиям, послужили:
не выполненный на должном уровне комплекс мероприятий, включая систему
технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание ОПО системы
газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
неправильные действия руководителя газоопасных работ, а именно невыполне-
ние требования по прекращению всех работ в загазованном помещении;
не был разработан специальный план на проведение газоопасных работ;
в недопустимой близости от места проведения газоопасных работ находились по-
сторонние лица, а также лица, не прошедшие первичного обучения и не имеющие
квалификационного удостоверения.
В 2011 г. аварии, возникшие в результате механического повреждения газопрово-
дов автотранспортом произошли в организациях: ОАО «Мордовгаз» (2), ОАО «Си-
бирьгазсервис» (1), ОАО «Сочигоргаз» (1), поднадзорных Волжско-Окскому, Запад-
но-Сибирскому, Северо-Кавказскому управлениям.
16.03.2011 в ОАО «Сибирьгазсервис», пос. Мичуринский Новосибирского района
Новосибирской области водителем грузового автомобиля «Камаз» (самосвал) про-
изошло повреждение участка надземного газопровода высокого давления 2 катего-
рии, проходящего вдоль жилых домов, вследствие движения по проезжей части до-
211
роги с поднятым кузовом с последующим отключением от газоснабжения 500 жи-
лых домов.
Причинами аварии явились: движение автотранспортного средства с нарушени-
ем техники безопасности, повлекшее за собой вмешательство в работу объектов га-
зоснабжения (повреждение надземного газопровода).
В 2011 г. аварии, возникшие в результате взрыва при розжиге газоиспользующих
установок, и неисправности оборудования котла произошли в организациях: ОАО
«Мосэнерго», ОАО «Машиностроительная компания «Витязь», ОАО «Альметьев-
ские тепловые сети», ООО «ТГК-СП», поднадзорных Межрегиональному техноло-
гическому, Приуральскому, Приволжскому, Центральному управлениям.
Основными причинами, оказывающими негативное влияние на состояние без-
опасности поднадзорных объектов является: неправильная организация производ-
ства работ, нарушение регламента ремонтных работ, неэффективность производст-
венного контроля, неисправность технических устройств, отсутствие средств про-
тивоаварийной защиты, сигнализации.
В 2011г. территориальными органами Ростехнадзора проведено 29 255 прове-
рок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации объ-
ектов газораспределения и газопотребления. Выявлено 92 793 нарушений норм и
правил. По результатам проверок привлечено к административной ответственно-
сти 4828 должностных и 1244 юридических лица. Общая сумма штрафов составля-
ет 255 728 тыс. руб.
Проверки показали, что состояние промышленной безопасности объектов га-
зораспределения и газопотребления определяется физическим износом газопрово-
дов, сооружений и оборудования (технических устройств), достигших предельного
срока эксплуатации, несовершенством систем защиты, блокировок и сигнализации
газоиспользующего оборудования (установок).
Остаются нерешенными вопросы, которые могут оказать негативное влияние на
уровень промышленной безопасности. Так, недостаточными темпами решаются во-
просы диагностирования газового оборудования в Ставропольском крае, в Респу-
блике Башкортостан, Тамбовской, Орловской, Брянской, Московской областях,
ликвидации подвальных котельных в Саратовской, Самарской, Нижегородской,
Ленинградской областях.
Организациями, ведущими земляные работы, не всегда соблюдаются требования
Правил охраны газораспределительных сетей, которые приводят к авариям.
Нестабильная работа ряда предприятий и дефицит финансовых средств сдержи-
вают реализацию мер по поддержанию надлежащего технического состояния про-
изводств. Наиболее остро вопрос стоит в Астраханской, Саратовской, Ульяновской,
Ивановской, Нижегородской областях, Ставропольском крае.
Физический износ газопроводов остается самой актуальной проблемой.
Одним из основных нарушений при эксплуатации объектов газоснабжения и га-
зопотребления является несвоевременное диагностирование технических устройств
с целью продления ресурса газопроводов, отслуживших нормативный срок службы.
Таких газопроводов насчитывается 37,6 тыс. км, из которых прошло диагностиро-
вание с продлением срока эксплуатации только 32,4 тыс. км (86 %). Общее число
газорегуляторных пунктов составляет 234 852. Из них 23 982 отслужили норматив-
ный срок службы, прошли диагностирование с продлением срока службы только
17 403 (72,8 %).
212
Износ газового оборудования отдельных котельных составляет 75-95 %, т.к. они
эксплуатируются 25-30 лет практически без капитального ремонта. Замена изно-
шенных основных фондов осуществляется крайне медленными темпами в г. Мо-
скве, г. Санкт-Петербурге, г. Волгограде, Московской, Ярославской, Саратовской,
Нижегородской, Ленинградской областях.
В 2011 г. рассмотрено 569 экспертных заключений на выдачу разрешений на при-
менение технических устройств на ОПО систем газораспределения и газопотребле-
ния. Выдано 534 разрешения на применение технических устройств на объектах га-
зораспределения и газопотребления. В 34 случаях отказано в выдаче разрешений.
В течении года также рассмотрено более 320 комплектов документов соискателей
лицензий.
В соответствии с поручением Аппарата Правительства Российской Федерации
(письмо № П9-41314 от 18.11.2010) Ростехнадзор продолжил мониторинг состояния
внутридомового газового оборудования (ВДГО).
Мониторинг показал, что в связи с низким показателем обслуживания ВДГО гази-
фицированных квартир в многоквартирных жилых домах и опасностью взрывов газо-
воздушной смеси в помещениях с неисправным газовым оборудованием необходимо
принятие срочных мер по обеспечению технического обслуживания ВДГО в полном
объеме, включая внутриквартирное газовое оборудование многоквартирных домов,
в соответствии с требованиями законодательства с установлением контроля со сто-
роны государственной жилищной инспекции.
Поставщику газа, управляющим компаниям, государственной жилищной ин-
спекции, газораспределительным организациям необходимо обратить особое вни-
мание на законность газификации нежилых помещений, встроенных в многоквар-
тирные жилые дома, а также на наличие и исполнение договоров на техническое
обслуживание газового оборудования этих помещений.
Во многих регионах техническое состояние газового хозяйства не контролируется
Жилищной инспекцией (нет специалистов в штате). Фактически контрольные фун-
кции осуществляют специализированные газораспределительные организации, т.е.
организации, ведущие техническое обслуживание, ремонт газового оборудования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от
21.07.2008 № 549 центральным аппаратом Ростехнадзора и территориальными управ-
лениями осуществляется методологическое обеспечение деятельности по контролю
за техническим обслуживанием и состоянием ВДГО.
В порядке реализации методологического обеспечения деятельности по конт-
ролю за техническим обслуживанием и состоянием ВДГО территориальными орга-
нами Ростехнадзора даны разъяснения более чем на 1200 обращений граждан и ор-
ганизаций по вопросам эксплуатации ВДГО.
2.2.14. Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты спецхимии
Химический комплекс состоит из химических производств и производств рези-
новых и пластмассовых изделий.
В свою очередь в химические производства входят:
производство основных химических веществ;
производство мыла, моющих и полирующих средств, парфюмерных и космети-
ческих средств;
производство фармацевтической продукции;
213
производство прочих химических продуктов;
производство химических средств защиты растений (пестицидов) и прочих аг-
рохимических продуктов.
К производству основных химических веществ относятся:
производство удобрений и азотных соединений;
производство прочих основных органических химических веществ;
производство синтетического каучука;
производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах;
прочие.
К производству резиновых и пластмассовых изделий относятся:
производство пластмассовых изделий;
производство резиновых изделий.
В химической индустрии насчитывается около 1000 крупных и средних промыш-
ленных предприятий и около 100 научных и проектно-конструкторских организа-
ций, опытных и экспериментальных заводов.
Предприятия химического комплекса размещены во всех федеральных округах
и в 71-м субъекте Российской Федерации. Наибольшее развитие отрасль получила
в четырех федеральных округах: Приволжском (доля округа в общем объеме произ-
водства химического комплекса РФ составляет 43,5 %), Центральном (24,4 %), Си-
бирском (11,2 %) и Южном (10,4 %) округах.
В химической индустрии получили широкое развитие процессы территориаль-
ной концентрации производства.
Крупнейшие химические узлы сформировались в Республиках Татарстан и Баш-
кортостан, Алтайском, Пермском и Красноярском краях, Тульской, Тюменской,
Ярославской, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Кемеровской и Иркут-
ской областях.
В ряде отраслей химического комплекса имеются и развиваются крупные кор-
порационные структуры. Это такие корпорации и холдинги, как «Сибур Холдинг»,
«Фосагро», «Еврохим», «Акрон» и другие, на которых выпускается свыше 50 % ми-
неральных удобрений, около 40 % полимерных материалов.
К числу химически опасных поднадзорных производств и объектов относятся:
объекты, связанные с производством или использованием сжиженного аммиа-
ка, других хладоагентов и криопродуктов;
объекты, связанные с производством хлора, хлорсодержащих веществ;
объекты, связанные с производством и использованием концентрированных ки-
слот и щелочей, а также объекты по производству минеральных удобрений, на кото-
рых сосредоточены в изотермических резервуарах постоянные запасы сжиженного
аммиака от 10 до 30 и более тыс. т;
водоочистные сооружения городов, на которых содержатся до сотен тонн сжи-
женного хлора.
В 2011 г. число поднадзорных организаций, осуществляющих деятельность в об-
ласти промышленной безопасности, составило 7259, в том числе: по эксплуатации
ОПО — 4712; проектированию ОПО — 407; строительству (расширению), рекон-
струкции, техническому перевооружению ОПО — 395; консервации ОПО — 61; лик-
видации ОПО — 62; изготовлению технических устройств, применяемых на ОПО —
419; монтажу и наладке технических устройств на ОПО — 387; обслуживанию и ре-
монту технических устройств на ОПО (специализированные организации) — 302;
214
проведению экспертизы промышленной безопасности — 323; подготовке (перепод-
готовке) работников ОПО в необразовательных учреждениях — 191.
Усиление государственного надзора за состоянием промышленной безопасно-
сти химически опасных производственных объектов и их безопасной эксплуатацией
проводилось в направлении активизации работ по техническому перевооружению и
модернизации действующих и создание новых экономически эффективных и эко-
логически безопасных производств.
В 2011 г. территориальными органами Ростехнадзора осуществлялись надзорно-
контрольные функции в отношении предприятий, реализующих крупные инвести-
ционные проекты.
На ОАО «Череповецкий Азот» разработана перспективная программа модерни-
зации систем ПАЗ, КИПиА, АСУТП на период до 2012 г. Во исполнение указанной
программы в цехе аммиачной селитры ПМУ внедрена автоматизированная система
контроля и управления на установке по производству аммиачной селитры по про-
ектам ОАО «НИАП», г. Новомосковск и ЗАО «Хонновел», г. Москва.
На ОАО «Аммофос» разработана и утверждена программа реконструкции, тех-
нического перевооружения производств, в которой предусмотрено внедрение но-
вых технологий в производствах, строительство новых хранилищ на складе кислот
в СКП, ПМУ ПЭФК взамен выведенных из эксплуатации.
Предприятием МУП «Вологдагорводоканал» на объекте системы водоподготов-
ки при участии администрации г. Вологды продолжены работы по приведению объ-
екта в соответствие требований промышленной безопасности.
Организации, эксплуатирующие взрывоопасные объекты и химически опасные
объекты, в 2011 г. принимали меры для повышения промышленной безопасности при
эксплуатации химически опасных объектов. За отчетный период проводилась опреде-
ленная работа, связанная с внедрением на опасных производственных объектах сов-
ременного технологического оборудования, повышением технического уровня ОПО,
использованием современных технических устройств.
Так, на предприятиях Пермского края в ОАО «Минеральные удобрения»:
в цехе № 11 (цех химподготовки сырья) установлена звуковая сигнализация от-
ключения насосов Н-20/1, 2, 3; заменены насосы поз. Р-24/1, 2; проведена замена
электродных сигнализаторов уровня LA-305, 306 в емкости декарбонизатора поз.
1201-UA/UB на радарно-волновые; заменен датчик изменения уровня в бассейне
нейтрализации поз. 1301-А на УХПС-1;
в цехе № 2 (цех по производству аммиака) проведена замена датчиков загазован-
ности на поз. XIA-352-1, 2, 3, 4, 5 и XA-351; замена газоанализаторов горючих газов
в помещениях газоанализаторных Z1-Z3 в помещении компрессии; замена газоа-
нализаторов аммиака в машинном зале изотермического хранилища аммиака поз.
XIA-351.
В ОАО «Галоген» в цехе № 26 (производство хладонов) проиедена замена тепло-
обменников поз. Т-147/1, Т-306, Т-10/1, а также замена сборника поз. Е-101А/4, за-
мена емкостей поз. Е-1/1, 2.
В филиале «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Березники:
обеспечен автоматический контроль содержания в воздухе рабочей зоны цеха 3
(КрАК) веществ остронаправленного действия (NO, NO2);
в цехе № 1 А проведена замена плунжерных насосов уплотняющего масла высо-
кого давления поз. 103J-J3 на винтовые с приводом от электродвигателя; восстанов-
лена теплоизоляция трубопровода поз. Л 624 цеха 1А;
215
в целях реализации выполнения проекта по исключению жидкого и газообразно-
го аммиака в рабочую зону блока 6 цеха 1А разработаны чертежи: монтажные МТ/1А
10-22.00.00 ТХ, чертежи по электроснабжению ЭЛ/1А 10-23ЭМ, строительные чер-
тежи СТ/1А 10-28 ТП, ГП, КЖ, КМД, СТ/1А 10-36 АС, КМД;
в рамках реализации Программы по приведению установки по хранению
и перекачке едкого натра цеха высших алифатических аминов к требованиям
промышленной безопасности выполнены работы по монтажу стационарного
устройства для удаления аварийных проливов и двухсторонней громкоговоря-
щей связи;
в рамках реализации Программы по приведению складов слабой азотной кисло-
ты корп. 722, 723 отделения А и корп. 732 отделения Б цеха № 5 в соответствие с
требованиями Правил для реконструкции схемы контроля уровня кислоты в емко-
стях приобретены материалы на основании проектной документации по оборудо-
ванию хранилищ кислоты поз. Е-55-1, 2 (корпус 722), поз. Е-501/А-Е (корпус 732)
приборами дублирующими показания уровня по месту; для монтажа системы авто-
матического контроля содержания паров азотной кислоты в воздухе рабочей зоны
приобретены материалы на основании проектной документации по монтажу обо-
рудования для автоматического контроля за содержанием паров азотной кислоты в
воздухе помещения насосной и автоматического включения сигнализации и аварий-
ной вентиляции при превышении ПДК (отделение 5А, 5Б); для монтажа системы ав-
томатического контроля содержания паров азотной кислоты в воздухе рабочей зоны
приобретены материалы на основании проектной документации по монтажу обо-
рудования для автоматического контроля за содержанием оксидов азота в рабочей
зоне у поз. 55-1,2 (корпус 722), поз. Е-501/А-Е (корпус 732)и автоматического вклю-
чения сигнализации при превышении ПДК. Работы должны быть завершены в со-
ответствии с графиками.
В ООО «Сода-Хлорат»:
проведена замена на новые теплообменники кожухотрубные 102-105-51 в цехе 13
(производство калия гидрата окиси технического, хлора газообразного и водорода)
и в цехе № 18 (производство жидкого хлора и хлорсодержащих продуктов);
заменен на новый ц/б насос Х 150-125-315-К-СД в цехе 8 и в цехе № 13 (2 шт.);
внедрен новый хлорный компрессор РЖК-1800 в цехе № 13;
в цехе № 18 внедрено новое оборудование — агрегат электронасосный
НП-150, Х100-80-160 (2 шт.); мерник жидкого хлора; воздушный компрессор
2ВУ-1.5-2.5/26М1 и вентилятора ВЦ 5-35.
В ОАО «Метафракс» введена в эксплуатацию установка по производству уротро-
пина мощностью 20 тыс. т в год; проведено расширение открытого склада щелочи
корп. 1403 и расширение насосной щелочи корп. 1392.
В ФГУП «Соликамский завод «Урал»:
внедрено новое оборудование — в цехе № 2 проведена замена устаревшего насо-
са Ш5-256 на новый агрегат электронасосный НМШ-25-6,3/2,5Б.
внесены дополнения в регламент технологического процесса № 7095 по прове-
дению операции нейтрализации кислот в цехе 3 (получения нитроцеллюлозы);
Все работы по строительству, реконструкции, модернизации и ликвидации ОПО
осуществлялись под контролем инспекторов Ростехнадзора по проектам, прошед-
шим в установленном порядке государственную экспертизу или экспертизу про-
мышленной безопасности.
216
В 2011 г. на предприятиях, поднадзорных Приокскому управлению, были реали-
зованы 7 проектов по модернизации и техническому перевооружению ОПО:
«Техническое перевооружение стадии очистки хвостовых газов с переходом на
селективную очистку отделения 5-А цеха МУиК №1 ОАО «НАК «АЗОТ» на агрега-
те № 1;
«Модернизация производства вспенивающегося полистирола» цех 02 на
ОАО «Пластик»;
«Техническое перевооружение производства средств для мытья посуды» на
ООО «Проктер энд Гэмбл Новомосковск»;
«Модернизация производства полимерной тары» в ООО «Проктер энд Гэмбл Но-
вомосковск»;
«Техническое перевооружение стадии очистки хвостовых газов с переходом на
селективную очистку отделения 5-А цеха МУиК №1 ОАО «НАК «АЗОТ» на агрега-
те №6», «Техническое перевооружение цеха № 2 ЗАО «ХАНТСМАН-НМГ»;
«Техническое перевооружение системы хранения и газификации жидкого азота
СХГА-10/18-70 ЗАО «ХАНТСМАН-НМГ».
На взрывопожароопасных и химически опасных производствах, подконтроль-
ных Приокскому управлению Ростехнадзора, выполнены работы, связанные с
реконструкцией и модернизацией технологических производств в ОАО «НАК
«Азот»:
цех сложных минеральных удобрений — модернизация производства сложных
минеральных удобрений на выпуск 420 тыс. т в год кальций-аммиачной селитры;
склад ИТХ-2- внедрение проекта «Повышение надежности склада ИТХ-2»;
цех МУиК № 1- внедрение проекта «Замена физически изношенного оборудо-
вания отделения неконцентрированной азотной кислоты № 5-А цеха МУиК № 1».
В ОАО «Щекиноазот»:
цех межцеховых коммуникаций — внедрение установки по производству деми-
нерализованной воды»;
цех сульфата аммония — внедрение агрегата кристаллизации № 2.
Филиал ОАО «ПК «Балтика»-Балтика-Тула»: техническое перевооружение скла-
да приема и хранения соляной кислоты.
Внедрение вышеуказанных проектов позволило повысить противоаварийную
защиту объектов, имеющих в своем составе технологические блоки I и II категорий
взрывоопасности.
В 2011 г. в Новосибирской области закончили реконструкцию по переходу с ам-
миачных холодильных установок на фреоновые ОАО «Мясокомбинат Чистоозер-
ный» и ОАО «Татарский мясокомбинат».
Разработаны проекты на техническое перевооружение и имеют положительное
заключение экспертизы промышленной безопасности следующие проекты: «Спир-
топриемное отделение здания спиртохранилища ЗАО «Сибирский ЛВЗ»; «Склад ам-
миака. Установка дублирующих приборов» на ФКП «Анозит».
В ОАО «КуйбышевАзот»:
продолжается работа по переводу контроля технологического процесса на ми-
кропроцессорную технику в цехе № 11, закончена работа по переводу компрессо-
ров ЦК-135/1, 2 на систему управления фирмы «Иокогава»;
проведена замена четырех выработавших свой ресурс приборов типа КСП-4 на
электронную станцию сбора данных фирмы «Иокогава» в цехе № 4;
217
в цехе № 35 в отделении компрессии взамен выработавших свой срок приборов
типа ФЩЛ, ПКР установлены измерительные регуляторы «Метакон-532»; на бло-
ках окисления пневмоприборы типа ПВ-10 заменены на регуляторы «Метакон-515»;
произведена замена кабельной обвязки компрессоров водорода поз. 07/0900-1, 2;
введен в эксплуатацию газопровод высокого давления;
в цехе № 23 проведена замена вакуумного насоса GBH-12 поз. 4/1; введена в
эксплуатацию АСУПТ на базисном складе; заменены на новые щелочные насосы
поз. 1/1, 2; 26/1;
в цехе № 24 проведена замена насосов Х-45/54 на 65 СРН400 на поз. 1090/1,2;
КСР 40/180 на 50 СРН 160 на поз .2/44.1;
в цехе № 35 проведена замена теплообменника поз. Т-409А, что улучшило каче-
ство конденсата, выдаваемого из цеха;
на подстанции № 40 на основе микропроцессорной техники «Sepam» выведена
система сбора информации о состоянии параметров электроснабжения и процессов
по каждой ячейке с выводом ее на ЦПУ начальника смены цеха № 8;
силами специализированной организации (г. Пенза) выполняется капитальный
ремонт трансформатора 63 мВА 110/6/6 для замены Т-2 ГПП-60.
На подконтрольных предприятиях Кемеровской области согласно планам про-
должаются работы по техническому перевооружению и модернизации действую-
щих производств. Работы проводятся после получения положительного заключе-
ния экспертизы промышленной безопасности проектной документации на техни-
ческое перевооружение.
В ОАО «Азот» в цехе № 15, производство слабо азотной кислоты, осуществлена
модернизация компрессора ГГТ-12;
В ОАО «УК «Южный Кузбасс», шахта им. В.И. Ленина осуществлен перевод про-
цесса обеззараживания воды с хлора на гипохлорит натрия в двух опасных объектах.
На предприятиях коммунального хозяйства Кемеровской области и Алтайского
края осуществляется замена использования хлора на препарат «Дезавид».
В последние годы многими предприятиями, эксплуатирующими аммиачные холо-
дильные установки, по экономическим и другим причинам, в том числе связанным с
необходимостью вложения значительных средств для приведения объекта к требова-
ниям действующих норм и правил, осуществляется перевод систем холодоснабжения с
аммиака на фреон, что способствует повышению уровня промышленной безопасности.
Проводились работы по переводу установок хлорирования на химический гипо-
хлорит натрия.
Во исполнение Федеральной целевой программы улучшения качества водоснаб-
жения на территории Ивановской области продолжается работа, направленная на
замену хлора гипохлоритом натрия, используемого на станциях водоподготовки.
В отчетном периоде на головных водозаборных сооружениях г. Иваново предприя-
тием УМП «Водоканал» закончен монтаж оборудования, проведены пуско-наладоч-
ные работы и пущена в работу электролизная установка по производству гипохлори-
та натрия для обеззараживания питьевой воды. В первом полугодии 2011 г. разрабо-
тан проект ликвидации хлорного хозяйства, проведена экспертиза промышленной
безопасности данного проекта. Закончены пуско-наладочные работы установки по
производству гипохлорита натрия. В настоящее время срабатываются оставшиеся
запасы хлора, после чего технология подготовки воды будет полностью переведена
на гипохлорит с последующей ликвидацией хлорного хозяйства.
218
Вместе с тем в связи с финансовым кризисом отдельными предприятиями пере-
смотрены программы реконструкции и модернизации производств. Снижены объ-
емы финансовых вложений на замену оборудования, реализацию программ повы-
шения безопасности производств и объектов.
В 2011 г. на предприятиях химического комплекса произошло восемь аварий и
три несчастных случая со смертельным исходом. В 2011 г. произошло 12 аварий и
семь смертельных несчастных случаев.
Наиболее тяжелой является авария, происшедшая 03.05.2011 в ООО «Алкид»,
г. Белгород. Местом возникновения аварии явилась наружная установка участка № 1
производства лаков на конденсационных смолах ООО «Алкид».
В результате нарушения регламентного течения реакции поликонденсации при
проведении технологического процесса получения лака «ПФ-Экспресс» в момент
закрытия люка реактора произошел выброс парожидкостной смеси, который со-
провождался гидроударом, повлекшим разрушение насадочной колонны, крепле-
ния крышки реактора и выброс перегретой парожидкостной реакционной массы без
остатка, о чем свидетельствует чистая внутренняя поверхность реактора без следов
копоти, нагара, остатков продукта и следов воздействия пламени на металл.
Через 1-2 минуты после выброса растворителя и реакционной массы из реактора
в районе наружной этажерки произошла вспышка, локальный взрыв и возгорание
выброшенной реакционной массы. Большая площадь и быстрое развитие пожара не
позволили эффективно использовать первичные средства пожаротушения и лока-
лизовать пожар силами персонала предприятия. Источником воспламенения взры-
воопасной паровоздушной смеси могли служить искры статического электричества
или соударения частиц металла (окалины), возникшие при быстром истечении из
аппарата реакционной массы с высоким объемным электрическим сопротивлением.
В результате пожара уничтожена техническая документация, хранившаяся в ка-
бинетах начальника производства и руководителей служб, расположенных в зда-
нии участка № 2 и АБК участка № 1 цеха синтеза лаков ООО «Алкид», в том числе:
паспорта на оборудование и технологические трубопроводы в составе участков
№ 1 и № 2 цеха синтеза лаков;
паспорта заводов-изготовителей и ремонтные формуляры на электрооборудо-
вание;
заключения по результатам технического диагностирования технологического
оборудования цеха синтеза лаков на конденсационных смолах, в том числе и реак-
тора поз. Р-10, выданные Центром научно-технического аудита, экспертизы и сер-
тификации (ЦНТАЭС);
оригиналы удостоверений, выданные УТЭН Ростехнадзора по Белгородской об-
ласти;
журнал инструктажа на рабочем месте цеха синтеза;
оперативная технологическая документация по ведению процессов синтеза лаков;
графики проведения планово-предупредительного ремонта;
компьютер (основной и дублирующий), контролирующий процессы синтеза вы-
пускаемой продукции.
Повреждено оборудование, расположенное на наружной установке и в произ-
водственном здании цеха синтеза лаков.
Технические и организационные причины аварии:
выброс парожидкостной смеси из реактора синтеза лаков Р-10 из-за подачи в
него повышенного объема растворителя (толуола) при недостаточном перемеши-
219
вании горячей высоковязкой реакционной массы, приведший к резкому спонтан-
ному вскипанию перегретого растворителя, уносу вместе с ним реакционной мас-
сы и гидроудару, повлекшему разрушение насадочной колонны К-11 и отрыв буге-
ля крышки люка реактора по сварным швам;
внезапная разгерметизация оборудования привела к залповому выбросу перегре-
той реакционной массы с растворителем из реактора в полном объеме;
воспламенение и локальный взрыв образовавшейся взрывоопасной смеси паров
растворителя с воздухом с последующим пожаром на наружной установке, распро-
странившимся на смежные здания и сооружения;
отклонения от регламентных норм технологического режима при проведении
синтеза смолы, что привело к очень быстрому нарастанию вязкости реакционной
массы и желированию смолы, заключающиеся в следующем: имела место останов-
ка технологического процесса в реакторе для замены прокладки в крышке с общим
простоем 5,5 часов; вязкость реакционной массы после проведения 15 часов кон-
денсации и снижения кислотного числа до 10,2 осталась значительно ниже регла-
ментной, после загрузки малеинового ангидрида вязкость реакционной массы на-
чала нарастать очень быстро и начался процесс желирования смолы;
недостаточная проработка технологического процесса получения лака ПФ-Эк-
спресс, в том числе по обеспечению эффективности перемешивания разнородных
сред, последовательности и допустимым количествам загружаемых в аппараты го-
рючих веществ, скорости поступления компонентов;
недостаточная полнота соответствующих разделов технологического регламента
ТР-34-04, производственных инструкций, определяющих действия специалистов и
производственного персонала при возникновении нестандартных ситуаций, в том
числе связанных со спонтанным ростом вязкости перерабатываемых продуктов;
недостаточный уровень организации ПК за соблюдением требований промыш-
ленной безопасности при эксплуатации ОПО.
Общий экономический ущерб от аварии определен в размере 174 489 тыс. руб.
Организационными причинами аварий в 2011 г. являлись: неэффективность про-
изводственного контроля (46,4 %), нарушение технологической и трудовой дисци-
плины (35,9 %), неправильная организация производства работ (11,8 %).
Техническими причинами аварий в 2011 г. явились: неисправность технических
устройств (20,0 %), отступление от требований технологической документации (19,9 %),
нарушение регламента ревизии и обслуживания технических устройств (19,9 %).
Аварии были допущены на ОПО организаций, поднадзорных Межрегиональному тех-
нологическому управлению, Приволжскому, Средне-Поволжскому, Верхне-Донскому
и Северо-Западному, Центральному, Западно-Уральскому управлениям Ростехнадзора.
Авария с групповым несчастным случаем без смертельного травматизма прои-
зошла на ОПО ОАО «Химпром», поднадзорном Приволжскому управлению Ростех-
надзора. Авария с групповым несчастным случаем со смертельным исходом (поги-
бли два человека) произошла в ОАО «Редкинский опытный завод», поднадзорном
Центральному управлению Ростехнадзора.
Экономический ущерб от аварий за 2011 г. составил 474 133,26 тыс. руб.
Снижение смертельного травматизма и аварийности на подконтрольных объек-
тах было достигнуто за счет повышения требовательности инспекторского состава
химнадзора к производственному персоналу поднадзорных предприятий в части вы-
полнения требований правил и норм промышленной безопасности.
220
Сравнительный анализ аварий и несчастных случаев, а также динамика аварий-
ности и травматизма представлены в табл. 72-76.
Таблица 72
Сравнительный анализ распределения аварий по видам аварий за 2010 и 2011 гг.
Виды аварии
2010 г.
2011 г.
+/-
Взрыв
7
1
-6
Пожар
3
2
-1
Выброс опасных веществ
2
2
Разгерметизация оборудования
3
+3
Итого:
12
8
-4
Наметилась тенденция по сокращению количества аварий, в том числе по ви-
дам — взрыв и пожар, и увеличению разгерметизации оборудования.
Таблица 73
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2010 и 2011 гг.
Виды травмирования
2010 г.
2011 г.
+/-
Термический ожог
4
2
-2
Химический ожог
Отравление
3
1
-2
Разрушение технических устройств
Итого:
7
3
-4
Наметилась тенденция по сокращению количества несчастных случаев, в том чи-
сле по травмирующим факторам — термический ожог и отравление.
Таблица 74
Анализ обобщенных причин аварий
Причины аварий
2010 г.
2011 г.
Дина-
мика
Технические причины
%
%
%
Неудовлетворительное техническое состояние оборудования
12,5
20,0
+7,5
Неисправность (отсутствие) средств противоаварийной защи-
18,6
13,4
-5,2
ты (ПАЗ), сигнализации
Несовершенство технологии или конструктивные недостатки
25,0
13,4
-11,6
Отступление от требований проектной, технологической до-
37,6
19,9
-27,7
кументации
Нарушение регламента ревизии или обслуживания техниче-
19,9
+19,9
ских устройств
Нарушение регламента ремонтных работ или их качество
6,3
-6,3
Наличие скрытых дефектов или неэффективность входного
контроля
Использование в технических устройствах материалов/частей,
не соответствующих проекту
Несоответствие проектных решений условиям производства
6,7
-6,7
и обеспечения безопасности
Отсутствие автоматизации опасных операций, механизации
6,7
-6,7
работ
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
33.3
11,8
-21,5
221
Причины аварий
2010 г.
2011 г.
Дина-
мика
Неэффективность производственного контроля
50,0
46,4
-3,6
Нарушение технологической и трудовой дисциплины
35,9
+35,9
Низкий уровень знаний требований промышленной
5,9
+5,9
безопасности
Неосторожные или несанкционированные действия испол-
16,7
-16,7
нителей работ
Таблица 75
Анализ обобщенных причин несчастных случаев
Причина несчастных случаев
2010 г.
2011 г.
Дина-
мика
Технические причины
%
%
%
Неудовлетворительное техническое состояние оборудования
20,0
+20,0
Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализации
10,0
20,0
+10,0
Несовершенство технологии или конструктивные недостатки
40,0
20,0
-20,0
Отступление от требований проектной, технологической до-
40,0
-40,0
кументации
Отсутствие автоматизации опасных операций, механизации
20,0
+20,0
работ
Несоответствие проектных решений условиям производства
20,0
+20,0
и обеспечения безопасности
Нарушение регламента ревизии или обслуживания техниче-
ских устройств
Нарушение регламента ремонтных работ или их качество
Наличие скрытых дефектов или неэффективность входного
контроля
Использование в технических устройствах материалов/частей,
10,0
-10,0
не соответствующих проекту
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
46,1
33,4
-12,7
Неэффективность производственного контроля
30,8
33,4
+2,6
Нарушение технологической дисциплины
16,6
+16,6
Низкий уровень знаний требований промышленной безопа-
16,6
+16,6
сности
Неосторожные или несанкционированные действия испол-
23,1
-23,1
нителей работ
Прочие причины
Умышленная порча технических устройств с целью хищения
Алкогольное опьянение исполнителей работ
Внешнее воздействие
Стихийные явления природного происхождения
Таблица 76
Динамика аварийности и травматизма
Количество аварий и смертельных случаев
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Аварии
11
9
7
10
11
7
12
8
Смертельные
15
10
10
18
20
9
7
3
случаи
222
С учетом проведенной реконструкции и модернизации ОПО химической отра-
сли можно сделать вывод, что техническое состояние объектов улучшилось. Вместе
с тем, вопросы реконструкции все еще сдерживаются из-за недостатка финансиро-
вания, особенно областных и муниципальных предприятий.
Состояние промышленной безопасности на поднадзорных химических предпри-
ятиях в течение 2011 г. оценивается как удовлетворительное, крупных техногенных
аварий не зарегистрировано, террористические акты также не зафиксированы.
ПК является основным элементом, влияющим на уровень промышленной без-
опасности организаций. Эффективность системы ПК оценивается состоянием про-
мышленной безопасности организации. В крупных производственных организа-
циях и вертикально интегрированных компаниях, в которых активно внедряются
системы управления промышленной безопасностью, системы ПК, отмечается бла-
гоприятная ситуация с состоянием промышленной безопасности, аварийностью и
травматизмом.
На крупных предприятиях, имеющих развитую структуру управления производ-
ством, сформированы и эффективно действуют системы управления промышлен-
ной безопасностью.
На этих предприятиях созданы штатные службы ПК. Работа на этих предприя-
тиях соответствует требованиям промышленной безопасности.
Территориальные органы добились разработки положений о ПК на предприя-
тиях химического комплекса. Поднадзорные организации в установленные сроки
представляют отчеты о производственном контроле в территориальные органы Ро-
стехнадзора.
В то же время анализ результатов контрольной и надзорной работы, в том числе
анализ аварий и травматизма, позволяет сделать вывод о низкой эффективности ПК
и низкой квалификации руководителей и специалистов на отдельных предприяти-
ях, эксплуатирующих ОПО, особенно в организациях, допустивших аварии.
Руководители организаций с малой численностью персонала (небольшие АХУ,
объекты водоподготовки и водоотведения) с целью экономии финансов осуществле-
ние ПК возлагают на работников организации как дополнительную нагрузку. При
этом работа по осуществлению ПК носит во многом формальный характер, эффек-
тивность его низкая. Отсутствие экономических стимулов также не позволяет до-
биться эффективности его осуществления.
Наиболее характерными нарушениями при организации производственного
контроля являются такие, как отсутствие оценки и анализа при проведении ком-
плексных проверок, до должностных лиц организаций результаты проверок не до-
водятся, не всегда своевременно и качественно проводятся расследования причин
происшедших инцидентов.
Так, в Воронежской области ОАО «Минудобрения» и ОАО КБХА имеют разви-
тую структуру управления производством, сформированы и эффективно действуют
СУПБ, созданы штатные службы производственного контроля. В СУПБ задейст-
вованы все работники предприятия от рабочего до руководителя; определены обя-
занности каждого работника в обеспечении промышленной безопасности. Работа
на этих предприятиях соответствует требованиям промышленной безопасности. На
подконтрольных предприятиях проводится работа по совершенствованию СУПБ и
ПК. За отчетный период данными службами проведено 29 контрольно-профилак-
тических проверок, выявлено 90 нарушений.
223
Обследования, проводимые государственными инспекторами Приволжского
управления, показывают, что на отдельных предприятиях ПК проводится формаль-
но. Оперативные, целевые и комплексные обследования, осуществляемые работни-
ками служб ведомственного надзора и производственного контроля, носят повер-
хностный характер. Отсутствует анализ выявленных нарушений. Не в полной мере
выявляются имеющие место нарушения (ОАО «Марбиофарм», ОАО «Химпром»,
ОАО «Хитон»).
Вместе с тем, в условиях функционирования ОПО с малой численностью обслу-
живающего персонала в организациях, имеющих небольшой общий штат работни-
ков, работа по осуществлению ПК не в полной мере соответствует требованиям. Ор-
ганизация работы на данных ОПО требует дальнейшего совершенствования, в том
числе в плане методического обеспечения.
Контроль за организацией ПК на предприятиях осуществляется Центральным
аппаратом при проведении комплексных, целевых и оперативных проверок, а так-
же при проверках соблюдения лицензионных условий и требований. По результа-
там таких проверок дается оценка организации ПК на ОПО, при выявлении нару-
шений выдаются предписания по их устранению.
Наиболее характерные недостатки при осуществлении ПК: низкий инженерный
уровень проверок; невыполнение мероприятий в установленные сроки; нарушение
сроков проведения проверок и др. Основные причины — низкая исполнительская
дисциплина и недооценка руководителями предприятий важности вопросов про-
мышленной безопасности.
Экспертиза промышленной безопасности является эффективным инструмен-
том в повышении промышленной безопасности ОПО и позволяет проводить анализ
возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию ава-
рийных ситуаций, прогнозирование последствий аварий и на базе этого разработ-
ку превентивных мероприятий по повышению безопасности эксплуатации ОПО.
В 2011 г. было утверждено 23 424 заключения экспертизы промышленной безопа-
сности ОПО, отказано в утверждении 1486 заключений экспертизы.
Со стороны инспекторского состава территориальных органов Ростехнадзора
проводится постоянный контроль за объемом и качеством проведенных экспер-
тиз, выполненных на поднадзорных объектах. В целом объем и качество выпол-
ненных экспертных оценок состояния промышленной безопасности обеспечи-
вает получение достоверных данных о техническом состоянии производствен-
ных объектов.
Анализ ситуации с внедрением системы экспертизы промышленной безопасно-
сти позволяет констатировать, что в настоящее время экспертиза промышленной
безопасности стала нормой в системе обеспечения промышленной безопасности
ОПО. Количество экспертиз за последние годы стабилизировалось. Подавляющее
количество экспертиз промышленной безопасности проводится в отношении тех-
нических устройств.
Анализ заключений экспертизы промышленной безопасности показывает, что
в настоящее время большинство их соответствует требованиям, предъявляемым к
проведению экспертизы и оформлению экспертных заключений.
На опасных производственных объектах, поднадзорных Волжско-Окскому управ-
лению, основными недостатками, выявленными в представленных на рассмотрение
и регистрацию экспертных заключениях, являются:
224
несоответствие оформления документации требованиям НТД — 45 %;
объем выполненных работ не соответствует объему, предусмотренному програм-
мой проведения экспертизы — 30 %;
несоответствие объема проведенных работ утвержденным методикам — 25 %.
Организации, эксплуатирующие ОПО, провели страхование риска ответствен-
ности за причинение вреда при эксплуатации ОПО, договора страхования заклю-
чаются своевременно и пролонгируются в установленном порядке.
По информации территориальных органов Ростехнадзора химически опасные
объекты в основном в достаточной мере защищены, их охрану и оборону осуществ-
ляют как подразделения войсковых частей и МВД, так и специализированные ох-
ранные организации.
На химически опасных объектах разрабатываются меры по предотвращению по-
стороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процессов
по противодействию террористическим проявлениям и защите объектов.
По информации территориальных органов Ростехнадзора, ужесточен пропуск-
ной режим, запрещен пронос подозрительных и объемных вещей.
На отдельных химически опасных объектах въезд на объекты круглосуточно
фиксируется видеокамерами. Работники подрядных организаций пропускаются по
спискам, утвержденным руководителями предприятий. Помещения, в которых нет
постоянного присутствия персонала, закрываются и контролируются при обходах.
На предприятиях организована связь и взаимодействие с органами ФСБ, МВД, МЧС
России, пожарными подразделениями, медицинскими учреждениями как в порядке
заключения договоров, так и оперативном порядке с использованием как телефонной
связи, так и мобильной радиосвязи через диспетчерские службы и дежурный персонал.
На химически опасных объектах реализуются комплексные мероприятия по
защите химически опасных производственных объектов от проникновения по-
сторонних лиц. Выполнение на предприятиях графиков проведения учебно-тре-
нировочных занятий с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций, наличие
средств индивидуальной и коллективной защиты персонала, средств пожаротуше-
ния также повышают противоаварийную устойчивость ОПО.
Например, Северо-Кавказским управлением в 2011 г. был обследовано объекты
подконтрольных предприятий в части обеспечения антитеррористической устойчи-
вости эксплуатируемых объектов. При этом были выявлены и предписаны к устра-
нению такие нарушения, как:
отсутствие или невыполнение отдельных пунктов приказов предприятий о за-
щите от возможных террористических актов;
отсутствие или невыполнение отдельных пунктов плана мероприятий по обес-
печению антитеррористической устойчивости химически ОПО;
выявление недостаточности принимаемых мер по защите химически опасных
производственных объектов от возможных террористических актов.
За невыполнение должной защиты эксплуатируемых ОПО от террористических
посягательств к должностным лицам руководством предприятий по представлению
государственных инспекторов применялись меры дисциплинарного воздействия.
Так, на предприятиях, подконтрольных Западно-Уральскому управлению, в ходе
проверок инспекторским составом контролировалось выполнение поднадзорны-
ми предприятиями мероприятий по их охране, защищенности и антитеррористи-
ческой устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..