ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2011 год) - часть 3

 

 

33
1) Изменение в Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций (НП-004-08). Приказ Ростехнадзора от 05.03.2011 № 103;
2) Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников
(НП-038-11). Приказ Ростехнадзора от 05.03.2011 № 104 (зарегистрирован Ми-
нистерством юстиции Российской Федерации 25.04.2011, регистрационный
№ 20564);
3) Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных
установок (НП-033-11). Приказ Ростехнадзора от 30.06.2011 № 348 (зарегистриро-
ван Министерством юстиции Российской Федерации 29.08.2011, регистрационный
№ 217001);
4) Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плавсредств с
ядерными установками и радиационными источниками (НП-037-11). Приказ Рос-
технадзора от 29.11.2011 № 666 (зарегистрирован Министерством юстиции Россий-
ской Федерации 19.01.2012, регистрационный № 22979);
5) Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе судов с ядер-
ными установками и радиационными источниками (НП-088-11). Приказ Ростех-
надзора от 29.11.2011 г. № 667;
6) Требования к системам аварийного электроснабжения атомных станций
(НП-087-11). Приказ Ростехнадзора от 30.11.2011 № 671;
7) Требования к устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов
для объектов использования атомной энергии (НП-043-11). Приказ Ростехнадзо-
ра от 30.11.2011 № 672;
8) Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов
ядерного топливного цикла (НП-047-11). Приказ Ростехнадзора от 23.12.2011 № 736
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2012, ре-
гистрационный № 22965);
9) Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных
источников при их транспортировании (НП-073-11). Приказ Ростехнадзора от
27.12.2011 № 747 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федера-
ции 20.01.2012, регистрационный № 22984).
В 2011 г. подготовлены к утверждению пять федеральных норм и правил:
1) Требования к программам обеспечения качества для объектов использования
атомной энергии (НП-090-11);
2) Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации (НП-067-05);
3) Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-11);
4) Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии
на атомной станции (НП-015-11);
5) Правила устройства и эксплуатации исполнительных механизмов органов воз-
действия на реактивность (НП-086 -11).
Опубликованы в 2011 году шесть федеральных норм и правил:
1) Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источ-
ников при их транспортировании. Опубликованы в журнале «Ядерная и радиаци-
онная безопасность» № 1(59) — 2011;
2) Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации. Опубликованы в журнале «Ядерная и радиационная безопас-
ность» № 1(59) — 2011;
34
3) Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атом-
ных станций. Опубликованы в журнале «Ядерная и радиационная безопасность»
№ 1(59) — 2011;
4) Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радио-
активные отходы. Опубликованы в журнале «Ядерная и радиационная безопасность»
№ 3(61) — 2011;
5) Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопрово-
дов атомных энергетических установок». Опубликованы в журнале «Ядерная и ра-
диационная безопасность» № 3(61) — 2011;
6) Требования к программам обеспечения качества для объектов использова-
ния атомной энергии. Опубликованы в журнале «Ядерная и радиационная безопа-
сность» № 3(61) — 2011.
В 2011 г. были приняты и зарегистрированы в Минюсте России: следующие фе-
деральные нормы и правила:
1) Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников
(НП-038-11). Приказ Ростехнадзора от 05.03.2011 № 104 (зарегистрирован Мини-
стерством юстиции Российской Федерации 25.04.2011, регистрационный № 20564);
2) Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных
установок (НП-033-11). Приказ Ростехнадзора от 30.06.2011 № 348 (зарегистри-
рован Министерством юстиции Российской Федерации 29.08.2011, регистрацион-
ный № 21700).
Кроме того, в 2011 г. были приняты и зарегистрированы Минюстом России в
2012 г. федеральные нормы и правила:
1) Правила безопасности при выводе из эксплуатации судов и иных плав-
средств с ядерными установками и радиационными источниками (зарегистриро-
ван Министерством юстиции Российской Федерации 19.01.2012, регистрацион-
ный № 22979);
2) Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов
ядерного топливного цикла (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 19.01.2012, регистрационный № 22965);
3) Правила физической защиты радиоактивных веществ и радиационных источ-
ников при их транспортировании (зарегистрирован Министерством юстиции Рос-
сийской Федерации 20.01.2012, регистрационный № 22984).
Кроме федеральных норм и правил в области использования атомной энергии
Ростехнадзором утверждаются также такие правовые акты как положения (руко-
водства по безопасности).
Положения (руководства по безопасности) — акты рекомендательного характе-
ра, не являющиеся нормативными правовыми актами. Руководства по безопасно-
сти содержат рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору:
по подготовке документов, обосновывающих безопасность объектов использо-
вания атомной энергии и видов деятельности на этих объектах;
к методам оценки документов, обосновывающих безопасность объектов исполь-
зования атомной энергии и видов деятельности на этих объектах;
к составу, содержанию и направленности научных работ, обосновывающих без-
опасность объектов использования атомной энергии и видов деятельности на этих
объектах;
35
другие рекомендации, направленные на регулирование ядерной и радиацион-
ной безопасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности
в этой области.
Всего в 2011 г. находилось в разработке 33 положения (руководства по безопа-
сности).
За отчетный период Ростехнадзором было утверждено 13 положений (руководств)
по безопасности.
Подготовлено к утверждению семь положений (руководств) по безопасности.
Совокупность обязательных требований по безопасности, содержащихся в фе-
деральных нормах и правилах, и рекомендаций по их выполнению, содержащихся
в положениях (руководствах по безопасности), позволяет оптимизировать систему
нормативного регулирования ядерной и радиационной безопасности объектов и ви-
дов деятельности в области использования атомной энергии.
Полученные результаты используются структурными подразделениями Ростех-
надзора при осуществлении оперативной работы по обеспечению регулирующей
деятельности.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов норма-
тивных правовых актов
Антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов в Рос-
технадзоре в соответствии с приказом Ростехнадзора от 12.03.2010 № 152 «Об ор-
ганизации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных
правовых актов и проектов нормативных правовых актов, издаваемых Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (зарегистриро-
ван Министерством юстиции Российской Федерации 13.04.2010, регистрационный
№ 16882) осуществляет Правовое управление при проведении правовой эксперти-
зы указанных проектов.
Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию
условий для проявления коррупции, выявленные антикоррупционной эксперти-
зой, устраняются на стадии доработки проекта нормативного правового акта струк-
турным подразделением — разработчиком проекта нормативного правового акта.
За 2011 г. была проведена антикоррупционная экспертиза 114 проектов норма-
тивных правовых актов Ростехнадзора; выявлено и исключено из проектов норма-
тивных правовых актов Ростехнадзора 60 коррупциогенных факторов.
В течение 2011 г. специалистами Правового управления в рамках договорной ра-
боты проведена правовая экспертиза 274 проектов договоров и государственных
контрактов на оказание работ и услуг, поставки товаров, выполнения научно-ис-
следовательских и опытно-конструкторских работ и иных видов гражданско-пра-
вовых договоров.
Кроме того, была проведена антикоррупционная экспертиза:
45 законопроектов;
5 проектов указов Президента Российской Федерации;
79 проектов постановлений Правительства Российской Федерации;
18 проектов распоряжений Правительства Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов выявлено не было.
За 2011 г. была проведена антикоррупционная экспертиза 29 нормативных пра-
вовых актов, коррупциогенных факторов не выявлено.
36
Претензионно-исковая работа в сфере деятельности Ростехнадзора. Исковая ра-
бота
Суды центрального аппарата Ростехнадзора
Всего в 2011 г. рассмотрено 99 судебных дел с участием центрального аппарата
Ростехнадзора, из них:
87 дел были рассмотрены (о возложении обязанности зарегистрировать в реестре
опасных производственных объектов (ОПО), о признании акта о несчастном слу-
чае на производстве недействительным, о признании ненормативного правового
акта недействительным, решений и бездействий незаконными, о пресечении нару-
шения права на патент, о признании отказа в возврате госпошлины незаконным, о
взыскании убытков и др.);
12 дел находятся на рассмотрении (о взыскании долга по государственному контр-
акту, о взыскании неустойки по государственному контракту, о возмещении ущер-
ба, причиненного заливом, обжаловании саморегулируемыми организациями пред-
писаний Ростехнадзора, о признании незаконным действий по внесению сведений
в реестр семорегулируемых организаций (СРО), об освобождении охранной зоны).
Из 87 рассмотренных дел по 38 делам суд вынес решение в пользу Ростехнадзора:
по 6 делам — об оспаривании постановлений Ростехнадзора;
по 4 делам — об оспаривании предписаний Ростехнадзора;
по 3 делам — о привлечении к административной ответственности;
по 9 делам — о признании незаконными решений, писем, действий/бездейст-
вий Ростехнадзора;
по 6 делам — о взыскании денежных средств;
по 10 делам — по иным основаниям (о процессуальном правопреемстве, об оспа-
ривании решений государственной инспекции труда, о восстановлении пропущен-
ного срока на предъявление исполнительного листа по делу о взыскании заработ-
ной платы, о возмещении ущерба и др.).
По 5 делам суд вынес решение частично в пользу Ростехнадзора (об обжалова-
нии дисциплинарного взыскания, уменьшении суммы штрафа по делу об админи-
стративном правонарушении по ст. 9.2 КоАП РФ, о признании незаконными дей-
ствий (бездействий) Ростехнадзора).
По 38 делам Ростехнадзор был привлечен в качестве третьего лица и судом была
принята во внимание позиция Ростехнадзора.
По 6 делам суд вынес решение не в пользу Ростехнадзора.
Суды территориальных органов Ростехнадзора
Всего за 2011 г. специалисты территориальных органов Ростехнадзора приняли
участие в 11 898 судебных делах, из них рассмотрено арбитражными судами 3735 дел:
по 1762 делам суд поддержал позицию Ростехнадзора;
по 748 делам в удовлетворении требований Ростехнадзора отказано;
1225 дел находятся на рассмотрении.
Судами общей юрисдикции рассмотрено 8163 дела:
по 5408 делам суд поддержал позицию Ростехнадзора;
по 567 делам решения вынесены не в пользу территориальных органов;
2188 дел в стадии рассмотрения.
В результате анализа сведений о представлении интересов территориальных орга-
нов Ростехнадзора выявлено, что за 2011 г. с участием территориальных органов Ро-
стехнадзора судами рассмотрено 8654 дела о привлечении к административной от-
37
ветственности; 2328 дел по обжалованию постановлений о привлечении к админи-
стративной ответственности, предписаний и иных ненормативных правовых актов,
действий, бездействий территориальных органов Ростехнадзора; 567 гражданских
дел (о расторжении договоров, о признании права собственности, о признании фак-
тов, имеющих юридическое значение и др.), 349 дел о возмещении вреда, убытков.
Претензионная работа
За 2011 г. Правовое управление подготовило и направило ряд претензий о взы-
скании задолженности по государственным контрактам в связи с ненадлежащим их
исполнением со стороны контрагентов. Часть которых была удовлетворена сторо-
нами в добровольном порядке, часть взыскана через суд.
Деятельность по пересмотру постановлений и решений по делам об администра-
тивных правонарушениях
Центральным аппаратом Ростехнадзора рассмотрена 31 жалоба на постановле-
ния по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными
лицами территориальных органов Ростехнадзора.
Из низ пять жалоб поданы должностными лицами поднадзорных организаций,
а 26 — юридическими лицами.
По результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об администра-
тивных правонарушениях вынесены следующие решения:
одна жалоба возвращена заявителю в связи с ее отзывом;
по девяти жалобам производство по делу прекращено в связи с одновременной
подачей жалоб в суд, пропуском срока подачи жалобы;
по восьми жалобам вынесено решение об отмене вынесенных постановлений по
делам об административных правонарушениях, из них по четырем жалобам мате-
риалы возвращены на новое рассмотрения в территориальные органы Ростехнад-
зора; по четырем жалобам производство по делам об административных правона-
рушениях прекращено.
По 13 жалобам постановления по делам об административных правонарушени-
ях оставлены без изменения, а жалобы — без удовлетворения.
В результате проведенного анализа определено, что 20 жалоб подано на поста-
новления по делам об административных правонарушениях, вынесенных по части 1
статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее — КоАП РФ), также обжаловались постановления по делам об администра-
тивных правонарушениях, вынесенных по части 2 статьи 9.1, части 1 статьи 9.5, ча-
сти 2 статьи 9.6, части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Большинство жалоб поданы на постановления по делам об административных
правонарушениях, вынесенных должностными лицами Межрегионального техно-
логического управления и Центрального управления Ростехнадзора.
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
2.2.1. Атомные станции
В 2011 г. Ростехнадзор осуществлял регулирование ядерной и радиационной без-
опасности на 17 атомных станциях (Балаковская АЭС, Балтийская АЭС, Белояр-
ская АЭС, Билибинская АЭС, Калининская АЭС, Кольская АЭС, Курская АЭС, Ле-
38
нинградская АЭС, Ленинградская АЭС-2, Нижегородская АЭС, Нововоронежская
АЭС, Нововоронежская АЭС-2, Ростовская АЭС, Северская АЭС, Смоленская АЭС,
Тверская АЭС, Центральная АЭС), на которых эксплуатируется 33 энергоблока, че-
тыре энергоблока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации (1-й и
2-й блоки Нововоронежской АЭС, 1-й и 2-й блоки Белоярской АЭС), 10 энергобло-
ков находятся в стадии сооружения (1-й и 2-й блоки Ленинградской АЭС-2, 1-й и
2-й блоки Нововоронежской АЭС-2, 3-й и 4-й блоки Ростовской АЭС, 4-й блок Бе-
лоярской АЭС, 5-й блок Курской АЭС, 5-й блок Балаковской АЭС, 1-й блок Бал-
тийской АЭС) и для 11 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (1-й и
2-й блоки Северской АЭС, 3-й и 4-й блоки Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Бал-
тийской АЭС, 1-й и 2-й блоки Центральной АЭС, 1-й и 2-й блоки Нижегородской
АЭС, 1-й и 2-й блоки Тверской АЭС).
Распределение по типам реакторов на АЭС приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение действующих на АЭС реакторов по типам
В работе
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 —11 шт., ВВЭР-440 — 6 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 11 шт., ЭГП-6 — 4 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-600 — 1 шт.
Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации
Канальные кипящие реакторы
АМБ-100 -1 шт., АМБ-200 — 1 шт.
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-210 — 1 шт., ВВЭР-365 — 1 шт.
На этапе сооружения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 5 шт., ВВЭР-1000 — 3 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-800 — 1 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 1 шт.
На этапе размещения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 11 шт.
Кроме того, в 2011 г. осуществлялся надзор за соблюдением норм и правил, ус-
ловий действия лицензий в 1411 (в 2010 г. — в 1291) организациях, осуществляющих
проектирование систем и объектов, конструирование и изготовление оборудования
для атомных станций и исследовательских ядерных установок, экспертизу проект-
ной, конструкторской и технологической документации и документов, обосновы-
вающих ядерную и радиационную безопасность атомных станций и исследователь-
ских ядерных установок (в скобках указаны данные за 2010 г.), в том числе:
353 (в 2010 г. — 324) конструкторских организациях;
984 (в 2010 г. — 991) заводах-изготовителях;
41 (в 2010 г. — 43) проектной организации, имеющей лицензии на проектирова-
ние и конструирование атомных станций;
33 (в 2010 г. — 33) экспертных предприятиях.
Лицензионная деятельность
Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2011 г. было выдано 23 (36) лицензии
эксплуатирующей организации ОАО «Концерн Росэнергоатом» и организациям,
осуществляющим проектирование, конструирование, изготовление оборудования
39
энергоблоков атомных станций, экспертизу безопасности и т.д. Было отказано в вы-
даче лицензий двум (в 2010 г. — 5) предприятиям по причине представления недо-
стоверной информации и недостаточной обоснованности заявленной деятельнос-
ти. Кроме того, было оформлено 173 изменения условий действия лицензий и пять
раз было отказано в их оформлении.
Данные по количеству лицензий, выданных на отдельные виды деятельности,
представлены в табл. 2.
Таблица 2
Количество лицензий, выданных на отдельные виды деятельности
Вид деятельности
Количество
лицензий
Размещение энергоблоков АС
4 (6)
Сооружение энергоблоков АС
1 (0)
Эксплуатация энергоблоков АС
2 (4)
Обращение с РВ
0 (1)
Обращение с РАО
1 (1)
Проектирование и конструирование энергоблоков АС, радиационных источ-
8 (12)
ников, пунктов хранения ЯМ и РВ, хранилищ радиоактивных отходов
Конструирование оборудования для АС
0 (3)
Изготовление оборудования для АС
0 (3)
Использование ЯМ при проведении НИР
1 (0)
Проведение экспертизы
6 (6)
Итого:
23 (36)
Примечание. В скобках указаны сведения за 2010 год.
В том числе в рамках реализации «Программы деятельности Государствен-
ной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009-
2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 20.09.2008 № 705, в 2011 году:
выдано 4 лицензии на размещение энергоблоков атомных станций (энергобло-
ка № 1 Нижегородской АЭС — № ГН-01-101-2479 от 21.01.2011, энергоблока № 2
Нижегородской АЭС — № ГН-01-101-2480 от 21.01.2011, энергоблока № 1 Твер-
ской АЭС — № ГН-01-101-2498 от 21.03.2011, энергоблока № 2 Тверской АЭС —
№ ГН-01-101-2499 от 21.03.2011);
выдана лицензия на сооружение энергоблока № 1 Балтийской АЭС (№ ГН-02-
101-2548 от 17.11.2011);
выдана лицензия на эксплуатацию энергоблока № 4 Калининской АЭС (№ ГН-
03-101-2551 от 20.10.2011).
Информация о количестве лицензий, выданных межрегиональными террито-
риальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
(МТУ ЯРБ) организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атом-
ным станциям, приведена в табл. 3.
40
Таблица 3
Количество лицензий, выданных межрегиональными территориальными
управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью организациям,
выполняющим работы и предоставляющим услуги атомным станциям
Показатель/МТУ ЯРБ
ВМТУ
ДМТУ
СЕ
УМТУ
ЦМТУ
СД
Всего
МТУ
МТУ
Выдано лицензий на право выпол-
76
99
161
74
260
16
686
нения работ и предоставления услуг
(103)
(106)
(168)
(103)
(290)
(0)
(770)
атомным станциям
Примечание. В скобках указаны сведения за 2010 г.
В том числе в отчетном периоде центральный аппарат и МТУ ЯРБ выдали ли-
цензии: конструкторским организациям — 179 (в 2010 г. — 171), заводам-изготови-
телям — 218 (в 2010 г. — 256) и экспертным предприятиям — 3 (в 2010 г. — 6), отка-
зано в выдаче лицензий 18 (в 2010 г. — 5) предприятиям по причине представления
недостоверной информации и недостаточной обоснованности заявленной деятель-
ности. В течение 2011 года не отмечено случаев осуществления предприятиями и ор-
ганизациями деятельности по конструированию и изготовлению оборудования для
атомных станций без лицензии.
В соответствии с Положением о выдаче разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам атомных станций проведена
проверка знаний и выданы разрешения на право ведения работ в области исполь-
зования атомной энергии: центральным аппаратом Ростехнадзора — 33 (в 2010 г. —
19) работникам эксплуатирующей организации из числа руководящего персонала
атомных станций, территориальными управлениями выдано 440 (в 2010 г. — 218)
разрешений оперативному персоналу атомных станций.
Инспекционная деятельность
В 2011 г. центральным аппаратом Ростехнадзора организованы и проведены с уча-
стием МТУ ЯРБ две комплексные проверки: Кольской и Билибинской АЭС — и вне-
плановая проверка перед физическим пуском энергоблока № 4 Калининской АЭС. По
результатам проверок выявлено 11 нарушений требований федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии и выдано три предписания об их устранении.
В рамках надзора за проектно-конструкторскими организациями и заводами-
изготовителями осуществлялся контроль за соблюдением норм и правил при изго-
товлении оборудования и трубопроводов, научно-исследовательских работ по из-
учению хрупкой прочности корпусов ядерных реакторов типа ВВЭР, исследованию
состояния трубопроводов Ду300 и Ду800 реакторов РБМК. Основной объем госу-
дарственного надзора осуществлялся за соблюдением норм и правил, условий дей-
ствия лицензий при оценке соответствия оборудования, предназначенного для со-
оружения 4 блока Белоярской АЭС, 4 блока Калининской АЭС, блоков АЭС-2006
на ЛАЭС-2 и НВАЭС-2. В организациях (предприятиях), конструирующих и изго-
тавливающих оборудование и проводящих экспертизы, в 2011 г. было проведено
760 (996) проверок (в скобках указано количество аналогичных проверок в 2010 г.).
В ходе проверок выявлено 374 (337) нарушения требований норм, правил и усло-
вий действия лицензий на конструирование и изготовление оборудования. Основ-
ной причиной нарушения является недостаточное знание персоналом требований
федеральных норм и правил, условий действия лицензий, конструкторской доку-
41
ментации и технологического процесса изготовления оборудования. В 16 случаях
по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных право-
нарушениях. По результатам пяти проверок наложены административные наказа-
ния в виде штрафов на общую сумму 111,5 тыс. руб.
Всего МТУ ЯРБ проведено 3719 проверок атомных станций и организаций, ока-
зывающих услуги (выполняющих работы) эксплуатирующей организации (в том чи-
сле 2298 оперативных проверок атомных станций), и выявлено 942 нарушения тре-
бований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и
условий действия лицензий, 187 раз применялись административные санкции, на-
ложено штрафов на общую сумму 3 млн 886 тыс. руб.
Результаты инспекционной деятельности на АЭС межрегиональных террито-
риальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью в
2011 году приведены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты инспекционной деятельности МТУ ЯРБ на АЭС в 2010 г.
Показатель/МТУ ЯРБ
ВМТУ
ДМТУ
СЕ
УМТУ
ЦМТУ
СД
Всего
МТУ
МТУ
Общее количество проверок, про-
1430
1102
898
47
240
2
3719
веденных в отношении атомных
станций и организаций, оказыва-
ющих услуги эксплуатирующей
организации
Выявлено правонарушений
450
214
142
9
127
942
Общее количество администра-
12
141
28
6
187
тивных наказаний, наложенных
по итогам проверок
Общая сумма наложенных адми-
84
3030
704
68
3886
нистративных штрафов, тыс. руб.
Из проведенного анализа отчетов МТУ ЯРБ следует, что в целом деятельность
МТУ ЯРБ по осуществлению надзора за безопасностью атомных станций является
удовлетворительной. Следует также отметить, что по сравнению с прошлым годом
число проведенных инспекций выросло (в 2010 году было проведено 2828 инспек-
ций). При этом количество выявленных нарушений выросло в 1,7 раза (в 2010 году
было выявлено 553 нарушения), количество примененных административных сан-
кций выросло в 1,9 раза (в 2010 году санкции применялись 97 раз). В 2,8 раза выросла
сумма наложенных штрафов (в 2010 году было наложено штрафов на общую сумму
1 млн 372 тыс. руб.), что свидетельствует о возросшей принципиальности и требо-
вательности МТУ ЯРБ к поднадзорным организациям при осуществлении надзора.
Сооружение атомных станций
В 2011 г. в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие атомно-
го энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспекти-
ву до 2015 года» и Планом реализации «Энергетической стратегии России на пе-
риод до 2030 года» осуществлялось сооружение энергоблока № 4 Белоярской АЭС;
энергоблока № 4 Калининской АЭС; энергоблока № 5 Курской АЭС, энергобло-
ков № 1, 2 Ленинградской АЭС-2; энергоблоков № 1, 2 Нововоронежской АЭС-2;
энергоблоков № 3, 4 Ростовской АЭС.
42
На энергоблоках № 1, 2 Нововоронежской АЭС-2 и энергоблоках № 1, 2 Ленин-
градской АЭС-2 ведутся подготовительные строительные работы, начат монтаж стро-
ительных конструкций зданий и сооружений, монтаж технологического оборудова-
ния зданий (здания реактора, машзала, вспомогательного корпуса, здания безопасно-
сти, зданий электроснабжения, здания управления и других зданий и сооружений).
На энергоблоке № 3 Ростовской АЭС ведется монтаж и облицовка стен и полов реак-
торного здания, начат монтаж стеновых панелей машзала, ведется монтаж технологи-
ческого оборудования (трубопроводы, теплообменники, баки). На энергоблоке № 4
Белоярской АЭС закончен монтаж фундаментных плит всех зданий и сооружений,
ведется монтаж строительных конструкций и технологического оборудования систем
первого и второго контура. Энергоблок № 4 Калининской АЭС находится на стадии
освоения мощности, проводятся завершающие работы по сооружению энергоблока.
Государственный строительный надзор на сооружаемых энергоблоках атомных
станций в 2011 г. осуществлялся комплексными рабочими группами под руковод-
ством заместителей руководителей МТУ ЯРБ в соответствии с требованиями Гра-
достроительного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении
государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, и при-
каза Ростехнадзора от 24.11.2010 № 1067 «Об организационных мерах по повыше-
нию эффективности осуществления государственного строительного надзора Фе-
деральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при
строительстве, капитальном ремонте и реконструкции зданий и сооружений объ-
ектов использования атомной энергии».
Изданы приказы Ростехнадзора о назначении комплексных рабочих групп для
осуществления государственного строительного надзора на всех сооружаемых АЭС,
а также на находящихся в эксплуатации АЭС, на которых ведется строительство от-
дельных объектов. Разработаны и утверждены программы комплексных проверок
при осуществлении государственного строительного надзора.
В 2011 г. в рамках государственного строительного надзора в соответствии с ука-
занными программами проведено 45 проверок сооружаемых АЭС.
По результатам проверок выявлено 963 нарушения обязательных требований нор-
мативных и правовых актов в градостроительной деятельности, строительных норм
и правил, правил по безопасности, иных нормативных актов, проектной докумен-
тации, оформлено 65 предписаний об устранении выявленных нарушений и состав-
лено 142 протокола об административных правонарушениях. Выполнение предпи-
саний взято на контроль. Наложено административных штрафов на общую сумму
более чем 3,5 млн руб.
Таблица 5
Государственный строительный надзор на сооружаемых АЭС
МТУ по надзору за ЯРБ
Количество
Выявлено
Выдано
Составлено
проверок
нарушений
предписаний
протоколов
Волжское
15
339
30
5
Донское
7
84
14
84
Северо-Европейское
10
278
11
28
Уральское
12
258
9
25
Центральное
1
4
1
Всего:
45
963
65
142
43
Анализ актов проверок и предписаний, выданных в отчетном периоде, показал,
что все выявленные нарушения устранены в сроки согласно планам мероприятий
по их устранению, за исключением тех нарушений, сроки устранения которых не
входят в отчетный период.
Особо следует выделить нарушение технологии производства строительных
работ на строящейся Ленинградской АЭС-2, в результате которого 17.06.2011
произошло частичное разрушение армокаркаса, сопровождающееся падением ар-
матуры (масса обрушившегося армокаркаса составляет 600-800 т) и которое при-
вело к задержке сооружения энергоблока примерно на один год. Ростехнадзором
было приостановлено действие лицензии на сооружение генеральному подряд-
чику — ОАО «СПбАЭП» и проведено расследование причин данного нарушения.
По результатам расследования Генеральным подрядчиком — ОАО «СПбАЭП»
разработана «Программа устранения несоответствий» (СМК-8.3-99-ПГ-05-2011).
Выполнение мероприятий программы взято Ростехнадзором на контроль.
В целях повышения эффективности осуществления государственного строи-
тельного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий
и сооружений объектов использования атомной энергии был издан приказ Ростех-
надзора от 29.09.2011 № 569 «Об организационных мерах по повышению эффектив-
ности осуществления государственного строительного надзора Федеральной служ-
бой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительстве
и реконструкции зданий и сооружений объектов использования атомной энергии».
Нарушения в работе атомных станций
В 2011 г. нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций (НП-004-08), не было.
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество нарушений в работе АЭС, подлежа-
щих учету в соответствии НП-004-08, осталось на том же уровне.
В период опытно-промышленной эксплуатации энергоблока № 4 Калининской
АЭС произошло четыре нарушения.
Нарушения пределов безопасной эксплуатации были зафиксированы в событи-
ях на энергоблоках № 4 Балаковской АЭС, № 4, 5 Нововоронежской АЭС.
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2011 г. в соот-
ветствии с НП-004-08 приведены в табл. 6.
Таблица 6
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2011 г.
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2011 г.
Итого
с реакторами типа
Категория происшествий (по НП-004—08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
ВВЭР, в том числе:
0
3
1
1
0
10
1
7
6
0
32 (25)
Нововоронежская
0
2
0
0
0
2
1
1
2
0
8 (3)
Кольская
0
0
0
1
0
4
0
2
2
0
9 (3)
Балаковская
0
1
0
0
0
2
0
2
0
0
5 (2)
Калининская,
0
0
0
0
0
0
0
1
1
0
3 (6)
блоки 1-3
Калининская, блок 4*
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
4 (0)
Ростовская
0
0
0
0
0
1
0
1
1
0
3 (2)
44
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2011 г.
Итого
с реакторами типа
Категория происшествий (по НП-004—08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
РБМК, в том числе:
0
0
0
0
0
5
1
1
3
0
11 (19)
Ленинградская
0
0
0
0
0
2
0
1
1
0
4 (10)
Курская
0
0
0
0
0
1
1
0
2
1
5 (8)
Смоленская
0
0
0
0
0
2
0
0
0
0
2 (1)
БН-600
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 (0)
Белоярская
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 (0)
ЭГП-6
0
0
0
0
0
1
1
1
0
0
3 (2)
Билибинская
0
0
0
0
0
1
1
1
0
0
3 (2)
Итого:
0
3
1
1
0
16
3
9
9
1
46 (46)
* На 31.12.2011 энергоблок № 4 Калининской АЭС находился в опытно-промышленной эксплуатации.
В 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество нарушений в работе АЭС с реактора-
ми ВВЭР, ЭГП-6 увеличилось и снизилось с реакторами РБМК.
На Белоярской АЭС в 2009-2011 гг. нарушений в работе не было.
Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов приведено в табл. 7.
Таблица 7
Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов
Типы реакторов
2010 г.
2011 г.
ВВЭР-440
5
10
ВВЭР-1000
20
22
РБМК-1000
19
11
БН-600
0
0
ЭГП-6
2
3
Всего:
46
46
Наибольшее число нарушений в работе энергоблоков произошло на:
энергоблоке № 5 Нововоронежской АЭС (ВВЭР-1000) — семь* нарушений;
энергоблоке № 4 Кольской АЭС (ВВЭР-440) — пять нарушений;
энергоблоке № 4 Балаковской АЭС (ВВЭР-1000) — четыре нарушения.
Наибольшее число нарушений в работе АЭС произошло на Кольской АЭС (де-
вять нарушений) и Нововоронежской АЭС (восемь нарушений).
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС в 2011 г. (19 нарушений) было
связано со срабатыванием систем безопасности, причем в 16 % случаев эти сраба-
тывания были ложные.
Восемь нарушений в работе сопровождались снижением нагрузки энергоблоков,
вызванным отказом систем (элементов).
В 2011 г. также имели место внеплановые отключения от сети энергоблоков АЭС
(девять нарушений в работе); два нарушения выявлены при пуске энергоблоков по-
сле ремонта (энергоблок № 4 Курской АЭС, № 3 Кольской АЭС).
* Энергоблок № 5 Нововоронежской АС находился на этапе ввода в эксплуатацию после модернизации.
45
В 2011 г. нарушений, имеющих признаки аварий А01-А04, происшествий П01,
П05 и имеющих радиационные последствия для населения, персонала и окружаю-
щей среды, — не было.
Срабатывания аварийной защиты
В 2011 г. произошло 17 нарушений, сопровождающихся срабатыванием аварий-
ной защиты (AЗ) (в том числе и срабатыванием защиты БСМ), что почти на треть
меньше, чем в 2010 г., когда срабатываний AЗ, БСМ было 23.
Такие нарушения произошли на энергоблоках Нововоронежской АЭС (четыре
срабатывания AЗ); Ленинградской АЭС (три срабатывания AЗ); на энергоблоках Ба-
лаковской, Кольской, Курской и Смоленской АЭС (по два срабатывания AЗ); Би-
либинской и Калининской АЭС (по одному срабатыванию AЗ).
Из общего количества срабатываний AЗ 15 было связано с необходимостью вы-
полнения функций безопасности, два срабатывания были вызваны ложными сиг-
налами.
На Ростовской АЭС и Белоярской АЭС нарушений со срабатыванием AЗ в 2011 г.
не было.
Ошибки персонала
В 2011 г. было допущено пять ошибок персонала, ставших исходными события-
ми нарушений в работе, что составило около 12 % от общего количества нарушений
(в 2010 г. также было допущено пять ошибок персонала).
Ошибки персонала, следствием которых явились нарушения в работе:
1. Нововоронежская АЭС (энергоблок № 5). Отсутствие контроля со стороны
оперативного персонала за состоянием оборудования — невыявление закрытого по-
ложения вентилей датчиков давления за стопорными клапанами турбопитательного
насоса (ТПН-2), приведшее к избыточной работе устройства разгрузки и ограниче-
ния мощности реактора (РОМ).
2. Смоленская АЭС (энергоблок № 1). Пропуск оперативным персоналом необ-
ходимых действий в соответствии с инструкцией по эксплуатации реакторной уста-
новки — не выровнено поле энерговыделений по высоте активной зоны, не отклю-
чен регулятор АРВ при возникновении автоколебаний регулятора АРВ-1.
3. Смоленская АЭС (энергоблок № 1). Оперативный персонал ошибочно, в на-
рушение инструкции по эксплуатации, не проверил выведенное состояние защит
вибрации подшипниковых опор перед толчком ротора турбогенератора ТГ-2 и не
обратил внимание на отсутствие сигнализации о введенном состоянии защит на
блочном щите управления. Это привело к отключению турбогенератора ТГ-2 защи-
той по повышению вибрации подшипниковых опор.
4. Калининская АЭС (энергоблок № 4) (энергоблок находится на этапе энерге-
тического пуска). Ошибка персонала, заключающаяся в невыполнении оператив-
ным персоналом действий по переводу в автоматический режим работы быстродей-
ствующей редукционной установки со сбросом пара в коллектор собственных нужд
энергоблока (БРУ-СН) после завершения работ по программе измерения нейтрон-
но-физических характеристик, приведшем к увеличению давления в главном па-
ровом коллекторе (ГПК) до уставки открытия быстродействующих редукционных
установок со сбросом пара в конденсатор (БРУ-К 1-4). В сочетании с незакрытием
БРУ-К 1-4 при снижении давления в ГПК ниже 5,8 МПа это привело к срабатыва-
нию AЗ по сигналу снижения уровня в компенсаторе давления.
46
5. Нарушение на Калининской АЭС от 26.11.2011 (энергоблок № 3) комиссией по
расследованию было квалифицировано как «цеховое», но после рассмотрения отчета
Волжское МТУ ЯРБ Ростехнадзора потребовало провести дополнительное расследова-
ние, поскольку имели место отступления от требований Технологического регламента
безопасной эксплуатации и инструкций по эксплуатации при подготовке к проведе-
нию гидравлических испытаний I контура (невключение системы дожигания водоро-
да для дегазации I контура; воздухоудаление из оборудования I контура после попар-
ного включения/отключения главных циркуляционных насосов (ГЦН) проводилось
при большем, чем определено Инструкцией по эксплуатации реакторной установки,
давлении теплоносителя; при заполнении I контура и вводе реагентов не отбирались
анализы подпиточной воды и теплоносителя I контура (отступление от требований
«Инструкции по организации и ведению водно-химического режима I контура бло-
ка № 3 и № 4 КлнАЭС»)). Ошибки персонала при проведении гидравлических ис-
пытаний I контура в сочетании с недостатками процедуры (не выполнена принуди-
тельная вентиляция азотом объема под крышкой реактора при нахождении реактора
в уплотненном состоянии) привели к накоплению газовой смеси, содержащий водо-
род в чехлах приводов органов регулирования системы управления и защиты (СУЗ) с
последующим взрывом смеси и повреждением приводов СУЗ.
Основной причиной указанных выше нарушений в работе АЭС, связанных с че-
ловеческим фактором, является недостаточная подготовленность персонала, совер-
шившего неправильные действия.
На Кольской, Белоярской, Курской, Билибинской и Ростовской АЭС в 2011 г.
ошибок персонала, явившихся исходными событиями нарушений в работе, не было.
Наиболее значимые нарушения в работе АЭС (с точки зрения влияния на без-
опасность и возможных последствий), произошедшие в 2011 г:
1. 07.02.2011. Нарушение пределов безопасной эксплуатации по снижению уров-
ня в парогенераторе ниже 1100 мм от номинального и по снижению давления пара
в парогенераторе ниже 45 кгс/см2, вызванное самопроизвольным открытием и не-
посадкой главного предохранительного клапана парогенератора 4ПГ-1 энергобло-
ка № 4 Балаковской АЭС. Причиной является разрушение трубки управляющего
контура главного предохранительного клапана по линии концентрации напряже-
ний под воздействием знакопеременных нагрузок из-за применения неверно вы-
бранной конструкции импульсного предохранительного устройства парогенера-
тора, единичный отказ элементов которой (обрыв трубки управляющего контура)
приводит к нарушению пределов безопасной эксплуатации. Событие является по-
вторяющимся (аналогичное событие с нарушением предела безопасной эксплуа-
тации по уровню и давлению пара имело место на энергоблоке № 4 Балаковской
АЭС в январе 2010 г.).
2. 26.08.2011. Нарушение предела безопасной эксплуатации по снижению уров-
ня в компенсаторе объема энергоблока № 4 Нововоронежской АЭС (до 1460 мм (по
уровнемеру), предел безопасной эксплуатации — не менее 1600 мм (по уровнемеру))
в течение 58 с из-за непроектной работы устройства разгрузки и РОМ. Причиной
непроектной работы РОМ явился недостаток проектного алгоритма работы РОМ.
3. 16.09.2011. Нарушение предела безопасной эксплуатации по величине дав-
ления в ГПК до 50,9 кгс/см2 (нижний предел безопасной эксплуатации по давле-
нию в ГПК равен 52 кгс/см2) в режиме набора мощности после планово-преду-
предительного ремонта энергоблока № 5 Нововоронежской АЭС из-за несрабаты-
47
вания блокировки на закрытие стопорных клапанов турбоагрегата при давлении
53,5 кгс/см2 по причине несвоевременных действий персонала по стабилизации
давления на уровне 52 кгс/см2.
4. 26.11.2011. Нарушение условий безопасной эксплуатации — отступление от
требований п. 4.1.2.15 Технологического регламента безопасной эксплуатации о на-
хождении в работе не менее одного технологического канала системы дожигания
водорода при проведении гидравлических испытаний I контура энергоблока № 3
Калининской АЭС. Причиной явилось невыполнение оперативным персоналом
требований регламента и инструкций по подготовке к гидравлическим испытани-
ям I контура из-за недостатков подготовки оперативного персонала к действиям в
режимах пуска-останова энергоблока.
Из 46 нарушений по шкале INES (Международная шкала событий на атомных
станциях) два нарушения квалифицировано уровнем «1», 29 — уровнем «0», 15 —
«вне шкалы».
Распределение нарушений в работе АЭС по непосредственным причинам при-
ведено в табл. 8.
Таблица 8
Распределение нарушений в работе АЭС по непосредственным причинам
Непосредственные причины нарушений
2010 г.
2011 г.
п/п
1
Механические явления, процессы, состояния
15
10
2
Электрические явления, процессы, состояния
16
27
3
Химические явления и процессы, физика реактора
0
0
4
Гидравлические явления, процессы
2
1
5
Явления, процессы в контрольно-измерительных системах
5
0
6
Условия окружающей среды для оборудования
2
0
7
Аномальные условия среды вне помещений атомной станции
0
1
8
Человеческий фактор
5
6
9
Не установлена
1
1
Всего:
46
46
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС, произошедших в 2011 г., выз-
вано неисправностями, связанными с электрическими и механическими процесса-
ми. В 2010 г. большинство непосредственных причин нарушений были также связа-
ны с указанными факторами. При этом число нарушений, связанных с электриче-
скими процессами, выросло по сравнению с 2010 г. в 1,5 раза.
Наибольшее количество нарушений в работе АЭС в 2011 г. вызвано такими ко-
ренными причинами, как недостатки управления и недостатки в организации эк-
сплуатации, а также ошибками проектирования и дефектами изготовления.
Коренные причины четырех нарушений в работе на конец 2011 г. не определены
и требуют дополнительных исследований (в 2010 г. таких нарушений в работе было
девять, в 2011 г. по большинству из этих нарушений проведено дополнительное рас-
следование с установлением коренных причин. По результатам установления корен-
ных причин разработаны дополнительные корректирующие меры).
Распределение нарушений в работе АЭС по коренным причинам приведено в
табл. 9.
48
Таблица 9
Распределение нарушений в работе АЭС по коренным причинам
Коренная причина
2010 г.
2011 г.
п/п
1
Ошибка конструирования
2
5
2
Ошибка проектирования
9
7
3
Дефект изготовления
11
7
4
Недостатки сооружения
1
0
5
Недостатки монтажа
2
4
6
Недостатки наладки
1
1
7
Недостатки ремонта, выполняемого сторонними организа-
1
1
циями
8
Недостатки проектной, конструкторской и другой докумен-
1
1
тации
9
Недостатки управления и организации эксплуатации АЭС
9
12
10
Не установлена
9
4
Всего:
46
42
По всем нарушениям в работе АЭС в установленном порядке проведены рассле-
дования с разработкой и реализацией соответствующих корректирующих мер по
предотвращению повторения аналогичных событий.
Отчеты о проведенных расследованиях рассмотрены в Управлении по регулиро-
ванию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок и на-
правлены в ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопа-
сности» (НТЦ ЯРБ) для проведения подробного анализа.
По результатам рассмотрения материалов расследования нарушений в работе
атомных станций Управлением по регулированию безопасности атомных станций и
исследовательских ядерных установок центрального аппарата шесть отчетов о рас-
следовании нарушений были возвращены в эксплуатирующую организацию для
дополнительного расследования из-за выявления невыполнения требований феде-
ральных норм и правил в области использования атомной энергии при организа-
ции расследования, классификации нарушения, а также недостатков в определении
причин и корректирующих мер.
Выполнение корректирующих мероприятий по устранению причин нарушений
в работе взято на контроль МТУ ЯРБ.
Радиоактивные выбросы и сбросы
Величины радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов (ИРГ) и
аэрозолей на АЭС России в 2011 г. с оценкой по отношению к годовым допустимым
выбросам (ДВ), установленным СП АС-03, приведены в табл. 10.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..