ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 7

 

 

97
Рис. 13. Распределение ЗРнИ 1-3-й категорий по МТУ ЯРБ
Рис. 14. Распределение ЗРнИ 4-5-й категорий по МТУ ЯРБ
Суммарное количество ЗРнИ, эксплуатация которых подлежит лицензирова-
нию, составляет около 10 тыс.
98
Суммарное количество ЗРнИ 4-й и 5-й категорий, эксплуатация которых не тре-
бует лицензирования, составляет свыше 65 тыс.
В общей сложности под надзором находится около 75 000 ЗРнИ.
На территории Российской Федерации организациями, имеющими наиболее по-
тенциально опасные радиационные объекты, являются:
организации, эксплуатирующие мощные облучающие технологические установ-
ки. Основными типами таких установок являются: РВ-1200, К-20000 (60000, 120000,
200000), «Стерилизатор», «Исследователь», МРХ-g-100 (20, 25М), «Пинцет», «Па-
норама», «Тюльпан», ГОТ, ИГУР-1, ГП-2, ГУПЖМП-1;
онкологические диспансеры Министерства здравоохранения и социального раз-
вития Российской Федерации, эксплуатирующие радиационно-терапевтические ме-
дицинские установки различной модификации, например, типа «Агат» (Р, Р1, С, В,
ВУ, ВТ, В3, В5), «Рокус» (М, МУ), «Селектрон» и др.;
организации, применяющие в технологических процессах методы неразрушаю-
щего контроля (гамма-дефектоскопы типа «Гаммарид» 25, 170/400, 192/120, «Ста-
пель-5М», РИД-21);
организации, проводящие полевые геофизические исследования с использова-
нием радионуклидных источников;
организации и их подразделения, в ведении которых имеются необслуживае-
мые радиоизотопные устройства, в том числе РИТЭГ, имеющие в своем составе
РИТ с радионуклидом Sr-90. Активность каждого РИТ составляет от 4,81·1014 Бк до
4,55·1015 Бк (в зависимости от типа РИТЭГ), а в РИТЭГ может находиться от 1 до
6 РИТ.
Кроме перечисленных радиационных объектов потенциально опасными явля-
ются также: объекты нефтедобывающих организаций, на которых осуществляется
хранение в открытом виде нефтепромыслового оборудования с отложениями со-
лей природных радионуклидов Ra-226, Ra-228, U-238, Th-232 и К-40 (например,
ООО «Лукойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Роснефть-Ставропольнефтегаз» и др.).
Общая оценка состояния безопасности радиационно опасных объектов удовлет-
ворительная.
Оценка основана на отсутствии аварий и радиационных происшествий и непре-
вышении свыше установленных норм дозовых нагрузок на персонал поднадзорных
организаций и население.
Надзорная деятельность
В 2012 г. проведена 1521 проверка (инспекций) РОО, в том числе целевых 1229,
оперативных 111 и инспекций в процессе лицензирования 181.
Инспекторский состав, осуществляющий надзор за РБ, имеет практический опыт
по надзору за соблюдением требований РБ объектов. Повышение профессиональ-
ного уровня инспекторов проводится в основном в форме самостоятельной подго-
товки в системе технической учебы, а также путем проведения семинарских заня-
тий по изучению законодательных актов Российской Федерации, нормативных до-
кументов по РБ, приказов и распоряжений Ростехнадзора.
99
500
440
450
400
379
349
350
300
250
200
145
150
105
103
100
50
0
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
МТУ Сибири и ДВ
УМТУ
ЦМТУ
Рис. 15. Распределение общего количества инспекций по МТУ ЯРБ
Из представленных рисунков видно, что в отчетном периоде наибольшее число
инспекций было проведено в Центральном, Волжском МТУ ЯРБ и в МТУ ЯРБ Си-
бири и Дальнего Востока.
При осуществлении надзорной деятельности в отчетном периоде была проведе-
на 201 внеплановая инспекция, в ходе которых осуществлялась проверка:
достоверности сведений, представленных в документах для получения лицензий
на деятельность в области использования атомной энергии;
достоверности информации о наличии источников ионизирующего излучения в
организациях, не состоящих под надзором;
информации об изменении состояния радиационной безопасности в связи с вы-
водом организаций из-под надзора или взятием под надзор;
состояния учета и хранения радиоактивных веществ, РИ и РАО в отдельных ор-
ганизациях;
хода расследования радиационных происшествий и инцидентов;
обстоятельств, связанных с обнаружением бесхозяйных ЗРнИ;
вопросов утилизации РИ.
Распределение внеплановых проверок по территориальным органам в 2012 г.
Таблица 26
Распределение внеплановых проверок по территориальным органам в 2012 г.
ЦМТУ
СЕМТУ
ДМТУ
ВМТУ
УМТУ
МТУ Сибири и Дальнего
Всего
Востока
63
23
31
0
60
24
201
Проведение внеплановых инспекций было обусловлено в том числе:
проверкой исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведен-
ных проверок;
100
выполнением отдельных приказов (распоряжений) руководителя Ростехнадзора
и его заместителей, руководителей МТУ ЯРБ;
по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федера-
ции, в том числе осуществляемым органами прокуратуры с привлечением органа
государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Рис. 16. Динамика выявленных нарушений по годам
Основные причины нарушений связаны в основном с низкой исполнительской
дисциплиной.
Инспекторским составом на основании результатов инспекций использовались
предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по при-
влечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения зако-
нодательства в области использования атомной энергии (табл. 27).
Таблица 27
Сравнительные показатели по примененным санкциям при проведении инспекций
Примененные меры
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
Аннулирование (изъятие) лицензий
0
0
148
30
Приостановление действий лицензий
11
5
4
3
Административное приостановление деятель-
ности
Предупреждения
1
1
1
Наложение штрафов на:
организации
25
42
49
4
должностных лиц
43
66
86
42
Сумма взысканных штрафов, руб.
670 000
1 181 000
1 728 300
1904000
Направлено материалов в правоохранитель-
ные органы
15
11
5
14
101
Примечание. В отчетном периоде аннулирование лицензий как административная мера не
применялась. Лицензии в 2012 г. аннулированы по заявлениям организаций о прекращении де-
ятельности в области использования атомной энергии.
Число нарушений условий действия лицензий, выявленных инспекторским со-
ставом при проведении инспекций в 2012 г., составило 1506.
Основную долю нарушений составляют:
нарушения, связанные с ведением общей документации по обеспечению РБ как
не соответствующую нормативным требованиям;
нарушения, связанные с готовностью к предупреждению радиационных аварий
и ликвидации их последствий;
отсутствие плановой подготовки и проверки знаний персонала.
С целью обеспечения контроля выполнения поднадзорными организациями ме-
роприятий по обеспечению РБ отделы инспекций осуществляют предупредитель-
ный и профилактический контроль:
за выполнением должностными лицами поднадзорных организаций мероприя-
тий по обеспечению требований РБ;
за соблюдением должностными лицами поднадзорных организаций сроков пред-
ставления информации по выполнению условий действия лицензии (УДЛ) и по
устранению выявленных нарушений в ходе инспекционной деятельности.
Основной мерой воздействия к нарушителям по-прежнему остается выдача ак-
тов-предписаний (предписаний) на устранение нарушений в деятельности поднад-
зорных организаций. Такая мера применялась в случаях, когда недостатки носили
организационный характер и не влияли в целом на обеспечение РБ.
Кроме того, отделами инспекций применялась такая форма взаимодействия с го-
сударственными органами исполнительной власти, как направление в их адрес ре-
зультатов анализа надзорной деятельности по обеспечению РБ и годовых отчетов
поднадзорных организаций для своевременного реагирования на выявляемые на-
рушения и отклонения в соблюдении организациями норм и правил в области ис-
пользования атомной энергии.
Нарушения в работе радиационно опасных объектов
В 2012 г. имели место 33 нарушения в работе радиационно опасных объектов
(в 2011 г. 58 нарушений). Распределение нарушений по МТУ ЯРБ представлены в
табл. 28.
Таблица 28
Сведения о нарушениях в работе радиационно опасных объектов
Показатель/МТУ ЯРБ
ЦМТУ
СЕМТУ
ДМТУ
ВМТУ
УМТУ
МТУ Сибири
и Дальнего
Востока
Количество зафиксированных
2
4
2
4
11
10
нарушений, из них:
А
0
0
0
0
0
0
П-1
0
0
0
0
0
0
П-2
2
4
2
4
11
10
102
Всем нарушениям присвоен класс П-2, и они были связаны с:
хищением ИИИ три случая (пострадавших нет, виновные привлечены к админи-
стративной и уголовной ответственности);
прихватами и обрывами каротажных снарядов при проведении геофизических
работ, имеющих в своем составе радионуклидные источники излучения (7 случаев,
в шести случаях ИИИ захоронены в скважинах).
Нарушения П-2 (нерадиационные происшествия) зарегистрированы в основном
в МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока, Уральском МТУ ЯРБ. Это связано с тем,
что большое количество нарушений при обращении с источниками ионизирующе-
го излучения зарегистрировано на предприятиях добывающей промышленности,
сконцентрированных на территориях, поднадзорных указанным МТУ ЯРБ.
Деятельность при проведении контроля за расследованием нарушений в работе
радиационно опасных объектов соответствует требованиям Правил расследования
и учета нарушений при обращении с радиационными источниками и радиоактив-
ными веществами, применяемыми в народном хозяйстве (НП-014-2000).
В отчетном периоде не отмечены:
превышения основных пределов доз облучения персонала и населения;
недопустимые выбросы и сбросы радиоактивных веществ, загрязнения окружа-
ющей среды;
несанкционированные проникновения на территорию радиационно опасных
объектов, несанкционированный доступ к РИ, РВ и РАО.
В отчетном периоде выявлены предприятия, которые требуют повышенного
контроля со стороны регулирующего органа. К таким предприятиям относятся сле-
дующие.
ФГУП «РНЦ «Прикладная химия»
Сооружения, системы, устройства и механизмы радиохимического производст-
ва (РХП) выработали установленный ресурс, нуждаются в реконструкции в соот-
ветствии с Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиацион-
ной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (п. 149 Реабилитация и ре-
конструкция радиохимического производства ФГУП РНЦ «Прикладная химия»);
емкости ЖРО РХП заполнены иловыми остатками (до 82,3 м3), решение вопро-
са об их передаче в Ленинградское отделение филиала «Северо-Западный террито-
риальный округ» ФГУП «РосРАО» отложено на 2013 г.;
хранилище ТРО заполнено большим количеством ТРО (до 1450 м3 суммарной
активностью 505,4 Ки);
система планирования мероприятия по реабилитации и реконструкции радио-
химического производства на предприятии не отлажена.
В 2012 г. работы по реализации Федеральной целевой программы «Обеспечение
ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» (п. 149
Реабилитация и реконструкция радиохимического производства ФГУП РНЦ «При-
кладная химия») на предприятии не проводились.
ФГУП «Гидрографическое предприятие», эксплуатирующее радионуклидные
энергетические установки с радионуклидными термоэлектрическими генераторами
(РИТЭГ) на трассах Северного морского пути
В навигацию 2012 г. предприятием продолжились работы по выводу из эксплу-
атации РИТЭГ:
103
выведено из эксплуатации 44 РИТЭГ, в том числе РИТЭГ «Бета-М» навигацион-
ного знака «Роджерс» на о-ве Врангеля;
проведено инженерное и радиационное обследование части РИТЭГ в местах эк-
сплуатации.
При обследовании навигационного знака на о. Лишний Диксонской гидробазы
не обнаружен РИТЭГ типа ГОНГ. Мероприятия по восстановлению контроля над
РИТЭГ планируются на 2013 год.
Контроль за РИТЭГ на объекте «Кувэквын» в текущем году не восстановлен.
Работы по выводу РИТЭГ из эксплуатации будут продолжены в навигацию 2013 г.
Тиксинская гидрографическая база и Певекский ЛГО ФГУП «Гидрографическое
предприятие» Росморречфлота
Состояние физической защиты РИТЭГ на Тиксинской гидрографической базе
и Певекском ЛГО ФГУП «Гидрографическое предприятие» Росморречфлота на-
ходится на низком уровне. Обследование РИТЭГ специалистами структурных по-
дразделений ФГУП «Гидрографическое предприятие» Росморречфлота проводится
редко. Структурные подразделения ФГУП «Гидрографическое предприятие», рас-
положенные в Чукотском автономном округе, которые обязаны обеспечивать РБ
и контролировать состояние безопасности эксплуатируемых РИТЭГ, в настоящее
время не располагают необходимыми кадровыми и техническими возможностями
для выполнения этих функций. Отделом надзора неоднократно направлялась ин-
формация по проблемам, связанным с поиском двух утерянных РИТЭГ (в районе
размещения пункта СНО «Кувэквын» в Чукотском автономном округе и в морской
акватории вблизи мыса Низкий) в различные государственные органы.
ОАО «Забайкальский горно-обогатительный комбинат»
ОАО «ЗабГОК» осуществлял деятельность в области использования атомной
энергии на основании лицензий (СО-03-205-0797 от 18.08.2003, ГН-03-205-1171
от 21.10.2003), срок действия которых закончился. В ОАО «ЗабГОК» введено внеш-
нее управление, счета ОАО «ЗабГОК» заблокированы, цеха комбината законсерви-
рованы. В хранилище находится оловянный кек, содержащий естественные ради-
онуклиды (ЕРН) с удельной активностью до 4·10-6 Ки/кг. По данным инвентари-
зации за 2010 г. в хранилище оловянного кека находятся 230 ТУКов общим весом
198 т.
Предприятие планирует получить лицензию на право хранения оловянного кека
и предпринимает меры для его отправки на переработку в специализированную ор-
ганизацию.
ООО «Тыва-Асбест» (Республика Тыва, г. Ак-Довурак)
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27 июля 2012 г. общество с
ограниченной ответственностью «Тыва-Асбест» признано несостоятельным (бан-
кротом).
Управлением по недропользованию Республики Тыва утилизация неиспользуе-
мых радионуклидных источников включена в Программу природоохранных меро-
приятий на 2011 г., осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
Срок утилизации был перенесен на 2012 г. ввиду отсутствия финансирования. В
соответствии с указанной программой в 2012 г. осуществлена передача 61 шт. ЗРнИ,
находящихся на хранении, в специализированную организацию Новосибирское от-
104
деление филиала «Сибирский территориальный округ ФГУП «РосРАО» для длитель-
ного хранения. В двух цехах ООО «Тыва-Асбест» эксплуатируются 19 ЗРнИ на ос-
нове радионуклида цезий-137 с истекшем назначенным сроком службы.
Обращение с РАО и отработавшими ИИИ
Сбор, транспортирование, кондиционирование и хранение РАО осуществляют-
ся федеральным государственным унитарным предприятием «Предприятие по об-
ращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (ФГУП «РосРАО»), а также госу-
дарственным унитарным предприятием города Москвы объединенным эколого-
технологическим и научно-исследовательским центром по обезвреживанию РАО и
охране окружающей среды (ГУП МосНПО «Радон»).
По потенциальной радиационной опасности указанные пункты хранения отне-
сены ко II и III категории, что означает ограничение радиационного воздействия
при аварии территорией объекта (III категория) или территорией санитарно-защит-
ной зоны (II).
Отходы, поступающие на хранение, представлены в основном отработавшими
ИИИ, радиоизотопными приборами, загрязненным грунтом, лабораторной посу-
дой, строительным мусором, загрязненной спецодеждой и обувью.
В основе хранения лежит размещение РАО в приповерхностных сооружениях
различного типа: железобетонных емкостях (для РАО низкого и среднего уровня ак-
тивности), хранилищах колодезного типа (для отработавших источников ионизиру-
ющего излучения), хранилищах траншейного типа и емкостях для хранения ЖРО.
Безопасность хранения РАО обеспечивается за счет применения системы физи-
ческих барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоак-
тивных веществ в окружающую среду, включающей в себя матричные материалы,
первичную упаковку, контейнеры, систему инженерных барьеров хранилищ, геоло-
гическую структуру вмещающих пород, а также системы технических и организаци-
онных мер по защите барьеров и сохранению их эффективности.
Переработка РАО осуществляется Ленинградским отделением филиала «Севе-
ро-западный территориальный округ» ФГУП «РосРАО» и ГУП МосНПО «Радон».
Предварительная обработка и переработка радиоактивных отходов включает сор-
тировку, демонтаж, фрагментирование, дезактивацию, компактирование, цементи-
рование, омоноличивание, битумирование, сжигание твердых и жидких РАО, очист-
ку ЖРО. Переработка производится с использованием технологий, исключающих
попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.
Анализ состояния и эффективности работы установок для переработки РАО по-
зволяет сделать вывод об их надежности и достаточной безопасности для персонала
и окружающей среды, что подтверждается результатами радиационного контроля.
На площадках и в санитарно-защитных зонах предприятий установлен оптималь-
ный объем радиационного контроля, необходимый для получения достаточной ин-
формации об уровнях радиационного воздействия на персонал, о состоянии ради-
ационной обстановки и о состоянии загрязненности окружающей среды, который
включает в себя измерение и определение следующих параметров:
мощность дозы гамма-излучения;
плотность потока бета-частиц;
мощность дозы нейтронного излучения;
мощность дозы гамма- и нейтронного излучения от РАО;
105
загрязнение альфа-, бета-активными веществами поверхностей производствен-
ных помещений, транспортных средств, территории дорог;
загрязнение альфа-, бета-активными веществами средств индивидуальной защи-
ты, кожных покровов, личной одежды персонала;
индивидуальная доза внешнего облучения персонала;
нуклидный состав радиоактивных веществ в выпадениях из атмосферы, почве и
грунтах, растительности.
Данные о накопленных и сданных РАО эксплуатирующими организациями при-
ведены в табл. 29.
Таблица 29
Количество РАО, образовавшихся и сданных организациями
на переработку и захоронение
Количество отходов, образовавшееся в
Количество отходов, сданных органи-
организации
зациями на переработку и захоронение
ТРО
ЖРО
Отработав-
ТРО
ЖРО
Отработав-
шие ЗРнИ
шие ЗРнИ
ЦМТУ
2,0·1014
2029,0
2,7·1013
1091,0
2,7·1016
4293
1,9·1014
1798
2,6·1013
808
3,6·1015
2370
СЕМТУ
1,3·1012
74,0
1,6·1012
195,0
2,1·1012
437
3,9·1012
360
1,1·1015
348
2,1·1015
7401
ДМТУ
4,6·1010
8,7
0
0
2,4·1015
2898
4,6·1010
8,69
0
0
2,4·1015
2597
ВМТУ
7,7·1011
3472,6
0
0
2,2·1015
485
3,1·1010
0,04
0
0
5,0·1014
317
УМТУ
4,1·1015
74,1
1,7·106
1,1
2,5·1015
4568
4,1·1015
74
0
0
2,5·1015
4352
МТУ Си-
7,3·1014
1716,1
0
0
1,4·1016
2918
7,3·1014
3
0
0
1,6·1015
2249
бири и ДВ
Всего:
5,1·1015
7374,5
2,9·1013
1287,1
4,8·1016
15599
5,1·1015
2244
1,1·1015
1156
1,3·1015
19286
Помимо указанных видов деятельности предприятия осуществляют:
обращение с РАО при проведении радиационно-аварийных работ, связанных с
выявлением и ликвидацией радиационного загрязнения;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и ИИИ при их транспортиро-
вании;
обращение с РАО, радиоактивными веществами и ИИИ при проведении радиа-
ционного контроля и определении радионуклидного состава РАО;
проведение работ по индивидуальному дозиметрическому контролю;
проведение работ по дезактивации одежды, средств защиты, технологического
оборудования, транспортных контейнеров, специализированных автомашин;
осуществление контроля за радиационной обстановкой в зоне возможного за-
грязнения, санитарно-защитной зоне, зоне наблюдения с использованием техни-
ческих средств непрерывного, оперативного контроля, лабораторного анализа; осу-
ществление работ в рамках системы государственного учета и контроля радиоактив-
ных веществ и РАО в Российской Федерации.
106
Обеспечение безопасности радиационно опасных объектов
Обеспечение РБ в организациях за отчетный период соответствует требованиям
федеральных норм и правил.
Существующие системы и элементы, обеспечивающие РБ (системы перемеще-
ния и фиксации закрытых радионуклидных источников, системы управления РИ,
системы сигнализации и оповещения о радиационной опасности, системы блоки-
ровок, системы физических барьеров, системы электро-, тепло-, водо-, газоснаб-
жения, системы вентиляции и пожарной безопасности), в основном соответствуют
проектным требованиям, требованиям нормативных документов и находятся в ра-
бочем состоянии.
Техническое обслуживание, замена выработавшего ресурс оборудования в онко-
логических диспансерах проводились силами специализированных организаций,
имеющих соответствующие лицензии.
В большинстве организаций эксплуатация РИ, обращение с радиоактивными ве-
ществами и РАО осуществляется в соответствии с требованиями нормативных до-
кументов в области использования атомной энергии.
Значительная часть неустраняемых в установленные сроки нарушений во мно-
гом связана с недостатком у организаций финансовых средств на строительно-мон-
тажные работы, вывод из эксплуатации РИ, приобретение радиационной техники,
замену отработавших назначенный срок службы ЗРнИ и сдачу на длительное хра-
нение (захоронение) РАО, техническое обслуживание и освидетельствование тех-
нических средств и систем, обеспечивающих РБ.
Это характерно в первую очередь для бюджетных организаций федерального под-
чинения, бюджетных организаций субъектов Российской Федерации, а также неко-
торых акционерных обществ.
Радиационный контроль (РК) в поднадзорных организациях осуществлялся с
учетом категории радиационно опасных объектов по потенциальной радиационной
опасности и класса работ штатными службами РБ или назначенными ответствен-
ными лицами, а в отдельных случаях привлеченными организациями, имеющими
лицензии Ростехнадзора на оказание такого рода услуг.
Основными контролируемыми параметрами при эксплуатации РИ в организа-
циях являются:
мощность дозы гамма-излучения;
уровень радиоактивного загрязнения рабочих поверхностей, оборудования,
транспортных средств, одежды и кожных покровов персонала.
Кроме того, осуществлялся контроль герметичности ЗРнИ, а при работе с ОРнИ
контроль за содержанием радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе рабочих и дру-
гих помещений организаций.
Дозовые нагрузки на персонал группы «А» различных профессий за последние
годы (дефектоскописты, дозиметристы, дезактиваторщики, водители специальных
автомобилей, радиологи, специалисты по перезарядке) практически не изменились
и согласно годовым отчетам поднадзорных организаций в отчетном периоде не пре-
вышали контрольных уровней и пределов доз установленных НРБ-99/2010.
Превышения установленных контрольных уровней по контролируемым пара-
метрам радиационных факторов не выявлено. Выбросы и сбросы радионуклидов в
окружающую среду не превысили разрешенных пределов.
107
Уровень квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию РИ и конт-
роль за РБ, позволяет обеспечивать безопасность деятельности организаций в об-
ласти использования атомной энергии.
Мероприятия, направленные на повышение уровня физической защиты радиа-
ционно опасных объектов, включали в себя меры организационного характера (раз-
работка и пересмотр документов) и инженерно-технического характера (совершен-
ствования средств охранной сигнализации, защитных барьеров, сил охраны и т. п.).
Состояние физической защиты в поднадзорных организациях обеспечивает со-
хранность РИ, радиоактивных веществ и РАО. Хранение источников излучения осу-
ществляется в специально отведенных и оборудованных для этих целей помещениях,
оснащенных системой охранной сигнализации, выведенной на пульт охраны. Орга-
низациями проводится анализ соответствия существующих систем физической за-
щиты требованиям федеральных норм и правил и принимаются меры к устранению
недостатков и замечаний, вскрытых при проведении инспекций.
Степень готовности к ликвидации радиационных аварий и их последствий опре-
деляется наличием перечней возможных аварий при осуществлении разрешенной
деятельности и прогноза их последствий, утвержденной номенклатуре запасов, про-
граммой подготовки и состоянием, достаточностью и соответствием технических
средств и аварийных методик проведения противоаварийных тренировок, навы-
ками, приобретенными персоналом при проведении вышеуказанных тренировок.
Во всех организациях разработаны планы мероприятий по защите персонала,
имеются инструкции по действиям персонала в аварийных ситуациях, предусмотре-
ны аварийные запасы, количество которых определяется по согласованию с орга-
нами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо-
получия человека. В этих документах определены аварийные ситуации (фрагменты
исходных событий) и действия персонала при возникновении аварийных ситуаций.
Анализ инспекционной деятельности в отчетном периоде показал, что основ-
ными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние радиационной
безопасности радиационно опасных объектов, являются:
изношенность техники и оборудования, используемых при работах с радиоак-
тивными веществами и РАО;
необходимость вывода из эксплуатации мощных радиоизотопных установок, вы-
работавших ресурс, и замена выработавших назначенный срок службы ЗРнИ, дей-
ствующих радиоизотопных установок;
не всегда достаточный уровень качества проводимых работ организациями, пре-
доставляющими услуги эксплуатирующим организациям;
сохранение проблемы утилизации изделий из обедненного урана;
проблема накопления и необоснованного долговременного хранения в органи-
зациях источников с истекшим назначенным сроком службы в основном из-за ог-
раниченных финансовых возможностей организаций;
замена или продление назначенных сроков службы ЗРнИ метрологического на-
значения в воинских частях.
В поднадзорных организациях уровень обеспечения РБ соответствует требова-
ниям норм и правил в области использования атомной энергии.
На основании проведенного анализа нарушений может быть дана общая оценка
состояния безопасности радиационных объектов, основанная на отсутствии аварий
и радиационных происшествий и непревышении свыше установленных норм дозо-
108
вых нагрузок на персонал поднадзорных организаций и население. Состояние без-
опасности в поднадзорных организациях при эксплуатации радиационных источ-
ников и использовании радиоактивных веществ может быть оценено как удовлет-
ворительное.
Анализ зарегистрированных в 2012 г. нарушений на радиационно опасных объек-
тах Российской Федерации по Международной шкале ядерных и радиологических
событий (ИНЕС, МАГАТЭ, Вена, 2010 г.) позволяет установить для этих событий
уровень «0» (ниже уровня шкалы).
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов,
радиоактивных веществ и радиоактивных отходов
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных материалов
В области учета и контроля ядерных материалов в организациях используются
следующие нормативные документы:
1. Федерального уровня:
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энер-
гии»;
Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измере-
ний»;
Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов,
утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008
№ 352;
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12);
Правила перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных отходов
(НП-072-06);
Требования к организации зон баланса материалов (НП-081-07).
2. Ведомственного уровня (для предприятий Государственной корпорации Рос-
атом):
ОСТ 95 10556-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства идентификации устройств индикации вмешательства. Общие
технические условия», приказ Минатома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10557-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства индикации вмешательства. Основные положения», приказ Мин-
атома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10558-2000 «Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов. Устройства индикации вмешательства. Общие технические условия», при-
каз Минатома России от 05.02.2001 № 52;
ОСТ 95 10571-2002 «Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений.
Основные положения», приказ Минатома России от 13.06.2002 № 288.
Также используются нормативные и организационно-распорядительные доку-
менты уровня эксплуатирующих организаций, организаций, осуществляющих об-
ращение с ядерными материалами.
В рамках надзора за системой государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному над-
зору осуществляет надзор за 50 организациями, в которых организованы 294 зоны
баланса ядерных материалов (ЗБМ). Всего 22 организации и 80 ЗБМ относятся к
1-й категории ядерных материалов (наиболее потенциально опасной); 2 организа-
109
ции и 10 ЗБМ — 2-й категории; 3 организации и 13 ЗБМ — 3-й категории; 23 орга-
низации и 191 ЗБМ — 4-й категории.
Всего за 2012 г. было проведено 70 целевых и 93 оперативных проверок, в которых
проверялось состояние учета и контроля ядерных материалов. Около 11 % проверок
(18) были проведены с использованием технических средств (проведение инспек-
ционных измерений с помощью приборов неразрушающего контроля при прове-
дении проверки наличия ядерных материалов). Выявлено 86 нарушений федераль-
ных норм и правил и 11 нарушений условий действия лицензий.
Наложено 2 административных штрафа на сумму 220 тыс. руб.
Проведение проверок состояния учета и контроля ядерных материалов, выявлен-
ные нарушения требований нормативной документации
Количество проведенных проверок по сравнению с аналогичном периодом 2011 г.
несколько возросло (163 проверки в 2012 г., 152 проверки в 2011 г.).
В течение 2012 г. в 9 организациях не было проведено проверок состояния уче-
та и контроля ядерных материалов: Билибинской АЭС, ОАО ОКБ «Гидропресс»,
ОАО ВНИИХТ, ФГУП «Научно-исследовательский институт приборов», ФГУП На-
учно-исследовательский институт Научно-производственное объединение «Луч»,
ОАО «ОКБМ им. Африкантова», ОАО «Хиагда», ЗАО «Лунное», ЗАО «Эльконский
горно-металлургический комбинат».
Анализ выявленных нарушений
Наименьшее количество нарушений выявлено на атомных станциях (на Кали-
нинской, Кольской, Билибинской, Белоярской, Смоленской, Нововоронежской,
Ленинградской, Курской, Балаковской, Волгодонской). Нарушения на АЭС состав-
ляют 1 % от всех нарушений по учету и контролю ядерных материалов. В среднем
на каждую АЭС приходится менее одного нарушения. При этом проверки, в рам-
ках которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов, проводи-
лись с высокой интенсивностью, в среднем 6 проверок на каждой АЭС в год (39 %
от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
Это объясняется тем, что на АЭС используются только ядерные материалы в виде
учетных единиц (тепловыделяющие сборки (ТВС). В связи с этим организация си-
стемы учета и контроля ядерных материалов по сравнению с предприятиями топ-
ливного цикла на АЭС относительно простая. Кроме того, положительным факто-
ром является хорошая организация и координация работ в области учета и контроля
ядерных материалов в ОАО Концерн «Росэнергоатом».
На предприятиях топливного цикла, связанных с изготовлением топлива для АЭС
(ОАО НЗХК, ОАО МСЗ, ОАО ЧМЗ), количество нарушений составляет 8 % от всех
выявленных нарушений, в среднем 3 нарушения на каждое предприятие. В среднем
на каждом предприятии было проведено 5 проверок, в которых проверялись вопро-
сы учета и контроля ядерных материалов (10 % от всех проверок состояния учета и
контроля ядерных материалов).
На химических комбинатах, объединяющих несколько стадий топливного цик-
ла (ФГУП «ПО «Маяк», ОАО СХК, ФГУП ГХК), количество нарушений составило
22 % от всех нарушений, в среднем порядка 7 нарушений на каждое предприятие.
На этих предприятиях было проведено порядка 8 проверок на каждом предприятии
(14 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
110
Данные предприятия являются наиболее сложными для организации системы
учета и контроля ядерных материалов, этим объясняется относительно большое ко-
личество проводимых проверок состояния учета и контроля ядерных материалов и
выявленных нарушений.
На заводах по разделению изотопов (ОАО АЭХК, ОАО «ПО ЭХЗ», ОАО УЭХК и
МЦОУ) количество нарушений составило 18 % от всех нарушений, в среднем по-
рядка 4 нарушения на каждое предприятие. На каждом предприятии было проведе-
но в среднем 3 проверки, в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных
материалов (8 % от всех проверок состояния учета и контроля ядерных материалов).
На предприятиях по добыче урана (ОАО ППГХО, ОАО Хиагда, ЗАО Далур,
ЗАО «Эльконский горно-металлургический комбинат», ЗАО «Лунное») количество
нарушений составило 8 % от всех выявленных нарушений, в среднем 4 нарушения на
предприятие. На этих предприятиях было проведено в среднем по одной проверке,
в которых проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (2 % от всех
проверок состояния учета и контроля ядерных материалов). При этом из всех пред-
приятий данного типа проверки проходили только на ОАО ППГХО и ЗАО «Далур».
В научно-исследовательских организациях (всего под надзором 20 научно-ис-
следовательских институтов и исследовательских центров) количество нарушений
составило 32 % от всех нарушений, в среднем порядка 2 нарушения на каждую ор-
ганизацию. Было проведено в среднем по две проверки на организацию, в которых
проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (23 % от всех проверок
состояния учета и контроля ядерных материалов).
Как правило, основной причиной наличия нарушений являются недостаточное
внимание руководства и сотрудников к выполнению требований норм и правил и
обучению специалистов в области учета и контроля ядерных материалов, а также
слабый административный контроль за учетом и контролем ядерных материалов.
В некоторых научно-исследовательских организациях нет единой службы уче-
та контроля ядерных материалов, обеспечивающей обобщение отчетных данных,
выполнение функции по единому методическому обеспечению системы учета и
контроля во всех подразделениях и осуществляющей административный контроль
за состоянием учета и контроля ядерных материалов в своей организации.
В учебных заведениях (МИФИ, МЭИ, ТПУ) количество выявленных нарушений
составило 10 % от всех нарушений (в среднем около 3 нарушений на каждое учебное
заведение). Было проведено в среднем по две проверки на организацию, в которых
проверялись вопросы учета и контроля ядерных материалов (4 % от всех проверок
состояния учета и контроля ядерных материалов).
Анализ выполнения требований к учету и контролю ядерных материалов в орга-
низациях
Анализ всех выявленных нарушений показывает, что наибольшее число выяв-
ленных нарушений связано с системой измерений, проведением физических ин-
вентаризаций, системой контроля доступа и организацией системы учета и конт-
роля ядерных материалов в организации, ведением учетной и отчетной документа-
ции. Результаты анализа представлены в табл. 30 и на рис. 17.
111
Таблица 30
Анализ нарушений по учету и контролю ядерных материалов
Категория нарушений
Доля, %
Общие требования к наличию лицензий и разрешений,
4
постановке на учет и снятию с учета ядерных материалов
Организация зон баланса материала
8
Система контроля доступа
12
Система измерений
18
Передачи ядерных материалов
4
Проведение физических инвентаризаций
13
Ведение учетной и отчетной документации
11
Организация системы учета и контроля
22
Обучение и проверка знаний персонала
8
Нарушения, связанные с общи-
ми требованиями к наличию лицен-
зий и разрешений, постановке на учет
и снятию с учета ядерных материалов,
в основном вызваны несоблюдением
требований к снятию с учета ядерных
материалов при переводе в категорию
радиоактивных отходов, отсутствием
учета ядерных материалов в составе от-
крытых радионуклидных источников.
Нарушения, связанные с органи-
зацией зон баланса материала (ЗБМ),
вызваны, как правило, неправильным
описанием границ ЗБМ (границы ЗБМ
пересекаются или часть помещений с
ЯМ не включена в ЗБМ).
Нарушения, связанные с системой
контроля доступа к ядерным материа-
лам (СКД), в основном вызваны:
отсутствием обеспечения требуемо-
Рис. 17. Анализ нарушений по учету
го контроля доступа (отсутствием УИВ
и контролю ядерных материалов
или системы наблюдения в местах до-
ступа к ядерному материалу);
отсутствием проверки УИВ между физическими инвентаризациями или отсут-
ствием документальной регистрации такой проверки.
Основными нарушениями, связанными с системой измерений ядерных матери-
алов, как правило, являются:
отсутствие программ измерений для ЗБМ;
несоответствия программы измерений фактически имеющейся системе измере-
ний предприятия (несвоевременное внесение изменений в программу измерений);
отсутствие документально зарегистрированных результатов измерений или не-
соответствие формы протоколов измерений установленным требованиям.
112
Нарушения, связанные с передачами ядерных материалов, как правило, связа-
ны с несвоевременной постановкой на учет ядерных материалов (или отсутствием
постановки на учет) при передачах между ЗБМ.
Нарушения, связанные с проведением физической инвентаризации ядерных ма-
териалов, как правило, являются следующими:
не подводится баланс по всем видам ядерных материалов или не рассчитывается
погрешность инвентаризационной разницы;
не соблюдаются требования к оформлению приказа о проведении физических
инвентаризаций.
Нарушения, связанные с ведением учетных и предоставлением отчетных доку-
ментов, как правило, являются следующими:
не указывается значение инвентаризационной разницы и ее погрешности по всем
ядерным материалам в отчетных документах;
не оформляются все требуемые отчетные документы;
ошибки в ведении учетных документов (несоответствие разных документов или
внесение исправлений в неустановленном порядке).
Нарушения, связанные с организацией системы учета и контроля ядерных мате-
риалов, как правило, являются следующими:
в документах по учету и контролю ядерных материалов не определены места об-
разования потерь и процедуры оценки потерь ядерных материалов;
не проводится административный контроль состояния учета и контроля ядер-
ных материалов;
не определен перечень учетных и отчетных документов или не приведены их
формы.
За отчетный период выявлены две аномалии в учете и контроле ядерных матери-
алов при оценке разницы в данных поставщика и получателя ядерных материалов.
Случаев хищений, утрат или несанкционированного использования ядерных ма-
териалов в 2012 г. не зафиксировано.
Основными причинами недостатков в учете и контроле ядерных материалов яв-
ляются:
недостаточное внимание руководителей предприятий к вопросам учета и конт-
роля ядерных материалов;
низкий уровень знаний и недостаточная подготовка и обучение персонала в об-
ласти учета и контроля ядерных материалов (особенно в научно-исследовательских
организациях);
недостаточное количество и качество методических документов по практическо-
му выполнению процедур учета и контроля ядерных материалов;
отсутствие в некоторых организациях единой службы учета контроля ядерных ма-
териалов, выполняющей функции по единому методическому обеспечению системы
учета и контроля во всех подразделениях, а также функции по административному
контролю за состоянием учета и контроля ядерных материалов в своей организации.
С целью устранения указанных недостатков Ростехнадзор:
проводит проверки состояния учета и контроля ядерных материалов;
проводит совещания с руководителями поднадзорных организаций, применя-
ет меры административного наказания при обнаружении нарушений федеральных
норм и правил;
участвует в обучении специалистов поднадзорных организаций в области учета
и контроля ядерных материалов;

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..