ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2012 год) - часть 3

 

 

33
Состояние нормативно-правового регулирования в области использования атом-
ной энергии. Разработка и введение в действие федеральных норм и правил в обла-
сти использования атомной энергии
В 2012 г. были приняты и утверждены нормативные правовые акты в области ис-
пользования атомной энергии, из них 6 постановлений Правительства Российской
Федерации, 4 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 № 373 «Об
утверждении Положения о режиме постоянного государственного надзора на объек-
тах использования атомной энергии» (вместе с распоряжением Правительства Рос-
сийской Федерации от 23.04.2012 № 610-р «Об утверждении перечня объектов ис-
пользования атомной энергии, в отношении которых вводится режим постоянного
государственного надзора»);
постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2012 № 492 «О
внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Фе-
дерации»;
постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2012 № 1037 «О
внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору»;
постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 № 1044 «О
федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии»;
постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1184 «О
регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиа-
ционных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источ-
ники четвертой и пятой категорий радиационной опасности»;
постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.2012 № 1265 «О
федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии»;
приказ Ростехнадзора от 31.01.2012 № 67 «Об утверждении федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов организации» (зареги-
стрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29.03.2012, регистра-
ционный № 23652);
приказ Ростехнадзора от 07.02.2012 № 85 «Об утверждении федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии «Требования к программам
обеспечения качества для объектов использования атомной энергии» (зарегистри-
рован Министерством юстиции Российской Федерации 19.03.2012, регистрацион-
ный № 23509);
приказ Ростехнадзора от 21.03.2012 № 176 «Об утверждении федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии «Правила устройства и эксплуа-
тации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность» (зареги-
стрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.04.2012, регистра-
ционный № 23796);
приказ Ростехнадзора от 17.04.2012 № 255 «Об утверждении федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии «Основные правила учета и конт-
роля ядерных материалов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 17.08.2012, регистрационный № 25210).
Также в 2012 г. Ростехнадзором были подготовлены следующие проекты норма-
тивных правовых актов:
34
проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изме-
нений в постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 865
«Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области использо-
вания атомной энергии» (в части приведения его в соответствие с положениями Фе-
дерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ);
проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении
порядка отнесения юридического лица к организации научно-технической поддерж-
ки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при ис-
пользовании атомной энергии»;
проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установле-
нии особенностей технического регулирования в отношении продукции, для кото-
рой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в обла-
сти использования атомной энергии»;
проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении
особенностей оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются тре-
бования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атом-
ной энергии».
Разработаны проекты приказов Ростехнадзора:
«Об утверждении порядка проведения экспертизы безопасности (экспертизы
обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) ви-
дов деятельности в области использования атомной энергии»;
«Об утверждении порядка представления эксплуатирующей организацией в упол-
номоченный орган государственного регулирования безопасности документов, со-
держащих результаты оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения и
обосновывающих безопасность их эксплуатации, и требований к составу и содер-
жанию этих документов» (приказ от 14.12.2012 № 728, направлен в Минюст России
на государственную регистрацию, письмо от 17.12.2012 № 00-02-04/3908).
Помимо этого в 2012 г. Ростехнадзор принимал участие в согласовании следую-
щих законопроектов и проектов нормативных правовых актов:
законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-
сийской Федерации в целях регулирования экологической безопасности в области
использования атомной энергии»;
проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке ак-
кредитации в области использования атомной энергии»;
проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях
стандартизации продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с
обеспечением безопасности в области использования атомной энергии».
Кроме того, в 2012 г. в целях реализации полномочий по установлению нормати-
вов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воз-
дух и нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты
(пункт 5.3.4 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.2004 № 401) Ростехнадзором проводилась разработка проектов
нормативных правовых актов:
проекта Административного регламента предоставления Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору о предоставлении госу-
дарственных услуг по установлению нормативов предельно допустимых выбросов
35
радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов
радиоактивных веществ в водные объекты, выдаче разрешений на выбросы и сбро-
сы радиоактивных веществ в окружающую среду;
проекта методики разработки нормативов допустимых сбросов радиоактивных
веществ в водные объекты для водопользователей;
приказа Ростехнадзора от 07.11.2012 № 639 «Об утверждении Методики разра-
ботки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных
веществ в атмосферный воздух» (зарегистрирован Минюстом России 18.01.2013, ре-
гистрационный № 26595).
В целях реализации положений Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ
«Об использовании атомной энергии» в отчетном периоде проводилась работа по
совершенствованию системы действующих и разработке новых проектов федераль-
ных норм и правил в области использования атомной энергии.
В целом этап формирования системы федеральных норм и правил можно считать
успешно завершенным. Действующая система федеральных норм и правил вклю-
чает в себя 88 документов, которые имеют следующие области распространения:
на все объекты использования атомной энергии — 23;
на атомные станции — 21;
на исследовательские ядерные установки — 10;
на объекты ядерного топливного цикла — 15;
на ядерные установки судов — 8;
на радиационные источники — 4;
на обращение с радиоактивными отходами — 7.
Всего в 2012 г. находилось в разработке 29 федеральных норм и правил в области
использования атомной энергии, из них в 2012 г. Ростехнадзором утверждены и за-
регистрированы Минюстом России 5 федеральных норм и правил в области исполь-
зования атомной энергии:
Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов в организации (НП-067-11). Приказ Ростехнадзора от 31.01.2012 № 67, за-
регистрирован Минюстом России 29.03.2012, регистрационный № 23652;
Требования к программам обеспечения качества для объектов использования
атомной энергии (НП-090-11). Приказ Ростехнадзора от 07.02.2012 № 85, зареги-
стрирован Минюстом России 19.03.2012, регистрационный № 23509;
Правила устройства и эксплуатации исполнительных механизмов органов воз-
действия на реактивность (НП-086-12). Приказ Ростехнадзора от 21.03.2012 № 176,
зарегистрирован Минюстом России 11.04.2012, регистрационный № 23796;
Основные правила учета и контроля ядерных материалов (НП-030-12). Приказ
Ростехнадзора от 17.04.2012 № 255, зарегистрирован Минюстом России 17.08.2012,
регистрационный № 25210;
Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии
на атомной станции (НП-015-12). Приказ Ростехнадзора от 18.09.2012 № 518, на-
правлен в Минюст России (исх. № 05-00-04/1760 от 27.12.2012).
Опубликованы в журнале «Ядерная и радиационная безопасность» 4 проекта фе-
деральных норм и правил в области использования атомной энергии:
Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атом-
ных станций (№ 1(63). 2012);
36
Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давле-
нием, для объектов использования атомной энергии (№ 3(65). 2012);
Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей
воды для объектов использования атомной энергии (№ 4(66). 2012);
Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов
для объектов использования атомной энергии (№ 4(66). 2012).
Кроме этого Ростехнадзором разработан и утвержден «Порядок представления эк-
сплуатирующей организацией в уполномоченный орган государственного регулиро-
вания безопасности при использовании атомной энергии документов, содержащих ре-
зультаты оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения и обосновывающих
безопасность их эксплуатации, и требований к составу и содержанию этих документов»
(утвержден приказом Ростехнадзора от 14.12.2012 № 728). В настоящее документ нахо-
дится на государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Состояние нормативно-правового регулирования в области промышленной без-
опасности
В 2012 г. Ростехнадзором были разработаны и утверждены нормативные право-
вые акты в области промышленной безопасности, а именно 14 федеральных норм
и правил в области промышленной безопасности:
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Поло-
жение о применении нарядов-допусков при выполнении работ повышенной опа-
сности на опасных производственных объектах горно-металлургической промыш-
ленности» (утверждены приказом Ростехнадзора от 18.01.2012 № 44, зарегистриро-
ван Минюстом России 06.03.2012, регистрационный № 23411);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок
осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехи-
мической и нефтегазоперерабатывающей промышленности» (утверждены приказом
Ростехнадзора от 15.10.2012 № 584, зарегистрирован Минюстом России 29.12.2012,
регистрационный № 26450);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по устройству, осмотру и измерению сопротивления шахтных заземлений»
(утверждены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 625);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по проверке максимальной токовой защиты шахтных аппаратов» (утверж-
дены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 626, зарегистрирован Минюстом Рос-
сии 29.12.2012, регистрационный № 26462);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкции по электроснабжению, выбору и проверке электрических аппаратов, ка-
белей и устройств релейной защиты в участковых сетях угольных шахт напряжени-
ем до 1200 В» (утверждены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 627);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по электроснабжению и применению электрооборудования в проветри-
ваемых ВМП тупиковых выработках шахт, опасных по газу» (утверждены приказом
Ростехнадзора от 06.11.2012 № 628, зарегистрирован Минюстом России 21.12.2012,
регистрационный № 26228);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по применению электрооборудования в рудничном нормальном исполне-
нии и электрооборудования общего назначения в шахтах, опасных по газу и пыли»
37
(утверждены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 629, зарегистрирован Мин-
юстом России 29.12.2012, регистрационный № 26464);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по осмотру и ревизии рудничного взрывобезопасного электрооборудова-
ния» (утверждены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 631, зарегистрирован
Минюстом России 29.12.2012, регистрационный № 26465);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по локализации и предупреждению взрывов пылегазовоздушных смесей
в угольных шахтах» (утверждены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 634, за-
регистрирован Минюстом России 25.12.2012, регистрационный № 26359);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по прогнозу, обнаружению, локации и контролю очагов самонагревания
угля и эндогенных пожаров в угольных шахтах» (утверждены приказом Ростехнад-
зора от 06.11.2012 № 635, зарегистрирован Минюстом России 29.12.2012, регистра-
ционный № 26449);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по разгазированию горных выработок, расследованию, учету и предупреж-
дению загазирований» (утверждены приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 636,
зарегистрирован Минюстом России 29.12.2012, регистрационный № 26463);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по составлению вентиляционных планов угольных шахт» (утверждены
приказом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 637, зарегистрирован Минюстом России
29.12.2012, регистрационный № 26466);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по проведению плановой практической проверки аварийных вентиляци-
онных режимов, предусмотренных планом ликвидации аварий» (утверждены при-
казом Ростехнадзора от 06.11.2012 № 638, зарегистрирован 29.12.2012, регистраци-
онный № 26461);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Ин-
струкция по контролю состава рудничного воздуха, определению газообильности
и установлению категорий шахт по метану и/или диоксиду углерода» (утверждены
приказом Ростехнадзора от 06.12.2012 № 704, зарегистрирован Минюстом России
08.02.2013, регистрационный № 26936).
В рамках совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих де-
ятельность Ростехнадзора и его должностных лиц, а также устанавливающих обязатель-
ные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществле-
ния государственного контроля (надзора) за объектами нефтегазового комплекса, Ро-
стехнадзором, в частности, были разработаны следующие нормативные правовые акты:
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Порядок
осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехи-
мической и нефтегазоперерабатывающей промышленности», утверждены приказом
Ростехнадзора от 15.10.2012 № 584 (зарегистрирован Минюстом России 29.12.2012,
регистрационный № 26450);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Прави-
ла безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (направлены в Минэко-
номразвития России для оценки регулирующего воздействия);
38
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие
правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехими-
ческих и нефтеперерабатывающих производств» (направлены в Минэкономразви-
тия России для оценки регулирующего воздействия);
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Прави-
ла безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (направлены в Минэко-
номразвития России для оценки регулирующего воздействия).
Ростехнадзором также были разработаны ряд нормативных технических доку-
ментов, а именно:
Руководство по безопасности для нефтебаз и складов нефтепродуктов (утвержде-
но приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 № 777);
Руководство по безопасности для складов сжиженных углеводородных газов и
легковоспламеняющихся жидкостей под давлением (утверждено приказом Ростех-
надзора от 27.12.2012 № 778);
Руководство по безопасности факельных систем (утверждено приказом Ростех-
надзора от 27.12.2012 № 779);
Руководство по безопасности вертикальных цилиндрических стальных резервуа-
ров для нефти и нефтепродуктов (утверждено приказом Ростехнадзора от 27.12.2012
№ 780);
Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взры-
вопожароопасных и химически опасных производственных объектах (утверждены
приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 № 781).
Кроме этого Ростехнадзором в 2012 г. были разработаны, утверждены и направ-
лены на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Фе-
дерации 2 нормативных правовых акта, из них 1 федеральные нормы и правила в
области промышленной безопасности:
Инструкция по выбору и проверке электрических аппаратов и кабелей напряже-
нием 6 (10) кВ (приказ Ростехнадзора от 06.11.2012 № 630);
приказ Ростехнадзора от 07.12.2012 № 708 «О внесении изменений в Правила
безопасности в угольных шахтах, утвержденные постановлением Госгортехнадзора
России от 05.06.2003 № 50».
Состояние договорной работы в Ростехнадзоре. Претензионно-исковая работа в
сфере деятельности Ростехнадзора. Деятельность по пересмотру постановлений и
решений по делам об административных правонарушениях
Состояние договорной работы в Ростехнадзоре
В течение 2012 г. специалистами Правового управления в рамках договорной ра-
боты проведена правовая экспертиза 321 проекта договора и государственных контр-
актов на оказание работ и услуг, поставки товаров, выполнения научно-исследова-
тельских и опытно-конструкторских работ и иных видов гражданско-правовых до-
говоров.
Претензионно-исковая работа в сфере деятельности Ростехнадзора
Суды центрального аппарата Ростехнадзора
Всего за 2012 г. Правовым управлением центрального аппарата Ростехнадзора
принято участие в 91 судебном деле, из них:
39
77 дел рассмотрены (дела о признании незаконными действий Ростехнадзора по
внесению сведений в реестр саморегулируемых организаций, о расторжении госу-
дарственного контракта, о признании нормативных правовых актов недействитель-
ными, о признании незаконными предписаний, решений и действий (бездействий)
Ростехнадзора, о взыскании убытков, об отмене приказов Ростехнадзора и др.);
14 дел в настоящее время находятся на рассмотрении (дела о признании неза-
конным приказа Ростехнадзора от 12.11.2012 № 583 «О снятии федеральных госу-
дарственных гражданских служащих Ростехнадзора с учета для получения едино-
временной субсидии на приобретение жилого помещения», об установлении факта,
имеющего юридическое значение, о признании незаконным отказа в переоформле-
нии лицензии и обязании ее переоформить, о возврате государственной пошлины,
о признании незаконными действий саморегулируемых организаций по выдаче до-
пуска к видам работ, о взыскании убытков).
Из 77 рассмотренных дел по 32 делам суд вынес решение в пользу Ростехнадзо-
ра, из них:
по делу об оспаривании постановления Ростехнадзора;
по 5 делам — об оспаривании предписаний Ростехнадзора;
по 11 делам — о признании незаконными решений, писем, действий (бездейст-
вий) Ростехнадзора;
по 3 делам — о взыскании денежных средств;
по 12 делам — по иным основаниям (об установлении факта, имеющего юриди-
ческое значение, о признании незаконным отказа в переоформлении лицензии, о
выплате заработной платы, об оспаривании нормативных правовых актов, о защи-
те деловой репутации и т.д.).
По 3 делам суд вынес решение частично в пользу Ростехнадзора (о признании
недействующими пунктов Положения об организации обучения и проверки зна-
ний рабочих организаций, поднадзорных Ростехнадзору, об оспаривании решения
государственной инспекции труда по Московской области, о возмещении ущерба).
По 38 делам Ростехнадзор был привлечен в качестве третьего лица, не заявля-
ющего самостоятельных требований, и судом была принята во внимание позиция
Ростехнадзора.
По 4 делам суд вынес решение не в пользу Ростехнадзора.
Суды территориальных органов Ростехнадзора
Всего за 2012 год специалистами территориальных органов Ростехнадзора при-
нято участие в 12 639 судебных делах, из них:
арбитражными судами рассмотрено 2726 дел:
по 1747 делам суд поддержал позицию Ростехнадзора;
по 979 делам в удовлетворении требований Ростехнадзора отказано.
Судами общей юрисдикции рассмотрено 6808 дел:
по 6035 делам суд поддержал позицию Ростехнадзора;
по 773 делам решения вынесены не в пользу территориальных органов Ростех-
надзора;
3105 дел находятся в стадии рассмотрения.
В результате анализа сведений о представлении интересов территориальных орга-
нов Ростехнадзора в судах выявлено, что за 2012 г. с участием территориальных орга-
нов Ростехнадзора судами рассмотрено 11 538 дел о привлечении к административ-
40
ной ответственности, 701 дело по обжалованию предписаний и иных ненормативных
правовых актов, действий (бездействий) территориальных органов Ростехнадзора,
276 гражданских дел (о расторжении договоров, о признании права собственности,
о признании фактов, имеющих юридическое значение, и др.), 124 дела о возмеще-
нии, компенсации вреда, убытков, неустойки.
Претензионная работа
За 2012 г. Правовое управление центрального аппарата Ростехнадзора подгото-
вило и направило ряд претензий о взыскании задолженности по государственным
контрактам в связи с ненадлежащим их исполнением со стороны контрагентов.
Деятельность по пересмотру постановлений и решений по делам об администра-
тивных правонарушениях
Центральным аппаратом Ростехнадзора рассмотрено 37 жалоб на постановления
по делам об административных правонарушениях, вынесенных должностными ли-
цами территориальных органов Ростехнадзора (2 жалобы поданы должностными
лицами поднадзорных организаций, 35 — юридическими лицами).
По результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об администра-
тивных правонарушениях вынесены следующие решения:
по 1 делу заявителю отказано в принятии жалобы;
по 3 жалобам производство по делу прекращено в связи с одновременной пода-
чей жалобы в суд, пропуском срока подачи жалобы;
по 5 жалобам вынесено решение об отмене вынесенных постановлений по делам
об административных правонарушениях (по 2 жалобам материалы возвращены на
новое рассмотрение в территориальные органы Ростехнадзора, по 3 жалобам про-
изводство по делам об административных правонарушениях прекращено);
по 28 жалобам постановления по делам об административных правонарушениях
оставлены без изменения, жалобы — без удовлетворения.
В результате проведенного анализа определено, что 29 жалоб подано на поста-
новления по делам об административных правонарушениях, вынесенных по части 1
статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее — КоАП РФ), также обжаловались постановления по делам об администра-
тивных правонарушениях, вынесенных по части 1 статьи 9.1, части 11 статьи 19.5
КоАП РФ.
Большинство жалоб поданы на постановления по делам об административных
правонарушениях, вынесенных должностными лицами Межрегионального техно-
логического управления Ростехнадзора.
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
2.2.1. Атомные станции
В 2012 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору (Ростехнадзор) осуществляла регулирование ядерной и радиационной без-
опасности на 17 атомных станциях (Балаковской АЭС, Балтийской АЭС, Белояр-
ской АЭС, Билибинской АЭС, Калининской АЭС, Кольской АЭС, Курской АЭС,
Ленинградской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Нижегородской АЭС, Нововоронеж-
ской АЭС, Нововоронежской АЭС-2, Ростовской АЭС, Северской АЭС, Смоленской
АЭС, Тверской АЭС, ЦентральнойАЭС), на которых эксплуатируется 33 энергобло-
41
ка, из них 4 энергоблока находятся в стадии подготовки к выводу из эксплуатации
(1-й, 2-й блоки Нововоронежской АЭС, 1-й, 2-й блоки Белоярской АЭС), 10 энерго-
блоков находятся в стадии сооружения (1-й, 2-й блоки Ленинградской АЭС-2, 1-й,
2-й блоки Нововоронежской АЭС-2, 3-й, 4-й блоки Ростовской АЭС, 4-й блок Бе-
лоярской АЭС, 5-й блок Курской АЭС, 5-й блок Балаковской АЭС, 1-й блок Бал-
тийской АЭС). Для 11 энергоблоков ведется деятельность по их размещению (1-й,
2-й блоки Северской АЭС, 3-й, 4-й блоки Ленинградской АЭС-2, 2-й блок Балтий-
ской АЭС, 1-й, 2-й блоки Центральной АЭС, 1-й, 2-й блоки Нижегородской АЭС,
1-й, 2-й блоки Тверской АЭС).
Распределение реакторов на АЭС по типам приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение реакторов на АЭС по типам
В работе
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1000 — 11 шт., ВВЭР-440 — 6 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 11 шт., ЭГП-6 — 4 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-600 — 1 шт.
Остановлены для подготовки к выводу из эксплуатации
Канальные кипящие реакторы
АМБ-100 — 1 шт., АМБ-200 — 1шт.
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-210 — 1 шт. и ВВЭР-365 — 1 шт.
На этапе сооружения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 5 шт., ВВЭР-1000 — 3 шт.
Реакторы на быстрых нейтронах
БН-800 — 1 шт.
Канальные кипящие реакторы
РБМК-1000 — 1 шт.
На этапе размещения
Реакторы с водой под давлением
ВВЭР-1200 — 11 шт.
Кроме того, осуществлялся надзор за соблюдением норм и правил, условий дей-
ствия лицензий в 1774 организациях, осуществляющих проектирование систем и
объектов, конструирование и изготовление оборудования для атомных станций и
исследовательских ядерных установок, экспертизу проектной, конструкторской и
технологической документации и документов, обосновывающих ядерную и радиа-
ционную безопасность атомных станций и исследовательских ядерных установок,
в том числе:
568 конструкторских организациях;
1118 заводах-изготовителях;
56 проектных организациях, имеющих лицензии на проектирование и конструи-
рование атомных станций;
32 экспертных предприятиях.
Лицензионная деятельность
Центральным аппаратом Ростехнадзора в 2012 г. было выдано 20 (в 2011 г. — 23)
лицензий эксплуатирующей организации ОАО «Концерн Росэнергоатом» и органи-
зациям, осуществляющим проектирование, конструирование, изготовление обору-
дования энергоблоков атомных станций, экспертизу безопасности и т.д. Кроме того,
было оформлено 206 (в 2011 г. — 173) изменений условий действия лицензий и 17
(в 2011 г. — 5) раз было отказано в их оформлении на основании экспертиз, уста-
новивших недостаточное обоснование ядерной и радиационной безопасности дан-
ных изменений.
42
Данные по количеству лицензий, выданных на отдельные виды деятельности,
представлены в табл. 2.
Таблица 2
Данные по количеству лицензий, выданных на отдельные виды деятельности
Вид деятельности
Количество
лицензий
Размещение энергоблоков АС
0 (4)
Сооружение энергоблоков АС
0 (1)
Эксплуатация энергоблоков АС и ХОЯТ
3 (2)
Обращение с РВ
1 (0)
Обращение с РАО
0 (1)
Проектирование и конструирование энергоблоков АС, радиационных источ-
7 (8)
ников, пунктов хранения ЯМ и РВ, хранилищ радиоактивных отходов
Конструирование оборудования для АС
1 (0)
Изготовление оборудования для АС
3 (0)
Использование ЯМ при проведении НИР
0 (0)
Проведение экспертизы
5 (6)
Итого:
20 (23)
Примечание. В скобках указаны данные за 2011 год.
Информация о количестве лицензий, выданных межрегиональными террито-
риальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью
(МТУ ЯРБ) организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атом-
ным станциям, приведена в табл. 3.
Таблица 3
Количество лицензий, выданных межрегиональными территориальными
управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ)
организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атомным станциям
Показатель/МТУ ЯРБ
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
УМТУ
ЦМТУ
СДМТУ
Всего
Выдано лицензий на пра-
74
56
157
89
268
4
648
во выполнения работ и пре-
(76)
(99)
(161)
(74)
(260)
(16)
(686)
доставления услуг атомным
станциям
В соответствии с Положением о выдаче разрешений на право ведения работ в
области использования атомной энергии работникам атомных станций проведена
проверка знаний и выданы разрешения на право ведения работ в области исполь-
зования атомной энергии:
центральным аппаратом Ростехнадзора — 51 (в 2011 г. — 33) работнику эксплуа-
тирующих организаций из числа руководящего персонала атомных станций;
территориальными управлениями выдано 394 (в 2011 г. — 440) разрешения опе-
ративному персоналу атомных станций.
Инспекционная деятельность
В 2012 г. центральным аппаратом Ростехнадзора организовано и проведено с уча-
стием МТУ ЯРБ и НТЦ ЯРБ 3 (в 2011 г. —2) комплексных инспекции Белоярской,
43
Балаковской и Нововоронежской АЭС. По результатам инспекций выявлено 26 (в
2011 г. — 11) нарушений требований федеральных норм и правил в области исполь-
зования атомной энергии, выдано 3 (в 2011 г. — 2) предписания об их устранении и
наложено штрафов на общую сумму 241 тыс. руб. (в 2011 г. — 0).
В рамках надзора за проектно-конструкторскими организациями и заводами-из-
готовителями осуществлялся контроль за соблюдением норм и правил при прове-
дении работ по повышению качества и надежности оборудования и трубопроводов,
за изготовлением оборудования с длительным циклом изготовления для АЭС-2006.
В 2012 г. МТУ ЯРБ проведено 3012 (в 2011 г. — 3719) инспекций и мероприятий
по контролю в рамках постоянного надзора. В ходе инспекций выявлено и предпи-
сано к устранению 471 (в 2011 г. — 942) нарушение требований федеральных норм
и правил в области использования атомной энергии и условий действия лицензий.
Сумма наложенных штрафов составила 1 967 тыс. руб. (в 2011 г. — 3 886 тыс. руб.).
В результате анализа отчетов МТУ ЯРБ отмечается снижение показателей над-
зорной деятельности МТУ ЯРБ, однако делается вывод, что в целом деятельность
МТУ ЯРБ по осуществлению надзора за ЯРБ атомных станций является удовлетво-
рительной. Показатели деятельности МТУ ЯРБ приведены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели деятельности МТУ ЯРБ
Показатель/МТУ ЯРБ
ВМТУ
ДМТУ
СЕМТУ
УМТУ
ЦМТУ
СДМТУ
Всего
Общее количество прове-
770
940
877
83
324
10
3012
денных проверок (инспек-
(1430)
(1102)
(898)
(47)
(240)
(2)
(3719)
ций)
Количество выявленных
160
186
28
1
96
0
471
нарушений
(450)
(214)
(142)
(9)
(127)
(0)
(942)
Сумма наложенных штра-
352
1323
172
120
0
0
1967
фов, тыс. руб.
(84)
(3030)
(704)
(68)
(0)
(0)
(3886)
Примечание. В скобках указаны данные за 2011 г.
Сооружение атомных станций
В 2012 г. в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие атомного
энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до
2015 года» и Планом реализации «Энергетической стратегии России на период до
2030 года» осуществлялось сооружение 11 энергоблоков (1-го, 2-го блоков Ленин-
градской АЭС-2; 1-го блока Балтийской АЭС; 1-го, 2-го блоков Нововоронежской
АЭС-2; 3-го, 4-го блоков Ростовской АЭС; 4-го блока Калининской АЭС; 4-го бло-
ка Белоярской АЭС; 5-го блока Курской АЭС; 5-го блока Балаковской АЭС).
Государственный строительный надзор в 2012 г. осуществлялся при сооружении
(реконструкции) 21 объекта:
1. Энергоблока № 4 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Калининская атом-
ная станция».
2. Хранилища РАО в спецкорпусе филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ба-
лаковская атомная станция».
3. ОРУ-220/500кВ филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атом-
ная станция».
4. Здания промышленно-производственного персонала КТУ (реконструкция зда-
ния АБК-2) филиала ОАО «Концерн Роэнергоатом» «Балаковская атомная станция».
44
5. Энергоблоков № 1 и № 2 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ленин-
градская атомная станция-2».
6. Комплекса по переработке жидких радиоактивных отходов (КП ЖРО) фили-
ала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция».
7. Хранилища твердых радиоактивных отходов III группы (ХТРО-III) филиала
ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная станция».
8. Комплекса систем контейнерного хранения и обращения с отработавшим
ядерным топливом (ОЯТ ХОЯТ) филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская
атомная станция».
9. Энергоблока № 5 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная
станция» (строительство не ведется).
10. Хранилища отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ) филиала ОАО «Концерн
Росэнергоатом» «Смоленская атомная станция».
11. Комплекса по хранению и переработке РАО (спецкорпус по переработке
ТРО — зд. 672Р, комплекс переработки отходов — зд. 660, комплекс переработки
ЖРО гетерогенного состава — пристройка зд. 660 и соор. 460) филиала ОАО «Кон-
церн Росэнергоатом» «Ленинградская атомная станция».
12. Комплекса систем сухого хранения и обращения с отработавшим ядерным
топливом на Ленинградской АЭС с использованием металлобетонных контейне-
ров (зд. 428).
13. Энергоблока №1 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Балтийская атом-
ная станция».
14. Энергоблоков № 3 и № 4 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Ростов-
ская атомная станция».
15. Здания безопасности энергоблока № 5 филиала ОАО «Концерн Росэнерго-
атом» «Нововоронежская атомная станция».
16. Здания резервной дизельной электростанции-2 энергоблока № 5 филиала
ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция».
17. Здания комендатуры войсковой части филиала ОАО «Концерн Росэнерго-
атом» «Кольская атомная станция».
18. Убежища на 1200 укрываемых филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Коль-
ская атомная станция».
19. Энергоблоков № 1 и № 2 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Новово-
ронежская атомная станция-2».
20. Насосной станции подпитки (00UGA).
21. Энергоблока № 4 филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом» «Белоярская атом-
ная станция».
Государственный строительный надзор на сооружаемых энергоблоках атомных
станций в 2012 г. осуществлялся комплексными рабочими группами под руководст-
вом заместителей руководителей МТУ ЯРБ в соответствии с требованиями Градо-
строительного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении госу-
дарственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного по-
становлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 и приказа
Ростехнадзора от 29.09.2011 № 569 «Об организационных мерах по повышению эф-
фективности осуществления государственного строительного надзора Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при строительст-
ве и реконструкции зданий и сооружений объектов использования атомной энергии».
45
Изданы приказы Ростехнадзора о назначении комплексных рабочих групп для
осуществления государственного строительного надзора на всех сооружаемых АЭС,
а также на находящихся в эксплуатации АЭС, на которых ведется строительство от-
дельных объектов. Разработаны и утверждены «Программы комплексных проверок
при осуществлении государственного строительного надзора».
В 2012 г. в рамках государственного строительного надзора в соответствии с ука-
занными программами проведено 47 проверок сооружаемых АЭС.
По результатам проверок выявлено 508 нарушений обязательных требований
нормативных и правовых актов в градостроительной деятельности, строительных
норм и правил, правил по безопасности, иных нормативных актов, проектной до-
кументации, оформлено 65 предписаний об устранении выявленных нарушений и
составлено 105 протоколов об административных правонарушениях. Выполнение
предписаний взято на контроль. Наложено административных штрафов на общую
сумму более чем 6,01 млн руб.
Рис. 3. Результаты проверок, проведенных в рамках государственного надзора в 2012 г.
Анализ актов проверок и предписаний, выданных в отчетном периоде, показал,
что все выявленные нарушения устранены в сроки согласно планам мероприятий
по их устранению, за исключением тех нарушений, сроки устранения которых не
входят в отчетный период.
В отчетном периоде по результатам проведенных итоговых проверок МТУ ЯРБ
выдано 3 заключения о соответствии объекта капитального строительства требова-
46
ниям технических регламентов (норм и
правил), иных нормативных правовых
актов и проектной документации:
1. Филиал ОАО «Концерн Росэнер-
гоатом» Калининская АЭС. Строитель-
ство энергоблока № 4 II очереди Кали-
нинской АЭС.
2. Филиал ОАО «Концерн Росэнерго-
атом» Балаковская АЭС. Модернизации
ОРУ-220/500кВ . Здание БВС-2.
3. Филиал ОАО «Концерн Росэнерго-
атом» энергоблок № 5 Нововоронежской
АЭС. РДЭС второго канала САЭ.
В целях повышения эффективности
Рис. 4. Административные штрафы,
осуществления государственного стро-
взысканные в 2012 г. МТУ ЯРБ, руб.
ительного надзора 26-27 апреля 2012 г.
был проведен семинар с работниками
МТУ ЯРБ по вопросам организации и осуществления федерального государствен-
ного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ре-
монте зданий и сооружений объектов использования атомной энергии. По резуль-
татам семинара были разработаны мероприятия по реализации протокола семинара.
Нарушения в работе атомных станций
В 2012 г. нарушений в работе атомных станций, классифицируемых как аварии в
соответствии с Положением о порядке расследования и учета нарушений в работе
атомных станций (НП-004-08), не было.
В 2012 г. на атомных станциях произошло 50 нарушений в работе, подлежащих
учету в соответствии НП-004-08, что на 4 нарушения больше, чем в 2011 г. Катего-
рия еще одного нарушения, произошедшего 09.11.2012 в работе энергоблока № 3 Ле-
нинградской АЭС, окончательно не установлена. Ростехнадзором направлено пись-
мо в ОАО «Концерн Росэнергоатом» с требованием переоценки категории данного
нарушения в соответствии с НП-004-08.
Тринадцать нарушений произошло в период опытно-промышленной эксплуата-
ции энергоблока № 4 Калининской АЭС.
Нарушение пределов безопасной эксплуатации было зафиксировано в событии
на энергоблоке № 4 Балаковской АЭС.
По всем нарушениям в работе АЭС проведены расследования, отчеты о прове-
денных расследованиях рассмотрены в центральном аппарате Ростехнадзора и на-
правлены в ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопа-
сности» (НТЦ ЯРБ) для проведения подробного анализа.
По результатам рассмотрения материалов о расследовании из-за выявления на-
рушений федеральных норм и правил по трем нарушениям (в работе энергоблоков
Калининской и Балаковской АЭС) было принято решение о дополнительном рас-
следовании для уточнения причин нарушения и корректирующих мер.
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2012 г. в соот-
ветствии с НП-004-08 приведены в табл. 5.
47
Таблица 5
Количество и классификация нарушений в работе АЭС России в 2012 г.
АЭС
Нарушения в работе АЭС в 2012 г.
Итого
Категория происшествий (по НП-004-08)
П01
П02
П03
П04
П05
П06
П07
П08
П09
П10
ВВЭР, в том числе:
0
1
0
1
0
12
1
9
8
0
32 (32)
Нововоронежская
0
0
0
0
0
4
1
0
3
0
8 (8)
Кольская
0
0
0
0
0
1
0
0
2
0
3 (9)
Балаковская
0
1
0
0
0
1
0
0
2
0
4 (5)
Калининская, бл. 1-3
0
0
0
0
0
2
0
1
0
0
3 (3)
Калининская, бл. 4
0
0
0
1
0
4
0
8
0
0
13 (4)
Ростовская
0
0
0
0
0
0
0
0
1
0
1 (3)
РБМК, в том числе:
0
0
0
0
0
4
2
2
8
1
17 (11)
Ленинградская
0
0
0
0
0
1
1
0
3
0
5 (4)
Курская
0
0
0
0
0
2
0
0
4
0
6 (5)
Смоленская
0
0
0
0
0
1
1
2
1
1
6 (2)
БН-600
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 (0)
Белоярская
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 (0)
ЭГП-6
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
1 (3)
Билибинская
0
0
0
0
0
1
0
0
0
0
1 (3)
Итого:
0
1
0
1
0
17
3
11
16
1
50*(46)
* Категория еще одного нарушения в работе Ленинградской АЭС окончательно не установлена.
Примечание. В скобках указано соответствующее количество нарушений в работе АС в 2011 г.
В 2012 г. по сравнению с 2011 г. количество нарушений в работе АЭС с реактора-
ми РБМК увеличилось и снизилось с реакторами ЭГП-6. Количество нарушений в
работе АЭС с реакторами ВВЭР осталось неизменным.
На Белоярской АЭС в 2009-2012 гг. нарушений в работе не было.
Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов приведено в табл. 6.
Таблица 6
Распределение нарушений в работе АЭС по типам реакторов
Типы реакторов
2011 г.
2012 г.
ВВЭР-440
10
6
ВВЭР-1000
22
26
РБМК-1000
11
17
БН-600
0
0
ЭГП-6
3
1
Всего:
46
50
Наибольшее число нарушений в работе энергоблоков произошло на:
энергоблоке № 4 Калининской АЭС (ВВЭР-1000) — 13 нарушений;
энергоблоке № 5 Нововоронежкой АЭС (ВВЭР-1000) — 5 нарушений;
энергоблоке № 2 Курской АЭС (РБМК-1000) — 4 нарушения;
энергоблоке № 2 Смоленской АЭС (РБМК-1000) — 3 нарушения.
Наибольшее число нарушений в работе АЭС произошло на Калининской АЭС
(16 нарушений) и Нововоронежской АЭС (8 нарушений).
48
20 нарушений в работе АЭС было связано со срабатыванием систем безопасно-
сти, причем в 15 % случаев эти срабатывания были ложными.
Шестнадцать нарушений в работе сопровождались снижением нагрузки энерго-
блоков, вызванным отказом систем (элементов).
В 2012 г. также имели место внеплановые отключения от сети энергоблоков АЭС
(одиннадцать нарушений в работе в основном на энергоблоке № 4 Калининской
АЭС). Одно нарушение в работе энергоблока № 4 Калининской АЭС связано с от-
казом канала системы безопасности из-за отключения насоса аварийного и плано-
вого расхолаживания. Одно нарушение в работе Смоленской АЭС было связано с
течью из-за образования сквозного дефекта по сварному соединению дренажного
трубопровода корпуса напорной задвижки 3ГЦН-23.
В 2012 г. нарушений, классифицируемых как происшествия П01, П03, П05, не
было.
Срабатывания аварийной защиты
В 2012 г. произошло 13 нарушений, сопровождавшихся срабатыванием аварийной
защиты (АЗ) (в том числе и срабатыванием защиты «БСМ» (быстрое снижение мощ-
ности)), что в 1,3 раза меньше, чем в 2011 г., когда срабатываний AЗ, БСМ было 17.
Такие нарушения произошли: на энергоблоках Смоленской АЭС (4 срабатыва-
ния АЗ, в том числе — 2 от ключа управления); Нововоронежской, Курской АЭС (по
2 срабатывания AЗ); Калининской АЭС (2 срабатывания AЗ); на энергоблоках Ле-
нинградской, Балаковской и Кольской АЭС (по одному срабатыванию AЗ).
Из общего количества срабатываний AЗ десять были связаны с необходимостью
выполнения функций безопасности, одно срабатывание было вызвано неправиль-
ными действиями персонала при работе с технологическими защитами, два сраба-
тывания АЗ произошли из-за ложных сигналов.
На Ростовской АЭС, Билибинской АЭС и Белоярской АЭС нарушений в работе
со срабатыванием AЗ в 2012 г. не было.
Ошибки персонала
В 2012 г. было допущено восемь ошибок персонала, ставших исходными событи-
ями нарушений в работе, что составило около 16 % общего количества нарушений
(в 2011 г. было допущено шесть ошибок персонала).
Нарушения, связанные с ошибками персонала, произошли на энергоблоках Ка-
лининской, Смоленской и Ленинградской АЭС (по 2 нарушения); на энергоблоках
Курской и Билибинской АЭС (по одному нарушению).
Из общего количества нарушений, связанных с ошибками персонала, два были
вызваны неправильными действиями персонала при работе с технологическими за-
щитами (на энергоблоках Калининской и Смоленской АЭС), два нарушения свя-
заны с несоблюдением требований инструкций по эксплуатации при опробовании
основного технологического оборудования после ремонта (на энергоблоках Ленин-
градской АЭС), два вызваны ошибками оперативного персонала при выполнении
плановых переключений из-за несоблюдения требований инструкций по эксплу-
атации (на энергоблоках Курской и Билибинской АЭС), два нарушения связаны с
недостатками эксплуатационной документации (на энергоблоках Калининской и
Смоленской АЭС).
Основной причиной указанных выше нарушений в работе АЭС, связанных с
человеческим фактором, является недостаточная подготовленность оперативного

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..