ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2013 год) - часть 13

 

 

193
Таблица 73
Сравнительный анализ распределения аварий по видам аварий за 2013 и 2012 гг.
Авария
2013 г.
2012 г.
+/-
Взрыв
1
1
Пожар
0
3
-3
Выброс опасных веществ
1
0
+1
Разгерметизация оборудования
0
2
-2
Итого:
2
6
-2
Таблица 74
Сравнительный анализ распределения несчастных случаев со смертельным исходом
по травмирующим факторам за 2013 и 2012 гг.
Поражающие факторы
2013 г.
2012 г.
+ /-
Термический ожог
2
5
-3
Химический ожог
1
0
+1
Отравление
1
0
+1
Падение с высоты
1
1
Разрушение тех. устройств
0
1
-1
Итого:
5
7
-2
Наметилась тенденция по сокращению количества несчастных случаев, в том
числе по травмирующему фактору — термический ожог, разрушение технических
устройств и рост количества несчастных случаев, в том числе по травмирующим
факторам химический ожог, отравление. Распределение обобщенных причин ава-
рий и несчастных случаев представлено в табл. 75 и 76.
Таблица 75
Распределение обобщенных причин аварий, %
Х
2013 г.
2012 г.
Динамика
Технические причины
Неудовлетворительное техническое состояние оборудо-
0
11,1
-11,1
вания
Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализации
0
11,1
-11,1
Отступление от требований проектной, технологической
75,5
44,5
+31,0
документации
Нарушение регламента ремонтных работ или их качество
0
11,1
-11,1
Использование в технических устройствах конструкцион-
25,5
22,2
+3,3
ных материалов или частей, не соответствующих проекту
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
0
30,8
-30,8
Неэффективность производственного контроля
50
46,1
+3,9
Нарушение технологической и трудовой дисциплины
50
23,1
+26,9
Низкий уровень знаний требований промышленной
безопасности
Неосторожные или несанкционированные действия ис-
полнителей работ
Прочие причины
194
Таблица 76
Распределение обобщенных причин несчастных случаев в процентах
Х
2013 г.
2012 г.
Динамика
Технические причины
Неудовлетворительное техническое состояние оборудо-
29,5
0
+29,5
вания
Неисправность (отсутствие) средств ПАЗ, сигнализации
0
16,7
- 16,7
Несовершенство технологии или конструктивные недо-
0
0
статки
Отступление от требований проектной, технологической
70,5
66,6
+3,9
документации
Отсутствие автоматизации опасных операций, механи-
0
0
зации работ
Несоответствие проектных решений условиям производ-
0
0
ства и обеспечения безопасности
Нарушение регламента ревизии или обслуживания тех-
0
0
нических устройств
Нарушение регламента ремонтных работ или их качество
0
0
Наличие скрытых дефектов или неэффективность вход-
0
0
ного контроля
Использование в тех. устройствах материалов/частей, не
0
16,7
- 16,7
соотв. проекту
Организационные причины
Неправильная организация производства работ
23,2
28,6
-5,4
Неэффективность производственного контроля
49,4
42,8
+6,6
Нарушение технологической дисциплины
25,4
28,6
-3,2
Низкий уровень знаний требований промышленной без-
0
0
опасности
Неосторожные или несанкционированные действия ис-
0
0
полнителей работ
Прочие причины
0
0
Умышленная порча технических устройств с целью хи-
0
0
щения
Алкогольное опьянение исполнителей работ
2,0
1,0
+1
Внешнее воздействие
0
0
Стихийные явления природного происхождения
0
0
Состояние промышленной безопасности на поднадзорных химических предпри-
ятиях за период 2004-2013 гг. оценивается как удовлетворительное, крупных техно-
генных аварий не зарегистрировано, террористические акты также не зафиксиро-
ваны (табл. 77).
Таблица 77
Динамика аварийности и травматизма
Количество аварий и смертельных случаев за период 2004-2013 гг.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Аварии
11
9
7
10
11
7
12
8
6
2
Смертельные
15
10
10
18
20
9
7
3
7
5
случаи
195
Организационными причинами аварий явились: неэффективность производствен-
ного контроля (50 %), нарушение технологической и трудовой дисциплины (50 %).
Техническими причинами аварий явились: отступление от требований проект-
ной и технологической документации, неэффективность контроля качества сырья
(экстрагируемого материала).
В 2013 г. на объектах химического профиля произошло более 136 инцидентов. Ос-
новные причины происшедших инцидентов связаны с отказом или повреждением
технических устройств и отклонениями от нормального технологического режима
при ведении технологических процессов, чему способствуют значительный физи-
ческий износ технологического оборудования и недостаточный контроль со сторо-
ны обслуживающего персонала опасных объектов за его состоянием в процессе экс-
плуатации и в периоды текущих и капитальных ремонтов.
Наибольшее количество инцидентов зафиксировано на поднадзорных объектах:
Западно-Уральского управления (6 инцидентов): ООО «Сода-Хлорат»; ОАО «ОХК
«Уралхим» филиала «Азот» в г. Березники; ОАО «Камтэкс-Химпром»; ОАО «Мине-
ральные удобрения»; ЗАО «Промхимпермь»; ОАО «Пермалко»);
Кавказского управления (42 инцидента);
Центрального управления (36 инцидентов);
Верхне-Донского управления (20 инцидентов);
Нижне-Волжского управления (13 инцидентов);
Северо-Западного управления (7 инцидентов),
Волжско-Окского управление (5 инцидентов).
Несмотря на достигнутую стабилизацию общего уровня производственного трав-
матизма и аварийности на предприятиях химического комплекса, состояние основ-
ных фондов (износ до 80 %) определяет потенциальную опасность химико-техноло-
гических объектов, негативно влияет на общий уровень состояния промышленной
безопасности химически опасных производственных объектов.
В связи с этим основным элементом в обеспечении предупреждения аварий и
травматизма является производственный контроль, влияющий на уровень про-
мышленной безопасности организаций. Эффективность системы производствен-
ного контроля оценивается состоянием промышленной безопасности организации.
В крупных производственных организациях и вертикально интегрированных
компаниях, в которых активно внедряются системы управления промышленной
безопасностью и системы производственного контроля, отмечается благоприятная
ситуация с состоянием промышленной безопасности, аварийностью и травматиз-
мом. На этих предприятиях созданы штатные службы производственного контроля.
К ним, к примеру, по отчетам за 2013 г., относятся 5 предприятий, поднадзорные
Приокскому управлению Ростехнадзора (ОАО «НАК «Азот», ОАО «Щекиноазот»,
ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск», ОАО «Пластик», ООО «Новомосковский
хлор»), 11 предприятий, подконтрольных Западно-Уральскому управлению Ростех-
надзора (ОАО «Минеральные удобрения», ОАО «ГалоПолимер Пермь», ООО «Ново-
гор-Прикамье», ОАО «Камтэкс-Химпром», ОАО «Сорбент», ОАО «Березниковский
содовый завод», ОАО «Пермский мясокомбинат» ОАО «Пермалко», ОАО «Мета-
фракс», филиал «Азот» ОАО «ОХК «УРАЛХИМ»).
На предприятиях водоподготовки, эксплуатирующих крупные склады жидкого
хлора, также разработаны и внедрены системы управления промышленной безопас-
196
ностью, например: МУП «Производственное объединение водоснабжения и водо-
отведения», г. Челябинск (Уральское управление Ростехнадзора).
На небольших предприятиях за организацию и осуществление производствен-
ного контроля назначены приказами ответственные лица.
Поднадзорные организации в установленные сроки представляют отчеты
о производственном контроле в территориальные органы Ростехнадзора.
Вместе с тем в условиях функционирования ОПО с малой численностью обслу-
живающего персонала в организациях, имеющих небольшой общий штат работни-
ков, работа по осуществлению производственного контроля не в полной мере соот-
ветствует требованиям. Организация работы на данных ОПО требует дальнейшего
совершенствования, в том числе в плане методического обеспечения.
В отчетный период Енисейским управлением проведены плановые проверки ор-
ганизации производственного контроля в организациях ОАО «Группа Илим» фили-
ал, ООО «Иркутский хладокомбинат», ООО «Ангарский завод строительных мате-
риалов», ООО «Ангарский азотно-туковый завод», ОАО «Усолье — Сибирский хим-
фармзавод», ООО «Сибхимпром», ОАО «ПО «Усольмаш», ФКУ комбинат «Лена»,
ООО «Братскводсистема».
В ходе проверок выявлено более 10 нарушений требований правил организации
и осуществления производственного контроля, которые отражены в предписаниях
и устраняются в установленные сроки.
В 2013 г. поднадзорными предприятиями проведены работы по перерегистрации
химически опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО в
зависимости от класса опасности объектов.
Экспертиза промышленной безопасности является эффективным инструментом
в повышении промышленной безопасности ОПО (с учетом изношенности основ-
ных фондов) и позволяет проводить анализ возможных причин и факторов, способ-
ствующих возникновению и развитию аварийных ситуаций; прогнозирование по-
следствий аварий и на базе этого разработку превентивных мероприятий по повы-
шению безопасности эксплуатации ОПО.
Объем и качество выполненных экспертных оценок состояния промышленной
безопасности обеспечивает получение достоверных данных о техническом состо-
янии производственных объектов, что подтверждается результатами контрольно-
надзорной работы территориальных органов Ростехнадзора. При этом количество
проведенных экспертиз промышленной безопасности за последние годы стабили-
зировалось, большинство из них проводятся по техническому диагностированию
технических устройств в целях определения остаточного ресурса эксплуатации тех-
нологического оборудования и трубопроводов.
В 2013 г. территориальными органами Ростехнадзора рассмотрено 31 013 заклю-
чений экспертиз промышленной безопасности, выполненных на предприятиях хи-
мического комплекса. Из них утверждено 29 314, отказано в утверждении 1699 за-
ключений (что составляет более 5 %).
Общими характерными недостатками, установленными при регистрации заклю-
чений экспертизы промышленной безопасности в отчетный период, являются не-
соответствие оформления документации требованиям НТД (45 %), невыполнение
установленного объема работ, предусмотренных программами проведения экспер-
тизы промышленной безопасности (30 %), несоответствие объема проведенных ра-
бот разработанным методикам обследования (25 %).
197
Наибольшее число отказов в утверждении заключений экспертиз промышлен-
ной безопасности было в Центральном управлении (359), Нижне-Волжском управ-
лении (203), Приволжском управлении (223), Уральском управлении (131), Енисей-
ском управлении (129).
В целом объем и качество выполненных экспертных оценок состояния про-
мышленной безопасности обеспечивают получение достоверных данных
о техническом состоянии химически ОПО.
Организации, эксплуатирующие ОПО, осуществляли страхование риска ответ-
ственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО, договоры страхования за-
ключаются своевременно и пролонгируются в установленном порядке.
Вместе с тем в 2013 г. поднадзорной Западно-Уральскому управлению органи-
зацией — Пермский филиал ФГУП РНЦ «Прикладная химия» своевременно не
проведено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение
вреда в результате аварии или инцидента на ОПО (срок действия договора истек
23 января 2013 г.). В отношении Пермского филиала ФГУП РНЦ «Прикладная хи-
мия» возбуждено административное дело в соответствие с Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление о
наложении административного штрафа на сумму 500 тыс. руб.
По информации территориальных органов Ростехнадзора в 2013 г. химически
опасные объекты в основном в достаточной мере защищены, их охрану и оборону
осуществляют как подразделения войсковых частей и МВД России, так и специа-
лизированные охранные организации.
Так, в ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» филиал «Балтика-Пикра» (под-
надзорно Енисейскому управлению) территория ОПО ограждена металлическим ог-
раждением, выполненным из листов металлопрофиля высотой 3 м, усиленного по-
верху колючей проволокой. Охрана объектов от возможных противоправных дей-
ствий и пропускной режим осуществляется силами охранного предприятия ООО
«АН-Секьюрити» на основании договора. По периметру территории установлены
11 камер видеонаблюдения, просматривается весь периметр без мертвых зон.
На химически опасных объектах разрабатываются меры по предотвращению по-
стороннего несанкционированного вмешательства в ход технологических процессов
по противодействию террористическим проявлениям и защите объектов.
По информации территориальных органов Ростехнадзора ужесточен пропускной
режим, запрещен пронос подозрительных и объемных вещей.
На отдельных химически опасных объектах въезд на объекты круглосуточно
фиксируется видеокамерами. Работники подрядных организаций пропускают-
ся по спискам, утвержденным руководителями предприятий. Помещения, в ко-
торых нет постоянного присутствия персонала, закрываются и контролируются
при обходах.
На предприятиях организованы связь и взаимодействие (на случай непредвиден-
ных обстоятельств — внезапного нападения террористов) с органами ФСБ, МВД,
МЧС России, пожарными подразделениями, медицинскими учреждениями как в по-
рядке заключения договоров, так и в оперативном порядке с использованием как те-
лефонной связи, так и мобильной радио связи через диспетчерские службы и дежур-
ный персонал.
На химически опасных объектах реализуются комплексные мероприятия
по защите химически опасных производственных объектов от проникновения по-
198
сторонних лиц. Выполнение на предприятиях графиков проведения учебно-тре-
нировочных занятий с персоналом по ликвидации аварийных ситуаций, наличие
средств индивидуальной и коллективной защиты персонала, средств пожаротуше-
ния также повышают противоаварийную устойчивость опасных производственных
объектов.
Проверки состояния разработки и выполнения мероприятий по защищенности
объектов от проявлений терроризма территориальными органами Ростехнадзора
проводятся регулярно в объеме целевых и комплексных обследований.
Существенные недостатки в вопросах охраны и пропускного режима выявлены
на предприятиях, осуществляющих эксплуатацию аммиачно-холодильных уста-
новок, поднадзорных Приволжскому управлению (ОАО «Холод», ОАО «Казан-
ский жировой комбинат», ОАО «Маргаушский молочный завод», ООО «Молоч-
ное дело — Алатырь», ОАО «ПРОСТО МОЛОКО», расположенные в Республике
Татарстан).
В 2013 г. территориальные органы Ростехнадзора провели 4665 (в 2012 г. — 3851)
проверок предприятий химического комплекса, по результатам которых выданы
предписания к устранению нарушений требований промышленной безопасно-
сти, составляющих 18 234 (в 2012 г. — 22 255). За нарушение законодательства, тре-
бований нормативных документов промышленной безопасности, обеспечиваю-
щих промышленную безопасность, назначено административных наказаний 1692
(в 2012 г. — 1779). Общая сумма взысканных штрафов составила 83 214 тыс. руб. (в
2012 г. — 104 302 тыс. руб.).
Анализ выявленных нарушений требований промышленной безопасности на
указанных предприятиях показал, что большая часть нарушений связана с нару-
шениями при эксплуатации технологического оборудования (в том числе динами-
ческого и технологических трубопроводов), средств контроля, управления и про-
тивоаварийной защиты и автоматики, при ведении взрывоопасных и химически
опасных технологических процессов. При этом подавляющаяся часть нарушений
связана с обращениями опасных веществ, обладающих механизмом остронаправ-
ленного действия.
Достигнутый уровень эффективности надзорной деятельности и снижение уров-
ня аварийности обеспечивался повышением требовательности инспекторского со-
става к нарушителям требований промышленной безопасности на подконтрольных
объектах, а также постоянным систематическим контролем инспекторским соста-
вом выполнения выданных территориальными органами Ростехнадзора предписа-
ний в установленные сроки.
Так, в 2013 г. полностью устранены нарушения на объектах ОАО «Череповецкий
Азот», ОАО «Аммофос», ООО ПК «Агро-Череповец», ООО «Балаковские минераль-
ные удобрения», ОАО «Апатит», ОАО «Дорогобуж», отмеченные в предписаниях
Ростехнадзора в 2011 г.
Противоаварийная устойчивость поднадзорных химических предприятий обес-
печивается комплексом соответствующих организационно-технических мероприя-
тий: использованием автоматических систем управления технологическими процес-
сами, регулярным контролем содержания опасных веществ в воздухе рабочей зоны,
разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации аварийных ситу-
аций, проведением профилактической работы, учебных тревог, наличием на пред-
приятиях нештатных аварийно-спасательных формирований.
199
Анализ хода мероприятий свидетельствует о том, что работа, проводимая под-
надзорными предприятиями и объектами в части обеспечения сил и средств, не-
обходимых для локализации и ликвидации аварий, позволяет обеспечить должный
уровень готовности производственного персонала к ликвидации возможных ава-
рийных ситуаций.
Поднадзорные предприятия химического профиля в зависимости от классов
опасности эксплуатируемых химически опасных производственных объектов име-
ют собственные газоспасательные формирования или заключают договоры на их
обслуживание. Крупные организации (объекты I и II классов опасности), как пра-
вило, имеют штатные формирования газоспасателей, которые оснащены специаль-
ной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом и материалами.
В каждом структурном подразделении предприятий химического комплекса из
числа их работников созданы нештатные аварийно-спасательные формирования
(НАСФ), которые могут участвовать в ликвидации аварийных ситуаций в соответ-
ствии с ПЛА.
Для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, пре-
дупреждения аварий и ликвидации их последствий на предприятиях все рабочие и
инженерно-технические работники, непосредственно занятые ведением техноло-
гического процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах, проходят об-
учение и отработку практических навыков для освоения технологического процес-
са и системы управления, пуска, плановой и аварийной остановки в типовых и спе-
цифических нештатных и аварийных ситуациях.
В 2013 г. учебно-тренировочные занятия (тренировки) с производственным пер-
соналом проводились ежемесячно по годовым графикам, утверждаемым руково-
дителями организаций, эксплуатирующих химически опасные производственные
объекты.
Так, на ОПО ОАО «Акрон» (поднадзорно Северо-Западнму управлению) прове-
дено более 12 учебных тревог со сменным производственным персоналом по пози-
циям оперативной части ПЛА (цеха метанола, азотной кислоты, формалина и кар-
бамидных смол, биологических очистных сооружений, производство аммиака).
В организациях, поднадзорных Западно-Уральскому управлению Ростехнадзо-
ра, в 2013 г. планировались и проводились учебные тренировки в целях обучения
персонала и проверки действий руководящего состава. На объектах ООО «Сода-
хлорат» проведено 9 учебных тренировок, а также комплексное учение совмест-
но с органами МВД России, МЧС России, ФСБ России и органами местного са-
моуправлении. В ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» филиал «Азот» в технологических це-
хах проведено 32 учебные тренировки по планам ликвидации аварий. На объектах
ОАО «Завод минеральных удобрений КЧХК» и ООО «ГалоПолимер Кирово-Че-
пецк» (г. Кирово-Чепецк) в соответствии с планами-графиками проведено по
12 учебных тревог по ПЛАС.
Западно-Уральское управление в Пермском крае в октябре 2013 г. при-
нимало участие в совместных с комиссией РСЧС Пермского края учениях
на опасных производственных объектах аммиачной холодильной установки
ОАО «САН ИнБев» (г. Пермь).
Организации, имеющие небольшую численностью производственного персона-
ла (к примеру, аммиачно-холодильные установки), заключают договоры на обслу-
живание с государственной противопожарной службой МЧС России.
200
На предприятиях химического комплекса созданы резервы финансовых средств
и материальных ресурсов.
Вместе с тем при проверках в 2013 г. территориальными органами Ростехнадзора
выявлено, что в ряде предприятий не заключены договоры на обслуживание с про-
фессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и нет
в наличии собственных ГСФ (на предприятии Пермский филиал ФГУП «Россий-
ский научный центр «Прикладная химия»).
К проблемным вопросам функционирования профессиональных аварийно-спа-
сательных служб и формирований, обслуживающих поднадзорные предприятия и
объекты, следует отнести недостаточное оснащение аварийно-спасательными и
средствами и оборудованием, в первую очередь это касается нештатных аварийно-
спасательных формирований.
Согласно отчетам территориальных органов Ростехнадзора, декларирование
опасных производственных объектов в 2013 г. проходило удовлетворительно и связа-
но было с пересмотром деклараций промышленной безопасности на предприятиях
химического комплекса в установленные сроки, а также с выполнением организа-
циями химического комплекса мероприятий, указанных в декларациях безопасно-
сти, направленных на повышение уровня промышленной безопасности химически
опасных производственных объектов.
В 2013 г. на объектах химического комплекса разработано более 20 деклараций
промышленной безопасности, которые зарегистрированы в установленном по-
рядке. Вместе с тем имели место отклонения в регистрации отдельных деклараций
промышленной безопасности, в виду отсутствия в них заключений МЧС России,
к примеру, ОАО «ФосАгро-Череповец», Вологодская область (Северо-Западное
управление), ООО «Метадинеа», Московская область (Центральное управление),
ЗАО «Челныводоканал», Республика Татарстан (Приволжское управление).
Процедура лицензирования ОПО позволяет реально влиять на состояние их про-
мышленной безопасности и дает возможность не допустить к деятельности на опас-
ном производственном объекте профессионально неподготовленные организации.
В целом практика лицензирования показывает, что наличие лицензий дисципли-
нирует организации, повышает персональную ответственность руководителей ор-
ганизаций в решении технических вопросов, направленных на модернизацию обо-
рудования и технологических процессов.
В 2013 г. территориальными органами Ростехнадзора предоставлено 165 лицензий
на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов химического комплекса, переоформлено 189 лицензий на эксплуатацию
взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов химиче-
ского комплекса, отказано в предоставлении лицензий 38 организациям, эксплуати-
рующим взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты.
В 2013 г. процедуры приостановления действия лицензий на эксплуатацию взры-
вопожароопасных и химически опасных производственных объектов химического
комплекса территориальными органами Ростехнадзора не осуществлялись и соот-
ветственно аннулирования лицензий по решению суда не зарегистрировано.
Проверка лицензионных требований и условий также является важным элемен-
том управления промышленной безопасностью и сильным рычагом понуждения
предприятий к выполнению требований законодательства в области промышлен-
ной безопасности.
201
В 2013 г. территориальными органами Ростехнадзора проведено 328 проверок со-
блюдения лицензионных требований и условий объектов химического комплекса,
при этом выявлено 1137 нарушений лицензионных требований. Общая сумма на-
ложенных административных штрафов составила 4399 тыс. руб.
К числу основных нарушений относятся такие, как: невыполнение организаци-
ями, эксплуатирующими взрывопожароопасные и химически опасные производ-
ственные объекты химического комплекса, лицензионных требований, предусмо-
тренных Положением о лицензировании взрывопожароопасных и химически опас-
ных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Так, в июне 2013 г. при проведении лицензионных проверок Западно-Уральским
управлением Ростехнадзора установлено, что Пермский филиал ФГУП «Россий-
ский научный центр «Прикладная химия» (г. Пермь) осуществляет лицензируемый
вид деятельности без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химиче-
ски опасных производственных объектов I, II и III классов опасности ввиду того,
что истек срок действия существующей лицензии, не переоформленной в установ-
ленном порядке. При этом Пермский филиал ФГУП РНЦ «Прикладная химия» не
устраняет в установленные сроки нарушения, указанные в предписаниях, ранее вы-
данных Западно-Уральским управлением Ростехнадзора (например, Предписание от
31 октября 2012 г. № 2815/П, по которому из 14 выявленных нарушений в установ-
ленный срок выполнен 1 пункт). По результатам проверки в отношении юридиче-
ского лица Пермский филиал ФГУП РНЦ «Прикладная химия» заведено админис-
тративное дело, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях
Российской Федерации, вынесено постановление о наложении административно-
го штрафа на сумму 700 тыс. руб. Вместе с тем на ОПО Пермского филиала ФГУП
РНЦ «Прикладная химия) хранятся более 100 т жидких отходов, представляющих
собой смесь дифторангидридов перфторциклогександикарбоновой кислоты (ДФА
ПФЦГДКК), относящихся ко 2-му классу опасности.
На основании анализа результатов проведенной территориальными органами
надзорной работы установлено, что на поднадзорных объектах не происходит тре-
буемого внедрения новых высокоэффективных и безопасных технологий, все еще
медленно происходит замена технических устройств (оборудования, средств контр-
оля и автоматики, противоаварийной защиты, электрооборудования и других), от-
работавших нормативный срок службы, на новые и более эффективные (в большин-
стве случаев по результатам проведенных экспертиз промышленной безопасности
принимается решение о продлении срока эксплуатации).
Основными проблемами, связанными с обеспечением промышленной безопас-
ности, является частая смена собственников (руководителей и специалистов), не-
эффективность работы служб производственного контроля, значительный износ
основных производственных фондов, недостаточное финансирование программ по
техническому перевооружению и модернизации действующих производств. Под-
тверждением этому являются результаты проверок крупных предприятий по про-
изводству минеральных удобрений.
Реализация мер по обеспечению химической безопасности ОПО нацелена пре-
жде всего на решение проблем, связанных с обеспечением защищенности жизнен-
но важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных
объектах, и последствий указанных аварий. Основные подходы к снижению хими-
ческой опасности многочисленных объектов базируются на принципах естествен-
202
ной безопасности, присущей самим объектам, а также за счет уменьшения объемов
опасных веществ, замены веществ менее опасными, использования веществ в ме-
нее опасном агрегатном состоянии, проектирования объектов с наименьшим уров-
нем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воз-
действиям, внедрения современных средств защиты, контроля и противоаварий-
ной устойчивости.
Также к основным способам обеспечения химической безопасности производст-
венного персонала ОПО относятся: предупреждение аварийных ситуаций, органи-
зация защиты производственного персонала, снижение последствий происшедших
аварий, связанных с воздействием опасных веществ, а также консервация и (или)
ликвидация химически опасных производственных объектов.
С этой целью в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных развитием сис-
тем водоснабжения и канализации города Москвы на Западной станции водоподго-
товки МГУП «Мосводоканал» (поднадзорна Межрегиональному технологическому
управлению) введены в эксплуатацию технологические линии по обеззараживанию
воды с использованием гипохлорита натрия, в целях исключения из обращения вы-
сокотоксичного жидкого хлора. При этом сокращены перевозки жидкого хлора же-
лезнодорожным транспортом по территории Московского региона, обеспечено повы-
шение надежности и безопасности систем водоснабжения, снижены риски возникно-
вения чрезвычайных ситуаций. Завершены работы по переводу технологии Северной
и Рублевской станций водоподготовки также на использование гипохлорита натрия.
Перспективный и более безопасный мембранный метод по производству товар-
ного жидкого хлора внедряется ООО «РусВинил», Нижегородская область (поднад-
зорно Волжско-Окскому управлению), при строительстве комплекса по производ-
ству поливинилхлорида (ПВХ), в состав которого входят технологические линии
производства хлора и каустической соды методом мембранного электролиза, произ-
водства мономера винилхлорида, производств эмульсии и суспензии поливинилх-
лорида. При этом помимо строительства основного производства строятся и рекон-
струируются вспомогательные установки, а также объекты инфраструктуры (к при-
меру, установка разделения воздуха, подъездные железнодорожные пути, очистные
сооружения, объекты ТЭЦ).
На объектах ВОАО «Химпром» в г. Волгограде (поднадзорно Нижне-Волжско-
му управлению) осуществляется ряд организационно-технических мероприятий по
остановке, консервации и ликвидации объектов ВОАО «Химпром» с учетом мораль-
ного и физического износа технологического оборудования, зданий, сооружений,
инженерно-технической и транспортной инфраструктуры, в аспекте процессов ре-
структуризации предприятия (в том числе производств неорганических хлоросодер-
жащих соединений, цианистого бензила, а также накопителя сточных вод «Белое
Море»). С учетом необходимости устранения нарушений промышленной безопас-
ности по предписаниям Ростехнадзора ВОАО «Химпром» разработана программа
мероприятий по повышению промышленной безопасности на ОПО в целях недо-
пущения аварий, техногенных катастроф и иных событий, рассчитанная на крат-
косрочный и среднесрочный периоды.
Реализуются меры по реструктуризации технологических и инфраструктурных
производств на ОАО «Байкальский ЦБК» (Иркутская область), вплоть до поэтап-
ной ликвидации предприятия, которое приостановило свою деятельность в сентя-
бре 2013 г.
203
В 2013 г. на аммиачно-холодильных установках мясной и молочной промышлен-
ности осуществлялись мероприятия по снижению их аммиакоемкости.
Так, в организации ОАО «Апатитский молочный комбинат» (Мурманская об-
ласть) система непосредственного охлаждения переведена на фреон, в организации
ОАО «Боровичский молочный завод» (Архангельская область) осуществили пере-
ход с хладоагента аммиак на гипохлорит натрия. Аммиачно-холодильная установка
ОАО «Новгородский хладокомбинат» (Новгородская область) снята с регистрации
в государственном реестре ОПО ввиду ее ликвидации.
В установленном порядке ликвидированы АХУ в организациях ЗАО «Приазов-
ская Бавария» (г. Ейск, Краснодарский край) и ООО «Нестле Кубань» (г. Тимашевск,
Краснодарский край).
В ООО «Усольехимпром» в Иркутской области (поднадзорно Енисейскому управ-
лению) в связи с нерентабельностью производств законсервированы ОПО площа-
док ацетиленовой и хлорной групп, консервация объектов проведена с соблюдени-
ем требований промышленной безопасности.
В МУП Тепловые сети в г. Зеленогорске Красноярского края на насосно-филь-
тровальной станции осуществлен переход на обеззараживание воды комбинирован-
ным дезинфектантом «Диоксид хлора и хлор», получаемым на установках типа «ДХ-
100». Хлор со склада хлора удален.
Произведен монтаж аппаратов нейтрализации аварийных выбросов хлора
и систем защитной водяной завесы хлораторных островов Татышев и Нижне-Ата-
мановский (Красноярский край).
В ООО «Краснокаменские энергосети» в Красноярском крае склад хлора
с хлораторной водоочистной станции и хлораторная станция очистных сооружений
и канализации переведены на альтернативный метод обеззараживания воды с при-
менением установок «Аквахлор-500» и «Аквахлор-100» соответственно.
В целях перехода с аммиака на фреон реализованы проекты по техническому пе-
ревооружению на объектах ООО «Синтез ОКА» (г. Дзержинск Нижегородской обла-
сти) системы холодоснабжения второго цеха этаноламинов и цеха гербицида на объ-
ектах ЗАО «Химсорбент» (г. Дзержинск, Нижегородская область) системы холодо-
снабжения площадки производства метилдиэтаноламина и ацетатов этиленгликоля.
В МУП «Астрводоканал» в г. Астрахани в 2013 г. проведены работы по строитель-
ству системы ультрафиолетового обеззараживания сточных вод на Северных очист-
ных сооружениях канализации (СОСК) в целях прекращения использования амми-
ака в качестве хладагента.
На предприятиях, эксплуатирующих химически опасные производственные объ-
екты, подлежащие декларированию (объекты I и II классов опасности), внедрены
(внедряются) системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), посред-
ством которых осуществляется непрерывный процесс воздействия на промышлен-
ную безопасность, направленный на предупреждение, предотвращение и ликвида-
цию аварий и инцидентов, а также травмирования работников ОПО. При этом в
крупных химических холдингах (к примеру, ОАО «ОХК «УРАЛХИМ», ОАО «МХК
«ЕвроХим») разработаны СУПБ, которые являются общими для всех предприятий
химических холдингов.
Согласно отчетов территориальных управлений Ростехнадзора СУПБ разра-
ботаны на химически опасных производственных объектах ООО «Сода хлорат»,
ОАО «ОХК «УРАЛХИМ» филиал «Азот» ОАО «Соликамскбумпром (Западно-Ураль-
204
ское управление Ростехнадзора), ОАО «КуйбышевАзот» (Средне — Волжское управ-
ление Ростехнадзора), ОАО «НАК «Азот» (Приокское управление Ростехнадзора).
На предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности и других СУПБ
являются составной частью систем управления охраны труда и производственно-
го контроля, к примеру, филиал «Молочный комбинат «Пермский» ОАО «Компа-
ния ЮНИМИЛК (г. Пермь), ОАО «САН ИнБев» филиал (г. Пермь), ОАО «Сорбент»
(г. Пермь), ОАО «Соликамский завод «Урал» (г. Соликамск), ОАО «Пермский хладо-
комбинат «Созвездие» (г. Пермь), ОАО «Пермский маргариновый завод» (г. Пермь).
Проблемы, связанные с вопросами промышленной безопасности при эксплу-
атации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и лик-
видации химически опасных производственных объектов, а также применения пе-
редовых технических норм объектов химического комплекса, требуют постоянного
контроля и надзора со стороны инспекторского состава территориальных органов
и отраслевых управлений центрального аппарата Ростехнадзора.
Основными направлениями работы по совершенствованию надзора за пред-
приятиями химического комплекса являются повышение уровня промышленной
безопасности на химически опасных производственных объектах, поддержание на
прежнем уровне, а в дальнейшем снижение степени риска возникновения аварий-
ных ситуаций за счет:
повышения эффективности надзорной, контрольной и разрешительной деятель-
ности с сочетанием статистического и аналитического подходов и качественными
оценками результативности (приоритетно, в части объектов I и II классов опасности);
совершенствования работы по ведению базы данных и контрольно-наблюдатель-
ных дел по подконтрольным предприятиям;
расширения опыта научного подхода к проблемам промышленной безопасности
химически опасных производственных объектов, в части организации по расчету и
анализу степени риска;
повышения эффективности воздействия территориальных органов на службы
производственного контроля и системы управления промышленной безопасности
на подконтрольных предприятиях химического комплекса;
контроля за ходом выполнения инвестиционных программ, по модернизации
и (или) реконструкции объектов, разработанных с учетом финансовой и организа-
ционной поддержки местных органов власти, по вопросам безопасности (в преде-
лах компетенции);
контроля за фактическим исполнением планов, программ, графиков по обеспече-
нию промышленной безопасности предприятий химического комплекса и перспек-
тив развития и внедрения современных технологий на химически опасных производ-
ственных объектах (в том числе по замене физически изношенного оборудования и
морально устаревших технологий, позволяющих уменьшить объемы используемых
опасных химических веществ, а также применять менее опасные химические веще-
ства и (или) вещества в менее опасном состоянии).
2.2.14.2. Предприятия оборонно-промышленного комплекса
К ОПО предприятий оборонно-промышленного комплекса относятся:
объекты по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (УХО);
объекты, связанные с производством взрывчатых веществ, порохов, ракетных то-
плив и изделий их содержащих;
205
предприятия и объекты, связанные со снаряжением и промышленной утилиза-
цией боеприпасов, ракет и их составных частей;
предприятия и объекты Роскосмоса.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса в наибольшем количестве
размещены в следующих субъектах Российской Федерации: Республиках Татарстан
и Башкортостан, Алтайском и Пермском краях, Московской, Ленинградской, Че-
лябинской, Амурской, Свердловской, Новосибирской, Тульской, Нижегородской,
Самарской и Брянской областях, что налагает особую ответственность на админист-
рации указанных регионов и соответствующие ведомства (управляющие компании).
Общее количество предприятий оборонно-промышленного комплекса, эксплу-
атирующих ОПО, составляет более 350, основная часть которых относится к веде-
нию Минпромторга России, Минобороны России, ГК «Ростехнологии», ГК «Роса-
том», Роскосмоса.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 22-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской
Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 33333 ча-
сти второй Налогового кодекса Российской Федерации» большая часть предприятий
оборонно-промышленного комплекса провела идентификацию и перерегистрацию
ОПО с присвоением им соответствующих классов опасности.
Общее количество ОПО оборонно-промышленного комплекса составляет 487,
из которых 47 — объекты по безопасному хранению и уничтожению химического
оружия (I класс опасности — 15 ОПО; II класс опасности — 6 ОПО; III класс опас-
ности — 17 ОПО; IV класс опасности — 9 ОПО).
На ОПО оборонно-промышленного комплекса I класса опасности установлен
режим постоянного государственного надзора, предусматривающий проведение ор-
ганами Ростехнадзора мероприятий по контролю за соблюдением предприятиями,
эксплуатирующими ОПО чрезвычайно высокой опасности, обязательных требова-
ний при их эксплуатации.
Контрольно-надзорные мероприятия за состоянием промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов предприятий оборонно-промышленного
комплекса, их безопасной эксплуатацией в 2013 г. проводились в направлении ак-
тивизации работ предприятий по техническому перевооружению и модернизации
действующих и создание новых экономически эффективных и экологически без-
опасных производств.
В этой связи остается нерешенным проблемный вопрос о повышении эффектив-
ности деятельности Федерального казенного предприятия (ФКП) «Казанский госу-
дарственный казенный пороховой завод», а также оценки дальнейших перспектив
его развития. Основные направления работ по повышению эффективности деятель-
ности предприятия основаны на выводе людей из опасной зоны (ФКП «Казанский
государственный казенный пороховой завод» располагается на территории горо-
да Казани), техническом перевооружении производства пироксилиновых порохов,
создании комплекса по изготовлению новых форм целлюлозного сырья, модерни-
зации (восстановлении) изношенного оборудования, строительных конструкций и
коммуникаций основных производств.
В рамках реализации мероприятий программы «Национальная система химиче-
ской и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2014 годы)», в
206
том числе по переработке взрывчатых веществ военного и промышленного произ-
водства:
на ФКП «Алексинский химический комбинат» (Тульская область) осуществля-
ются организационно-технические мероприятия, касающиеся неотложных работ
по ликвидации опасных объектов;
на ФГУП Производственное объединение Красноярский химический комбинат
«Енисей» (г. Красноярск) реализуются меры по ликвидации объектов, содержащих
химически опасные вещества, в том числе диоктилфтолат;
на Режевском химическом заводе (Свердловская область) завершены отдельные
этапы работ по выведению из эксплуатации опасных объектов.
В 2013 г. на опасных производственных объектах оборонно-промышленного ком-
плекса было зарегистрировано 2 аварии и 3 несчастных случая со смертельным ис-
ходом (в 2012 г. зафиксирована 1 авария, несчастных случаев со смертельным исхо-
дом не зарегистрировано) (табл. 78, 79).
Таблица 78
Распределение аварий по объектам за 2011-2013 гг.
Объекты
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Уничтожение химического оружия
Оборонно-промышленный комплекс
1
2
Таблица 79
Распределение травматизма по объектам за 2011-2013 гг.
Объекты
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Уничтожение химического оружия
1
Оборонно-промышленный комплекс
3
30 января 2013 г. в кабине № 3 здания 202 ОАО «Красноармейский НИИ Меха-
низации» (ОАО «КНИИМ») г. Красноармейска Московской области (поднадзорно
Центральному управлению) произошла авария в виде взрыва и несчастный случай
со смертельным исходом (прессовщик спец. изделий 6-го разряда).
После выполнения операции распрессовки очередного изделия прессовщик во-
шел в кабину с гидравлическим прессом для выполнения операции извлечения под-
дона из корпуса боеприпаса, наполненного взрывчатым веществом (ОМА).
Через несколько минут в кабине произошел хлопок.
Причиной аварии явился взрыв наполненного взрывчатым веществом корпуса
боевой части изделия в составе сборки для извлечения поддона.
Технической причиной аварии (взрыва) явилось механическое воздействие на
взрывчатое вещество при инерционном перемещении поддона.
В качестве организационных причин аварии определено:
нарушение требований технологической и конструкторской документации (ра-
боты проводились не на определенном для этой операции рабочем месте);
недостатки в осуществлении производственного контроля.
В результате аварии в кабине № 3 здания 202 ОАО «КНИИМ» разрушена вышиб-
ная поверхность, частично повреждены оборудование и прессинструмент.
Экономический ущерб составил 490 179 руб.
207
30 мая 2013 г. в филиале Федерального бюджетного учреждения «Федеральное
управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия» прои-
зошел несчастный случай со смертельным исходом.
При выполнении работ по промывке опорожненной емкости объемом 63 м3 для
гидроокиси калия через люк при помощи шланга с водой аппаратчиками было при-
нято решение об удалении оставшегося осадка механическим путем внутри емкости.
Аппаратчик, надев фильтрующий противогаз и комплект Л-1, спустился в ем-
кость. Второй аппаратчик, находящийся снаружи, через 2-3 минуты услышал звук
из емкости и вызвал смену газоспасательной группы и дежурную группу медицин-
ской санитарной части.
Дежурная группа газоспасателей вытащила пострадавшего из емкости, дежурной
группой медицинской санитарной части после проведения реанимационных меро-
приятий был констатирован факт смерти.
Согласно экспертному заключению учреждения здравоохранения, аппарат-
чик, находясь в замкнутом пространстве емкости и передвигаясь в ней, наткнулся
на вертикально установленную трубу уровнемера, отчего получил повреждения —
ссадину в лобной части головы и закрытую черепно-мозговую травму, после чего
он упал на стенку емкости, где от пониженного парциального давления кислоро-
да в окружающей среде получил механическую асфиксию, которая явилась при-
чиной смерти.
По результатам технического расследования причинами несчастного случая явились:
неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии
контроля со стороны должностных лиц, ответственных за безопасное ведение работ;
нарушение работником технологической инструкции и дисциплины труда, вы-
разившееся в самостоятельном принятии решения о проведении чистки емкости со
спуском во внутреннее пространство емкости без согласования с руководством, без
прохождения им подготовки и обучения для проведения данного вида работ, без не-
обходимых средств защиты и без оформления наряда-допуска.
24 октября 2013 г. в здании 910 цеха № 20 ФКП «Казанский государственный ка-
зенный пороховой завод» (ФКП «КГКПЗ»), г. Казань (подконтрольно Приволжско-
му управлению Ростехнадзора), произошла авария в виде пожара.
Авария произошла при ведении технологического процесса по производству ни-
троэмали марки НЦ-132.
Аппаратчики в спецодежде без синтетических волокон начали производить за-
грузку смесителя. Проведя через жидкостный счетчик подачу толуола в количестве
1,2 т, два аппаратчика приступили к засыпке наполнителя — микрокристаллическо-
го сульфата бария из мешков весом 40 кг каждый, изготовленных из полипропиле-
нового волокна. После засыпки второго мешка из загрузочного люка смесителя с
хлопком вырвалось пламя. Старшая аппаратчица быстро закрыла крышку загрузоч-
ного люка, однако пламя было втянуто в воздуховод включенной вытяжной венти-
ляции, что способствовало распространению пожара.
Через два часа пожарными расчетами пожар был ликвидирован.
В результате пожара одна аппаратчица получила ожог пламенем волосистой ча-
сти головы, лица, шеи, обоих предплечий, кистей 1-2-й степеней на площади 10 %
от поверхности тела, термический ожог бровей и ресниц 1-2-й степеней.
Последствия аварии: обгорели электроприводы смесителей, деформировались
(изогнулись) трубопроводы для подачи жидких компонентов, обгорела краска на
208
стенах и потолке помещений, а также на поверхности оборудования, прогорели воз-
духоводы вытяжной вентиляции, сгорели оконные рамы.
Наиболее вероятной причиной аварии явилось неконтролируемое мгновенное
воспламенение паров толуола (паровоздушной смеси) вследствие разряда статиче-
ского электричества, возникшего в результате трения частиц тонкодисперсного по-
рошка сульфата бария о полипропиленовый мешок при пересыпании его в смеси-
тель, или при встряхивании пустого мешка.
На основании изучения технической документации, осмотра места происшест-
вия, опроса очевидцев и должностных лиц, комиссией по техническому расследо-
ванию причин аварии установлено:
образование на внутренней поверхности воздуховода вентиляции из паров то-
луола и пыли горючей пленки, которая воспламенилась после выброса пламени из
загрузочного люка смесителя;
отсутствие герметичности технологических систем, где обращаются ЛВЖ и ГЖ,
и не исключено создание опасных концентраций этих веществ в окружающей сре-
де во всех режимах работы, так как процесс загрузки сульфата бария в смеситель ве-
дется через открытый люк в крышке смесителя ручным способом;
использование для загрузки сульфата бария в смеситель полипропиленовых меш-
ков, обладающих свойством накопления статического электропотенциала на по-
верхности;
неиспользование для загрузки сульфата бария в смеситель воронки с проволоч-
ной сеткой, вставляемой в загрузочный люк, заземленной на корпус смесителя элек-
трическим изолированным проводом;
отсутствие заземленного бункера-накопителя для предварительной загрузки в
него сульфата бария из любого материала упаковочной тары, вне газовоздушной
среды паров, выделяемых ЛВЖ в районе смесителя;
неисправность в здании газовой системы пожаротушения с использованием фре-
она, предусмотренной проектом;
исключение из технологической схемы инертного газа (азота), препятствующего
образованию взрывопожароопасных смесей, предусмотренного проектом;
отсутствие кнопки отключения вентустановок на 2-м этаже здания;
отсутствие в системах вентиляции технических решений, исключающих посту-
пление взрывопожароопасных паров и газов по воздуховодам из одного помеще-
ния здания в другое;
недостаточная эффективность производственного контроля со стороны руковод-
ства и служб ФКП «КГКПЗ» за соблюдением требований промышленной безопас-
ности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Экономический ущерб от аварии ФКП «КГКПЗ» составил 128,8 тыс. руб.
30 октября 2013 г. в блоке 1 здания 080 ФГУП «Завод имени Морозова», Ленин-
градская обл., поселок им. Морозова (поднадзорно Северо-Западному управлению),
произошел групповой несчастный случай со смертельным исходом. Погибли 2 че-
ловека.
Фактически, учитывая обстоятельства аварий и несчастных случаев, произошед-
ших на объектах оборонно-промышленного комплекса, к основным причинам ава-
рийности и травматизма можно отнести недостаточность производственного конт-
роля при эксплуатации опасных производственных объектов и актуализации произ-
водственной документации (проектная документация, технологические регламенты

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..