ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 21

 

 

321
проверок нарушений, а также сведения о привлечении юридических и должност-
ных лиц к административной ответственности.
Рис. 88. Основания для исключения из государственного реестра саморегулируемых
организаций
В целях разъяснения новых требований законодательства с саморегулируемыми
организациями было проведено 7 семинаров.
Кроме этого создана и постоянно пополняется и актуализируется рубрика «Ча-
сто задаваемые вопросы».
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
Цель и направления экспертизы безопасности объектов использования атомной
энергии. Формирование и функционирование системы проведения экспертизы без-
опасности
Экспертиза безопасности (экспертиза обоснования безопасности), выполняемая
в рамках процедуры лицензирования Ростехнадзором видов деятельности в области
использования атомной энергии, проводится с целью оценки соответствия представ-
ленного соискателем лицензии или владельцем лицензии (лицензиатом) (далее — зая-
витель) обоснования безопасности объекта использования атомной энергии (ядерной
установки, радиационного источника, пункта хранения ядерных материалов и радио-
активных веществ, радиоактивных отходов и др.), сведений о его фактическом состоя-
нии, обоснования безопасности заявляемого вида деятельности в области использова-
ния атомной энергии законодательству Российской Федерации, нормам и правилам в
области использования атомной энергии, современному уровню развития науки, тех-
ники и производства. При экспертизе безопасности оценивается полнота предусмо-
тренных заявителем мер технического и организационного характера по обеспечению
ядерной и радиационной безопасности при осуществлении заявленной деятельности.
Необходимость проведения экспертизы безопасности в области использования
атомной энергии определена:
Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии»;
322
Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной
энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от
29 марта 2013 года № 280.
Порядок организации и проведения экспертизы безопасности определен норма-
тивными правовыми актами:
Административным регламентом предоставления федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по
лицензированию деятельности в области использования атомной энергии (утвер-
жден приказом Ростехнадзора от 8 октября 2014 года № 453, зарегистрированным в
Минюсте России от 20 марта 2015 года, рег. № 36496) (далее — Административный
регламент);
Положением о порядке проведения экспертизы безопасности (экспертизы обос-
нования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов де-
ятельности в области использования атомной энергии (утверждено приказом Рос-
технадзора от 21 апреля 2014 года № 160, зарегистрированным Минюстом России
от 23 июля 2014 года, рег. № 33238).
Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии» (ред. от 5 июня 2016 года), в рамках процедуры лицензирования
деятельности в области использования атомной энергии:
при принятии решения о выдаче разрешения (лицензии) на право ведения работ
в области использования атомной энергии или об изменении условий действия раз-
решения (лицензии) проводится экспертиза безопасности (экспертиза обоснования
безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельнос-
ти в области использования атомной энергии (далее — экспертиза безопасности);
экспертиза безопасности организуется Федеральной службой по экологическо-
му, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), являющейся уполномо-
ченным органом государственного регулирования безопасности при использовании
атомной энергии, и проводится в порядке, установленном Ростехнадзором;
предметом экспертизы безопасности является анализ соответствия представлен-
ных соискателем лицензии обоснований безопасности объекта использования атом-
ной энергии и (или) обоснований безопасности видов деятельности в области ис-
пользования атомной энергии, и (или) обоснований фактического состояния объ-
екта использования атомной энергии законодательству Российской Федерации,
нормам и правилам в области использования атомной энергии, современному уров-
ню развития науки, техники и производства.
Экспертиза безопасности проводится экспертными организациями, имеющими
лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертиз безопасности (экспертиз
обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов
деятельности в области использования атомной энергии. Согласно Административ-
ному регламенту информация об экспертных организациях, имеющих соответству-
ющие лицензии Ростехнадзора, размещается на интернет-сайте www.gosnadzor.ru.
Заявители самостоятельно выбирают экспертную организацию из числа имеющих
соответствующие лицензии Ростехнадзора.
Экспертиза безопасности в отношении объектов использования атомной энер-
гии, включенных в перечень объектов, для которых установлен режим постоянно-
го государственного надзора (указанный перечень утвержден распоряжением Пра-
вительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 года № 610-р), и экспертиза
323
безопасности видов деятельности в области использования атомной энергии, осу-
ществляемых эксплуатирующими организациями на объектах постоянного над-
зора, проводится организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора.
На основании Положения об отнесении юридического лица к организации науч-
но-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулиро-
вания безопасности при использовании атомной энергии (утверждено постанов-
лением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 387) к ор-
ганизациям научно-технической поддержки Ростехнадзора отнесены федеральное
бюджетное учреждение «Научно-технический центр по ядерной и радиационной
безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ») и акционерное общество «ВО «Безопасность»
(АО «ВО «Безопасность»).
Экспертизе подлежат представляемые заявителями в Ростехнадзор при пода-
че заявлений на получение лицензий, переоформление лицензий (условий дейст-
вия лицензий) документы, обосновывающие безопасность объектов использования
атомной энергии и (или) заявленных видов деятельности в области использования
атомной энергии и содержащие сведения о фактическом состоянии объектов ис-
пользования атомной энергии. Требования к составу и содержанию этих докумен-
тов установлены Административным регламентом.
Каждая экспертиза безопасности проводится одной из экспертных организаций
по утвержденному Ростехнадзором заданию на проведение экспертизы, включаю-
щему тематические вопросы экспертизы, требования к экспертному заключению и
его представлению в Ростехнадзор, а также перечень документов заявителя, подле-
жащих экспертизе.
К проведению экспертизы не могут привлекаться лица, участвовавшие в разра-
ботке представленных заявителем в Ростехнадзор документов, обосновывающих
обеспечение безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида де-
ятельности в области использования атомной энергии. При наличии в подлежащих
экспертизе документах сведений, составляющих государственную тайну, эксперти-
за этих документов проводится экспертными организациями, имеющими право ра-
боты с такими сведениями.
По результатам экспертизы безопасности экспертная организация составляет
экспертное заключение об обосновании безопасности объекта использования атом-
ной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации, за-
веряется печатью этой организации и направляется в Ростехнадзор, где оценивается
на соответствие требованиям задания на проведение экспертизы, после чего Ростех-
надзор письменно уведомляет экспертную организацию о принятии или об отказе
в принятии экспертного заключения. Датой завершения экспертизы является дата
письменного уведомления Ростехнадзором о принятии экспертного заключения.
Действующая в Ростехнадзоре система экспертизы безопасности представляет
собой совокупность порядка проведения экспертизы, технических экспертов, пра-
вил и критериев оценки, методик и средств, применяемых при экспертизе. Ростех-
надзор осуществляет управление системой экспертизы безопасности посредством:
разработки нормативных документов и руководств по безопасности;
выдачи организациям лицензий на право проведения экспертизы;
регулярной оценки эффективности системы экспертизы безопасности;
организации научных исследований для развития методов экспертизы;
324
организации баз данных по объектам использования атомной энергии;
учета международного опыта проведения экспертиз безопасности.
Состояние экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии,
перспективные направления работ по совершенствованию системы экспертизы без-
опасности объектов использования атомной энергии
Экспертиза безопасности, организованная центральным аппаратом Ростехнадзора
(Управлением по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских
ядерных установок)
В 2017 году экспертизу безопасности проводили следующие экспертные органи-
зации, имеющие лицензии Ростехнадзора на право проведения экспертизы:
ФБУ «НТЦ ЯРБ», г. Москва;
АО ВО «Безопасность», г. Москва;
АО «Агентство надзора за качеством», г. Москва;
АО «НЦ «Техэкспертиза», Нижегородская обл., Богородский район, поселок Бу-
ревестник;
ООО «МАТЭК», г. Обнинск;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва;
ООО «РЭСцентр», г. Санкт-Петербург;
АО «НПО «ЦНИИТМАШ», г. Москва;
ООО «ТК «ОМЗ-Ижора», г. Санкт-Петербург.
Всего было организовано проведение 375 экспертиз безопасности, из которых
346 выполнены ФБУ «НТЦ ЯРБ». Информация об экспертизах безопасности, вы-
полненных ФБУ «НТЦ ЯРБ», представлена ниже.
По видам деятельности 29 экспертиз безопасности, выполненных иными экс-
пертными организациями, распределились следующим образом:
проектирование и конструирование ядерных установок — 8;
проведение экспертизы безопасности ОИАЭ и (или) видов деятельности в обла-
сти использования атомной энергии — 4;
эксплуатация ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов — 13;
вывод из эксплуатации ядерных установок и пунктов хранения ядерных матери-
алов — 0;
использование ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — 0;
конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок — 4.
Экспертиза безопасности, организованная центральным аппаратом Ростехнадзора
(Управлением по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла,
ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов)
В 2017 году экспертизы безопасности проводились следующими экспертными
организациями, имеющими соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ФБУ «НТЦ ЯРБ», г. Москва;
ФГУП ВО «Безопасность», г. Москва;
АО «НЦ «Техэкспертиза», Нижегородская обл., Богородский район, поселок Бу-
ревестник;
ОАО НПО «ЦНИИТМАШ», г. Москва;
ООО «Атомэксперт24», г. Москва;
ООО «ИЦ «Р.А.Н.», г. Санкт-Петербург;
325
ООО «МАТЭК», г. Обнинск, Калужская обл.;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва;
ООО «РЭСцентр», г. Санкт-Петербург;
ООО «Эксперт-Атом», г. Балаково, Саратовская обл.
Всего было организовано проведение 74 экспертиз безопасности, из которых
19 выполнены ФБУ «НТЦ ЯРБ». 55 экспертиз безопасности, выполненных ины-
ми экспертными организациями, распределились по видам деятельности следую-
щим образом:
проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности)
объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области исполь-
зования атомной энергии — 8;
проектирование пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных ве-
ществ, хранилищ радиоактивных отходов — 2;
проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источ-
ников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов — 10;
конструирование оборудования — 5;
эксплуатация пункта хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отхо-
дов — 5;
эксплуатация стационарного объекта для захоронения радиоактивных отходов — 5;
эксплуатация РИ — 3;
эксплуатация пункта хранения ядерных материалов — 1;
эксплуатация ядерных установок — 5;
сооружение пункта хранения — 1;
сооружение ядерных установок — 3;
обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами при произ-
водстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных ма-
териалов и радиоактивных веществ — 13;
обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транс-
портировании — 8;
конструирование и изготовление оборудования для хранилищ радиоактивных
отходов — 1;
конструирование и изготовление оборудования — 2;
использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при прове-
дении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ -4;
вывод из эксплуатации сооружений — 2;
размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных уста-
новок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радио-
активных веществ, хранилищ радиоактивных отходов — 1.
Таким образом, всего в 2017 году центральным аппаратом Ростехнадзора в рам-
ках процедуры лицензирования видов деятельности в области использования атом-
ной энергии была организована 431 экспертиза безопасности.
Экспертиза безопасности в межрегиональных территориальных управлениях по над-
зору за ядерной и радиационной безопасностью
В 2017 году МТУ ЯРБ в рамках предоставления Федеральной службой по эколо-
гическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицен-
зированию в области использования атомной энергии организовывались экспертизы
326
документов, представленных организациями, подавшими заявления на получение
лицензий или на изменение условий действия лицензий (УДЛ). Общее количество
подготовленных 28 экспертными организациями и рассмотренных МТУ ЯРБ экс-
пертных заключений составило 1060.
Экспертиза безопасности в Волжском МТУ ЯРБ
В 2017 году для экспертизы безопасности привлекались следующие экспертные
организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ФБГУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт
Министерства обороны РФ», г. Вольск-18;
ФБУ «НТЦ ЯРБ», г. Москва;
ООО «Инженерный центр Р.А.Н.», г. С.-Петербург;
ООО «РЭСцентр», г. С.-Петербург;
ООО «НЭЦЯТ», г. Н. Новгород;
ООО «ИЦЭС», г. Москва;
ЗАО «НЦ «Техэкспертиза», г. Москва;
ООО «Промтехэксперт», г. Н. Новгород;
АО «НПО «ЦНИИТМАШ», г. Москва;
ООО «Радиационно-Экологический контроль», г. Оренбург;
ООО «Эксперт-Атом», Саратовская область, г. Балаково;
ООО «Уралрэсцентр», г. Екатеринбург;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва.
В 2017 году организовано проведение 168 экспертиз обосновывающих докумен-
тов, представленных для получения лицензии/внесения изменений в УДЛ, в том
числе по видам деятельности:
конструирование оборудования для атомных станций — 30;
проектирование и конструирование оборудования для объектов использования
атомной энергии — 1;
конструирование оборудования для ЯЭУС — 1;
конструирование оборудования для радиационных источников — 3;
конструирование оборудования объектов ядерного топливного цикла — 3;
конструирование оборудования для пунктов хранения — 1;
изготовление оборудования для атомных станций — 34;
изготовление оборудования для ЯЭУС — 2;
изготовление оборудования для объектов ядерного топливного цикла — 4;
изготовление оборудования для радиационных источников — 5;
эксплуатация ядерной установки в части выполнения работ и предоставления
услуг эксплуатирующей организации — 17;
эксплуатация пункта хранения — 3;
сооружение ядерных установок сооружений и комплексов с исследовательски-
ми ядерными реакторами — 1;
эксплуатация ядерных установок сооружений и комплексов с исследовательски-
ми ядерными реакторами — 1;
сооружение ядерных установок в части выполнения работ и предоставления услуг
эксплуатирующей организации — 6;
сооружение радиационного источника: комплексов, в которых содержатся ради-
оактивные вещества, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуати-
рующей организации — 3;
327
эксплуатация радиационного источника — 33;
сооружение пункта хранения — стационарного объекта и сооружения, распо-
ложенного вне территории ядерной установки или радиационного источника — 2;
обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании в части
выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации — 1;
сооружение ядерных установок: сооружений, комплексов, установок с ядерны-
ми материалами, предназначенных для производства, переработки, транспортиро-
вания ядерного топлива и ядерных материалов, в части выполнения работ и предо-
ставления услуг эксплуатирующей организации — 1;
вывод из эксплуатации пункта хранения — 1;
эксплуатация ядерных установок: сооружений, комплексов, установок с ядерны-
ми материалами, предназначенных для производства, переработки, транспортиро-
вания ядерного топлива и ядерных материалов, в части выполнения работ и предо-
ставления услуг эксплуатирующей организации — 1;
сооружение ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов,
в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям, по
монтажу, наладке, техническому обслуживанию, пуско-наладочным работам, вводу
в эксплуатацию и ремонту функциональных систем и комплексов инженерно-техни-
ческих средств физической защиты в области использования атомной энергии — 3;
эксплуатация ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов, радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов,
в части выполнения работ и оказания услуг эксплуатирующим организациям, по
монтажу, наладке, техническому обслуживанию, пуско-наладочным работам, вво-
ду в эксплуатацию и ремонту функциональных систем и комплексов инженерно-
технических средств физической защиты в области использования атомной энер-
гии — 8;
проектирование и конструирование объектов использования атомной энергии
(ядерных установок (атомных станций), радиационных источников, пунктов хра-
нения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных от-
ходов), в части проектирования и конструирования функциональных систем и ком-
плексов инженерно-технических средств физической защиты — 3.
В 2017 году отрицательных экспертных заключений не поступало.
Проблемных вопросов в ходе взаимодействия Волжского МТУ ЯРБ и заявителей
с экспертными организациями не возникало.
Экспертиза безопасности в МТУ ЯРБ Сибири и Дальнего Востока
В 2017 году для экспертиз документов привлекались экспертные организации,
имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
АНО «УТЦ «Безопасность», г. Новосибирск;
АО «НЦ «Техэкспертиза», г. Москва;
ООО «МАТЭК», Калужская обл., г. Обнинск;
ООО «РАДЭК», г. Оренбург;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва;
ООО «РЭСцентр», г. Санкт-Петербург;
ООО «Техэкспертиза», г. Москва;
ООО «Уралрэсцентр», г. Екатеринбург;
ФБУ «НТЦ ЯРБ», г. Москва.
328
В 2017 году было организовано проведение 111 экспертиз безопасности, в том
числе по видам деятельности:
проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источ-
ников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ
радиоактивных отходов — 2;
конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиа-
ционных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных ве-
ществ, хранилищ радиоактивных отходов — 15;
сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиа-
ционных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных ве-
ществ, хранилищ радиоактивных отходов, в части выполнения работ и предостав-
ления услуг в области использования атомной энергии — 48;
эксплуатация радиационных источников — 28;
эксплуатация радиационных источников, в части выполнения работ и предостав-
ления услуг в области использования атомной энергии — 7;
обращение с радиоактивными веществами — 1;
обращение с радиоактивными веществами, в части выполнения работ и предо-
ставления услуг в области использования атомной энергии — 4;
обращение с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами при их
переработке и хранении, в части выполнения работ и предоставления услуг в обла-
сти использования атомной энергии — 1;
обращение с радиоактивными отходами, в части выполнения работ и предостав-
ления услуг в области использования атомной энергии — 3;
использование радиоактивных веществ при проведении НИР и ОКР — 2.
Экспертных заключений, содержащих выводы о том, что безопасность объектов
использования атомной энергии не обеспечена, не поступало.
Экспертиза безопасности в Донском МТУ ЯРБ
В 2017 году экспертизу безопасности проводили выбранные заявителями экс-
пертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «Инженерный центр «Эксперт»», Ростовская обл., г. Волгодонск;
ООО Предприятие по обеспечению работоспособности технологического обо-
рудования «РЕСУРС», г. Воронеж;
ООО «Экспертно-консультационное предприятие «Энергоатом»», г. Воронеж;
ООО «Межотраслевой экспертно-сертификационный, научно-технический и
контрольный центр ядерной и радиационной безопасности (РЭСцентр)», г. Санкт-
Петербург;
ООО «Атомэксперт24», г. Москва;
ООО «РАДИАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ» (ООО «РАДЭК»),
г. Оренбург;
ООО «УРАЛРЭСЦЕНТР», г. Екатеринбург;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва.
В 2017 году Донским МТУ ЯРБ было организовано проведение 91 экспертизы
безопасности, в том числе по видам деятельности:
эксплуатация ядерных установок (блоков атомных станций), в части выполнения
работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации — 18;
эксплуатация ядерных установок (блоков Кольской атомной станции), в части
выполнения работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации — 1;
329
вывод из эксплуатации ядерных установок (блоков атомной станции), в части
выполнения работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации — 7;
сооружение ядерных установок (блоков атомных станций), в части выполнения
работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации — 16;
сооружение ядерных установок (сооружения и комплексы с исследовательскими
ядерными реакторами), в части выполнения работ и предоставления услуг для экс-
плуатирующей организации — 1;
сооружение радиационных источников (комплексов, в которых содержатся ра-
диоактивные вещества), в части выполнения работ и предоставления услуг для экс-
плуатирующей организации — 1;
изготовление оборудования для ядерных установок (блоков атомных станций) — 12;
изготовление оборудования для ядерных установок (блоков Нововоронежской
атомной станции) — 1;
изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников
и пунктов хранения — 1;
изготовление оборудования для ядерных установок (сооружений, комплексов,
установок с ядерными материалами, предназначенных для производства, перера-
ботки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов) — 1;
изготовление оборудования для ядерных установок, пунктов хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов — 1;
конструирование оборудования для ядерных установок (блоков атомных стан-
ций) — 13;
конструирование оборудования для ядерных установок (блоков Нововоронеж-
ской атомной станции) — 1;
конструирование оборудования для ядерных установок (судов и иных плавсредств
с ядерными реакторами, судов атомного технологического обслуживания, содержа-
щих ядерные материалы) — 1;
конструирование оборудования для ядерных установок (сооружений, комплек-
сов, установок с ядерными материалами, предназначенных для производства, пере-
работки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов) — 1;
конструирование оборудования для ядерных установок, пунктов хранения ядер-
ных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов — 1;
проектирование ядерных установок (блоков атомных станций), в части выпол-
нения работ и предоставления услуг для эксплуатирующей организации — 1;
эксплуатация радиационных источников — 12;
обращение с радиоактивными веществами при их транспортировании, в части
выполнения работ и оказания услуг для эксплуатирующей организации — 1.
В 2017 году Донским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора по результатам про-
ведения экспертиз принято одно решение об отказе в выдаче лицензии (по заявле-
нию «ОЭК-Энерготепломонтаж» на получение лицензии на изготовление обору-
дования для ядерных установок (блоков атомных станций). Причина отказа — экс-
пертное заключение содержит выводы о том, что безопасность лицензируемого вида
деятельности не обеспечена и что документы, представленные для получения ли-
цензии и обосновывающие безопасность лицензируемого вида деятельности, не со-
ответствуют законодательству Российской Федерации, требованиям федеральных
норм и правил в области использования атомной энергии.
330
Экспертиза безопасности в Северо-Европейском МТУ ЯРБ
В 2017 году экспертизу безопасности проводили выбранные заявителями экс-
пертные организации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ФБУ «НТЦ ЯРБ»), г. Москва;
ООО «СМНУ «КВАРС», г. Санкт-Петербург;
ООО «РусАтомЭкспертиза», 101000, г. Москва;
ООО «ИЦ «Р.А.Н.», 197101, г. Санкт-Петербург;
ООО «Уралрэсцентр», 620010, г. Екатеринбург;
ООО «РЭСцентр», 191028, г. Санкт-Петербург;
АО «Научный центр «Техэкспертиза», г. Москва.
В 2017 году Северо-Европейским МТУ ЯРБ Ростехнадзора (направление — над-
зор за РОО) было организовано 185 экспертиз документов, обосновывающих за-
явленную организациями деятельность в области использования атомной энергии
(35 экспертиз документов, обосновывающих внесение изменений в условия дейст-
вия лицензий), в том числе по видам деятельности:
эксплуатацию радиационного источника — 13;
обращение с радиоактивными веществами -2;
вывод из эксплуатации ядерных установок — 6;
проектирование объектов ИАЭ — 4;
конструирование оборудования для ОИАЭ — 28;
изготовление оборудования для ОИАЭ — 38;
вывод из эксплуатации ядерной установки, в части выполнения работ и предо-
ставления услуг эксплуатирующей организации — 1;
обращение с радиоактивными веществами, в части выполнения работ и предо-
ставления услуг в области использования атомной энергии — 4;
обращение с радиоактивными отходами, в части выполнения работ и предостав-
ления услуг в области использования атомной энергии — 3;
размещение ЯУ, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатиру-
ющим организациям — 1;
сооружение РИ, в части выполнения работ и предоставления услуг в области ис-
пользования атомной энергии — 1;
сооружение ЯУ, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатиру-
ющим организациям — 29;
эксплуатацию ЯУ, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуати-
рующим организациям — 27;
эксплуатация ПХ РАО, в части выполнения работ и предоставления услуг в об-
ласти использования атомной энергии — 1.
В 2017 году Северо-Европейским МТУ ЯРБ на доработку в экспертные органи-
зации направлялись 4 экспертных заключения, выполненных ООО «РусАтомЭкс-
пертиза», ООО «РЭСцентр», ООО «Уралрэсцентр», так как они не отвечали зада-
нию и имели недоработки.
По результатам проведенных экспертиз оформлено 3 решения об отказе в выда-
че лицензий.
Экспертиза безопасности в Уральском МТУ ЯРБ
В 2017 году экспертизы безопасности проводили следующие экспертные орга-
низации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
АО «НЦ «Техэкспертиза», Нижегородская обл., Богородский район, поселок Бу-
ревестник выполнило 3 экспертизы;
331
ООО «Атомэксперт24», г. Москва;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва;
ООО «РЭСцентр», г. Санкт-Петербург;
ООО «РАДЕК», г. Оренбург;
ООО «МАТЭК», г. Москва;
ООО «Уралрэсцентр» г. Екатеринбург;
ООО «Экспертиза», г. Екатеринбург;
ООО «РИП»», г. Челябинск.
В 2017 году Уральским МТУ ЯРБ было организовано проведение 109 экспертиз
безопасности, в том числе по видам деятельности:
эксплуатация и использование радиационно опасных объектов — 29;
конструирование оборудования для ОИАЭ — 17;
изготовление оборудования для ОИАЭ — 22;
проектирование объектов использования атомной энергии — 1;
в части выполнения работ и предоставления услуг при эксплуатации ОИАЭ- 18;
в части выполнения работ и предоставления услуг при сооружении ОИАЭ- 12;
в части выполнения работ и предоставления услуг на предприятиях топливного
цикла — 10.
В 2017 году управлением было принято одно решение об отказе в выдаче лицен-
зии по результатам проведенной экспертизы по заявлению АО «Арктикнефтегаз-
строй», г. Надым.
Экспертиза безопасности в Центральном МТУ ЯРБ
В 2017 году экспертизу безопасности проводили следующие экспертные органи-
зации, имеющие соответствующие лицензии Ростехнадзора:
ООО «МАТЭК», г. Обнинск, Калужская обл.;
АО «НЦ «Техэкспертиза», Нижегородская обл., Богородский район, поселок Бу-
ревестник;
ООО «Атомэксперт24», г. Москва;
ООО «ИЦ «Р.А.Н.», г. Санкт-Петербург;
ООО «РусАтомЭкспертиза», г. Москва;
АО «ВО «Безопасность», г. Москва;
ООО «ИЦЭС», г. Москва;
ООО «РАДЭК», г. Оренбург;
ООО ЭКП «Энергоатом»», г. Воронеж;
ЗАО «АНК», г. Москва;
АО «ВПО «ЗАЭС», г. Москва.
В 2017 году Центральным МТУ ЯРБ было организовано проведение 396 экспер-
тиз безопасности, которые по лицензируемым видам деятельности распределились
следующим образом:
сооружение объекта применения лицензируемой деятельности, в части выпол-
нения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям — 43;
эксплуатация объекта применения лицензируемой деятельности, в части выпол-
нения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям — 114;
вывод из эксплуатации объекта применения лицензируемой деятельности, в ча-
сти выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям — 9;
обращение с радиоактивными веществами — 15;
обращение с радиоактивными отходами — 13;
332
использование радиоактивных веществ при проведении НИР и ОКР — 11;
проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии — 26;
конструирование оборудования для объектов использования атомной энергии — 78;
изготовление оборудования для объектов использования атомной энергии — 87.
В 2017 году по результатам проведенных экспертиз Центральным МТУ ЯРБ при-
няты три решения об отказе в выдаче лицензии и в Центральное МТУ ЯРБ посту-
пило семь экспертных заключений, не отвечающих техническому заданию.
Экспертиза безопасности в федеральном бюджетном учреждении «Научно-техниче-
ский центр по ядерной и радиационной безопасности» (ФБУ «НТЦ ЯРБ»)
В рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования
атомной энергии и разрешительной деятельности, осуществляемой Ростехнадзо-
ром, в 2017 году по поручениям Ростехнадзора и в соответствии с заданиями на про-
ведение экспертизы в ФБУ «НТЦ ЯРБ» разработано 346 экспертных заключений.
Из них 327 экспертных заключений разработаны по заданиям центрального ап-
парата Ростехнадзора, 4 экспертных заключения — по заданиям МТУ ЯРБ Сиби-
ри и Дальнего Востока, по одному экспертному заключению — по заданиям Волж-
ского и Северо-Европейского МТУ ЯРБ, 13 заключений — по заданиям АО «Рус-
атом-Сервис».
По объектам использования атомной энергии и связанным с ними видам дея-
тельности экспертизы безопасности распределились следующим образом:
ядерные установки АЭС (в том числе при сооружении и размещении) — 270;
ядерные установки на предприятиях топливного цикла — 4;
исследовательские ядерные установки, ядерные установки судов — 4;
пункты хранения ЯМ и РВ, РАО — 33;
обращение с ЯМ и РВ при транспортировании и хранении — 17;
вывод из эксплуатации ОИАЭ — 3;
сооружение, эксплуатация РИ — 6;
проведение научных исследований и выполнение иных видов деятельности в об-
ласти использования атомной энергии — 9.
В ФБУ «НТЦ ЯРБ» систематически выполняется анализ результатов экспертиз
безопасности.
Результаты анализа дают обзорную информацию об использовании программ-
ных средств разработчиками обоснований безопасности, в том числе какие из при-
мененных программных средств аттестованы, какие применены вне области атте-
стации, а какие не аттестованы.
Экспертиза безопасности в Акционерном обществе «ВО «Безопасность» (АО «ВО
«Безопасность»)
В рамках процедуры лицензирования деятельности в области использования
атомной энергии и разрешительной деятельности, осуществляемой Ростехнадзором,
в 2017 году по поручениям Ростехнадзора и в соответствии с заданиями на проведе-
ние экспертизы в АО «ВО «Безопасность» разработано 32 экспертных заключения.
Из них 31 экспертное заключение — по заданию центрального аппарата Ростех-
надзора, одно экспертное заключение — по заданию Центрального МТУ ЯРБ.
По объектам использования атомной энергии и связанным с ними видам дея-
тельности экспертизы безопасности распределились следующим образом:
ядерные установки на предприятиях топливного цикла — 7;
исследовательские ядерные установки — 13;
333
пункты хранения ЯМ и РВ, РАО — 6;
обращение с ЯМ и РВ при транспортировании и хранении — 4;
вывод из эксплуатации ОИАЭ — 2.
На основе опыта ФБУ «НТЦ ЯРБ» по проведению экспертиз безопасности мож-
но отметить, что в процессе проведения экспертиз выстроилась прозрачная систе-
ма взаимодействия экспертов со специалистами заявителей. В рамках такого взаи-
модействия проводится открытое всестороннее обсуждение вопросов, возникших
у экспертов к обоснованиям безопасности, а также к сведениям о фактическом со-
стоянии того или иного объекта использования атомной энергии.
Одним из перспективных направлений по совершенствованию системы экспер-
тизы безопасности использования атомной энергии является обеспечение проведе-
ния альтернативных расчетов (для проверки корректности поступивших на экспер-
тизу обоснований) в случаях применения при разработке обоснований безопасности
неаттестованных программных средств, а также при экспертизах обоснований, раз-
работанных в рамках периодической оценки безопасности, продления срока эксплу-
атации объектов использования атомной энергии, эксплуатации реакторных устано-
вок на повышенном уровне мощности, при экспертизах инновационных техниче-
ских решений.
В ФБУ «НТЦ ЯРБ» имеются соответствующие программные средства и специа-
листы, обладающие необходимой квалификацией для проведения расчетов переход-
ных процессов и аварийных режимов на объектах использования атомной энергии,
расчетов прочности оборудования и трубопроводов, оценки надежности строитель-
ных конструкций, расчетов доз облучения, в том числе с учетом аварийных выбро-
сов, расчетов в рамках оценки вероятностного анализа безопасности.
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федераль-
ный закон № 116-ФЗ) проведение экспертизы промышленной безопасности отно-
сится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов
экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям про-
мышленной безопасности.
Разработка экспертизы промышленной безопасности регламентируется Феде-
ральным законом № 116-ФЗ, Федеральными нормами и правилами в области про-
мышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной без-
опасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 года № 538.
В соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ экспертизе промышленной
безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объ-
екта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объ-
екта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной докумен-
тации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством
о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в
случаях, установленных статьей 7 Федерального закона № 116-ФЗ;
334
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные
для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, пе-
ремещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе докумен-
тации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не
входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, под-
лежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной дея-
тельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или
вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изме-
нения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установлен-
ном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности,
на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и пол-
ноты исследований, проводимых с использованием современных достижений на-
уки и техники.
Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промыш-
ленной безопасности (далее — Реестр) предоставляется путем внесения в Реестр за-
ключений экспертизы, подготовленных по результатам проведения экспертизы про-
мышленной безопасности опасных производственных объектов, перечень которых
установлен статьей 13 Федерального закона № 116-ФЗ, и осуществляется территори-
альными органами Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственно-
го объекта в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению го-
сударственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной
безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 23 июня 2014 года № 260.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15 января 2015 года, рег. № 35553.
В 2017 году в Реестр внесено 387 004 заключения экспертиз промышленной без-
опасности (табл. 134).
Таблица 134
Сведения о зарегистрированных в 2017 году заключениях экспертизы
промышленной безопасности
Наименование
2017 г.
п/п
Всего зарегистрировано заключений экспертизы, из них:
387 004
1
деклараций промышленной безопасности опасного производственного
593
объекта
2
зданий и сооружений на опасном производственном объекте
72 131
3
документации на консервацию опасного производственного объекта
1245
4
документации на ликвидацию опасного производственного объекта
1070
5
документации на техническое перевооружение опасного производственно-
19 260
го объекта в случае, если указанная документация не входит в состав про-
ектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответ-
ствии с законодательством о градостроительной деятельности
6
обоснований безопасности опасного производственного объекта
304
7
технических устройств, применяемых на опасном производственном объ-
292 401
екте
335
Основной объем из внесенных в Реестр заключений экспертизы промышленной
безопасности приходится на технические устройства, применяемые на опасном про-
изводственном объекте.
Наибольшее количество экспертиз промышленной безопасности технических
устройств, применяемых на опасных производственных объектах, приходится на
подъемные сооружения. Значительное количество работ по проведению эксперти-
зы промышленной безопасности приходится на нефтегазовую промышленность,
объекты газопотребления и газораспределения, нефтехимическую и нефтеперера-
батывающую промышленность, объекты, на которых используется оборудование,
работающее под давлением, химический комплекс.
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных
производственных объектов
Отнесение предприятий или их цехов, участков, площадок, а также иных объ-
ектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хра-
нятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, к категории опасных
(или неопасных) производственных объектов производится согласно статье 2 Фе-
дерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» в редакции Федерального закона от 4 марта
2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышлен-
ной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодатель-
ные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114
пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и
приложению 1 к нему. Также в соответствии с приложением 2 (таблицы 1 и 2) уста-
навливаются классы опасности опасных производственных объектов:
I класс — объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс — объекты высокой опасности;
III класс — объекты средней опасности;
IV класс — объекты низкой опасности.
В зависимости от типов опасных производственных объектов для их классифи-
кации применяются различные количественные характеристики, такие, как: масса
используемых в различных процессах опасных веществ; давление в трубопроводных
системах; объемы разработки горной массы; использование оборудования, рассчи-
танного на определенную массу расплава металла. Качественные характеристики
определяют виды работ или производств, например, опасные производственные
объекты бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, элеваторы, опасные
производственные объекты объектов мукомольного, крупяного и комбикормового
производств, сети газораспределения и газопотребления. При классификации объ-
ектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давле-
нием, также учитывается социальная значимость последствий аварий с этим обо-
рудованием.
Предоставление государственной услуги по регистрации опасных производст-
венных объектов в государственном реестре опасных производственных объек-
тов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов осу-
ществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Правила-
ми регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных
336
объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 ноября 1998 года № 1371, в порядке, установленном Административным регла-
ментом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологиче-
скому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных произ-
водственных объектов в государственном реестре опасных производственных объ-
ектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 494. Приказ
зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2017 года, рег. № 45502.
Наименование опасного производственного объекта эксплуатирующая орга-
низация-заявитель устанавливает с учетом Требований к ведению государственно-
го реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований
опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном ре-
естре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзо-
ра от 7 апреля 2011 года № 168 на основании идентификации объекта, которую осу-
ществляет самостоятельно, с полной мерой ответственности за достоверность ре-
зультатов ее проведения.
В составе государственного реестра опасных производственных объектов осу-
ществляется ведение ведомственных и территориальных разделов.
С 10 марта 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу
приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 495 «Об утверждении Требований к
регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объ-
ектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»
(зарегистрирован Минюстом России 22 февраля 2017 года, рег. № 45760), устанав-
ливающий порядок регистрации объектов в государственном реестре опасных про-
изводственных объектов и ведение государственного реестра опасных производст-
венных объектов.
Ведение всех разделов государственного реестра опасных производственных объ-
ектов осуществляется на основе единых нормативно-методических и программных
принципов.
По итогам 2017 года можно отметить, что территориальными органами Ростех-
надзора проведена перерегистрация 99 % от общего количества опасных производ-
ственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре по состоянию
на 15 марта 2013 года (285 750 объектов).
По данным, содержащимся в Комплексной системе информатизации Ростехнад-
зора, на 29 декабря 2017 года в государственном реестре опасных производствен-
ных объектов содержится информация о 173 352 ОПО, из них 170 791 объект прош-
ли перерегистрацию с присвоением класса опасности. Исключено 181 159 объектов
(63 % от количества ОПО), находившихся в государственном реестре по состоянию
на 15 марта 2013 года.
Из общего количества зарегистрированных опасных производственных объек-
тов по состоянию на 29 декабря 2017 года преобладающее большинство составля-
ют объекты средней опасности (III класс опасности — 51,71 %, что составляет более
89 тыс. объектов), опасные производственные объекты низкой опасности (IV класс
опасности — 41,14 %, более 70 тыс. объектов), опасные производственные объек-
ты высокой опасности (II класс опсности — 4,45 %, 4,848 тыс. объектов), опасные
производственные объекты чрезвычайно высокой опасности (I класс опасности —
1,18 %, более 2 тыс. объектов) (рис. 89).

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     19      20      21      22     ..