ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2017 год) - часть 1

 

 

Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
В 2017 ГОДУ
Москва
2018
3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
5
I. Общая характеристика Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору
6
1.1. Задачи и основные направления деятельности
6
1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому, тех-
нологическому и атомному надзору
14
II. Регулирующая деятельность
19
2.1. Нормативно-правовое регулирование
19
2.2. Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность
37
2.2.1. Атомные станции
37
2.2.2. Объекты ядерного топливного цикла
53
2.2.3. Исследовательские ядерные установки
68
2.2.4. Ядерные энергетические установки судов и объекты их жизнеобеспе-
чения
73
2.2.5. Радиационно опасные объекты
77
2.2.6. Системы государственного учета и контроля ядерных материалов, ра-
диоактивных веществ и радиоактивных отходов
95
2.2.6.1. Система государственного учета и контроля ядерных мате-
риалов
95
2.2.6.2. Система государственного учета и контроля радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
100
2.2.7. Объекты ведения горных работ
105
2.2.7.1. Угольная промышленность
105
2.2.7.2. Горнорудная и нерудная промышленность, объекты подзем-
ного строительства
116
2.2.8. Маркшейдерские работы и безопасность недропользования
135
2.2.9. Объекты нефтегазодобывающей промышленности
141
2.2.10. Объекты нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промыш-
ленности и объекты нефтепродуктообеспечения
149
2.2.11. Объекты магистрального трубопроводного транспорта и подземного
хранения газа
157
2.2.12. Металлургические и коксохимические производства и объекты
164
2.2.13. Объекты газораспределения и газопотребления
171
2.2.14. Производства и объекты химического комплекса
178
2.2.15. Предприятия оборонно-промышленного комплекса
201
2.2.16. Транспортирование опасных веществ
210
2.2.17. Взрывопожароопасные объекты хранения и переработки раститель-
ного сырья
218
2.2.18. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов про-
мышленного назначения
238
2.2.19. Объекты, на которых используется оборудование, работающее под
давлением
245
2.2.20. Объекты, на которых используются стационарно установленные гру-
зоподъемные механизмы и подъемные сооружения
259
4
2.2.21. Электрические станции, котельные, электрические и тепловые уста-
новки и сети
285
2.2.22. Гидротехнические сооружения
292
2.2.23. Государственный строительный надзор
299
2.2.23.1. Осуществление государственного строительного надзора
при строительстве, реконструкции объектов капитального
строительства
299
2.2.23.2. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в
области инженерных изысканий, архитектурно-строительно-
го проектирования, строительства, реконструкции, капиталь-
ного ремонта объектов капитального строительства, а также
ведение государственного реестра указанных организаций
314
2.3. Организация и результаты экспертной деятельности
321
2.3.1. Экспертиза безопасности объектов использования атомной энергии
321
2.3.2. Экспертиза промышленной безопасности
333
2.4. Регистрация объектов в государственном реестре опасных производствен-
ных объектов
335
2.5. Декларирование промышленной безопасности
337
2.6. Результаты деятельности функциональных подсистем контроля за ядерно
и радиационно опасными объектами и за химически опасными и взрыво-
пожароопасными объектами единой государственной системы предупре-
ждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
339
2.7. Научно-техническая поддержка регулирующей деятельности
343
2.7.1. Научно-исследовательские работы в области ядерной и радиацион-
ной безопасности
343
2.7.1.1. Государственное задание ФБУ «НТЦ ЯРБ»
343
2.7.1.2. Деятельность ФБУ «НТЦ ЯРБ» в рамках федеральной целе-
вой программы «Обеспечение ядерной и радиационной без-
опасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года»
349
2.7.2. Научно-исследовательские работы в области безопасности электри-
ческих и тепловых установок и сетей, гидротехнических сооружений
360
2.7.2.1. Государственное задание ФБУ «НТЦ Энергобезопасность»
360
2.7.2.2. Работы по договорам с организациями
364
2.7.2.3. Формы и методы работ по координации НИР. Проблемные
вопросы и задачи на будущее
364
2.8. Информирование общественности
365
2.9. Работа с обращениями граждан
367
III. Международное сотрудничество
369
3.1. Международное сотрудничество по вопросам регулирования ядерной и ра-
диационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных
целях
369
3.2. Международное сотрудничество по вопросам оказания содействия органам
регулирования стран — заказчиков сооружения АЭС по российским про-
ектам
384
3.3. Международное сотрудничество по вопросам контроля и надзора за техно-
логической безопасностью
389
IV. Кадровая политика
399
V. Информационное и техническое обеспечение деятельности
411
VI. Финансирование деятельности
413
Заключение
417
5
ВВЕДЕНИЕ
В настоящем отчете представлена информация о деятельности Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростех-
надзор) в 2017 году, которая касается: сферы деятельности, основных задач и пол-
номочий Ростехнадзора; схемы управления и организационной структуры системы
Ростехнадзора; состояния и направлений совершенствования правовой основы дея-
тельности Ростехнадзора; состояния контрольной, надзорной, лицензионной и раз-
решительной деятельности Ростехнадзора; анализа (оценки) безопасности и проти-
воаварийной устойчивости поднадзорных Ростехнадзору производств и объектов;
результатов экспертной деятельности; состояния регистрации опасных производ-
ственных объектов и декларирования промышленной безопасности; основных ре-
зультатов научно-технической поддержки деятельности Ростехнадзора; информи-
рования общественности о деятельности Ростехнадзора; международного сотрудни-
чества Ростехнадзора с зарубежными странами и международными организациями;
кадровой политики Ростехнадзора; информационного и технического обеспечения
и финансирования деятельности Ростехнадзора.
6
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
1.1. Задачи и основные направления деятельности
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному над-
зору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-
правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере
технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере
безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной
безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключени-
ем деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и ути-
лизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначе-
ния), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых
установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключени-
ем судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности произ-
водства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назна-
чения, а также специальные функции в области государственной безопасности в
указанной сфере.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру является:
уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при
использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора
в области использования атомной энергии);
уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом фе-
дерального государственного надзора в области промышленной безопасности);
органом государственного горного надзора;
органом федерального государственного энергетического надзора;
органом федерального государственного строительного надзора;
регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и
Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом
и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным
органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физи-
ческой защите ядерного материала;
органом, уполномоченным осуществлять в установленном порядке сотрудниче-
ство с органами государственной власти государств, являющихся заказчиками со-
оружения по российским проектам объектов использования атомной энергии, по
вопросам развития национальных систем регулирования ядерной и радиационной
безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, включая раз-
7
витие нормативной правовой базы, систем лицензирования и надзора в указанной
области, а также по вопросам организации подготовки персонала органов регули-
рования ядерной и радиационной безопасности этих государств.
Кроме того, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору осуществляет в части, касающейся функций в установленной сфе-
ре деятельности, полномочия органов, которые в международных договорах Рос-
сийской Федерации выступают в качестве органов, осуществляющих необходимые
меры, направленные на выполнение вытекающих из этих договоров обязательств
Российской Федерации.
Основными целями деятельности Ростехнадзора в 2017 году являлись:
совершенствование контрольно-надзорных функций и процедур в сфере деятель-
ности Ростехнадзора (ключевой показатель достижения цели — снижение на 93 %
риска возникновения аварий на поднадзорных Ростехнадзору опасных производ-
ственных объектах, в результате которых причинен вред жизни и здоровью людей,
имеются негативные последствия для окружающей среды, к среднему значению за
2011-2013 годы);
совершенствование системы государственного регулирования в установленной
сфере деятельности (ключевой показатель достижения цели — выполнение на 100 %
Плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2017 год);
реализация международного сотрудничества, направленного на совершенствова-
ние государственного регулирования в сфере обеспечения технологической безопас-
ности и безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях (клю-
чевой показатель достижения цели — выполнение на 100 % Плана международно-
го сотрудничества Ростехнадзора на 2017 год);
повышение открытости, качества и гражданского контроля функций Ростехнад-
зора.
В соответствии с указанными целями в 2017 году решались следующие основ-
ные задачи:
внедрение риск-ориентированного подхода в сфере федерального государст-
венного энергетического надзора (основание: приоритетная программа «Реформа
контрольной и надзорной деятельности», утвержденная президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 21.12.2016 № 12);
введение института общественных инспекторов, привлекаемых к контрольно-
надзорной деятельности в рамках федерального государственного энергетического
надзора; законодательное урегулирование вопросов допуска в эксплуатацию энер-
гоустановок (законопроект разрабатывается в инициативном порядке);
реализация сводного паспорта реализации проектов стратегического направле-
ния «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в Ростехнадзоре (основание:
протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 октября 2016 года № 8,
протокол заседания проектного комитета по основному направлению стратегиче-
ского развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной дея-
тельности» от 16 декабря 2016 года № 12);
установление особенностей регулирования промышленной безопасности опас-
ных производственных объектов при проведении сварочных работ (законопроект
разрабатывается в инициативном порядке);
8
совершенствование регулирования безопасности при использовании атом-
ной энергии (основание: План нормотворческой деятельности Ростехнадзора на
2017 год; План действий Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору по реализации рекомендаций и предложений пост-миссии
МАГАТЭ «Комплексная оценка регулирующей деятельности в Российской Феде-
рации»;
утверждение федеральных норм и правил в области использования атомной энер-
гии (основание: подпрограмма «Развитие системы обеспечения промышленной без-
опасности» государственной программы Российской Федерации «Защита населе-
ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах»);
утверждение федеральных норм и правил в области промышленной безопасно-
сти (основание: подпрограмма «Развитие системы обеспечения промышленной без-
опасности» государственной программы Российской Федерации «Защита населе-
ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах»);
участие в заседании Межгосударственного совета по промышленной безопасно-
сти (МСПБ) (основание: подпрограмма «Развитие системы обеспечения промыш-
ленной безопасности» государственной программы Российской Федерации «Защи-
та населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной без-
опасности и безопасности людей на водных объектах»);
подготовка к подписанию Меморандума о взаимопонимании между Ростехнад-
зором и Агентством по регулированию ядерной энергии Республики Индонезия о
сотрудничестве в области регулирования радиологической и ядерной безопасности
(основание: подпрограмма «Развитие системы обеспечения промышленной без-
опасности» государственной программы Российской Федерации «Защита населе-
ния и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах»);
участие в мероприятиях проекта ЕЭК ООН «Укрепление промышленной без-
опасности в странах Центральной Азии посредством имплементации и присоеди-
нения к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий» (осно-
вание: План международного сотрудничества Федеральной службы по экологиче-
скому, технологическому и атомному надзору на 2017 год);
проведение мероприятий, направленных на повышение информированности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения
обязательных требований;
составление перечней типовых нарушений обязательных требований в сфере
компетенции Ростехнадзора;
разработка руководств по безопасности, содержащих разъяснения требований и
рекомендации по их применению, а также методологию анализа риска.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзо-
ру вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Прави-
тельства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфе-
ре деятельности, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показате-
ли деятельности Службы.
9
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федераль-
ных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Россий-
ской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно прини-
мает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии в со-
ответствии с законодательством Российской Федерации;
порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования
атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии в соответ-
ствии с перечнем должностей, утвержденным постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации;
требования к составу и содержанию документов, обосновывающих обеспечение
безопасности ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения
ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов
и (или) безопасности осуществляемой деятельности в области использования атом-
ной энергии, необходимых для лицензирования деятельности в этой области, а так-
же порядок проведения экспертизы указанных документов;
порядок представления эксплуатирующей организацией в уполномоченный ор-
ган государственного регулирования безопасности при использовании атомной
энергии документов, содержащих результаты оценки безопасности ядерной уста-
новки, пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункта хра-
нения, хранилища радиоактивных отходов и обосновывающих безопасность их экс-
плуатации, а также требования к составу и содержанию этих документов;
порядок проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования без-
опасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в
области использования атомной энергии;
порядок организации и осуществления надзора за системой государственного
учета и контроля ядерных материалов;
требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных произ-
водственных объектов и к ведению этого реестра;
порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных произ-
водственных объектов и перечень включаемых в нее сведений;
порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и
случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
форма декларации безопасности гидротехнических сооружений;
порядок формирования и регламент работы экспертных комиссий по проведе-
нию государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических со-
оружений;
порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного стро-
ительного надзора, требования, предъявляемые к включаемым в такие дела доку-
ментам;
форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые
оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
своды правил в соответствии с законодательством Российской Федерации о тех-
ническом регулировании;
методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбро-
сов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбро-
сов радиоактивных веществ в водные объекты;
10
порядок выдачи и форма разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных ве-
ществ;
федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;
порядок согласования границ охранных зон в отношении объектов электросе-
тевого хозяйства;
особенности оценки соответствия продукции, в отношении которой устанавли-
ваются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использова-
ния атомной энергии, а также процессов ее проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевоз-
ки, реализации, утилизации и захоронения;
требования к содержанию правил эксплуатации гидротехнического сооружения;
нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятель-
ности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными закона-
ми, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Прави-
тельства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными кон-
ституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми ак-
тами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Осуществляет контроль и надзор:
за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за
условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области ис-
пользования атомной энергии;
за ядерной, радиационной, технической безопасностью (на объектах использо-
вания атомной энергии);
за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов
хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого го-
сударственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, ра-
диоактивных отходов;
за выполнением международных обязательств Российской Федерации в области
обеспечения безопасности при использовании атомной энергии;
за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании,
строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производствен-
ных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте техниче-
ских устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспор-
тировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
за соблюдением в пределах своей компетенции субъектами электроэнергетики
и потребителей электрической энергии требований к обеспечению безопасности в
сфере электроэнергетики;
за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;
за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производст-
венных объектах ведения подземных горных работ и при ведении взрывных работ;
за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руково-
дителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателя-
ми, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по
эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехниче-
ских сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических со-
оружений);
11
за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства Рос-
сийской Федерации в области обращения с радиоактивными отходами;
за своевременным возвратом облученных тепловыделяющих сборок ядерных ре-
акторов и продуктов их переработки в государство поставщика, с которым Россий-
ская Федерация заключила международный договор, предусматривающий ввоз в
Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов
с целью временного технологического хранения и переработки на условиях возвра-
та продуктов переработки (в пределах своей компетенции);
за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зда-
ний, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической
эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требо-
ваний об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов;
за соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля
(вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципаль-
ного образования составляет более чем 50 % и (или) в отношении которых Рос-
сийская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование
имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количест-
ва голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные
капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными уни-
тарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями,
государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юри-
дическими лицами, имущество которых либо более чем 50 % акций или долей в
уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требо-
вания о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергети-
ческой эффективности;
за проведением обязательного энергетического обследования в установленный
срок;
за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере де-
ятельности;
за соблюдением в пределах своей компетенции теплоснабжающими организа-
циями и теплосетевыми организациями требований безопасности в сфере тепло-
снабжения.
Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации ли-
цензирование деятельности в области использования атомной энергии, а также ли-
цензирование других видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
Выдает разрешения:
на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам
объектов использования атомной энергии;
на эксплуатацию поднадзорных гидротехнических сооружений;
на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду;
на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на веде-
ние работ с указанными материалами;
на допуск к эксплуатации энергопринимающих устройств потребителей электри-
ческой энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объек-
тов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным ли-
цам (в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской
Федерации).
12
Устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов радиоактивных ве-
ществ в атмосферный воздух и нормативы допустимых сбросов радиоактивных ве-
ществ в водные объекты.
Регистрирует опасные производственные объекты и ведет государственный ре-
естр таких объектов.
Проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими ли-
цами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых
актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Согласовывает:
квалификационные справочники должностей руководителей и специалистов
(служащих), в которых определяются квалификационные требования к работни-
кам, получающим разрешение на право ведения работ в области использования
атомной энергии;
перечни радиоизотопной продукции, ввоз и вывоз которой не требуют лицензий;
правила эксплуатации гидротехнического сооружения;
границы охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
Кроме того, Ростехнадзор:
организует и обеспечивает функционирование системы контроля за объектами
использования атомной энергии при возникновении на них аварий;
создает, развивает и поддерживает функционирование автоматизированной си-
стемы информационно-аналитической службы;
руководит в составе единой государственной системы предупреждения и ликви-
дации чрезвычайных ситуаций деятельностью функциональных подсистем контроля
за химически опасными и взрывоопасными объектами, а также за ядерно и радиа-
ционно опасными объектами;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и ины-
ми нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок това-
ров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки
товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;
выдает заключение о соответствии построенного, реконструированного объек-
та капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной
документации;
утверждает декларацию безопасности гидротехнического сооружения;
обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в уста-
новленной сфере деятельности;
разрабатывает, утверждает и вводит в действие руководства по безопасности при
использовании атомной энергии (в пределах своей компетенции);
участвует в работе по аккредитации в области использования атомной энергии;
осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по
перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
ведет реестр деклараций промышленной безопасности;
проводит аттестацию экспертов в области промышленной безопасности;
ведет реестр заключений экспертизы промышленной безопасности;
рассматривает сведения о нарушении установленного порядка предоставления
обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощно-
сти), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
13
рассматривает сведения о нарушении правил ограничения подачи (поставки) и
отбора газа;
ведет реестр экспертов в области промышленной безопасности;
формирует и ведет Российский регистр гидротехнических сооружений;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федераль-
ного бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложен-
ных на Службу функций;
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение
устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направле-
ние ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федера-
ции срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих го-
сударственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и коор-
динацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной
подготовке;
осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе, а также
контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по выпол-
нению ими полномочий в области гражданской обороны;
организует дополнительное профессиональное образование работников Службы;
устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность
руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руково-
дителей указанных организаций;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти
иностранных государств и международными организациями в установленной сфе-
ре деятельности;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рабо-
ту по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов,
образовавшихся в процессе деятельности Службы;
осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если та-
кие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными право-
выми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
В 2017 году принятые Правительством Российской Федерации нормативные пра-
вовые акты внесли изменения в полномочия Ростехнадзора:
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2017 года
№ 32 уточнен порядок осуществления федерального государственного энергетиче-
ского надзора в сфере теплоснабжения;
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2017 года
№ 291 уточнены полномочия Ростехнадзора по осуществлению контроля и надзо-
ра за соблюдением субъектами электроэнергетики и потребителями ресурсов тре-
бований надежности и безопасности в данной сфере;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 года № 661
уточнены требования к соискателям лицензий и лицензиатам по количеству экс-
пертов;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 года
№ 722 уточнены функции Федеральной службы по экологическому, технологиче-
14
скому и атомному надзору в области государственного надзора за соблюдением тре-
бований пожарной безопасности на поднадзорных объектах;
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года
№ 743 утверждены Правила организации безопасного использования и содержания
лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущих-
ся пешеходных дорожек) и эскалаторов (за исключением метро). Действие Правил
не распространяется на лифты, предназначенные для использования и используе-
мые в шахтах горной и угольной промышленности, на объекты, используемые для
личных, семейных и домашних нужд, и некоторые другие объекты;
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2017 года
№ 843 Ростехнадзор наделен полномочиями по осуществлению от имени Россий-
ской Федерации прав акционера в отношении АО «ВО «Безопасность», а также вне-
сены изменения в акты Правительства Российской Федерации, необходимые для
функционирования АО «ВО «Безопасность» как организации научно-технической
поддержки Ростехнадзора в новой организационно-правовой форме;
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2017 года
№ 930 предусмотрено осуществление с 1 января 2018 года ряда плановых проверок
Ростехнадзора с применением проверочных листов (списков контрольных вопросов);
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2017 года
№ 1270 утверждены новые правила предоставления субвенций Республике Крым
на реализацию переданных региону федеральных полномочий по надзору в обла-
сти промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротехни-
ческих сооружений;
постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2017 года
№ 1271 утверждены новые правила предоставления субвенций городу Севастопо-
лю на реализацию переданных региону федеральных полномочий по надзору в об-
ласти промышленной безопасности, электроэнергетики и безопасности гидротех-
нических сооружений.
1.2. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
В 2017 году в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атом-
ному надзору сохранена сформированная в 2009 году двухзвенная система управ-
ления деятельностью (центральный аппарат — территориальные органы федераль-
ного подчинения).
Распределение полномочий и сложившаяся организационная структура терри-
ториальных органов и центрального аппарата Ростехнадзора создают условия для
обеспечения комплексного подхода при организации надзорной деятельности,
исключения внутреннего дублирования функций, усиления контроля и координа-
ции действий территориальных управлений в федеральных округах, приближения
контроля и надзора, лицензирования и разрешительной деятельности к поднадзор-
ным объектам в регионах.
Организационная структура Ростехнадзора в 2017 году включала 16 структурных
подразделений центрального аппарата, 6 межрегиональных территориальных управ-
лений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, 23 территориальных
управления по технологическому и экологическому надзору межрегионального и
регионального уровня (рис. 1).
15
Рис. 1. Организационная структура Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
С целью обеспечения реализации возложенных на Ростехнадзор полномочий
структурные подразделения центрального аппарата сформированы по отраслевому
признаку. В 2017 году в целях оптимизации организационной структуры централь-
ного аппарата Ростехнадзора проведены организационно-штатные мероприятия. В
результате проведенной работы созданы Управление информатизации и Организа-
ционно-аналитическое управление, в составе Правового управления сформирован
отдел координации проектной деятельности (рис. 2).
Структура центрального аппарата включает в себя 7 подразделений общей на-
правленности (6 управлений и самостоятельный отдел), 3 управления по атомному
надзору и 6 управлений по технологическому надзору.
Действовавшая в 2017 году схема размещения территориальных органов Фе-
деральной службы по экологическому, технологическому и атомному, утвержден-
ная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2012 года
№ 1846-р и дополненная распоряжением Правительства Российской Федерации от
24 апреля 2014 года № 672-р, включала в себя межрегиональные территориальные
управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, а также терри-
ториальные управления Федеральной службы по экологическому, технологическо-
му и атомному надзору по технологическому и экологическому надзору межрегио-
нального и регионального уровня.
Структура и местонахождение территориальных органов Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
1. Центральное межрегиональное территориальное управление по надзору за
ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору, г. Москва.
2. Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по эко-
логическому, технологическому и атомному надзору, г. Москва (Москва — город фе-
дерального значения, Чукотский автономный округ, г. Норильск и прилегающие к
нему территории).
16
Рис. 2. Организационная структура центрального аппарата Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору
3. Центральное управление Федеральной службы по экологическому, техноло-
гическому и атомному надзору, г. Москва (Московская, Смоленская, Тверская, Ка-
лининградская, Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская области).
4. Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, техно-
логическому и атомному надзору, г. Воронеж (Белгородская, Воронежская, Курская,
Липецкая и Тамбовская области).
5. Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологи-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..