ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     РОСТЕХНАДЗОР. ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ (2018 год) - часть 15

 

 

225
Таблица 100
Распределение аварий на поднадзорных объектах по причинам в 2013-2018 годах
Причины аварий
Количество аварий (по годам)
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Нарушение порядка проведения работ и ве-
1
1
1
1
3
дения технологических процессов
Пожар, не связанный со взрывом пыле-
2
воздушной смеси или процессами само-
возгорания зерна (загорание горючих мате-
риалов от источника пламенного горения)
Всего:
1
1
1
1
2
3
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных
объектах по травмирующим факторам в 2013-2018 годах представлено в табл. 101.
Таблица 101
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных
объектах по травмирующим факторам в 2013-2018 годах
Травмирующие факторы
Количество смертельно травмированных
(по годам), чел.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Удушье в результате попадания сыпучего
1
4
1
3
продукта в дыхательные пути
Падение с высоты в результате неудовлет-
2
1
ворительной организации работ
Травмирование рабочими органами техни-
1
2
1
2
2
ческих устройств (в том числе механические
травмы, термические ожоги)
Травмирование в результате аварии (взры-
1
2
2
ва) на ОПО
Всего:
5
6
3
2
5
4
Распределение аварий на поднадзорных объектах по субъектам Российской Фе-
дерации в 2017-2018 годах представлено в табл. 102.
Таблица 102
Распределение аварий на поднадзорных объектах по субъектам
Российской Федерации в 2017-2018 годах
Федеральные округа Российской Федерации
Взрывопожароопасные объекты хранения
Субъекты Российской Федерации
и переработки растительного сырья
2017 г.
Класс
2018 г.
Класс
+/-
опасности
опасности
Центральный федеральный округ
0
1
+1
(г. Москва)
Калужская область
1
III
Северо-Западный федеральный округ
0
1
+1
(г. Санкт-Петербург)
Архангельская область
1
IV
226
Федеральные округа Российской Федерации
Взрывопожароопасные объекты хранения
Субъекты Российской Федерации
и переработки растительного сырья
2017 г.
Класс
2018 г.
Класс
+/-
опасности
опасности
Южный федеральный округ
2
1
-1
(г. Ростов-на-Дону)
Краснодарский край
1
IV
Ростовская область
1
IV
1
Итого по России (+) рост/(-) снижение:
2
3
+1
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных объ-
ектах по субъектам Российской Федерации в 2017-2018 годах представлено в табл. 103.
Таблица 103
Распределение несчастных случаев со смертельным исходом на поднадзорных
объектах по субъектам Российской Федерации в 2017-2018 годах
Субъекты Российской Федерации
Взрывопожароопасные объекты хранения
и переработки растительного сырья
2017 г.
Класс
2018 г.
Класс
+/-
опасности
опасности
Верхне-Донское управление Ростехнадзора
1
0
-1
Липецкая область
1
III
Нижне-Волжское управление Ростехнадзора
1
0
-1
Волгоградская область
1
III
Северо-Кавказское управление Ростехнадзора
1
4
+3
Краснодарский край
1
IV
2
IV
Ростовская область
2
Западно-Уральское управление Ростехнадзора
2
0
-2
Оренбургская область
1
III
Республика Башкортостан
1
III
Итого по России (+) рост/(-) снижение:
5
4
-1
Зарегистрированные события аварийности и смертельного травматизма харак-
теризуются следующими обстоятельствами.
8 марта 2018 года в ООО «Кубанские масла», Краснодарский край (поднадзор-
но Северо-Кавказскому управлению) произошел нетипичный групповой несчаст-
ный случай, в результате которого пострадало 6 человек, из которых 2 скончались
от ожогов в медицинских учреждениях.
На площадке маслопрессового производства IV класса опасности при откры-
тии крайней верхней крышки разгрузочного винтового конвейера, а затем боковой
крышки на самотеке схода мезги с кондиционера — жаровни на разгрузочный вин-
товой конвейер произошло разбавление газообразных продуктов пиролиза кислоро-
дом воздуха, концентрация газообразных продуктов пиролиза снизилась до преде-
лов, в которых стало возможным их воспламенение от источника зажигания в виде
тлеющей смеси мезги и лузги, находящейся внутри двойного винтового конвейера
разгрузки жаровни, в результате чего произошел взрыв с выбросом из открытых кры-
шек винтового конвейера в помещение цеха горящей мезги, которая создала очаги
пожара и угрозу развития аварийной ситуации.
227
Комиссией по расследованию установлено, что основными причинами явились:
нарушение технологического процесса эксплуатации оборудования маслопрессово-
го цеха, неудовлетворительная организация производства работ, отсутствие и несо-
блюдение графиков проведения технического обслуживания вентиляции оборудо-
вания жаровни, отсутствие инструкций по охране труда, технологических карт, пла-
катов, схем последовательности действий обслуживающего персонала в аварийных
ситуациях и также допущение персонала, не имеющего соответствующей профес-
сиональной подготовки.
По результатам расследования указанного группового несчастного смертельно-
го случая в целях предотвращения подобных ситуаций на иных, аналогичного типа
объектах, эксплуатация которых сопряжена с повышенными рисками взрывопожа-
роопасности, в территориальные управления Ростехнадзора направлено информа-
ционно-аналитическое письмо от 12 июля 2018 года № 08-00-08-298.
В целом в отчетном периоде в сравнении с 2017 годом зафиксировано снижение
смертельного травматизма на поднадзорных объектах хранения и переработки ра-
стительного сырья.
Основным травмирующим фактором персонала является воздействие на постра-
давших рабочими органами технических устройств (групповой смертельный слу-
чай в ООО «Кубанские масла» (Краснодарский край), а также травмы, полученные
в результате аварий на поднадзорных объектах (взрыв в ООО «АМИЛКО», Ростов-
ская область).
В то же время в результате проведенных профилактических мероприятий собы-
тий смертельного травматизма, связанных с характерными причинами, имевши-
ми место в предыдущие годы (связанных с проведением работ в силосах и бункерах
(травмирующий фактор «удушье в результате попадания сыпучего продукта в дыха-
тельные пути»), в 2018 году не допущено (в 2017 году — 3), предпосылки возможных
событий были своевременно выявлены территориальными управлениями.
Так, Северо-Западным управлением в ходе плановой проверки ООО «Балтий-
ская Солодовенная Компания» (г. Санкт-Петербург) был выявлен факт привлече-
ния к работам в силосах работников (верхолазы) ООО «Стеле и Ко», не аттестован-
ных по вопросам промышленной безопасности на объектах растительного сырья.
Уральским управлением при проведении плановой проверки АО «Гогинская хлеб-
ная база» (Челябинская обл.) было выявлено отсутствие запорных устройств на ла-
зовом люке приемного бункера, а также контроля при проведении работ в силосах
(бункерах) и при анализе воздуха на наличие в силосе углекислого газа.
Приволжским управлением в апреле 2018 года была проведена внеплановая про-
верка ЗАО «Бугулъминский элеватор», эксплуатирующего опасный производствен-
ный объект — элеватор (ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов № 2»), в
ходе которой также были выявлены нарушения, связанные с проведением работ в
силосах. По результатам проверки эксплуатация элеватора в судебном порядке при-
остановлена на 90 суток, на должностных лиц наложены административные штрафы.
Вместе с тем в 2018 году отмечается рост аварий на взрывопожароопасных объек-
тах хранения и переработки растительного сырья IV класса опасности и связанный с
повреждением, разрушением зданий (сооружений) и технических устройств по при-
чинам нарушения порядка проведения работ и ведения технологических процессов.
18 мая 2018 года в ООО «АМИЛКО», Ростовская область (поднадзорно Северо-
Кавказскому управлению) на складе силосного типа произошло воспламенение
228
(вспышка), переросшее в пожар с групповым смертельным случаем. При выгруз-
ке кукурузного корма из задымившегося силосного бункера получили поврежде-
ние (ожог) тяжелой степени 2 работника. Один погиб на месте, получив острое от-
равление окисью углерода, а другой скончался позже от термического ожога пла-
менем (60 % тела) и ожога дыхательных путей. Экономический ущерб составил
9 865,1 тыс. руб. Данная авария произошла на объекте, не зарегистрированном в го-
сударственном реестре опасных производственных объектов, чем были грубо нару-
шены требования промышленной безопасности.
При этом комиссией установлена неудовлетворительная организация планиро-
вания и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий
аварий в отношении данного объекта, обладающего признаками опасности, а также
отсутствие системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в слу-
чае аварии в организации; нарушение работниками требований должностных ин-
струкций, в том числе и инструкции о мерах пожарной безопасности для цеха про-
изводства сухих кормов.
К техническим причинам аварии комиссией по расследованию отнесено нару-
шение технологического процесса эксплуатации склада силосного типа при загруз-
ке сырья с температурой, близкой к температуре самосогревания; отсутствие фикса-
ции ответственными лицами контроля за температурой сырья в силосах; отсутствие
системы дистанционного контроля температуры продукта в силосах, в результате
чего процессы самосогревания растительного сырья перешли в стадию самовозго-
рания, при котором в свободный объем силоса поступили газообразные продукты
термоокислительной диструкции растительного сырья: водород и оксид углерода в
концентрациях, превышающих нижний концентрационный предел распростране-
ния пламени (НКПР) этих газов.
В целях предотвращения подобных ситуаций на иных аналогичного типа объек-
тах по итогам рассмотрения материалов расследования технических причин аварии
с групповым несчастным случаем руководителям территориальных управлений Рос-
технадзора направлено информационно-аналитическое письмо от 31 октября 2018
года № 08-00-08/462.
3 июня 2018 года в цехе по производству древесных гранул (объект IV клас-
са опасности) ЗАО «ЛЕСОЗАВОД 25», г. Архангельск (поднадзорно Северо-За-
падному управлению), произошло возгорание с последующим разрушением кон-
струкций в силосах № 3 и № 4. Пострадавших нет. Экономический ущерб составил
144 547,1 тыс. руб.
Комиссией установлено, что технической причиной возгорания, возникшего в свя-
зи с самовозгоранием древесных гранул в силосе № 3, явилось нарушение технологи-
ческого режима транспортировки и перемещения пеллет в силосы, хранения продук-
ции в силосах. Также по итогам расследования установлена ненадлежащая организа-
ция производственного процесса на предприятии, выразившаяся в неполном объеме
документации, устанавливающей безопасное проведение работ на объекте, отсутствие
технологического регламента и аттестации в области промышленной безопасности у
работников. По результатам рассмотрения материалов расследования технических при-
чин аварии на ЗАО «Лесозавод» в Северо-Западное управление Ростехнадзора направ-
лено информационно-аналитическое письмо от 7 сентября 2018 года № 00-06-06/1787.
9 ноября 2018 года в АО «Биотехнологический комплекс — Росва», Калужская
область (поднадзорно Приокскому управлению), произошел неконтролируемый
229
взрыв внутри бункера с последующим частичным разрушением обшивки здания и
деформацией стенок на участке сушки и упаковки крахмала, клейковины, кормо-
вой добавки и моногидрата глюкозы (объект III класса опасности). Пострадавших
не зарегистрировано. Экономический ущерб составил 246,1 тыс. руб.
Комиссией установлено, что до момента аварии участок хранения и отгрузки кор-
мовой добавки находился в простое примерно двое суток, подача и погрузка про-
дукта не осуществлялась (отгрузка продукта не осуществлялась около двух месяцев),
за это время произошло слеживание продукта в бункере и как следствие его само-
согревание. Также в ходе расследования было установлено, что работы в отделении
производились не в штатном автоматизированном режиме, а в ручном дистанцион-
ном, который на предприятии применяется в случае аварии.
Согласно материалам технического расследования аварии было установлено, что
сотрудниками предприятия были предприняты меры по герметизации данного бун-
кера, он был залит водой, а также проделаны отверстия в нижней зоне бункера, что
в итоге способствовало увеличению интенсивности процесса пиролиза и дополни-
тельному выделению газообразных продуктов пиролиза, а парообразование в резуль-
тате залива воды в бункер увеличило концентрацию горючей газовоздушной смеси,
что повлекло дефлаграционную вспышку в закрытом объеме бункера и его частичное
разрушение. Также комиссией по расследованию аварии установлено, что к эксплу-
атации опасного производственного объекта допущен персонал, не прошедший ат-
тестацию в области промышленной безопасности, технологический регламент цеха
помола пшеницы не соответствует требованиям проектной документации.
Организационными причинами аварии послужили непрофессиональные дейст-
вия персонала предприятия по локализации и ликвидации аварии.
К техническим причинам аварии комиссией отнесены: отсутствие автоматизиро-
ванного дистанционного контроля температуры и влажности комбикормового сырья
при хранении в бункерах; несвоевременное освобождение бункера от продукта (так-
же не было предусмотрено перемещение продукта из силоса в силос в случаях обо-
снованной необходимости); отсутствие контроля газовой среды в свободных объемах
силосов (бункеров) переносными или стационарными газоанализаторами; отсутствие
эффективных средств ликвидации аварийной ситуации при возникновении очагов
самосогревания комбикормового сырья в бункерах (не предусмотрена возможность
применения инертных газов для снижения объемной доли кислорода до оптимально-
го значения, равного 8 % и менее, а также воздушно-механической пены); примене-
ние воды в качестве средства тушения очага горения в бункере; необеспечение мак-
симально возможной герметизации силоса (бункера) с горящим продуктом хранения.
Анализ причинно-следственных связей указанных случаев аварийности показы-
вает, что тенденция роста аварийности на объектах IV класса опасности свидетель-
ствует о неготовности подконтрольных организаций работать в рамках ослабления
контроля со стороны государства, игнорировании требований безопасности, халат-
ности ответственных должностных лиц и о неэффективности производственного
контроля в условиях самоконтроля, как такового.
Инциденты на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки расти-
тельного сырья
В представленных территориальными управлениями сведениях за отчетный пе-
риод отмечается, что порядок расследования причин инцидентов на опасных про-
230
изводственных объектах, их учет и анализ осуществляется в соответствии с прика-
зом Ростехнадзора от 19 августа 2011 года № 480.
В целом в 2018 году общее количество зарегистрированных на взрывопожаро-
опасных объектах хранения и переработки растительного сырья инцидентов сни-
зилось (в 2018 году — 12 инцидентов, в 2017 году — 14), при этом 60 % связано с
отказом или повреждением технических устройств (в 2017 году — 64 %), а 4 % ин-
цидентов (в 2017 году — 5 %) связано с отклонением от режима технологического
процесса.
В ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов № 1» (поднадзорно Приволж-
скому управлению) был зарегистрирован инцидент, связанный с задымлением на
участке гидротермической обработки цеха по производству крупы вследствие подпо-
ра продукта в нории, пробуксовки ленты и попадания тлеющего куска ленты в бункер
охлаждения крупы. По факту инцидента судебным решением приостановлена экс-
плуатация технических устройств на участке цеха по производству крупы на 90 суток.
В отделении гранулирования, брикетирования отрубей, комбикормов, кормовых
смесей (объект IV класса опасности) ООО «Пивоваренная компания «Балтика» —
«Балтика — Санкт-Петербург» (поднадзорно Северо-Западному управлению) про-
изошел инцидент, связанный с возгоранием внутри бункера-охладителя в резуль-
тате самосогревания и самовозгорания находящейся в нем сухой дробины. Причи-
ной инцидента стало самосогревание при повышенной влажности сухой дробины
вследствие ее контакта с конденсатом, образовавшимся внутри бункера-охладите-
ля после остановки сушильного агрегата из-за значительной разницы температур.
Характер инцидентов свидетельствует о недоработках и нарушениях требований
промышленной безопасности в эксплуатирующих объекты организациях, а также о
необходимости усиления контроля со стороны ответственных должностных лиц за
функционированием технических служб (в том числе в части планово-предупреди-
тельного ремонта) и служб производственного контроля предприятий.
В целях профилактики инцидентов в территориальные управления направлялось
письмо от 20 февраля 2018 года № 08-00-08/70 (об анализе причин инцидентов, за-
регистрированных в 2017 году).
Анализ основных показателей надзорной деятельности, в том числе проведен-
ных обследований, выявленных нарушений, выданных предписаний, приостановок
работ, административных наказаний, наложенных на нарушителей требований без-
опасности
В 2018 году общее количество проверок соблюдения требований промышленной
безопасности уменьшилось и составило 749 (в 2017 году — 770), в том числе коли-
чество плановых проверок составило 260 (в 2017 году — 306), при этом количество
внеплановых проверок увеличилось и составило 484 (в 2017 году — 464).
Снижение показателя по плановым проверкам связано с ограничениями, вве-
денными статьей 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, ка-
сающимися особенностей организации и проведения в 2016-2018 годах плановых
проверок субъектов малого предпринимательства, а также с периодичностью про-
ведения, установленной ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов», при отне-
сении объектов хранения или переработки растительного сырья к III и IV классам
опасности.
231
Во исполнение поручения Ростехнадзора от 29 июня 2015 года № ПЧ-6 «Об огра-
ничениях контрольно-надзорных мероприятий» при проведении проверочных ме-
роприятий в отношении предприятий, осуществляющих деятельность по хранению
зерновых и масличных культур, на периоды зерновых уборочных компаний прове-
дение контрольно-надзорных мероприятий не планировалось.
Общее количество проверок, по итогам проведения которых выявлены правона-
рушения, уменьшилось и составило в 2018 году 402 (в 2017 году — 455), при этом ко-
личество выявленных правонарушений составило 4720 (в 2017 году — 5513).
В отдельных случаях снижение количества нарушений в течение отчетного пери-
ода связано с невозможностью проведения проверок. Так, должностными лицами
Енисейского управления составлены акты о невозможности проведения проверок
в отношении следующих предприятий: ООО «Ачинский зерноперерабатывающий
комбинат» (проверка без нарушений в связи с отсутствием проверяемого юридиче-
ского лица по месту нахождения опасных производственных объектов, на момент
проверки объекты принадлежали другому предприятию), ПАО «Красноярский хлеб»
(проверка без нарушений, объекты данного предприятия по решению Арбитражно-
го суда Республики Хакасия возвращены прежнему владельцу).
Также оказалось невозможным проведение Крымтехнадзором проверки ООО
«Красногвардейский элеватор» в связи с препятствием руководителем предприя-
тия проведению проверки. По данному факту возбуждено дело об административ-
ном правонарушении по части 2 статьи 19.4.1 КоАП Российской Федерации и на-
правлено по подведомственности в соответствующий суд, однако производство по
делу прекращено Мировым судьей постановлением от 4 июня 2018 года, а решением
Симферопольского районного суда апелляционная жалоба Крымтехнадзора остав-
лена без удовлетворения.
Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок в
виде предупреждения, составило 76 (в 2017 году — 110), т.е. уменьшилось на 31 %.
В 2018 году на должностных лиц наложено 352 административных штрафа
(в 2017 году — 437), на юридических лиц наложено 135 штрафов (в 2017 году —
156). В то же время в 2018 году увеличилось количество случаев применения нака-
зания в виде административного приостановления деятельности (в 2018 году — 54,
в 2017 году — 44).
На поднадзорных Сибирскому управлению объектах решениями районных и
городских судов осуществлены 26 административных приостановок деятельности.
Решениями суда приостановлена эксплуатация 6 объектов, находящихся на тер-
ритории, поднадзорной Приволжскому управлению.
Городским судом г. Богородска Нижегородской области приостановлена эксплу-
атация 2 технических устройств (конвейер цепной) ОАО «Богородскхлебопродукт»
(поднадзорно Волжско-Окскому управлению).
За нарушения требований промышленной безопасности инспекторами Верхне-
Донского управления было назначено административное наказание в виде админи-
стративного приостановления эксплуатации технического устройства (нория № 32
«PETKUS» (инв. № 24) элеватора АО «РАССВЕТ»), входящего в состав опасного
производственного объекта «Элеватор» на срок 45 суток.
В 2018 году общая сумма наложенных административных штрафов составила
34 721,3 тыс. руб. (в 2017 году — 38 936,3 тыс. руб.), сумма взысканных администра-
тивных штрафов составила 19 064,5 тыс. руб. (в 2017 году — 19 610,3 тыс. руб.).
232
В правоохранительные органы, ФСБ России и органы прокуратуры Краснодар-
ского края направлялись сведения об организациях, зарегистрировавших опасные
производственные объекты, но длительное время не получающих лицензии и не ре-
агирующих на направленные в их адрес письма (ООО «ЮК», ООО АПК «Ахтари-
комбикорм», ООО «АГРО-ПРОДУКТ», ООО «Ольгинский элеватор»).
Северо-Кавказским управлением направлена в правоохранительные органы ин-
формация о возможно незаконной предпринимательской деятельности ООО «Аг-
рохимия» в части эксплуатации объекта «Цеха по производству крупы риса» без ли-
цензии и регистрации данного объекта в государственном реестре. По данному фак-
ту возбуждено уголовное дело.
Проверка Енисейским управлением ООО «Камарчагский комбикормовый завод»
показала, что организация не осуществляет производственную деятельность, нару-
шения зафиксированы в части отсутствия консервации объектов в соответствии с
требованием законодательства в области промышленной безопасности, составлены
акты о невозможности проведения проверки и протоколы осмотра. Информация о
состоянии дел в ООО «Камарчагский комбикормовый завод» направлена в органы
прокуратуры, в Антитеррористическую комиссию Красноярского края, в МЧС Рос-
сии по Красноярскому краю.
В рамках федерального государственного надзора в области промышленной без-
опасности реализованы полномочия по обеспечению государственного контроля
(надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза,
отнесенных к компетенции Ростехнадзора, при этом в основном выявлены наруше-
ния статьи 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудо-
вания для работы во взрывоопасных средах», принятого решением Комиссии Тамо-
женного союза от 18 октября 2011 года № 825, в части использования вентиляторов
в аспирационных установках помещений категории Б, установленных до пылеуло-
вителей и не соответствующих требованиям данного технического регламента (на
объектах предприятий ООО «Агрокомплекс Павловский», ОАО «Полтавский КХП»).
В период с 3 по 24 мая 2018 года центральным аппаратом Ростехнадзора (Управ-
лением общепромышленного надзора) с участием специалистов Северо-Кавказско-
го управления проведена выездная проверка объектов ООО «Ростовский комбинат
хлебопродуктов». В ходе поверки выявлено 54 нарушения требований промышлен-
ной безопасности, в том числе нарушения, связанные с обеспечением полноты и
достоверности представленных при регистрации опасного производственного объ-
екта сведений, с соблюдением порядка безопасной эксплуатации, состоянием и со-
держанием технологического оборудования, зданий и сооружений, задействован-
ных в технологическом процессе, с недостаточной оснащенностью их средствами
взрывопредупреждения и взрывозащиты, а также в части готовности к локализации
и ликвидации последствий аварий. По результатам контрольных мероприятий со-
ставлен акт и выдано предписание, установлен контроль исполнения предписания.
Применение риск-ориентированного подхода при организации надзорной дея-
тельности на поднадзорных объектах
Расчет риск-ориентированного интегрального показателя промышленной без-
опасности в отношении поднадзорных взрывопожароопасных объектов хранения
и переработки растительного сырья III класса опасности в 2018 году территориаль-
ными управлениями Ростехнадзора осуществлялся в соответствии с Методикой
233
расчета значений показателей, используемых для оценки вероятности возникнове-
ния потенциальных негативных последствий несоблюдения требований в области
промышленной безопасности, утвержденной приказом Ростехнадзора от 21 янва-
ря 2016 года № 549.
По результатам проведенных расчетов поднадзорные объекты хранения и пере-
работки растительного сырья в основном относятся к четвертой категории рисков
(с диапазоном значений групп факторов и профиля риска в пределах 2.20 — 2.59),
что учитывалось при подготовке планов проведения проверок территориальными
управлениями на 2019 год.
Так, по информации Западно-Уральского управления, из 216 объектов III клас-
са опасности 9 имеют третью категорию риска, 169 — четвертую категорию риска и
38 — пятую категорию риская; по информации Забайкальского управления, пока-
затель группы фактора риска поднадзорных объектов III класса опасности (14 объ-
ектов) составил: 4 объекта — третьей категории, 9 объектов — четвертой категории,
1 объект — второй категории; объектов IV класса опасности (5 объектов): третьей
категории — 3 объекта, четвертой категории — 2 объекта.
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нару-
шений требований промышленной безопасности на поднадзорных объектах
В рамках решения задач профилактической направленности по результатам ана-
лиза материалов расследований случаев аварийности и смертельного травматизма, за-
регистрированных в предыдущие годы, в целях обеспечения должного уровня разъяс-
нительной работы с поднадзорными предприятиями в 2018 году были подготовлены
и направлены в территориальные управления Ростехнадзора информационно-разъ-
яснительные письма: от 12 июля 2018 года № 08-00-08-298, от 7 сентября 2018 года
№ 00-06-06/1787 и от 31 октября 2018 года № 08-00-08-462 (по результатам рассмотре-
ния материалов расследования группового несчастного смертельного случая в ООО
«Кубанские масла», аварий в ЗАО «ЛЕСОЗАВОД 25» и в ООО «АМИЛКО»); от 16 ян-
варя 2018 года № 08-00-08/8 (с анализом и оценкой причинно-следственных свя-
зей аварийности и травматизма); от 20 февраля 2018 года № 08-00-08/70 (об инци-
дентах на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного
сырья, зарегистрированных в 2017 году); от 28 марта 2018 года № 00-06-06/621 (об
аварийности и травматизме на взрывопожароопасных объектах хранения и перера-
ботки растительного сырья за 2017 год).
В 2018 году проводилась работа в рамках реализации мероприятий по сниже-
нию уровня смертельного травматизма, предусмотренных Протоколом совещания
у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12 декаб-
ря 2017 года № ДМ-П12-70пр.
В целях обеспечения должного уровня промышленной безопасности и противоава-
рийной устойчивости взрывопожароопасных объектов хранения и переработки расти-
тельного сырья были направлены письма в Минтруд России (от 21 февраля 2018 года
№ 00-06-04/443) и Минсельхоз России (от 21 февраля 2018 года № 00-06-04/444).
В рамках участия Ростехнадзора в формировании ведомственного плана Мини-
стерства сельского хозяйства Российской Федерации по снижению производствен-
ного травматизма в сельском хозяйстве на 2018 год в Минсельхоз России направлены
письма от 20 апреля 2018 года 00-06-04/815 и от 24 апреля 2018 года № 00-06-04/885 с
позицией Ростехнадзора по данному вопросу.
234
В соответствии с поручениями протокола совещания в г. Воронеже от 15 января
2017 года № 00-06-09/2765/1 по выработке единого подхода к планированию и ор-
ганизации мероприятий, направленных на предупреждение случаев смертельного
травматизма на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки раститель-
ного сырья, центральным аппаратом и территориальными управлениями Ростех-
надзора в 2018 году проводился ряд мероприятий по выполнению поручений ука-
занного протокола.
В рамках указанных задач при проведении проверок принимались меры по
исключению в поднадзорных организациях формализма при организации и осу-
ществлении производственного контроля, включая мероприятия по выявлению
причин нарушений требований промышленной безопасности и условий, их поро-
ждающих. Проводилась разъяснительная работа и в необходимых случаях приме-
нялась административная практика.
Территориальными управлениями в 2018 году в рамках проведения мероприятий
профилактической направленности были проведены семинары (совещания) с поднад-
зорными организациями с участием органов власти субъектов Российской Федерации.
Так, Севтехнадзором в целях реализации указанных мероприятий проведено 5 се-
минаров с участием организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере хра-
нения и переработки растительного сырья (в семинарах приняли участие предста-
вители 65 предприятий и организаций).
Территориальными управлениями в отчетном периоде осуществлялось взаимо-
действие с органами прокуратуры.
В соответствии с протоколом совещания в г. Воронеже от 15 декабря 2017 года
№ 00-06-09/2765/1 проведен анализ осуществления территориальными управлени-
ями мероприятий в 2018 году по предупреждению случаев смертельного травматиз-
ма на взрывопожароопасных объектах хранения и переработки растительного сы-
рья, результаты анализа направлены в территориальные управления Ростехнадзора
для использования при осуществлении контрольно-надзорной деятельности пись-
мами от 4 июня 2018 года № 00-06-06/1139 и от 21 ноября 2018 года № 00-06-06/2007.
В целях формирования единого понимания обязательных требований, повыше-
ния уровня правовой грамотности на поднадзорных объектах в 2018 году оказыва-
лась консультативная помощь гражданам, юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям по вопросам соблюдения обязательных правил, давались разъ-
яснения по вопросам применения норм и правил промышленной безопасности на
сахарных заводах, по фумигации растительного сырья в контейнерах газом фосфин,
по идентификации и регистрации объектов в государственном реестре опасных про-
изводственных объектов, по установке магнитной защиты на приеме сырья с авто-
мобильного транспорта, по производству (изготовлению) топливных древесных гра-
нул и древесной муки, по режимно-наладочным испытаниям.
В целях профилактики нарушений обязательных требований территориальными
управлениями Ростехнадзора в 2018 году применены меры профилактического воз-
действия в виде 416 предостережений о недопустимости нарушений обязательных
требований в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу-
ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в
отношении 487 опасных производственных объектов хранения и переработки ра-
стительного сырья.
235
Наибольшее число предостережений было выдано на объектах, поднадзорных
Нижне-Волжскому управлению (246 предостережений), Кавказскому управлению
(115 предостережений), Верхне-Донскому управлению (22 предостережения) и Ени-
сейскому управлению (13 предостережений).
Анализ соблюдения законодательно установленных процедур регулирования про-
мышленной безопасности
В отчетном периоде продолжалась работа по регистрации в государственном ре-
естре опасных производственных объектов и (или) исключению из него (в основ-
ном по причинам утраты признаков опасности в соответствии с приложением 1 к
Федеральному закону от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопас-
ности опасных производственных объектов», прекращения деятельности юридиче-
ских лиц, а также смены эксплуатирующей организации).
Территориальными управлениями отмечается, что в 2018 году уведомлений о на-
чале осуществления вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и
химически опасных производственных объектов IV класса опасности не поступало.
Вместе с тем на отчетную дату в государственном реестре не перерегистрирова-
ны (с присвоением класса опасности) опасные производственные объекты 3 орга-
низаций (2 из которых находятся в стадии ликвидации), поднадзорных Северо-Кав-
казскому управлению.
При этом по информации некоторых территориальных управлений исключить
объекты из государственного реестра в соответствии с п. 29 Требований к регистра-
ции объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ве-
дению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержден-
ных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, не всегда представлялось возмож-
ным по причине наличия регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасно-
сти опасных производственных объектов» предприятиями разработаны (разрабаты-
ваются) положения о производственном контроле, при этом в большинстве случаев
по причине малочисленности штата в поднадзорных организациях службы произ-
водственного контроля не организованы, а назначаются ответственные лица за ор-
ганизацию и осуществление производственного контроля (главные инженеры, тех-
нические руководители либо директора или специалисты), при этом к проведению
проверок опасных производственных объектов привлекаются главные специали-
сты организаций (энергетики, механики, инженеры), специалисты по охране труда
(промышленной безопасности).
Оценка организации и эффективности осуществления производственного
контроля на опасных производственных объектах осуществлялась при проведении
плановых и внеплановых проверок. Результаты проверок показали, что при прове-
дении производственного контроля имеются существенные недостатки: отсутствие
производственного контроля или несоответствие его требованиям законодательства.
Всего выявлено 821 нарушение при осуществлении производственного контроля.
Часто встречающимися нарушениями при проведении производственного
контроля являются:
отсутствие анализа выявленных нарушений;
не в полном объеме выявляются имеющие недостатки;
не разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений;
236
не определены обязанности и права работника, ответственного за осуществле-
ние производственного контроля, в должностной инструкции;
предписания, выданные специалистами службы производственного контроля,
не выполняются в установленные сроки.
На предприятиях, эксплуатирующих только объекты IV класса опасности, про-
изводственный контроль часто не организован или малоэффективен.
Работа по выявлению нарушений требований промышленной безопасности от-
ветственными за осуществление производственного контроля лицами фактически
не проводится. Выявляются в основном незначительные несоответствия, предло-
жения руководителям предприятий по их устранению не вносятся.
Отдельными предприятиями не предоставлены сведения об организации про-
изводственного контроля, в том числе организациями, не осуществляющими про-
изводственную деятельность длительное время или прекратившими свою деятель-
ность (по сведениям из ЕГРЮЛ), но не исключившими объекты из государственно-
го реестра опасных производственных объектов. К таким организациям применены
меры административного воздействия.
Контроль исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2010 года
№ 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опас-
ного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» показал,
что предприятиями в основном осуществлено обязательное страхование граждан-
ской ответственности опасных производственных объектов, за исключением объ-
ектов, находящихся на долгосрочной консервации и (или) в состоянии временного
прекращения деятельности, в том числе в состоянии ликвидации.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, в основ-
ном осуществляют в установленном порядке проведение экспертизы промышлен-
ной безопасности, проведение подготовки и аттестации работников в области про-
мышленной безопасности.
При этом анализ внесенных в реестр положительных заключений экспертизы
промышленной безопасности показал, что поднадзорными организациями в основ-
ном проводятся экспертизы промышленной безопасности технических устройств
из-за отсутствия в технической документации (паспортах на оборудование) данных
о сроке службы технических устройств, при этом фактический срок их службы пре-
вышает двадцать лет, в том числе в случаях истечения срока эксплуатации техниче-
ских устройств, здания или сооружения.
Анализ показателей контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных тре-
бований и условий
В целом поднадзорные организации, эксплуатирующие взрывопожароопасные
объекты хранения и переработки растительного сырья III класса опасности, соблю-
дают лицензионные требования и условия Федерального закона от 4 мая 2011 года
№ 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положения о лицензиро-
вании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных
объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492, и имеют лицензии на эксплуата-
цию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В 2018 году территориальными управлениями предоставлено 73 лицензии (в
2017 году — 75) и переоформлено 99 (в 2017 году — 216) лицензий на эксплуатацию
237
взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Наибольшее число лицензий было предоставлено и (или) переоформлено по заяв-
лениям поднадзорных объектов, расположенных в Нижне-Волжском, Северо-Кав-
казском, Кавказском и Сибирском управлениях Ростехнадзора.
В 2018 году территориальными управлениями было отказано в предоставлении
32 лицензий (в 2017 году — 52) поднадзорным объектам, расположенным на терри-
тории Межрегионального технологического, Центрального, Приокского, Крымско-
го, Енисейского, Приволжского, Северо-Кавказского управлений Ростехнадзора.
В 2018 году снизилось количество внеплановых проверок, проведенных инспек-
торами территориальных управлений в отношении соискателей лицензии или ли-
цензиатов, представивших заявление о переоформлении лицензии (в 2018 году —
225 проверок, в 2017 году — 335).
Территориальными управлениями выявлено 49 случаев нарушения обязатель-
ных лицензионных требований по результатам проверок в рамках лицензионного
контроля, и отмечается, что по-прежнему к основным типовым нарушениям мож-
но отнести: отсутствие положительных заключений экспертиз промышленной без-
опасности на здания в связи с отсутствием в проектной документации данных о сро-
ке безопасной эксплуатации; установку врызворазрядителей на норийных трубах;
отсутствие аварийных кнопок в хвостовой части для останова конвейеров и отсут-
ствие систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварий-
ной автоматической защиты технологических процессов на объектах; отсутствие
огнепреграждающих устройств на трубопроводах подачи зерна и иные нарушения.
За допущенные нарушения лицензионных требований юридические лица и их
руководители привлекались к административной ответственности по статье 9.1 ча-
сти 1 КоАП Российской Федерации.
При этом в целях профилактики нарушений обязательных требований инспек-
торами территориальных управлений по результатам проверок в поднадзорные ор-
ганизации были подготовлены и направлены предостережения о недопустимости
эксплуатации опасных производственных объектов без лицензии в отношении под-
надзорных предприятий, расположенных на территории Енисейского управления
и Центрального управления.
В 2018 году во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительст-
ва Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 13 февраля 2018 года № АХ-П9-771 и
приказа Ростехнадзора от 28 февраля 2018 года № 86 «Об организации проведения
внеплановых выездных проверок организаций, имеющих лицензии на осуществле-
ние деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» в тер-
риториальных управлениях была организована работа по проверке соответствия ли-
цензиата лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по прове-
дению экспертизы промышленной безопасности.
Анализ выполнения мероприятий технических паспортов взрывобезопасности
по предупреждению аварий и противоаварийной устойчивости зданий, сооружений
и оборудования
Контроль за разработкой (переработкой) технических паспортов в соответствии
с установленными требованиями был усилен в рамках исполнения протокола сове-
щания в г. Воронеже № 00-06-09/2765/1 от 15 декабря 2017 года, связанного с вопро-
сами предупреждения случаев аварийности и смертельного травматизма на взрыво-
пожароопасных объектах хранения и переработки растительного сырья.
238
Территориальные управления сообщают о результатах деятельности по данно-
му вопросу.
Предприятия Республики Башкортостан (поднадзорны Западно-Уральско-
му управлению) привели технические паспорта (10 объектов III класса опасности,
6 объектов IV класса опасности) в соответствие с требованиями норм и правил.
Средне-Поволжским управлением отмечается, что технические паспорта взры-
вобезопасности имеются в 132 поднадзорных предприятиях Самарской и Ульянов-
ской областей.
По информации территориальных управлений, в 2018 году мероприятия техни-
ческих паспортов взрывобезопасности по предупреждению аварий и противоава-
рийной устойчивости зданий, сооружений и оборудования проведены на многих
поднадзорных объектах.
В ООО Молочные фермы «Урожай» установлены взрыворазрядные устройства
на нории НЦ-II-100 №№ 68, 127 в силосном корпусе СКС 3х60; установлена маг-
нитная защита на приеме зерна с автотранспорта на участке по производству ком-
бикормов (кормовых смесей).
В ООО «КонсалтСитиГруп» на ленточных конвейерах ЛТ-600/35 (с автоприема в
ПОБ склада 18), ЛТ-500/60 № 8 (со склада 18 в подвал ПОБ) и ЛТ-500/60 (подвал ПОБ
в элеватор) в приемно-очистительной башне установлены РКС; в сушильно-очисти-
тельной башне №1 на нориях НЦ-50 № 4 и 6 установлены РКС и датчики подпора,
ленточные конвейеры ЛТ-500/65 № 25, 26 (подземная галерея под складами 25 и 26)
оснащены РКС; на сушильно-очистительной башне № 2 нория НЦ-50/24 № 5 осна-
щена РКС и датчиком подпора, ленточный конвейер ЛТ-600/5 № 19 (помещение
первого этажа СОБ-2) оснащены РКС; на элеваторе произведена замена термопод-
весок в количестве 7 ед. системы дистанционного контроля температуры в силос-
ном корпусе элеватора.
В ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области на участке мукомоль-
ного производства на агрегатно-вальцовых мельницах Р1-БМВ-01, МВС-20, после
пневмосепараторов ЗПА-1,5 перед подачей зерна в вальцовые станки Р1-БСВ, ЗМ2
установлена магнитная защита, на мельнице мукомольной ММ-3, магнитная защи-
та установлена перед сортировочной машиной. На винтовых конвейерах № 27, 64,
41, 47, 20 установлены устройства, предохраняющие конвейеры от переполнения
короба продуктом (сливные самотеки в бункеры, оснащенные датчиками верхнего
уровня), предохранительные клапаны с концевыми выключателями.
На предприятиях, поднадзорных Сибирскому управлению, из запланированных
на 12 месяцев 2018 года 322 мероприятий выполнено 290, в том числе: устройство
тамбур-шлюзов — 10, приведение легкосбрасываемых конструкций (ЛСК) к нор-
мам — 9 (360 м2), установка тормозных устройств — 15, защита норийных труб — 6,
установка взрыворазрядных устройств — 14, установка реле контроля скорости на
ленточных конвейерах — 16, установка устройств контроля сбегания ленты на но-
рии — 71, магнитных заграждений на приеме с железной дороги и автотранспор-
та — 5, установка огнепреграждающих устройств — 79, замена вентиляторов аспи-
рационных сетей — 65.
Волжско-Окским управлением отмечается, что в ОАО «Птицефабрика «Ворсмен-
ская» проведена установка датчиков подпора, установка устройства от переполне-
ния короба продуктом; в ООО «Колобок» установлены тамбур-шлюзы малой глу-
бины, проведена установка реле скорости на нориях, устройств, предотвращающих
239
сбегание ленты на нориях; в ООО «Агрофирма Павловская» проведена установка
взрыворазрядных устройств на норию, замена отработавших нормативный срок аэ-
розольгазовых затворов системы локализации взрыва на маршрутах после головок
норий; в АО «Лысковский хлебозавод» оборудовано помещение категории Б там-
бур-шлюзом малой глубины.
В АО «Первый хлебокомбинат» (поднадзорно Уральскому управлению) проведе-
ны работы по замене оконных блоков (для приведения площади легкосбрасываемых
конструкций в соответствие с расчетными данными Технического паспорта взры-
вобезопасности) на опасных объектах «Элеватор» и «Цех по производству муки».
В ОАО «МАКФА» тамбур-шлюзами оборудованы дверные проемы, отделяющие
помещения категории Б (ВРГ-1 и автоприем растительного сырья) от лестничной
клетки, установлен дополнительный взрыворазрядитель на нории НЦ-350 № 4 (вы-
сота нории более 36 м), на опасном производственном объекте — элеваторе произ-
ведена замена вентиляторов аспирационных установок № 39, 40, 37, в цехе по про-
изводству муки хлебопекарного помола установлены тамбур-шлюзы между поме-
щением просеивающих машин и участком фасовки муки, помещением «черных»
закромов и 7-м этажом отделения зерноочистки, в цехе по производству муки мака-
ронного помола установлен тамбур-шлюз между помещением норий (3-й этаж ли-
нии «Прокоп») и вентиляционной камерой.
По информации Приволжского управления, технические паспорта взрывобез-
опасности разработаны на 200 предприятиях, не разработаны технические паспор-
та взрывобезопасности на 2 предприятиях (ООО «Сет иле», Республика Татарстан;
ПАО «Волжский гидролизно-дрожжевой завод», Республика Марий Эл).
Нарушения в части разработки технических паспортов взрывобезопасности и
выполнения предусмотренных ими мероприятий были зафиксированы на ряде объ-
ектов, поднадзорных Верхне-Донскому, Северо-Кавказскому, Нижне-Волжскому,
Средне-Поволжскому, Уральскому, Западно-Уральскому управлениям. В связи с
выявленными нарушениями юридические лица привлечены к административной
ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В то же время отмечается, что на некоторых поднадзорных объектах технические
паспорта взрывобезопасности не актуализированы: не соответствуют их формы и
состав таблиц «Стационарные ленточные конвейеры», «Цепные скребковый и вин-
товые конвейеры», «Дробилки», «Термометрия», «Системы локализации взрыва»;
отсутствуют таблицы «Электростатическая искробезопасость, электроустановки,
защитное заземление, молниезащита», «Система воздушного отопления и вентиля-
ция», «Бункеры деревообрабатывающих производств», «Жимосушильные установ-
ки», «Шнековые затворы деревообрабатывающих производств», «Результаты натур-
ных замеров легкосбрасываемых конструкций».
Выявляемые нарушения предписываются к устранению, исполнение предписа-
ний контролируется территориальными управлениями.
В ряде случаев выполнение разработанных планов мероприятий по приведению
действующих объектов в соответствие с установленными требованиями сдерживает-
ся недостаточным финансированием и отсутствием необходимых средств, а также не-
прерывной сменой владельцев и руководителей предприятий (ООО «Эко-Лайн», ООО
«Мичуринский элеватор», ООО «Ржаксинский элеватор», Верхне-Донское управление).
По информации Средне-Поволжского управления многие предприятия, распо-
ложенные в Самарской и Ульяновской областях, не имеют достаточно средств для
240
замены (переоснащения) оборудования и технических устройств, поэтому ограни-
чиваются поддержанием устаревшего оборудования в удовлетворительном состоя-
нии проведением технического обслуживания, ремонта, экспертизы промышлен-
ной безопасности эксплуатируемых технических устройств.
В то же время следует отметить, контроль за реализацией Федеральных норм и
правил «Требования к разработке технического паспорта взрывобезопасности взры-
вопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвер-
жденных приказом Ростехнадзора от 31 декабря 2014 года № 632, осуществляется в
основном при реализации на объектах контрольных и надзорных функций.
Действующим законодательством в области промышленной безопасности не
предусмотрено предоставление в органы Ростехнадзора как планов мероприятий по
доведению опасных производственных объектов до нормативных требований про-
мышленной безопасности, так и самих технических паспортов взрывобезопасности
опасных производственных объектов, что значительно затрудняет проведение оцен-
ки, в том числе при анализе сведений об осуществлении производственного контр-
оля, в составе которых (к примеру, на предприятиях Мурманской области) предо-
ставленные планы мероприятий по промышленной безопасности включают только
организационные мероприятия (подготовки и аттестации специалистов, заключе-
ние договоров страхования гражданской ответственности, проведение периодиче-
ских медицинских осмотров персонала, проведение планово-предупредительных
ремонтов), что особенно актуально для поднадзорных объектов IV класса опасно-
сти, в отношении которых проведение плановых проверочных мероприятий зако-
нодательством не предусмотрено.
Основные проблемы, связанные с обеспечением безопасности поднадзорных объ-
ектов, включая оценку готовности к мероприятиям по локализации и ликвидации по-
следствий аварий на опасном производственном объекте
В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации по-
следствий аварии организации, эксплуатирующие опасные производственные объ-
екты хранения и переработки растительного сырья, планируют и осуществляют ме-
роприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных произ-
водственных объектах.
Предприятия, эксплуатирующие объекты III класса опасности, заключают с про-
фессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными
аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, отдельные
организации создают нештатные аварийно-спасательные формирования и (или)
противопожарные отделения или добровольные пожарные дружины из числа работ-
ников предприятия (отмечается Дальневосточным, Енисейским, Нижне-Волжским,
Северо-Западным, Центральным, Сибирским, Средне-Поволжским управлениями).
Разработаны (или разрабатываются) планы мероприятий по локализации и лик-
видации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III клас-
сов опасности, создаются резервы финансовых средств и материальных ресурсов
для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации.
При проведении плановых проверок проводится в том числе оценка готовно-
сти поднадзорных предприятий к действиям по локализации и ликвидации аварий
(ООО «Ростовский КХП», АО «Тюльганское ХПП», ЗАО «Хлебопродукт-2», ОАО
«Вяткаагроснаб» и СПК СА колхоз «Зерновой», ООО «Пивоваренная компания

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..