ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2018 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2018 год) - часть 16

 

 

ством за совершенные административные правонарушения в обла-
сти охраны собственности, в области охраны окружающей среды и
природопользования. В отношении лиц, допустивших администра-
тивные правонарушения против порядка управления, возбуждалось
производство по делам об административных правонарушениях. Так,
было возбуждено 95 дел об административных правонарушениях,
рассмотрено 115 административных дел с учетом материалов, посту-
пивших из органов прокуратуры, правоохранительных органов, и дел,
рассмотренных мировыми судьями. По результатам рассмотрения
вынесено 73 постановления о назначении административного нака-
зания в виде штрафа. Сумма наложенных административных штра-
фов составила 1 621 500 руб. Сотрудники отдела государственного
экологического надзора осуществляли своевременный контроль за
выполнением выданных предписаний, за оплатой административных
штрафов, за своевременной подготовкой и передачей материалов в
отделы судебных приставов-исполнителей и мировым судьям.
7.5.1. Государственный контроль и надзор
за геологическим изучением, рациональным
использованием и охраной недр
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере приро-
допользования
(Росприроднадзора) по Республике Карелия. На
31.12.2018 года на территории Республики Карелия деятельность
в сфере недропользования осуществляют 284 предприятия, в том
числе имеющие лицензии на объекты, содержащие полезные иско-
паемые федерального уровня надзора, - 33. Общее количество дей-
ствующих лицензий на право пользования недрами - 486, из них: на
объекты, содержащие необщераспространенные полезные ископае-
мые (НОПИ), - 46; на объекты, содержащие общераспространенные
полезные ископаемые (далее - ОПИ), - 440 (включая 115 лицензий
на участки недр местного значения, содержащие подземные воды).
Объекты НОПИ поднадзорны Управлению, объекты ОПИ - регио-
нальному органу исполнительной власти в сфере недропользования.
Основной задачей государственного геологического надзора,
как и в 2017 году, являлось выявление, пресечение и профилактика
правонарушений, связанных с незаконным и нерациональным ис-
244
пользованием природных ресурсов, с негативным воздействием на
окружающую среду при осуществлении недропользования, выпол-
нение выданных предписаний. В 2018 году проведено 32 надзорных
мероприятия, из них плановых - 12, внеплановых - 15 (с целью кон-
троля выполнения предписаний - 13, по выполнению Уведомления
Роснедра - 2), рейдовых - 5. Выявлено нарушений - 6 (в том числе
безлицензионное пользование недрами - 3), устранено - 7 нару-
шений с учетом ранее выявленных. Выдано 6 предписаний, испол-
нено - 7 с учетом ранее выданных, по остальным предписаниям
срок исполнения не истек. Рассмотрено 8 административных дел.
Назначено штрафов на общую сумму 1,6 млн руб., меньше чем в
2017 году (2,0 млн руб.). Рассчитан и предъявлен ущерб, причинен-
ный недрам в результате безлицензионного пользования недрами
(добыча песка), в размере 10,6 млн руб.
По поручению Правительства РФ от 22.04.2011 № ИС-П9-
2558 проведены проверки выполнения Уведомления Роснедра о
возможном досрочном прекращении права пользования недрами в
отношении предприятий-недропользователей ООО «Порфирит» и
ОАО «Карелмет». Информация о проведенных проверках направ-
лена в Роснедра для принятия решений.
По-прежнему одним из основных нарушений Закона РФ «О
недрах» является безлицензионное пользование недрами. Так, из
19 предприятий системы ЖКХ, осуществляющих водоснабжение
населения из подземных источников на территории Карелии, ли-
цензии на право пользования недрами имеют только 37 %. Осталь-
ные предприятия системы ЖКХ используют подземные воды са-
мовольно. Из-за практически ежегодного банкротства эксплуати-
рующих организаций оформление лицензий на право пользования
недрами превращается в длительный и бесконечный процесс.
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ка-
релия. В течение 2018 года проведено 13 внеплановых проверок
в целях проверки выполнения ранее выданных предписаний. По
результатам контрольно-надзорных мероприятий составлены акты,
выдано 12 предписаний, возбуждено 7 дел об административных
правонарушениях. Рассмотрено 15 административных дел, в том
числе поступивших из органов полиции, наложено 2 предупрежде-
ния и 13 штрафов в размере 550 тыс. руб.
245
7.5.2. Государственный надзор
за использованием и охраной водных объектов
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо-
пользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия. В 2018 году
проведено 38 надзорных мероприятий, меньше, чем в 2017 году (54).
Из крупных водопользователей проверена деятельность ОАО «Кон-
допога», АО
«ПКС-Водоканал», ООО «РК-Гранд», ООО «Онеж-
ский судостроительный завод». Во исполнение майского указа от
07.05.2018 № 204 Президента РФ «О национальных целях и страте-
гических задачах развития РФ на период до 2024 г.» о сохранении
уникальных водных объектов, в т.ч. Ладожского и Онежского озер,
14 рейдовых мероприятий проведены на территории водоохранных
зон Ладожского озера и Онежского озера. По результатам надзорной
деятельности выявлено 16 нарушений, для устранения которых выда-
ны 16 предписаний с обязательным сроком устранения.
Совместно с Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - ЦЛАТИ по
Республике Карелия в ходе 17 выездов проведены 666 отборов проб
природных и сточных вод для выявления фактов загрязнения водных
объектов. Рассчитан и предъявлен размер вреда, причиненный вод-
ному объекту - Онежскому озеру - сбросом вредных (загрязняющих)
веществ в составе сточных вод, в размере 28,6 млн руб.
Основными нарушениями водного законодательства РФ
по-прежнему, являются: 1) водопользование без документов, на ос-
новании которых возникает право пользования водным объектом;
2) сброс недостаточно очищенных сточных и/или дренажных вод.
Региональный уровень
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ка-
релия. Приостановление хозяйственной и иной деятельности пред-
приятий-водопользователей в 2018 г. не осуществлялось.
7.5.3. Государственный контроль за состоянием,
использованием, охраной, защитой лесного фонда и
воспроизводством лесов
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ка-
релия. В 2018 году проведено 43,6 тыс. первичных и контрольных
246
проверок, а также других мероприятий, направленных на обеспече-
ние соблюдения требований лесного законодательства и договор-
ных условий использования лесов, в том числе:
- 3 064 проверки качества отводов и таксации лесосек на пло-
щади 34 906 га;
- 8789 проверок качества разработки лесосек на площади
97 767 га;
- 14 189 проверок по приемке лесосек на площади 69 282 га;
- 5 647 проверок качества лесовосстановления на площади
60 099 га;
- 1 071 проверка пунктов сосредоточения противопожарного
инвентаря;
- 936 проверок качества противопожарных мероприятий по
обустройству лесов;
- 8 848 патрулирований территории лесного фонда с целью вы-
явления лесонарушений, в т.ч. 1 221 рейд совместно с правоохра-
нительными органами.
По итогам контрольно-надзорных мероприятий выявлено
2 930 нарушений лесного законодательства, в том числе:
- незаконная рубка - 200;
- нарушения правил пожарной безопасности в лесах - 208;
- нарушения правил заготовки древесины - 1 883;
- нарушения правил санитарной безопасности в лесах - 142;
- самовольное использование лесов - 56;
- загрязнение лесов бытовыми и промышленными отходами - 65;
- нарушения в части использования, охраны, защиты и воспро-
изводства лесов - 64;
- прочие нарушения - 312.
По фактам выявленных нарушений приняты следующие меры:
- выдано и предъявлено 541 требование и предписание об
устранении нарушений;
- составлено 299 протоколов о лесонарушениях;
- составлено 1 583 протокола об административных правона-
рушениях;
- рассмотрено (в т.ч. судами) 1 468 дел об административных
правонарушениях;
- назначено (в т.ч. судами) 136 административных предупре-
ждений;
247
- наложено (в т.ч. судами) 600 административных штрафов на
сумму 26,2 млн руб;
- предъявлено 168 претензий о возмещении вреда (ущерба) от
лесонарушений на сумму 79,0 млн руб;
- подано в суд 53 иска о возмещении вреда (ущерба) от лесо-
нарушений на сумму 41,1 млн руб;
- начислено договорных неустоек за нарушения лесохо-
зяйственных требований при использовании лесов на сумму
40,3 млн руб;
- направлено в следственные органы по фактам лесонаруше-
ний и лесных пожаров 611 материалов;
- возбуждено по фактам лесонарушений и лесных пожаров
123 уголовных дела;
- привлечено к уголовной ответственности 4 лица;
- передано на рассмотрение в судебные органы 351 дело.
По итогам 2018 года по ряду показателей наблюдается положи-
тельная динамика в сравнении с 2017 годом:
- количество возбужденных административных дел увеличи-
лось на 31,6 %;
- количество рассмотренных административных дел увеличи-
лось на 22,62 %;
- количество назначенных административных штрафов увели-
чилось на 21,5 %;
- количество выданных требований (предписаний) увеличи-
лось на 20,8 %;
- сумма назначенных административных штрафов увеличи-
лась на 14,4 %;
- сумма начисленных договорных неустоек за нарушение лесо-
хозяйственных требований увеличилась на 45,7 %;
- сумма возмещенного вреда (ущерба), причиненного лесам,
увеличилась на 50,7 %.
Таким образом, в 2018 году отмечено повышение эффективно-
сти и результативности исполнения полномочий по осуществлению
на землях лесного фонда федерального государственного надзора
(лесной охраны).
248
7.5.4. Государственный экологический контроль
в области охраны атмосферного воздуха и обращения
с отходами производства и потребления
Федеральный уровень
Управление Федеральной службы по надзору в сфере при-
родопользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия. В
2018 году в рамках осуществления государственного экологическо-
го надзора проведено 110 проверок соблюдения требований в об-
ласти охраны атмосферного воздуха и при обращении с отходами
производства и потребления. В области охраны атмосферного воз-
духа выполнено 27 надзорных мероприятий. По результатам пла-
новых проверок установлены превышения нормативов предельно-
допустимых выбросов на объектах ООО «Онежский судостроитель-
ный-судоремонтный завод», ООО «Литейный завод «Петрозавод-
скмаш», ООО «РК-Гранд», АО «ПКС-Водоканал». Надзор в области
обращения с отходами производства и потребления осуществлялся
в ходе 67 мероприятий. Проведено 16 предлицензионных проверок
соискателей и лицензиатов лицензии по сбору, транспортирова-
нию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отхо-
дов I-IV классов опасности.
Во исполнение поручения Росприроднадзора в декабре
2018 года Управлением проведена проверка регионального опера-
тора по Республике Карелия ООО «Автоспецтранс», оценены воз-
можные риски в деятельности регионального оператора при пере-
ходе на новую систему в области обращения с отходами.
В 2018 году надзорными органами республики выявлено
422 места несанкционированного размещения отходов и навалов
мусора (в 2017 году - 225 мест) на площади 173,4 га, ликвидиро-
вано 322 места (в 2016 году - 136 мест) на общей площади 100 га.
Основные места несанкционированных свалок и навалов мусора
сосредоточены на землях лесного фонда.
В настоящее время в республике отсутствует развитая и со-
временная инфраструктура сбора, переработки, обезвреживания,
утилизации твердых коммунальных отходов, мусороперерабаты-
вающих заводов. В ряде административных районов республики
(Беломорский, Пудожский, Лахденпохский) отсутствуют объекты по
размещению отходов.
249
Существует проблема с исторически сложившимися объекта-
ми размещения отходов близ населенных пунктов Республики Ка-
релия. Данные объекты разрешены к использованию местными ор-
ганами власти. Эксплуатирующая организация для таких объектов
не установлена, а сами объекты не соответствуют экологическим и
санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям. При этом
в некоторых районах республики отдаленность населенных пунктов
от официальных ОРО составляет порядка 50 км.
Региональный уровень
Министерство по природопользованию и экологии Республики
Карелия. В связи с неисполнением представлений, выданных по ре-
зультатам рассмотрения административных дел, а также на осно-
вании материалов, поступивших в адрес Министерства, в течение
2018 года составлено 52 протокола об административных правона-
рушениях. Рассмотрено 65 административных дел. К нарушителям
применены меры административного наказания в виде 36 штрафов
на общую сумму 727 тыс. руб. В феврале 2018 г. на территории Рес-
публики Карелия в соответствии с требованиями законодательства
статусом регионального оператора по обращению с твердыми ком-
мунальными отходами (далее - ТКО) наделено ООО «АВТОСПЕЦ-
ТРАНС». На официальном сайте ООО «АВТОСПЕЦТРАНС»/rotko10.
ru/ размещена вся информация, подтверждающая его право на за-
ключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Услуга
является коммунальной. Договоры обязаны заключить 100 % юриди-
ческих и физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
7.5.5. Надзорная деятельность Карельской межрайонной
природоохранной прокуратуры за исполнением
экологического законодательства
Всего в Республике Карелия, согласно официальным стати-
стическим данным, за 2018 год органами прокуратуры республики
выявлено 1 185 нарушений закона в экологической сфере, в суды
направлено 18 исков и заявлений на сумму 1 777 тыс. руб. Внесено
273 представления об устранении нарушений закона, по резуль-
татам которых 186 лиц за допущенные нарушения привлечены к
дисциплинарной ответственности, по возбужденным прокурорами
постановлениям к административной ответственности привлечено
63 лица, возбуждено и расследовано 1 уголовное дело.
250
Основные нарушения водного законодательства на территории
республики: 1) нарушение режима осуществления хозяйственной дея-
тельности в водоохранной зоне водных объектов; 2) сброс очищен-
ных сточных вод с превышением утвержденных нормативов, а в ряде
районов сброс вод без соответствующей очистки, непредставление в
органы контроля статистических сведений об использовании воды.
В частности, прокуратурой установлен факт размещения
ООО «РесурсТрейдинг» топливозаправочного комплекса в водо-
охранной зоне Онежского озера в нарушение Водного кодекса РФ.
Руководителю предприятия внесено представление об устранении
нарушений закона, в результате чего юридическое лицо освободи-
ло водоохранную зону Онежского озера от стационарного объекта.
По результатам проведенной прокуратурой проверки прекращено
осуществление сброса сточных вод в Онежское озеро со сторо-
ны ООО «Регион-Строй Плюс» в нарушение Водного кодекса РФ
при проведении строительных работ на земельном участке, осу-
ществляемых на основании договора подряда, заключенного с
ООО «СК «Невская Недвижимость».
Основными нарушениями в сфере охраны атмосферного воз-
духа являются непроведение инвентаризации выбросов вредных
загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отсутствие проек-
та предельно допустимых нормативов вредного физического воз-
действия на атмосферный воздух, разрешения на выброс вредных
загрязняющих веществ, отсутствие производственного контроля за
охраной атмосферного воздуха, а также сжигание отходов без спе-
циальных установок.
В частности, в результате принятых прокуратурой мер реагиро-
вания прекращено складирование и сжигание отходов ООО «Ком-
мерческая компания ДОК» в нарушение Федерального закона РФ
«Об охране атмосферного воздуха» на территории земельного
участка, расположенного в водоохранной зоне Онежского озера.
Наиболее распространенными нарушениями в сфере законода-
тельства об отходах производства и потребления являлись несанк-
ционированные свалки отходов производства и потребления; отсут-
ствие у предприятий технической и технологической документации,
регламентирующей порядок использования и обезвреживания обра-
зующихся в процессе хозяйственной деятельности отходов.
В 2018 году в ходе проведения проверок соблюдения законода-
тельства об охране окружающей среды, об отходах производства и
251
потребления выявлялись многочисленные нарушения требований
природоохранного законодательства: 1) отсутствие оформленных
в установленном законом порядке паспортов на опасные виды от-
ходов; 2) отсутствие у руководства и специалистов подготовки в об-
ласти охраны окружающей среды и экологической безопасности;
3) захламление отходами производства и потребления арендуемой
территории и т.д. В связи с выявлением вышеуказанных нарушений
внесены представления об устранении нарушений закона руково-
дителям 13 организаций.
На постоянном контроле в прокуратуре находились вопросы
внесения лесопользователями платежей за пользование лесным
фондом, взыскания недоимки и исполнения судебных решений. По
результатам данной работы в адрес руководителей 22 предприя-
тий-лесопользователей внесены представления об устранении на-
рушений закона (по факту наличия задолженности по уплате пла-
тежей за пользование лесом), которые рассмотрены и удовлетво-
рены. Сумма поступивших в бюджет платежей после принятия мер
прокурорского реагирования составила свыше 29 млн рублей.
Состояние преступности в экологической сфере характери-
зуется следующими показателями. Всего правоохранительными
органами республики зарегистрировано 813 сообщений о преступ-
лениях (в 2017 году - 496), предусмотренных главой 26 УК РФ (эко-
логические преступления). Увеличение произошло за счет числа
произошедших лесных пожаров, связанных с неосторожным обра-
щением с огнем (311 сообщений, в 2017 году - 33).
Всего правоохранительными органами возбуждено 159 уголов-
ных дел (в 2017 году - 109), из них:
- по факту незаконной охоты - 14 уголовных дел (в 2017 году - 13);
- по факту незаконной рубки лесных насаждений - 101 уголов-
ное дело (в 2017 году - 103);
- по факту уничтожения или повреждения лесов - 49 уголов-
ных дел (в 2017 году - 11);
- по факту незаконной добычи (вылова) водных биологических
ресурсов - 4 уголовных дела (в 2017 году - 3).
Раскрываемость такого вида преступлений, как незакон-
ная рубка лесных насаждений, в 2018 году составила 28,1 % (в
2017 году - 21,7 %), удельный вес данного вида преступлений в об-
щей структуре преступности составил 0,8 % (в 2017 году - 0,9 %).
252
7.6. ФИТОСАНИТАРНЫЙ
И ВЕТЕРИНАРНЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
Погодные условия в августе (умеренная температура и повы-
шенная влажность) способствовали развитию и распространению
фитофтороза картофеля. Заболевание проявилось в первой де-
каде августа. Погодные условия: повышенная влажность, туманы,
росы способствовали быстрому распространению заболевания.
К середине месяца заболевание распространилось повсеместно,
поражено 72 % растений, к концу месяца на отдельных площадях
было поражено до 100 % растений (2017 год - 43 % растений). В
хозяйствах были проведены профилактические обработки систем-
ными и контактными фунгицидами.
Для сохранения эпизоотического благополучия региона ведет-
ся постоянный контроль за соблюдением порядка сбора, утили-
зации и уничтожения биологических отходов, определенного дей-
ствующими законодательными и нормативными актами. По состоя-
нию на 1 января 2019 года на территории республики находится
70 скотомогильников, из них: 7 сибиреязвенные, 36 законсервиро-
вано; 21 является бесхозным (не определена их хозяйственная при-
надлежность), 12 не соответствуют Ветеринарно-санитарным пра-
вилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Приказом Министерства сельского и рыбного хозяйства Рес-
публики Карелия от 10 сентября 2018 года № 293 утвержден план
мероприятий по ликвидации, консервации и приведению скотомо-
гильников, расположенных на территории Республики Карелия, в
соответствие с требованиями ветеринарного законодательства,
рассчитанный на период до 2022 года. В 2018 году проведены об-
следования 7 сибиреязвенных захоронений, в ходе которых вы-
явлено, что 4 сибиреязвенных скотомогильника не соответствуют
ветеринарно-санитарным требованиям (бесхозные), один из них
расположен в Олонецком районе, не установлено точное месторас-
положение 2 объектов, находящихся в Пудожском и Пряжинском
районах.
В ряде хозяйствующих субъектов (рыбоводные хозяйства, жи-
вотноводческие фермы) используются промышленные крематоры,
их в республике 52. В последние годы динамично развивается ка-
рельское форелеводство. В настоящее время в республике зареги-
стрировано более 60 рыбоводных предприятий, осуществляющих
253
выращивание товарной форели. Как любой процесс разведения
животных, рыбоводство несет определенные риски. Управление
Россельхознадзора осуществляет контроль за соблюдением тре-
бований ветеринарного законодательства. Проводится изучение
и анализ причин возникновения инвазионных, инфекционных бо-
лезней и токсикозов рыб с последующей выдачей рекомендаций по
оздоровлению водоемов.
В 2018 году в рамках эпизоотического мониторинга по ви-
русным и бактериальным болезням лососевых произведен отбор
50 проб форели от 23 рыбоводных хозяйств. По результатам эпи-
зоотического мониторинга Республика Карелия благополучна по
особо опасным и инфекционным болезням домашних, диких жи-
вотных и рыб.
В рамках пищевого мониторинга проведен отбор 54 проб рыбы.
В рыбоводном хозяйстве ООО «Карелпродакс» в 2 пробах выявлен
краситель малахитовый зеленый (свидетельствующий о проведе-
нии лечебных профилактических обработок товарной рыбы данным
веществом); в 2 пробах форели горячего копчения, произведенной
ООО «МДС Фиш» (Карелия), обнаружено повышенное содержание
нитрофуранов. В рыбе окунь и рыбец, выловленной в акватории
Ладожского озера, установлено превышенное содержание ртути.
254
РАЗДЕЛ 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ
Международное сотрудничество и области экологии и охраны
окружающей среды в 2018 г. продолжало осуществляться научны-
ми, образовательными и природоохранными организациями. Обыч-
но эти работы проводятся в рамках многосторонних и двусторонних
программ и проектов с различными зарубежными и международ-
ными партнерами.
Федеральное государственное бюджетное учреждение
науки Федеральный исследовательский центр «Карельский
научный центр Российской академии наук» (КарНЦ РАН). Тра-
диционно тематика большинства международных проектов КарНЦ
РАН связана с вопросами экологии, охраны природы и рациональ-
ного природопользования. В 2018 году КарНЦ РАН и его институты
участвовали в реализации 39 международных проектов, из которых
17 (около 45 %) имели природоохранную направленность. Из них
4 проекта являлись многосторонними (более 30 стран-участниц), из
двусторонних проектов по 6 выполнялись совместно с финляндски-
ми организациями, 2 - со шведскими и по 1 проекту - с партнерами
из Дании, Индии, Польши, США и Эстонии.
Многосторонние проекты:
• Повышение экологической сопряженности в бореальных ле-
сах Баренц-региона, 2018-2019 гг.;
• Орнитологическая конференция, 2017-2018 гг.;
• Повышение прогнозирования пожарной активности и ее эко-
логических и социально-экономических последствий в циркумбо-
реальных лесах на основе сравнения репрезентативных данных,
2016-2020 гг.;
• Летопись природы Евразии: крупномасштабный анализ изме-
няющихся экосистем, 2015-2018 гг.
Двусторонние проекты:
• Устойчивость под давлением: способность окружающей сре-
ды объектов природного и культурного наследия противостоять вы-
сокой рекреационной нагрузке, 2018-2020 гг.;
• Сеть сотрудничества по совместному сбору данных и обмену
информацией с целью управления инвазивными чужеродными ви-
дами, 2018-2021 гг.;
255
• Договор о сотрудничестве с Университетом г. Хельсинки в об-
ласти научных исследований и образования в сфере лимнологии,
2018-2020 гг.;
• Меморандум о взаимопонимании (МОВ) по вопросам сотруд-
ничества, развития научных исследований и образовательной дея-
тельности в области интегрированного управления водными ресур-
сами, 2018-2023 гг.;
• Продвижение малого и среднего бизнеса в лесном секторе
между Карелиями в России и Финляндии, 2018-2022 гг.;
• Чистая Карелия по обе стороны границы, 2018-2021 гг.;
• Изучение современного состояния мировых ресурсов карель-
ской березы (в т.ч. на территории Швеции), 2017-2021 гг.;
• Разработка подходов, основанных на использовании биоин-
дикаторов и учете биоэффектов, для оценки антропогенного за-
грязнения северных морских экосистем, 2017-2018 гг.;
• Прогнозирование и снижение последствий лесных пожаров в
Северной Европе на основе многопрофильного анализа и модели-
рования, 2016-2020 гг.;
• Изучение механизмов регуляции роста и развития древесных
растений и поиск путей эффективного управления этими процесса-
ми, 2015-2019 гг.;
• Современные ресурсы карельской березы, 2014-2019 гг.;
• Договор о сотрудничестве с Университетом г. Тарту (Эстония)
в области научных исследований и образования в сфере палеогео-
логии, 2014-2019 гг.;
• Оценка внутри- и межвидового разнообразия представителей
рода Betula L. в разных условиях климата и антропогенной нагруз-
ки, 2014-2019 гг.
Для реализации международных проектов в области экологии
и охраны природы привлекается многоканальное финансирование
как из российских, так и из зарубежных источников. В частности, в
2018 г. часть проектов КарНЦ РАН и его институтов реализовыва-
лась при финансовой поддержке программ ЕС (Программа пригра-
ничного сотрудничества «Карелия 2014-2020»), международных
организаций (Совет Министров Северных стран), а также различ-
ных зарубежных организаций (Академия Финляндии; Шведский
сельскохозяйственный университет и др.). В настоящее время дей-
ствуют 34 договора, меморандума и соглашения о сотрудничестве
КарНЦ РАН и его институтов с различными зарубежными органи-
256
зациями. Из них 20 так или иначе связаны с вопросами экологии и
охраны окружающей среды:
• Меморандум и протокол о сотрудничестве с Институтом окру-
жающей среды Финляндии;
• Договор о научном сотрудничестве с Национальной академи-
ей наук Беларуси;
• Договор о сотрудничестве с Учреждением образования «Ви-
тебский государственный университет имени П.М. Машерова»,
Республика Беларусь;
• Соглашение о сотрудничестве с Ветеринарным институтом
Норвегии;
• Соглашение о научном сотрудничестве и академическом об-
мене с Университетом г. Тромсе и Арктическим университетом
Норвегии;
• Протокол о сотрудничестве с Колледжем экологических наук
и инженерии Университета Тунцзи (Шанхай, Китай);
• Протокол о сотрудничестве с Институтом Природных Ресур-
сов Финляндии (LUKE);
• Протокол о сотрудничестве с Университетом Тарту, Институ-
том Экологии и Наук о Земле, Эстония;
• Договор и протокол о сотрудничестве с Университетом г. Хель-
синки, Финляндия;
• Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудниче-
ства, развития научных исследований и образовательной деятель-
ности в области интегрированного управления водными ресурсами
с Центром развития и управления водными ресурсами (г. Кожико-
де, Индия);
• Меморандум о взаимном сотрудничестве с Университетом
г. Тарту, Эстония;
• Договор о сотрудничестве с Белостокским техническим уни-
верситетом, Польша;
• Договор о сотрудничестве с Датским лесным сообществом;
• Договор о сотрудничестве с ООО лесоматериалов и лесных
товаров Швеции;
• Соглашение о сотрудничестве с Сельскохозяйственным кол-
леджем Государственного университета штата Пенсильвания,
США;
• Договоры с Южно-Шведским центром лесных исследований
Шведского сельскохозяйственного университета, Швеция.
257
В 2018 г. КарНЦ РАН и его институтами было организовано и
проведено 19 мероприятий (конференции, симпозиумы и семина-
ры) с международным участием, 8 из которых - в сфере экологии и
рационального природопользования:
• Международный семинар-совещание «Развитие Зеленого
пояса Фенноскандии: экология, экономика, образование»;
• Семинар «Устойчивость под давлением: способность окру-
жающей среды объектов природного и культурного наследия про-
тивостоять высокой рекреационной нагрузке»;
• VII Международный симпозиум «Динамика популяций охот-
ничьих животных Северной Европы»;
• Российская часть международной конференции «ИнтерКар-
то - ИнтерГИС: геоинформационное обеспечение устойчивого раз-
вития территорий»;
• Международный научный семинар «Исследование льда озер
и экосистем»;
• Международное совещание «Пожары в бореальном биоме в
условиях изменения климата и различных режимах землепользо-
вания»;
• 10-я Международная конференция «Проблемы лесной фито-
патологии и микологии»;
• Всероссийский семинар-совещание с международным уча-
стием «Летопись природы Евразии: крупномасштабный анализ из-
меняющихся экосистем 2018».
Национальный парк «Водлозерский». В 2018 г. продолжи-
лась работа по международному проекту «Многоцелевое экологи-
чески ориентированное лесопользование: восстановление тради-
ций», а также по программе российско-шведского сотрудничества
в области окружающей среды. Участниками программы являются
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Феде-
рации, Всероссийский научно-исследовательский институт охраны
природы, со шведской стороны Шведское агентство ООС, нацио-
нальные парки и заповедники «Тюреста», «Фулуфьеллет», «Абис-
ко», Шведский сельскохозяйственный университет.
258
РАЗДЕЛ 9. ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ,
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ
9.1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ
И ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Министерство образования Республики Карелия. В
2018 году в организациях дополнительного образования Респуб-
лики Карелия действовало 109 объединений естественно-научной
направленности, в которых занимались 1 837 обучающихся. Также
в Республике Карелия было организовано около 400 мероприятий
экологической направленности муниципального, регионального,
всероссийского уровней, в которых в совокупности приняли уча-
стие более 200 000 обучающихся. Одними из ключевых мероприя-
тий стали акции: по сбору вторсырья, по уборке мусора, по посадке
деревьев, уходу за деревьями, «неделя сбережения». Кроме того, в
образовательных организациях Республики Карелия проводились
викторины, тематические занятия, классные часы, походы, экскур-
сии, творческие конкурсы, игры и т.д., направленные на экологиче-
ское воспитание подрастающего поколения.
В 2018 году по сравнению с 2017 годом доля участия районов
в мероприятиях экологической направленности возросла. Самым
крупным событием из мероприятий межрегионального уровня
стал Межрегиональный творческий конкурс по экологии леса и
охране природы «Берендей» - 2019», в котором приняли участие
2 130 обучающихся из четырех регионов Российской Федерации:
Республики Карелия, Республики Коми, Ярославской области и
г. Санкт-Петербурга. Среди мероприятий всероссийского уровня
особо выделяются проекты «Эколята-дошколята», «Эколята» и
«Молодые защитники Природы». В рамках данных проектов в Ка-
релии в 2018 году проведен ряд значимых мероприятий, в которых
приняли участие более 3 374 обучающихся образовательных орга-
низаций 15 муниципальных районов и городских округов.
Обучающиеся активно принимали участие в межрегиональ-
ном проекте «Эко-мозаика», направленном на повышение уровня
экологического образования, информированности молодежи по
259

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..