ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2018 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ (2018 год) - часть 6

 

 

В связи с отсутствием финансирования работ по анализу и оценке
качественного состояния земель республики более 20 лет не прово-
дится сплошное почвенное обследование. Следует отметить, что нет
актуализированных материалов об использовании земель сельскохо-
зяйственными предприятиями республики, составленными в 80-90-е
годы прошлого века. Данные по анализу качественного состояния зе-
мель устарели и не отражают фактическое состояние земель.
Общая площадь осушенных земель на сельскохозяйственных и
других угодьях по всем категориям земель Республики Карелия на
01.01.2019 составляет 524,8 тыс. га. Общая площадь осушенных сель-
скохозяйственных угодий - 62,8 тыс. га, из них пашни - 39,6 тыс. га.
В рамках реализации программы «Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения, повышения плодородия почв»
государственной программой Республики Карелия «Развитие агро-
промышленного комплекса и охотничьего хозяйства Республики Ка-
релия на 2013-2020 годы» в 2018 году Федеральным государствен-
ным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и
сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Карелия»
была проведена реконструкция мелиорированных систем общего и
индивидуального пользования на общей площади 325,29 га.
Информация о проведении мелиоративных мероприятий ФГБУ
«Управление «Карелмелиоводхоз» за период с 2014 по 2018 год
представлена в таблице 1.19.
Таблица 1.19
Информация о проведении мелиоративных мероприятий
ФГБУ «Управление «Карелмелиоводхоз» за период
с 2014 по 2018 годы
Площадь, на которой проведены
мелиоративные мероприятия, га
Сельхозпроизводитель
Реконструк-
Химическое
Культуртех-
ция осуши-
мелиориро-
нические
тельных
вание (из-
работы
систем
весткование)
в 2014 году
«Племенное хозяйство
«Ильинское», Олонецкий
43
-
-
район
ОАО «Племсовхоз «Мегре-
51
-
-
га», Олонецкий район
84
Площадь, на которой проведены
мелиоративные мероприятия, га
Сельхозпроизводитель
Реконструк-
Химическое
Культуртех-
ция осуши-
мелиориро-
нические
тельных
вание (из-
работы
систем
весткование)
ОАО «Агрокомплекс
им. Зайцева», Прионеж-
66
-
-
ский район
Итого в 2014 году
160
-
-
в 2015 году
«Племенное хозяйство
«Ильинское», Олонецкий
58,3
-
-
район
ОАО «Племсовхоз «Ме-
23,3
-
-
грега», Олонецкий район
ОАО «Агрокомплекс
им. Зайцева», Прионеж-
87
-
-
ский район
Итого в 2015 году
168,6
-
-
в 2016 году
ООО «Янишполе», Кондо-
88
-
-
пожский район
Итого в 2016 году
88
-
-
в 2017 году
«Племенное хозяйство
«Ильинское», Олонецкий
63
63
-
район
ОАО «Племсовхоз «Ме-
63
63
45
грега», Олонецкий район
ООО «Янишполе», Кондо-
-
99,1
-
пожский район
ООО «Маяк», Прионеж-
-
63,6
-
ский район
ООО «Бесовецкое», При-
-
-
50
онежский район
АО «Эссойла», Пряжин-
26,7
26,7
-
ский район
ОАО «Совхоз «Ведлозер-
35,2
-
-
ский», Пряжинский район
Итого в 2017 году
187,9
315,4
88
85
Площадь, на которой проведены
мелиоративные мероприятия, га
Сельхозпроизводитель
Реконструк-
Химическое
Культуртех-
ция осуши-
мелиориро-
нические
тельных
вание (из-
работы
систем
весткование)
в 2018 году
«Племенное хозяйство
«Ильинское», Олонецкий
60,5
60,5
100
район
ОАО «Племсовхоз «Мегре-
87
128,54
100
га», Олонецкий район
ООО «Янишполе», Кондо-
134,5
89
-
пожский район
ООО «Маяк», Прионеж-
-
73
-
ский район
ООО «Имени В.М. Зайце-
-
60
-
ва», Прионежский район
ООО «Бесовецкое», При-
-
-
12
онежский район
АО «Эссойла», Пряжин-
27,14
27,14
37
ский район
КФХ Шелемех Ю.В., Пря-
16,15
16,15
4
жинский район
Итого в 2018 году
325,29
454,33
253
Нарушенные земли. Нарушенные земли - земли, утратившие
свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрица-
тельного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением
почвенного покрова, гидрологического режима и образования тех-
ногенного рельефа в результате производственной деятельности
человека.
Нарушение земель происходит при разработке месторождений
полезных ископаемых и торфа, выполнении геолого-разведочных,
изыскательских, строительных и других работ. В связи с чем на
предприятиях, деятельность которых связана с нарушением зе-
мель, неотъемлемой частью технологических процессов являются
работы по рекультивации земель (комплекс работ, направленных
на восстановление продуктивности и другой ценности земель, а
также на улучшение условий окружающей среды).
86
На 1 января 2019 года площадь нарушенных земель в Рес-
публике Карелия составляет 13,4 тыс. га. Наибольшие площади
нарушенных земель расположены на территории Костомукшского
городского округа (4 276 га) и ряда муниципальных районов: Мед-
вежьегорского (1 669 га), Кондопожского (880 га), Пряжинского
(790 га), Питкярантского (769 га), Лахденпохского (631 га), При-
онежского (596 га), Беломорского (589 га), Олонецкого (490 га),
Пудожского (484 га) и Сортавальского (472 га). Распределение
нарушенных земель по категориям земель представлено на рисун-
ке 1.11.
Земли
промышленности
Земли лесного
и
иного
фонда
специального
5,2 тыс.га
39%
назначения
5,9
тыс.га
44%
Земли запаса
Земли
0,7 тыс.га
населенных
Земли сельскохо
5%
пунктов
зяйственного
0,3 тыс.га
назначения
2%
1,3тыс.га
10%
Рис. 1.11. Распределение нарушенных земель по категориям земель
В 2018 году Филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - «ЦЛАТИ по
Республике Карелия» осуществлял химические и токсикологиче-
ские исследования проб почв и отходов I-V класса опасности по за-
явкам юридических и физических лиц.
Итоги деятельности отдела анализа и контроля загрязнения
почв и отходов (по почвам) за 12 месяцев 2018 года:
• отобрано 97 контрольных проб;
• проведено 654 количественных анализа;
• выполнено 1 187 элементо-определений (измерений).
87
Наиболее крупные предприятия, которые проводили в 2018 году
исследования почв в Филиале ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» - «ЦЛАТИ
по Республике Карелия»:
1. ООО «РК-Гранд»;
2. Филиал «НАЗ» ОАО «Русал-Урал»;
3. ПАО «ТГК-1»;
4. ООО «Сетлес»;
5. ПМУП «Автоспецтранс» (объект размещения ТКО);
6. ООО «Гас-Авто» (объект размещения ТКО);
7. МУП «Медвежьегорское энергосетевое предприятие» (объ-
ект размещения ТКО);
8. ООО «АктивПро» (объект размещения ТКО);
9. ООО «МСА» (объект размещения ТКО);
10. ООО «Управляющая компания-САС» (объект размещения ТКО);
11. МУП «Управляющая компания «Питкяранта» (объект раз-
мещения ТКО);
12. ООО «Жилищно-коммунальный участок «ТАССА» (объект
размещения ТКО);
13. ООО «Ремстройреконструкция» (объект размещения ТКО).
В 2018 году случаи экстремально высокого загрязнения земель
(почв) на территории Республики Карелия не зафиксированы.
1.4.7. Землеустройство
Федеральным законом от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении из-
менений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения
в абзац третий статьи 1 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-
ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве), в со-
ответствии с которыми зоны с особыми условиями использования
территорий исключены из объектов землеустройства. Указанные
изменения вступили в силу с 01.01.2016.
Также внесены изменения в Градостроительный кодекс Рос-
сийской Федерации и Закон о землеустройстве, в соответствии с
которыми с 11 января 2018 года территории населенных пунктов,
территориальные зоны, а также части таких территорий исключе-
ны из объектов землеустройства. В частности, отменена необхо-
димость составления землеустроительной документации в отноше-
нии границ таких объектов, а также проведения в отношении них
88
государственной экспертизы. Кроме того, установлен новый поря-
док подготовки сведений о границах таких объектов для внесения
их в ЕГРН. Изменения направлены на упрощение процедуры и со-
кращение сроков при внесении сведений о границах населенных
пунктов, территориальных зон и частей таких территорий в ЕГРН.
В настоящее время в соответствии со статьей 1 Закона о зем-
леустройстве к объектам землеустройства относятся: территории
субъектов Российской Федерации, территории муниципальных об-
разований, а также части таких территорий.
С 2014 года на территории республики реализуются мероприя-
тия Федеральной целевой программы «Развитие единой государ-
ственной системы регистрации прав и кадастрового учета недви-
жимости (2014-2020 годы)», утвержденной Постановлением Пра-
вительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903, в части
проведения кадастровых работ в отношении объектов недвижимо-
сти и землеустроительных работ в отношении границ Республики
Карелия, муниципальных образований и населенных пунктов, а
также внесения сведений в ГКН по итогам проведения работ.
На 1 января 2018 года в отношении 69 населенных пунктов рес-
публики выполнены работы по описанию местоположения границ, и
землеустроительная документация поступила в Управление, из них
в 2015 году - в отношении 31 населенного пункта, в 2016 году - в
отношении 14 населенных пунктов, в 2017 году - в отношении 11 на-
селенных пунктов. Общее количество населенных пунктов в Каре-
лии - 802. В отношении иных населенных пунктов (91 %) внесение
в ЕГРН сведений об их территориях и границах будет проводиться в
порядке информационного взаимодействия без производства земле-
устроительных работ. На 1 января 2019 года в отношении одного му-
ниципального образования республики не выполнены работы по опи-
санию местоположения границ - Петрозаводский городской округ.
Основной проблемой в сфере землеустройства по-прежнему
является отсутствие нормативно-правового обеспечения по ряду
вопросов.
Несмотря на указанные выше проблемы нормативно-правово-
го обеспечения в сфере землеустройства, в рамках приемки земле-
устроительных дел в Государственный фонд данных, полученных в
результате проведения землеустройства на территории Республи-
ки Карелия, осуществляется их проверка на соответствие техниче-
ским условиям и требованиям проведения землеустройства.
89
1.4.8. Государственный земельный надзор
Управление Реестра по Республике Карелия. Всего 2018 году
проведено 727 плановых и 634 внеплановых проверки соблюдения зе-
мельного законодательства. Всего выявлено 1 141 нарушение земель-
ного законодательства (с участием должностных лиц Управления,
органов внутренних дел, прокуратуры, органов местного самоуправ-
ления). Должностными лицами Управления и мировыми судьями по
материалам, оформленным Управлением, вынесено 642 постановле-
ния о назначении административного наказания физическим, юриди-
ческим и должностным лицам. По результатам рассмотрения дел об
административных правонарушениях Управлением и мировыми судь-
ями наложено штрафов на сумму 4 125,16 тыс. руб., взыскано штра-
фов на сумму 3 701,45 тыс. руб. По результатам рассмотренных дел
об административных правонарушениях и по результатам проверок
в 2018 году в адрес лиц, допустивших нарушение земельного зако-
нодательства, вынесено 315 предписаний об устранении выявленных
нарушений требований земельного законодательства Российской Фе-
дерации. В течение года по итогам внеплановых выездных проверок
на предмет исполнения предписаний об устранении выявленных нару-
шений требований земельного законодательства Российской Феде-
рации устранено 184 нарушения земельного законодательства, срок
устранения которых истекал в отчетном периоде.
Динамика проведения проверок (плановых и внеплановых),
выявленных нарушений, количества лиц, привлеченных к админи-
стративной ответственности, суммы наложенных штрафов за нару-
шения земельного законодательства за 2016-2018 гг. представле-
на в таблице 1.20.
Кроме того, Управлением в целях предупреждения наруше-
ний требований земельного законодательства, устранения причин,
факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных
требований в области государственного земельного надзора, про-
водятся мероприятия, направленные на профилактику нарушений
обязательных требований.
Одним из видов таких мероприятий являются проводимые со-
трудниками Управления контрольно-надзорные мероприятия без
взаимодействия с хозяйствующими субъектами - административ-
ные обследования объектов земельных отношений. За истекший
период проведено 1 063 административных обследования объектов
земельных отношений:
90
- количество объектов земельных отношений, на которых про-
ведены административные обследования, - 1 063;
- количество дел об административных правонарушениях, воз-
бужденных по результатам административных обследований без
проведения внеплановых проверок, - 87;
- количество внеплановых проверок, проведенных на основа-
нии результатов административных обследований, - 175;
- количество подтвердившихся нарушений при проведении
внеплановых проверок - 143.
Таблица 1.20
Динамика проведения проверок (плановых и внеплановых)
за 2016-2018 гг.
Годы
Показатели
2016
2017
2018
Количество проверок, общее
1 322
1 057
1 361
– плановых
916
648
727
– внеплановых
406
409
634
Количество выявленных нарушений (госзем-
523
403
753
инспекторами)
Количество лиц, привлеченных к админи-
347
324
642
стративной ответственности
Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
3 714,50
3 425,77
4 125,16
Внеплановых проверок в отношении физических лиц за
2018 год проведено 615. Они проводились для наблюдения за ис-
полнением ранее выданных предписаний об устранении выявлен-
ных нарушений требований земельного законодательства, в случае
получения от органов государственной власти, органов местного
самоуправления, организаций и граждан документов и иных дока-
зательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений зе-
мельного законодательства, а также по результатам проведенных
административных обследований.
В течение 2018 года в уполномоченные органы государствен-
ной власти субъекта Российской Федерации направлено 66 мате-
риалов по факту не устранения нарушений земельного законода-
тельства на землях государственной (неразграниченной) и муници-
пальной собственности.
91
Проведение Управлением проверок соблюдения требований
земельного законодательства в отношении юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, в том числе формирование
плана проведения плановых проверок юридических лиц и индиви-
дуальных предпринимателей на 2018 и 2019 год в сфере осуще-
ствления государственного земельного надзора осуществлялось
с применением риск-ориентированного подхода. Так, в план про-
ведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей на 2018 были включены юридические лица и
индивидуальные предприниматели - правообладатели земельных
участков, отнесенных к категории умеренного и среднего риска.
Включение данных лиц в проект плана обусловлено высокой долей
вероятности несоблюдения установленных требований земельного
законодательства при использовании указанных земельных участ-
ков (как правило, самовольное занятие (самовольное расширение)
земельных участков).
В 2018 году Управлением были приняты решения в отношении
6 730 земельных участков об отнесении их к категориям риска, из них:
- 98 отнесены к средней категории риска;
- 28 отнесены к категории умеренного риска;
- 6 604 отнесены к категории низкого риска.
С 24.04.2018 для определения необходимости проведения вне-
плановой проверки при осуществлении государственного земельно-
го надзора применяются индикаторы риска нарушения обязатель-
ных требований. Перечень индикаторов риска утвержден приказом
Минэкономразвития Российской Федерации от 09.01.2018 № 7 «Об
утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требо-
ваний, используемых для определения необходимости проведения
внеплановых проверок при осуществлении Федеральной службой
государственной регистрации, кадастра и картографии и ее терри-
ториальными органами государственного земельного надзора».
По фактам неустранения нарушений земельного законода-
тельства на землях, государственная собственность на которые не
разграничена, в уполномоченный орган государственной власти за
истекший период 2018 года Управлением направлено 66 материа-
лов. Как показывает судебная практика, работа по направлению в
суд исковых заявлений является максимально эффективным сред-
ством принятия мер к нарушителям.
92
В течение 2018 года госземинспекторы Управления принима-
ли участие в совместных проверках по вопросам использования и
охраны земель с районными прокурорами, Карельской межрайон-
ной природоохранной прокуратурой, Управлением Росприроднад-
зора по Республике Карелия, Минприроды Республики Карелия.
Всего в течение 2018 года специалисты Управления приняли уча-
стие в 69 совместных проверках с органами прокуратуры и иными
контрольно-надзорными органами.
Должностными лицами Управления в течение 2018 года рас-
смотрено 169 протоколов об административном правонарушении,
возбужденных органами полиции, и 16 постановлений об админи-
стративных правонарушениях, возбужденных органами прокура-
туры, по итогам которых 74 лица привлечено к административной
ответственности (58 и 16 соответственно).
В течение 2018 года должностными лицами Управления про-
верено 243 акта органов местного самоуправления на территории
Республики Карелия в рамках осуществления функции по государ-
ственному земельному надзору.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору (Россельхознадзор). В 2018 году в целях надзора за со-
хранением плодородия земель и выявления загрязнения земель
сельскохозяйственного назначения опасными химическими веще-
ствами отобран 61 почвенный образец с площади земель 2,69 га,
в том числе на химико-токсикологические показатели - 46 проб с
площади 1,37 га, на исследование агрохимических показателей -
15 проб с площади 1,32 га.
По результатам исследования почвенных образцов выявлено:
- снижение плодородия почв на площади земель 0,53 га;
- загрязнение земель на площади 0,3 га: превышение предель-
но допустимой концентрации солей тяжелых металлов (включая
мышьяк) на площади 0,17 га, микробиологических показателей на
площади 0,13 га.
За 2018 год двумя юридическими лицами возмещен вред в
добровольном порядке в денежном эквиваленте по претензии на
общую сумму 145,83 тыс. руб., из них площадь земель, вовле-
ченных в сельскохозяйственный оборот в результате исполнения
предписаний об устранении выявленных нарушений, составила
77,406 га. Результаты деятельности Управления представлены в
таблице 1.21.
93
Таблица 1.21
Результаты деятельности Управления Россельхознадзора
по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому
автономному округу в области государственного земельного надзора
в 2018 году на территории Республики Карелия
За отчетный
Показатели
период
Количество проверок
105
Количество административных расследований
7
Количество административных обследований объектов
31
земельных отношений
Количество плановых (рейдовых) осмотро-обследований
136
Проконтролированная площадь, тыс. га
3,449
Составлено протоколов по статьям КоАП РФ, количество:
111
ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель)
2
ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по ре-
культивации земель, обязательных мероприятий по улуч-
37
шению земель и охране почв)
ч. 2 ст. 8.8. (использование земельных участков не по
целевому назначению, невыполнение обязанностей по
15
приведению земель в состояние, пригодное для исполь-
зования по целевому назначению)
ч. 1 ст. 10.10 (нарушение правил эксплуатации мелиора-
11
тивной системы)
ст. 19.4.1 (воспрепятствование законной деятельности
должностного лица органа государственного контроля
1
(надзора), органа муниципального контроля)
ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный
срок предписаний федеральных органов, осуществляю-
щих государственный земельный надзор, в том числе в
13
отношении земель сельскохозяйственного назначения,
или их территориальных органов об устранении наруше-
ний земельного законодательства)
ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ (повторное в течение года совер-
шение административного правонарушения, предусмо-
5
тренного ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ
ст. 19.7 (непредставление сведений (информации)
1
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (уклонение от исполнения админи-
26
стративного наказания)
Выявлено нарушений на площади, га
447,522
94
За отчетный
Показатели
период
Вынесено постановлений о назначении административ-
95
ных наказаний, из них:
в виде административного штрафа
87
в виде предупреждения
2
в виде назначения обязательных работ
1
Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.
2 114,25
Сумма взысканных штрафов, тыс. руб.
772,20
Выдано предписаний
61
Вовлечено в сельскохозяйственный оборот земель, га
77,406
Количество материалов, переданных в уполномоченные
органы гос. власти субъекта, о расторжении договоров
1
аренды, шт.
Площадь земель, по которым материалы переданы в
185,2
уполномоченные органы гос. власти субъекта, га
Направлено исков на возмещение вреда в денежном эк-
66 444,80
виваленте, тыс. руб.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природо-
пользования (Росприроднадзора) по Республике Карелия. Управле-
ние Росприроднадзора по Республике Карелия при осуществлении
государственного земельного надзора в 2018 году провело 33 над-
зорных мероприятия в пределах установленных полномочий.
В ходе плановых и внеплановых мероприятий проверена дея-
тельность 17 хозяйствующих субъектов и на 21 объекте надзора,
из них: 1 земельный участок лесного фонда, 15 промышленных
площадок, 5 участков в водоохранных зонах. При рейдовых меро-
приятиях осмотрено 18 земельных участков в водоохранных зонах и
3 земельных участка, расположенных на землях особо охраняемых
природных территорий. Выявлено 3 нарушения земельного законо-
дательства РФ: захламление, загрязнение лесных участков и про-
мышленных площадок бытовыми отходами, несвоевременное пре-
доставление сведений о рекультивации земель, снятии и использо-
вании плодородного слоя почвы по форме 2-ТП (Рекультивация).
Все нарушения устранены в установленные сроки. Назначено 5 ад-
министративных наказаний в виде штрафов на сумму 270 тыс. руб.
Количество хозяйствующих субъектов, при проверке которых
не было выявлено нарушений в отчетном периоде, составляет 71 %
от общего количества проверенных хозяйствующих субъектов.
95
Информацию по форме 2-ТП (Рекультивация) за 2018 год
представило 97 землепользователей в установленный срок. На
01.01.2019 площадь нарушенных земель составляет 13 661 га, из
них при разработке месторождений полезных ископаемых наруше-
но 8 319 га, при строительных работах - 2 750 га, при мелиоратив-
ных работах - 461 га, при лесозаготовительных работах - 1 362 га,
при размещении отходов производства и твердых коммунальных
отходов - 380 га, при выполнении иных видов работ - 389 га.
За отчетный период рекультивировано отработанных земель-
ных участков на площади 242 га. Плодородного слоя почвы в Рес-
публике Карелия использовано в объеме 160 тыс. м3, в том числе
на рекультивацию - 53 тыс. м3. На начало года наличие заскла-
дированного плодородного слоя почвы составило 377 тыс. м3. За
2018 год плодородный слой почвы снят в объеме 147 тыс. м3.
При сравнительном анализе показателей 2018 года с показа-
телями 2017 года установлено уменьшение площади нарушенных
земель на 1 160 га, что составляет 92 % от показателей 2017 года.
Изменение количества нарушенных земель обусловлено уменьше-
нием количества отчитавшихся респондентов. Отмечено незначи-
тельное уменьшение площади рекультивированных земель.
1.5. РЕСУРСЫ НЕДР:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА
Территория Республики Карелия является довольно крупной
минерально-сырьевой базой России. Здесь сосредоточены ме-
сторождения железных руд (Костомукшское, Корпангское, Южно-
Корпангское), хромовых руд (Аганозерское), благородных метал-
лов - МПГ, золота (Лобаш-1, Викша, Новые Пески, Хюрсюльское,
Майское), графита (Ихала), пироксеновых порфиритов (Хавчозер-
ское), шунгита (Зажогинское). Однако вклад республики в добычу
необщераспространенных полезных ископаемых в России весьма
незначителен. В настоящее время их добычу осуществляют 3 ком-
пании: АО «Карельский окатыш», ООО «НПК Карбон-Шунгит»,
ОАО «Порфирит».
Распределенный фонд необщераспространенных полезных ис-
копаемых по Республике Карелия на 01.01.2019 г. включал 49 ли-
цензий на пользование недрами, в том числе: поисковых - 18, раз-
ведочных - 12, эксплуатационных - 19. В последние годы на фоне
96
снижения заинтересованности в получении права пользования
участками недр на аукционной основе растет спрос инвесторов на
участки недр с невысокой степенью геологической изученности,
предоставляемых в пользование по «заявительному» принципу.
Так, за 2014-2018 гг. по «заявительному» принципу предоставле-
но в пользование 15 участков недр для геологического изучения,
включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных
ископаемых, в том числе 8 участков - в 2018 году.
Основная часть действующих лицензий приходится на благо-
родные металлы (золото, МПГ) и неметаллические полезные ис-
копаемые (шунгитовые породы, графитовые руды, пироксеновый
порфирит, кварцит, никель-магнезиальные руды, базальт, пикро-
базальт, пикрит; песок и песчано-гравийный материал на участках
недр федерального значения) (рис. 1.12).
Неметалли
ческие
полезные
Благородные
ископаемые;
металлы; 20
13
Цветные
металлы; 2
Черные
металлы; 4
Минеральные
Алмазы; 1
Подземные
подземные
воды; 6
воды и
лечебные
грязи; 3
Рис. 1.12. Распределение действующих лицензий
по видам полезных ископаемых
Добыча твердых
(необщераспространенных) полезных ис-
копаемых в 2018 году составила: железные руды - 33 371 тыс.
т (2017 г. - 33 093 тыс. т), пироксеновый порфирит - 65,9 тыс. т
(2017 г. - 95,9 тыс. т), шунгитовые породы - 88,8 тыс. т (2017 г. -
77,32 тыс. т).
97
По состоянию на 01.01.2019 г. на территории Республики Каре-
лия действовало 325 лицензий на общераспространенные полез-
ные ископаемые (ОПИ), из них: 116 - щебень, 87 - блоки, 12 - торф,
сапропель и глина, 107 - песок, ПГС, 3 - щебень-блок. Кроме того,
115 лицензий выданы с целью геологического изучения и добычи
подземной воды. Динамика показателей освоения ОПИ представ-
лена в таблице 1.22.
Таблица 1.22
Степень освоения общераспространенных полезных ископаемых
Республики Карелия (2015-2018 гг.)
Наиме-
Объем добычи сырья,
Наиме-
Всего
нование
выпуска продукции
нование
место-
Раз-
добыто-
Еди-
видов
ро-
раба-
го сырья,
ница
полез-
жде-
тыва-
получен-
изме-
ных ис-
ний на
лись в
ной ко-
2015
2016
2017
2018
рения
копае-
балан-
2018 г.
нечной
мых
се
продук-
ции
При-
блочный
тыс.
598
717,76
927
931,2
родный
камень
м3
облицо-
91
24
тыс.
вочный
блоки
12,3
22,3
33,9
н.д.
м3
камень
Строи-
строи-
тыс.
тельный
159
33
тельный
11574,2
11055,6
11175,8
10799,5
м3
камень
камень
Торф
388
3
торф
тыс. т
30
17,9
36,6
62,8
Объем добычи природного облицовочного камня в 2018 году
составил 931,203 тыс. м3 (100,5 % к уровню 2017 г.), строительного
камня - 10 799,53 тыс. м3 (96,6 %), торфа - 62,81 тыс. т (170,2 %).
Добыча песка осуществлялась на 13 месторождениях и составила
1 991,9 тыс. м3, ПГС - на 22 месторождениях 680,028 тыс. м3.
В 2018 году в бюджеты всех уровней поступило 907,91 млн
руб. налогов, сборов и платежей за пользование минеральными
ресурсами, или 113 % к уровню 2017 года. Кроме того, в консоли-
дированный бюджет Республики Карелия поступило 8,4 млн руб.
платежей, связанных с пользованием недрами, в том числе: разо-
вые платежи за пользование недрами - 7201,65 тыс. руб.; плата
98
за государственную экспертизу запасов - 675 тыс. руб.; государ-
ственная пошлина за действия, связанные с лицензированием, -
485,25 тыс. руб.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы
(МСБ). В
2018 году геолого-разведочные работы (ГРР) по необщераспро-
страненным полезным ископаемым за счет средств недропользо-
вателей осуществлялись на 15 объектах, в том числе: железные
руды - 3 объекта; благородные металлы - 10 объектов; графитовые
руды - 2 объекта. ЗАО «Аврора-Менеджмент» в результате прове-
дения оценочных работ выявлено и оценено новое золоторудное
месторождение Пертинъярви в Суоярвском районе. Прирост запа-
сов категории С2 составил: золота коренного - 4 431 кг, серебра -
9,97 т. АО «Карельский окатыш» на государственную экспертизу
запасов полезных ископаемых представлены балансовые запасы
железных руд категории С1 - 8 778 тыс. т, категории С2 - 2 391 тыс.
т. Основные результаты ГРР по необщераспространенным полез-
ным ископаемым представлены в таблице 1.23.
В результате реализации Государственной программы «Вос-
производство и использование природных ресурсов и охрана окру-
жающей среды» прирост балансовых запасов общераспространен-
ных полезных ископаемых в 2018 году составил 139,1 млн м3 при
плане 120 млн м3; уровень компенсации добычи ОПИ приростом
запасов - 186,8 %; доля лицензий, реализуемых без нарушений, в
общем количестве лицензий - 94,8 %.
В результате передачи субъектам РФ полномочий по предо-
ставлению права пользования участками недр местного значения
для геологического изучения в целях поисков и оценки месторо-
ждений по «заявительному» принципу значительно возрос интерес
инвесторов к освоению минерально-сырьевой базы ОПИ. Так, в
2018 году предоставлено 77 лицензий на геологическое изучение.
Инвестиции недропользователей в геологоразведку ОПИ увеличи-
лись на 14,7 % к уровню 2017 г. и составили 28 млн руб.
Проблемы развития МСБ. Возможности увеличения ресурс-
ного потенциала и запасов необщераспространенных полезных
ископаемых во многом сдерживаются сложностью процедур по
привлечению средств инвесторов для рассматриваемых целей. К
проблемам развития МСБ необщераспространенных полезных ис-
копаемых Республики Карелия относятся следующие:
99

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..