Автомеханик. Образовательная программа - 2016 год

 

  Главная       Учебники - Разные      Программы обучения на Автомеханика

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..

 

 

Автомеханик. Образовательная программа - 2016 год

 

срок обучения - 10 месяцев

 

СОДЕРЖАНИЕ


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Общие положения

1.2. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы

1.3. Нормативный срок освоения программы

1.4. Особенности ОПОП

1.5. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

1.5.1. Область и объекты профессиональной деятельности

1.5.2. Виды профессиональной деятельности и компетенции

1.5.3. Специальные требования

2. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Учебный план

2.2. Графики учебного процесса

2.3. Программы дисциплин общепрофессионального цикла

2.4. Программы профессиональных модулей

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

3.1. Общепрофессиональный цикл

3.2. Профессиональный цикл

3.3. Учебная и производственная практика

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4.1. Информационное обеспечение образовательного процесса

4.2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

6.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

6.2. Общие требования к организации образовательного процесса

7. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Контроль и оценка достижений обучающихся

8.2. Организация итоговой государственной аттестации выпускников

9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Общие положения

      Основная профессиональная образовательная программа по профессии среднего профессионального образования (подготовка квалифицированных рабочих и служащих) представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик в Государственном профессиональном образовательном учреждении «Сыктывкарский автомеханический техникум».

      ОПОП включает в себя следующие компоненты и характеристики: направление, профиль подготовки и квалификацию выпускника, цель ОПОП, требования к выпускникам (требования к результатам освоения программы), требования к абитуриентам, сроки освоения и трудоемкость ОПОП, документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса, в том числе учебные планы программы учебных дисциплин и (или) модулей, практик, графики учебного процесса, ресурсное обеспечение ОПОП (кадровое, и материально-техническое обеспечение), учебно-методическое, информационное обеспечение ОПОП, описание образовательных технологий, применяемых при реализации ОПОП, характеристику социокультурной среды, обеспечивающей формирование и развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также описание системы оценки качества подготовки обучающихся и выпускников, материалы и результаты внешней оценки качества реализации ОПОП, учебно-методические комплексы, фонды оценочных средств.

      ОПОП ежегодно пересматривается и обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания рабочих программ дисциплин (модулей), программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС.

      ОПОП реализуется в совместной образовательной, научной, производственной, общественной и иной деятельности обучающихся и работников Государственном профессиональном образовательном учреждении «Сыктывкарский автомеханический техникум».

      Цель образовательной программы: обеспечение реализации ФГОС СПО по профес- сии 23.01.03 Автомеханик.

      Задача: удовлетворение потребностей общества в работниках квалифицированного труда со средним профессиональным образованием и удовлетворение индивидуальных по- требностей граждан в получении профессии Автомеханик.

    2. Нормативно-правовые основы разработки основной профессиональной образовательной программы

      Нормативную правовую основу разработки основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик составляют:

      1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

      2. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно- производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионально- го образования санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03

      3. Федеральный закон от 02.07.2013 №185-ФЗ «О внесении изменений в отдель- ные законодательные акты Российской Федерации признании утратившими силу законо- дательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием закона «Об образовании в Российской федерации».

      4. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении пе- речня профессий и специальностей среднего профессионального образования».

      5. Федеральный государственный образовательный стандарт по профессии сред- него профессионального образования 23.01.03 Автомеханик, утвержденный приказом Мини- стерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г., № 701 зарегистри- рованного Министерством юстиции (№ 29498 от 20 августа 2013 г.).

      6. Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным програм- мам среднего профессионального образования».

      7. Письмо Минобрнауки России от 20 октября 2010 № 12-696 "О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО".

      8. Примерные программы общеобразовательных дисциплин, рекомендованные Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистраци- онный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)

      9. Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и сред-

        него профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Фе- дерации, реализующих программы общего образования (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180).

      10. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных мо- дулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены директором Департамента государ- ственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Мини- стерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009г.);

      11. Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Феде- ральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утверждены Директором Департамента государ- ственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министер- ства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.);

      12. Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 № 968 «О порядке проведения гос- ударственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессио- нального образования».

      13. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 №291 «Об утверждении Положе- ния о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»

      14. Устав Государственного профессионального образовательного учреждения

        «Сыктывкарский автомеханический техникум».


      15. Локальные акты ГПОУ «САТ», регламентирующие учебно-воспитательный процесс.

      Классификаторы социально-экономической информации

      1.Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и та- рифных разрядов (ОКПДТР, ОК 016 - 94)


      Код

      КЧ

      Наименование профессии

      Диапазон та- рифных раз- рядов

      Код вы- пуска ЕТКС

      Код по ОКЗ

      18511

      8

      Слесарь по ремонту автомобилей

      1-6

      02

      7231


      11442

      8

      Водитель автомобиля

      4-8

      56

      8322

      15594

      5

      Оператор заправочных станций

      2-5

      01

      8290

      1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД, ОК 29 2001). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)

      2. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ, ОК 010-93):


      Описание группы 7231 в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93: Слесари

      - сборщики и слесари - ремонтники мототранспортных средств


      Описание группы 8322 в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93: Водите- ли автомобилей

      Описание группы 8290 в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-93: Опера- торы, аппаратчики, машинисты и слесари - сборщики стационарного оборудования, не во- шедшие в другие группы

    3. рмативный срок освоения программы


      Нормативный срок получения среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС) по профессии 23.01.03 Автомеханик в очной форме обучения на базе среднего общего образования – 10 месяцев

      Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме по- лучения образования увеличивается:

      • на базе среднего (полного) общего образования – не более чем на 1 год;


      • на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года;


      • для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

      Общая трудоемкость ОПОП


      Учебные циклы

      Число недель

      Аудиторная нагрузка

      20

      Самостоятельная работа

      Учебная практика

      19

      Производственная практика

      Промежуточная аттестация

      1

      Государственная (итоговая) аттестация

      1

      Каникулярное время

      2

       

      Итого: 43

    4. Особенности ОПОП


      При разработке ОПОП учтены требования регионального рынка труда, запросы потенциальных работодателей и потребителей в области экономики и финансов.

      Особое внимание уделено выявлению интересов и совершенствованию механизмов удовлетворения запросов потребителей образовательных услуг.

      По завершению образовательной программы выпускникам выдается диплом государственного образца.

      В учебном процессе используются интерактивные технологии обучения студентов. Традиционные учебные занятии максимально активизируют познавательную деятельность студентов. В учебном процессе активно используются цифровые электронные ресурсы. Тематика выпускных квалификационных работ определяется совместно с потенциальными работодателями и направлена на удовлетворение запросов заказчиков.

      В учебном процессе организуются различные виды контроля студентов: входной, текущий, промежуточный, тематический, итоговый. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений по этапным требованиям ОПОП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) созданы комплекты оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Комплекты оценочных средств ежегодно корректируются и рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями техникума. Итоговая аттестация выпускников представляет собой защиту выпускной квалификационной работы.

      Внеучебная деятельность направлена на самореализацию студентов в различных сферах общественной и профессиональной жизни, в творчестве, спорте, науке и т.д. У студентов формируются профессионально значимые личностные качества, такие как толерантность, ответственность, жизненная активность, профессиональный оптимизм. Решению этих задач способствуют проводимые регулярно мероприятия, предметные недели и декады, научно- практические конференции, Дни здоровья, конкурсы профессионального мастерства и др.

    5. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

      1. Область и объекты профессиональной деятельности

        Область профессиональной деятельности выпускников:

        • техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом;

        • заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

          Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

        • автотранспортные средства;

          -технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслужи- вания и ремонта автотранспортных средств;

        • оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;

        • техническая и отчетная документация;

      1. Виды профессиональной деятельности и компетенции

        Обучающийся по профессии Автомеханик готовится к следующим видам деятельности:

        • техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;

        • транспортировка грузов и перевозка пассажиров;

        • заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

Профессиональные компетенции выпускника, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:

Код

Наименование

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1.

Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2.

Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3.

Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

ПК 1.4.

Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.

Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.

ПК 2.1.

Управлять автомобилями категорий «В» и «С».

ПК 2.2.

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следова- ния.

ПК 2.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транс- портных средств.

ПК 2.5.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.

ПК 3.1.

Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.

ПК 3.2.

Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций

ПК 3.3.

Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.


Общие компетенции выпускника


Код

Наименование

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за


результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения про- фессиональных задач

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК 7

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профес- сиональных знаний (для юношей)


1.5.3. Специальные требования

Наименование присваиваемых квалификаций (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 01- 94):

Водитель автомобиля категории «В», «С». Содержательные параметры определяются стандартом по данной профессии.

Слесарь по ремонту автомобилей 3 разряда. Содержательные параметры определяются стандартом по данной профессии.

Оператор заправочных станций 3-4 разряда Содержательные параметры определяются стандартом по данной профессии.

Специфические требования:

Минимальный возраст приема на работу -18 лет.

Минимальный возраст для получения права на вождение автомобиля – 18 лет Пол не регламентируется.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Требования к поступающим

Абитуриент должен представить при поступлении следующие документы:

  • паспорт (ксерокопия);

  • документ об образовании государственного образца.

Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший ОПОП по профессии 23.01.03 Авто механик подготовлен: к освоению в сокращенные сроки специальности: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

  1. ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      1. Учебный план


        Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ОПОП регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

        Учебный план определяет следующие характеристики ОПОП по специальности:

        • объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по се- местрам;

        • перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик);

        • последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных моду-

          лей


          • распределение по годам обучения и семестрам различных форм промежуточ-

            ной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям (и их составляющим междисциплинарным курсам, учебной и производственной практике);

            • объемы учебной нагрузки по видам учебных занятий, по учебным дисципли- нам, профессиональным модулям и их составляющим;

            • сроки прохождения и продолжительность преддипломной практики;

            • формы государственной (итоговой) аттестации, объемы времени, отведенные на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы в рамках ГИА;

            • объем каникул по годам обучения.

          Максимальный объем учебной нагрузки составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

          Максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

          Максимальный объем учебной нагрузки соответствует ФГОС СПО и равен 54 часам в неделю, включает в себя все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы. Макси- мальный объем аудиторных занятий составляет 36 часов в неделю.

          Учебный процесс организован в режиме пятидневной учебной недели, занятия груп- пируются парами.

          Обязательная аудиторная нагрузка предполагает лекции, практические занятия, вклю- чая семинары и выполнение курсовых работ. Соотношение часов аудиторной и внеаудитор- ной (самостоятельной) работой студентов по образовательной программе составляет в целом 1/2 (например, 50:50). Самостоятельная работа организуется в форме выполнения курсовых работ, междисциплинарных проектов, подготовки рефератов, самостоятельного изучения отдельных дидактических единиц.

          ОПОП профессии 23.01.03 (190631.01) Автомеханик предполагает изучение следую- щих учебных циклов и разделов:

          • общепрофессионального – ОП;

          • профессиональный – П;

          • физическая культура - ФК;

          • учебная практика – УП;

          • производственная практика (по профилю специальности) – ПП;

          • промежуточная аттестация – ПА;

          • государственная (итоговая) аттестация – ГИА


          БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

          по профессии среднего профессионального образования

          23.01.03 Автомеханик

          Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального обра- зования подготовки квалифицированных рабочих и служащих

          Квалификации: Слесарь по ремонту автомобилей

          Водитель автомобиля Оператор заправочных станций


          Форма обучения – очная. Нормативный срок обучения на базе среднего (полного)

          общего образования – 10 мес.


          Индекс

          Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, про- фессиональные модули, междис- циплинарные курсы

          Время в

          неделях

          Макс. учебная нагрузка обучаю- щегося, час.

          Обязательная учебная нагрузка

          Рекомен- дуемый курс изучения

          всего

          в том числе

          лаб. и практ. занятий

          курс. работа (проект)

          1

          2

          3

          4

          5

          6

          7

          8

          Обязательная часть циклов ОПОП и раз дел «Физическая культура»


          16


          864


          576


          392

          ОП.00

          Общепрофессиональный цикл

          232

          168

          86

          ОП.02

          Электротехника

          1

          1

          ОП.02

          Охрана труда

          1

          1

          ОП.03

          Материаловедение

          1

          1-3

          ОП.04

          Безопасность жизнедеятельности

          32

          1

          1-3

          П.00

          Профессиональный цикл

          552

          368

          266

          ПМ.01

          Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

          1

          МДК.01.01

          Слесарное дело и технические измерения

          1


          МДК.01.02

          Устройство, техническое об- служивание и ремонт автомо- билей

          1

          ПМ.02

          Транспортировка грузов и пе- ревозка пассажиров

          1

          МДК.02.01

          Теоретическая подготовка во- дителей автомобилей катего- рий В и С

          1

          ПМ.03

          Заправка транспортных средств горючими и смазочными мате- риалами


          1

          МДК.03.01

          Оборудование и эксплуатация заправочных станций

          1

          МДК.03.02

          Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов

          1

          ФК.00

          Физическая культура

          80

          40

          40

          1

          1

          Вариативная часть циклов ОПОП

          4

          216

          144

          72

          Всего по циклам и разделу

          «Физическая культура»

          20

          1080

          720

          464

          УП.ОО.

          Учебная практика (производственное обучение)

          19

          684

          ПП.00

          Производственная практика

          ПА.00

          Промежуточная аттестация

          1

          ГИА.00

          Государственная (итоговая) аттестация

          1

          ГИА.01

          Защита выпускной квалификационной работы

          1

          ВК.00

          Время каникулярное

          2

          Всего

          43


      2. Графики учебного процесса.


        В календарном учебном графике указывается последовательность реализации ОПОП профессии 23.01.03 Автомеханик, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

      3. . Программы дисциплин общепрофессионального цикла


        ОП.00

        Общепрофессиональный цикл

        ОП.01

        Электротехника

        ОП.02

        Охрана труда

        ОП.03

        Материаловедение

        ОП.04.

        Безопасность жизнедеятельности

      4. Программы профессиональных модулей


    image

    П.00 Профессиональный цикл


    ПМ.01

    ТО и ремонт автотранспорта

    МДК.01.01.

    Слесарное дело и ТИ

    МДК.01.02.

    Устройство, ТО и ремонт автомобилей

    УП.01.

    Учебная практика

    ПП.01

    Производственная практика

    ПМ.02

    Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

    МДК.02.01.

    Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий "В" и "С"

    УП.02.

    Учебная практика

    ПП.02

    Производственная практика

    ПМ.03

    Заправка транспортных средств горючими и смазочными ма- териалами

    МДК.03.01.

    Оборудование и эксплуатация заправочных станций

    МДК.03.02.

    Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов

    УП.03.

    Учебная практика

    ПП.03

    Производственная практика

    ФК.00.

    Физическая культура

  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

      1. Общепрофессиональный цикл.

        На общепрофессиональный цикл выделено – 397 часов, в том числе: 170 часов обяза- тельная аудиторная нагрузка.

        При распределении часов объем вариативной части использованы в профессиональ- ном и общепрофессиональном цикле с целью повышения качества усвоения и развития об- щих профессиональных компетенций, обучающихся и увеличения профессиональной со- ставляющей основной профессиональной образовательной программы.

        Дисциплина

        Знания, умения, навыки

        Общепрофессиональный цикл

        ОП.01. Электротехника

        обучающийся должен:

        уметь:

        измерять параметры электрической цепи; рассчитывать сопро- тивление заземляющих устройств; производить расчеты для вы- бора электроаппаратов

        знать:

        основные положения электротехники; методы расчета простых электрических цепей; принципы работы типовых электрических устройств; меры безопасности при работе с электрооборудовани- ем и электрифицированными инструментами

        ОП.02. Охрана труда

        обучающийся должен:

        уметь:

        применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности; анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятель- ности; использовать экобиозащитную технику;

        знать: воздействие негативных факторов на человека; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в органи- зации

        ОП.03. Материаловеде- ние

        обучающийся должен:

        уметь:

        выбирать материалы для профессиональной деятельности; опре- делять основные свойства материалов по маркам;

        знать:

        основные свойства, классификацию, характеристики применяе-


        мых в профессиональной деятельности материалов; физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

        ОП.04. Безопасность жизнедеятельности

        обучающийся должен:

        уметь:

        организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и устранения их последствий в про- фессиональной деятельности и быту; использовать средства ин- дивидуальной и коллективной защиты от оружия массового по- ражения; применять первичные средства пожаротушения; ориен- тироваться в перечне военно-учетных специальностей и самосто- ятельно определять среди них родственные полученной профес- сии; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соот- ветствии с полученной профессией; владеть способами бескон- фликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельно- сти и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим;

        знать:

        принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, про- гнозирования развития событий и оценки последствий при тех- ногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды по- тенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реали- зации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной без- опасности и правила безопасного поведения при пожарах; орга- низацию и порядок призыва граждан на военную службу и по- ступления на нее в добровольном порядке; основные виды во- оружения, военной техники и специального снаряжения, состоя- щих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в ко- торых имеются военно-учетные специальности, родственные


        профессиям НПО; область применения получаемых профессио- нальных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

        ФК.00. Физическая куль- тура

        В результате изучения раздела «Физическая культура» обучаю- щийся должен:

        уметь:

        использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональ- ных целей;

        знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни


      2. Профессиональный цикл.

        Профессиональный цикл включает в себя профессиональные модули. В состав про- фессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освое- нии обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производ- ственное обучение) и (или) производственная практика. На профессиональный цикл отво- дится 825 час (максимальная учебная нагрузка, в том числе обязательная аудиторная - 550 часов), в том числе: 684 часа на учебную и производственную практику.

        Вариативная часть профессиональной образовательной программы дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, по- лучения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Поэтому вариативная часть распределена на увеличение количества часов

        Профессиональный цикл

        ПМ.01. Техническое обслуживание и ре- монт автотранспорта МДК.01.01. Слесар-

        ное дело и техниче- ские измерения МДК.01.02 Устрой- ство, техническое об- служивание и ремонт автомобилей

        В результате изучения профессионального модуля обучающийся дол- жен:

        иметь практический опыт:

        проведения технических измерений соответствующим инструмен- том и приборами; выполнения ремонта деталей автомобиля; сня- тия и установки агрегатов и узлов автомобиля; использования ди- агностических приборов и технического оборудования; выполне- ния регламентных работ по техническому обслуживанию автомо- билей;

        уметь:

        выполнять метрологическую поверку средств измерений; выби-


        рать и пользоваться инструментами и приспособлениями для сле- сарных работ; снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомо- биля; определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту; определять способы и средства ремонта; применять диагностические приборы и оборудование; использовать специ- альный инструмент, приборы, оборудование; оформлять учетную документацию;

        знать:

        средства метрологии, стандартизации и сертификации; основные методы обработки автомобильных деталей; устройство и кон- структивные особенности обслуживаемых автомобилей; назначе- ние и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомоби- лей; технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов; виды и методы ремонта; способы восстановления деталей

        ПМ.02 Транспорти- ровка грузов и пере- возка пассажиров МДК.02.01 Теорити- ческая подготовка во- дителей автомобилей категории «В» и «С»

        В результате изучения профессионального модуля обучающийся дол- жен:

        иметь практический опыт:

        управления автомобилями категорий «В» и «С»

        уметь:

        соблюдать Правила дорожного движения; безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеороло- гических условиях; уверенно действовать в нештатных ситуациях; управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права дру- гих участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками до- рожного движения; выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки; заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и спе- циальными жидкостями с соблюдением экологических требова- ний; устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; со- блюдать режим труда и отдыха; обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, пере- возку и высадку пассажиров; получать, оформлять и сдавать путе- вую и транспортную документацию; принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях; соблюдать требования по транс- портировке пострадавших; использовать средства пожаротуше- ния;

        знать:

        основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения; правила эксплуатации транспортных средств; правила перевозки грузов и пассажиров; виды ответ- ственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружаю-


        щей среды в соответствии с законодательством Российской Феде- рации; назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств; правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ; порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию; перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуата- ция транспортных средств или их дальнейшее движение; приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию; правила обращения с эксплуатационными мате- риалами; требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности; основы безопасного управления транспортными средствами; порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации; по- рядок действий водителя в нештатных ситуациях; комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств; приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных про- исшествиях; правила применения средств пожаротушения

        ПМ.03. Заправка транспортных средств горючими и смазоч- ными материалами МДК.03.01. Оборудо- вание и эксплуатация заправочных станций, МДК.03.02. Органи-

        зация транспортиров- ки, приема хранения и отпуска нефтепродук- тов

        В результате изучения профессионального модуля обучающийся дол- жен:

        иметь практический опыт:

        технического обслуживания и ремонта измерительной аппаратуры и приборов, оборудования заправочной станции; заправки транс- портных средств горючими и смазочными материалами; перекач- ки топлива в резервуары; отпуска горючих и смазочных материа- лов; оформления учетно-отчетной документации и работы на кас- совом аппарате;

        уметь:

        проводить текущий ремонт обслуживаемого оборудования; про- изводить пуск и остановку топливно-раздаточных колонок; про- изводить ручную заправку горючими и смазочными материалами транспортных и самоходных средств; производить заправку газо- баллонного оборудования транспортных средств; производить за- правку летательных аппаратов, судов и всевозможных установок; осуществлять транспортировку и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом; учитывать расход эксплуатационных материа- лов; проверять и применять средства пожаротушения; вводить данные в персональную электронно-вычислительную машину; знать:

        устройство и конструктивные особенности обслуживаемого за- правочного оборудования, контрольно-измерительных приборов и правила их безопасной эксплуатации; правила безопасности при эксплуатации заправочных станций сжиженного газа; правила эксплуатации резервуаров, технологических трубопроводов, топ- ливораздаточного оборудования и электронно-автоматической

         

        системы управления; конструкцию и правила эксплуатации авто- матизированной системы отпуска нефтепродуктов; правила про- верки на точность и наладки узлов системы; последовательность ведения процесса заправки транспортных средств; порядок отпус- ка и оплаты нефтепродуктов по платежным документам


      3. Учебная и производственная практика

    Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учеб- ных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП предусматриваются следующие виды практик: учебная практика и произ- водственная практика.

    Учебная практика

    Учебная практика направлена на формирование у студентов умений, приобретения первоначального практического опыта и освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии, специальности. Проводится в соответствии с графиком учебного процесса, графиком учебной и производственной практик.

    Учебная практика проводится в учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях технику- ма, а также в организациях, предприятиях специально оборудованных помещениях на основе договоров между организацией, предприятием, осуществляющей деятельность по образова- тельной программе соответствующего профиля, и техникумом.

    Учебная практика проводится мастерами п/о и (или) преподавателями спец- дисциплин.

    Сроки проведения учебной практики устанавливаются техникумом самостоятельно в соответствии с учебным планом. Учебная практика проводится как концентрированно, так и рассредоточено путем чередования с теоретическими занятиями в случае необходимости.

    Учебная практика завершается следующими формами: оценка, дифференцированный зачет, зачет при условии выполнения комплексных квалификационных работ, оформленных протоколом.

    В комплект документов по учебной практике входит:

    • программа профессионального модуля, программа учебной и производственной прак- тике согласно учебного плана ОПОП СПО;

    • календарно-тематический план;

    • план урока учебной практики;

    • перечень учебно-производственных работ;

    • журнал учебной и производственной практики;

    • протоколы комплексных квалификационных работ;

    Производственная практика по профессии

    Производственная практика ставит своей целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по профессиям, формирование общих и профес- сиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии.

    Производственная практика по профессии проводится как концентрированно, так и рассредоточено на предприятиях согласно заключенных договоров.

    Программа производственной практики разрабатывается мастером п/о, преподавате- лями специальных дисциплин рассматривается предметно-цикловой комиссией и утвержда- ется директором техникума.

    Планирование и организация производственной практики обеспечивает:

    • последовательное расширение круга формируемых у студентов умений, навыков практического опыта на предприятии;

    • целостность подготовки к выполнению основных трудовых функций;

    • связь практики с теоретическим обучением.

    В период прохождения производственной практики студенты могут приниматься на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы производственной практики.

    Срок проведения производственной практики устанавливается в соответствии с гра- фиком учебного процесса и на основании учебного плана по профессии.

    Направление на практику оформляется приказом директора с закреплением каждого студента за предприятием, организацией, а также с указанием сроков прохождения практики и закрепленного руководителя практики из числа мастеров п/о и преподавателей специаль- ных дисциплин.

    Студенты в период прохождения практики на предприятии:

    • выполняют задания, предусмотренные программой практики;

    • соблюдают, действующие на предприятии правила внутреннего распорядка;

    • соблюдают требования охраны труда, пожарной безопасности, гигиены и производ- ственной санитарии;

    • заполняют дневники производственной практики (проверяется дневник мастером п/о от учебного заведения не реже 1 раза в неделю);

    • выполняют практическую квалификационную, готовят письменную квалификацион- ную работу по утвержденной теме.

      По результатам практики:

    • руководителем практики выставляется оценка за практику, отзыв на письменную ква- лификационную работу;

    • утвержденной комиссией на предприятии проводится практическая квалификацион- ная работа;

    • предприятием оформляется производственная характеристика на студента.

  3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗО- ВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬ-

    НОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    1. Информационное обеспечение образовательного процесса

      Реализация основной профессиональной образовательной программы обеспечивает доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ОПОП. Во время самостоятельной подготовки обу- чающиеся обеспечены доступом к сети Интернет.

      Каждый обучающийся обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или)

      электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно- методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

      Библиотечный фонд укомплектован печатными или электронными изданиями основ- ной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за по- следние 5 лет.

      Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справоч- но-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

      Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, со- стоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

      Образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

    2. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

      Основная профессиональная образовательная программа обеспечена учебно- методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профес- сиональным модулям ОПОП.

      По каждой дисциплине, профессиональному модулю сформированы программы и учебно-методические комплексы, содержащие методические рекомендации по изучению дисциплины, профессионального модуля, учебные материалы (конспекты лекций, слайды, контрольные задания, методические указания по выполнению курсовых, контрольных работ, образцы тестов и т.п.).

      Для прохождения учебной и производственной практик разработаны соответствую- щие программы; для подготовки к государственной (итоговой) аттестации - методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы.

      В образовательном процессе используются интерактивные технологии обучения. Для формирования информационной культуры обучающихся в учреждении используются энцик- лопедии в электронном формате, для формирования правовой культуры – СПС Консультант Плюс.

      Обучение обучающихся владению информационными технологиями осуществляется на уроках информатики.

      В образовательном процессе реализуется компетентностный подход с использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеауди- торной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обу- чающихся.

  4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

    Финансирование реализации ОПОП осуществляется в объеме, не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.

    ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум», реализующий основную про- фессиональную образовательную программу по профессиям среднего профессионального образования, располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом техникума. Материально-техническое обеспечение соответствует действу- ющим санитарным и противопожарным нормам

    Реализация ОПОП обеспечивает:


    • выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьюте- ров;

    • освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответ- ствующей образовательной среды в техникуме;

      Образовательное учреждение обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

  5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

    1. Кадровое обеспечение образовательного процесса

      Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 23.01.03 Автомеханик обеспечивается педагогиче- скими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное обра- зование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера произ- водственного обучения имеют квалификацию по профессии рабочего на 1–2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в ор- ганизациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для препода- вателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподавате- ли и мастера производственного обучения проходят стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. Все преподаватели общеобразовательных дисциплин имеют высшее профессиональное образование, соответствующее профилю предмета.

      Справка о кадровом обеспечении образовательного процесса и укомплектованности штатов на 1 сентября 2016 года

      Педагогических работников –8, в том числе: преподаватели 6 (включая внешних и внутренних совместителей), мастера производственного обучения – 2. Высшее образование имеют 100% педагогов (в том числе 100% преподавателей), высшую и первую квалификационные категории – 60% (в том числе 75% преподавателей).

      Качественный состав педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс по профессии «Автомеханик» представлен таблицами

      Преподаватели общепрофессиональных дисциплин и МДК:


      Показатели

      Количество, человек

      1

      Всего педагогических работников

      6

      из них: внешние совместители

      нет

      внутренние совместители

      1

      2

      Имеют квалификационные категории:

      высшая

      1

      первая

      2

      нет категории

      3

      3

      Уровень образования:

      ВПО

      СПО

      4

      За последние 3 года прошли курсы повышения ква- лификации

      7


      Мастера производственного обучения


      Показатели

      Количество, человек

      1

      Всего педагогических работников

      2


      из них: внутренние совместители

      2

      Имеют квалификационные категории:

      высшая

      -

      первая

      2

      нет категории

      3

      Уровень образования:

      ВПО

      2

      СПО

      0

      Не имеют профессионального образования

      0

      4

      За последние 3 года прошли курсы повышения ква- лификации

      2


    2. Общие требования к организации образовательного процесса

      ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум» в рамках действующего зако- нодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО с учетом потребно- стей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

      Перед началом разработки ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум» определил специфику ОПОП с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировал конечные результаты обучения в виде компе- тенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

      Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающий- ся, определяют содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

      При формировании ОПОП техникум:

      -имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

      -обязан ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную програм- му с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, эко- номики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим фе- деральным государственным образовательным стандартом;

      -обязан в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемо- му практическому опыту, знаниям и умениям;

      -обязан обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочета- нии с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производ-

      -обязан обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индиви- дуальной образовательной программы;

      -обязан формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, спо- собствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спор- тивных и творческих клубов;

      -должен предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электрон- ных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых про- ектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

      Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

      -при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, осво- енных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освое- ния;

      -в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении ос- новной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетен- ций, обучающиеся участвуют в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

      -обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотрен- ные основной профессиональной образовательной программой;

      -обучающимся предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

      Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

      Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения об- разования составляет 36 академических часов в неделю.

      По дисциплине «Физическая культура» предусмотрены еженедельно дополнительно 2 часа учебной нагрузки.

      Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусмотрены образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на

      каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.

      Формы проведения консультаций: групповые, индивидуальные, письменные, устные. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы.

      Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учеб- ных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусмотрены следующие виды практик: учебная и производ- ственная.

      Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной органи- зацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессио- нальных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных моду- лей.

      Цели и задачи, программы и формы отчетности определены образовательной органи- зацией по каждому виду практики. Производственная практика проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

      Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на осно- вании) результатов, подтверждѐнных документами соответствующих организаций.

  6. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕ-

ТЕНЦИЙ

Воспитательная работа с обучающимися в техникуме является важнейшей составля- ющей качества подготовки специалистов рабочих кадров и проводится с целью формирова- ния у каждого обучающегося сознательной гражданской позиции, стремлению к сохране- нию и приумножению нравственных, культурных и общечеловеческих ценностей, также выработке навыков конструктивного поведения в новых экономических условиях, обще- культурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоор- ганизации и самоуправления и др.)

В профессиональной образовательной организации разработана Концепция воспита- тельной деятельности, направленная на обеспечение оптимальных условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента, с устойчивой профессио- нальной направленностью, способного к творчеству, обладающего физическим здоровьем, социальной активностью, высокой культурой, качествами гражданина-патриота. В ходе реа- лизации концепции решаются следующие задачи:

  1. Создание условий для формирования у обучающихся гражданской позиции, патриотизма, устойчивых нравственных принципов и норм, правовой культуры.

  2. Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

  3. Создание условий для формирования у обучающихся стремления к здоровому образу жизни, укреплению и совершенствованию своего физического состояния, воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению.

  4. Создание условий для непрерывного развития творческих способностей обучающихся, приобщение их к достижениям отечественной и мировой культуры.

  5. Создание сплочѐнного коллектива, комфортных социально-психологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов;

  6. Развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления

  7. Сохранение и преумножение историко-культурных традиций техникума, формирования чувства гордости за свой техникум.

Для решения и реализации выше поставленных задач осуществляются следующие направления организации воспитательной деятельности и внеучебной работы:

    • духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание обучающихся;

    • профессионально-трудовое воспитание обучающихся;

    • гражданско-патриотическое, правовое воспитание обучающихся;

      -формирование культуры здорового образа жизни;

    • студенческое самоуправление;

    • формирование корпоративности и имиджа техникума;

    • социально-психологическая поддержка обучающихся;

-подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, занятых в воспита- тельной работе.

Организацию воспитательной работы осуществляют: директор, заместитель директо- ра по воспитательной работе, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели общежитий и органы студенческого самоуправления.

С целью повышения эффективности воспитательной работы, улучшения ее организа- ции, использования принципа индивидуального подхода в техникуме работают кураторы, закрепленные за определенными группами. Куратор, закрепляется за академической груп- пой с целью обеспечения единства профессионального воспитания и обучения обучающих- ся, повышения эффективности образовательного процесса, усиления влияния педагогиче- ского состава на формирование личности будущих специалистов. Классные руководители групп используют в своей деятельности разнообразные формы и методы работы.

Ежегодно в техникуме проводится мониторинг уровня организации образовательного процесса, направленный на оценку деятельности структур и служб, выявление проблем, имеющихся в организации внеучебной деятельности и воспитательной работы, а также для определения наиболее эффективных форм и методов работы.

Студенческий актив является активным участником внеурочной деятельности. В тех- никуме работает Совет студенческого самоуправления, в котором организована деятель- ность по следующим направлениям: учебная деятельность, культурно-массовая работа, физ- культурно-оздоровительная работа. Работает совет общежития, деятельность которого направлена на организацию внеурочной занятости обучающихся, проживающих в общежи- тии.

Воспитательная (социокультурная) среда техникума формируется в рамках основных направлений воспитательной детальности, которые определяются концепцией воспитатель- ной деятельности техникума, в том числе:

Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание обучающихся.

Концепция предполагает комплексность воспитательного процесса, который включа- ет в себя систему организационных форм педагогических действий, продиктованных высо- кими нравственно-этическими целями.

Основными задачами данного направления являются:

формирование высоконравственных идеалов, уважение и терпимость к чужим убеж- дениям;

развитие эстетического вкуса у обучающихся;

повышение роли преподавателей в нравственно-эстетическом воспитании обучаю- щихся;

сохранение традиций, воспитание уважения к прошлому своего народа, воспитание стремления к сохранению и преумножению нравственных и культурных ценностей техни- кума;

стимуляция различных форм самодеятельного творчества обучающихся, развитие до- суговой, клубной деятельности;

организация взаимодействия и сотрудничества с учреждениями культуры города, об-

ласти;


развитие системы информационно-методического обеспечения воспитательной рабо-

ты по вопросам нравственно-эстетического воспитания;

сохранение, развитие и эффективное использование материальных объектов культу- ры техникума.

проведение социологических исследований и опросов обучающихся, преподавателей, сотрудников по проблемам морально-нравственного климата в подразделениях и учебных группах, этики поведения, принципов и норм общения людей;

использование результатов этих исследований и опросов для организации жизнедея- тельности как основы воспитательного процесса (формирование атмосферы согласия, еди- нения, правовой культуры, уважения к нравственно-этическим принципам и нормам обще- ния);

проведение тематических родительских собраний с приглашением специалистов (нарколога, сотрудников ДП № 3, инспектора ПДН и пр.), педагога – психолога.

Профессионально-трудовое воспитание обучающихся.

Профессионально-трудовое направление предполагает подготовку профессионально грамотного, конкурентоспособного специалиста, формирование у него личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности. Реализация данного направления решает следующие задачи:

формирование специалиста, профессионально и психологически готового к конку- ренции на рынке труда;

приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам кор- поративной этики;

формирование творческого подхода, воли к труду, к самосовершенствованию в из- бранной специальности;

воспитание потребности добровольного участия в благоустройстве территории тех- никума и хозяйственных работах в учебных помещениях техникума, на его территории для воспитания бережливости и чувства причастности к собственности и имуществу техникума;

содействие обучающимся в обеспечении их временной занятости, в трудоустройстве по окончанию техникума.

Гражданско-патриотическое, правовое воспитание обучающихся.

Гражданско-патриотическое, правовое воспитание формирует у молодежи качества гражданина-патриота. Основными задачами гражданско-патриотического воспитания обу- чающихся техникума являются:

  • формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания;

  • формирование исторической памяти, разъяснение исторической связи поколений;

  • привитие уважения к истории и традициям народов и народностей, населяющих

район;


  • вовлечение обучающихся и участие их в различных формах социально-значимой

    деятельности, формирование чувства коллективизма и личной ответственности;

    • повышение правовой грамотности обучающихся;

    • организация системы мероприятий, направленных на профилактику социально обу- словленных заболеваний и снижение числа правонарушений, совершаемых обучающимся;

    • информационное обеспечение обучающихся нормативными документами технику-

ма;


  • публичное информирование о правонарушителях;

  • активное взаимодействие администрации и обучающихся;

Формирование культуры здорового образа жизни.

Основные задачи воспитательной деятельности по формированию культуры здорово-

го образа жизни:

взаимодействие учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, осознанной потребности в физическом совер- шенствовании, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физкультурой и спортом;

  • формирование корпоративной позиции нетерпимого отношения всего сообщества техникума к пьянству, курению, употреблению ПАВ.

  • альтернативные наркотикам формы досуга молодежи;

  • просветительская работа о последствиях наркомании, алкоголизма и других зависи- мостей;

  • социологические исследования, позволяющие осуществлять мониторинг немеди- цинского потребления наркотических средств в студенческой среде;

  • проведение тематических мероприятий в техникуме и активное участие в районных мероприятиях;

  • индивидуальную работу со студентом и его семьей.

Студенческое самоуправление.

Основные задачи этой деятельности:

представление интересов студенчества на различных уровнях: внутритехникумов- ском, местном, региональном;

организация взаимодействия с администрацией, руководителями структурных под- разделений техникума, осуществляющими учебную, исследовательскую и воспитательную работу, с учѐтом современных тенденций развития системы непрерывного образования;

участие студенчества в формировании нормативно-правовой базы для различных сфер жизнедеятельности, обучающихся;

участие в разработке, принятии и реализации мер по координации деятельности тех- никума;

организация социально значимой общественной деятельности студенчества; обеспечение обучающихся информацией о государственной молодежной политике и

различных аспектах жизни техникума.

Формирование корпоративности и имиджа техникума.

Одним из условий успешного развития техникума является формирование его ими- джа как стабильного, успешного образовательного учреждения, обладающего разносторон- ними современными подходами к учебному процессу, в котором успешно сочетаются учеб- ная и внеучебная деятельность. Средством достижения этого является, в том числе и, вос- питательная деятельность.

Основными задачами по формированию и укреплению корпоративности техникума являются:

сохранение и поддержка существующих традиций;

укрепление связей с выпускниками, пропаганда их достижений;

проведение разнообразных традиционных общетехникумовских мероприятий; пополнение музея истории техникума;

участие в разнообразных «внешних» мероприятиях; разработка и поддержание собственных ритуалов.


Социально-психологическая поддержка обучающихся.

Цель работы службы: создание психолого-педагогических условий, наиболее благо- приятных для личностного развития каждого студента в течение всего срока обучения в техникуме, осуществление деятельности, направленной на сохранение психического, сома- тического и социального благополучия обучающихся.

Задачи:

формирование благоприятного психологического климата в техникуме;

психологическое сопровождение социального и личностного развития обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности;

обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и группо- вой психологической помощи;

психологическое консультирование всех участников образовательного процесса; повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного

процесса;

способствовать гармонизации социальной сферы учреждения и осуществлять превен- тивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации;

выявление возникающих в педагогическом процессе трудностей и их причин, разра- ботка рекомендаций по их устранению и предотвращению;

оказание реальной психологической помощи обучающимся и их родителям, а также педагогическому коллективу;

участие в процессе управления личностными отношениями и формирование норм от- ношений в коллективе;

осуществление сопровождения первокурсников в период адаптации; проведение серии мероприятий по адаптации к учебному процессу техникума;

организацию работы классных руководителей групп, обеспечивающих позитивные взаимоотношения «преподаватель – студент»;

формирование личной ответственности студента за результаты обучения.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров, занятых в вос- питательной работе.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников тех- никума, задействованных в организации воспитательной деятельности, своими основными задачами определяет:

формирование целостного кадрового аппарата, обеспечивающего воспитательную работу;

обучение педагогическим технологиям работы с молодежью, основанным на знании молодежной субкультуры, социологии малых групп, принципов адаптации обучающихся к условиям обучения и воспитания в техникуме;

работу по формированию благоприятного климата в студенческих группах;

Техникум осуществляет работу по совершенствованию системы оценки результатив- ности и эффективности воспитательной деятельности, проводит анализ и корректировку со- держания воспитательных программ.

Вопросы организации воспитательной работы регулярно рассматриваются на педаго- гических советах, ПЦК, совещаниях классных руководителей групп, на совете профилакти- ки правонарушений среди обучающихся техникума.

Социальным педагогом техникума осуществляется координация мероприятий по со- циальной поддержке обучающихся. Его работа сосредоточена на следующих направлениях: материальная поддержка обучающихся, назначение социальной стипендии малообеспечен- ным обучающимся, социальные гарантии обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, льготы инвалидам, и др.

В техникуме осуществляется материальное обеспечение обучающихся в соответствии с действующим законодательством.

Техникум имеет благоустроенное общежитие на 252 места, в которых оборудованы комнаты для занятий, для отдыха, кухни. Директор, заместители, социальный педагог, старший воспитатель, классные руководители групп, члены студенческого самоуправления систематически организуют рейды в общежитие.

  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


    1. Контроль и оценка достижений обучающихся

      С целью контроля и оценки результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений, обучающихся применяются:

      входной контроль; текущий контроль; рубежный контроль; итоговый контроль.

      Правила участия в контролирующих мероприятиях и критерии оценивания достижений обучающихся определяются Положениями «О формах, периодичности и порядке текущего контроля обучающихся», «О государственной итоговой аттестации».

      Входной контроль

      Назначение входного контроля состоит в определении способностей обучающегося и его готовности к восприятию и освоению учебного материала. Входной контроль, предваряющий обучение, проводится в форме тестирования.

      Текущий контроль

      Текущий контроль результатов подготовки осуществляется преподавателем и/или обучающимся в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о:

      • выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности;

      • правильности выполнения требуемых действий;

      • соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала;

      • формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

      Рубежный контроль

      Рубежный контроль достижений обучающихся базируется на модульном принципе организации обучения по разделам учебной дисциплины, профессионального модуля. Результаты рубежного контроля используются для оценки достижений обучающихся, определения рейтинга обучающегося в соответствии с принятой в колледже рейтинговой системой, и коррекции процесса обучения (самообучения).

      Итоговый контроль

      Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется комиссией в форме зачетов и/или экзаменов с участием ведущего (их) преподавателя (ей).

      Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

      Профессиональной образовательной организацией созданы условия для максимально- го приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисци- плинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов активно привлекаются работо- датели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

      Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.

      Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций, потенциальные работодатели, специалисты профильных предприятий.

      Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной атте- стации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разработаны техникумом само- стоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

      Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух ос- новных направлениях:

      оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся.

      Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтап-

      ным требованиям ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценоч- ных средств (далее – ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утвер- ждаются техникумом самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разра- батываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного поло-

      жительного заключения работодателей.

      ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, пред- назначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образова- тельных достижений основным показателям результатов подготовки: типовые задания, кон- трольные работы, тесты и иные методы контроля, позволяющие оценить знания, умения, навыки и соответствующий уровень приобретѐнных компетенций, разработанные в соответ- ствии с требованиями ФГОС СПО по данному направлению подготовки, целями и задачами

      программы начального профессионального образования и еѐ учебному плану и обеспечива- ющие оценку качества общекультурных, профессиональных и дополнительных профессио- нальных компетенций, приобретаемых выпускником.

      При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисци- плин, практик учтены все виды связей между включѐнными в их состав знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетен- ций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности, предусмотрена оценка способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием некоторых алгоритмов профессионально значимого по- ведения.

      Обучающимся и представителям работодателей предоставляется возможность оценки содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также деятельности от- дельных преподавателей техникума.

    2. Организация итоговой государственной аттестации выпускников

      Государственная итоговая аттестация выпускников проводится по окончании курса обучения, имеющего профессиональную завершѐнность, и заключается в определении соответствия уровня подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.

      К государственной (итоговой) аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные программой и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные программами учебных дисциплин и профессиональных модулей. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. Для этих целей выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов и т.п., творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения практики и так далее. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы. Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональным модулей; выпускная практическая квалификационная работа должная предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

      Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой государственной (итоговой) аттестации выпускников. Обязательное требование соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

      Итоговая аттестация выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, состоит из нескольких испытаний, следующих видов:

      • выполнение выпускной практической квалификационной работы по профессии в пределах требований федерального государственного образовательного стандарта;

      • защита письменной экзаменационной работы

        Письменная экзаменационная работа должна соответствовать содержанию производственной практики по профессии, а также объему профессиональных и общих компетенций, предусмотренных ФГОС среднего профессионального образования. Письменная экзаменационная работа должна содержать описание разработанного технологического процесса, выполнения практической квалификационной работы и краткое описание используемого оборудования, инструментов, приборов, приспособлений, а также параметров и режимов ведения процесса. При необходимости, кроме описательной части, может быть представлена и графическая часть.

        Программа государственной (итоговой) аттестации, содержащая формы, условия проведения и защиты выпускной квалификационной работы, разрабатывается государственной аттестационной комиссией, утверждается директором техникума и доводится до сведения обучающихся не позднее шести месяцев до окончания обучения.

  2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

ОПОП предназначена для педагогического коллектива техникума, обучающихся и должностных лиц, имеющих отношение к реализации основной профессиональной образова- тельной программы, а также других заинтересованных лиц.

Составители: педагогический коллектив ГПОУ «Сыктывкарский автомеханический техникум».

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23      24     ..