ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА (2014 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУЛОМА КОЛЬСКОГО РАЙОНА (2014 год) - часть 5

 

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ЛЕТНЕЙ И ЗИМНЕЙ БОРКЕ
Общая протяженность улично-дорожной сети в сельском поселении со-
ставляет 25 км, из них на село Тулома приходится 13,6 км.
Механизированная уборка территорий является одной из важных и сло ж-
ных задач жилищно-коммунальных организаций. Качество работ по уборке
территорий зависит от рациональной организации работ и выполнения техно-
логических режимов. Летом выполняют работы, обеспечивающие максималь-
ную чистоту городских дорог и приземных слоев воздуха. Зимой проводят
наиболее трудоемкие работы: удаление свежевыпавшего и уплотненного снега,
борьба с гололедом, предотвращение снежно-ледяных образований.
4.1. Технология летнего содержания дорог
При летней уборке территорий с дорожных покрытий удаляется смет с
такой периодичностью, чтобы его количество на дорогах не превышало уста-
новленной санитарной нормы. Кроме того, в летнюю уборку входят удаление с
проезжей части и лотков улиц грязи в межсезонные и дождливые периоды года;
очистка отстойных колодцев дождевой канализации; уборка опавших листьев;
снижение запыленности воздуха и улучшение микроклимата в жаркие дни. Ос-
новным фактором, влияющим на засорение улиц, является интенсивность дви-
жения городского транспорта. На накопление смета и засорение улиц суще-
ственно влияют также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест
выезда городского транспорта и состояние покрытий прилегающих дворовых
территорий.
Основной операцией летней уборки территории сельского поселения Ту-
лома является подметание. На улицах с интенсивным движением уборка за-
ключается главным образом в очистке проезжей части от смета.
Степень засоренности дорог зависит от интенсивности движения транс-
порта, состояния дорожных покрытий. При малой интенсивности (до 60 авто-
мобилей в час) смет распределяется равномерно. При большой интенсивности
отбрасывается потоками воздуха по сторонам и распределяется вдоль бортово-
го камня полосой на ширину 0.5 м. Установлена допустимая норма засоренно-
сти краевых частей дорог (лотков) со средним и интенсивным движением
транспорта по улицам с усовершенствованным покрытием (автодороги 1-ой и
2-ой категории) - 30 г/м2, на асфальтированных проездах второстепенной зна-
чимости и малой интенсивности движения (автодороги 3-ей категории) - 80
г/м2.
Перечень основных операций технологического процесса летней уборки
автодорог приведен в таблице 4.1.
65
Таблица 4.1.
Основные операции технологического процесса летней уборки автодорог
№п/п
Операции технологического процес-
Средства механизации
са
1.
Подметание дорожных покрытий
Подметально-уборочные ма-
шины
2.
Уборка грунтовых наносов механизи-
Подметально-уборочные и
рованным способом с доработкой
плужно-щеточные машины,
вручную
автогрейдеры, бульдозеры,
рабочие по уборке
3.
Погрузка смета в ручную и его вывоз
Погрузчики и самосвалы
Подметание дорожных покрытий
Подметание является основной операцией по уборке улиц, площадей и
проездов, имеющих усовершенствованные покрытия. Подметание производит-
ся в таком порядке: в первую очередь подметают краевые (прибордюрные) ча-
сти дорог и улиц с интенсивным движением, маршрутами городского транс-
порта, а затем улиц со средней и малой интенсивностью движения. Наилучший
режим работы подметально-уборочных машин двухсменный (с 7 до 21 ч.).
Уборку проводят в следующем порядке: утром подметают краевые (пр и-
бордюрные) части дорог с интенсивным движением, затем подметают прибор-
дюрные части проездов со средней и малой интенсивностью движения и далее,
по мере накопления смета, улицы в соответствии с установленным режимом
подметания. Перед подметанием прибордюрных частей улиц должны быть
убраны тротуары с тем, чтобы исключить повторное засорение. Время уборки
тротуаров должно быть увязано с графиком работы подметально -уборочных
машин. Сроки патрульного подметания остановок городского транспорта,
участков с большим пешеходным движением увязывают со временем накопле-
ния на них смета.
Разгрузка подметально-уборочных машин от смета производится на спе-
циальных площадках, расположенных вблизи обслуживаемых улиц и имеющих
хорошие подъездные пути. На этих же площадках или недалеко от них жела-
тельно устанавливается стендер для заправки машин водой. Смет на свалки с
разгрузочных площадок вывозится самосвалами или перегружается в больше-
грузные контейнеры.
66
Уборка прибордюрной грязи
Уборка прибордюрной грязи (грунтовых наносов) является периодич е-
ской операцией, входящей в состав летнего содержания автодорог. Грунтовые
наносы в зависимости от причин, вызвавших их образование, подразделяются
на следующие группы:
а) межсезонные наносы, представляющие собой загрязнения и остатки
технологических материалов, применяющихся при зимней уборке, которые
накапливаются в течение зимнего сезона и весной после таяния снега и распо-
лагаются полосой в прибордюрной части автодороги;
б) наносы, образующиеся после ливневых дождей, в летнее время года,
когда сильные дожди размывают газоны и другие поверхности открытого грун-
та и перемещают часть грунта на дорожное покрытие;
в) наносы, возникающие на проезжей части улицы, с которой граничит
строительная площадка, когда грунт колесами транспортных средств, обслужи-
вающих стройку, перемещается со строительной площадки на дорожное по-
крытие.
В весенний период производят очистку проезжей части от грязи, снежной
или ледяной корки, по мере ее таяния. Очистку прибордюрной части произво-
дят после освобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко
удаляется автогрейдером или бульдозером.
В случае высыхания, перед уборкой грунтовые наносы должны быть
увлажнены поливомоечной машиной, что снизит их прочность и предотвратит
пыление. Грунт сдвигается в вал и затем с помощью погрузчика подается в ку-
зов самосвала. При выполнении этих работ автогрейдер и поливомоечная ма-
шина передвигаются по направлению движения городского транспорта, по-
грузчик - против движения транспорта, за погрузчиком задним ходом движется
самосвал.
При уборке применяют универсальные и уборочные машины, а также
специальные уборочные машины. Надлежащее качество уборки после вывоза
наносов достигается ручной уборкой оставшихся загрязнений, подметанием
механизмами, а затем тщательной мойкой поверхности.
4.2. Технология зимнего содержания дорог
Технологический процесс зимней уборки автодорог осуществляется в с о-
ответствии с Государственным стандартом Российской Федерации
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатаци-
онному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности до-
рожного движения» (принят постановлением Госстандарта Российской Феде-
рации от 11 октября 1993 года № 221).
67
Основной задачей зимней уборки дорожных покрытий является обеспе-
чение нормальной работы городского транспорта и движения пешеходов.
Уборка городских территорий зимой трудоемка. Сложность организации убо р-
ки связана с неравномерной загрузкой парка снегоуборочных машин, завис я-
щей от интенсивности снегопадов, их продолжительности, количества выпав-
шего снега, а также от температурных условий. Городские территории зимой
убирают в два этапа: 1) Расчистка проезжей части и проездов; 2) Удаление с го-
родских проездов собранного в валы снега.
Зимняя уборка включает в себя следующие операции:
1. Первоочередные:
- обработка дорожных покрытий противогололедным материалом (в
первую очередь посыпают наиболее опасные места - подъемы, спуски, пере-
крестки, кольца, развороты, мосты, заездные карманы остановок общественно-
го транспорта (ООТ);
- сгребание и подметание снега;
- очистка заездных карманов, разворотов, перекрестков, въездов и выез-
дов в кварталы.
2. Операции второй степени:
- формирование снежного вала;
- удаление снега с проездов (вывоз или переброска роторными снегооч и-
стителям на свободные территории);
- зачистка прибордюрной части автодороги после удаления снега;
- скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований;
- подметание дорог при длительном отсутствии снегопада.
Выполнение снегоочистительных работ возможно при условии строгого
соблюдения технологических режимов, которые обуславливают зависимость
времени работы машин от начала снегопада, что требует практически кругло-
суточной готовности машин к работе. Поэтому на период снегопадов рекомен-
дуется предусматривать круглосуточное дежурство пескоразбрасывателей и
плужно-щеточных снегоочистителей. Число таких машин должно быть мини-
мальным и обеспечивать уборку только наиболее ответственных магистралей,
отличающихся особенно напряженным движением транспорта, в первую оч е-
редь пассажирского. Остальные пескоразбрасыватели и плужно-щеточные сне-
гоочистители должны работать в 1,5 смены. При этом необходимо, чтобы время
их работы совпадало с часами наиболее интенсивного движения транспорта.
Все другие машины, применяемые при зимней уборке, должны работать также
в 1,5 смены.
В связи с тем, что пескоразбрасыватели и плужно-щеточные снегоочи-
стители заняты только часть рабочего времени (в часы снегопада), для рацио-
68
нального использования водительского состава рекомендуется закреплять за
водителями пескоразбрасывателей, плужно-щеточных снегоочистителей ска-
лыватели- разрыхлители, роторные снегоочистители и другие машины. Как по-
казывает практика работы эксплуатационных хозяйств, в промежутке между
снегопадами наиболее квалифицированную часть водительского состава можно
использовать для технического обслуживания и ремонта уборочной техники.
Снегоочистка
Основной способ удаления снега с покрытий дорог - подметание и сгре-
бание его в валы плужно-щеточными снегоочистителями. Перекидывание снега
шнекороторными снегоочистителями применяют на набережных рек, загород-
ных и выездных магистралях, а также на расположенных вдоль проездов сво-
бодных территориях.
При сравнительно малой интенсивности движения транспорта (не более
120 маш./час) может быть обеспечена очистка до асфальта при помощи только
снегоочистителей. При большей интенсивности движения, как правило, нельзя
предотвратить образования уплотненного снега без применения химических
материалов на покрытиях дорог. Химические материалы препятствуют упло т-
нению и прикатыванию свежевыпавшего снега, снижают величину сил смерза-
ния льда с поверхностью дорожного покрытия, но их можно применять только
при интенсивности снегопада не менее 0,5 мм/час (при пересчете на воду), так
как в противном случае на дорожном покрытии образуются растворы реаген-
тов. Применение химических материалов дает положительный эффект при хо-
рошем перемешивании реагентов со снегом, которое может быть достигнуто
при движении транспортных средств интенсивностью более 100 машин/час.
Дороги с интенсивностью движения транспорта менее 100 машин/час, а также
при снегопадах интенсивностью менее 0,5 мм/час убирают без применения хи-
мических материалов путем сгребания и сметания снега плужно -щеточными
снегоочистителями.
Каждый цикл обработки дорожного покрытия разбит на этапы: выдержку,
обработку химическими реагентами, интервал, сгребание и подметание снега.
Выдержка - время от начала снегопада до момента внесения реагентов в
снег зависит от интенсивности снегопада и температуры воздуха и принимается
такой, чтобы полностью исключить образование на дорожном покрытии рас-
творов при контакте снега и реагентов.
Интервал - период между посыпкой химических реагентов и началом
обслуживания. Интервал выдерживают только при снегопадах незначительной
интенсивности. При выполнении работ первого цикла выдерживать интервал
следует только при снегопаде интенсивностью 0,5... 1 мм/час.
69
При взаимодействии с реагентами снег, сохраняя свойства сыпучести, не
подвергается уплотнению и прикатыванию, благодаря чему при работе плужно -
щеточных снегоочистителей достигается высококачественная уборка дорожных
покрытий. Вал снега укладывают в прилотковой части дороги. Во всех случаях,
где это представляется возможным, для наилучшего использования ширины
проезжей части, а также упрощения последующих уборочных работ вал снега
располагают посередине двустороннего проезда.
Маршруты работы снегоочистителей выбирают так, чтобы сгребание и
сметание начинались с проездов с наиболее интенсивным движением, а также
имеющих торговые и административные центры до начала работы этих учре-
ждений.
В особых эксплуатационных условиях (подъемы дорог, подъезды к мо-
стам, туннелям и т. п.), когда требуется повысить коэффициент сцепления ко-
лес транспортных средств с дорожным покрытием, необходимо применять спе-
циальные химические реагенты.
При выполнении снегоочистительных работ особое внимание следует
уделять расчистке перекрестков и остановок городского транспорта. При рас-
чистке перекрестков машина движется перпендикулярно валу, а при расчистке
остановок и подъездов - сбоку, захватывая лишь его часть. Число проходов ма-
шины зависит от площади поперечного сечения вала. Собранный снег сдвиг а-
ется в расположенный рядом вал или на свободные площади.
Удаление уплотненного снега и льда
Уплотненный снег с дорожных покрытий убирают автогрейдером, снаб-
женным специальным ножом гребенчатой формы, или скалывателями-
рыхлителями. Снег удаляют складированием в прилотковой части проезда или
на площадях, свободных от застройки. Кроме того, снег можно ссыпать в люки
обводненной дождевой или хозяйственно-фекальной канализации.
В транспортные средства снег грузят снегопогрузчиками или роторными
снегоочистителями в следующем порядке. Снегопогрузчик движется вдоль
прилотковой части улицы в направлении, противоположном движению горо д-
ского транспорта. Находящийся под погрузкой самосвал также движется зад-
ним ходом за погрузчиком. После загрузки самосвал вливается в общий поток
транспорта, не мешая ему. Движение самосвала задним ходом и работа погруз-
чика создают повышенную опасность для пешеходов. В связи с этим в процессе
погрузки около снегопогрузчика должен находиться дежурный рабочий, кото-
рый руководит погрузкой и не допускает людей в зону работы машины. Рабо-
чие, обслуживающие снегопогрузчики, должны быть одеты в специальные жи-
леты. При погрузке снега роторными снегоочистителями опасность работы по-
70
вышается, так как снегоочиститель и загружаемый самосвал движутся рядом в
направлении движения транспорта, сужая проезжую часть улицы. Роторный
снегоочиститель обслуживает один рабочий, ответственный за безопасность
проведения работ. Снежно-ледяные образования, остающиеся после прохода
снегопогрузчиков, должны быть в кратчайшие сроки удалены с поверхности
дорожного покрытия с помощью скалывателей-рыхлителей или путем исполь-
зования различных химических материалов.
Сгребание и подметание
Сгребание и подметание снега производится плужно-щеточным снего-
очистителем (ПМ-130Б, КДМ и т.д.), после обработки дорожных покрытий
противогололедными материалами.
Скалывание уплотненного снега
В состав работы входит: помимо скалывания уплотненного снега еще и
скалывание снежной корки в лотках, а также сгребание скола с очищенной по-
лосы. Для этой цели применяют автогрейдеры ДЗ-143, ДЗ-180.
Сдвигание снега и скола в валы
Эта операция производится частично при сгребании и подметании снега и
скола. Однако, формирование валов требует применения дополнительной тех-
ники - автогрейдеров и бульдозеров. Для этой цели применяют автогрейдеры
ДЗ-143, ДЗ-180, бульдозеры ДТ-75, Т-130, Т-170, тракторы с отвалом К-700, Т-
150.
Перекидка снега роторными очистителями
На насаждения и газоны разрешается перекидывать только свежевыпав-
ший снег. На перекидке снега на проездах с насаждениями должно быть ис-
ключено повреждение деревьев и кустарников, при этом применяются допо л-
нительные насадки и желоба с направляющими козырьками, отрегулированны-
ми для каждого участка дорог. Это обеспечивает укладку перекидываемого
снега на узкой полосе между проезжей частью и насаждениями, или даже пер е-
садку его через ряд кустарников, обеспечивая их сохранность. Для этой цели
применяют шнекороторные снегоочистители типа ДТ-75, Т-150.
Допустимые уровни и требования к зимнему содержанию автодорог
Для обеспечения свободного проезда автомобильного транспорта после
окончания снегопада в соответствии с ВСН 24-88 «Технические правила ре-
монта и содержания автомобильных дорог», определены предельно допусти-
мые значения требований к автодорогам, которые приведены в таблице 4.2.
71
Таблица 4.2.
Допустимая толщина
слоя снега на проезжей
части, мм
I
3000-7000
7
30
-
4
II
1000-3000
6
40
-
5
III
500-1000
5
60
-
6
IY
200-500
4
70
70
12
Y
Менее 200
3
80
100
16
Срок окончания снегоочистки принимают с момента прекращения снего-
пада или метели до завершения работ, обеспечивающих указанные требования.
После обеспечения свободного проезда транспорта дорожные предприятия
приступают к очередным операциям зимнего содержания автомагистралей,
приведенных выше. Сроки удаления снега, в часах, в зависимости от колич е-
ства выпавшего снега и категорий автодорог, приведены в таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Категории
Количество выпавшего снега, мм, не более
автодорог
5
10
15
I, II, III
48 час.
72 час.
96 час.
IY
72 час.
96 час.
96 час.
Y
96 час.
120 час.
144 час.
Обработка противогололедными материалами
Для борьбы с гололедом применяют профилактический метод, а также
метод пассивного воздействия, способствующий повышению коэффициента
сцепления шин с дорогой, покрытой гололедной пленкой. Предпочтительно ис-
пользовать профилактический метод, но его применение возможно только при
своевременном получении сводок метеорологической службы о возникновении
гололеда. После получения сводки необходимо обработать дорожное покрытие
химическими реагентами. Чтобы реагенты не разносились колесами транспор т-
ных средств, их разбрасывают непосредственно перед возникновением гололе-
да. При такой обработке ледяная пленка по поверхности дорожного покрытия
не образуется, дорога делается лишь слегка влажной.
72
Для устранения гололеда дорожное покрытие обрабатывают противого-
лоледными препаратами.
Обработку дорожных покрытий при профилактическом методе борьбы с
гололедом начинают с улиц с наименьшей интенсивностью движения, т.е. II и
III категорий, а заканчивают на улицах I категории. Такой порядок работы в
наилучшей степени способствует сохранению реагентов на поверхности дор о-
ги. Обработку дорог, покрытых гололедной пленкой, начинают с улиц I катего-
рии, затем посыпают улицы II и II категории. Параллельно необходимо прово-
дить внеочередные работы по выборочной посыпке подъемов, спусков, пер е-
крестков, подъездов к мостам и туннелям. Продолжительность обработки всех
улиц I категории не должна превышать одного часа. Для ускорения производ-
ства работ по борьбе с гололедом следует обрабатывать дороги только в полосе
движения, на которую приходится примерно 60...70% ширины проезжей части
улицы.
4.3. Расчет потребности в машинах для уборки территорий населенных
пунктов
Работы по уборке территорий населенных пунктов подразделяются на две
группы в зависимости от сроков выполнения технологических операций. К
первой группе относятся работы по уборке дорожных покрытий в летнее время,
ко второй - работы по зимней уборке, выполняемые в течение строго опреде-
ленного отрезка времени, так называемого директивного времени. К таким р а-
ботам относятся первоочередные операции зимней уборки: обработка покры-
тий технологическими материалами, сгребание и подметание снега с покрытий.
4.3.1. Летние уборочные работы
Потребное количество машин для выполнения работ первой группы
определяется по формуле:
Q
сут
N
,
П
К
К
см
см
ВП
где Qсут - суточный объем уборочных работ, Псм - эксплуатационная произво-
дительность уборочной машины за время рабочей смены, Ксм - коэффициент
сменности, Квп - коэффициент выпуска уборочных машин на линию.
Систематическую механическую уборку улиц и дорог в летнее время вы-
полняют двумя способами:
- механическим или вакуумным отделением смета от поверхности дорож-
ного покрытия с перемещением его в бункер подметально-уборочной машины с
транспортированием на полигон;
73
- гидродинамическим отделением смета от поверхности дорожного по-
крытия, перемещением его направленными водяными струями поливомоечных
машин в прибордюрную часть дороги и смывом потоком воды в колодцы
ливнестока.
Для села Тулома подходит первый способ уборки, который не требует
наличия ливневой канализации и продольного уклона проезжей части. Данный
способ обладает высокой производительностью, однако он теряет эффектив-
ность при уборке смета влажностью более 20 %, а также при наличии на по-
крытии сухих глинистых отложений.
У подметально-уборочных машин с мокрым обеспыливанием зоны рабо-
ты подборщика расход воды на увлажнение при подметании должен сос тавлять
0.02-0.05 л/м2 в зависимости от уровня засоренности дорожного покрытия. При
чрезмерном увлажнении смета ухудшается его захват рабочими органами, по-
этому в процессе подметания необходимо корректировать режим работы с и-
стемы увлажнения.
В настоящее время существует множество специализированных машин,
осуществляющих подметально-уборочные операции. Одним из наиболее недо-
рогих решений в этой области является подметально-уборочный прицеп для
широко распространенных тракторов МТЗ-82 (рис. 7). Параметры прицепа: ши-
рина подметания (с двумя лотковыми щетками) - 2700 мм, объем бункера для
смета - 3 м3, объем бака для воды - 850 л, рабочая скорость при подметании до
20 км/ч, производительность техническая до 54000 м2/ч, масса полная - 6500 кг,
давление воды в системе обеспыливания 3,2 атм. Цена прицепа составляет око-
ло 1,1 млн. руб., цена трактора МТЗ-82 - около 650 тыс. руб.
Рис. 7. Трактор МТЗ-82 с подметально-уборочным прицепом
Время работы на одной заправке водой:
V
B
t
,
1з
gU B
где Vв - емкость бака для воды, 850 л; g - расход воды для увлажнения смета в
зоне работы щеток, 0.05 л/м2; U - средняя рабочая скорость движения машины,
20 км/ч = 20000 м/ч; В - ширина зоны подметания, 2,70 м.
74
850
t
0,31ч
1з
0, 05200002, 70
Время работы до заполнения бункера сметом:
V
p
см
t
,
см
QBU K
у
где Vсм - емкость бункера для смета, 3 м3; р - плотность смета, 1 500 кг/м3 =
1 500 000 г/м3; Q - средний уровень засоренности покрытия, 50 г/м2; В - шири-
на зоны подметания, 2,70 м; U - рабочая скорость движения машины, 20 км/ч =
20000 м/ч; Ку - коэффициент качества уборки, 0,8.
31500000
t
2, 08ч
см
502, 70200000,8
Время, затрачиваемое на поездку к месту заправки бункера и заполнение
бункера водой:
2L
з
t
t
,
Вз B
V
где tВз - время затрачиваемое на поездку к месту заправки бункера и заполне-
ние бункера водой; tв - время заправки бака водой, 0,15 ч; Lз
- среднее рассто-
яние до пункта заправки водой, примем 2 км; V - транспортная скорость дви-
жения, 30 км/ч.
22, 0
t
0,15
0, 28ч
Вз
30
Время, затрачиваемое на поездку к месту разгрузки бункера со сметом и
разгрузку бункера со сметом:
2L
см
Т
t
,
см см
V
где TСм - время, затрачиваемое на поездку к месту разгрузки бункера со сметом
и разгрузку бункера со сметом; tСм - время разгрузки смета, 0.15 ч; LСм - сред-
нее расстояние до пункта разгрузки смета, 2 км; V - транспортная скорость
движения машины, 30 км/ч.
22
Т
0,15
0, 28ч
см
30
Учитывая, что время расходования воды меньше времени заполнения
бункера сметом, в пунктах заправки водой рекомендуется устраивать места для
разгрузки и временного хранения смета до вывоза на полигон ТБО.
В этом случае число поездок при односменном режиме работы (T = 8 ч)
составит:
Т
8
n
13
t
t
(0.310.28)
1з
Вз
Чистое время уборки за смену:
75
t
nt
130,31
4ч.
уборки
1з
Эксплуатационная производительность подметально-уборочной машины
определяется при односменном режиме работы:
П t
ВU
,
пу
уборки
где tУборки - чистое время уборки, В - ширина подметания, м; U - рабочая ско-
рость движения машины, км/ч.
2
П
42, 720000
216000
м
/ день
пу
Необходимое количество подметально-уборочных машин определяется
по формуле:
S
N
,
П
К
пу
вых
где S - убираемая площадь, м2; KВых - коэффициент выхода машин на линию,
0,7; Пп.у. - эксплутационная производительность 1 машины, 216000 м2/день.
В селе Тулома общая протяженность улично-дорожной сети составляет
13,6 км. Примем среднюю ширину дороги равной 6 метров, в этом случае об-
щая площадь составляет 81600 м2. Это существенно меньше суточной произво-
дительности подметально-уборочной машины. Таким образом, одной подме-
тально-уборочной машины (трактор МТЗ-82 с подметально-уборочным прице-
пом) достаточно для обеспечения летней уборки улиц в селе Тулома.
4.3.2. Зимние уборочные работы
Работы по зимней уборке улиц и дорог делятся на три группы: снег о-
очистка, удаление снега и скола, ликвидация гололеда и борьба со скользко-
стью дорог.
Снегоочистку улиц и дорог выполняют механическим и механико-
химическим способами. Выбор способа зависит от интенсивности движения
транспорта, вида и состояния снежно-ледяных отложений, интенсивности сне-
гопада. На дорогах местного значения, с учетом малой интенсивности движе-
ния автотранспорта, рекомендуется выполнять снегоочистку только плужно-
щеточными очистителями без применения химических реагентов. На дорогах
регионального и федерального значения может потребоваться также примене-
ние песко-соляных смесей. В зависимости от интенсивности движения и темпе-
ратуры воздуха, очистку проезжей части снегоочистителями начинают выпо л-
нять не позднее 0.5-1 ч после начала снегопада и повторяют через каждые 1.5-
2 ч по мере накопления снега. После окончания снегопада производится завер-
шающее сгребание и подметание снега.
76
При механическом способе снегоочистки и размещении снежного вала на
проезжей части необходимо учитывать условия движения транспорта. Наибо-
лее предпочтительным является вариант, когда снежный вал размещается по-
средине проезжей части. Если производить регулярный вывоз снега с улиц по
мере его накопления, то размещение снежного вала посредине проезжей части
можно производить при любой интенсивности и продолжительности снегопада.
На перекрестках и пешеходных переходах снежный вал необходимо рас-
чищать на ширину 2-5 м, в зависимости от интенсивности пешеходного движе-
ния. На остановках общественного транспорта снежный вал необходимо рас-
чищать на всю длину посадочной площадки, независимо от его высоты, из рас-
чета одновременной остановки возле нее не менее двух единиц подвижного с о-
става.
После окончания снегопада производится завершающее сгребание и по д-
метание снега плужно-щеточными снегоочистителями и формирование снеж-
ных валов под погрузку. При этом, до начала формирования снежных валов
должны быть закончены работы по очистке примыкающих к проезжей части
тротуаров.
На улицах и дорогах с незначительным движением транспорта снег мо ж-
но складировать на проезжей части и не вывозить до конца зимнего сезона, ес-
ли валы не создают затруднений в движении.
Снегоочистку тротуаров и внутриквартальных проездов выполняют ме-
ханическим способом и вручную без применения химических реагентов. Снег с
покрытия должен сдвигаться в сторону, к местам наиболее удобным для его по-
стоянного складирования или формирования в валы с последующей погрузкой
в самосвалы и вывозом на свалку. Сгребание снега с тротуаров производится на
проезжую часть улицы или внутриквартального проезда, если между ними нет
ограждений или разделительной полосы с зелеными насаждениями. В случаях,
когда снег с тротуаров невозможно сгребать в прибордюрную часть дороги,
снежную массу перемещают в сторону, удаленную от проезжей части, и скла-
дируют на газоне. Сгребание снега с внутриквартальных проездов необходимо
производить к удаленному от дома бордюру, так как в этом случае уменьшается
количество участков, требующих дополнительной расчистки.
Борьбу с гололедом и скользкостью на тротуарах и внутриквартальных
проездах необходимо вести фрикционным способом, используя инертные мате-
риалы без примесей соли. Обработка покрытий должна быть завершена в тече-
ние 1-1.5 ч после начала образования скользкости покрытия.
После окончания зимнего сезона тротуары, внутриквартальные проезды,
улицы и дороги очищают от остатков фрикционных материалов и грунтовых
77
наносов. Работы выполняют по усиленному режиму до тех пор, пока не будет
достигнут уровень засоренности покрытий, меньше допустимых его значений.
Для выполнения зимних уборочных работ используются снегоуборочные
машины, в частности с плужно-щеточным оборудованием. К примеру, может
использоваться навесное оборудование для тракторов МТЗ: отвал типа УМДУ
80/82, щетка дорожная ПЩ-1.8, снегоуборщик СУ 2.1 и др. Могут быть ис-
пользованы также специализированные машины типов КО-713, КО-707 (на базе
трактора МТЗ), КО-718, МКСМ-800 и другие. Наилучшими характеристиками
их них обладает КО-713 (рис. 8): ширина полосы, очищаемой плугом 2,5-3 м,
ширина полосы, очищаемой щеткой 2,3 м, максимальная скорость 20 км/ч. Це-
на КО-713 около 1,7 млн. руб. Дальнейшие расчеты произведем для машины
этого типа.
Рис. 8. Снегоуборочная машина КО-713.
Расчет потребности в снегоуборочных машинах
Эксплуатационная производительность плужно-щеточного снегоочисти-
теля определяется по формуле:
ПU*B*K
K
,
П
ис
где U - рабочая скорость движения машины, примем 15 км/ч; B - ширина очи-
щаемой полосы, 3 м; КП - коэффициент перекрытия очищаемой полосы, 0,9;
КИС - коэффициент использования машины на линии, 0,7.
Эксплуатационная производительность КО-713 составит:
П
15000 *3,0 *0,9 *0,7
28350
м2/ч
В отличие от летних уборочных работ, которые выполняются в течение
смены, зимние уборочные работы следует выполнять в сжатые сроки в течение
директивного времени. В зависимости от интенсивности снегопада и интенсив-
ности движения транспорта директивное время на сгребание и подметание р е-
комендуется принимать следующим (таблица 4.4):
78
Таблица 4.4.
Интенсивность движения,
Интенсивность
Директивное время, ч
машин/ч
снегопада, мм/ч
Менее 120
Менее 30
2
Менее 120
Более 30
1.5
Более 120
Менее 30
3
Более 120
Более 30
1.5
Количество уборочных машин, обеспечивающих выполнение работ в
течение директивного времени, определяется по формуле:
S
П
N
,
П
Т
ч
Д
где S - площадь всех дорог, подлежащих уборке, м2; Пч - часовая эксплуатаци-
онная производительность уборочной машины; Тд - директивное время на вы-
полнение работ.
Полная протяженность улично-дорожной сети села Тулома составляет
13,6 км. Их площадь, с учетом средней ширины 6 м, составляет 81600 м2. Ин-
тенсивность движения автомобилей и интенсивность снегопада примем макси-
мальными (более 120 машин в час, осадки более 30 мм/ч). В этом случае для
обеспечения механизированной зимней уборки в селе Тулома требуется следу-
ющее количество машин типа КО-713:
81600
N
1
28350*1,5
Количество необходимых снегоуборочных машин составит 1 единицу.
Количество машин и механизмов для уличной уборки, рассчитанное по
представленным исходным данным, не учитывает ежегодный износ техники и
возможные аварийные ситуации, которые могут привести к сокращению парка.
При растянутых сроках вывоза снега с улиц в основании валов образует-
ся лед или снежно-ледяной накат. В таких случаях очистку покрытий выпол-
няют следующим образом. В начале слой снежно-ледяного наката или льда об-
рабатывают твердыми химическими реагентами, что обеспечивает подготовку к
последующему скалыванию слоя. Во избежание разбрасывания реагентов коле-
сами транспорта обработку производят в ночные или утренние часы до начала
интенсивного движения. Скалывание слоя рекомендуется выполнять с помо-
щью автогрейдера, снабженного специальным ножом или скалывателем - рых-
лителем через 3-5 ч после распределения реагентов. При большой толщине слоя
цикл работ повторяют до полной очистки дорожного покрытия. По завершении
79
работ скол окучивают или укладывают в вал с последующей его погрузкой в
самосвалы и вывозом на свалку снега.
После окончания зимнего периода улицы и дороги очищают от остатков
фрикционных материалов. При этом используют наряду с машинами и в значи-
тельной мере ручной труд. Отсутствие надежных производительных машин для
погрузки грунтовых наносов вызывает необходимость привлечения ручного
труда.
80

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/