ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СП МЕЖДУРЕЧЬЕ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЕ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СХЕМА САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИИ СП МЕЖДУРЕЧЬЕ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2016 год) - часть 3

 

 

34 

 

-  предусматривать  минимальные  пробеги  для  каждой  единицы 

спецавтотранспорта. 

3.5.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРИЕМА ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ 

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, 

предусматривающий  их  разделение  на  виды  (пищевые  отходы,  текстиль, 

бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен 

соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в  области 

охраны окружающей природной среды и здоровья человека. 

С  целью  снижения  затрат  на  вывоз  твердых  бытовых  отходов, 

вовлечения ценных компонентов ТБО во вторичный оборот дополнительных 

источников  сырья  необходима  организация  пункта  сбора  вторсырья: 

макулатуры,  черного  и  цветного  металла  (бутылок  из-под  напитков), 

стеклобоя.  В  перспективе  на  данном  пункте  возможно  организовать  прием 

полиэтилена и пластмасс при наличии потребителя данного вида вторсырья. 

В таблицах 3.5.1 и 3.5.2 представлен морфологический состав ТБО и 

КГО,  собираемых  в  жилищном  фонде  и  общественных  и  торговых 

предприятиях городов и регионов России. 

Таблица 3.5.1-

 

Морфологический состав  ТБО,

 

собираемых 

в 

жилищном 

фонде  и  общественных  и  торговых  предприятиях  городов  и  регионов 

России, % по массе

 

 

Компонент 

ТБО 

жилищного 

фонда, % 

Среднее 

значение, 

ТБО 

общественных и 

торговых 

предприятий, % 

Среднее 

значение, % 

Пищевые отходы 

27….37 

32 

13…16 

15 

Бумага, картон 

37…41 

39 

45…52 

48 

Дерево 

1…2 

3…5 

Ч

ерный металлом 

3…4 

3…4 

Цветной металлом 

1…2 

1…4 

Текстиль 

3…5 

3…5 

Кости 

1…2 

1,5 

1…2 

Стекло 

2…3 

1,5 

1…2 

Камни, штукатурка 

0,5…1 

2...3 

Кожа, резина 

0,5…1 

1…2 

Пластмасса 

5…6 

8…12 

10 

Прочее 

1…2 

2…3 

35 

 

Компонент 

ТБО 

жилищного 

фонда, % 

Среднее 

значение, 

ТБО 

общественных и 

торговых 

предприятий, % 

Среднее 

значение, % 

Отсев (менее 15 мм) 

5…7 

5…7 

ИТОГО: 

100 

 

100 

 

Таблица

 

3.5.2

 

-

 

Ориентировочный состав крупногабаритных отходов 

 

М

АТЕРИАЛ

 

 

С

ОДЕРЖАНИЕ

,

 

%

 ПО МАССЕ

 

С

ОСТАВЛЯЮЩИЕ

 

Д

ЕРЕВО

 

60 

М

ЕБЕЛЬ

,

 ОБРЕЗКИ ДЕРЕВЬЕВ

,

 ЯЩИКИ

,

 ФАНЕРА

 

Б

УМАГА

,

 КАРТОН

 

У

ПАКОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

П

ЛАСТМАССА

 

Т

АЗЫ

,

 ЛИНОЛЕУМ

,

 ПЛЕНКА

 

К

ЕРАМИКА

,

 СТЕКЛО

 

15 

Р

АКОВИНЫ

,

 УНИТАЗЫ

,

 ЛИСТОВОЕ СТЕКЛО

 

М

ЕТАЛЛ

 

10 

Б

ЫТОВАЯ ТЕХНИКА

,

 ВЕЛОСИПЕДЫ

,

 РАДИАТОРЫ 

ОТОПЛЕНИЯ

,

 ДЕТАЛИ А

/

МАШИН

 

Р

ЕЗИНА

,

 КОЖА

,

 ИЗДЕЛИЯ ИЗ 

СМЕШАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Ш

ИНЫ

,

 ЧЕМОДАНЫ

,

 ДИВАНЫ

,

 ТЕЛЕВИЗОРЫ       

При развитии системы сбора вторичного сырья возможны три схемы: 

1)  установка  контейнеров  для  селективного  сбора  бумаги,  стекла, 

пластика, металла в жилых кварталах; 

2)  создание  сети  комплексных  приемных  пунктов  сбора  вторичных 

ресурсов; 

3) организация передвижных пунктов сбора вторичных материальных 

ресурсов. 

Создание  приемных  пунктов  для  сбора  вторсырья  с  активным 

привлечением  части  предпринимателей  сферы  малого  бизнеса,  кроме  всего 

прочего,  приведет  к  созданию  новых  рабочих  мест,  в  том  числе  для 

инвалидов,  а  также  источника  дополнительного  дохода  для  наиболее 

неимущих слоев населения. 

Раздельный сбор вторичного сырья позволяет добиться значительного 

сокращения объемов ТБО, что существенно снижает загрузку полигона ТБО, 

уменьшает число стихийных свалок, оздоровляет экологическую обстановку. 

Дальнейшая  переработка  собираемого  таким  образом  сырья  является 

экологически приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством. 

36 

 

Несмотря  на  то,  что  ТБО  из  жилого  фонда  являются  крупным 

источником вторичного сырья, практическая реализация селективного сбора 

полезных  компонентов  отходов  представляет  собой  сложную  проблему, 

связанную  как  с  организацией  сбора,  так  и  с  фактической  переработкой 

загрязненного  материала,  а  также  с  уровнем  цен  на  вторичное  сырье 

соответствующего качества. 

Наибольший  интерес  представляет  селективный  сбор  утильных 

фракций от общественных и торговых предприятий, качество которых выше, 

чем качество утильных фракций ТБО жилого фонда. Также следует отметить, 

что  в  торговых  точках  легче,  чем  в  жилой  зоне  организовать 

централизованный  селективный  сбор  и  транспортировку  утильных 

компонентов. 

Максимальный экономический и экологический эффект, связанный с 

извлечением  утильных  фракций  и  экономией  природных  ресурсов, 

реализуется на двух стадиях сбора и удаления ТБО:  

- при селективном сборе ТБО общественных и торговых предприятий; 

-  при  сборе  вторсырья  от  населения  на  специально  организованных 

пунктах. 

3.6.

 

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ 

При  размещении  предприятий  и  сооружений  санитарной  очистки 

необходимо  учитывать  размеры  их  санитарно-защитных  зон.  Обязательно 

проводить согласование с органами охраны окружающей среды и санитарно-

эпидемиологического  надзора  мест,  в  которых  намечено  расположение 

данных  сооружений.  Размеры  санитарно-защитных  зон  основных 

сооружений приведены в таблице 3.6.1. 

 

 

 

 

37 

 

Таблица  3.6.1  -  Размеры  санитарно-защитных  зон  для  предприятий  и 

сооружений санитарной очистки 

Предприятия и сооружения 

Классификация 

объектов 

Минимальный 

размер санитарно- 

защитной зоны, м 

Предприятия 

по 

промышленной 

переработке 

бытовых 

отходов 

мощностью, тыс. т. в год: 

До 40 

Свыше 40 

 

 

 

III 

 II 

 

 

 

500 

1000 

Склады свежего компоста 

II 

500 

Полигоны твердых бытовых отходов 

II 

500 

Сливные станции 

III 

500 

Центральные базы по сбору утильсырья 

III 

300 

Мусороперегрузочные станции 

IV 

100 

Базы 

по 

содержанию 

и 

ремонту 

уборочных машин и 

механизмов 

IV 

100 

 

3.7.

 

СТРУКТУРА  ЗАТРАТ  НА  ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ  ПРОЦЕССА 

ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 

Величина  затрат  на  осуществление  процесса  сбора,  перемещения  и 

захоронения  твердых  бытовых  отходов  зависит  от  общего  объема  ТБО, 

полноты  технологического  цикла,  применяемых  технологий,  цены 

эксплуатируемой техники, плеча перевозки и др.  

Общий  объем  ТБО  определяется  с  использованием  разработанных 

нормативов  годового  объема  накопления  ТБО  на  душу  населения.  Общий 

объем F

ТБО

 складывается из: 

F

ТБО

 = F

H

 +F

+ F

O

 + F

M

 + F

П

где 

F

H

 

- общий объем образования отходов от населения,  

F

C

  -  объем  отходов,  образуемых  социальной  сферой  (магазины,  больницы, 

вокзалы, школы и т.п.), 

F

O

  - объем офисных отходов (конторы, банки, проектные институты, бизнес- 

38 

 

центры), 

F

M

 - муниципальные отходы (отходы зеленого строительства, уличный смет, 

листва, сбор из городских урн), 

F

П

 - отходы быта предприятий. 

Общий  объем  образования  ТБО  от  населения  в  жилищном  фонде 

определяется  средней  нормой  накопления  на  одного  жителя  и  общей 

численностью населения.  

Объем  твердых  бытовых  отходов,  образующихся  не  от  населения, 

определяется  в  процессе  ведения  мониторинга  отходов  для  данного 

муниципального  образования.  В  долях  от  общего  объема  образования 

отходов от населения это составляет 30-60%. 

Стоимость  процесса  обращения  с  отходами  будет  складываться 

следующим образом: 

С

О

 = С

СБОРА

 +С

УДАЛЕНИЯ

 +С

УТИЛИЗАЦИИ

 +С

ЗАХОРОНЕНИЯ

 

В стоимость сбора входят: 

- Затраты на организацию и обслуживание контейнерных площадок 

- Затраты на приобретение, ремонт и обновление контейнерного парка 

- Заработная плата обслуживающего персонала 

- Накладные расходы 

- Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством. 

В стоимость удаления входят: 

- Затраты на обслуживание, ремонт, обновление парка автотранспорта 

- Заработная плата водителей, ремонтников и т.п. 

- Затраты на горюче-смазочные материалы 

- Накладные расходы 

- Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством. 

В стоимость утилизации входят: 

- Затраты на обслуживание, ремонт, обновление технологических линий 

- Заработная плата обслуживающего персонала 

- Затраты на электроэнергию (энергоносители и т.п.) 

39 

 

- Накладные расходы 

- Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством. 

В стоимость захоронения входят: 

- Затраты на обслуживание, ремонт, обновление парка спецмашин 

-Заработная плата водителей, ремонтников и т.п. 

- Затраты на горюче-смазочные материалы 

-  Затраты  на  изоляционные  материалы  и  мероприятия  в  соответствии  с 

регламентом работы полигона 

- Накладные расходы 

- Налоговые отчисления в соответствии с действующим законодательством. 

Если для этапа сбора отходов характерны основные затраты в начале 

– при организации контейнерных площадок, то для этапов транспортировки, 

утилизации  и  захоронения  характерны  постоянно  растущие  затраты, 

связанные с ростом цен на топливо и электроэнергию. Также стоимость всех 

этапов  процесса  обращения  с  отходами  будет  постоянно  расти  по  причине 

необходимости  увеличения  заработной  платы  и  сопряженных  с  ней 

налоговых  отчислений  –  ввиду  инфляции,  поэтому  для  прогнозирования 

изменения  общей  стоимости  процесса  обращения  с  отходами  необходимо 

вводить  при  расчетах  поправочный  коэффициент,  определяющий  влияние 

инфляционных процессов на конечную стоимость. 

Сдерживающим  фактором  роста  платежей  для  населения  должны 

являться  мероприятия,  направленные  на  совершенствование  технологии 

процесса  обращения  с  отходами  и  увеличения  объема  возврата  в 

производство вторичного сырья.  

Средства  на  переработку,  разборку,  уплотнение  и  другие  виды 

модернизации  на  стадии  формирования  процесса  не  учитываются  и 

дотируются  бюджетом,  но  только  в  тех  случаях,  когда  их  наличие 

продиктовано  острой  необходимостью  либо  иными  экологическими 

задачами (в этом случае, как правило, компенсация затрат осуществляется за 

счет экологических платежей, аккумулируемых в бюджете. Цифры  объемов 

40 

 

платежей  имеют  погрешность,  исходя  из  того,  что  объем  образующихся 

отходов  является  динамической  составляющей,  которая  имеет  среднюю 

погрешность  15%.  Величина  погрешности  снижается  при  наличии 

мониторинга  отходов.  При  отсутствии  учетной  политики  погрешность 

возрастает  до  60%  и  более.  При  наличии  мониторинга  могут  быть 

установлены и более четкие сезонные колебания плотности.). 

Следует  отметить  следующие  обстоятельства,  способные  влиять  на 

стоимость процесса: 

- рекреационная привлекательность (курорты зимнего и летнего отдыха); 

- туристическая привлекательность (наличие всех видов транспорта). 

Все  виды  расчетов  должны  утверждаться  аудитом,  который 

проводится  специализированными  и  аккредитованными  для  данного  вида 

деятельности организациями. 

3.8.

 

РАЗРАБОТКА 

СИСТЕМЫ 

ОТЧЕТНОСТИ 

В 

СФЕРЕ 

ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ 

Форма  отчетности  создается  для  ведения  учета  и  контроля  за 

процессом  обращения  с  отходами  на  территории  сельского  поселения 

Междуречье  Кольского района  Мурманской области. В результате появится 

возможность  не  только  учитывать  все  источники  образования  отходов  и  их 

объемы,  но  и  путь  следования  отходов.  Таким  образом,  введение  учета 

обеспечит  обоснованное  взимание  платежей,  исключение  образования 

несанкционированных свалок. 

Форма  отчетности  заполняется  всеми  субъектами  хозяйственной 

деятельности  независимо  от  организационно-правовых  форм  и  форм 

собственности,  осуществляющих  свою  деятельность  в  области  обращения  с 

отходами.  В  соответствии  с  ниже  приведенной  классификацией  (таблица 

3.8.1)  выбирается  категория,  к  которой  относится  объект.  В  соответствии  с 

выбранной  категорией  заполняются  отчетные  формы.  Отчетность  по 

приведенной 

форме 

предоставляется 

ежеквартально 

специально 

уполномоченным органам в сфере обращения с отходами. 

41 

 

Категории объектов – источник бытовых отходов 

Таблица 3.8.1 

Категории объектов 

                                    ......................................................                                

Единицы измерения 

1. Жилой фонд: 

Неблагоустроенный жилой фонд; 
благоустроенный жилой фонд.

 

1 человек 

2. Предприниматели без образования юридического лица. 

1 сотрудник 

3. Предприятия, учреждения, юридические лица. 

1 сотрудник 

3.1. Предприятия торговли: 

- промышленными товарами;  

- продовольственными товарами;  

- зоомагазины, цветочные магазины; 

 - ларьки, палатки;  

- рыночные комплексы вещевые; 

- рыночные комплексы продовольственные; 

- складские помещения. 

кв. м площади 

3.2.Учреждения здравоохранения:  

- поликлиники, амбулатории;  
- стационары всех типов; 
 -   аптеки, аптечные киоски. 

 

1 посещение 

1 место 

кв. м площади 

3.3. Учреждения временного проживания населения:

  

 - учреждения санаторно-курортные, дома отдыха;  
- гостиницы; 
-  общежития. 

1 место 

3.4. Организации и учреждения управления, проектные 
организации, кредитно-финансовые учреждения и предприятия 
связи: 

- административные учреждения; 
- проектные организации, офисы, конторы; 
-   банки; 
- юридические консультации, нотариальные конторы, суды; - 
отделения связи. 

1 сотрудник 

3.5. Учебно-образовательные учреждения, в том числе 
дошкольного образования:

  

-   детские сады;  
- школы; 
- школы-интернаты;  
- училища; 
- высшие учебные заведения. 

 
 
1 место 
1 учащийся 
1 учащийся  
1 учащийся  
1 учащийся 

3.6. Культурно-спортивные, развлекательные учреждения: 
 - 

кинотеатры;  

- театры;  
- библиотеки; 
- спортивные залы, бассейны;  
- спортивно-концертные комплексы; 
 - залы игровых автоматов, казино, клубы; 

 
1 место 
1 место  
1 посещение 
 1 посещение 
1 место  
кв. м площади  

42 

 

 - выставочные комплексы;  
- музеи, галереи;  
- церкви. 

кв. м площади  
1 посещение  
кв. м площади 

3.7. Предприятия бытового обслуживания:

  

- ремонт бытовой техники;  
- ремонт обуви и др.;  
- химчистки, прачечные;  
- бани; 
- косметические и парикмахерские салоны;  
- ателье по пошиву и ремонту одежды;  
- предприятия общественного питания. 

 
кв. м площади  
кв. м площади  
кв. м площади  
кв. м площади  
1 место 
1 заказ  
1 место 

3.8. Учреждения жилищно-коммунального хозяйства:

  

- жилищно-эксплуатационные организации; 
 
- кладбища; 
 - городские парки. 

 
кв. м обслуживаемой 
площади 
кв. м площади 
1 посещение 

3.9. Предприятия пассажирского транспорта:

  

ж/д вокзалы;  
автовокзалы. 

 

1 пассажир 

 

3.9.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО 

ОБЕСПЕЧЕНИЯ  МЕРОПРИЯТИЙ  В  СФЕРЕ  ОБРАЩЕНИЯ  С 

ОТХОДАМИ 

Мероприятия  по  совершенствованию  нормативно-правовой  базы 

сельского  поселения  Междуречье  Кольского  района  Мурманской  области 

предполагают  создание  правовых  основ  функционирования  единой 

комплексной  системы  управления  в  сфере  обращения  с  отходами 

производства  и  потребления,  базирующейся  на  стратегическом  курсе 

создания индустриальной основы сортировки отходов и сокращения объёмов 

захоронения отходов. 

К  полномочиям  органов  местного  самоуправления  согласно  статье  8 

Федерального  закона  «Об  отходах  производства  и  потребления»,  статье  14 

Федерального  закона  от  06.10.2003  №  131-ФЗ  «Об  общих  принципах 

организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации»  отнесены 

организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. 

В  целях  совершенствования  нормативно-правового  и  методического 

обеспечения в сфере обращения с отходами необходимо разработать правила 

обращения  с  отходами,  которые  будут  регламентировать  обращение  с 

отходами  на  протяжении  всего  цикла  от  их  образования  до  использования 

43 

 

или  до  захоронения,  с  позиций  охраны  окружающей  природной  среды  и 

ресурсосбережения. 

Основные  вопросы,  которые  должны  быть  отражены  в  нормативно- 

правовых актах органа местного самоуправления: 

-  полный  охват  услугой  по  вывозу  и  размещению  отходов  всех 

объектов  образования  отходов  (требования  о  заключении  договоров  на 

вывоз, периодичность вывоза); 

-  обязанность  юридических  лиц  (в  том  числе  организаций, 

управляющих  жилищным  фондом  и  ТСЖ)  и  физических  лиц 

(осуществляющих  непосредственное  управление  жилыми  помещениями) 

заключать договоры на сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов. 

Для  создания  правового  поля  в  сфере  обращения  с  отходами  на 

территории  сельского  поселения  необходимо  разработать  и  принять 

следующие муниципальные нормативно-правовые акты: 

-  правила  обращения  с  отходами  на  территории  сельского  поселения 

Междуречье Кольского района Мурманской области; 

инвестиционные  программы  организаций,  участвующих  в 

реализации Генеральной схемы очистки; 

 

- порядок осуществления сбора отходов, сортировки и захоронения отходов; 

-  типовой  договор  на  сбор  и  вывоз  ТБО  (с  указанием  объема  вывоза, 

периодичности  вывоза,  требования  к  контейнерным  площадкам,  требования 

к качеству оказания услуг, обязанности и ответственность сторон); 

-  долгосрочные  надбавки  к  тарифам  организаций  коммунального 

комплекса, осуществляющих свою деятельность в сфере захоронения ТБО в 

случаях, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ. 

Наличие  утвержденных  инвестиционных  программ  позволит 

устанавливать  инвестиционные  надбавки  к  тарифам  на  услуги  по 

захоронению (утилизации) ТБО. 

Органы  местного  самоуправления  могут  устанавливать  порядок 

рассмотрения  вопросов  об  определении  объемов,  источников  и  сроков 

44 

 

поступления  средств,  в  части  касающейся  инвестиционных  проектов 

реализуемых 

путем 

совместного 

финансирования 

организаций 

коммунального  комплекса  нескольких  муниципальных  образований, 

предусмотрев, 

в 

том 

числе 

способы 

оформления 

достигнутых 

договоренностей. 

Органы  местного  самоуправления  запрашивают  и  получают  у 

организаций  коммунального  комплекса  информацию  и  необходимые 

материалы  по  вопросам  реализации  мероприятий,  предусмотренных 

программой  комплексного  развития  и  генеральными  схемами,  в  формате, 

определяемом  органом  местного  самоуправления.  Соответствующие 

положения  о  правах  указанных  сторон  закрепляются  в  заключаемых 

сторонами соглашениях. 

Администрация  сельского  поселения  Междуречье  осуществляет 

контроль  не  только  за  выполнением  мероприятий,  целевым  и  эффективным 

расходованием  средств,  но  и  за  достижением  целевых  индикаторов, 

предусмотренных 

программой 

комплексного 

развития 

объектов, 

используемых при обращении с отходами, и Генеральной схемой. 

3.10.

 

РАЗМЕЩЕНИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ 

В  настоящее  время  предусматриваются  3  основных  метода 

обезвреживания отходов:  

- обезвреживание на полигонах,  

- биотермическая  переработка в  компост (биотопливо и  органическое 

удобрение) на мусороперерабатывающих заводах,  

-  сжигание  на  специализированных  мусоросжигательных  заводах  с 

утилизацией тепла. 

Методы  обезвреживания  бытовых  отходов  выбирают  на  основе 

технико-экономических  обоснований  в  зависимости  от  местных  условий  и 

санитарных требований. 

45 

 

Строительство  сооружений  по  промышленной  переработке  бытовых 

отходов  экономически  целесообразно  для  городов  с  населением  свыше  250 

тыс. чел. с размещением их в промышленной зоне городов. 

Строительство  мусороперерабатывающих  заводов  оправдано  при 

условии  гарантированного  потребления  компоста  городским  озеленением, 

колхозами и совхозами, расположенными в пригородной зоне. 

Строительство мусоросжигательных заводов следует предусматривать 

в  городах,  в  которых  по  климатическим  условиям  и  санитарно-

эпидемиологическим  требованиям  метод  сжигания  является  наиболее 

надежным  (курортные  зоны,  города  Крайнего  Севера  и  города  с  особыми 

санитарно-эпидемиологическими условиями). 

Обобщая  вышеизложенное,  можно  рекомендовать  в  качестве 

основного  способа  обезвреживания  отходов  сельского  поселения 

Междуречье размещение на  полигоне. Тем  не менее, желательно сокращать 

количество  вывозимых  отходов  путем  раздельного  сбора,  сортировки  и 

переработки. 

Поскольку 

полигоны 

твердых 

бытовых 

отходов 

являются 

природоохранными  сооружениями,  предназначенными  для  изоляции  и 

обезвреживания 

ТБО, 

и 

должны 

гарантировать 

санитарно-

эпидемиологическую  безопасность  населения,  к  ним  предъявляется  ряд 

требований. 

Участок  под  полигон  должен  иметь  санитарно-эпидемиологичекое 

заключение  о  соответствии  его  санитарным  правилам  и  соответствующую 

санитарно-защитную  зону  (от  500  до  1000  м  в  зависимости  от  уровня 

обустройства 

полигона 

необходимым 

комплексом 

сооружений 

и 

мероприятий по охране окружающей среды и здоровья населения). 

В  состав  основных  сооружений  полигона  входят  подъездная  дорога, 

участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и 

коммуникации. 

46 

 

Участок  складирования  должен  быть  защищен  от  поверхностных 

стоков, для  чего предусматривается проектирование водоотводной канавы. 

Ограждения,    проектируемые    по    периметру    полигона,  

обеспечивают  недопустимость проникновения на полигон. 

Хозяйственная зона проектируется на пересечении подъездной дороги 

с  границей  полигона.  В  хозяйственной  зоне  размещаются  бытовые  и 

производственные  помещения,  обязательными  объектами  являются 

контрольно-пропускной  пункт  с  весовой  и  устройством  дозиметрического 

контроля,  контрольно-дезинфицирующая  зона  на  выезде  с  полигона, 

пожарный водоем. 

Инженерные  сети  и  сооружения:  водоснабжение  -  возможно 

обеспечение  привозной  водой;  канализация  -  с  использованием  городской 

системы  канализации  или  контрольно-регулирующего  пруда;  освещение  - 

постоянное  для  территории  хозяйственной  зоны,  временная  схема  –  для 

участков складирования. 

Возможность  снижения  капитальных  и  эксплуатационных  расходов 

при  строгом  соблюдении  экологических  и  санитарно-гигиенических  норм  в 

большинстве  случаев  при  этом  достигается  созданием  централизованной 

системы обезвреживания ТБО для группы населенных пунктов. 

Мощность  полигона  по  приему  ТБО  определяется  количеством 

отходов, поступающих равномерно в течение года. 

Разгрузка мусоровозов перед рабочей картой должна осуществляться 

на  слое  ТБО,  со  времени  укладки  и  изоляции  которого  прошло  более  3 

месяцев. 

3.11.

 

ПОРЯДОК 

ОБРАЩЕНИЯ 

С 

РТУТЬСОДЕРЖАЩИМИ 

ОТХОДАМИ 

Ртуть  относится  к  группе  особо  токсичных  веществ  1  класса 

опасности  и,  попадая  в  почву,  воду  и  воздух,  загрязняет  и  отравляет 

окружающую  среду.  Источником  загрязнения  являются  ртутьсодержащие 

лампы, термометры  и приборы. К ртутьсодержащим отходам (далее  – РСО) 

47 

 

относятся  металлическая  ртуть,  отработанные  ртутьсодержащие  лампы, 

прочие  изделия  с  ртутным  заполнением,  утратившие  потребительские 

свойства, подлежащие обезвреживанию. 

Сбор,  упаковка,  временное  хранение  и  транспортирование  РСО 

осуществляются  в  соответствии  с  требованиями  ГОСТа  25834  «Лампы 

электрические,  маркировка,  упаковка,  транспортирование  и  хранение», 

ГОСТа  12.3.031-83  «Работы  с  ртутью.  Требования  безопасности»,  ГОСТа 

21575  «Ящики  из  гофрированного  картона  для  люминесцентных  ламп», 

Санитарных  правил  при  работе  с  ртутью,  ее  соединениями  и  приборами  с 

ртутным заполнением от 04.04.88.  

Хранение  РСО  должно  проводиться  в  специально  оборудованном 

помещении,  расположенном  отдельно  от  производственных  помещений. 

Помещение  для  хранения  твердых  ртутьсодержащих  отходов  (класс  Е  по 

ГОСТ  639-78  «Лом  и  отходы  цветных  металлов  и  сплавов.  Общие 

технические  условия»),  а  также  ламп  с  ртутным  заполнением  и  твердых 

отходов  класса  Г  по  ГОСТ  1639-78  должно  располагаться  на  расстоянии  не 

менее 100 м от производственных зданий. 

Хранение  и  транспортирование  РСО  должно  осуществляться  в 

герметичных  емкостях,  устойчивых  к  механическим,  химическим, 

термическим  и  прочим  воздействиям  (ГОСТ  12.3.031-83  «Работа  с  ртутью. 

Требования безопасности»). 

Ввиду  того,  что  РСО  согласно  ГОСТ  19403  «Грузы  опасные» 

относятся  к  категории  опасных  грузов,  их  перевозку  следует  осуществлять 

согласно Правилам перевозки  опасных грузов автомобильным транспортом. 

На каждый рейс машины, перевозящей отходы, инженером-экологом должен 

оформляться  паспорт  на  вывоз  отходов.  Факт  сдачи  ртутьсодержащих 

отходов подтверждается возращением паспорта на вывоз отходов с отметкой 

о приеме представителя специализированного предприятия. 

При  транспортировании  ртутьсодержащих  отходов  необходимо 

обеспечивать обязательную укладку мест правильными рядами во избежание 

48 

 

повреждения тары в пути, потери ртути и загрязнения транспортных средств 

и  окружающей  природной  среды  ртутью.  Битые  лампы  должны 

транспортироваться в герметичных контейнерах с ручками для переноса. 

Сбор  ртутьсодержащих  отходов  проводится  специализированной 

организацией,  обезвреживание  ртутьсодержащих  отходов  проводится 

организацией 

имеющей 

лицензию 

на 

обезвреживание. 

Сбор 

ртутьсодержащих отходов от населения осуществляется: 

товариществом 

собственников 

жилья, 

либо 

жилищным 

кооперативом 

или 

иным 

специализированным 

потребительским 

кооперативов, 

либо 

юридическим 

лицом 

и 

индивидуальным 

предпринимателем,  заключившим  договоры  на  оказание  услуг  по 

содержанию и ремонту общего имущества в доме; 

-  юридическим  лицом  и  индивидуальным  предпринимателем, 

заключившим  с  собственниками  помещений  многоквартирного  дома 

договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в 

таком доме; 

-  при  проживании  физических  лиц  в  частном  секторе  –  путем 

подворового  объезда  на  основании  плана-графика,  с  указанием  места  и 

времени  сбора,  разрабатываемого  специализированной  организацией-

перевозчиком,  либо  путем  индивидуального  вывоза  по  заявкам, 

поступившим  от  жителей  в  диспетчерские  службы  специализированной 

организации.  

Оплата  расходов  по  сбору  и  вывозу  отходов  осуществляется  на 

основании 

договора 

или 

контракта 

между 

администрацией 

и 

специализированной 

организацией-перевозчиком 

в 

соответствии 

с 

действующим законодательством. 

Организации  и  предприятия,  не  относящиеся  к  субъектом  малого  и 

среднего бизнеса, разрабатывают и согласовывают в установленном порядке 

проекты нормативов образования и лимитов размещения отходов.  

49 

 

Организации, 

отчитывающиеся 

по 

форме 

федерального 

государственного статистического наблюдения 2-ТП (отходы)  «Сведения об 

образовании,  использовании,  обезвреживании,  транспортировании  и 

размещении  отходов  производства  и  потребления»,  включают  данные  об 

РСО в указанную форму. 

3.12.

 

КОМПОСТИРОВАНИЕ 

Для  частного  неблагоустроенного  фонда  с  печным  отоплением 

экономически  выгодно  рекомендовать  самостоятельную  утилизацию  на 

земельном  участке  таких  отходов,  как  пищевые  (в  качестве  компоста  на 

участках  или  корма  домашним  животным),  картон,  бумага,  древесина  (в 

качестве твердого сырья для получения тепла). 

Наиболее  доступным  и  одним  из  самых  рациональных  и 

распространенных  способов  сбора,  обезвреживания  и  утилизации 

хозяйственных отходов на дачном участке является компостирование. 

Компостирование  -  это  технология  переработки  отходов,  основанная 

на  естественном  разложении  органических  веществ  под  влиянием 

деятельности  микроорганизмов,  почвенных  бактерий  и  кислорода.  В 

результате  процесса  компостирования  органические  отходы  постепенно 

преобразуются  в  компост.  Компост  -  это  органическое  удобрение,  богатое 

гумусом,  в  составе  которого  содержатся  практически  все  необходимые 

растениям  элементы  и  питательные  вещества.  Компост  служит  лучшим 

удобрением  для  садовых  и  огородных  культур  и  находит  широкое 

применение  в  сельском  и  сельском  хозяйстве.  В  зависимости  от 

компостируемого материала компосты могут быть земляные, торфонавозные, 

торфофекальные  и  сборные.  Для  владельца  небольшого  приусадебного 

участка  или  дачи  наибольший  интерес  представляют  так  называемые 

смешанные (сборные) компосты. 

Для  приготовления  компоста  годятся  все  способные  разлагаться 

органические материалы: все отходы растительного происхождения из сада и 

огорода, сено, солома, листва и измельченные ветки деревьев и кустарников, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

 

источник - Ростехнадзор http://16.rospotrebnadzor.ru/