Стоматология. Ситуационные задачи - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Стоматология. Ситуационные задачи

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Стоматология. Ситуационные задачи - часть 2

 

 

17 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 017 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В  клинику  обратилась  пациентка  45  лет  с  жалобами  на  боли  в  нижней  челюсти 

справа  и  припухлость  щеки  справа.  Со  слов  пациентки  3  месяца  назад  было  проведено 

удаление зубов 4.6 и 4.5.  

Объективно:  асимметрия  лица  за  счет  отека  мягких  тканей  жевательной  области 

справа.  Переходная  складка  сглажена,  слизистая  оболочка  отечна,  гиперемирована, 

отмечается симптом флюктуации. В зубах 4.7, 4.8, 4.5  пломбы, перкуссия безболезненна, 

цвет зубов не изменен, термометрия безболезненна. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте диагноз. 

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику. 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Какие  дополнительные методы исследования необходимо провести. 

5.

 

Составьте план лечения пациентки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

18 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 018 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В клинику обратился пациент 50 лет с жалобами на подвижность зуба 4.8. и боли 

при накусывании на зуб. Боли в зубе 4.8 появлялись периодически в течение года. 

Объективно:  лицо  симметрично,  рот  открывается  в  полном  объеме.    Отмечается 

стираемость режущих краев нижних резцов. Зуб 4.8 подвижен (2 степени). Перкуссия зуба 

слабо болезненна. Термометрия безболезненна. Режущие края резцов стерты. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте диагноз.  

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику. 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Какие  дополнительные  методы  исследования  необходимо  провести.  Отметьте 

причину артефактов на рентгенограмме. 

5.

 

Составьте план лечения пациента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 019 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В  клинику  обратился  пациент  с  жалобами  на  боли  при  накусывании  на  зуб  3.6. 

Боли  появились  накануне,  пациент  неделю  назад  перенес  вирусную  инфекцию.  Зуб  3.6 

лечен эндодонтически год назад.  

Объективно:  лицо  симметрично,  Подчелюстные  лимфоузлы  увеличены,    при 

пальпации болезненны . В зубе 3.6. пломба, перкуссия зуба 3.6 болезненна. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте диагноз.  

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику. 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Какие  дополнительные методы исследования необходимо провести.  

5.

 

Составьте план лечения пациента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 020 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В стоматологическую клинику обратился пациент с жалобами на наличие полости 

в зубе 2.7, периодически возникающие боли от сладкого. 

Объективно:  лицо  симметрично,  подчелюстные  лимфоузлы  не  увеличены.  В  зубе 

2.7  кариозная  полость  в  пределах  плащевого  дентина,  зондирование  по  эмалево-

дентинной границе болезненно, термометрия слабо болезненна. Перкуссия безболезненна. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте диагноз.  

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику. 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Какие  дополнительные  методы  исследования  необходимо  провести.  Отметьте 

причину артефактов на рентгенограмме. 

5.

 

Составьте план лечения пациента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 021 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В  стоматологическую  клинику  обратилась  пациентка  с  жалобами  на  изменение 

цвета зуба  2.1.  

Объективно:  лицо  симметрично,  подчелюстные  лимфоузлы  не  пальпируются. 

Прикус  ортогнатический.  Зубы  1.1.,  2.1,  2.2  со  старыми  реставрациями,  измененными  в 

цвете.  Зуб  2.1.  изменен  в  цвете  –  имеет  серовато-желтый    оттенок.  Перкуссия 

безболезненна. Зуб лечен эндодонтически более 10 лет назад. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте диагноз.  

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику. 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Какие дополнительные методы исследования необходимо провести.  

5.

 

Составьте план лечения пациента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 022 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В  стоматологическую  клинику  обратилась  пациентка  20  лет  с  жалобами  на 

ограниченное открывание рта, боли в нижней челюсти слева в области угла челюсти. Боли 

появились 2 дня назад.  

Объективно: лицо симметрично, открывание рта ограничено (2 см). Подчелюстные 

лимфоузлы  слева  увеличены,  болезненны  при  пальпации.  Слизистая  ретромолярной 

области  отечна,  гиперемирована.  Зуб  3.8  прорезался  дистальными  буграми.  Пальпация 

ретромолярного треугольника болезненна. Зуб 2.2 повернут по оси. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте диагноз.  

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику. 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Какие дополнительные методы исследования необходимо провести. 

5.

 

Составьте план лечения пациента. 

 

 

 

 

 

 

 

 

23 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 023 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В клинику обратились родители с ребенком 6 месяцев с жалобами на отказ ребенка 

от еды, резкую кровоточивость и болезненность десен, особенно в области прорезывания 

7.1  зуба,  на  повышение  температуры  до  38.6ºС,  на  появление  пузырьков  и  эрозий  в 

полости рта на языке, щеках слизистой губ и кожных покровов вокруг губ. 

Клиническая картина: 

 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте предварительные диагнозы. 

2.

 

К какой группе заболеваний относится осложнение основного состояния ребенка 

3.

 

Заполните медицинскую карту. 

4.

 

Составьте план лечения ребенка. 

5.

 

Чем  может  осложниться  ОГС,  если  не  провести  адекватного  лечения,  меры 

профилактики. 

 

24 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 024 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

Пациент    Б.,  5  лет.  Родители  обратились  в  клинику  с  жалобами  на  боль  при 

пережевывании пищи на правой стороне 

Объективно:  на  жевательных  поверхностях  зубов  84,  85  пломбы,  краевое 

прилегание нарушено.  Зуб 84 – кариозная полость с контактно-дистальной поверхности, 

85 

–  кариозная  полость  с  контактно-медиальной  поверхности,  заполненная 

пигментированным дентином. 

 

 

 

 

 

Рентгенография: 

Зуб  84  –  обширная  кариозная  полость  с  контактно-дистальной  поверхности 

сообщается  с  полостью  зуба,  в  периапикальных  тканях  изменений  нет.  Корни  не 

резорбируются. 

Зуб  85  –  кариозная  полость  с  контакно-медиальной  поверхности  не  сообщается  с 

полостью зуба, в периапикальных тканях изменений нет. Корни не резорбируются. 

Зачатки 44, 45 на стадии формирования. 

Вопросы 

1.

 

Составьте медицинскую карту больного.

 

2.

 

Поставьте предварительные диагнозы.

 

3.

 

Предложите метод лечения и опишите его этапы.

 

4.

 

Какие  пломбировочные  материалы  показаны  для  лечение  кариеса  85  зуба, 

перечислите все возможные группы. 

5.

 

Укажите  последовательность,  сроки,  препараты  и  мероприятия  по  профилактике 

кариеса в данной ситуации. 

25 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 025 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

Пациент  К.  17  лет  обратился  в  клинику  с  жалобами  на  неправильное  положение 

зубов. 

Клиническая картина: 

 

 

Результаты дополнительных методов исследования: 

 

Сумма мезиодистальных размеров верхних резцов – 30 мм 

 

Сумма мезиодистальныхразмерова нижних резцов – 25мм 

 

Параметры зубных рядов: 

 

Ширина зубного ряда в области верхнихпремоляров – 34 (N=35,5) 

 

Ширина зубного ряда в области нижнихпремоляров – 35(N=35,5) 

 

Ширина зубного ряда в области верхних моляров – 40 (N=46,0) 

 

Ширина зубного ряда в области нижних моляров – 42 (N=46,0) 

 

Длина переднего отрезка верхнего зубного ряда – 15 (N=17,5) 

 

Длина переднего отрезка нижнего зубного ряда –  15(N=15,5) 

26 

 

Ортопантомограмма: 

 

Данные телерентгенограммы головы  в боковой проекции: 

 

 

SNA – 80°( норма 82°±2°) 

 

SNB –80°(норма 80°±2°) 

 

ANB –0°(норма 2°±2°) 

 

NSL/MP–42° (норма 32°±2° ) 

 

NSL/Spp-  7° (норма 7°±2°) 

 

Spp/MР–  35° (норма 25°±2°) 

 

Spp/верхний резец – 110° (норма 115°±5°) 

 

MР/нижний резец –  95° (норма 95°±5°) 

 

межрезцовый угол -  125° (норма 125°±5°) 

Вопросы 

1.

 

Опишите объективную клиническую картину. 

2.

 

Проанализируйте результаты антропометрических методов исследования. 

3.

 

Проанализируйте результаты рентгенологических методов исследования. 

4.

 

Поставьте развернутый диагноз. 

5.

 

Предложите план лечения.

 

27 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 026 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

Пациент  З.  17  лет  обратился  в  клинику  с  жалобами  на  неправильное  положение 

зубов, нарушение их смыкания, выступание нижней челюсти кпереди. 

Клиническая картина: 

 

 

Результаты дополнительных методов исследования: 

 

Сумма мезиодистальных размеров верхних резцов – 30 мм 

 

Сумма мезиодистальныхразмерова нижних резцов – 24 мм 

 

Параметры зубных рядов: 

 

Ширина зубного ряда в области верхних премоляров – 34 (N=35,5) 

 

Ширина зубного ряда в области нижних премоляров – 35(N=35,5)  

 

Ширина зубного ряда в области верхних моляров – 40 (N=46,0) 

28 

 

 

Ширина зубного ряда в области нижних моляров – 42 (N=46,0) 

 

Длина переднего отрезка верхнего зубного ряда – 17 (N=17,5) 

 

Длина переднего отрезка нижнего зубного ряда – 16 (N=17,5) 

 

Ортопантомограмма: 

 

 

Данные телерентгенограммы в боковой проекции: 

 

SNA – 78° (норма 82°±2°) 

 

SNB – 85° (норма 80°±2°) 

 

ANB – -7°  (норма 2°±2°) 

 

NSL/MP – 40° (норма 32°±2°) 

 

NSL/Spp – 30° (норма 7°±2°) 

 

Spp/MР – 10° (норма 25°±2°) 

 

Spp/верхний резец – 115°(норма 115°±5°) 

 

MР /нижний резец – 97° (норма 95°±5°) 

 

межрезцовый угол – 127° (норма 125°±5°) 

 

Вопросы  

1.

 

Опишите объективную клиническую картину. 

2.

 

Проанализируйте результаты антропометрических методов исследования. 

3.

 

Проанализируйте результаты рентгенологических методов исследования. 

4.

 

Поставьте развернутый диагноз. 

5.

 

Предложите план лечения (комплексной реабилитации).

 

 

 

 

29 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 027 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть  

У  больного  с  фурункулом  подбородка  на  пятый  день  лечения  в  условиях 

поликлиники появилось повышение  температуры  до  39°С,  отмечена  деформация  лица  за 

счет  значительного  отека  тканей  подбородка  и  подподбородочной  области.  Больной 

срочно госпитализирован в клинику челюстно-лицевой хирургии. При осмотре: в области 

подбородка имеется фурункул размером 1,5x1,5 см, болезненный при пальпации, в центре 

–  на  месте  удаленного  стержня  имеется  кратерообразная  язвочка.  Окружающие  мягкие 

ткани  отечны,  кожа  подбородочной  и  подподбородочной  областей  гиперемирована, 

напряжена,  слегка  лоснится.  В  области  гиперемии  имеется  симптом  флюктуации.  На 

ортопантомограмме признаков заболевания зубов не обнаружено. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте предварительный диагноз.  

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику заболевания. 

3.

 

Составьте план лечения больного. 

4.

 

Какие дополнительные методы обследования необходимо выполнить? 

5.

 

Какие осложнения со стороны ЦНС могут развиться у больного при неправильной 

тактике лечения? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 028 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

 

У  больного  после  производственной  травмы  при  падении  с  высоты  была  потеря 

сознания,  тошнота,  рвота,  ретроградная  амнезия,  нарушение  зрения,  глотания,  отек 

мягких  тканей,  подкожная  воздушная  эмфизема.  Первая  медицинская  помощь  оказана 

бригадой скорой помощи. 

Состояние  больного  тяжелое.  При  осмотре:  выраженная  деформация  лица за  счет 

отека  и  гематомы  мягких  тканей,  смещения  костей  средней  зоны  лица.  Имеется 

нарушение  зрения  –  диплопия,  крово-  и  ликворотечение  из  полости  рта  и  носа, 

возникающие  периодически  тошнота  и  рвота.  Прикус  нарушен,  контактируют  только 

моляры с обеих сторон. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте предварительный диагноз. 

2.

 

Как определить наличие ликвореи из носа? 

3.

 

Куда должен быть доставлен больной бригадой скорой помощи?  

4.

 

Составьте план лечения больного. 

5.

 

Какие формы нарушения зрения возможны у больного? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 029 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

Больная  М.  39  лет  обратилась  к  стоматологу  с  жалобой  на  наличие  опухоли  в 

области  угла  нижней  челюсти  слева.  При  осмотре  имеется  ограниченная  деформация 

нижней  челюсти  в  виде  «вздутия»,  замеченная  случайно.  В  направлении  указан 

предположительный диагноз «опухоль нижней челюсти, кистозная форма» 

 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте предварительный диагноз.  

2.

 

По  каким  анамнестическим  и  клиническим  данным  можно  установить 

доброкачественность процесса? 

3.

 

Проведите дифференциальную диагностику заболевания. 

4.

 

Какие дополнительные методы обследования наиболее информативны при данном 

наблюдении? 

5.

 

Составьте план лечения больной.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 030 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 

Основная часть 

В отделение челюстно-лицевой хирургии поступил больной с жалобами на общую 

слабость, повышение температуры тела, невозможность принимать пищу. 5 дней назад в 

поликлинике  был  удален  47  зуб  по  поводу  обострения  хронического  периодонтита.  На 

следующий  день  температура  тела  повысилась  до  39º  С,  появились  боли  при  глотании, 

озноб.  При  поступлении:  общее  состояние  больного  тяжелое,  температура  тела  39,5º  С, 

АД  100/60  мм.  рт.  ст.,  PS  -  120  ударов  в  минуту,  слабого  наполнения.  Кожные  покровы 

бледные,  суховаты.  Тоны  сердца  приглушены.  Местно:  в  поднижнечелюстной  области 

справа  определяется  болезненный  инфильтрат,  распространяющийся  до  кивательной 

мышцы.  Открывание  рта  ограничено  до  0,7  см.  Гнилостный  запах  изо  рта.  Лунка  7 

выполнена  сгустком  грязно-серого  цвета.  Слизистая  оболочка  крыловидно-челюстной 

складки  и  боковой  стенки  глотки  покрасневшая,  выбухает  в  полость  ротоглотки.  При 

запрокидывании  головы  появляется  резкая  боль  за  грудиной,  покашливание.  Анализ 

крови: НЬ - 120 г/л, лейкоциты - 17,7х10" г/л, СОЭ – 57 мм/час. Токсическая зернистость 

нейтрофилов. 

 

Вопросы 

1.

 

Поставьте предварительный диагноз. 

2.

 

Проведите дифференциальную диагностику заболевания. 

3.

 

Составьте план обследования и лечения больного. 

4.

 

Какие дополнительные методы обследования необходимо выполнить? 

5.

 

Какие осложнения могут развиться у больного при неправильной тактике лечения? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/