ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (2017 год) - часть 9

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

134

Рисунок 2.4.  Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения,  

обусловленных происшествиями на водных объектах

Произошло увеличение количества ОЯ, свя-

занных с:

– сходом селей – с 5 в 2016 г. до 7 в 2017 г., 

среднемноголетнее значение за 5 лет (6);

– сильными осадками – с 78 в 2016 г. до 82 в 

2017 г., среднемноголетнее значение за 5 лет (71);

– градом – с 19 в 2016 г. до 20 в 2017 г., средне-

многолетнее значение за 5 лет (27);

– переувлажнением почвы – с 15 в 2016 г. до 17 

в 2017 г., среднемноголетнее значение за 5 лет (9).

Произошло уменьшение количества ОЯ свя-

занных с:

– дождевым паводком – с 35 в 2016 г. до 12 в 

2017 г., среднемноголетнее значение за 5 лет (25);

– половодьем – с 27 в 2016 г. до 12 в 2017 г., 

среднемноголетнее значение за 5 лет (24);

– затором – с 1 в 2016 г. до 0 в 2017 г., средне-

многолетнее значение за 5 лет (5);

низкой меженью – с 19 в 2016 г. до 6 в 2017 г., 

среднемноголетнее значение за 5 лет (10).

Весеннее половодье в 2017 г. проходило с 

апреля по июнь включительно. Дождевые павод-

ки отмечались в период с мая по сентябрь.

С начала весеннего половодья на территории 

Российской Федерации в 36 субъектах (республи-

ки Саха (Якутия), Коми, Татарстан, Башкортостан, 

Мордовия и Тыва, Удмуртская Республика, Алтай-

ский, Красноярский и Пермский края, Новосибир-

ская, Томская, Омская, Свердловская, Тюменская, 

Самарская, Кировская, Саратовская, Оренбург-

ская, Нижегородская, Ростовская, Белгородская, 

Воронежская, Рязанская, Липецкая, Московская, 

Тамбовская, Тверская, Ивановская, Костромская, 

Вологодская и Орловская области, Ямало-Ненец-

кий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ненецкий 

автономные округа) оказались подтопленными 

134 населенных пункта, 786 жилых домов с насе-

лением 2404 человека, в том числе 564 ребенка, 

10  984 придомовые территории (из них 7272 не-

жилых садоводческих участка), 120 низководных 

мостов, 108 участков автомобильных дорог и 17 

социально значимых объектов.

В течение всего паводкоопасного периода 

своевременно выполнялся комплекс меропри-

ятий по отселению и эвакуации пострадавшего 

населения, а также спасению материальных и 

культурных ценностей. В развернутых пунктах 

временного размещения оказывалась всесторон-

няя адресная, в том числе психологическая по-

мощь и поддержка.

Наиболее тяжелыми последствиями харак-

теризовались наводнения на территории Тюмен-

ской области, Ставропольском крае и Республике 

Адыгея.

Экономический ущерб

Оценку экономического ущерба от чрезвы-

чайных ситуаций природного и техногенного ха-

рактера затрудняет отсутствие единого подхода 

к содержанию данного показателя. Единственным 

законнодательным актом в нашей стране, в кото-

ром дается понятие ущерба, является Граждан-

ский кодекс Российской Федерации. В граждан-

ском праве под ущербом понимается уменьшение 

имущества, либо недополучение дохода, который 

мог быть получен при отсутствии правонаруше-

ний. Естественно, что такое определение ущерба 

не отвечает потребностям оценки экономическо-

го ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика 

его заключается в необычайно широком содер-

2. НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОД

135

жании, многообразии проявлений, в том, что он 

не может быть адекватно измерен с помощью по-

казателей материального ущерба или иных суще-

ствующих правовых конструкций.

Экономический ущерб от техногенных и при-

родных чрезвычайных ситуаций следует опреде-

лять как совокупность непосредственных и отда-

ленных потерь общества в результате повреждения 

и разрушения материальных объектов производ-

ственного, социально-культурного и бытового на-

значения, культурных ценностей и убыли трудовых 

ресурсов, а также недополучения прибыли вслед-

ствие непредвиденного изменения условий и целей 

хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию 

чрезвычайных ситуаций и их последствий, выражен-

ных в стоимостной форме. По сути, это определение 

совокупного социально-экономического ущерба. 

Именно такой подход целесообразен с точки зрения 

обеспечения защиты населения и территорий от 

техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из данного определения экономиче-

ский ущерб рассматривается как прямой ущерб, 

который разделяется на хозяйственный и демо-

графический (социальный), косвенный ущерб, 

ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные 

с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее по-

следствий. Внутри каждого вида ущерба принято 

выделять конкретные направления и элементы.

Происшествия на водных объектах

По данным МЧС России на водных объектах 

Российской Федерации за 2017 г. зарегистрирова-

но 4078 происшествий, что на 17,6 % меньше чем 

в 2016 г. (4951).

Количество погибших людей на водных объ-

ектах в 2017 г. составило 3725 чел., что на 748 чел. 

меньше чем в 2016 г. (4473). В целом за прошедшие 

6 лет наблюдается значительное снижение числа 

погибших людей на водных объектах с 5653 чел. в 

2012 г. до 3725 чел. в 2017 г. 

Средний уровень гибели людей на водных 

объектах по Российской Федерации за 2017  г. 

составил 2,54 чел. на 100 тыс. чел. населения 

(в 2016 г. – 3,05 чел.). 

Многолетние наблюдения показывают, что 

основной причиной гибели людей на водных объ-

ектах Российской Федерации является купание в 

не оборудованных для этих целей местах. В 2017 г. 

на водных объектах Российской Федерации по-

гибло в не оборудованных для купания местах 

1788 чел., что составляет 48 % от общего количе-

ства погибших (в 2016 г. – 2363 чел., 52,8 %). В те-

чение 2017 г. 104 чел. погибло из-за несоблюдения 

мер безопасности на льду (в 2016 г. – 125), гибель 

43 чел. связана с эксплуатацией маломерных су-

дов (в 2015 г. – 32), гибель 38 чел. связана с экс-

плуатацией маломерных судов (в 2016 г. – 43 чел.), 

гибель остальных произошла по иным причинам 

(неорганизованный туризм, охота и т. д.).

Количество погибших детей на водных объек-

тах в 2017 г. составило 276, что на 91 чел. больше, 

чем в 2016 г. (367 детей), и по отношению к общему 

количеству погибших составило 7,4 % (в 2016 г. – 

8,2%). 

2.2. НАВОДНЕНИЯ

Наводнение является опасным природным 

явлением, возможным источником чрезвычайной 

ситуации, если затопление водой местности при-

чиняет материальный ущерб, наносит урон здо-

ровью населения или приводит к гибели людей, 

сельскохозяйственных животных и растений.

По повторяемости, площади распростране-

ния и суммарному среднегодовому материально-

му ущербу наводнения на территории Российской 

Федерации занимают первое место в ряду сти-

хийных бедствий, а по количеству человеческих 

жертв и удельному материальному ущербу (при-

ходящемуся на единицу поражённой площади) – 

второе место после землетрясений.

К паводкоопасным территориям в первую 

очередь относятся части территории бассейнов 

рр. Амура, Енисея, о. Сахалина, Забайкалья, Сред-

него и Южного Урала, Нижней Волги, Северного 

Кавказа (рисунок 2.5).

По условиям формирования паводков все 

реки России можно объединить в четыре группы 

(рисунок 2.6):

–  реки с максимальным стоком, вызыва-

емый таянием снега на равнинах (Балтийский, 

Баренцево-Беломорский, Двинско-Печёрский, 

Днепровский, Донской, Верхневолжский, Окский, 

Камский, Нижневолжский, Уральский, Верхнеоб-

ский, Иртышский, Нижнеобский, Ангаро-Байкаль-

ский, Енисейский и Ленский бассейновые округа);

–  реки, максимальный сток которых об-

условлен таянием горных снегов и ледников 

(Кубанский и Западно-Каспийский бассейновые 

округа);

–  реки, максимальный сток которых обу-

словлен выпадением интенсивных дождей (Амур-

ский, Анадыро-Колымский бассейновые округа и 

частично Ленский);

–  реки, максимальный сток которых обу-

словлен совместным влиянием снеготаяния и вы-

падения осадков (Балтийский и Баренцево-Бело-

морский бассейновые округа).

Общая площадь паводкоопасных террито-

рий в России составляет порядка 400 тыс.  км

2

Наводнениям с катастрофическими послед-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

136

Рис

унок 2.5.  Р

айонирование территории Р

ос

сии по у

словиям формирования паводк

ов

2. НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОД

137

ствиями подвержена территория в 150 тыс. км

2

на которой расположено более 300 городов, 

десятки тысяч поселков и сел (поселений), бо-

лее 7 млн га сельскохозяйственных угодий (ри-

сунок 2.7).

В 2017 году за счет бюджетных ассигнований 

из федерального бюджета Росводресурсами ре-

Рисунок 2.6.  Районирование территории России по генезису опасных паводков и половодий

Рисунок 2.7.  Районирование территории России по степени опасности наводнений

ализовывалось строительство и реконструкция 

6  объектов капитального строительства государ-

ственной собственности Российской Федерации 

и государственной собственности субъектов Рос-

сийской Федерации сооружений инженерной за-

щиты территорий от наводнений и другого вред-

ного воздействия вод. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

138

В 2017 году выполнены работы по расчистке, 

дноуглублению и регулированию участков русел 

рек общей протяженностью 168 км.

Осуществлялись работы по строительству и 

капитальному ремонту ГТС, находящихся в соб-

ственности субъектов Российской Федерации, 

муниципальной собственности, и бесхозяйных 

ГТС на 45 объектах, реабилитировано 19 водных 

объектов, завершены работы на 8 объектах общей 

площадью 170 га.

За счет средств федерального бюджета вы-

полнены:

– работы по ликвидации ледовых заторов, в 

том числе ледокольные и ледорезные работы на 

проблемных участках русел рек;

– работы по ослаблению прочности льда;

– по предпаводковому обследованию павод-

коопасных территорий на проблемных участках 

русел рек более 300 км.

Среднемноголетний общий (прямой и кос-

венный) ущерб от наводнения представлен на 

рисунке 2.8 и величина ущерба имеет тенденцию 

к увеличению.

Разговоры о недопустимости строительства 

в зонах возможного затопления ведутся в России 

на протяжении многих лет. Очередной всплеск об-

суждения случился после крупнейшего за сто лет 

наводнения на Амуре в августе-сентябре 2013 г., 

затопившего полтора десятка тысяч домов с насе-

лением 100 тыс. человек. По данным МЧС России 

на территории нашей страны опасные стихийные 

явления до конца XXI века будут происходить в 

три раза чаще. Львиная их доля будет приходиться 

на теплое время года – с апреля по октябрь.

Учитывая исключительную важность сниже-

ния негативных последствий паводков и наноси-

мого ими ущерба, необходимо:

– провести комплексные теоретические, на-

турные полевые и лабораторные исследования с 

целью определения пропускной способности ру-

сел и условий затопления прибрежных террито-

рий Амура и рек его бассейна, особенно в районах 

расположения населённых пунктов;

– провести развёрнутые исследования фор-

мирования экстремальных значений метеоро-

логических величин и их производных, включая 

экстремальные характеристики блокирования 

атмосферного переноса, волн России, индексов 

циркуляции, приводящих к экстремальным осад-

кам в Восточной Азии;

– усовершенствовать методы выпуска гидро-

метеорологических долгосрочных прогнозов, а 

также прогнозов экстремальных гидрометеоро-

логических явлений и характеристик форм;

– обеспечить развитие физико-математиче-

ских гидрологических моделей и методов про-

гнозирования опасных наводнений в бассейне р. 

Амура и других паводкоопасных регионах страны, 

адаптированных к действующей оперативной на-

блюдательной сети Росгидромета;

– обеспечить разработку, развитие и внедре-

ние геоинформационных систем и технологий 

(ГИС-технологий) с использованием цифровых то-

пографических карт высокого пространственного 

разрешения в целях визуализации фактической и 

прогностической гидрологической информации, 

оперативного принятия управленческих решений;

– выполнить комплекс научно-исследова-

тельских работ с помощью сложных глобальных и 

региональных климатических моделей по изуче-

нию теоретической и практической предсказуе-

мости экстремальных паводков в бассейне Амура, 

а также по оценке будущих изменений статистики 

экстремальных паводков в связи с глобальными и 

региональными изменениями климата;

 – разработать комплексные технические про-

екты восстановления, модернизации и развития 

наблюдательной гидрологической сети для рек 

Зея, Бурея, Уссури и бассейна Амура в целом;

– обеспечить на практике проведение 

гидро 

метеорологической экспертизы проектов 

и мероприятий, направленных на обеспечение 

безопасности территорий и гидротехнических со-

оружений;

– обеспечить скорейшую разработку норма-

тивных актов по определению зон затопления, ра-

циональному и безопасному использованию по-

тенциально затапливаемых территорий, созданию 

системы страхования в паводкоопасных районах.

Для многих городов и заселенных террито-

рий характерна повторяемость частичных за-

топлений 1 раз в 8-12 лет, а в гг. Барнаул, Бийск 

(предгорья Алтая), Орск, Уфа (предгорья Урала), 

частичное затопление бывает 1 раз в 2-3 года. Осо-

бенно опасные наводнения с большими площадя-

ми затопления имели место в последние годы. Так, 

в 2001 г. значительный ущерб хозяйству страны 

был нанесен при затоплении ряда городов и на-

селенных пунктов в бассейнах рр. Лены, Ангары, в 

2002 г. – Кубани и Терека, в 2012 г. – катастрофиче-

ские паводки в Крымском и Туапсинском районах 

Краснодарского края, в 2013 г. – наводнение в бас-

сейне Амура.

Рисунок 2.8.  Среднемноголетний общий ущерб 

от наводнений по основным водным объектам 

России (по данным Росводресурсов), млрд руб.

2. НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОД

139

2.3 ЭКЗОГЕННЫЕ ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ГИДРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

 

Под экзогенными геологическими процесса-

ми (ЭГП) понимается совокупность необратимых 

дискретных изменений состава, строения и состо-

яния геологической среды (отдельных наименее 

устойчивых ее элементов), происходящих в ре-

зультате естественных процессов энергомассооб-

мена в зоне контакта лито-, атмо- и гидросферы, а 

также хозяйственной деятельности человека. 

ЭГП являются одним из основных факторов, 

определяющих экологическое состояние геологи-

ческой среды. Многообразные по механизмам раз-

вития, характеру и интенсивности проявления на 

земной поверхности, ЭГП временами создают об-

становку, несовместимую с минимальными требо-

ваниями к комфортности жизнеобитания человека. 

Катастрофические проявления характерны 

для различных по генезису ЭГП. Многие из них мо-

гут вызвать человеческие жертвы и огромный мо-

ральный ущерб за короткий промежуток времени. 

Другие менее опасны с экологической точки зре-

ния, не представляют непосредственной угрозы 

жизни человека, менее разрушительны, их ощути-

мое воздействие, причиняемый ущерб накаплива-

ются за достаточно длительное время. 

Прямые и косвенные убытки только от ополз-

ней и селей в США превышают 1 млрд долл./год. 

Сопоставимый по величине материальный ущерб 

отмечается и для таких стран, как Россия, Япония, 

Италия. В отдельных случаях катастрофическая 

активизация оползней и селей вызывает гибель 

десятков тысяч людей.

Развитие экзогенных геологических процес-

сов (ЭГП) на территории России в 2017 г., как и в 

предыдущие годы, происходило неравномерно и 

с различной степенью активности. При этом не-

гативное воздействие вод проявлялось в затопле-

нии, подтоплении и заболачивании территорий, 

разрушении берегов водных объектов и др.

Региональный режим активности ЭГП был об-

условлен определенным сочетанием природных 

факторов применительно к отдельным типам про-

цессов:

– для 

оползневого

 – режимом увлажнения 

склонов атмосферными осадками, режимом под- 

земных вод, активностью боковой эрозии водото-

ков, абразией, режимом современных тектониче-

ских движений, сейсмической активностью;

– для 

селевого

 – режимом осадков и темпе-

ратур, в частности интенсивностью ливней;

– для 

речной береговой эрозии

 – режимом 

паводков и водностью рек;

– для 

абразионного размыва

 морских бере-

гов и переработки берегов водохранилищ, а также 

процессов водной аккумуляции – высотой уровня 

воды в водоемах и энергией штормового волнения;

– для 

карстово-суффозионных процессов 

– 

режимом и гидрохимическими особенностями 

подземных вод, режимом современных тектони-

ческих движений;

– для 

процессов криогенного комплекса

 – 

температурным режимом пород (в т.ч. вековым 

потеплением), режимом снеготаяния;

– для 

подтопления и заболачивания

 – ре-

жимом атмосферных осадков, режимом подзем-

ных вод, гидрологическим режимом водоемов и 

водотоков.

Развитие экзогенных геологических процес-

сов, уровень и режим их активности в годовом 

цикле наблюдений обусловлен, главным образом, 

влиянием метеорологических и, как следствие, ги-

дрологических условий. Основными метеороло-

гическими элементами, влияющими на активность 

экзогенных процессов, являются количество и 

внутригодовое распределение осадков, запас 

влаги в снеговом покрове, температурный режим 

воздушной среды, скорости и направления пере-

мещений воздушных масс, а также глобальные из-

менения температуры.

Службой Государственного мониторинга со-

стояния недр (ГМСН) Роснедра в 2017 г. по резуль-

татам обследований территорий и объектов вы-

явлено 1489 случая активизаций ЭГП (таблица 2.4).

По частоте проявлений на первом месте стоит 

оползневой процесс (952), на втором – обвально-

осыпные процессы (116), на третьем – обвальные 

процессы (99). 

В таблице 2.5 представлены данные по часто-

те проявления различных типов ЭГП.

Неотложной задачей является разработка 

действенных мер предотвращения наводнений и 

защиты от них, поскольку это в 50-70 раз умень-

шит затраты на ликвидацию последствий от при-

чиненных ими бедствий. Должно быть проведено 

четкое районирование и картирование пойм с на-

несением границ паводков различной обеспечен-

ности. Комплекс мероприятий в паводкоопасных 

районах, включающий прогнозирование, плани-

рование и осуществление работ, должен прово-

диться до наступления наводнения, в период его 

прохождения и после окончания стихийного бед-

ствия. Необходимы дальнейшие уточнения кон-

цепции защиты от наводнений с учетом широкого 

спектра экологических, социальных, технических, 

культурно-просветительных и медицинских меро-

приятий, подлежащих осуществлению в паводко-

опасных районах в периоды до, в процессе и по-

сле окончания наводнений.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

140

Чрезвычайные ситуации в 2017 г. зафиксиро-

ваны на территориях федеральных округов: Цен-

трального федерального округа, где в I кв. 2017 г. 

в Злынковском районе Брянской области образо-

вался провал на водораздельном склоне на рас-

стоянии 1 км от русла р. Ипуть; Северо-Кавказского 

федерального округа, где во II кв. 2017 г. в н.п. Дон-

ская Балка Петровского района Ставропольского 

края в результате выпадения аномального коли-

Таблица 2.5. Распределение типов ЭГП по частоте проявлений 

(по данным ГМСН Роснедра)

Тип ЭГП

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Оползневые процессы

90

338

952

Обвальные процессы

13

21

99

Обвально-осыпные процессы

11

8

116

Осыпной процесс

5

25

Процессы подтопления

36

38

48

Процессы овражной эрозии

27

75

70

Процессы плоскостной эрозии

6

12

17

Просадочный процесс

1

Эоловые процессы

1

8

Комплекс гравитационно-эрозионного процесса

26

69

63

Суффозийный процесс

1

17

29

Карстово-суффозионные процессы

14

41

28

Карстовый процесс

10

12

Процессы оседания и обрушения поверхности над  

горными выработками

7

11

Всего:

224

644

1478

чества осадков активизировался оползневый про-

цесс, что привело к повреждениям коммуникаций 

(газопровод, водопровод, автодорога, наклон 2-х 

опор ЛЭП) и ряда жилых домов, размер активиза-

ции оползневого процесса составил 0,5х1,5 км); 

Сибирского федерального округа, где в Республи-

ке Хакасия 8 октября 2017 г. на участке а/д Саяно-

горск-Черемушки произошел обвал разрушенных 

скальных пород на дорожное полотно.

Таблица 2.4.  Распределение ЭГП по федеральным округам 

(по данным ГМСН Роснедра)

Федеральный округ

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Центральный

17

220

116

Северо-Западный

0

2

12

Южный и Северо- Кавказский

36

88

1051

в т.ч. Южный

6

28

324

Приволжский

16

29

39

Уральский

17

86

56

Сибирский

112

179

196

Дальневосточный

17

12

19

Всего:

221

644

1489

3. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ
    СИСТЕМЫ И СООРУЖЕНИЯ

3.1 Общие сведения
3.2. Надзор за безопасностью ГТС
3.3. Каналы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

142

3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

3. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  

И СООРУЖЕНИЯ 

Гидротехнические сооружения (ГТС), предна-

значенные для использования и охраны водных 

ресурсов предотвращения вредного воздействия 

вод: плотины, каналы, дамбы, судоходные шлюзы, 

гидротехнические туннели, как напорные, так и 

безнапорные составляют значительную часть во-

дохозяйственного комплекса Российской Федера-

ции и насчитывают более 65 тыс. единиц. 

Для регулирования речного стока построе-

но около 30 тыс. водохранилищ и прудов общей 

вместимостью более 800 млрд м

3

, в том числе 

2650  водо хранилищ с объемом свыше 1 млн м

3

 

каждое, из них 110 – крупнейших с объемом свы-

ше 100  млн  м

3

 каждое. Для защиты поселений, 

объе ктов экономики и сельскохозяйственных уго-

дий построено свыше 10 тыс. км защитных водо-

оградительных дамб и валов. 

Размещение водоподпорных гидротехниче-

ских сооружений по территории Российской Фе-

дерации представлено на рисунке 3.1. 

Общее количество поднадзорных Ростех-

надзору ГТС (комплексов ГТС) энергетики, про-

мышленности и водохозяйственного комплекса 

составляет 25 819, в том числе: 479 комплекса 

ГТС топливно-энергетического комплекса; 751 

комплекс ГТС жидких промышленных отходов; 

24  589 ГТС водохозяйственного комплекса, из них 

3  278 бесхозяйных ГТС (на 01.12.2017 г.).

В Российском регистре ГТС (РРГТС) зарегистри-

ровано только 5 239 (20,3 %) комплексов ГТС под-

надзорных Ростехнадзору. 406 (7,5 %) ГТС, внесен-

ных в РРГТС, имеют опасный уровень безопасности.

ГТС в соответствии с Постановлением Пра-

вительства Российской Федерации от 2 ноября 

Рисунок 3.1.  Размещение водоподпорных гидротехнических сооружений  

по территории Российской Федерации

3. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СООРУЖЕНИЯ

143

Рисунок 3.2.  Распределение ГТС по классам, %

2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических 

сооружений» и СП 58.13330.2012 «Гидротехниче-

ские сооружения. Основные положения» класси-

фицируются на четыре класса в зависимости от их 

высоты и типа грунтов основания. 

I класс – гидротехнические сооружения чрез-

вычайно высокой опасности; 

II класс – гидротехнические сооружения вы-

сокой опасности;

III класс – гидротехнические сооружения 

средней опасности; 

IV класс – гидротехнические сооружения низ-

кой опасности. 

Распределение ГТС по классам представлено 

на рисунке 3.2. 

Количество поднадзорных ГТС в Российской 

Федерации представлено в таблице 3.1. (по ре-

зультатам мониторинга территориальных управ-

лений Ростехнадзора в 2014 г.).

Количество потенциально опасных ГТС в феде-

ральных округах России на 10 тыс. км

2

 территории 

по данным Ростехнадзора приведено на рисунке 3.3.

Таблица 3.1.  Перечень поднадзорных гидротехнических сооружений,  

по субъектам Российской Федерации

Субъект Российской Федерации Количество ГТС

Центральный ФО

9136

Московская обл.

1940

Москва

639

Белгородская обл.

208

Брянская обл.

680

Владимирская обл.

110

Воронежская обл.

2297

Ивановская обл.

75

Калужская обл.

244

Костромская обл.

39

Курская обл.

564

Липецкая обл.

488

Орловская обл.

170

Рязанская обл.

177

Смоленская обл.

174

Тамбовская обл.

835

Тверская обл.

79

Тульская обл.

368

Ярославская обл.

49

Северо-Западный ФО

881

Вологодская обл.

55

Респ. Карелия

43

Мурманская обл.

76

Архангельская обл.

37

Ненецкий АО

0

Респ. Коми

22

Субъект Российской Федерации Количество ГТС

Псковская обл.

32

Новгородская обл.

50

Калининградская обл.

328

Ленинградская обл.

105

г. С.-Петербург

133

Южный ФО

5144

Ростовская обл.

1036

Волгоградская обл.

370

Респ. Калмыкия

169

Астраханская обл.

510

Краснодарский край

1876

Респ. Адыгея

173

Респ. Крым

970

г. Севастополь

40

Северо-Кавказский ФО

4836

Ставропольский край

4258

Кабардино-Балкарская Респ.

51

Карачаево-Черкесская Респ.

254

Респ. Северная Осетия-Алания

108

Респ. Дагестан

75

Респ. Ингушетия

19

Чеченская Респ.

71

Приволжский ФО

9409

Кировская обл.

684

Нижегородская обл.

1144

Пензенская обл.

791

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

144

Субъект Российской Федерации

Количество 

ГТС

Ульяновская обл.

119

Респ. Марий Эл

192

Респ. Мордовия

170

Респ. Татарстан

1225

Удмуртская Респ.

220

Чувашская Респ.

1067

Саратовская обл.

105

Самарская обл.

183

Оренбургская обл.

1690

Пермский край

1064

Респ. Башкортостан

755

Уральский ФО

497

Свердловская обл.

171

Курганская обл.

47

Тюменская обл.

162

ХМАО-Югра

16

Челябинская обл.

100

ЯНАО

1

Сибирский ФО

1082

Новосибирская обл.

35

Субъект Российской Федерации Количество ГТС

Кемеровская обл.

143

Омская обл.

8

Томская обл.

27

Красноярский край

279

Респ. Тыва

40

Респ. Хакасия

132

Иркутская обл.

112

Забайкальский край

78

Респ. Бурятия

170

Алтайский край

56

Респ. Алтай

2

Дальневосточный ФО

374

Сахалинская обл.

9

Еврейская авт.  обл.

17

Камчатский край

20

Респ. Саха (Якутия)

46

Приморский край

155

Чукотский АО

11

Хабаровский край

50

Амурская обл.

37

Магаданская обл.

29

Продолжение табл. 3.1.

В среднем по России на 10 тыс. км

2

 террито-

рии расположено 15 потенциально опасных ГТС 

поднадзорных Ростехнадзору. 

В государственной собственности находится 

немногим более 3% водохранилищ емкостью ме-

нее 1 млн м

3

, около 8% водохранилищ объемом 

более 1 млн м

3

 и свыше 25% накопителей жидких 

отходов. 

Наибольшую потенциальную опасность для 

объектов экономики и населения представляют 

плотины гидроэлектростанций с высотой пло-

тины 15 м и более или водохранилищем вмести-

мость более 3 млн м

3

 (большие плотины по опре-

делению Международной комиссии по большим 

плотинам ICOLD), большая часть которых введена 

в эксплуатацию свыше 40 лет назад. Подавляющее 

большинство водоподпорных ГТС представлено 

плотинами малых и средних водохранилищ, мно-

гие из которых эксплуатируются без реконструк-

ции и ремонта и являются объектами повышен-

ной опасности. 

Распределение ГТС по уровню безопасности 

в соответствии с Административным регламентом 

исполнения Росводресурсами, Ростехнадзором и 

Ространснадзором государственной функции по 

государственной регистрации гидротехнических 

сооружений приведено на рисунке 3.4. 

Распределение различного вида ГТС приве-

дено на рисунке 3.5. Наиболее ответственные ГТС 

в России находятся в 48 гидроэнергокомплексах 

ПАО «РасГидро» и его дочерних компаниях (ри-

сунке 3.6).

Рисунок 3.3.  Количество потенциально опасных ГТС поднадзорных Ростехнадзору в восьми 

федеральных округах России на 10 тыс. км

2

 территории

1.

>150

Северо-Кавказский ФО

283

2.

100-150

Центральный ФО

140

3.

98-100

Южный ФО

99

4.

50-98

Приволжский ФО

97

5.

6-40

Уральский ФО

6

6.

3-6

Северо-Западный ФО

3

7.

2-3

Сибирский ФО

2

8.

<2

Дальневосточный ФО

1

3. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СООРУЖЕНИЯ

145

Рисунок 3.4.  Уровень безопасности  

поднадзорных ГТС, %

Рисунок 3.5.  Распределение ГТС по видам в 

Российской Федерации, в % к итогу

Рисунок 3.6.  Гидравлические ГЭС филиалов, дочерних и зависимых обществ ПАО «РусГидро»

В ведении Росводресурсов Минприроды 

России находятся 138 комплексов гидротехниче-

ских сооружений федеральной собственности. По 

классу опасности гидротехнические сооружения, 

находящиеся в ведении Росводресурсов, распре-

деляются следующим образом: первого класса 

опасности – 2 (1,4 %), второго класса опасности – 

18 (13,0 %), третьего класса опасности – 64 (46,4 %), 

четвертого класса опасности – 49 (35,6 %) и по пяти 

ГТС (3,6 %) класс опасности не определен.

В ведении Минсельхоза России в состав ме-

лиоративно-водохозяйственного комплекса фе-

деральной собственности входит более 58  тыс. 

различных гидротехнических сооружений, в том 

числе – 232 водохранилища, 2,2 тыс. – регулирую-

щих гидроузлов, 1,8 тыс. – подающих и откачиваю-

щих воду стационарных насосных станций, более 

50 тыс. км – водопроводящих и сбросных каналов, 

5,3 тыс. км – трубопроводов, 3,3 тыс. км – защит-

ных валов и дамб. К настоящему времени срок экс-

плуатации большинства потенциально опасных 

ГТС Минсельхоза России составляет от 30 до 50 и 

более лет, который является предельным для ГТС 

IV и III классов опасности. 

Наибольшего внимания требует осуществле-

ние мер по предупреждению аварий сооружений 

на водохранилищах, из которых 44 являются круп-

ными (емкостью более 10 млн м

3

) и 155 средними 

(от 1 до 10 млн м

3

). Значительная часть этих соору-

жений была построена в 60-70 гг. минувшего столе-

тия. Так, до 1970 г. было построено 24 гидросооруже-

ния, образующих водохранилища с объе мом более 

10 млн м

3

 (54% от наличия), с 1970 по 1980 г. – 7, и 

после 1980 г. – 13 гидросооружений. Из 155 гидро-

сооружений, образующих средние водохранилища, 

до 1970  г. введено в эксплуатацию 14 сооружений 

(9,0%), с 1970 по 1980 г. – 45 (29,0%), с 1981 по 1990 г. – 

93 (60,1%), и после 1990 г. – 3 сооружения (1,9 %). 

В перечень ГТС, в отношении которых осу-

ществляется режим постоянного государственно-

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

146

го надзора вошло 141 комплекс ГТС (рисунок 3.7). 

Водохозяйственные системы, находящиеся в ве-

дении Минсельхоза России, служат для решения 

следующих основных задач: 

1) регулирование водно-воздушного и тепло-

вого режимов в корнеобитаемом слое почв для 

получения высоких и качественных урожаев сель-

скохозяйственных культур; 

2) осуществление обводнения территорий; 

3) обеспечение подачи воды для водоснабже-

ния сельского населения и производственных нужд; 

4) защита населения, объектов экономики, а 

также земель сельскохозяйственного назначения 

от вредного воздействия вод; 

5) межрегиональное распределение водных 

ресурсов в южных регионах страны. 

Особое значение имеют находящиеся в ве-

дении Минсельхоза России гидротехнические 

сооружения комплексного назначения, предна-

значенные для защиты от затопления и подтопле-

ния населенных пунктов, объектов экономики, 

рыборазведения, выработки электроэнергии. 

Среди них зона инженерной защиты Костромской 

низины в Некрасовском районе Ярославской об-

ласти, инженерная защита Озеро-Руткинской 

сельхознизины в Республике Марий Эл, защит-

ные сооружения на реках Неман и Матросовка в 

Калининградской области, берегоукрепительные, 

регулирующие и защитные сооружения на гор-

ных реках в Республике Северная Осетия-Алания 

и в Карачаево-Черкесской Республике, на р. Куме 

в Ставропольском крае, государственные водные 

тракты зоны Западно-подстепных ильменей в 

Астраханской области. 

В Северо-Кавказском регионе функциониру-

ет находящийся в ведении Минсельхоза России 

комплекс гидросооружений на реках Кубань, Те-

рек, Кума, Баксан. В состав комплекса входит Не-

винномысский канал, Большой Ставропольский 

канал, Терско-Кумский канал, Кумо-Манычский 

канал, система магистральных каналов межреспу-

бликанского водораспределения. 

По Терско-Кумскому магистральному каналу 

пропускной способностью 100 м

3

/сек. подается 

вода из р. Терека на орошение земель в респу-

бликах Северная Осетия, Ингушетия, Ставрополь-

ском крае на площади 86 тыс. га и обводненние 

580  тыс.  га засушливых территорий. Кроме того, 

обеспечивается выработка 2,6 млн кВт•ч/год 

электро энергии гидростанцией, построенной на 

Павлодольской плотине. 

По Кумо-Манычскому магистральному каналу 

пропускной способностью 60 м

3

/с осуществляется 

подача воды из реки Кумы на орошение 58 тыс. га 

орошаемых земель в Ставропольском крае и Рес-

публике Калмыкия, а также переброска водных 

ресурсов из бассейна р. Терека в Чограйское во-

дохранилище для обеспечения устойчивого водо-

снабжения г. Элиста и обводнения земель. 

Через систему межреспубликанских маги-

стральных каналов из рр. Баксана, Малки, Терека 

производится подача воды на нужды орошения 

и обводнения на территории Кабардино-Балкар-

ской Республики, Ставропольского края, Чечен-

ской Республики и Республики Северная Осетия-

Алания. 

Тиховский гидроузел в Краснодарском крае 

(расчетный расход 1300 м

3

/с) обеспечивает водо-

деление в реки Кубань и Протока и самотечный 

водозабор на Петровско-Анастасиевскую ри-

совую оросительную систему площадью более 

40,0  тыс.  га, а также автономное шлюзование су-

дов и пропуск рыбы. 

Межрегиональное водораспределение во-

дных ресурсов также обеспечивается через во-

дные тракты Сарпинской оросительно-обвод-

нительной системы Волгоградской области, 

Верхнее-Сальской оросительно-обводнительной 

системы Ростовской области, Родниковской и 

Лево-Егорлыкской оросительных систем Ставро-

польского края. 

По водным трактам Палласовской ороситель-

ной системы Волгоградской области вода подает-

ся в Республику Казахстан. 

Рисунок 3.7.  Гидротехнические сооружения, в отношении которых осуществляется режим 

постоянного государственного надзора

3. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СООРУЖЕНИЯ

147

Рисунок 3.8.  Структура судоходных ГТС,  

в % от общего количества

По данным проведенной инвентаризации 

водохозяйственных объектов в АПК в настоящее 

время подлежат реконструкции и восстановлению 

сооружения 72 водохранилищ, 240 регулирующих 

гидроузлов и 1,2 тыс. км защитных дамб и валов, 

имеющих износ основных фондов более 50%.

В связи с продолжительной эксплуатацией 

и недостаточными объемами проводимых ре-

монтно-восстановительных работ происходит 

разрушение основных конструкций сооружений, 

заиление водохранилищ, и создается высокая ве-

роятность чрезвычайных ситуаций, особенно при 

прохождении весенних половодий и паводков. 

В зонах риска только крупных водохранилищ 

(емкостью более 10 млн м

3

), расположено около 

370 населенных пунктов с численностью населе-

ния до 1 млн чел., а также находятся многочис-

ленные объекты экономики. Непредсказуемые 

социально-экономические последствия могут по-

влечь аварийные ситуации и на других гидросоо-

ружениях. Так, аварии на сооружениях Большого 

Ставро польского канала приведут к прекращению 

хозяйственно-питьевого и промышленного водо-

снабжения пяти районов Ставропольского края, 

городов Усть-Джегута, Черкесск, городов-курор-

тов Кавказских Минеральных вод, Невинномыс-

ского промышленно-энергетического комплекса, 

Буденновского завода пластмасс. 

В ведении Минтранса России находятся су-

доходные гидротехнические сооружения (СГТС), 

расположенные на внутренних водных путях, в 

составе 113 гидроузлов, включающих в себя 313 

гидросооружений, находящихся в федеральной 

собственности. Все СГТС эксплуатируются го-

сударственными бассейновыми управлениями 

водных путей и судоходства и ФГУП «Канал им. 

Москвы» Федерального агентства морского и реч-

ного транспорта (Росморречфлот).  Структура 113 

основных комплексов судоходных ГТС приведена 

на рисунке 3.8. 

Судоходные ГТС, входящие в состав ком-

плексных энергетических гидроузлов, отнесены к 

I классу сооружений, остальные к II-IV классам. 106 

судоходных гидротехнических сооружений, вклю-

ченных в отраслевой Регистр, отнесены к катего-

рии критически важных объектов, подлежащих 

круглосуточной охране. 

3.2. НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ГТС

Контроль и надзор за соблюдением соб-

ственниками гидротехнических сооружений и 

эксплуатирующими их организациями норм и 

правил безопасности ГТС в соответствии с дей-

ствующими нормативными актами осуществляют 

Ростехнадзор и Ространснадзор. На собственни-

ков гидротехнических сооружений и эксплуати-

рующие организации возложены обязанности по 

обеспечению соблюдения норм и правил безопас-

ности гидротехнических сооружений при их стро-

ительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, 

ремонте, реконструкции, консервации, выводе из 

эксплуатации и ликвидации, разработке и реали-

зации мер по обеспечению технически исправ-

ного состояния гидротехнических сооружений и 

другие. Собственники гидротехнических сооруже-

ний несут ответственность за безопасность гидро-

технических сооружений. 

Статья 8.1, изменения статей 9, 12, 13 Феде-

рального закона № 294-ФЗ «О защите прав юриди-

ческих лиц и индивидуальных предпринимателей 

при осуществлении государственного контроля 

(надзора) и муниципального контроля» (с изме-

нениями и дополнениями), введенные в соответ-

ствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. 

№ 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный 

закон «О защите прав юридических лиц и индиви-

дуальных предпринимателей при осуществлении 

государственного контроля (надзора) и муници-

пального контроля», предусматривают переход на 

риск-ориентированную модель организации госу-

дарственного контроля (надзора), основанную на 

системе анализа и управления рисками причине-

ния вреда в результате деятельности хозяйствую-

щих субъектов. 

Предусматривается: 

• оценка состояния подконтрольных субъектов; 

• классификация деятельности хозяйствую-

щих субъектов по степени рисков (потенциальной 

опасности); 

• организация дифференцированной (по фор-

мам, методам, продолжительности и периодично-

сти проведения проверок и отдельных меропри-

ятий по контролю) контрольной деятельности в 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД «О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в 2017 году»

148

зависимости от присвоенного класса (категории) 

опасности. 

Внедрение новой методологии контрольной 

деятельности, во-первых, позволит осуществить 

переход к контролю, направленному на пред-

упреждение, в первую очередь на объектах повы-

шенной опасности, риска причинения вреда, его 

сокращение или устранение; во-вторых, даст воз-

можность существенно сократить масштабы кон-

троля за хозяйствующими субъектами, деятель-

ность которых не представляет реального риска 

причинения вреда. 

С 1 июля 2015 г. для органов, осуществля-

ющих федеральный государственный контроль 

(надзор), вступили в силу положения статьи 13.3 

Федерального закона № 294-ФЗ о создании госу-

дарственной информационной системы «Единый 

реестр проверок». 

Обобщенные данные о состоянии гидротех-

нических сооружений находятся в Российском 

регистре гидротехнических сооружений (РРГТС), 

который выполняется в соответствии с админи-

стративным регламентом исполнения государ-

ственной функции по государственной регистра-

ции гидротехнических сооружений, утвержденным 

приказом Минприроды России и Минтранса Рос-

сии от 27.04.2009 г. № 117/66 Росводресурсами, Рос-

технадзором и Ространснадзором. 

Перечень ГТС, зарегистрированных в базе 

данных РРГТС содержит информацию непосред-

ственно по комплексам ГТС, включенным в базу 

данных РРГТС: код регистрации комплекса ГТС; 

наименование комплекса; собственник сооруже-

ний; эксплуатирующая организация; орган над-

зора за безопасностью ГТС; наличие декларации 

безопасности ГТС, ее номер и срок действия; све-

дения о ГТС, входящих в комплекс, включая код 

отдельных ГТС (если такой существует), 

наименование ГТС, оценку уровня безопас-

ности ГТС. 

Сведения об уровне безопасности 

ГТС по субъектам Российской Федерации 

содержатся в базе данных автоматизиро-

ванной информационной системы Россий-

ского регистра гидротехнических сооруже-

ний (АИС РРГТС), обобщенные данные по 

которым приводятся в Приложении 5. По 

данным Российского регистра ГТС уровень 

безопасности поднадзорных ГТС оценива-

ется следующим образом: 

– нормальный уровень безопасности, 

имеют 42,68 % комплексов ГТС; 

– пониженный уровень безопасности, 

имеют 36,16 % комплексов ГТС; 

– неудовлетворительный уровень без-

опасности, имеют 12,18 % комплексов ГТС; 

– опасный уровень безопасности, ха-

рактеризуемым потерей работоспособно-

сти и не подлежащих эксплуатации, имеют 2,66% 

комплексов ГТС. Обобщенные данные по федераль-

ным органам надзора за безопасностью ГТС по Рос-

сийской Федерации представлены в таблице 3.2.

Ростехнадзором проведен анализ техниче-

ского состояния ГТС, расположенных на терри-

тории Крымского федерального округа, с опре-

делением собственника и ответственных за их 

содержание. По итогам определено общее коли-

чество гидроузлов – 1010, из них: 

– 254 гидроузла поднадзорны Ростехнадзору; 

– 717 гидроузлов поднадзорны Совету мини-

стров Республики Крым; 

– 39 гидроузлов поднадзорны Правительству 

Севастополя.

3.2.1 Деятельность Ростехнадзора по над-

зору за безопасностью ГТС

В соответствии с Положением о Федераль-

ной службе по экологическому, технологическому 

и атомному надзору (Постановление Правитель-

ства Российской Федерации в восьми № 401 от 

30.07.2008  г.), осуществляет надзор и контроль за 

соблюдением всеми собственниками ГТС и эксплуа-

тирующими организациями норм и правил безопас-

ности ГТС предприятий промышленности и энер-

гетики во всех федеральных округах Российской 

Федерации силами 23 территориальных управле-

ний. Общее количество поднадзорных Ростехнад-

зору комплексов ГТС промышленности, энергетики 

и водохозяйственного комплекса по данным Рос-

сийского регистра ГТС представлено на рисунке 3.9. 

Территориальными управлениями Ростех-

надзора в 2017 г. осуществлялся постоянный кон-

троль за подготовкой поднадзорных предприятий 

и организаций к пропуску весеннего паводка, а 

также за уровнем в водохранилищах и водоемах 

Рисунок 3.9.  Общее количество поднадзорных 

Ростехнадзору комплексов ГТС

3. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И СООРУЖЕНИЯ

149

Таблица 3.2.  Обобщенные данные по органам надзора за безопасностью ГТС

Орган надзора

Зарегистрировано комплексов ГТС

Техническое состояние

Основание 

регистрации

Кол-во

%

Уровень 

безопасности

Кол-во 

ГТС

%

Ростехнадзор

5239

100

13568

100

декларация 

1714

32,72

нормальный

5763

42,47

заявления 

3525

67,28

пониженный

4881

35,97

неудовлетворительный

1664

12,26

опасный 

373

2,75

нет данных 

887

6,54

 

 

 

 

 

Ространснадзор

112

100

382

100

декларация 

1

0.89

нормальный

70

18,32

заявления 

111

99,11

пониженный

237

62,04

неудовлетворительный

65

17,02

опасный 

5

1,31

нет данных 

5

1,31

 

 

 

 

 

Надзор субъектов 

Российской 

Федерации

98

100

282

100

декларация 

0

0

нормальный

241

85,46

заявления 

98

100

пониженный

28

9,93

неудовлетворительный

4

1,42

опасный 

0

0

нет данных 

9

3,19

 

 

 

 

 

Итого

5449

100

14232

100

декларация 

1715

31.47

нормальный

6074

42,68

заявления 

3734

68,53

пониженный

5146

36,16

неудовлетворительный

1733

12,18

опасный 

378

2,66

нет данных 

901

6,33

водохозяйственного назначения, за расходом 

воды через створы, а также изменениями уровней 

в верхнем и нижнем бьефе плотин электростан-

ций, контроль за прохождением паводка на под-

надзорных объектах эксплуатирующих ГТС. 

Ростехнадзору установлен режим постоян-

ного государственного надзора в отношении 137 

комплексов ГТС (таблица 3.3). 

Собственниками ГТС были представлены 

материалы по декларированию безопасности 

352 ГТС (20,4% от общего числа декларируемых в 

2017 г. ГТС), из них: утверждены декларации без-

опасности 331 ГТС; декларации безопасности 

21  ГТС (6,0% от общего числа разработанных и 

представленных на утверждение) были возвраще-

ны эксплуатирующим организациям на доработку. 

По 73 ГТС, что составляет 4,2% от общего 

числа декларируемых в 2017 г., по результатам 

преддекларационного обследования был сделан 

вывод о том, что повреждение данных ГТС не при-

ведет к возникновению чрезвычайных ситуаций и 

разработка деклараций безопасности этих соору-

жений не требуется. 

Уровень безопасности ГТС 48 гидроэнерго-

комплексов ПАО «РусГидро» и его дочерних ком-

паний на конец 2017 г. являлся:

- нормальный уровень безопасности у 7 ГТС 

(14,6 %); 

- пониженный уровень безопасности у 33 ГТС 

(68,8 %);

- неудовлетворительный уровень безопасно-

сти у 8 ГТС (16,6 %).

В 2017 г. Ростехнадзором рассмотрено 352 

и утверждено 331 (94,0%) деклараций безопас-

ности ГТС и экспертных заключений на декла-

рации безопасности ГТС, а также оформлены и 

выданы разрешения на эксплуатацию ГТС, со-

гласованы правила эксплуатации ГТС, проведены 

мероприятия по контролю и надзору за соблю-

дением собственниками и эксплуатирующими 

организациями обязательных требований в об-

ласти безопасности ГТС, выявлены и предписаны 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

 

источник - http://www.mnr.gov.ru/