ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8     

 

 

 

ПЯТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОКЛАД. Сохранение биоразнообразия в Российской Федерации (2015 год) - часть 8

 

 

„ начало интенсивной круглогодичной навигации по Северному морскому
пути и восстановление движения крупных судов в сопровождении ледо-
колов;
„ расширение площади пашни под зерновые и технические культуры в степ-
ной зоне («вторичное освоение целины» в связи с конъюнктурой рынка в
рамках ВТО);
„ строительство моста через Керченский пролив, соединяющего Кубанский
берег и полуостров Крым;
„ развитие туризма в горных регионах России и в Арктической зоне;
„ освоение шельфовых месторождений газоконденсата в Обской и Тазов-
ской губах;
„ разведка и освоение месторождений на шельфе Охотского моря (о. Саха-
лин, п-в Камчатка, Западно-Камчатский шельф).
В Национальном докладе сформулированы новые национальные задачи в
области биоразнообразия, которые обобщаются в рамках подготовки На-
циональной стратегии и плана действий по сохранению биоразнообразия
(НСПДСБ). Ход подготовки новой НСПДСБ описан в соответствующей
главе настоящего доклада. В основе новых национальных задач, сформули-
рованных в виде национальных целей и с учетом национальных интересов,
лежит их координация с глобальными задачами, принятыми в Айти в рамках
Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования
биоразнообразия на 2011-2020 годы (см. табл. 11). Организационно в про-
цессе разработки новой НСПДСБ каждая из принятых в Айти глобальных
задач рассматривается созданной группой экспертов, состоящей из ведущих
специалистов, проводится широкое обсуждение, результаты которого разме-
щаются на специально созданной странице в Интернете. На основании полу-
чаемых комментариев формулируются и уточняются задачи применительно
к национальным приоритетам и возможностям их реализации.
Основным отличием новой разрабатываемой НСПДСБ от принятой в 2001 г.
Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России является
формулирование скоординированных с глобальными задачами националь-
ных целей и разрабатываемых в настоящее время конкретных индикаторов
для их достижения. При этом для решения одной глобальной задачи Айти
может быть сформулировано большее количество национальных целей.
112
Меры, принятые для осуществления Конвенции
в 2010-2013 гг., и их результаты
Деятельность по сохранению биоразнообразия Российской Федерации в
период после подготовки 4-го Национального доклада строилась в соот-
ветствии с Конвенцией о биологическом разнообразии и стратегическими
целями развития российской экономики и сохранения биоразнообразия. За
прошедший период на уровне политических решений вопросы охраны окру-
жающей среды, в том числе сохранения биоразнообразия, стали приобретать
большее значение по сравнению с предыдущими годами. Подтверждением
этому стали проведенные в 2010 и 2011 гг. под председательством Президен-
та Российской Федерации два заседания президиума Государственного сове-
та, посвященных вопросам охраны окружающей среды.
Следующим важным политическим решением было утверждение в декабре
2012 г. Президентом Российской Федерации основного стратегического до-
кумента под названием «Основы государственной политики в области эколо-
гического развития Российской Федерации на период до 2030 года».
В вопросах совершенствования законодательного регулирования и нор-
мативной правовой базы в сфере сохранения и восстановления биоразно-
образия России отмечаются две основные тенденции: с одной стороны - со-
вершенствование механизмов контроля и усиление мер ответственности за
нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, с другой
- сохранение местообитаний объектов животного мира и создание условий
для их воспроизводства.
Совершенствование организационных и институциональных механизмов
сохранения биоразнообразия происходит в рамках проводимой реформы
системы государственного управления (административной реформы), на-
правленной на повышение эффективности и информационной открытости
деятельности органов исполнительной власти. В рамках реформы совершен-
ствуются такие механизмы государственного регулирования, как лицензи-
рование, аккредитация, государственный (муниципальный) надзор, борьба
с коррупцией и т.д. В рамках этой реформы также происходит оптимизация
распределения полномочий между федеральными органами исполнительной
власти. Так, для обеспечения эффективного государственного управления
в области охраны и использования всех объектов животного мира и сре-
ды их обитания, включая редких и находящихся под угрозой исчезновения
объектов животного мира, решены вопросы передачи полномочий в области
охоты из Минсельхоза России и Россельхознадзора в Минприроды России
и Росприроднадзор, где в настоящее время сосредоточены все федеральные
полномочия в области охраны и использования всех объектов животного
мира и среды их обитания.
Исполнительное
резюме
113
Обеспечение механизмов сотрудничества и повышение эффективности
международной деятельности Российской Федерации в сохранении био-
разнообразия сосредоточено вокруг Конвенции о биологическом разно-
образии и других международных конвенций, протоколов и соглашений. В
их числе: Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков
и международных озер; Конвенция по защите морской среды района Бал-
тийского моря; Конвенция о защите Черного моря от загрязнения; Рамоч-
ная конвенция по защите морской среды Каспийского моря; Конвенция по
предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов;
План действий ЮНЕП по охране, управлению и развитию морской и при-
брежной окружающей среды региона северо-западной части Тихого океана;
Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием; Конвенция о международной
торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез-
новения; Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное
значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц;
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла; Ра-
мочная конвенция ООН об изменении климата и др.
Основой финансирования мероприятий по сохранению биоразнообразия
является поступление средств на их выполнение из бюджетов разного уров-
ня. Источниками поступления средств являются платежи (налоги, сборы и
др.) за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей сре-
ды. Общие затраты на охрану окружающей среды в Российской Федерации
из всех источников финансирования (федеральный, региональные, мест-
ные бюджеты, средства предприятий и др.) включают в себя инвестиции в
основной капитал и текущие затраты на охрану окружающей среды, затраты
на капитальный ремонт основных фондов, затраты на содержание государ-
ственных природных заповедников и национальных парков, охрану и воспро-
изводство диких животных, расходы на тушение лесных пожаров и прочие
затраты (см. рис. 23).
Препятствия, мешающие осуществлению мер по выполнению обязательств
в рамках Конвенции о биологическом разнообразии:
„ большое количество неурегулированных законодательных вопросов и
препятствий, мешающих осуществлению мер по охране окружающей сре-
ды и сохранению биоразнообразия;
„ недостаточный государственный контроль в сфере охраны и использова-
ния биоресурсов и леса;
„ недостаточная открытость деятельности органов государственной власти,
ограниченный доступ к принимаемым ими документам, а также отсутствие
широкого участия общественности в обсуждении вопросов, касающихся
окружающей среды и сохранения биоразнообразия;
114
„ проблемы в системе управления сохранением биоразнообразия и особо
охраняемыми природными территориями;
„ слабое развитие просветительской деятельности по формированию в
обществе понимания важной роли биоразнообразия и необходимости бе-
режного отношения к нему.
Учет и включение вопросов биоразнообразия
в ведомственные и межведомственные стратегии
Со времени подготовки 4-го Национального доклада о выполнении обяза-
тельств Российской Федерации по Конвенции о биологическом разнообра-
зии в России достигнуты значительные результаты в области сохранения и
устойчивого использования биоразнообразия, при этом вопросы сохранения
биоразнообразия, охраны окружающей природной среды все более учитыва-
ются и становятся одними из ключевых в принимаемых отраслевых стратеги-
ческих документах.
В последние годы принято значительное количество государственных стра-
тегий и государственных программ по долгосрочному развитию, в том числе
различных секторов экономики, связанных с сохранением и устойчивым ис-
пользованием биоразнообразия: сельского хозяйства, рыболовства, лесного
хозяйства, охотничьего хозяйства, транспортного и энергетического сектора,
горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, туризма. Все они в той
или иной форме учитывают вопросы сохранения биоразнообразия и ориенти-
рованы на устойчивое развитие.
Большинство субъектов Российской Федерации приняли стратегии регио-
нального развития до 2020 или 2030 г.
Важным шагом развития механизмов планирования в области сохранения
биоразнообразия стало принятие Государственной программы Российской
Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 гг., включающей
подпрограмму «Биологическое разнообразие России». Приоритетами дан-
ной подпрограммы определены развитие и эффективное функционирование
сети особо охраняемых природных территорий и сохранение и восстановле-
ние редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и рас-
тений, обеспечение принятия научно обоснованных решений в сфере сохра-
нения биологического разнообразия и использования природных ресурсов,
выполнение международных обязательств Российской Федерации в части
сохранения биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой
исчезновения объектов животного и растительного мира на территории Рос-
сийской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообра-
зии и иных международных соглашений.
Исполнительное
резюме
115
В настоящем Национальном докладе проведена оценка полноты реа-
лизации Национальной стратегии и Национального плана действий
(2001). Подчеркивается сложность межсекторального взаимодействия,
осуществляемого между федеральными министерствами и ведомствами
природно-ресурсного блока (Министерством природных ресурсов и эколо-
гии, Министерством сельского хозяйства, Министерством здравоохранения,
Росрыболовством, Росприроднадзором и др.). Координация действий этих
органов исполнительной власти в рассматриваемый период была недоста-
точной, что снизило эффективность управления, контроля и правопримене-
ния в отношении сохранения биоразнообразия Российской Федерации.
Для Российской Федерации рассматриваемый период - один из самых крити-
ческих в отношении политического, экономического и социального развития.
Он совпал с глубокими экономическими кризисами и становлением переход-
ной экономики в начале 2000-х и в 2008-2009 гг. Кроме того, именно на этот
период пришлась реформа государственного управления в области охраны
окружающей среды, разделения полномочий между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Феде-
рации. Значительная часть функций, например, по охране и устойчивому ис-
пользованию объектов животного мира в этот период передана на уровень
субъектов Федерации. На них же возложена функция по формированию и
поддержанию региональных систем особо охраняемых природных терри-
торий (природных парков, заказников, памятников природы) и территорий
традиционного природопользования коренных и малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока. Не учитывать эти позиции при оценке
прогресса в деле сохранения биоразнообразия в Российской Федерации по-
сле 2001 г. нельзя. В табл. 12 представлены результаты экспертной оценки
степени выполнения мер по сохранению биоразнообразия, декларированных
в Национальном плане действий. По 5-балльной системе основными оценка-
ми выполнения отдельных обязательств являются 3-4 балла.
В разделе доклада «Процесс создания нового Национального стратегическо-
го плана действий по сохранению биоразнообразия…» приведены сведения о
разработке новой Национальной стратегии и плана действий по сохранению
биоразнообразия (НСПДСБ). В ней формулируются национальные задачи,
скоординированные с глобальными задачами, принятыми в Айти. В табл. 13
анализируется выполнение Российской Федерацией ряда национальных за-
дач в сравнении с глобальными задачами Айти.
Результаты анализа действий Российской Федерации по выполнению КБР
в достижении Целей развития тысячелетия, намеченных на 2015 г., рас-
смотрены в докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Фе-
дерации 2010 «Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее» и
в докладе о человеческом развитии в Российской Федерации «Устойчивое
116
развитие: вызовы Рио» (2013). Ситуацию по достижению Целей развития
тысячелетия в России можно охарактеризовать как неоднородную, вклю-
чающую как несомненные достижения (снижение бедности, материнской
и младенческой смертности), так и наличие острых проблем (загрязнение,
отходы, деградация экосистем). Развитие инновационной, энергоэффектив-
ной «зеленой» экономики, внедрение «зеленых» технологий, способствую-
щих минимизации ущерба окружающей среде, выгодно с экологической
и с экономической точек зрения. Экономический рост только тогда может
быть обоснован, если между интересами экономики и задачей сбережения
природы обеспечен разумный баланс, рассчитанный на долгосрочную пер-
спективу. Главной задачей для российской экономики на современном эта-
пе является уход от сырьевой модели. Эти задача является центральной и в
концепции «зеленой» экономики. В ближайшие 10-20 лет важным принци-
пом социально-экономической политики и основой экологической политики
должна стать политика «двойного выигрыша». В частности, необходимо ра-
дикально повысить энергоэффективность, что даст огромный экологический
эффект и значительно повысит благосостояние, социальное и экологическое
качество жизни населения.
Решение задачи модернизации экономики для России должно учитывать
огромные возможности страны в использовании экосистемных услуг, вклю-
чая глобальную экосистемную роль лесов, болот и других природных эко-
систем. Обеспечение природоохранных мер, таких как организация особо
охраняемых природных территорий (ООПТ), сохранение биоразнообразия
следует включить в рыночные механизмы в виде платежей за экосистемные
услуги. Принципиально важной, особенно для идентификации перспектив
развития, является оценка экосистемных услуг, включая лесные, водные,
водно-болотные, биологические ресурсы, биоразнообразие, площадь ООПТ.
Одними из ключевых вызовов устойчивому развитию современности и на
долгосрочную перспективу для Российской Федерации являются: измене-
ние климата (климат России более чувствителен к глобальному потеплению,
чем климат многих других регионов земного шара), загрязнение окружаю-
щей среды (56,3 млн человек проживают в городах с высоким уровнем за-
грязнения), деградация экосистем, рост отходов, проблема ликвидации на-
копленного экологического ущерба и др. Обладая огромными территориями,
не затронутыми экономической деятельностью, колоссальными лесными и
водно-болотными угодьями, запасами пресной воды, имея значительный по-
тенциал биоразнообразия, Россия является страной, которая способна вне-
сти значительный вклад в формирование устойчивого развития в мире.
В заключении Национального доклада выделены наиболее важные пробле-
мы, сохраняющиеся или возникшие в последние годы в Российской Феде-
рации в связи с выполнением обязательств по КБР в России. Они носят во
Исполнительное
резюме
117
многом институциональный характер. Переданные в субъекты Федерации
многие функции по управлению сохранением биоразнообразия, к сожалению,
не подкреплены целевым финансированием и не обеспечены соответствую-
щими специалистами. По-прежнему важными проблемами на федеральном
и региональном уровнях остается браконьерство и переэксплуатация биоре-
сурсов, что связано с крайне низким контролем и слабой практикой право-
применения в области биоразнообразия.
Сохраняется устойчивое снижение интереса населения России в целом к
проблемам охраны природы. Важной проблемой (для страны в целом и ее от-
дельных регионов) стала организация мониторинга биоразнообразия. Учеты
численности фауны носят ведомственный характер и в значительной степе-
ни имеют ресурсную направленность. Эффективность ведения федеральной
и региональных Красных книг (изменения состава за 10 лет, выявление ви-
дов и популяций с разным трендом численности) может быть более высокой.
Мониторинг биоразнообразия на территории заповедников и национальных
парков в рамках ведения специальных Летописей природы для своих терри-
торий и прилегающих районов требует совершенствования и использования
современных информационных технологий. Несмотря на более чем 10-лет-
ний опыт внедрения экономических и финансовых механизмов в практику
сохранения биоразнообразия и рекомендации Всемирного саммита Рио+20
по «зеленой» экономике, Россия существенно отстает в использовании эко-
номических оценок и концепции экосистемных услуг в охране живой при-
роды. Достижения в экологических и экономических научных исследовани-
ях не внедряются в практику охраны природы, крайне редко используются
эколого-экономические показатели в оценках последствий реализации круп-
ных хозяйственных проектов, в стратегической экологической оценке планов
и мегапроектов. «Позеленение» экономики России идет крайне медленны-
ми темпами. Научная поддержка мер по сохранению биоразнообразия Рос-
сии остается недостаточной. Координация, анализ и синтез на федеральном
уровне осуществляются не в полной мере.
В соответствии с выявленными важными проблемами и неустраненными
препятствиями, сохраняющимися в последние годы в связи с выполнением
Российской Федерацией обязательств по КБР, можно выделить следующие
приоритеты и дальнейшие меры по сохранению биоразнообразия в стране:
„ повышение эффективности государственного управления в области со-
хранения биоразнообразия, в том числе на федеральном и региональном
уровнях;
„ расширение спектра источников финансирования на федеральном, регио-
нальном и локальном уровнях, в том числе за счет создания фондов и иных
внебюджетных источников;
118
„ завершение подготовки пересмотренной Национальной стратегии по со-
хранению биоразнообразия с учетом целевых задач Айти;
„ снижение темпов сокращения численности популяций видов, у которых
отмечается ухудшение положения, а также темпов разрушения их место-
обитаний;
„ обеспечение устойчивого использования ресурсов биоразнообразия в
природно-ресурсных отраслях - сельском, охотничьем, рыбном, лесном
хозяйствах;
„ завершение создания в Российской Федерации эффективной и законода-
тельно поддерживаемой системы регулирования доступа к генетическим
ресурсам и совместного их использования на справедливой основе;
„ усиление борьбы с браконьерством и переэксплуатацией биоресурсов,
расширение действий государственного надзора;
„ повышение эффективности экологического образования и воспитания в
области сохранения биоразнообразия, формирование интереса населения
к проблемам охраны живой природы;
„ формирование эффективной системы мониторинга состояния биоразно-
образия страны на всех уровнях его проявления, повышение эффективно-
сти и информативности учетов численности животных, ведения федераль-
ной и региональных Красных книг, Летописей природы в заповедниках и
национальных парках;
„ расширение практики использования экономических механизмов в сохра-
нении биоразнообразия, экономических оценок и концепции экосистем-
ных услуг в охране живой природы, эколого-экономических показателей
в оценках последствий крупных хозяйственных проектов для живой при-
роды, в стратегической экологической оценке мегапроектов;
„ содействие в организации программ финансирования научного сопрово-
ждения КБР и других экологических конвенций, осуществлении координа-
ции, анализа и синтеза на федеральном уровне материалов мониторинга и
исследований в области биоразнообразия.
Исполнительное
резюме
119
Литература
1.
Arctic Biodiversity Assessment. Status and trends in Arctic biodiversity. Conservation of
Arctic Flora and Fauna. Arctic Council: 2013. 674 p.
2.
Apply to have your climate change project recognized as a 2014 Lighthouse Activity,
russian_fed_research_dialogue_russ.pdf
3.
Biological diversity of Russian Arctic zone. Chapter 6. (Биологическое разнообра-
зие Арктической зоны Российской Федерации. Глава 6.) http://www.npa-arctic.ru/
Documents/da_full/chap_06.pdf
4.
Dolman A.J., Shvidenko A., Schepaschenko D., Ciais P., Tchebakova N., Chen T., van
der Molen M. K., BelelliMarchesini L., Maximov T.C., Maksyutov S., Schulze E.-D.
An estimate of the terrestrial carbon budget of Russia using inventory-based, eddy
covariance and inversion method // Biogeosciences. 2012. V. 9. P. 5323-5340.
5.
Eх-situ. Фонд, лаборатория сохранения биоразнообразия, http://www.ex-situ.ru/
6.
Fifth Assessment Report (AR5), www.ipcc.ch
7.
Kurganova I.N., Lopes de Gerenyu V.O., Six J., Kuzyakov Y. Carbon cost of collective
farming collapse in Russia // Global Change Biology. 2014. V. 20. P. 938-947, doi:
10.1111/gcb.12379.
8.
Stolbovoi V., McCallum I.The CD-ROM Land resources of Russia.2002. IIASA, RAS.
9.
Mapping of High Conservation Value Areas in Northwestern Russia: Gap-analysis
of Protected Areas Network in the Murmansk, Archangelsk, Vologda, and Karelia
regions, and the city of Sankt-Petersburg. Ed.: K.N. Kobyakov. Sankt-Petrburg.
2011.506 p.
10.
SmelanskyIlya E. and Arkadiy A. Tishkov. The Steppe Biome in Russia: Ecosystem
Services, Conservation Status, and Actual Challenges. M.J.A. Werger and M.A.
van Staalduinen (eds.), Eurasian Steppes. Ecological Problems and Livelihoods in
a Changing World, Plant and Vegetation 6, Springer Science+Business Media B.V.
2012. Pp. 45-101.
11.
Tishkov A. A. Biogeographical Consequences of Natural and Anthropogenic Climate
Changes. Biology Bulletin Reviews, 2012, Vol. 2, No. 2, pp. 132-140.
12.
Tishkov Arkady A., Belonovskaya Elena A.. Mountain Natural Biodiversity Conservation
in Russia. Geography, Environment, Sustainability. No 2. [v. 05]. 2012. P. 51-67.
13.
Tishkov Arkady A. Conservation of Russian Arctic biodiversity. Geography,
Environment, Sustainability. No 3. [v. 05]. 2012. P. 20-27.
14.
The Economics Ecosystems and biodiversity, http://www.teebweb.org/
InformationMaterial
15.
16.
Ассоциация «Живая природа степи» (Ростов-на-Дону), http://prirodastepi.ru/
120
17.
Баскин А.М., Охлопков И.М. Охрана крупных млекопитающих от индустриальных
угроз. - М.: Тов-во научных изданий, КМК, 2012. - 201 с.
18.
Бобылев С.Н., Медведева О.В., Сидоренко В.Н., Соловьева С.В., Стеценко А.В.,
Жушев А.В. Экономическая оценка биоразнообразия // Под ред. профессора
С.Н. Бобылева и профессора А.А. Тишкова. - М.: ЦПРП, Проект ГЭФ «Сохране-
ние биоразнообразия», 1999.
19.
Бобылев С.Н., Сидоренко В.Н., Лужецкая Н.В. Экономические основы сохране-
ния водно-болотных угодий. - М.: WetlandsInternational, 2001.
20.
Бобылев С.Н., Медведева О.Е., Соловьева С.В. Экономика сохранения биораз-
нообразия. Проект ГЭФ «Сохранение биоразнообразия Российской Федерации»,
Редактор: А.А. Тишков. Институт экономики природопользования, 2002. - 604 с.
21.
Бобылев С.Н., Касьянов П.В., Соловьева С.В., Стеценко А.В. Комплексная эко-
номическая оценка лососевых Камчатки. - М.: Права человека, 2008.
22.
Бобылев С.Н., Перелет Р.А., Соловьева С.В. Оценка и внедрение системы плате-
жей за экосистемные услуги на особо охраняемых природных территориях. -
Волгоград: Программа развития ООН, ГЭФ, 2012.
23.
Все о российских лесах, http://forest.ru/
24.
Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской
Федерации в 2012 году, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1528
25.
Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской
Федерации в 2011 году, http://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1392
26.
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации 2013 «Устойчивое раз-
витие: вызовы Рио», Москва, ПРООН, http://www.undp.ru/documents/NHDR-
2013.pdf
27.
Журнал «Биология» (для школы), http://bio.1september.ru/index.php
28.
Заварзин Г.А., Кудеяров В.Н. Почва как главный источник углекислоты и резерву-
ар органического углерода на территории России // Вестник РАН. 2006. Т. 76. № 1.
С.14-29.
29.
Замолодчиков Д.Г. Динамика углеродного баланса лесов России и ее вклад в изме-
нение атмосферной концентрации углекислого газа // Бюллетень «Использование
и охрана природных ресурсов в России». 2012. № 5. С. 31-38.
30.
Замолодчиков Д.Г., Грабовский В.И., Шуляк П.П., Честных О.В. Влияние по-
жаров и заготовок древесины на углеродный баланс лесов России // Лесоведение.
2013. № 5. C. 36-49.
31.
Земельные ресурсы России. РАН (Россия), IIASA (Австрия), http://webarchive.
iiasa.ac.at/Research/FOR/russia_cd/guide.htm
32.
Иванов А.Н., Кончиц М.В. Представленность ландшафтного разнообразия России
в сети ООПТ. Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.
Самарская Лука. 2009. Т. 18, № 2. С. 5-10.
33.
Изумрудная книга Российской Федерации. Территории особого природоохранного
значения Европейской России. Предложения по выявлению. - М.: Совет Европы,
Минприроды России, Институт географии РАН, СПб БОО «Биологи за охрану
природы», РФФИ. 2011-2013. 308 с.
Литература
121
34.
Институт проблем экологии и эволюции РАН, www.sevin.ru
35.
Информационные ресурсы Национальной Стратегии и плана действий по сохране-
нию биоразнообразия России, http://www.sci.aha.ru/biodiv/npd/index.htm
36.
Красная книга Российской Федерации (животные) (2012), http://www.mnr.gov.ru/
regulatory/detail.php?ID=128273
37.
Красная книга Российской Федерации (растения и грибы) (2012), http://www.mnr.
gov.ru/regulatory/detail.php?ID=128260
38.
Комплексный план действий по реализации в Российской Федерации Киотского
протокола к рамочной Конвенции ООН об изменении климата, http://unfccc.int/
files/documentation/submissions_from_parties/application/pdf/russia.pdf
39.
Лаптев Н.И. Дикоросы: социально-экономическое значение для Томской области
// На пути к устойчивому развитию России, № 47, 2009, с.42-43.
40.
Масляков В.Ю., Ижевский С.С. Инвазии растительноядных насекомых в европей-
скую часть России. - М.: РАН, 2011. - 272 с.
41.
Масляков В.Ю., Ижевский С.С. Адвентивные (инвазионные) растительноядные
насекомые на территории России. Аннотированный список видов для Европейской
России. - М.: ИГ РАН, 2010. - 124 с.
42.
Моисеев Б.Н., Филипчук А.Н. Методика МГЭИК для расчета годичного депониро-
вания углерода и оценка ее применимости для лесов России // Лесное хозяйство.
2009. № 4. C. 11-13.
43.
Морозов А. Краткий обзор незаконных рубок леса в России (формы и методы неза-
конных рубок). - М.: Гринпис России, 2000. - 24 с.
44.
Национальный доклад Российской Федерации по критериям и индикаторам со-
хранения и устойчивого управления умеренными и бореальными лесами (Монре-
альский процесс 2003 г.), http://www.montrealprocess.org/documents/publications/
general/2003/RussiaR/main.html
45.
Национальный доклад Российской Федерации о кадастре антропогенных выбросов
из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых
Монреальским протоколом, за 1990-2011 гг. - М., 2013. Часть 1. 421 с.
46.
О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 г.,
47.
Особо охраняемые природные территории в Российской Арктике, http://ria.ru/
arctic_mm/20111226/527007298.html
48.
Особо охраняемые природные территории Российской Федерации, http://www.
zapoved.ru/
49.
Охота и охотничьи ресурсы Российской Федерации, 2011 (CD)
50.
Охота и охотничьи ресурсы Российской Федерации, 2012 (CD)
51.
Охрана живой природы, http://www.biodiversity.ru/publications/odp/index.html
52.
Охрана озера Байкал, http://geol.irk.ru/baikal/
53.
Охраняемые природные территории в Арктике, http://www.wwf.ru/about/where_
we_work/arctic/reserves/
122
54.
Перспективный план развития системы особо охраняемых природных территорий
Баренцрегиона (2013), http://www.bpan.fi/ru/new-recommendations-of-the-bpan-
project-to-develop-barents-protected-area-network/
55.
Поддержка реализации программы по охраняемым территориям Конвенции по био-
логическому разнообразию в России и в восточных регионах добрососедства ЕС:
расширение принципов «Натура 2000» на сеть «Эмеральд», http://www.bfn.org.ru/
Emerald.html
56.
Резолюция IV Всероссийского съезда по охране окружающей среды, http://www.
mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=131936&spetial=Y
57.
Россия как система. Web-атлас, http://www.sci.aha.ru/RUS/wadb3.htm
58.
Смелянский И. Роль степных экосистем России в депонировании углерода // Степ-
ной бюллетень. 2012. № 35. С. 4-8.
59.
html
60.
Стишов М.С. Особо охраняемые природные территории Российской Арктики: со-
временное состояние и перспективы развития. - М.: WWF России, 2013. - 220 с.
61.
Стратегический план действий по защите морской среды Арктической зоны Рос-
сийской Федерации (2011), http://www.ibrae.ac.ru/images/stories/ibrae/arktika_
magazine/94-103_solovyanov.pdf
62.
Стратегия сохранения дальневосточного леопарда в Российской Федерации (2013),
63.
Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов жи-
вотных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года. - М.,
2014.
64.
Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов
животных, растений и грибов (проект), http://www.journalhunt.ru›img/file/
strategii.doc
65.
Стратегия сохранения белого медведя в Российской Федерации (2010) http://lib.
znate.ru/docs/index-177592.html
66.
Стратегия сохранения сахалинской кабарги в России (2010), http://www.mnr.gov.
ru/regulatory/detail.php?ID=98531
67.
Стратегия сохранения амурского тигра в Российской Федерации (2010), http://
base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=538823
68.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности на период до 2020 года (2013), http://docs.cntd.ru/
document/499002465
69.
Стратегия сохранения девственных лесов и выявление лесов высокой природо-
охранной ценности, http://www.transparentworld.ru/ru/environment/hcvf/
70.
Стратегии сохранения водно-болотных угодий Российской Федерации (1999),
71.
Стратегии сохранения болот, http://russia.wetlands.org/Default.
aspx?TabId=608&language=ru-RU
Литература
123
72. Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных уго-
дий Нижней Волги (2010), http://www.volgawetlands.ru/files/%D0%A1%D1%82%
D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_
%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD.pdf
73. Тишков А.А. Экосистемные услуги ландшафтов России: потенциал и изменения в
процессе антропогенного воздействия и изменений климата. В кн.: Изменения при-
родной среды России в ХХ веке. - М.: Молнет, 2012. - С. 153-165.
74. Торговля лесной продукцией. Статистика по лесной продукции Продовольственной
и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, 2012, http://www.fao.
org/forestry/statistics/80938@180724/ru/
75. Торфяные болота России, http://www.peatlands.ru/
76. Федеральные ООПТ Арктической зоны России, http://www.wwf.ru/resources/publ/
book/368/
77. Цели развития тысячелетия в России: взгляд в будущее». 2010, Москва,
the_RF_2010_RUS.pdf
78. Экосистемные услуги наземных экосистем России: первые шаги. StatusQuoReport.
2013. - М.: Центр охраны дикой природы. - 45 с., http://www.biodiversity.ru/
programs/ecoservices/first-steps/Status_Quo_Report_2013_sm.pdf

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8     

 

 

 

 

 

источники информации - http://16.rospotrebnadzor.ru/, https://www.gks.ru/, https://rosreestr.ru/