-
К самостоятельной работе в качестве машиниста компрессора
передвижного (далее -машинист) допускаются лица мужского пола не
моложе 18 лет и прошедшие:
соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам
охраны труда, имеющие водительское удостоверение соответствующей
категории и удостоверение машиниста компрессора передвижного;
медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для
управления компрессором передвижным;
вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и
проверку знаний по вопросам охраны труда.
Вновь принятые на работу водители проходят стажировку в количестве
не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к
самостоятельной работе.
-
Машинист, работающий на компрессоре передвижном с электроприводом,
должен иметь группу по электробезопасности не ниже II.
-
Машинист должен:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать
правила дорожного движения;
ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;
выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным
руководителем работ; знать и совершенствовать методы безопасной
работы;
соблюдать технологию производства работ, применять способы,
обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по
охране труда, проектах производства работ, технологических картах,
инструкциях по эксплуатации;
содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;
использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства
индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать
руководителю работ;
знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами
пожаротушения;
уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при
несчастных случаях. Знать, где находится аптечка с набором
медикаментов, и при необходимости обеспечить доставку
(сопровождение) пострадавшего в лечебное учреждение;
соблюдать правила личной гигиены;
применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером
выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной
выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым
эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных
транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и
содержанием автомобильных дорог, утвержденным постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 8
декабря 2005 г. N 166 (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2006 г., N 10, 8/13638):
N
п/п |
Наименование |
Срок носки в месяцах |
1 |
Костюм хлопчатобумажный |
12 |
2 |
Жилет сигнальный с элементами из световозвращающего
материала |
Дежурный |
3 |
Головной убор из хлопчатобумажной ткани |
12 |
4 |
Ботинки кожаные (сапоги кирзовые) |
12 |
5 |
Рукавицы комбинированные |
До износа |
6 |
Вкладыши противошумные |
До износа |
В холодное время года на наружных работах дополнительно: |
7 |
Костюм для защиты от пониженных температур из
хлопчатобумажной ткани |
36 |
8 |
Сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве |
24 |
-
Машинисту запрещается:
появляться и находиться на территории организации в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с
остаточными явлениями опьянения;
управлять компрессором передвижным в болезненном состоянии, при
переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении,
с остаточными явлениями опьянения;
распивать спиртные напитки, употреблять токсические или
наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;
осуществлять пуск двигателя путем буксировки;
приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и
масла, в системе смазки и гидравлике;
управлять компрессором передвижным в болезненном или утомленном
состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих
внимание и быстроту реакции, а также передавать управление
компрессором передвижным лицу, находящемуся в таком состоянии;
использовать компрессор передвижной в личных целях; управлять не
закрепленным за водителем автомобилем;
отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его
для обогрева кабины на длительных стоянках;
при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его
ртом;
хранить в кабине автомобиля топливо и другие легковоспламеняющиеся
жидкости, промасленный обтирочный материал;
покидать свое место или оставлять автомобиль, если не приняты меры,
исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
-
Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах,
не допускается курение в неустановленных местах и пользование
открытым огнем в местах, где производится заправка машин топливом и
маслом.
-
На машиниста могут воздействовать опасные и вредные производственные
факторы: повышенный уровень шума;
повышенная загазованность воздуха;
повышенная или пониженная температура воздуха;
опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по
высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов
грузоподъемными кранами);
обрушение грунта;
острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях
инструментов и оборудования; нервно-психические перегрузки.
-
Закрепление компрессора передвижного за машинистом оформляется
приказом руководителя организации.
-
Компрессор передвижной должен использоваться согласно
технологической документации на производство работ (проекты
производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и
приемы безопасности.
-
Не допускается использовать компрессор передвижной без
технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных
условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок
(котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.
-
Не допускается использовать компрессор передвижной в непогоду (при
скорости ветра более 15 м/с, грозе, гололедице, тумане).
-
Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов,
нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под
напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения
организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под
наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению
должен быть приложен план с указанием расположения и глубины
заложения коммуникаций.
-
Реконструкция и ремонт компрессора передвижного, требующие внесения
изменений в конструкцию машины, должны производиться по проекту и
техническим условиям, разработанным организациями -изготовителями
дорожно-строительной машины, головной и специализированными
организациями, имеющими лицензию на проектирование.
-
Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться
специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и
продувать систему питания ртом не допускается.
-
О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ
или диспетчеру.
-
Машинист, не выполняющий требования настоящей Типовой инструкции,
привлекается к ответственности в соответствии с законодательством
Республики Беларусь.
Глава 2
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
-
Перед началом работы необходимо: надеть спецодежду и спецобувь;
получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с
проектом производства работ или технологической картой;
проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей
компрессора передвижного, влияющих на безопасность движения;
пройти предрейсовый медицинский осмотр;
определить рабочую зону компрессора передвижного, границы опасной
зоны. В зоне работы компрессора передвижного должны быть установлены
знаки безопасности и предупредительные надписи. Рабочая зона в
темное время суток должна быть освещена;
поставить компрессор передвижной на ровной горизонтальной площадке и
закрепить его, установив противооткатные башмаки, если машина на
колесах, выровнять клиньями, если машина на полозьях;
установить коммутирующую аппаратуру (рубильник) и размотать
электрокабель. Подсоединять компрессор передвижной к сети должен
дежурный электромонтер. Не разрешается машинисту самостоятельно
подключать компрессор передвижной к электросети и к очагу
заземления;
при отсутствии рядом сети заземления забить стержни инвентарного
заземляющего устройства; проложить шланги от компрессора
передвижного к местам производства работ;
проверить работоспособность компрессора передвижного на холостом
ходу;
проверить наличие и исправность щитков, ограждающих движущиеся части
механизмов компрессора передвижного, проверить исправность всех его
манометров и предохранительных клапанов;
проверить наличие и уровень масла в редукторе и воздушных фильтрах
компрессора передвижного, а также наличие и исправность защитного
заземления.
-
Не допускается приступать к работе при подтекании топлива в системе
питания и масла, в системе смазки и гидравлике.
-
При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления
грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах
валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и
других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю
работ.
Глава 3
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
-
При работе на компрессоре передвижном не допускается:
запускать двигатель компрессора передвижного при давлении в
воздухосборнике выше атмосферного;
присоединять шланги непосредственно к магистрали или инструменту без
вентилей на магистрали;
переламывание шлангов, их запутывание и перекручивание, а также
соприкосновение с горячими и масляными поверхностями;
направлять струю сжатого воздуха на себя или на работающих; изменять
резко давление в пневмосистеме;
обслуживать машину, в том числе чистить, регулировать или смазывать
отдельные ее части, во время работы компрессора передвижного;
производить ремонт отдельных механизмов, воздуховодов или соединений
шлангов; оставлять рабочее место при включенном двигателе;
подключать компрессор передвижной и отсоединять его от сети.
-
Подключать или отсоединять шланги к воздухосборнику, воздуховоду или
пневмоинструменту допускается только при закрытых вентилях на
воздухосборнике.
-
Подключать шланги допускается только с применением соответствующих
штуцеров и стяжных хомутов.
-
Открывать вентиль на воздухосборнике компрессора передвижного
следует плавно, без рывков.
-
Ремонтировать компрессор передвижной, а также чистить и смазывать
его механизмы допускается только после отключения силовой
электролинии, остановки компрессора передвижного и спуска воздуха из
ресивера. На пусковом рубильнике при этом должна быть вывешена
табличка: "Не включать -работают люди!".
-
При эксплуатации компрессора передвижного в холодное время года для
обеспечения его нормальной работы необходимо выполнять дополнительно
следующие требования:
во время работы поддерживать температуру жидкости в системе
охлаждения в заданных пределах (от +75 до +85 град. C), закрывая
радиатор шторкой;
не допускать длительной работы двигателя на холостом ходу; применять
только зимние сорта смазки;
периодически проверять жидкость в системе охлаждения. При длительной
остановке компрессора передвижного или при возможных ночных
заморозках слить воду из системы охлаждения двигателя, оставив при
этом отверстие для слива в блоке и кран радиатора открытыми;
при температуре воздуха -10 град. C следует сливать масло из картера
и корпуса масляного фильтра двигателя и картеров пускового двигателя
и компрессора. Масло рекомендуется сливать в чистую посуду сразу
после остановки двигателя и компрессора передвижного, пока оно
нагрето;
следить за холодильником компрессора передвижного, в зависимости от
температуры воздуха прикрывать его шторкой, не допуская снижения
температуры всасываемого воздуха второй ступени ниже +5 град. C.
-
При применении охлаждающих смесей (антифриза) следует соблюдать
особые меры предосторожности. После получения со склада антифриза,
заправки и проверки уровня жидкости в системе следует тщательно
вымыть руки с мылом.
-
Переливать антифриз шлангом путем засасывания ртом не допускается.
При случайном заглатывании антифриза пострадавший должен быть
немедленно отправлен в лечебное учреждение.
-
Систему охлаждения перед заполнением антифризом следует промыть и
тщательно проверить ее герметичность, так как антифриз может
просачиваться через соединения.
-
Заправочная посуда должна быть промыта горячей водой, так как
попадание даже незначительного количества топлива или масла вызывает
вспенивание и выбрасывание антифриза из системы охлаждения. При
обнаружении вспенивания антифриз сливается и система повторно
промывается.
-
Уровень антифриза не должен превышать 94% емкости системы, иначе при
работе двигателя часть антифриза вследствие его значительного
объемного расширения при нагревании будет выброшена наружу.
-
При применении этилированного бензина особое внимание следует
обращать на техническое состояние топливного бака, соединений
бензопровода, карбюратора, бензонасоса. Подтекание бензина должно
быть исключено. Облитые металлические части станции обтираются
ветошью, смоченной керосином.
-
Перемещение, установка и работа компрессора передвижного вблизи
выемок (котлованов, траншей, канав) с неукрепленными откосами
разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на
расстоянии, установленном проектом производства работ.
-
Чистить, смазывать и ремонтировать компрессор передвижной необходимо
только после его полной остановки (при выключенном двигателе), при
этом должна исключаться возможность его запуска.
-
При транспортировании компрессора передвижного на трейлере под
колеса необходимо положить тормозные башмаки, машину прикрепить к
платформе с помощью растяжек.
-
Оставлять без надзора компрессор передвижной с работающим
(включенным) двигателем не допускается. При перерыве в работе должны
быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и
включение, опрокидывание машины под действием ветра, при наличии
уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.
Запрещается выполнять любые виды ремонтных работ гидросистемы,
находящейся под давлением.
-
Заправка и дозаправка топливно-смазочными материалами и рабочими
жидкостями производятся закрытым способом.
Глава 4
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
-
Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести
к аварии или несчастным случаям.
-
При возникновении пожара или загорания машинист должен: немедленно
сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101;
принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей;
приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на объекте первичных
средств пожаротушения;
немедленно сообщить о пожаре руководителю объекта.
-
В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на
территории организации эвакуировать компрессор передвижной в
соответствии с разработанным планом эвакуации.
-
При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности,
установленные для ремонта и технического обслуживания в
соответствующих инструкциях по охране труда, технологической
документации на ремонт и техническое обслуживание компрессора
передвижного, эксплуатационных документах завода-изготовителя.
-
Не допускается привлекать к ремонту компрессора передвижного на
участке дороги лиц, не имеющих на это права (грузчиков,
сопровождающих и других лиц).
-
При появлении во время движения запаха автомобильного топлива
немедленно остановить компрессор, выявить причину появления запаха и
устранить ее.
-
Оказать необходимую первую доврачебную медицинскую помощь
пострадавшему на производстве, освободив его от действий
травмирующего фактора (электротоков, механизмов).
-
При получении травмы на производстве немедленно обратиться в
лечебное учреждение и сообщить о случившемся непосредственному
руководителю, сохранить рабочее место без изменений на момент
получения травмы, если это не угрожает окружающим и не приведет к
аварии.
Глава 5
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
-
По окончании работы необходимо:
поставить компрессор передвижной в отведенное место;
продуть ресивер, отключить компрессор передвижной, закрыть
раздаточные краны, выключить электродвигатель, запереть пусковой
рубильник на замок;
очистить и смазать трущиеся части механизмов, собрать шланги,
очистить их от загрязнений и уложить в отведенное для хранения
место;
сообщить руководителю работ или ответственному за исправное
состояние компрессора передвижного обо всех неполадках, возникших во
время работы.
-
После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты,
поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с
мылом, при возможности принять душ.
-
Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной
ветошью не допускается.