изменений во французской дидактической системе «мимический метод»
позволяет судить о том, почему со временем от нее стали отказываться
ученые и практические работники. Одна из попыток усовершенствовать эту
систему принадлежит последователю Ш. М. Эпе Р. А. Сикару.
Р. А. Сикар (1742—1822) был назначен в 1790 году директором
Парижского национального института глухонемых. Р. А. Сикар занимался
составлением словаря жестов. Р. А. Сикар был профессором филологии. Он в
совершенстве владел жестовой речью. Словарь жестов, начатый Делепе, Р.
А. Сикар дополнял методическими знаками по аналогии с грамматическими
понятиями французского языка в области морфологии и синтаксиса. Он ввел
два вида методических знаков: 1) обозначающие предметы, явления и т.д., 2)
определяющие грамматические категории языка жестов. Одновременно с
работой над приспособлением французской грамматики к жестовой речи Р.
А. Сикар пытался создать знаки, которые раскрывали бы более широкие
лексические понятия на основе усвоенных учениками меньших по объему
понятий. Например, разъясняя слово возраст, он показывал знаки рождения
ребенка, его детства, юности и т. д. Аналогичным образом раскрывалось
значение грамматических форм. Так, например, Для обозначения слов
среднего рода требовалось сделать жест, пересекающий пальцами правой
руки средний и указательный пальцы левой руки.
Из указанных примеров видно, что овладеть такой «грамматикой» по
методу Р. А. Сикара было очень трудно. Ограниченность возможностей
жестовой речи не позволяла раскрывать складывавшиеся в течение многих
веков грамматические и семантические закономерности языка: жестовые
знаки не могли быть совершенно аналогичны отвлеченным лингвистическим
понятиям.
Создатель этой сложной системы знаков Р. А. Сикар упускал из виду, что
глухие не имеют словесного языка. Он же, учитель и филолог по
специальности, зная в совершенстве не только французский, но и ряд других
языков, настойчиво стремился к жестовому оформлению звукового языка. В
связи с этим Р. А. Сикар упорно работал над синтаксисом предложения.
В 1800 году была издана его большая работа «Курс обучения
глухонемого от рождения, необходимый для обучения глухонемых и
полезный при обучении слышащих и говорящих», а в 1814 году вышла
вторая часть этой книги — «Теория знаков». Наибольший интерес
представляла первая часть работы. Она состояла из отдельных уроков,
названных автором «Способы общения».
Р. А. Сикар пытался последовательно подводить своего ученика к
овладению грамматикой как средством общения глухих между собой.
Первое, с чем он знакомил глухого, был натуральный предмет или его
изображение в виде рисунка. Выполнение изображения самим учеником
расширяло его возможности в смысле самостоятельного выражения мыслей.
Такой метод использовался в отношении глухонемых от рождения учеников,
т. е. тех, кто никогда не слышал ни одного слова и ни одного звука. (Кстати
говоря, Р. А. Сикар считал, что его книга может принести весьма
41