Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) Эл4-04. Руководство по эксплуатации - часть 7

 

  Главная      Книги - Пожарное дело     Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) Эл4-04 для тягового подвижного состава ОАО "РЖД". Руководство по эксплуатации

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) Эл4-04. Руководство по эксплуатации - часть 7

 

 

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ

СИГНАЛИЗАЦИИ

 И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ  СПСТ Эл4-04 

Содержание.

1. Назначение
2. Состав СПСТ,  назначение  и  размещение  элементов.
3. Элементы индикации и органы управления БКИУ.
4. Режимы  функционирования  системы пожаротушения. Действия локомотивной 
бригады.
5. Возможные неисправности и действия персонала по их устранению.

1.Назначение. 

Система   пожарной   сигнализации   и     автоматического   пожаротушения     Эл4-04   (в
дальнейшем СПСТ) предназначена для:

--   раннего   автоматического   обнаружения   пожара   по   уровню   задымленности,   его

оперативной   регистрации   с   выдачей   машинисту   информации,   как   о   пожаре,   так   и   о
неисправностях системы с указанием соответствующего места в электровозе и тушения
пожара в автоматическом режиме и ручном режиме управления;

2.Состав СПСТ,  назначение  и  размещение  элементов.

Система состоит из блока контроля, индикации и управления (БКИУ), блока резервного
питания   (БРП),   блока   коммутации   (БК),   пожарных   извещателей   (ИП),   тепловых
пускателей,   световых   и   звуковых     оповещателей,     «основных»   и   «дополнительных»
генераторов огнетушащего вещества (Генераторы ОВ), устройств дистанционного пуска
(УДП). 
Размещение и назначение основных элементов СПСТ приведены в Таблице1.

Таблица 1.

Название элемента

Размещение

Назначение

Блок контроля, 
индикации и управления
БКИУ

Кабина машиниста

Индикация состояния 
СПСТ, управление 
режимами работы, 
запуск СПТ

Блок резервного 
питания БРП

Кабина машиниста

Питание СПСТ при 
исчезновении бортового 
питания

Блок коммутации БК

Кабина машиниста

Управление питанием 
СПСТ, защита от КЗ в 
цепях питания, 
коммутация 
запускающих импульсов 
СПТ

Пожарные извещателей 
ИП

Кабина машиниста
Машинное отделение

Подача сигнала на БКИУ
при задымлении 
внутрикузовного 
пространства 
электровоза

Световые оповещатели 
«ГАЗ-НЕ ВХОДИ»

Кабина машиниста
Машинное отделение

Предупреждение о 
возможном запуске СПТ

Световые оповещатели 
«ГАЗ-УХОДИ»

Машинное отделение

Предупреждение о 
возможном запуске СПТ

Световые оповещатели 
«АВТОПУСК ВКЛЮЧЕН»

Кабина машиниста

Предупреждение о 
включении 
автоматического режима
запуска СПТ

Звуковой  оповещатель 
(сирена)

Машинное отделение

Предупреждение о 
возможном запуске СПТ

Генераторы 
огнетушащего аэрозоля 
(Генераторы ОВ)

Машинное отделение

Автоматическое 
пожаротушение

Тепловые пускатели

Машинное отделение

Предупреждение 
ложных срабатываний 
СПСТ в автоматическом 
режиме

Устройства 
дистанционного пуска 
УДП. 

Снаружи электровоза в 
районе тамбура.

Запуск СПТ

3. Элементы индикации и органы управления БКИУ.

БКИУ   предназначен   для   приема   извещений   шлейфов   пожарной   сигнализации,

приема сообщений от других  БКИУ, входящих СПСТ, индикации полученных сообщений
и   включения   цепей   управления   исполнительными   устройствами   в   системе
пожаротушения. 

Блок БКИУ размещен в корпусе из ударопрочного полистирола, на лицевой панели

которого   размещены   световые   индикаторы,   образующие   световой   дисплей,   табло
«ПОЖАР»,   кнопки   «СБРОС»,   «РЕЖИМ»,   «ЗАДЕРЖКА»,   «ПАМЯТЬ»,   «ЗВУК   ОТКЛ.»,
«ПУСК».   На   левой   боковой   панели   БКИУ   установлены   тумблер   включения   питания   и
разъемы для подключения  питания и внешних устройств, входящих в СПСТ.  На правой
боковой панели расположен замок блокировки органов управления БКИУ. 

Световые индикаторы предназначены для индикации состояния СПСТ и текущего

режима работы системы пожаротушения. 

Световые   индикаторы,   расположенные   в   левой   части   дисплея   поделены   на   3

группы, каждая из которых отображает состояние одной из секций тягового подвижного
состава (ТПС) схематично изображенных в верхней части дисплея. 

Верхние 4 строки этой части дисплея отображают состояние пожарных шлейфов.

Индикаторы,   расположенные   ниже,   отображают   состояние   цепей   управления   СПТ   и
контролируемых дверей каждой секции ТПС.

Кнопка «СБРОС» предназначена для перезапуска программы БКИУ для проверки

состояния пожарных шлейфов.

Кнопка   «РЕЖИМ»   предназначена   для   управления   режимом   работы   системы

пожаротушения СПСТ. При каждом ее нажатии режим пожаротушения меняется. Текущий
режим   пожаротушения   («автомат»,   «ручной   с   задержкой»,   «ручной»)   отображается
свечением соответствующего светового индикатора в правой части дисплея.

Кнопка «задержка» предназначена для увеличения до 30 секунд

 

выдержки перед

включением СПТ в «автоматическом» и «ручной с задержкой» режимах работы системы
пожаротушения.

Кнопка   «ПАМЯТЬ»   предназначена   для   перевода   БКИУ   в   режим   просмотра

«ПАМЯТИ   СОСТОЯНИЙ».   Для   предупреждения   о   нахождении   БКИУ   в   состоянии
«ПРОСМОТР ПАМЯТИ» используется световой индикатор «ПАМЯТЬ» и звуковой сигнал.

Кнопка   «ЗВУК   ОТКЛ.»   предназначена   для   отключения   встроенной   звуковой

сигнализации   (встроенный   звуковой   сигнал   не   отключается   в   режимах:   «ПОЖАР»,
«ВНИМАНИЕ»,   «ПРОСМОТР   ПАМЯТИ»)   и   для   «листания»     записей   «ПАМЯТИ
СОСТОЯНИЙ». 

Кнопка «ПУСК» предназначена для ручного запуска СПТ 

4. Порядок работы. Режимы запуска  системы пожаротушения. Действия 
локомотивной бригады.

4.1. Включение системы пожаротушения.

1. Открыть БРП и подключить провода с парами клемников к клеммам аккумуляторов.
Клемники с красными изоляторами подключаются к красным (+) клеммам, а клемники с
черными   изоляторами   –   к   черным   (-)   клеммам   аккумуляторов.   Закрыть   БРП.   После
подключения аккумуляторов БРП и бортовой сети

 

на БРП должны светиться  индикаторы

«БОРТ»   и   «РЕЗЕРВ».  Отсутствие   свечения   индикатора     «РЕЗЕРВ»   сигнализирует   о
неисправности предохранителя БРП.
2.   На   блоке  коммутации   (БК)   перевести   автоматический   выключатель   во   включенное
положение.
3. Ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину на правой боковой
панели БКИУ и повернуть по часовой стрелке до упора. 
4.  На   блоке  БКИУ   перевести   тумблер  на  левой  боковой  панели  БКИУ  во  включенное
положение и проконтролировать выполнение «стартовой программы»:
- свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда),
- последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции,
- двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики),
- последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ, соответствующих данной секции
(проверка пожарных шлейфов секции),
включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям
электровоза и индикатора «ручной».
5.   В   других   секциях   электровоза   необходимо   осуществить   такие   же   действия   для
включения блоков БРП БКИУ. Если после включения блоков БКИУ и БРП   электровоза
звучит   непрерывный     звуковой   сигнал,   то   необходимо   нажать   кнопку  «сброс»,   сигнал
должен отключиться.
6. В любой из секций электровоза, нажимая кнопку «РЕЖИМ» на блоке БКИУ, установить
основной режим работы системы -  «ручной с задержкой». При этом должен светиться
индикатор «ручной с задержкой».

4.2. Функционирование системы пожаротушения в дежурном режиме.

После включения системы СПСТ на блоках БКИУ, расположенных во всех секциях

электровоза   и   установки   основного   режима   работы   «ручной   с   задержкой»,   должны
светиться следующие индикаторы: 

-- индикаторы верхней строчки дисплея «дежурный режим» - желтым цветом;
-- индикатор режима «ручной с задержкой» - красным цветом.
-- индикатор «двери» - красным цветом (если любая дверь секции открыта)

При этом система не должна издавать никаких звуковых сигналов.

4.3. Функционирование системы пожаротушения при возникновении пожара или 
задымления.

При   возникновении   задымления   в   кузове   электровоза   (в   том   числе   и   в   кабине

машиниста) на блоке БКИУ:

-- гаснет индикатор верхней строчки дисплея «дежурный режим»;
--   индикатор   нижней   строчки   дисплея   «пожар»   начинает   светиться   красным   цветом,
показывая в какой секции и в какой части электровоза произошло задымление;
-- светится табло «ПОЖАР»
-- включается непрерывный звуковой сигнал

После   получения   сигнала   о   задымлении   членам   локомотивной   бригады   необходимо
выяснить   причину   задымления.   Необходимо   помнить,   что  на   сработавшем   пожарном
извещателе светится индикатор;

Если   причиной   задымления   является   пожар  в   машинном   отделении,  необходимо
немедленно остановить электровоз и произвести следующие действия:
-- убедиться в том, что СПТ установлена в режим «ручной с задержкой»;
-- на блоке БКИУ отломить скобу, защищающую кнопку «ПУСК»
-- на блоке БКИУ нажать кнопку «ПУСК» один раз;

Отменить   активацию   генераторов   огнетушащего   вещества   во   время   задержки
можно открытием двери или нажатием кнопки «СБРОС» в секции, где произошло
задымление.

-- всем покинуть электровоз
-- закрыть все двери кабины электровоза (

если двери кабины электровоза не будут

закрыты СПСТ не активирует генераторы огнетушащего вещества

).

После   закрытия   дверей   кабины   электровоза   через   30   секунд   активируются
генераторы огнетушащего вещества в секции, где произошло задымление. 

Если   после   активации   генераторов   огнетушащего   вещества   пожар   не   потушен,
необходимо   активировать   дополнительные   генераторы   огнетушащего   вещества.   Для
этого   необходимо   открыть   УДП   (устройство   дистанционного   пуска),   расположенное   на
боковой поверхности секции, где произошло возгорание. Нажать и удерживать не менее 5
секунд кнопку «резерв». Активацию дополнительных генераторов можно производить не
ранее чем через минуту после запуска основных генераторов.

4.4. Функционирование системы пожаротушения при возникновении пожара без 
задымления.

При возникновении пожара в кузове электровоза без возникновения задымления

необходимо остановить электровоз и произвести следующие действия:
-- выяснить месторасположение возгорания (в какой секции);
--  

в   секции,   где   произошло   возгорание

,   убедиться,   что   СПСТ   находится   в   режиме

«ручной с задержкой» (индикатор режима «ручной с задержкой» на блоке БКИУ светится
красным цветом). Если СПСТ находится в другом режиме, необходимо с помощью кнопки
«РЕЖИМ»   на   блоке   БКИУ,   установить   основной   режим   работы   системы   «ручной   с
задержкой». При этом должен светиться индикатор «ручной с задержкой».

-- на блоке БКИУ отломить скобу, защищающую кнопку «ПУСК
--   на   блоке   БКИУ   нажать   кнопку   «ПУСК»   три   раза   с   интервалом   не   более   3   секунд,
дожидаясь звукового подтверждения после каждого нажатия. Кнопка «ПУСК» после этого
должна прерывисто светиться, табло «ПОЖАР» должно светиться непрерывно;

Отменить   активацию   генераторов   огнетушащего   вещества   во   время   задержки
можно открытием двери или нажатием кнопки «СБРОС» в секции, где произошло
возгорание.

-- всем покинуть электровоз;
-- закрыть все двери кабины электровоза (

если двери кабины электровоза не будут

закрыты   система   пожаротушения   не   активирует   генераторы   огнетушащего
вещества

).

После   закрытия   дверей   кабины   электровоза   через   30   секунд   активируются
генераторы   огнетушащего   вещества   в   секции,   где   была   активирована   система
пожаротушения.

Если   после   активации   генераторов   огнетушащего   вещества   пожар   не   потушен,
необходимо   активировать   дополнительные   генераторы   огнетушащего   вещества.   Для
этого   необходимо   открыть   УДП   (устройство   дистанционного   пуска),   расположенное   на
боковой поверхности секции, где произошло возгорание, нажать и удерживать не менее 5
секунд кнопку «резерв». Активацию дополнительных генераторов можно производить не
ранее чем через минуту после запуска основных генераторов.

4.5.   Активация   генераторов   огнетушащего   вещества   с   помощью   устройств
дистанционного пуска (УДП).

На   боковой   поверхности   каждой   секции   с   обеих   сторон   расположены   устройств

дистанционного   пуска   (УДП).   С   помощью   УДП   можно   активировать   генераторы
огнетушащего   вещества,   размещенные   в   секциях   электровоза.   С   помощью   УДП
активируются   генераторы   огнетушащего   вещества,   расположенные   в   той   секции
электровоза,   УДП   которой   используются   для   активации.   С   помощью   УДП   можно
активировать   генераторы  огнетушащего  вещества «основной»  и «резервной»  очереди.
При   нажатии     в   УДП   кнопки   «основной»   активируются   генераторы   огнетушащего
вещества первой очереди, при нажатии в УДП кнопки «резерв» активируются генераторы
огнетушащего   вещества   второй  очереди   (не   ранее   чем   через   минуту   после   запуска
основных генераторов). При запуске СПТ при помощи УДП состояние дверей секции не
контролируется, т. е. генераторы ОВ  будут запущены, даже если двери секции открыты.

Если   при   возникновении   пожара   в   одной   из   секций   электровоза,   невозможно
активировать   генераторы   огнетушащего   вещества   с   помощью   кнопки   «ПУСК»,
расположенной на блоке БКИУ, необходимо:
-- всем покинуть электровоз
-- закрыть все двери кабины электровоза;
--   открыть   УДП   (устройство   дистанционного   пуска),   расположенное   на   боковой
поверхности секции, где произошло возгорание;
-- нажать и удерживать не менее 5 секунд кнопку «основной»;
--   если   после   активации   генераторов   огнетушащего   вещества   пожар   не   потушен,
необходимо нажать и удерживать не менее 5 секунд кнопку «резерв». Нажимать кнопку
«резерв» необходимо не ранее, чем через минуту после нажатия кнопки «основной»

4.6. Функционирование системы пожаротушения в автоматическом режиме (без 
локомотивной бригады).

Для   подготовки   функционирования   СПСТ   в   отсутствии   локомотивной   бригады
необходимо:

--   с   помощью   кнопки   «РЕЖИМ»   на   блоке   БКИУ,   установить   режим   работы   системы
«автоматический».   При   этом   должен   светиться   индикатор   «автоматический».   При
переводе   СПСТ   в   этот   режим   во   всех   БКИУ   начинает   звучать   прерывистый   звуковой
сигнал,   предназначенный   для   предупреждения   членов   локомотивной   бригады   о
включении режима «автоматический»;
-- всем покинуть электровоз
-- закрыть все двери кабины электровоза;
--   проконтролировать   свечение   световых   оповещателей   «АВТОПУСК   ВКЛЮЧЕН»,
расположенных     справа   и   слева   в   кабине   машиниста.   Световые   оповещатели
«АВТОПУСК   ВКЛЮЧЕН»   каждой   секции     включаются   только   если   установлен   режим
запуска СПТ «автоматический» и все контролируемые двери секции закрыты. 

При возникновении пожара (срабатывание двух дымовых извещателей в пожарном 
шлейфе и срабатывании теплового пускателя), начинается отсчет времени перед 
активацией генераторов огнетушащего вещества. Через 30 секунд автоматически 
производится отключение высоковольтного оборудования электровоза и активация 
генераторов огнетушащего вещества. 

Если   после   активации   генераторов   огнетушащего   вещества   пожар   не   потушен,
необходимо   активировать   резервные   генераторы   огнетушащего   вещества.   Для   этого
необходимо открыть УДП (устройство дистанционного пуска), расположенное на боковой
поверхности секции, где произошло возгорание, нажать и удерживать не менее 5 секунд
кнопку «резерв».  Активацию резервных  генераторов можно  производить   не ранее  чем
через минуту после запуска основных генераторов.

Если   произошло   ложное   срабатывание   дымовых   извещателей

  в   режиме

«автоматический»,   активация  генераторов   огнетушащего   вещества  не   произойдет,
система   будет   находиться   в   состоянии   «ПОЖАР»   (звучит   звуковой   оповещатель,
светятся световые оповещатели «ГАЗ УХОДИ», «ГАЗ НЕ ВХОДИ». Для вывода системы
из этого состояния необходимо:
-- в секции электровоза, где обнаружено состояние «ПОЖАР», на блоке БКИУ перевести
тумблер   на   левой   боковой   панели   БКИУ   в   выключенное   положение.   Световые
индикаторы должны погаснуть.
-- после 30 секундной паузы блоке БКИУ перевести тумблер на левой боковой панели
БКИУ  во   включенное   положение   и   проконтролировать   выполнение   «стартовой
программы»:
- свечение всех индикаторов БКИУ, звуковой сигнал (длительность-1 секунда),
- последовательное свечение строк дисплея, соответствующих данной секции,
- двойной звуковой сигнал (подтверждение удачной самодиагностики),
- последовательное свечение столбцов дисплея БКИУ, соответствующих данной секции
(проверка пожарных шлейфов секции),
включение индикаторов строки «ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ», соответствующих всем секциям
электровоза и индикатора  режима «ручной».

После   установки   режима   «ручной»   активация   генераторов   огнетушащего   вещества
возможна только при трехкратном нажатии кнопки «ПУСК».

После установки режима «ручной», если ложное срабатывание дымовых извещателей не
устранилось, индикатор нижней строчки дисплея «пожар» начинает светиться красным
цветом, показывая в какой секции и в какой части электровоза произошло срабатывание
дымовых   извещателей,   светится   табло   «ПОЖАР»,   включается  непрерывный   звуковой
сигнал.   В   этом   случае   необходимо   обследовать   ту   часть   электровоза,   где   произошло
срабатывание дымовых извещателей и убедиться,  что возгорания не произошло. Далее
вызвать ремонтную бригаду для устранения неисправностей.

4.7. Частичное отключение системы пожаротушения. 

1. Ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину на правой боковой
панели БКИУ и повернуть против часовой стрелке до упора. 
2.  На блоке  БКИУ  перевести тумблер  на  левой  боковой  панели БКИУ в выключенное
положение. Световые индикаторы должны погаснуть.
3.

 

Перевести автоматический выключатель на блоке БК в выключенное положение.

4.   В   остальных   секциях   электровоза   необходимо   осуществить   такие   же   действия   для
выключения блока  БКИУ, а также автоматического выключателя на блоке БК.

4.8. Полное отключение системы пожаротушения. 

1. Ключ (находится в комплекте БКИУ) вставить в замочную скважину на правой боковой
панели БКИУ и повернуть против часовой стрелке до упора. 
2. На блоке БКИУ  перевести  тумблер  на левой  боковой панели  БКИУ  в  выключенное
положение. Световые индикаторы должны погаснуть.
3.

 

Перевести автоматический выключатель на блоке БК в выключенное положение.

4. Открыть дверь БРП и отключить аккумуляторы  (от каждого аккумулятора достаточно
отключить 1 клемму). 
5.  В   остальных   секциях  электровоза   необходимо   осуществить   такие   же   действия   для
выключения блоков БРП и БКИУ, а также автоматического выключателя на блоке БК.

5. Возможные неисправности и действия персонала по их устранению.

Перечень внешних признаков неисправностей, возможных причин и действий по их 

устранению приведен в таблице 3. 

Таблица 3. Неисправности и действия по их устранению.

Внешние признаки

Возможные причины

Действия

Светится индикатор строки 
«ОБРЫВ», звучит непрерывный 
сигнал зуммера

1.Пожарные 
извещатели 
ненадежно 
закреплены в 
розетках.
2.Обрыв пожарных 
шлейфов

1.Проверить надежность 
крепления извещателей.
2.Сообщить в ремонтную 
службу

Светится индикатор строки «КЗ», 
непрерывный сигнал зуммера

Короткое замыкание в 
пожарном шлейфе

Сообщить в ремонтную 
службу

Прерывистый сигнал, светятся 
индикатор строки 
«ПОЖАР»,табло 
“ПОЖАР”,подсветка кнопки 
“ПУСК”,  светятся индикаторы на 
одном или нескольких пожарных 
извещателях

Рабочий объем 
пожарных 
извещателей 
загрязнен.

По возможности, продуть 
сжатым воздухом 
загрязненные пожарные 
извещатели.
Сообщить в ремонтную 
службу

Светится индикатор строки 

Обрыв цепи запуска 

Сообщить в ремонтную 

«Генераторы», непрерывный 
сигнал зуммера

генераторов ОВ

службу

Светится индикатор  «ПАМЯТЬ», 
непрерывный сигнал зуммера

Включен режим 
«ПРОСМОТР 
ПАМЯТИ»

Отменить режим 
«ПРОСМОТР ПАМЯТИ» 
нажатием кнопки «ПАМЯТЬ»

БКИУ не реагирует на нажатие 
кнопок. 

Включена  блокировка 
органов управления.

Повернуть ключ в замке 
блокировки.

Отсутствует свечение индикатора
«РЕЗЕРВ» на БРП.

Перегорел 
предохранитель 
защиты аккумулятора 
в БРП

Сообщить в ремонтную 
службу

Регламентное обслуживание   СПСТ.
При регламентном обслуживании СПСТ должны проводиться следующие работы:
1.Продувка   пожарных   извещателей   ИП212-44СВ   (проводится   не   реже   1   раза   в
неделю).
2.Проверка целости корпусов тепловых пускателей
3.Проверка состояния разъемных соединений .
4.Проверка целости пломб на УДП и кнопке «ПУСК» БКИУ.
5.Проверка состояния генераторов ОВ

П

од

п.

 и

 д

ат

а

 Утв.        

Виноградов

 

Разраб

.     

Е

мельянов 

Пров

.        Балюкина

  А

   

система пожарной сигнализации и

автоматического пожаротушения

СПСТ Эл4-04 для электровозов

Руководство по эксплуатации

ЭЛ1826.00.00 РЭ

ООО

«Дизельремгруппа»

Н.контр.   

Сердюков

Вед.конст. Аминодов

    Лит      Лист   Листов

39

1

Изм

  

Лист   №докум.     Подп.  Дата

И

нв

.№

 д

уб

л.

В

за

м

. и

нв

 №

П

од

п.

 и

 д

ат

а

И

нв

.№

по

дл

.

            

ООО «Дизельремгруппа»

                                                                 

                                      

УТВЕРЖДАЮ 

     

                    

                                                                                                   Директор
                                                                                      ООО «Дизельремгруппа»

                                                                                        __________ А.Н. Виноградов
                                                                                         «____» ___________ 200   г.

СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И

АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

СПСТ Эл4-04 ДЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗОВ

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

             

ЭЛ1826.00.00 РЭ

П

од

п.

 и

 д

ат

а

 Утв.        

Виноградов

 

Разраб

.     

Е

мельянов 

Пров

.        Балюкина

  А

   

система пожарной сигнализации и

автоматического пожаротушения

СПСТ Эл4-04 для электровозов

Руководство по эксплуатации

ЭЛ1826.00.00 РЭ

ООО

«Дизельремгруппа»

Н.контр.   

Сердюков

Вед.конст. Аминодов

    Лит      Лист   Листов

39

2

Изм

  

Лист   №докум.     Подп.  Дата

И

нв

.№

 д

уб

л.

В

за

м

. и

нв

 №

П

од

п.

 и

 д

ат

а

И

нв

.№

по

дл

.

                      СОДЕРЖАНИЕ

1

 Назначение и состав Системы

3

2

 Алгоритм работы Системы

6

3

Алгоритм работы адаптера радиостанции

10

4

 Настройка Системы при формировании локомотива

11

5

 Взаимодействие элементов Системы секций

11

6

 Установка режима запуска генераторов огнетушащего аэрозоля

12

7

 Сброс Системы

14

8

 Индикация состояния Системы

15

9

 Инструкция для локомотивной бригады по применению Системы

16

10

 Просмотр информации в энергонезависимой ПАМЯТИ СОБЫТИЙ и в 
РПС

20

11

 Меры безопасности

21

12

 Порядок ввода в эксплуатацию

22

13

Перечень работ при техническом обслуживании и ремонтах системы   

23

14

Восстановление Системы после пожара на локомотиве

25

15

Руководство по замене узлов и агрегатов Системы при техническом 
обслуживании и капитальных ремонтах                  

25

16

 

Внешний осмотр составных частей системы, профилактические работы

31

17
18

 Проверка работы и техническое обслуживание узлов и агрегатов Системы
Лист регистрационных изменений

33
39

П

од

п.

 и

 д

ат

а

3

И

нв

.№

по

дл

.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

В

за

м

. и

нв

 №

И

нв

.№

 д

уб

л.

Лист

Изм

 Лист      №докум.      Подп.    Дата

ЭЛ1826.00.00 РЭ

1 Назначение и состав системы.

1.1 Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (СПСТ) Эл4-04
для   электровозов   (далее   по   тексту   Система)   предназначена   для:   раннего
автоматического   обнаружения   пожара   по   уровню   задымленности,   его   оперативной
регистрации с выдачей машинисту информации, как о пожаре, так и о неисправности
системы   с   указанием   соответствующего   места   в   электровозе,   тушения   пожара   в
автоматическом   режиме   и   ручном   режиме   управления,   а   также   своевременного
оповещения дежурного по депо об обнаружении пожарной ситуации по радиоканалу
через поездную радиостанцию с указанием номера локомотива. 

1.2 Состав Системы

Система  состоит из следующих частей:
-- 

БКИУ -

 

блок контроля, индикации и управления

 обеспечивает сбор информации о

состоянии   Системы,   вывод  этой   информации   на   светодиодный   дисплей,   световые   и
звуковые   оповещатели,   передачу   информации   о   контролируемой   секции   на   БКИУ
других   секций,   управление   режимом   запуска   генераторов   огнетушащего   аэрозоля,
прием   команд   от   пускового   дистанционного   устройства   (ПДУ),   отключение
технологического оборудования перед запуском генераторов огнетушащего аэрозоля,
формирование импульсов запуска  генераторов  огнетушащего  аэрозоля, сохранение  в
энергонезависимой   ПАМЯТИ   СОБЫТИЙ   информации   об   изменении   состояния
Системы.

-- БРП - блок резервного питания

 обеспечивает  питание Системы (при исчезновении

бортового питания) от встроенных аккумуляторов, зарядку аккумуляторов, индикацию
наличия   бортового   питания,   исправности   цепи   резервного   питания,   перехода   на
резервное питание. 

--   БР   -   блок   резисторов   (устанавливается   на   локомотивах   ВЛ   80)  

обеспечивает

согласование характеристик сигналов управления, вырабатываемых БКИУ и пусковых
устройств генераторов огнетушащего аэрозоля, задание номера секции и числа секций в
локомотиве, индикацию обрыва цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля и
фактов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля. 

  БК   блок   коммутации   обеспечивает    

согласование   характеристик   сигналов

управления, вырабатываемых БКИУ и пусковых устройств генераторов огнетушащего
аэрозоля,   индикацию   обрыва   цепей   запуска   генераторов   огнетушащего   аэрозоля   и
фактов запуска генераторов огнетушащего аэрозоля, защиту от короткого замыкания в
цепях звуковых и световых оповещателей

--   АРС  –   адаптер   радиостанции  

обеспечивает

 

оповещение   дежурного   по   депо   об

обнаружении   пожарной   ситуации   по   радиоканалу   через   поездную   радиостанцию   с
указанием номера локомотива.

**

 

-- ИП212 - 44СВ (или подобные) - дымовые пожарные извещатели, 

включенные в 2

пожарных шлейфа (первый контролирует кабину электровоза, второй – все остальное
внутрикузовное пространство), обеспечивают передачу на входы БКИУ извещений о
задымлении контролируемых зон локомотива.

*

--ТПЭ-1   -   тепловые   пускатели,  

включенные   в   дополнительный   шлейф   пожарной

сигнализации,

 

обеспечивают защиту от ложных срабатываний системы пожаротушения

в «АВТОМАТИЧЕСКОМ» режиме.

--   Световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ»

  обеспечивают

световое оповещение локомотивной бригады о возникновении пожара и возможности
запуска генераторов огнетушащего аэрозоля.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

4

И

нв

.№

по

дл

.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

В

за

м

. и

нв

 №

И

нв

.№

 д

уб

л.

Лист

Изм

 Лист      №докум.      Подп.    Дата

ЭЛ1826.00.00 РЭ

--   Световые   оповещатели   «АВТОПУСК     ВКЛЮЧЕН»

  обеспечивают   световое

оповещение   локомотивной   бригады   о   включении   АВТОМАТИЧЕСКОГО   режима
запуска генераторов огнетушащего аэрозоля.

-- Свирель-12-звуковой оповещатель 

обеспечивает звуковое оповещение 

локомотивной бригады о возникновении пожара и возможности запуска генераторов 
огнетушащего аэрозоля.

-- ПДУ - пусковое дистанционное устройство 

обеспечивают формирование команд 

запуска генераторов огнетушащего аэрозоля.

-- Концевые выключатели – 

обеспечивают контроль состояния внешних и 

межсекционных дверей локомотива.

-- генераторы огнетушащего аэрозоля 

обеспечивают автоматическое пожаротушение 

путем выработки аэрозоля по командам блока БКИУ.

-- РПС-регистратор пожарных состояний  предназначен для регистрации  и записи
в энергонезависимую память сообщений о всех изменениях состояния СПСТ с 
фиксацией даты и времени **
*

-дымовые извещатели могут  частично заменяться на тепловые извещатели, имеющие 

аналогичные электрические характеристики

**

-поставляется по требованию Заказчика

1.3 Органы управления и индикации блока БКИУ.

Расположение органов управления и элементов индикации БКИУ показаны на рисунке 
1.1

                       

Рисунок 1.1

 - 

Расположение органов управления и элементов индикации БКИУ 

 

П

од

п.

 и

 д

ат

а

5

И

нв

.№

по

дл

.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

В

за

м

. и

нв

 №

И

нв

.№

 д

уб

л.

Лист

Изм

 Лист      №докум.      Подп.    Дата

ЭЛ1826.00.00 РЭ

Назначение органов управления дано в таблице 1.3 
Таблица 1.3 - Органы управления БКИУ.

Наименование

Назначение

Тумблер ВКЛ

Включение питания БКИУ

ключ

Защита от несанкционированного доступа к органам 
управления

Кнопка «СБРОС»

Перезапуск процессора

Кнопка «РЕЖИМ»

Установка режимов запуска генераторов огнетушащего
аэрозоля

Кнопка «ЗАДЕРЖКА»

Увеличение задержки запуска генераторов 
огнетушащего аэрозоля секции до 30 сек.

Кнопка «ЗАДЕРЖКА»

Увеличение задержки запуска генераторов 
огнетушащего аэрозоля секции до 30 сек.

Кнопка «ПАМЯТЬ»

Вкл.\выкл режима просмотра «ПАМЯТИ СОБЫТИЙ»

Кнопка «ЗВУК ОТКЛ»

Отключение зуммера до следующего изменения 
состояния Системы, листание записей «ПАМЯТИ 
СОБЫТИЙ»

Кнопка «ПУСК»

Запуск генераторов огнетушащего аэрозоля основной 
очереди

Таблица 1.4 - Соответствие между состояниями Системы и включением светодиодов 
дисплея БКИУ. 

Наименование

Состояние Системы

Табло ПОЖАР

Обнаружено возгорание

Светодиоды строки «дежурный режим»*

Исправное состояние соответствующего

пожарного шлейфа

Светодиоды строки «обрыв»

Обрыв или отсутствие извещателей в

цепи соответствующего пожарного

шлейфа 

Светодиоды строки «КЗ»

Короткое замыкание в цепи

соответствующего пожарного шлейфа

Светодиоды строки «пожар»

Срабатывание дымового извещателя в

соответствующем пожарном шлейфе

Светодиоды строки «генер»

Запуск генераторов огнетушащего

аэрозоля или обрыв цепи запуска

генераторов огнетушащего аэрозоля в

соответствующей секции.

Светодиоды строки «двери»

Наличие открытых дверей в

соответствующей секции

Прерывистая подсветка кнопки «ПУСК»

Задержка перед запуском генераторов

огнетушащего аэрозоля секции

Непрерывная подсветка кнопки «ПУСК»

Обнаружено возгорание

Светодиод «АВТОМАТ»+зуммер

Установлен автоматический режим

запуска генераторов огнетушащего

аэрозоля

Светодиод «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖ»

Установлен РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ

режим запуска генераторов

огнетушащего аэрозоля 

Светодиод «РУЧНОЙ» 

Установлен РУЧНОЙ режим запуска

П

од

п.

 и

 д

ат

а

6

И

нв

.№

по

дл

.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

В

за

м

. и

нв

 №

И

нв

.№

 д

уб

л.

Лист

Изм

 Лист      №докум.      Подп.    Дата

ЭЛ1826.00.00 РЭ

генераторов огнетушащего аэрозоля 

Светодиод «ПАМЯТЬ»+ зуммер

БКИУ в режиме просмотра «ПАМЯТИ

СОБЫТИЙ»

*- при отсутствии сигналов о задымленности внутрикузовного пространства каждые 2 
минуты автоматически производится самодиагностика БКИУ. При этом на 2-3 секунды 
напряжение с пожарных шлейфов секции снимается, а все светодиоды дисплея БКИУ 
гаснут.
1.4 Органы управления ПДУ.
ПДУ имеет две, защищенные пломбами кнопки управления:
-«ОСНОВНОЙ» - запуск генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди,
-«РЕЗЕРВ»- запуск генераторов огнетушащего аэрозоля резервной очереди.
1.5 Органы управления и индикации БЛОКА РЕЗИСТОРОВ.
На передней панели БЛОКА РЕЗИСТОРОВ размещены:
-тепловой   автоматический   выключатель   питания   Системы   секции,   -2   переключателя
адресации секции (исп.1)  или перемычки внутри БЛОКА РЕЗИСТОРОВ (исп.2) (см.
п.3), -6 светодиодных индикаторов состояния цепей запуска генераторов огнетушащего
аэрозоля   (индикация   обрыва   цепей   запуска   и   пуска   генераторов   огнетушащего
аэрозоля).
1.6 Органы управления и индикации БЛОКА КОММУТАЦИИ.
На передней панели БЛОКА КОММУТАЦИИ размещены:
-тепловой автоматический выключатель питания Системы секции,
-   6   светодиодных   индикаторов   состояния   цепей   запуска   генераторов   огнетушащего
аэрозоля   (индикация   обрыва   цепей   запуска   и   пуска   генераторов   огнетушащего
аэрозоля).

2 Алгоритм работы Системы.

Система   устанавливается   в   каждой   секции   электровоза   и   обеспечивает   пожарную
сигнализацию в двух зонах и пожаротушение в одной зоне данной секции.
При   формировании   локомотива   каждой   секции   с   помощью   перемычек   (в   БР   или   в
БКИУ) присваивается номер (первая, вторая или третья). Там же перемычками задается
общее количество секций.
Системы всех секций имеют равные права в управлении.
БКИУ   каждой   секции   по   линии   связи   устанавливает   связь   с   БКИУ   других   секций,
получает от них информацию о неисправностях и сработавших пожарных извещателях
и отображает на своем дисплее состояние всех секций с указанием номера секции и
зоны.   При   сработке   пожарных   извещателей   световые   и   звуковые   оповещатели
включаются во всех секциях.

БКИУ каждой  секции  с  интервалом менее  1,0 сек.  опрашивает    пожарные  шлейфы,
размещенные   в   кабине   машиниста   и   кузове   секции,   и   определяет   наличие   или
отсутствие   сработавших   извещателей,   исправность   пожарных   шлейфов,   исправность
цепей запуска генераторов огнетушащего аэрозоля, наличие открытых дверей.
Регистратор пожарных состояний включен в линию связи БКИУ секций и регистрирует
изменения   состояния   всех   элементов   СПСТ   по   информации,   которой   обмениваются
БКИУ а также моменты включения и выключения СПСТ каждой секции

Система   может функционировать в трех режимах запуска генераторов огнетушащего
аэрозоля: «РУЧНОЙ», «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» и «АВТОМАТИЧЕСКИЙ». 

П

од

п.

 и

 д

ат

а

7

И

нв

.№

по

дл

.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

В

за

м

. и

нв

 №

И

нв

.№

 д

уб

л.

Лист

Изм

 Лист      №докум.      Подп.    Дата

ЭЛ1826.00.00 РЭ

Режим «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» применяется при отсутствии локомотивной бригады в
электровозе (в отстое).

Режим «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ» применяется при нахождении локомотивной
бригады в электровозе и является основным режимом работы Системы

Режим «РУЧНОЙ» применяется при нахождении локомотивной бригады в электровозе
и   используется   при   экстренном   тушении   пожара   в   секции,   где   отсутствуют
локомотивные бригады.

При отсутствии сработавших извещателей и неисправностей на блоках БКИУ светится
линейка индикаторов желтого цвета строки ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ.
При определении неисправности (обрыва) в цепях запуска генераторов огнетушащего
аэрозоля на дисплее  БКИУ начинает  светиться  красный индикатор  строки  ГЕНЕР в
столбце,   соответствующем   данной   секции,   встроенный   зуммер   БКИУ   выдает
непрерывный звуковой сигнал.
Если в каком-либо пожарном шлейфе появляется обрыв или короткое замыкание, на
дисплее   БКИУ   начинает   светиться   красный   индикатор   «ОБРЫВ»   строки   в   столбце
неисправного   шлейфа,   а   желтый   светодиод   строки   «ДЕЖУРНЫЙ   РЕЖИМ»   в   этом
столбце гаснет, встроенный зуммер БКИУ выдает непрерывный звуковой сигнал. По
линии   связи   информация   о   неисправности   передается   на   БКИУ   других   секций   и
выводится на их дисплеи.

Если   Система     находится   в   режиме   запуска   генераторов   огнетушащего

аэрозоля «АВТОМАТИЧЕСКИЙ» (на лицевой панели БКИУ светится индикатор
«АВТОМАТИЧЕСКИЙ»,   светятся   световые   оповещатели   «АВТОПУСК
ВКЛЮЧЕН», звучит прерывистый зуммер блока БКИУ);

-- при срабатывании одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в
соответствующем   этому   шлейфу   столбце   желтый   светодиод   строки   «ДЕЖУРНЫЙ
РЕЖИМ»   гаснет,   а   красный   светодиод   строки   «ПОЖАР»   начинает   светиться,
встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться
табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель,
световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ».   По   линии   связи
информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и
выводится   на   их   дисплеи,   звуковые   оповещатели,   световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ
ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ»   табло   «ПОЖАР»   на   блоке   БКИУ   во   всех   секциях
включаются. 
-- при срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной секции на
дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки
ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться,
встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться
табло   «ПОЖАР»   на   блоке   БКИУ,   включаются   звуковой   оповещатель,   световые
оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ».   По   линии   связи   информация   о
сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и выводится на
их   дисплеи,   отключаются   звуковые   оповещатели,   световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ
ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях, кнопка
«ПУСК»   на   блоке   БКИУ   секции,   где   обнаружено   возгорание   начинает   светиться
прерывисто. 
--  при   срабатывании  двух  и  более   пожарных  извещателей   в кузове   одной  секции  и
теплового пускателя в той же секции электровоза на дисплее БКИУ в соответствующем
этому   шлейфу   столбце   желтый   светодиод   строки   ДЕЖУРНЫЙ   РЕЖИМ   гаснет,   а
красный   светодиод   строки   ПОЖАР   начинает   светиться,   встроенный   зуммер   БКИУ
выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться табло «ПОЖАР» на блоке
БКИУ, включаются звуковой оповещатель, световые оповещатели «ГАЗ-НЕ ВХОДИ»,

П

од

п.

 и

 д

ат

а

8

И

нв

.№

по

дл

.

П

од

п.

 и

 д

ат

а

В

за

м

. и

нв

 №

И

нв

.№

 д

уб

л.

Лист

Изм

 Лист      №докум.      Подп.    Дата

ЭЛ1826.00.00 РЭ

«ГАЗ-УХОДИ».   По   линии   связи   информация   о   сработавшем   пожарном   извещателе
передается на БКИУ других секций и выводится на их дисплеи, включаются звуковые
оповещатели,   световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ»   табло
«ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях, кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ секции, где
обнаружено   возгорание   начинает   светиться   прерывисто.   Если   все   двери   секции
закрыты, начинается отсчет 30-секундной задержки до выдачи команды на активацию
генераторов огнетушащего аэрозоля основной очереди. Через 30 секунд отключается
система   подачи   электроэнергии   на   электровоз   и   генераторы   огнетушащего   аэрозоля
основной очереди активируются. 

Если   Система     находится   в   режиме   запуска   генераторов   огнетушащего

аэрозоля   «РУЧНОЙ   С   ЗАДЕРЖКОЙ»   (на   лицевой   панели   БКИУ   светится
индикатор «РУЧНОЙ С ЗАДЕРЖКОЙ):

-- при срабатывании одного извещателя в пожарном шлейфе кузова на дисплее БКИУ в
соответствующем   этому   шлейфу   столбце   желтый   светодиод   строки   ДЕЖУРНЫЙ
РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться, встроенный
зуммер   БКИУ   выдает   прерывистый   звуковой   сигнал,   начинают   светиться   табло
«ПОЖАР»   и   кнопка   «ПУСК»   на   блоке   БКИУ,   включаются   звуковой   оповещатель,
световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ».   По   линии   связи
информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и
выводится на их дисплеи; включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели
«ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях.
-- при срабатывании двух и более пожарных извещателей в кузове одной секции на
дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки
ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться,
встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться
табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель,
световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ».   По   линии   связи
информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и
выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели
«ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях.

Активация   генераторов   огнетушащего   аэрозоля   в   режиме   «РУЧНОЙ   С
ЗАДЕРЖКОЙ»   возможна   только   с   помощью   кнопки   «ПУСК»,   либо   с   помощью
кнопок запуска генераторов огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ.

Если Система   находится в режиме запуска генераторов огнетушащего аэрозоля
«РУЧНОЙ» (на лицевой панели БКИУ светится индикатор «РУЧНОЙ);

-- при срабатывании одного и более пожарных извещателей в кузове одной секции на
дисплее БКИУ в соответствующем этому шлейфу столбце желтый светодиод строки
ДЕЖУРНЫЙ РЕЖИМ гаснет, а красный светодиод строки ПОЖАР начинает светиться,
встроенный зуммер БКИУ выдает прерывистый звуковой сигнал, начинают светиться
табло «ПОЖАР» и кнопка «ПУСК» на блоке БКИУ, включаются звуковой оповещатель,
световые   оповещатели   «ГАЗ-НЕ   ВХОДИ»,   «ГАЗ-УХОДИ».   По   линии   связи
информация о сработавшем пожарном извещателе передается на БКИУ других секций и
выводится на их дисплеи, включаются звуковые оповещатели, световые оповещатели
«ГАЗ-НЕ ВХОДИ», «ГАЗ-УХОДИ» табло «ПОЖАР» на блоке БКИУ во всех секциях.

Активация генераторов огнетушащего аэрозоля в режиме «РУЧНОЙ» возможна
только с помощью кнопки «ПУСК», либо с помощью кнопок запуска генераторов
огнетушащего аэрозоля на блоках ПДУ.

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..