РК 103.11.422-2006. Руководство по капитальному ремонту шатунно-поршневой группы дизелей типа Д50 - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     РК 103.11.422-2006. Руководство по капитальному ремонту шатунно-поршневой группы дизелей типа Д50 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

РК 103.11.422-2006. Руководство по капитальному ремонту шатунно-поршневой группы дизелей типа Д50 - часть 1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ


1 Введение........................................................

2 Организация ремонта........................................

3 Меры по технике безопасности............................

4 Требования на ремонт.......................................

5 Ремонт узлов и деталей шатунно-поршневой группы

6 Сборка шатунно-поршневой группы.....................
6
10
12
14
22
Приложение А Перечень деталей, подлежащих неразру-шающему контролю......................................(обязательное)

Приложение Б Нормы допускаемых размеров и износов деталей (обязательное)

при ремонте шатунно-поршневой группы дизелей типа Д50
Приложение В Сводный перечень рекомендуемых стендов, (справочное)

измерительных инструментов и приборов...........

Приложение Г Перечень технической документации на (справочное)

ремонт шатунно-поршневой группы дизелей типа

 

Д50.............

Приложение Д Иллюстрации

 

 

1 ВВЕДЕНИЕ

1.1 Настоящее «Руководство по ремонту шатунно-поршневой группы дизелей типа Д50 при капитальном ремонте тепловозов ТЭМ2» (далее Руководство) определяет основные требования и устанавливает перечень и содержание работ по ремонту шатунно-поршневой группы дизелей 2Д50М, ПД1М и 1ПД4А.

Руководство является ремонтным документом, соблюдение требований которого обязательно при среднем (СР) и капитальном (КР) ремонте тепловозов ТЭМ2.

1.2 Объем ремонта шатунно-поршневой группы (далее ШПГ), не зависит от вида ремонта (CP, КР) тепловоза.

1.3 ШПГ предназначена для преобразования энергии сгорания топлива в поступательное движение поршней, и через шатун во вращательное движение коленчатого вала.

1.4 ШПГ состоит из шатуна (рис. Д.1) и поршня (рис. Д.2). Шатун изготовлен штамповкой из легированной стали, имеет верхнюю поршневую и нижнюю шатунную головки. Стержень шатуна двутаврового сечения. Такое сечение придает ему жесткость при действии изгибающих моментов. В стержне просверлен канал для поступления смазки от нижней головки к верхней.

В верхней головке запрессована втулка (рис. Д.1 поз. 3). На наружной и внутренней поверхности втулки имеются кольцевые канавки, которые сообщаются между собой четырьмя отверстиями. Нижняя головка разъемная. Съемная часть - крышка (поз. 2) - соединена с верхней половиной нижней головки четырьмя болтами (поз. 5), стопорящимися от проворачивания штифтами (поз. 9). Точность установки крышки относительно верхней половины обеспечивают два штифта (поз. 7), впрессованных в крышку.

Шатунный подшипник состоит из двух взаимозаменяемых вкладышей (поз. 4). В средней части вкладыш имеет отверстие, которое при установке вкладыша в съемную крышку используется для фиксации его штифтом (поз. 8), а при

 

 

 

В канавках под нижние маслосъемные кольца для стока масла во внутреннюю полость поршня и далее в картер сделаны сквозные отверстия.

Поршень с шатуном соединен, при помощи полого стального пальца (рис. Д.2-Д.2.2 поз. 2) плавающего типа. Во внутреннюю полость пальца (рис. Д.5 поз. 1) завальцована стальная тонкостенная трубка (поз. 2), образующая с его внутренней поверхностью кольцевой канал.

В средней части пальца по окружности просверлены четыре отверстия, а по краям - восемь отверстий, служащих совместно с кольцевым каналом для подвода смазки из верхней головки шатуна к трущимся поверхностям в бобышках поршня.

1.6 Основные узлы и детали ШПГ представлены на рисунках Д.1-Д.6 настоящего Руководства.

1.7 При разработке настоящего Руководства были использованы чертежи завода изготовителя, а также опыт ремонта шатунно-поршневой группы других типов дизелей на тепловозоремонтных заводах.

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА
2.1 Указания по организации ремонта.

2.1.1 Ремонт ШПГ производится на специализированных позициях дизельного цеха, оборудованных необходимыми подъемно-транспортными средствами, технологической оснасткой и инструментом с целью обеспечения качества выполнения работ, охраны труда.

2.1.2 Дефектация и определение работ по ремонту деталей производится специалистами ремонтного цеха совместно с работниками отдела завода по организации и определению ремонта.

2.1.3 Персонал, производящий разборку, ремонт, сборку и испытание ШПГ, обязан знать его устройство, конструктивные и технологические особенности составных частей, иметь соответствующую квалификацию и практические навыки по ремонту.

2.1.4 Неразрушающий контроль деталей ШПГ проводится в соответствии с «Типовым положением по организации работ по неразрушающему контролю на заводах Дирекции «Желдорреммаш»».

2.1.5 Рабочие места при выполнении работ должны быть оборудованы с учетом эргономических требований ГОСТ 12.2.032-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования» и ГОСТ 12.2.033-78 «ССБТ. Рабочее место при выполнении работ стоя. Общие эргономические требования».

2.1.6 В распоряжении работников должны находиться необходимые шаблоны, калибры и измерительный инструмент, поверенные методами и в сроки, установленные соответствующими нормативными документами.

2.1.7 Ответственность за состояние оборудования, приписанного дизельному цеху должен нести начальник цеха или мастер.

 

 2.2 Указания по организации разборки.

2.2.1 ШПГ, подлежащая полной разборке, тщательно очищается от грязи, нагара и масла.

2.2.2 Перед разборкой проверяется наличие клейм спаренности деталей. Неясная или забитая маркировка восстанавливается. Маркировка производится согласно технических условий чертежей. Шатунные болты с гайками, шатуны с крышками и поршни с заглушками при разборке не разукомплектовываются. Обезличивание деталей шатунно-поршневой группы не допускается.

2.2.3 Разборка ШПГ производится в следующей последовательности:

- снять трапециидальные поршневые кольца (рис. Д.2, Д.2.1 поз. 6, рис. Д.2.2 поз. 7);

- снять уплотнительные поршневые кольца (рис. Д.2-Д.2.2 поз. 4);

- снять маслосгонные поршневые кольца (рис. Д.2, Д.2.1 поз. 5, рис. Д.2.2 поз. 5, 6);

- снять заглушку (рис. Д.2-Д.2.2 поз. 3) приспособлением для выпрессовки;

- выпрессовать поршневой палец (рис. Д.2-Д.2.2 поз. 2);

- снять поршень (рис. Д.2-Д.2.2 поз. 1) с шатуна;

- выпрессовать из шатуна штифт цилиндрический (рис. Д.1 поз. 9), штифт шатуна (рис. Д.1 поз. 7) и штифт вкладыша (рис. Д.1 поз. 8).

Штифт цилиндрический (рис. Д.1 поз. 9), штифт шатуна (рис. Д.1 поз. 7) и штифт вкладыша (рис. Д.1 поз. 8) выпрессовываются из шатуна и крышки шатуна при ослаблении в посадке или при необходимости обработки сопрягаемых поверхностей;

- выпрессовать втулку верхней головки шатуна (рис. Д.1 поз. 3).

Втулка верхней головки шатуна (рис. Д.1 поз. 3) выпрессовывается при ослаблении в посадке или достижении предельного износа.

Выпрессовка деталей ШПГ производится на специализированных стендах для выпрессовки.

 

 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЬ ВЫПРЕССОВКУ УДАРНЫМ СПОСОБОМ.


2.3 Мойка и очистка деталей ШПГ.

2.3.1 После разборки ШПГ производится промывка деталей в моечных установках. Очистка деталей производится струйным, погружным или комбинированным методами.

Очистка деталей, производится с применением технических моющих средств (далее ТМС) приведенных в руководстве «Анализ применения и методики определения концентраций компонентов технических моющих средств для очистки тягового подвижного состава, его узлов и деталей при капитальных ремонтах».

Очистка деталей, изготовленных из стали или чугуна, производится с применением ТМС "Темп-100" ТУ 38-40343-79 с концентрацией раствора от 10 до 20 г/дм3; деталей из алюминиевых сплавов - с применением ТМС "МС-6" ТУ 6-15-973-76 с концентрацией раствора от 15 до 20 г/дм3 или "ЧистКлин ММ" ТУ 2383-003-18274330-99 с концентрацией раствора от 2 до 10 г/дм3 при температуре от 60 до 80 °С в течение 5-15 мин.

Допускается использование других технологий и моющих средств, утвержденных ОАО «РЖД» к применению.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ОЧИСТКЕ ДЕТАЛЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ, ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ ТМС С СОДЕРЖАНИЕМ КАУСТИЧЕСКОЙ СОДЫ И ДРУГИХ АГРЕССИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ.

После очистки в моющем растворе детали промываются в воде и сушатся сухим сжатым воздухом.

Если нагар затвердел, его следует размочить в керосине или растворителе нагара (ТМС "ЕС-Люксол X" ТУ 2383-001-27985194-98 или "Транс-Мотор 2" ТУ 2383-003-18274330-99) после чего детали очищаются ветошью. Для очистки

 

 от нагара допускается производить выварку деталей в течение от 1 до 1,5 часа при температуре от 90 до 98 °С в ванне с раствором следующего состава:

- жидкое стекло - 1,0 %;

- кальцинированная сода - 1,0 %;

- мыло хозяйственное - 1,0 %;

- хромпик - 0,1 %.

2.3.2 В целях улучшения качества очистки деталей ШПГ рекомендуется применять ультразвуковые установки.

 

 

3 МЕРЫ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
3.1 Обеспечение мер безопасности труда при ремонте ШПГ производится в соответствии с требованиями «Отраслевых правил по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов».

3.2 Разборка, ремонт, сборка ШПГ производятся на специально оборудованном рабочем месте с помощью приспособлений, стендов и соответствующего инструмента для обеспечения необходимой производительности труда, качества выполнения операций, предохранения деталей и узлов от повреждений со строгим соблюдением мер безопасности.

3.3 Все эксплуатируемое оборудование должно находиться в полной исправности. Ограждения и защитные устройства должны быть на своих местах и соответствующим образом закреплены.

Работа на неисправном оборудовании, а также при отсутствии или неисправности ограждения запрещается.

3.4 Работа неисправным или изношенным инструментом не допускается. Неисправный или несоответствующий условиям работы инструмент подлежит изъятию и замене.

3.5 Все работы, связанные с выделением вредных веществ, производятся только при нормально действующей вентиляции.

3.6 Уборка стружки, обрезок, пыли и грязи с оборудования, и рабочих мест производится самим работающим. Уборка стружки с применением сжатого воздуха запрещается.

3.7 Верстаки, столы и стеллажи прочно, устойчиво, надежно закрепляются и устанавливаются на полу. Для защиты рабочих от отлетающих осколков на верстаках устанавливаются сетки высотой не менее 1 м с ячейками не более 3 мм.

3.8 Все детали, узлы и изделия устойчиво укладываются на стеллажах, в корзинах, кронштейнах, не загромождая проходов.

3.9 Слесари по ремонту ШПГ должны соблюдать следующие требования:

 

- при работе в тисках обрабатываемая деталь надежно зажимается;

- при рубке металла зубилом пользоваться защитными очками с небьющими-ся стеклами по ГОСТ Р 12.4.013-97 «ССБТ. Очки защитные. Общие технические условия». Для защиты окружающих обязательно ставятся щитки и сетка.

3.10 Шатунно-поршневая группа снимается с дизеля при помощи кранов и специального чалочного приспособления, грузоподъемность которого должна быть не ниже веса снимаемого с дизеля узла или детали.

Строповка и перемещение ШПГ производятся в соответствии с «Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

 

4 ТРЕБОВАНИЯ НА РЕМОНТ

4.1 При ремонте все сварочные и наплавочные работы выполняются в соответствии с требованиями «Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель поездов» (далее -Инструкция по сварочным и наплавочным работам).

4.2 Отремонтированные или вновь изготовленные детали ШПГ по качеству ремонта, изготовлению, точности взаимной пригонки и сборки должны соответствовать требованиям настоящего Руководства, ремонтных чертежей.

4.3 Перечень деталей ШПГ, подлежащих неразрушающему контролю, и методы контроля деталей приведены в Приложении А.

4.4 Перечень технической документации, используемой при ремонте шатунно-поршневой группы, приведен в Приложении В.

4.5 Детали шатунно-поршневой группы, приведенные в таблице 4.1, заменяются при наличии браковочных признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////