РК 103.11.318-2004. Руководство по ремонту компрессоров воздушных КТ6 и КТ7 при среднем и капитальном ремонте локомотивов - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     РК 103.11.318-2004. Руководство по ремонту компрессоров воздушных КТ6 и КТ7 при среднем и капитальном ремонте локомотивов 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

РК 103.11.318-2004. Руководство по ремонту компрессоров воздушных КТ6 и КТ7 при среднем и капитальном ремонте локомотивов - часть 1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение..............................................................................

2 Организация ремонта...............................................................

3 Меры безопасности..................................................................

4 Требования на ремонт................................

5 Ремонт..................................

5.1 Корпус

5.2 Крышка корпуса передняя

5.3 Цилиндры ЦВД, ЦНД

5.4 Вал коленчатый, балансир

5.5 Шатуны

5.6 Головка шатунов, крышки, вкладыши

5.7 Поршни цилиндров ЦВД, ЦНД

5.8 Шкив

5.9 Корпус коробки клапанной ЦНД, ЦВД

5.10 Крышки нагнетательных и всасывающих клапанов

5.11 Седло нагнетательного и всасывающего клапанов, упоры

5.12 Масляный насос

5.13 Вентилятор компрессора

5.14 Холодильник компрессора

5.15 Сапун, фильтры и пылеловки

6 Сборка.................................................................................

7 Испытания............................................................................

8 Перечень наиболее часто встречающихся или возможных неисправностей компрессоров...............................................................

9 Приложение А. Перечень оборудования, приспособлений,

инструментов и материалов, необходимых при выполнении работ по ремонту компрессоров КТ6, КТ7................................................

10 Приложение Б. Перечень технической документации на ремонт компрессоров КТ6, КТ7.................................................................

11 Приложение В. Нормы предельно-допустимых размеров деталей

компрессоров КТ6, КТб-Эл, КТ7 при среднем и капитальном ремонте локомотивов........................................................................

12 Иллюстрации........................................................................

 

1 Введение

1.1 Настоящее Руководство по ремонту компрессоров воздушных КТ6, КТб.Эл и КТ7 при среднем и капитальном ремонте локомотивов (далее Руководство) содержит технические требования к ремонту компрессоров воздушных КТ6, КТб.Эл и КТ7.

Руководство разработано на основании опыта ремонта их на заводах ОАО «РЖД» и в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, утвержденной МПС России от 27.01.1998 г., № ЦТ-533, а также чертежами 34.00.00.00-009СБ (КТбсб), 35.00.00.00.-002СБ (КТ7сб), 36.00.00.00-005СБ (КТ6.Эл.сб-1).

1.2 Данным документом необходимо руководствоваться на всех предприятиях Дирекции по ремонту подвижного хозяйства «Желдорреммаш» ОАО «РЖД», производящих ремонт компрессоров КТ6, КТб.Эл. и КТ7.

1.3 В настоящем Руководстве даны нормы допусков и износов деталей, которыми следует руководствоваться при ремонте компрессоров, и средства определения дефектов

При контроле, определяющем состояние деталей, возможно применение других средств, обеспечивающих необходимую точность измерения.

1.4 Предприятие, производящее ремонт компрессоров, должно гарантировать их исправную работу в межремонтный период.

1.5 Перечень технической документации, используемой при ремонте компрессоров, приведен в Приложении Б.

1.6 Руководство на разборку, ремонт и сборку компрессоров КТ6, КТб.Эл. и КТ7 содержит:

- технические требования при разборке, ремонте и сборке;

- допускаемые способы исправления поврежденных и изношенных деталей;

 

- предельно-допускаемые размеры и сопряжения, при которых детали и узлы могут быть использованы при среднем и капитальном ремонте без восстановления.

1.7 Трехцилиндровые компрессоры типа КТ6, КТб.Эл. и КТ7 с двухступенчатым сжатием и промежуточным охлаждением воздуха устанавливаются на локомотивах для снабжения воздухом системы автотормозов, управления песочницами, электропневматических вентилей контакторов, реверсора, привода управления регулятором числа оборотов дизеля, выключения одного ряда насосов дизеля, включения и выключения муфты вентилятора и жалюзи холодильника, приводы стеклоочистителей, тифона, и системы пожаротушения.

1.8 Компрессоры типа КТ6, КТб.Эл. и КТ7 имеют два цилиндра низкого давления (первой ступени) и один цилиндр высокого давления (второй ступени). В крышках цилиндров расположены всасывающие и нагнетательные клапаны. Всасывающие клапана снабжены разгрузочными механизмами для удержания их в открытом положении при поступлении сжатого воздуха от регулятора давления ЗРД во время работы компрессора на холостом ходу.

1.9 В компрессоры типа КТб, КТб.Эл. и КТ7 входят узлы и детали:

- корпус литой чугунный, представляющий собой неравнобокую шестигранную призму, в трех верхних гранях которой прорезаны окна, сообщающие с полостью картера цилиндры первой и второй ступени;

- вал стальной, вращающийся на двух шарикоподшипниках;

- цилиндры и клапанные коробки, отлитые из чугуна;

- шатуны, изготовленные из стали;

- поршни первой и второй ступени, изготовленные из чугуна;

- масляный насос, предназначенный для смазки трущихся частей компрессора;

- всасывающие и нагнетательные клапаны, фильтры;

- вентилятор компрессора;

- холодильник, предназначенный для охлаждения воздуха перед второй ступенью;

- регулятор давления.

1.10 Воздух засасывается компрессором через два воздушных фильтра, установленных на клапанных коробках цилиндров первой ступени, фильтрующими элементами в которых находятся капроновое волокно и войлочный чехол или проволочная сетка, смоченная в масле.

1.11 Для охлаждения воздуха между первой и второй ступенями сжатия установлен холодильник с принудительным воздушным охлаждением при помощи вентилятора. На холодильнике имеется предохранительный клапан, от-



регулированный на давление - 0,45 МПа (4,5 кгс/см ).

1.12 Система смазки компрессора - комбинированная.

От масляного насоса под давлением масло подается к шатунной шейке коленчатого вала, пальцам прицепных шатунов и поршневым кольцам. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Для подшипников вентиляторов применяется пластичная смазка Буксол ТУ 0254-107-01124328-01.

1.13 Направление вращения коленвала, если смотреть со стороны привода, в компрессоре КТ6 и КТб.Эл - по часовой стрелке (правое), а в компрессоре КТ7 - против часовой стрелки (левое).

1.14 Режим работы компрессоров КТ6 и КТ7 повторно-кратковременный с отношением времени работы под нагрузкой к времени работы на холостом ходу 1:3. 

 

1.16 На тепловозах применяются компрессоры КТ6 или КТ7, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания через тяговый генератор, гидромеханический (КТ6) или передний распределительный редуктор (КТ7), соединенный с валами генератора и компрессора пластинчатыми или упругими муфтами.

На электровозах применяется блок мотор-компрессор, состоящий из компрессора КТ6-Эл., редуктора и электродвигателя, смонтированных на общем каркасе. Передача вращающего момента от электродвигателя к компрессору осуществляется через редуктор посредством втулочно-пальцевых муфт, полу-муфты которых соединены друг с другом с помощью резиновых втулок и пал1-цев.

 

2 Организация ремонта

2.1 Указания по организации ремонта.

2.1.1 Рабочие места ремонта и испытания компрессоров и их деталей должны быть оснащены специализированными позициями в крытых помещениях, оборудованными необходимыми подъемно-транспортными средствами, механизмами, специальными приспособлениями и стендами для ремонта и проверки с целью обеспечения качества выполнения работ.

2.1.2 Рабочие места при выполнении работ должны быть оборудованы с учетом эргономических требований ГОСТ 12.2.032-78 и ГОСТ 12.2.033-78.

2.1.3 Ремонт и испытание компрессоров должны проводить только аттестованные высококвалифицированные работники.

2.1.4 Персонал, производящий разборку, ремонт, сборку и испытание компрессоров должен знать их устройство, конструктивные и технологические особенности составных частей, иметь соответствующую квалификацию и практические навыки по ремонту.

2.1.5 Каждый слесарь при ремонте компрессоров должен быть обеспечен соответствующими приспособлениями, набором инструмента согласно Приложению А к настоящему Руководству.

2.1.6 В распоряжении мастера должны находиться необходимые шаблоны, калибры и измерительный инструмент, проверенные методами и в сроки, установленные соответствующими стандартами, а также оборудование и испытательные стенды для проверки и испытания компрессоров.

2.1.7 Осмотр и ремонт стендов для проверки компрессоров производится через каждые 3 месяца. После осмотра и ремонта стенд принимается мастером. На видном месте на стенде наносится надпись с указанием даты выполнения периодичности осмотра. Результаты осмотра оформляются записью в книгу формы ТУ-14. 

 

2.1.8 После окончания ремонта деталей или всего компрессора слесарь должен предъявить их мастеру или бригадиру для проверки качества ремонта и испытания.

2.1.9 Мастер или бригадир автоматного цеха должен проверять качество ремонта и сборки компрессора и принимать от слесарей-автоматчиков компрессор при испытании после ремонта.

2.1.10. Ответственность за состояние оборудования, приписанного к автоматному отделению (участку), должен нести мастер.

2.2 Указания по организации разборки компрессора.

Демонтаж компрессора с локомотива производится в следующей последовательности:

2.2.1 Перед снятием компрессора с локомотива отсоединить нагнетательный воздухопровод от клапанной коробки цилиндра высокого давления и трубку от регулятора давления.

2.2.2 Отвернуть болты крепления компрессора к фундаменту (блок мотор-компрессора КТ6- Эл к скобам)

2.2.3 Отсоединить компрессор: КТ6 - от генератора или гидромеханического редуктора, а КТ7 - от переднего редуктора, выпрессовать фиксирующие штифты.

2.2.4 Снять компрессор с тепловоза (блок мотор-компрессор с электровоза) при помощи подъемного механизма.

2.2.5 Очистить компрессор от грязи, обмыть и обтереть насухо.

 

2.2.6 Компрессор (блок мотор-компрессора КТ6- Эл) зачалить по цеховой схеме строповки и транспортировать на участок демонтажа для разборки. С каркаса блок мотор-компрессора КТ6- Эл снять компрессор, редуктор и электродвигатель. Редуктор и электродвигатель транспортировать на соответствующие ремонтные позиции, а компрессор установить на стенд для разборки и закрепить на столе кантователь..

2.2.7 Разборка компрессора производится в следующей последовательности:

2.2.7.1 Заклеймить цилиндры низкой ступени и их крышки.

2.2.7.2 Снять трубопроводы разгрузочных устройств клапанных коробок, масляного насоса.

2.2.7.3 Отсоединить холодильник, масляный насос, трубопроводы.

2.2.7.4 Снять сапун вместе с патрубком, воздушные фильтры и патрубки фильтров.

2.2.7.5 Снять вентилятор, боковые крышки корпуса компрессора, клапанные коробки со всех трех цилиндров и поочередно цилиндры низкого и цилиндр высокого давления.

2.2.7.6 Вынуть стопорные кольца и поршневые пальцы и отсоединить поршни.

2.2.7.7 Разобрать шатунный подшипник.

2.2.7.8 Отвернуть с конца коленчатого вала гайку и при помощи специального приспособления спрессовать соединительную муфту и снять шпонку.

2.2.7.9 Снять переднюю крышку корпуса компрессора при помощи отжимных болтов.

2.2.7.10 Вынуть из передней крышки кольцо и манжету.

2.2.7.11 Вынуть коленчатый вал из картера вместе с подшипниками.

2.2.7.12 Снять масляный фильтр, промыть его корпус и сетку, затем продуть сжатым воздухом. 

 

3. Меры безопасности

3.1 Обеспечение мер безопасности труда при ремонте компрессоров производить в соответствии с требованиями Отраслевых правил по охране труда при заводском ремонте локомотивов и грузовых вагонов, утвержденных МПС России 11.08.2003 г. № ПОТ РО-13153-ЖДРМ-946-03.

3.2 Разборку, ремонт, сборку и испытание компрессоров производить на специально оборудованном участке с помощью приспособлений, стендов и соответствующего инструмента, обеспечивающих безопасную работу при их обслуживании.

3.3 Перед снятием сборочных узлов компрессора проверить чалочные приспособления, правильность соответствия цеховой схемы строповки и подготовленность сборочной единицы для снятия. Снятие узлов производить с помощью специального приспособления, обеспечивающего безопасность работ.

3.4 Все эксплуатируемое оборудование должно находиться в полной исправности. Ограждения и защитные устройства установить на свои места и закрепить соответствующим образом

Работа на неисправном оборудовании, а также при отсутствии или неисправности ограждения не допускается.

3.5 Работа неисправным или изношенным инструментом не допускается. Неисправный или несоответствующий условиям работы инструмент изъять и заменить.

3.6 При пользовании всеми видами электроинструмента запрещается работать без его заземления. Не допускается пользоваться электроинструментом, рабочее напряжение которого превышает 36 В.

3.7 Уборка стружки, обрезок, пыли и грязи с оборудования и рабочих мест производится самим работающим. Уборка стружки с применением сжатого воздуха не допускается. 

3.8 Верстаки, столы и стеллажи прочно, устойчиво, надежно закрепить и установить на полу. Для защиты рабочих от отлетающих осколков на верстаках установить сетки высотой не менее 1 м с ячейками не более 3 мм.

3.9 Все детали, узлы и изделия устойчиво укладываются на стеллажах, в корзинах, кронштейнах, не загромождая проходов.

3.10 Слесари при ремонте компрессора должны соблюдать следующие требования:

- при работе в тисках обрабатываемую деталь надежно зажимать;

- при рубке металла зубилом применять защитные очки с небьющимися стеклами по ГОСТ Р 12.4.013-97. Для защиты окружающих обязательно установить щитки и сетку;

- без специального разрешения мастера ремонт или осмотр оборудования, включая электрическую часть, не производить.

3.10 На каменном полу у рабочих мест установить деревянные настилы.

3.11 Всеми работниками, связанными с ремонтом компрессоров, должны соблюдаться правила личной гигиены.

Не допускается:

- мыть руки в масле или керосине и вытирать концами, загрязненными стружкой;

- принимать пищу на рабочем месте;

- хранить личную одежду на рабочем месте.

3.12 По окончании работы рабочие должны убирать детали, материалы, инструмент, приводить в порядок рабочее место, сдать смену, сообщив сменщику или мастеру о всех недостатках в работе оборудования, инструмента, мыть руки теплой водой с мылом и при необходимости принимать душ.

3.13 Мастер, осуществляющий руководство ремонтом тормозного оборудования, должен инструктировать бригадиров и слесарей по технике безопасности в соответствии с действующими инструкциями и правилами, контроли-ровать качество ремонта и лично руководить освоением ремонта новых приборов и внедрением прогрессивной технологии ремонта.

3.14 Настоящие основные требования мер безопасности труда и промышленной санитарии являются обязательным руководством для исполнения всеми работниками, связанными с ремонтом компрессоров.

 

 

4 Требования на ремонт

4.1 При среднем и капитальном ремонтах электровозов производится замена поврежденных и изношенных узлов и деталей компрессора новыми, изготовленными в соответствии с техническими требованиями чертежей, или ремонт изношенных деталей с соблюдением норм и допусков, установленных настоящим Руководством и Инструкцией по техническому обслуживанию, ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава, для восстановления эксплуатационных характеристик и полного межремонтного ресурса (срока службы), а также производится модернизация согласно плану и отдельным указаниям ОАО «РЖД».

4.2 Порядок и технологическая последовательность ремонта компрессора определяются технологическим процессом ремонта с учетом оптимального количества работающих, средств механизации и приспособлений.

4.3 Материалы для изготовления новых деталей или прошедших ремонт должны соответствовать чертежным.

4.4 Отремонтированные или вновь изготовленные детали компрессора по качеству ремонта, изготовлению, точности взаимной пригонки и сборки должны соответствовать требованиям настоящего Руководства и рабочим чертежам.

4.5 Детали и узлы при разборке рекомендуется не разукомплектовывать, для чего производится маркировка или постановка соответствующих меток.

4.6 Все сварочные и наплавочные работы производятся в соответствии с требованиями Инструкции по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов, утвержденной МПС Российской Федерации 11.08.1995 г., ЦТ-336 (далее Инструкции по сварочным и наплавочным работам).

4.7 Крепежные стандартизированные детали (болты, гайки, шпильки, пружинные шайбы) со следами повреждений или износом поверхности больше 0,3мм заменяются новыми. 

Разрешается повторное использование крепежных изделий, соответствующих требованиям чертежей и нормалей.

Разрешается восстановление крепежных изделий гальванообработкой, если износ поверхности не превышает 0,3мм.

Запрещается восстанавливать крепежные детали со смятой или сорванной резьбой.

4.8 Длина части болтов (шпилек), выступающих из гаек, должна быть в пределах от одной до трех ниток резьбы.

4.9 Все прокладки, кольца уплотнительные, манжеты, диафрагмы заменяются новыми.

4.10 Подшипники качения заменить на новые в соответствии с требованиями Руководства по техническому обслуживанию и ремонту «Узлы с подшипниками качения железнодорожного тягового подвижного состава» ПКБ ЦТ.06.0073».

4.11 Окраска необработанных наружных и внутренних поверхностей деталей и сборочных единиц компрессора производится в соответствии с требованиями технических условий и чертежей

4.12 Требования на дефектацию.

4.12.1 Очищенные детали осматриваются, замеряются для выявления дефектов и ремонтируются в соответствии с требованиями, указанными в настоящем Руководстве. При обмере, определении состояния деталей и объема ремонта компрессоров следует руководствоваться нормами и допусками, приведенными в Приложении В.

4.12.2 Дефектировка и определение работ по ремонту узлов и деталей производятся специалистами автоматного цеха.

4.12.3 Детали, приведенные в таблице 1, заменяются при наличии браковочных признаков.

4.12.4 Определение трещин в деталях в зависимости от их габаритов и материала, характера предполагаемого расположения дефекта рекомендуется производить одним из следующих методов:

- визуальным (при помощи лупы 6х ГОСТ 25706-83); 

- магнитопорошковым (детали, изготовленные из ферромагнитных материалов);

Перечень деталей компрессора, подлежащих магнитопорошковому контролю с последующим размагничиванием, приведен в таблице 2. Магнитопорошковый контроль деталей производится в соответствии с требованиями Инструкции по неразрушающему контролю деталей и узлов локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Магнитопорошковый метод, утвержденной МПС России 29.06.1999 г., № ЦТт-18/1. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////