Электровозы ВЛ11К. Руководство по среднему и капитальному ремонту - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Электровозы ВЛ11К. Руководство по среднему и капитальному ремонту ЦАРВ.050.11.00.000 РК ВЛ11 (2013 год) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Электровозы ВЛ11К. Руководство по среднему и капитальному ремонту - часть 1

 

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................................4

1 Организация ремонта..........................................................................................7

2 Меры безопасности.............................................................................................11

3 Требования на ремонт.........................................................................................25

4 Ремонт...................................................................................................................31

4.1 Ремонт тележек....................................................................................................31

4.1.1 Рама тележки (средний ремонт).........................................................................31

4.1.2 Колесные пары.....................................................................................................32

4.1.3 Буксовый узел......................................................................................................33

4.1.4 Шкворневой узел.................................................................................................34

4.1.5 Гидравлические гасители колебаний................................................................35

4.1.6 Токоотводящие устройства................................................................................36

4.1.7 Кожуха зубчатых передач..................................................................................37

4.1.8 Подвески тяговых двигателей............................................................................39

4.1.9 Рессорное подвешивание....................................................................................39

4.1.10 Тормозная рычажная передача..........................................................................40

4.2 Ремонт кузова......................................................................................................41

4.2.1 Рама и опоры кузова...........................................................................................41

4.2.2 Люлечное подвешивание и упоры кузова........................................................43

4.2.3 Противоразгрузочное устройство......................................................................44

4.2.4 Стены кузова и крыша........................................................................................44

4.2.5 Окна и двери........................................................................................................46

4.2.6 Кабина управления..............................................................................................47

4.2.7 Ручной тормоз......................................................................................................47

4.2.8 Высоковольтная камера, машинные помещения, коридоры и защитные

устройства........................................................................................................................48

4.2.9 Песочницы и трубы.............................................................................................48

4.2.10 Автосцепное устройство.....................................................................................49

4.2.11 Путеочистители...................................................................................................49

4.3 Тормозное и пневматическое оборудование....................................................49

4.3.1 Общие требования...............................................................................................50

4.3.2 Мотор-компрессоры............................................................................................50

4.3.3 Воздухопроводы и соединительные рукава.....................................................50

4.3.4 Воздушные резервуары......................................................................................51

4.3.5 Тормозные цилиндры.........................................................................................51

4.3.6 Манометры...........................................................................................................51

4.3.7 Обратные клапаны..............................................................................................52

4.3.8 Предохранительные клапаны.............................................................................52

 

4.3.9 Клапаны переключения, промежуточные, песочниц, тифонов, свистков,

токоприемников, максимального давления, пневматические, режимные, выпускные, приборы управления.......................................................................................................52

4.3.10 Пневматические блокировки дверей и лестниц...............................................53

4.3.11 Тифоны, свистки, ревуны...................................................................................53

4.3.12 Компрессор вспомогательный...........................................................................53

4.3.13 Система смазки гребней АГС-8.........................................................................53

4.3.14 Испытание тормозного оборудования..............................................................53

4.4 Электрические аппараты, оборудование, провода и шины............................54

4.4.1 Общие положения...............................................................................................54

4.4.2 Токоприемники....................................................................................................61

4.4.3 Быстродействующие выключатели...................................................................65

4.4.4 Разъединители, переключатели ножевого типа...............................................68

4.4.5 Переключатели....................................................................................................69

4.4.6 Электропневматические контакторы................................................................70

4.4.7 Быстродействующие и электромагнитные контакторы..................................73

4.4.8 Релейная аппаратура...........................................................................................75

4.4.9 Разрядники...........................................................................................................77

4.4.10 Дроссели помехоподавления.............................................................................77

4.4.11 Предохранители и защитные автоматы............................................................77

4.4.12 Резисторы пусковые, стабилизирующие, ослабления возбуждения и

переходные.......................................................................................................................78

4.4.13 Резисторы типов ПЭ, ПЭВ, СР и пусковые панели.........................................79

4.4.14 Индуктивные шунты...........................................................................................79

4.4.15 Электрические печи, калориферы, обогреватели, система

кондиционирования.........................................................................................................80

4.4.16 Пневматические выключатели (ПВУ-5)...........................................................81

4.4.17 Разъемные контактные соединения...................................................................82

4.4.18 Пневматические блокировки штор высоковольтных камер...........................83

4.4.19 Регулятор давления типа ДЕМ..........................................................................83

4.4.20 Аккумуляторная батарея....................................................................................83

4.4.21 Осветительная аппаратура.................................................................................84

4.4.22 Электроприводы..................................................................................................84

4.4.23 Провода и шины (средний ремонт)...................................................................84

4.4.24 Провода и шины (капитальный ремонт)...........................................................85

4.5 Тяговые двигатели и вспомогательные машины.............................................85

4.5.1 Общие положения...............................................................................................85

4.5.2 Ремонт вентиляторов..........................................................................................86

4.6 Электронное оборудование................................................................................87

4.6.1 Общие требования по ремонту электронного оборудования.........................87

4.6.2 Микропроцессорная система управления локомотивом МСУЛ-А...............93

4.6.3 Пульт управления электровозный ПУ-ЭЛ........................................................96

4.6.4 Понижающий регулятор PH3000.......................................................................96

4.6.5 Преобразователь локомотивный 55/220...........................................................96

4.6.6 Устройство управления быстродействующими контакторами УУБК-М.....97

4.6.7 Прибор питания и управления ППУ.................................................................97

4.6.8 Ключ управления рекуперацией КРЕК50-35М2..............................................97

4.6.9 Приборы безопасности и устройства радиосвязи............................................98

4.7 Система пожарно-охранной сигнализации и аэрозольного пожаротушения

«ПРИЗ-О-Л».....................................................................................................................101

5 Сборка, проверка и регулирование...................................................................103

6 Испытания, проверка и приемка после ремонта..............................................113

7 Защитные покрытия и смазка электровоза.......................................................117

8 Маркировка и пломбирование...........................................................................118

9 Комплектация и транспортирование.................................................................119

ПРИЛОЖЕНИЕ А Нормы допусков и износов деталей и узлов механического

оборудования...................................................................................................................120

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Нормы допусков и износов электрических аппаратов...............128

ПРИЛОЖЕНИЕ В Нормы значений сопротивления изоляции и испытательного напряжения при проверке электрической прочности электрических цепей и

оборудования электровозов ВЛ11К..............................................................................134

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Перечень основной нормативной и технологической

документации по ремонту электровозов ВЛ11К..........................................................136

ПРИЛОЖЕНИЕ Д Перечень деталей, подлежащих неразрушающему методу контроля и периодичность его выполнения.................................................................146

 

 

Введение

 

Настоящее ремонтное руководство определяет основные требования и устанавливает перечень, содержание и объем работ при средних и капитальных ремонтах электровозов магистральных постоянного тока (далее электровозов) серии ВЛ11К на локомотиворемонтных предприятиях (далее заводах). Руководство по ремонту предназначено для обязательного изучения работниками заводов, связанными с ремонтом электровозов серии ВЛ 11К.

Требования Заказчика устанавливаются согласно ЦТ—ЦТВР—409

(п.З приложения Г). В настоящем ремонтном руководстве "объектом ремонта" считать электровозы серии ВЛ 11 К.

Руководство по ремонту разработано на основе конструкторской, технологической документации, действующих государственных стандартов, Правил технической эксплуатации железных дорог, действующих инструкций, материалов исследования надежности электровозов, анализов износов и повреждений, а также обобщения опыта эксплуатации и ремонта электровозов.

При среднем и капитальном ремонтах исполнять требования документов, определяющих пожарную безопасность на электровозе, также следует руководствоваться:

— инструкциями, руководствами по ремонту, указаниями, положениями и нормативно-технической документацией, определяющей требования к среднему и капитальному ремонту электровозов постоянного тока серии ВЛ11 К;

— ремонтной, конструкторской и технологической документацией по среднему и капитальному ремонтах оборудования, узлов и деталей электровозов постоянного тока серии В Л11 К.

В настоящем руководстве приняты следующие определения и сокращения:

Дефектация. Комплекс операций или операция по выявлению дефектов (повреждений) деталей, проводников, подвижных и неподвижных соединений, изоляции и т.п. в собранных, частично или полностью разобранных сборочных единицах

 

 

с применением соответствующих технологических средств измерительных инструментов и приборов, стендов, установок, приспособлений, дефектоскопов, средств технической диагностики, ЭВМ и т.д.).

Ремонт. Комплекс операций по восстановлению работоспособности электровоза (объекта ремонта) и восстановления ресурса электровоза или его составных частей. В ремонт могут входить операции по разборке, очистке, дефектации, восстановлению, сборке, смазке, испытанию и т.д. деталей и сборочных единиц. Содержание части операции ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций дефектации. (ГОСТ 18322—78) (п. 53 приложения Г настоящего Руководства)

Исправная деталь. Деталь, состояние которой по результатам ревизии, проверки, испытания удовлетворяет требованиям настоящего Руководства по ремонту и пригодна для дальнейшей работы без какого-либо ремонта.

Неисправная деталь. Деталь, состояние которой по результатам ревизии, проверки не удовлетворяет требованиям настоящего Руководства по ремонту. После проведения ремонта может быть пригодна для дальнейшей работы.

Негодная деталь. Деталь, имеющая дефекты или износы, исправление которых невозможно.

Дефект. Каждое отдельное несоответствие объекта установленным требованиям. (ГОСТ 18322—78) (п. 53 приложения Г).

Средний ремонт. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемой в объеме, установленном в нормативно-технической документации ГОСТ 18322-78 (п. 53 приложения Г).

Капитальный ремонт. Ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделий с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые ГОСТ 18322-78 (п. 53 приложения Г).

ЦТ ОАО «РЖД» - Дирекция тяги филиал ОАО «РЖД».

 

ЦТР ОАО «РЖД» - Дирекция по ремонту подвижного состава филиал ОАО «РЖД».

ЦТА ОАО «РЖД» - Центр технического аудита ОАО «РЖД».

При капитальном и среднем ремонтах электровозов конструктивные изменения производить по проектам модернизации согласованным с ЦТ ОАО «РЖД».

Установленные на электровоз специальными указаниями ОАО «РЖД» опытные конструкции, приборы и приспособления должны быть оставлены на электровозе. При этом специальные указания ОАО «РЖД» об установке опытных конструкций, приборов и приспособлений должны быть распространены и на локомотиворемонтные предприятия.

При наличии опытных (нештатных) элементов конструкции и отсутствии разрешения ЦТ ОАО «РЖД» на их установку, либо отсутствия согласованных схем и чертежей упомянутых элементов, ремонтное предприятие восстанавливает схему, установленную для данного локомотива заводом-изготовителем.

Электровоз, требующий по своему состоянию среднего или капитального ремонта, но не достигший установленной нормы пробега, может быть направлен на ремонтный завод только с разрешения ЦТ ОАО «РЖД». Такое разрешение выдается дороге после представления в Дирекции ОАО «РЖД» материала с указанием причин, вызвавших необходимость преждевременного направления электровоза на ремонтный завод, и принятых мер по предупреждению подобных случаев.

Подачу неисправных электровозов на средний или капитальный ремонт выполнять после согласования дорогой этого вопроса с ремонтным заводом. Ремонтный завод обязан по вызову железной дороги командировать своего представителя для осмотра поврежденного электровоза.

На отремонтированные узлы, агрегаты и детали, установить гарантийные сроки согласно ЦТ—ЦТВР—409 (п. 3 приложения Г).

На используемые при ремонте покупные агрегаты, детали поставляемые заводами промышленности, а также на новые узлы, агрегаты и детали, изготовляемые на заводах, гарантийные сроки устанавливать в соответствии с ГОСТ и техническими условиями заводов-изготовителей.

 

 Организация ремонта

1.1 Взаимоотношения между Заказчиком и заводом по приемке электровозов в ремонт регулируются ЦТ — ЦТВР—409 (п. 3 приложения Г).

1.2 Транспортировку электровоза в ремонт на завод производить в соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 26.08.2011г. № 1873р (п. 12 приложения Г).

1.3 Ремонт электровозов производить на специализированных позициях оборудованных необходимыми подъемно—транспортными средствами, технологической оснасткой и инструментом.

1.4 Порядок и последовательность ремонта электровоза определять технологическими процессами и сетевыми графиками среднего и капитального ремонта с учетом оптимального количества работающих, средств механизации и приспособлений.

1.5 Оборудование, применяемое при ремонте подвижного состава, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 (п. 47 приложения Г).

1.6 Дефектацию и определение работ по ремонту узлов и деталей производить работниками отделов (бюро) по определению объема ремонта, мастерами и бригадирами ремонтных участков.

1.7 Неразрушающий контроль деталей электровоза на заводе производить в соответствии с РД—ЖДРМ—01—05 (п. 35 приложения Г).

1.8 Работы, выполняемые при среднем и капитальном ремонтах электровозов.

1.8.1 Средний и капитальный ремонт тележек:

— выкатка, очистка, разборка, проверка и ремонт рамы тележки со снятием всего оборудования;

— ремонт гидравлических гасителей колебаний;

— полное освидетельствование и ремонт колесных пар в соответствии с действующей нормативно - технической документацией;

 

— ревизия, ремонт и сборка букс в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и ремонтной конструкторской документацией;

— ремонт рессорного подвешивания с переборкой и тарировкой листовых рессор и тарировкой цилиндрических пружин, заменой пружин и рессор, не удовлетворяющих требованиям чертежей и настоящему Руководству;

— ремонт или замена на новые деталей тормозной рычажной передачи;

— ремонт или замена на новые резинометаллических изделий, резиновых шайб подвесок тяговых двигателей, торцевых резинометаллических шайб, сайлент -блоков буксовых поводков;

— окраска рам тележек;

— сборка и проверка тележек;

— ремонт или замена на новые деталей узла смазки гребней.

1.8.2 Средний ремонт кузова

— ремонт автосцепных устройств в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 2745р (п. 8 приложения Г);

— ревизия и ремонт шкворней, ремонт шаровой связи и люлечного подвешивания;

— осмотр и проверка рамы кузова, стен, крыши, жалюзи, люков, дверей, лестниц, поручней, полов, каркасов под аппараты и другого оборудования с устранением дефектов;

— наружная и внутренняя окраска кузова и кабин с удалением старой краски (при наличии коррозии и отслоившейся краски).

1.8.3 Капитальный ремонт кузова

1.8.3.1 В дополнении к п. 1.8.2 выполнить следующие работы:

— ремонт опор кузова с выпрессовкой и заменой (при наличии сверх до-пустимых износов, трещин, изгибов) шкворней;

— восстановление или замена изношенных частей рамы, каркасов и обшивки;

— ревизия, ремонт и сборка букс в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и ремонтной конструкторской документацией;

— ремонт рессорного подвешивания с переборкой и тарировкой листовых рессор и тарировкой цилиндрических пружин, заменой пружин и рессор, не удовлетворяющих требованиям чертежей и настоящему Руководству;

— ремонт или замена на новые деталей тормозной рычажной передачи;

— ремонт или замена на новые резинометаллических изделий, резиновых шайб подвесок тяговых двигателей, торцевых резинометаллических шайб, сайлент -блоков буксовых поводков;

— окраска рам тележек;

— сборка и проверка тележек;

— ремонт или замена на новые деталей узла смазки гребней.

1.8.2 Средний ремонт кузова

— ремонт автосцепных устройств в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» № 2745р (п. 8 приложения Г);

— ревизия и ремонт шкворней, ремонт шаровой связи и люлечного подвешивания;

— осмотр и проверка рамг>1 кузова, стен, крыши, жалюзи, люков, дверей, лестниц, поручней, полов, каркасов под аппараты и другого оборудования с устранением дефектов;

— наружная и внутренняя окраска кузова и кабин с удалением старой краски (при наличии коррозии и отслоившейся краски).

1.8.3 Капитальный ремонт кузова

1.8.3.1 В дополнении к п. 1.8.2 выполнить следующие работы:

— ремонт опор кузова с выпрессовкой и заменой (при наличии сверхдо-пустимых износов, трещин, изгибов) шкворней;

— восстановление или замена изношенных частей рамы, каркасов и обшивки;

 

1.10 После среднего и капитального ремонтов электровоза выполнить развеску локомотива.

1.11 На узлы, агрегаты, детали, отремонтированные на ремонтных заводах, устанавливаются гарантийные сроки согласно ЦТ-ЦТВР-409 (п. 3 приложения Г) и условиям договора.

На используемые при ремонте покупные агрегаты и детали, а также на новые узлы, агрегаты и детали, гарантийные сроки устанавливаются в соответствии с ГОСТами и техническими условиями заводов-изготовителей.

1.12 После подписания акта о приемке локомотива в ремонт завод несет полную ответственность за его сохранность.

1.13 Детали и узлы снятые и предварительно очищенные хранить в специально оборудованных местах. Запасные части и материалы, а также отремонтированные узлы и детали в складских помещениях.

1.14 Материалы, применяемые при ремонте электровозов должны соответствовать конструкторской документации, а так же установленным стандартам и техническим условиям. Качество материалов и комплектующих изделий, применяемых при ремонте электровозов, подвергнуть входному контролю в соответствии с ГОСТ 24297 (п.73 приложения Г).

 

 

 

 

2 Меры безопасности

 

2.1 Техника безопасности и охрана труда.

2.1.1 При среднем и капитальном ремонтах электровозов необходимо соблюдать действующие ПОТ РО-13153-ЖДРМ-946-03 (п. 123 приложения Г) и требования национальных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Вновь разрабатываемые и пересматриваемые технологические процессы и технологические инструкции, карты на ремонт отдельных узлов и агрегатов должны соответствовать в части требований безопасности ГОСТ 3.1120 (п.65 приложения Г).

2.1.2 Устройство, содержание помещений заводов, а также организация и ведение технологических процессов по ремонту подвижного состава должно соответствовать действующим Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации и ЦУО-112 (п.24 приложения Г).

2.1.3 Передвижение электровоза по железнодорожным путям завода производить маневровым локомотивом. При этом двери кабин машинистов электровозов должны быть закрыты, а токоприемники опущены.

2.1.4 Машинисту электровоза не допускать высовывания из кабины в зоне ворот при вводе (выводе) подвижного состава в цех, а также при проследовании мест, где нарушен габарит приближения строений.

2.1.5 Электрооборудование, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением (корпуса электродвигателей, защитные кожухи рубильников), должны иметь заземление.

2.1.6 При применении ручного пневматического и электрического инструмента выполнять требования санитарных норм при работе с инструментом, механизмами и оборудованием, создающим вибрацию передаваемую на руки работающих.

2.1.7 Работы с пневматическим инструментом выполнять в виброзащитных рукавицах и защитных очках. Подсоединение шланга к сети, инструменту и отсо-

единение производить при закрытом вентиле на воздушной магистрали. Работа пневмоинструментом с приставных лестниц запрещается.

2.1.8 Грузоподъемные механизмы, съемные грузозахватные приспособления эксплуатировать и испытывать в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин). На грузоподъемных кранах, машинах и механизмах должны быть нанесены регистрационные инвентарные номера, данные о грузоподъемности и даты испытаний.

2.1.9 Домкраты должны иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации.

2.1.10 Домкраты для подъема кузова подвижного состава устанавливать на специальные бетонированные фундаменты. Высота подъема должна обеспечивать свободную выкатку тележек из-под кузова. При подъеме кузова подвижного состава кранами он устанавливается на опоры, которые должны обеспечивать безопасность работы по низу кузова.

2.1.11 Для транспортирования узлов, деталей и материалов использовать подъемно—транспортные средства.

2.1.12 Погрузочно—разгрузочные работы и перемещение грузов на заводах должны проводиться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно—разгрузочных работах и размещении грузов, ГОСТ 12.3.009 (п. 50 приложения Г), ГОСТ 12.3.020 (п. 51 приложения Г), Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

2.1.13 На местах производства погрузочно—разгрузочных работ с использованием грузоподъемных механизмов должны быть вывешены схемы строповки (способы обвязки, крепления и подвешивания груза к крюку грузоподъемной машины с помощью стропов, изготовленных из канатов, цепей и других материалов) и зацепки узлов и деталей при транспортировании их кранами, применения контейнеров, ящиков для транспортировки узлов и деталей.

2.1.14 Перемещение грузов кранами следует производить в зоне, в которой нет рабочих мест. Груз, перемещаемый над проходами, должен сопровождаться работником завода, аттестованным в установленном порядке на право проведения указанных работ. Нахождение людей под грузом не допускается.

2.1.15 Не допускается повреждение стропами поверхностей их прилегания.

2.1.16 Авто и электрокары должны иметь приспособления, предохраняющие транспортируемые грузы от падения.

2.1.17 Узлы, детали, переходные агрегаты, материалы и прочие грузы складировать и хранить на специально подготовленных для этого площадках, стеллажах и в шкафах. Складирование их в места, предназначенные для прохода людей и проезда транспортных средств, запрещается.

2.1.18 При укладке деталей и материалов в штабель необходимо применять стойки, упоры и прокладки. Способ и высота укладки штабелей должны определяться из условий устойчивости укладываемых предметов и удобства строповки при использовании грузоподъемных механизмов, указанных в технологических картах.

2.1.19 Складирование деталей и материалов вдоль железнодорожных путей завода разрешается производить не ближе двух метров от наружной головки рельса при высоте груза до 1,2 м, а при большей высоте не ближе 2,5 м.

2.1.20 На стеллажах и столах, предназначенных для складирования деталей и материалов, должны быть четко нанесены предельно допустимые нагрузки.

2.1.21 Стеллажи, столы, шкафы и подставки по прочности должны соответствовать массе укладываемых на них деталей и материалов.

2.1.22 Ширина проходов между стеллажами, шкафами и штабелями должна быть не менее 0,8 м.

2.1.23 Для складирования и транспортирования мелких деталей и заготовок должна быть предусмотрена специальная тара, обеспечивающая безопасную транспортировку и удобную строповку при перемещении кранами.

2.1.24 Транспортирование запасных частей и материалов по междупутьям производить только при отсутствии движущегося подвижного состава.

2.1.25 Перевозимые по междупутьям узлы и детали не должны выступать по ширине за габариты транспортных средств. Груз необходимо укладывать на середину платформы транспортного средства и закреплять в соответствии с техническими условиями погрузки и крепления данного вида груза от возможного скатывания или

падения при движении. Вес перевозимого груза не должен превышать грузоподъемности транспортного средства.

2.1.26 Рамы тележек, их боковины и другие детали во время хранения установить на специальные стеллажи-подставки с деревянными подкладками.

2.1.27 При разборке кузова локомотива снимаемые части крыши, стен, пола хранить на специальных близлежащих оборудованных площадках.

2.1.28 Колесные центры колесных пар на местах их обработки складировать на специальные деревянные подставки с металлическим стержнем в центре при высоте штабеля колесных центров не выше 1,5 м. Между колесными центрами прокладывать деревянные прокладки.

2.1.29 Колесные пары складировать в один ряд. Хранение колесных пар производить в специально отведенном месте в закрепленном состоянии. Площадки для складирования колесных пар оборудовать козловыми кранами. При перекатывании колесных пар по рельсам вручную не допускать нахождение работников завода перед движущейся колесной парой.

2.1.30 Отбракованные колесные пары допускается складировать не более чем в два ряда. Второй ряд должен укладываться перпендикулярно первому ряду колесных пар.

2.1.31 Пути колесного парка оборудовать упорами (стопорами) с двух сторон.

2.1.32 Хранение подшипников необходимо осуществлять согласно ЦТ—330 (п.7 приложения Г), ПКБ ЦТ.06.0073 (п. 130 приложения Г).

2.1.33 При эксплуатации средств оснащения ремонта и средств испытания соблюдать нижеследующие меры безопасности и рекомендации.

2.1.33.1 Требования безопасности при подготовке к ремонту подвижного состава:

— при подаче электровоза в цех нахождение людей на железнодорожных путях, в смотровых канавах, в проемах ворот, внутри передвигаемого электровоза, на лестницах, подножках, а также на крышах передвигаемого локомотива запрещается;

— все детали и узлы подвижного состава после разборки очистить. Очистку узлов и деталей электровоза рекомендуется производить двухстадийную: узел в сборе и затем детали после разборки. Очистку производить в моечных установках (машинах) с применением моющих средств и последующим ополаскиванием водой. Моющие средства не должны вызывать коррозию металлов.

— пневматическое оборудование (кран машиниста, компрессор, кран вспомогательного тормоза, клапаны и др.) защитить от попадания посторонних предметов. Все отверстия воздухопровода, узлов и механизмов пневматического оборудования, поставляемых на сборку электровоза, на время перерывов в монтаже, закрывать пробками или заглушками для предотвращения попадания внутрь посторонних предметов, грязи.

— для снятия внутренних колец роликовых подшипников с вала тягового двигателя применять съемники. Для нагрева колец при снятии использовать индукционные нагреватели.

— смену деталей рессорного подвешивания производить механизированным способом.

— при выкатке подвижного состава из цеха экипажную часть и автосцепку подвижного состава полностью собрать.

— при продувке магистрали во избежание удара соединительным тормозным рукавом необходимо использовать кронштейн для подвески соединительного тормозного рукава или придерживать его рукой у соединительной головки.

— выемку и установку поршня тормозного цилиндра производить при помощи специального приспособления.

— для разборки поршня после извлечения его из тормозного цилиндра необходимо крышкой цилиндра сжать пружину настолько, чтобы можно было выбить штифт головки штока и снять крышку, постепенно отпуская пружину до ее полного разжатия.

— обстукивание корпуса поглощающего аппарата с заклинившимися деталями допускается производить только, если поглощающий аппарат находится в тяговом хомуте с упорной плитой.

— перед свинчиванием двух последних (расположенных по диагонали) гаек со стяжных болтов нижней поддерживающей планки, для снятия с подвижного состава поглощающего аппарата, под планку должен быть подставлен специальный подъемник или другие грузоподъемные механизмы.

— разборку и сборку поглощающего аппарата производить на специальном

стенде.

— при сборке деталей механизма автосцепки для постановки замка на место, нажатие на нижнее плечо собачки для поднятия и направления верхнего плеча производить специальным приспособлением.

— при выемке якоря в вертикальном положении применять рым—болт.

— для установки якорей из вертикального положения в горизонтальное (или наоборот) следует применять специальные кантователи.

— применение стального ударного инструмента при снятии и установке подшипников качения не допускается.

— выпрессовку подшипника с вала производить с помощью специальных съемников и прессов.

— разборку кузова локомотива начинать с крыши, дверей, оконных рам кабины машиниста, поручней, затем стены и пол.

— перед снятием узлов проверить грузозахватные приспособления, правильность строповки и подготовленность узла для снятия, а также места для их установки;

— продувку электрических машин и тяговых электродвигателей электровоза производить в специальных камерах, оборудованных местным отсосом. Нахождение работников в специальной камере во время продувки запрещается;

— выкатку тележек, колесно—моторного блока подъемку кузова, электровоза производить под руководством ответственного лица (бригадира, мастера);

— при выкатывании колесно—моторного блока запрещается находиться в смотровой канаве.

2.1.33.3 Требования безопасности при ремонте экипажной части подвижного состава:

— работами по подъему (опусканию) кузовов локомотива должен руководить мастер или бригадир, ответственный за безопасное производство работ домкратами;

— перед подъемом отцентрировать домкраты по опорам. На опорные поверхности домкратов установить деревянные прокладки толщиной 25 — 30 мм, совпадающие по площади с опорами;

— при использовании для подъема мостовых кранов соблюдать требования п. 2.1.12-2.1.14;

— необходимо наблюдать при подъеме (опускании) кузова за работой домкратов и горизонтальным положением кузова с каждой стороны, работу домкратов осуществлять синхронно;

— при подъеме кузова подвижного состава первоначально поднять на 50 — 100 мм, затем осмотреть тележечное оборудование;

— запрещается находиться в кузове, на крыше и под кузовом подвижного состава при их подъеме (опускании) и выкатке (подкатке) тележек;

— если в процессе подъема необходимо выполнить работы по отсоединению отдельных деталей на тележке под кузовом, то подъем приостановить, подвести тумбы под кузов при использовании домкратов без предохранительных гаек и осуществить необходимые операции. После их выполнения произвести окончательный подъем кузова подвижного состава;

— колесные пары в сборе с тележками и колесные пары, стоящие на железнодорожных путях в цехе, закрепить тормозными башмаками или деревянными клиньями.

— перед перемещением подвижного состава прекратить работы по ремонту экипажной части на крыше, в кузове, в смотровой канаве. Запретить нахождение работников в смотровой канаве;

— при выкатке локомотива из цеха экипажную часть и автосцепку подвижного состава полностью собрать;

— не допускается оставлять инструмент на крыше кузова локомотива.

2.1.33.4 Требования безопасности при ремонте автосцепных устройств локомотива:

— снятие автосцепных устройств с подвижного состава и их постановку производить с помощью специальных подъемников или грузоподъемными кранами, оборудованными специальными приспособлениями.

2.1.33.5 Требование безопасности при ремонте и испытании электрооборудования:

— испытания на электрическую прочность изоляции электровозов (электропробой) проводить в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, ГОСТ 12.3.019 (п. 48 приложения Г), методиками, программами испытаний;

— испытуемые электровозы на испытательной станции электровозов установить и надежно зафиксировать на специально отведенных местах встречно установленными тормозными башмаками;

— производство работ по испытанию и опробованию электрооборудования электровоза под высоким напряжением осуществлять по специально разработанной на заводе инструкции, учитывающей особенности проведения испытания.

— при выполнении работ по проверке и регулировке аппаратов обслуживающий персонал должен стоять на резиновом коврике. Все приборы, используемые при проведении ремонтно-наладочных работ, необходимо располагать на резиновых подставках или ковриках. Обслуживающий персонал должен использовать поверенные приборы.

— работы по наладке электровоза, находящегося под контактным проводом, производить при наличии на нем средств пожаротушения.

— при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике не допускается:

1) подниматься на крышу электровоза;

2) снимать ограждающие защитные приспособления (щиты, кожухи, крышки коллекторных люков машин и прочие ограждения);

3) производить вскрытие, ремонт, регулировку приборов и аппаратов, за исключением случаев, специально оговоренных в инструкции;

4) осматривать и ремонтировать электрическое, механическое и пневматическое оборудование под кузовами, а также прикасаться к кожухам и ящикам подкузовного оборудования, к электрическим аппаратам и вспомогательным машинам в кузове электровоза.

2.1.33.6 Требования безопасности при выполнении сварочных работ:

— баллоны со сжатыми газами, их эксплуатация, транспортирование и хранение должны соответствовать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;

— сварочные работы выполнять сварщиками, выдержавшими испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков, имеющими удостоверение установленного образца.

— при выполнении сварочных работ сварщики и работники, производящие работы с ними обязаны быть в спецодежде, спецобуви и применять другие средства индивидуальной защиты и предохранительные приспособления (защитные очки, щитки) в зависимости от вида сварки и условий ее применения;

— не допускать производство сварочных работы вблизи легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов, а также на расстоянии менее 5 м от свежеокрашенных мест на локомотиве;

— не допускать хранение на сварочном участке керосина, бензина и других легковоспламеняющихся материалов;

— сварочные провода от источника тока до рабочего места сварщика защитить от механических повреждений. Запрещено использовать в качестве обратного провода рельс;

— заземлить корпус стационарной или передвижной сварочной машины, трансформатора, а также свариваемую деталь во все время выполнения сварочных работ;

— для предупреждения воздействия сварочной дуги на другие рабочие места, места выполнения сварки оградить переносными ширмами, щитами или специальными шторами высотой не менее 1,8 м;

2.1.33.7 Требования безопасности при выполнении окрасочных работ:

— все производственные процессы, связанные с окраской локомотива и его деталей, выполнять с соблюдением Правил техники безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта, Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и ГОСТ 12.3.005 (п. 52 приложения Г);

— работы, связанные с окраской локомотива, производить в малярных участках или отделениях, а в случае их отсутствия - на позициях, оборудованных при-точно—вытяжной вентиляцией и противопожарными устройствами или на открытом воздухе при температуре не ниже плюс 5 °С;

— окраску локомотива распылителем производить в малярном участке или отделении, изолированном от соседних помещений завода сплошными несгораемыми перегородками и оборудованном вентиляцией, обеспечивающей на рабочих местах допустимые концентрации паров растворителей и красочной пыли в воздухе, а при отсутствии малярного участка или отделения — на открытом воздухе;

— очистку поверхности ручным или механизированным инструментом следует производить в местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией;

— операции снятия старой краски, сухой очистки поверхностей, подлежащих окраске (дробеструйная, ручным пневмоинструментом) осуществлять в помещении завода, изолированном от общего окрасочного цеха, оборудованном эффективной приточно—вытяжной вентиляцией;

— для очистки и окраски локомотива применять специальные подмости (площадки) стационарного или передвижного типа. Применение в качестве подмостей стремянок с укрепленными на них досками, служащими как настил, запрещает-

— нанесение трафаретов допускается производить с приставных лестниц;

 

2.1.33.8 Требования безопасности при работе на крыше

— при работах на крыше электровоза, при отсутствии предохранительных ограждений, допускаются только лица, прошедшие специальный инструктаж. При работе необходимо пользоваться предохранительным поясом.

— запрещается при работе на крыше, переходить (перебегать, перепрыгивать) с секции на секцию электровоза. При отвертывании болтов крышевого оборудования движение ключа направлять к себе.

— при опробовании токоприемника на подъем запрещается наклоняться

над ним.

— если электровоз стоит под контактным проводом, то находиться на крыше электровоза можно только в случае, когда напряжение в контактном проводе отсутствует и этот провод надежно заземлен с обеих сторон.

— перед началом работы убедиться, что из главных резервуаров и из цепей управления выпущен сжатый воздух, а их краны перекрыты. Однако, во избежание всяких случайностей и связанных с этим травм, стараться не находиться в зоне действия подвижных частей токоприёмников и разъединителей. При работе непосредственно с этими аппаратами предпринять дополнительные меры безопасности, например, повесить предупреждающий плакат «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!» на краны, перекрывающие доступ воздуха к токоприёмникам и главному выключателю.

2.1.33.9 Требования безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей:

— при транспортировке ящиков с элементами аккумуляторной батареи применять грузозахватное приспособление, обеспечивающее надежный захват;

— пробки заливочных отверстий аккумуляторных банок при транспортировке должны быть завернуты;

— необходимо соблюдать осторожность во время крепления перемычек аккумуляторных батарей торцовыми ключами; ручки торцовых ключей изолировать; класть инструмент и металлические детали на батареи запрещается;

— при соединении перемычек и осмотре аккумуляторной батареи непосредственно на локомотиве применять переносные электрические светильники напряжением не выше 12 В, оборудованные неметаллической арматурой. Подводящие провода заключить в резиновые шланги.

2.1.33.10 Требования безопасности при обкатке локомотивов:

— локомотив на обкаточные испытания отправляется полностью отремонтированным, проверенным и удовлетворяющим Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

— обкаточные испытания локомотивов проводить работниками, имеющие право управления локомотивом и прошедшие проверку знаний в соответствии с приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц;

— лица, не причастные к обкаточным испытаниям, на локомотивы не допускаются;

— прежде чем привести в движение локомотив, машинист должен убедиться, что его помощник и лица, присутствующие при обкатке локомотива, находятся на локомотиве и железнодорожный путь следования свободен;

— при движении запрещается находиться на крыше, подножках и других наружных частях, входить и выходить на ходу локомотива;

— приступать к осмотру ходовых частей экипажной части локомотивов в период обкатки следует только после полной его остановки, убедившись в том, что локомотив заторможен. При осмотре локомотива запрещается выходить за пределы середины междупутья;

— при порче в пути каких—либо приборов, находящихся под давлением, изломе кранов, разрыве трубок необходимо немедленно отключить неисправный прибор от источника питания сжатым воздухом;

2.1.34 Меры безопасности при ремонтах ходовой части и тяговых двигателей:

— работы производить при закрепленном от перемещения электровозе. При ремонте (осмотре) не находиться в опасной близости от колес электровоза. При

смене тормозных накладок необходимо закрепить электровоз тормозными накаточны-

ми башмаками и перекрыть разобщительными кранами магистрали тормозных цилиндров тех тележек, на которых производится ремонт.

2.1.35 Администрация ремонтного предприятия должна обеспечить предварительное и периодическое медицинское обследование работников связанных с ремонтом и модернизацией локомотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////