Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2018 году - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2018 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2018 году - часть 10

 

 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

146 

 

Должностные лица Управления, на которых возложены функции по осуществле-

нию  государственного  земельного  надзора,  периодически  участвуют  в  совещаниях 
с главами муниципальных образований по вопросам  взаимодействия Управления Рос-
реестра по Кировской области с органами местного самоуправления. 

В целях профилактики нарушений обязательных требований обеспечивается раз-

мещение на официальном сайте в сети Интернет перечня нормативных правовых актов 
или  их  отдельных  частей,  содержащих  обязательные  требования,  оценка  соблюдения 
которых является предметом государственного земельного надзора, а также текстов со-
ответствующих нормативных правовых актов. Осуществляется информирование насе-
ления о деятельности Управления в рамках осуществления государственного земельно-
го надзора, в том числе о последствиях нарушения земельного законодательства. 

Кроме  того,  госземинспекторами  на  местах  периодически  проводятся  рабочие 

встречи с главами и специалистами администраций по вопросам осуществления госу-
дарственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, рассматри-
ваются  все  изменения,  внесенные  в  законодательство  о  государственном  земельном 
надзоре (контроле). 

Взаимодействие с органами муниципального земельного контроля  

В рамках повышения эффективности взаимодействия с органами муниципального 

земельного контроля на территории области проводится работа по заключению (пере-
заключению)  соглашений  о  взаимодействии  с  органами  местного  самоуправления  по 
осуществлению  государственного  земельного  надзора  и  муниципального  земельного 
контроля. 

На  постоянной  основе  проводится  информирование  органов  муниципального  зе-

мельного контроля о результатах анализа и обобщения практики, а также о выработан-
ных предложениях и рекомендациях. 

Осуществляется  организация  выездных  рассмотрений  дел  об  административных 

правонарушениях по месту совершения правонарушения. 

Проводятся совещания по наиболее актуальным вопросам взаимодействия с вклю-

чением в их программу практических занятий, оказывается подробная консультативная 
помощь на стадии подготовки и непосредственного проведения проверочных мероприя-
тий. 

По мере необходимости осуществляется мониторинг актов органов государствен-

ной  власти  и  органов  местного  самоуправления,  регламентирующих  порядок  осу-
ществления муниципального земельного контроля, и в случае необходимости выработ-
ка предложений по их совершенствованию. 

В  порядке  взаимодействия  с  органами  муниципального  земельного  контроля 

в 2018 году в Управление и территориальные отделы направлены 48 материалов прове-
рок соблюдения земельного законодательства. Нарушители привлечены к администра-
тивной ответственности в виде штрафа на общую сумму 53 тыс. руб.  

В рамках осуществления систематического наблюдения за исполнением требова-

ний  земельного  законодательства  путем  анализа  правовых  актов,  принятых  органами 
местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земель-
ных  участков,  в  2018  году  специалистами  Управления  проверены  2347  актов  органов 
местного самоуправления. Выявлено 34 акта, не соответствующих нормам земельного 
законодательства, по которым внесены предложения об устранении выявленных несо-
ответствий. Все акты приведены в соответствие с действующим законодательством. 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 де-

кабря 2014 года № 1515  «Об  утверждении правил взаимодействия федеральных орга-
нов  исполнительной  власти,  осуществляющих  государственный  земельный  надзор, 
с органами,  осуществляющими  муниципальный  земельный  контроль»  Управлением 
в установленные сроки были согласованы 59 проектов ежегодных планов проверок му-
ниципального земельного контроля в отношении юридических лиц на 2019 год. 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

147 

 

Эффективное  взаимодействие  с  органами  местного  самоуправления  позволило 

сократить долю отказов в возбуждении дел об административном правонарушении на 
10% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.  

Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике 

в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015  №1  «Об  утвержде-
нии Положения о государственном земельном надзоре» осуществляет на землях сель-
скохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется  Федеральным  законом 
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», надзор за соблюдением: 

а) требований  о  запрете  самовольного  снятия,  перемещения  и  уничтожения 

плодородного  слоя  почвы,  а  также  порчи  земель  в  результате  нарушения  правил 
обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей 
и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; 

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв 

от  ветровой,  водной  эрозии  и  предотвращению  других  процессов,  ухудшающих 
качественное состояние земель; 

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из 

земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным 
законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельско-
хозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйствен-
ным производством деятельности; 

г) требований  в  области  мелиорации  земель,  при  нарушении  которых  рассмот-

рение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государствен-
ного земельного надзора; 

г(1)) обязанностей  по  рекультивации  земель  при  осуществлении  строительных, 

мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для 
внутрихозяйственных или собственных надобностей; 

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по вете-

ринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах ком-
петенции,  по  вопросам  соблюдения  требований  земельного  законодательства  и устра-
нения нарушений в области земельных отношений. 

В  структуре  земельного  фонда  Кировской  области  земли  сельскохозяйственного 

назначения  составляют  32,2%,  на  01.01.2018  года  площадь  земель  данной  категории 
составляла  3885,7  тыс.  га,  площадь  сельскохозяйственных  угодий  в  составе  земель 
сельскохозяйственного назначения – 2914,4 тыс. га, в том числе фонд перераспределе-
ния 471,9 тыс. га. Пашня – 2296,1 тыс. га.  

Приоритетной  задачей  Управления  является  вовлечение  земель  сельскохозяй-

ственного назначения в оборот. За 2018 год по итогам контрольно-надзорной деятель-
ности территориального управления Россельхознадзора проконтролированная площадь 
земель составила 112,5 тыс. га, вовлечено в сельскохозяйственный оборот 747,8 га та-
ких земель. 

В  2018  году  штатная  численность  специалистов  отдела  земельного  надзора 

Управления, осуществляющих функции по надзору, на территории Кировской области 
составила 8 государственных гражданских служащих. 

За 2018 год в сфере земельного надзора проведено 334 надзорных мероприятий, 

выявлено 214 нарушений. Наложено штрафов 2 603 тыс. руб. Взыскано 1 141 тыс. руб.  

В  целях  устранения  совершѐнных  правонарушений  выдано  126  предписаний. 

В целях профилактики, с начала года 6 штрафов в отношении юридических лиц были 
заменены на предупреждения, выдано 18 предостережений (таблица 12.3).  

Основные выявляемые нарушения на земельных участках сельскохозяйственного 

назначения, это: 
 

 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

148 

 

Таблица 12.3 

Основные показатели деятельности за 2017–2018 годы 

 

Основные показатели

 

2017 год

 

2018 год

 

Вовлечено неиспользуемых ранее земель сельскохо-
зяйственного назначения в сельскохозяйственный обо-
рот, га 

59,3 

747,8 

Количество плановых и внеплановых проверок  

137 

153 

Количество иных надзорных мероприятий 

141 

181 

Проконтролированная площадь, тыс. га 

90,1 

112,5 

Количество выявленных нарушений, шт. 

111 

214 

Количество составленных протоколов, шт. 

112 

196 

Количество выданных предписаний, шт. 

63 

126 

Выдано предостережений, шт. 

38 

18 

Количество штрафов, замененных ЮЛ и ИП на преду-
преждения, шт. 

Наложено штрафов, тыс. руб. 

2804,8 

2603,4 

Взыскано штрафов, тыс. руб. 

1390,05 

1141,1 

Взыскано вреда окружающей среде, тыс. руб. 

541,029 

613,7 

По материалам Управления по нарушениям на землях 
с/х назначения, доначислено УФНС по Кировской об-
ласти налога, тыс. руб. 

833,7 

2298,3 

 

- зарастание  земель  сорной  и  древесно-кустарниковой  растительностью,  за 

2018 год  выявлено  113  нарушений,  что  составляет  57,7%  от  общего  количества  нару-
шений (ответственность по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ); 

- захламление  земельных  участков  несвойственными  предметами  (ТБО,  горбыль, 

опил, навоз и т.п.). В 2018 году выявлено 11 свалок на площади 3,6 га, ликвидировано 
9 свалок на площади 4,76 га, из них 2, выявленные в 2018 году на площади 0,044 га (от-
ветственность по ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ). В основном нарушители устраняют захламле-
ния земель после привлечения к административной ответственности, выдачи предписа-
ния, либо предостережения; 

- непредставление  в  государственный  орган  (должностному  лицу)  сведений  (ин-

формации),  представление  которых  предусмотрено  законом  и  необходимо  для  осу-
ществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности – 27 нару-
шений (ответственность по ст. 19.7. КоАП РФ); 

- неуплата  штрафов  в  установленный  срок  –  19  нарушений  (ответственность  по 

ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ); 

- воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государ-

ственного контроля (уклонение от проверок) (ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ) – 
13 нарушений; 

- невыполнение  в  установленный  срок  предписаний  федеральных  органов,  осу-

ществляющих  государственный  земельный  надзор,  в  том  числе  в  отношении  земель 
сельскохозяйственного  назначения,  или  их  территориальных  органов  об  устранении 
нарушений земельного законодательства (ответственность по ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ) – 
11 нарушений; 

- неиспользование  земельных  участков  в  сельскохозяйственном  производстве  – 

1 (ответственность по ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ); 

- зарастание  мелиоративных  каналов,  входящих  в  мелиоративную  систему,  дре-

весно-кустарниковой растительностью – 2 (ответственность по ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ; 

- порча земель – 3 нарушения (ответственность по ч. 1 ст. 8.6. КоАП РФ); 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

149 

 

- невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего про-

изводство  по  делу  об  административном  правонарушении  –  3  (ответственность 
по ст. 17.7 КоАП РФ); 

- непринятие  мер  по  устранению  причин  и  условий,  способствовавших  соверше-

нию административного правонарушения – 1 (ответственность по ст.19.6 КоАП РФ). 

Причинами нарушений являются: 
- незнание требования законодательства Российской Федерации, в том числе обя-

зательных требований по охране почв и воспроизводству плодородия земель; 

- недостаток у поднадзорных субъектов финансовых, материальных, технических 

ресурсов; 

- цель  приобретения  участка  не  всегда  совпадает  с  назначением  участка,  то  есть 

для ведения сельскохозяйственного производства. 

Отделом земельного надзора ведется работа по возмещению вреда окружаю-

щей среде

 

Возмещение вреда окружающей среде – это вред, нанесенный правонарушителем 

земле, как природному объекту в результате совершения им земельного правонаруше-
ния. 

Компенсация вреда окружающей среде, причинѐнного нарушением законодатель-

ства  в  области  охраны  окружающей  среды,  осуществляется  добровольно,  либо по  ре-
шению  суда  или  арбитражного  суда.  Срок  для  подачи  таких  исков  в  суд  составляет 
20 лет. 

Распространенным нарушением на территории Кировской области и Удмуртской 

Республике  является  самовольное,  то  есть  без  разрешительных  документов  и  проекта 
рекультивации, снятие и перемещение плодородного слоя почвы, например, 09.10.2018 
Арбитражным  судом  Ростовской  области  удовлетворено  исковое  заявление  Управле-
ния к ООО «Союз-Телеком» о взыскании 2,4 млн рублей ущерба, причиненного почвам 
как объекту окружающей среды. Данной организацией в июле 2016 года незаконно бы-
ли  произведены  земляные  работы  по  выемке  кабеля  на  поле  сельскохозяйственного 
назначения, находящемся в собственности другого лица в Сунском районе Кировской 
области. В ноябре 2016 года ООО «Союз-Телеком» признано виновным в совершении 
административного правонарушения по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ и назначен штраф 
в размере 40 тыс. рублей, в феврале 2018 года в адрес общества была направлена пре-
тензия с предложением в добровольном порядке возместить вред на сумму 2,4 млн руб-
лей,  которая  оставлена  без  внимания.  Следствием  чего  стало  обращение  Управления 
с исковым заявлением в суд. 

Также,  это  могут  быть  действия  граждан  по  уничтожению  плодородного  слоя 

почвы, например, 05.07.2018 Арбитражный суд Кировской области удовлетворил иско-
вые требования Управления о взыскании с АО «КЧУС» 4,5 млн рублей ущерба, причи-
ненного  сельхозземлям  ЗАО  племенной  завод  «Октябрьский»  Куменского  района  Ки-
ровской  области.  В  результате  проезда  строительной  техники,  принадлежащей 
АО «КЧУС», плодородный слой почвы земель сельскохозяйственного назначения под-
вергся значительному повреждению (порче), что подтвердилось результатами исследо-
вания почвенных  проб. 16.03.2017 постановлением Ленинского районного суда г. Ки-
рова АО «КЧУС» признано виновным по ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ с назначением штрафа 
в размере 40 тыс.

 

рублей, что послужило основанием для дальнейшего взыскания вре-

да. 

За 2018 год по материалам отдела земельного надзора Управления всего рассмот-

рено 58 дел в судах общей юрисдикции, из них вынесено 42 решения в пользу Управ-
ления, 16 решений судами вынесено в пользу юридических лиц и граждан. 

Систематически  сотрудники  Управления  участвуют  в  совещаниях  с  органами 

государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам взаимодей-
ствия,  осуществления  муниципального  земельного  контроля  и  государственного  зе-

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

150 

 

мельного надзора. С участием представителей бизнеса дважды в течение года проведен 
Совет  по  малому  предпринимательству,  где  освещены  вопросы  земельного  законода-
тельства, даны ответы на поставленные вопросы. Организован и проведен круглый стол 
отделом  земельного  надзора  с  министерствами  и  ведомствами,  при  участии  Ассоциа-
ция «Совет муниципальных образований» по вопросам сбора и вывоза мусора с терри-
тории  населенных  пунктов;  начальник  отдела  земельного  надзора  приняла  участие 
в видеоконференции со всеми администрациями Кировской области по вопросам  уси-
ления взаимодействия по муниципальному земельному контролю, а также в кустовом 
совещании Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области». Ак-
тивно проводится разъяснительная консультационная работа. 

В Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республи-

ке в 2018 году всего направлено на согласование 22 (двадцать два) проекта планов про-
ведения  проверок  органами  местного  самоуправления  муниципального  земельного 
контроля на 2019 год в отношении 170 (ста семидесяти) земельных участков. Практи-
чески все проверки запланированы на землях населенных пунктов. 

На землях сельскохозяйственного назначения Администрацией Вятскополянского 

района  Кировской  области  запланирована  единственная  проверка  юридического  лица 
по двум земельным участкам, которая Управлением согласована. Также администраци-
ей  Спас-Талицкого  сельского  поселения  Оричевского  района  Кировской  области  за-
планирована  1  проверка  в  отношении  земельного  участка  гражданина,  которая  также 
согласована. 

В  сфере  государственного  земельного  надзора  Управлением  проводится  систем-

ная работа в рамках соглашения о взаимодействии с УФНС по Кировской области по 
ежеквартальному  направлению  информации  о  привлечении  нарушителей  к  админи-
стративной ответственности. В свою очередь налоговая служба производит доначисле-
ние  земельного  налога  в  отношении  недобросовестных  правообладателей  земельных 
участков с 0,3% до 1,5%. За 2017 год по материалам Управления Россельхознадзора на 
территории Кировской области доначислено налога на сумму 2 298,3 тыс. рублей. 

Также, в целях исполнения п. 23 Постановления Правительства РФ от 31.12.2015 

№ 1532,  в  рамках  Соглашения  об  информационном  взаимодействии  осуществляется 
взаимодействие  с  Управлением  Росреестра  по  Кировской  области.  Указанным  Согла-
шением  регламентировано  направление  управлением  Россельхознадзора  в  территори-
альный  орган  Росреестра  сведений  о  нарушениях земельного  законодательства,  выяв-
ленных  в  рамках  проверок  и  возбужденных  дел,  а  также  сведений  об  устраненных 
нарушениях  земельного  законодательства.  В  2018  году  направлена  информация  по 
123 участкам,  расположенным  на  территории  Кировской  области  и  используемых 
с нарушением земельного законодательства. Сведения о выявленных нарушениях в от-
ношении  данных  сельхозземель  внесены  в  Единый  государственный  реестр  недвижи-
мости. 

 

Федеральный государственный экологический надзор 

(Управление Росприроднадзора по Кировской области) 

 

За  2018  год  Управлением  Росприроднадзора  по  Кировской  области  (далее  –

Управление проведено 183 проверки (18 плановых и 165 внеплановых), в ходе которых 
было  проверено  99 хозяйствующих  субъектов,  проведено  112 рейдовых  осмотров,  об-
следовано 36 районов Кировской области. 

В  ходе  осуществления  надзора  Управлением  выявлено  175  нарушений  природо-

охранного законодательства (из них в ходе плановых проверок – 92, при внеплановых – 
64, рейдовых осмотрах – 19). Устранено 42 нарушения с учетом переходящих, состав-
лены протоколы об административном правонарушений по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, мате-
риалы дел направлены в суды на рассмотрение.  

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

151 

 

За 2018 год Управлением выдано 116 предписаний, выполнено 32. За невыполне-

ние в установленный срок законных предписаний в 2018 году составлено и направлено 
в суды 75 протоколов по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. По решению судов взыскано 27 штра-
фов на сумму 172 тыс. рублей. 

Доля водопользователей, снизивших массу загрязняющих  веществ в сточных во-

дах, в общем числе проверенных водопользователей, превышающих нормативы загряз-
няющих веществ в сточных водах составила 50%. 

Доля  хозяйствующих  субъектов,  снизивших  массу  загрязняющих  веществ  в  вы-

бросах в атмосферный воздух, в общем числе проверенных хозяйствующих субъектов 
составила 23,07%. 

Управлением за 2018 год рассмотрено 472 дела об административных правонару-

шениях, привлечено к административной ответственности 519 лиц, в том числе: 

352 юридических; 
113 должностных; 
46 физических; 
8 индивидуальных предпринимателей. 
За 2018 год наложено 304 штрафа на сумму 14 235,3 тыс. рублей. Всего взыскано 

210 штрафов, с учетом переходящих, на сумму 7 845,46 тыс. рублей. 

За  несвоевременную  уплату  административного  штрафа,  в  соответствии  с  ч.  1 

ст. 20.25  КоАП  РФ,  66  протоколов  направлены  в  суды.  Взыскано  по  решению  судов 
12 штрафов на сумму 1 970,323 тыс. рублей. 

За отчетный период Управлением внесено 65 представлений об устранении при-

чин  и  условий,  способствовавших  совершению  административных  правонарушений, 
в том числе 55 на юридических и 10 на должностных лиц. Выполнено 73 представле-
ний с учетом переходящих с 2017 года. 

Управлением предъявлено 3 претензии о возмещении ущерба (вреда), причинен-

ного  окружающей  среде,  на  сумму  39,87  тыс.  рублей.  Взыскано  ущербов  на  сумму 
60,922 тыс. рублей с учетом переходящих. 

Направлено в суд пять дел по приостановлению или ограничению хозяйственной 

деятельности по статье 8.2 КоАП РФ (ООО «НИИ СВТ», ООО «Ирина», МУП «Лес», 
ООО «Исток», УК «Дом Сервис»). Судами Кировской области вынесено четыре реше-
ния о приостановке деятельности в отношении ООО «Ирина» (5 суток), МУП «Лес» (30 
суток), ООО «Исток» (3 суток), ООО «НИИ СВТ» (30 суток). 

По состоянию на  1 января 2019 года в Управление поступило 2534 заявки о по-

становке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую сре-
ду от 822 юридических лиц, выдано 728 свидетельств. 

За 2018 год с участием Управления Росприроднадзора по Кировской области рас-

смотрено 188 судебных дел. 

Управлением предъявлено 3 претензии о возмещении ущерба (вреда), причинен-

ного окружающей среде, на сумму 39,762 тыс. рублей в отношении ООО «Кирсинская 
теплоснабжающая  компания»,  МУП  ЖКХ  «Водоканал»  Омутнинского  района 
и ОАО «КЗ ОЦМ». Ущербы возмещены в добровольном порядке. 

В 2018 году в Арбитражном суде Кировской области рассматривалось исковое за-

явление к АО «КЧУС» о возмещении вреда (ущерба), причиненного почвам, как ком-
поненту окружающей среды на сумму 23 555,8 тыс. рублей. Постановлением Второго 
арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 требование о взыскании вреда, при-
чиненного почвам, удовлетворено в полном объеме. 

Государственный  надзор  за  геологическим  изучением,  рациональным  ис-

пользованием и охраной недр

 

За 2018

 

год проведено 15 проверок, в том числе 5 плановых и 10 внеплановых. 

 

 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

152 

 

В ходе контрольных мероприятий выявлено 6 нарушений, выдано 4 предписания. 

Устранено 6 нарушений, выполнено 5 предписаний с учетом переходящих за предыду-
щие годы. 

По результатам проверок предписаний установлено: 
1. ООО «Аквадобыча» получено положительное экспертное заключение Росгеол-

экспертизы от 24.09.2018 № 118-02-17/2018 на Проект на проведение работ  «Разведка 
Бутырского месторождения минеральных подземных вод, расположенного в 350 м се-
веро-восточнее  д.  Бутырки  Оричевского  района  Кировской  области».  Данные  работы 
зарегистрированы в Государственном реестре работ по геологическому изучению недр 
10.10.2018 № ПФО-01-01-09/2001. Объекту работ присвоен государственный регистра-
ционный номер 33-18-615. В соответствии с утвержденным календарным планом про-
екта па разведку и сведениями, внесенными в Государственный реестр работ по геоло-
гическому  изучению  недр,  окончание  работ  по  разведке  месторождения  планируется 
в IV квартале 2019 года. 

2. Тужинский МУП «Коммунальщик» и СПК колхоз «Искра» досрочно прекрати-

ли право пользования недрами. 

Государственными  инспекторами  составлено  28  протоколов  об  административ-

ном  правонарушении,  из  них  передано  на  рассмотрение  в  суд  –  8.  Управлением  рас-
смотрено 17 административных дел, из них выдано 6 предупреждений, наложено адми-
нистративных штрафов – 11. Судами рассмотрено административных дел по протоко-
лам, составленными Управлением  – 9, из них: вынесено 6 постановлений о привлече-
нии к административной ответственности, прекращено 3 производства. 

По  материалам  проверок  Управления  к  административной  ответственности  при-

влечено 12 лиц, из них: 8 юридических, 4 должностных лица в виде штрафов на сумму 
4 415 тыс. рублей. 

Взыскано 7 административных штрафов на сумму 2 601 тыс. рублей (с учетом пе-

реходящих с прошлых лет). 

В 2018 году за неуплату административного штрафа в срок составлено 3 протоко-

ла по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. 

Внесено  на  юридических  и  должностных  лиц  9  представлений  об  устранении 

причин  и  условий,  способствовавших  совершению  административного  правонаруше-
ния. Все представления выполнены. 

Государственный  надзор  в  области  использования  и  охраны  водных  объек-

тов

 

За  2018  год  проведено  28  проверок,  в  том  числе  7  плановых  и  21  внеплановая. 

Выполнено 40 рейдовых осмотров. 

В ходе контрольных мероприятий выявлено 59 нарушений, выдано 39 предписа-

ний. Устранено 7 нарушений, выполнено 4 предписания. 

В  ходе  проверок  по  выполнению  ранее  выданных  предписаний  об  устранении 

нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений при-
родоохранных требований установлено: 

1. ОАО «КЗОЦМ» выполнен перечень мероприятий, направленных на устранения 

нарушений требований природоохранного законодательства в части обеспечения недо-
пущения  попадания  сточных  вод  с  территории  предприятия,  содержащих  загрязняю-
щие вещества, в водный объект, на общую сумму более 15 млн рублей. В перечень ме-
роприятий входит: проведение модернизации сбросного коллектора, техническое пере-
вооружение комплекса очистных сооружений промышленных и ливневых стоков. 

В результате обеспечено недопущение попадания загрязняющего вещества – цин-

ка в сточных водах в р. Вятка. 

2. ООО  «ГалоПолимер  Кирово-Чепецк»  выполнило  комплекс  водоохранных  ме-

роприятий,  направленных  на  обеспечение  нормативного  качества  вод  в  контрольном 
створе р. Елховка:  

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

153 

 

- включение  в  работу  локальной  установки  очистки  вод  производства  фторполи-

меров;  

- техническое перевооружение установки очистки ртутьсодержащих сточных вод; 
- техническое перевооружение охлаждаемого водооборотного цикла. 
В результате снижен сброс загрязняющих веществ в р. Елховка. 
Государственными  инспекторами  составлено  246  протоколов  об  административ-

ных  правонарушениях,  из  них  70  передано  на  рассмотрение  в  суд.  Управлением  рас-
смотрено  182  административных  дела,  из  них  выдано  44  предупреждения,  наложено 
117  административных  штрафов.  Рассмотрено  административных  дел  судами  по  про-
токолам, составленными Управлением – 52, из них вынесено постановлений о привле-
чении к административной ответственности – 32, прекращено производств – 20. 

По  материалам  проверок  Управления  к  административной  ответственности  при-

влечено 142 лица, из них: 90 юридических, 18 должностных лица, 33 граждан и 1 инди-
видуальный предприниматель в виде штрафов на сумму 4 518 тыс. рублей. 

Взыскано 93 административных штрафа на сумму 2 317 тыс. рублей (с учетом пе-

реходящих с прошлых лет).  

В 2018 году за неуплату административного штрафа в срок составлено 33 прото-

кола по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. 

Управлением предъявлены 2 претензии о возмещении ущерба (вреда), причинен-

ного окружающей среде, на сумму 6,012 тыс. рублей в отношении ООО  «Кирсинская 
теплоснабжающая компания», МУП ЖКХ «Водоканал» Омутнинского района. Ущербы 
возмещены в добровольном порядке. 

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

 

За 2018 год проведено 39 проверок, в том числе 18 плановых и 21 внеплановая.  
В ходе контрольных мероприятий выявлено 51 нарушение, выдано 35 предписа-

ний. Устранено 17 нарушений, выполнено 12 предписаний.  

Так, по результатам проверок по выполнению предписаний Управления:  
1. ООО КЧЗ «Агрохимикат» 
 - получено  разрешение,  на  основании  которого  предприятие  осуществляет  вы-

брос вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источни-
ками; 

- для промплощадки (613048, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Производ-

ственная, д. 6) проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ. На основа-
нии проекта установлены нормативы ПДВ для 74 загрязняющих веществ, выбрасывае-
мых в атмосферный воздух от источников выброса ООО «КЧЗ «Агрохимикат». 

2. ООО «ДИОН»  
- заведен  реестр  эксплуатируемых  газоочистных  установок  (ГОУ),  содержание 

которого соответствует требованиям п. 17 Правил эксплуатации установок очистки га-
за, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской 
Федерации от 15.09.2017 № 498 (далее – ПЭУ);  

 - нанесены регистрационные номера на корпуса ГОУ  для улавливания паров, га-

зов из сборника варочной смеси при сдувках воздуха и газов гидролизаторов; установ-
ки улавливания выбросов из циклон-сцеж, устройства с кольцевой тарельчатой насад-
кой

 

дрожжерастительного аппарата № 14, присвоенные в соответствии

 

с

 

реестром

 

ГОУ;  

- для  каждой  эксплуатируемой  ГОУ  утверждена  программа  проведения  техниче-

ского  обслуживания,  технического  осмотра,  проверки  показателей  работы  эксплуати-
руемых ГОУ; 

- содержание  паспортов  ГОУ  приведено  в  соответствие  п.п.  32  и  33  ПЭУ  (в  пас-

порт ГОУ с инв. номерами 1679, 1987 включены сведения об изготовителе ГОУ; указа-
ны актуальные наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахож-
дения)  юридического  лица,  осуществляющего  эксплуатацию  ГОУ;  указаны  сведения 
о должностном  лице,  ответственном  за  эксплуатацию  ГОУ;  на  схемах  отмечены  раз-

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

154 

 

мещение и характеристики мест отбора проб, необходимых для определения фактиче-
ской эффективности работы ГОУ; приложены технические документы по эксплуатации 
КИП  и  автоматики,  приборов  измерения  параметров  отходящих  газов,  необходимых 
для определения фактической эффективности работы ГОУ; указана информация о спо-
собах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) 
обезвреживания выбросов). 

3. ООО «Советская агрофирма» 
- организован 

производственный 

экологический 

контроль. 

Приказом 

от 27.08.2018  № 155  назначено  должностное  лицо,  ответственное  за  осуществление 
производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха. 
Сведения  об  источниках  выброса  вредных  (загрязняющих)  веществ  скорректированы 
и актуализированы:  очистные  сооружения  исключены,  что  подтверждается  заявкой 
о постановке  объекта,  оказывающего  негативное  воздействие  на  окружающую  среду, 
на государственный учет. 

Государственными  инспекторами  составлено  159  протоколов  об  административ-

ном правонарушении, из них передано на рассмотрение в суд  – 45. Управлением рас-
смотрено 109 административных дел, из них выдано 44 предупреждения, наложено ад-
министративных штрафов – 52. Рассмотрено административных дел судами по прото-
колам, составленными Управлением – 32, из них вынесено постановлений о привлече-
нии к административной ответственности – 26, прекращено производств – 6. 

По  материалам  проверок  Управления  к  административной  ответственности  при-

влечено 72 лица, из них: 48 юридических, 24 должностных лиц в виде штрафов на сум-
му 2 571 тыс. рублей. 

Взыскано  47  административных  штрафов  на  сумму  1 067  тыс.  рублей  (с  учетом 

переходящих с прошлых лет). 

В 2018 году за неуплату административного штрафа в срок составлено 22 прото-

кола по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. 

Государственный надзор в области обращения с отходами

 

Управлением  за  2018  год  проведено  43  проверки,  в  том  числе  18  плановых 

и 25 внеплановых. Выполнен 41 рейдовый осмотр. 

В ходе контрольных мероприятий выявлено 56 нарушений, выдано 37 предписа-

ний. Устранено 12 нарушений, выполнено 11 предписаний. 

По результатам проверок по выполнению предписаний Управления 
1. ООО «Советская агрофирма»: 
- разработан  и  утвержден  генеральным  директором  паспорт  отхода  «фильтры 

очистки масла автотранспортных средств отработанных» (ФККО 92130201523); 

- представлен договор от 01.10.2018 № 05-05/18 с МУП «Коммунсервис» (лицен-

зия 43 № 00156 от 17.11.2016) на передачу мусора от офисных и бытовых помещений 
организаций несортированного (исключая крупногабаритный); 

- представлены журналы учета за 2 и 3 кварталы 2018 года, содержащие сведения 

о  движении  отходов  «зола  от  сжигания  древесного  топлива  практически  неопасная» 
(ФККО  61190002405),  «лом  и  отходы,  содержащие  незагрязненные  черные  металлы 
в виде изделий, кусков, несортированные» (ФККО 46101001205) и «лом и отходы изде-
лий  из  полиамида  незагрязненные»  (ФККО  43417101205)  в  соответствии  с  формой, 
установленной  приказом  Минприроды  России  от  01.09.2011  № 721  «Об  утверждении 
Порядка учета в области обращения с отходами». 

За  2018  год  внесено  на  юридических  и  должностных  лиц  16  представлений  об 

устранении  причин  и  условий,  способствовавших  совершению  административного 
правонарушения. Выполнено 23 представления с учетом переходящих за 2017 год. 

Государственными  инспекторами  составлено  222  протокола  об  административ-

ных правонарушениях, из них передано на рассмотрение в суд – 65. Управлением рас-
смотрено 150 административных дел, из них выдано 96 предупреждений, наложено ад-

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

155 

 

министративных штрафов – 45. Судами рассмотрено административных дел по прото-
колам, составленными Управлением – 59, из них вынесено постановлений о привлече-
нии к административной ответственности – 38, прекращено производств – 21. 

По  материалам  проверок  Управления  к  административной  ответственности  при-

влечено 67 лиц, из них: 49 юридических, 15 должностных лиц, 3 – граждан и индивиду-
альных предпринимателей в виде штрафов на сумму 2 551,5 тыс. рублей. 

Взыскан 51 административный штраф на сумму 1 515 тыс. рублей (с учетом пере-

ходящих с прошлых лет). 

Управлением  в  2018  году  проведен  41  рейдовый  осмотр  по  выявлению  наруше-

ний законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. 

В 2018 году за неуплату административного штрафа в срок составлено 8 протоко-

лов по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. 

Так, по материалам рейдовых осмотров по ст. 8.2 КоАП РФ по факту несоблюде-

ния  требований  при  обращении  с  отходами  производства  и  потребления  привлечено 
9 юридических лиц, 1 должностное лицо и 1 индивидуальный предприниматель. 

В отношении ООО «Исток» и МУП «Лес» судами Кировской области по материа-

лам дел Управления вынесено 2 решения о приостановке деятельности: ООО «Исток» 
(3 суток) и МУП «Лес» (30 суток). 

Государственный земельный надзор

 

За  2018  год  проведено  19  проверок,  в  том  числе  18  плановых  и  1  внеплановая. 

Выполнено 20 рейдовых осмотров.  

В ходе контрольных мероприятий выявлено 3 нарушения, выдано 1 предписание.  
Государственными  инспекторами  составлено  14  протоколов  об  административ-

ных правонарушениях, из них передано на рассмотрение в суд  – 2. Управлением рас-
смотрено 13 административных дел, из них выдано 1 предупреждение, наложено адми-
нистративных штрафов – 11. 

По  материалам  проверок  Управления  к  административной  ответственности  при-

влечено 11 лиц, из них: 3 юридических, 2 должностных лица, 5 граждан и 1 индивиду-
альный предприниматель в виде штрафов на сумму 179,5 тыс. рублей. 

Взыскано 12 административных штрафов на сумму 344,399 тыс. рублей (с учетом 

переходящих с прошлых лет). 

Управлением предъявлена 1 претензия о возмещении  ущерба (вреда), причинен-

ного  окружающей  среде,  на  сумму  33,75  тыс.  рублей  в  отношении  ОАО  «КЗОЦМ». 
Ущерб возмещен в добровольном порядке. 

В органы МВД России по Кировской области Управлением направлены материа-

лы по трем рейдовым осмотрам для принятия решения по возбуждению уголовных дел. 

 

Государственный (региональный) экологический надзор  

(министерство охраны окружающей среды Кировской области) 

 

Министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее – министер-

ство)  является  исполнительным  органом  государственной  власти  Кировской  области 
межотраслевой  компетенции,  проводящим  государственную  политику  и  осуществля-
ющим  управление  в  сфере  осуществления  государственного  экологического  надзора, 
государственного надзора за объектами животного мира и средой их обитания в соот-
ветствии  с  полномочиями  области,  установленными  Конституцией  Российской  Феде-
рации,  федеральными  конституционными  законами,  федеральными  и  областными  за-
конами. 

Координацию деятельности министерства охраны окружающей среды в вопросах 

осуществления  регионального  государственного  экологического  надзора  выполняет 
заместитель  министра,  который  одновременно  по  должности  является  главным  госу-
дарственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды. 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

156 

 

Согласно  утвержденной  в  установленном  порядке  структуры  министерства  осу-

ществление функций регионального государственного экологического контроля (надзо-
ра) обеспечивает управление государственного экологического надзора. 

В  целях  организации  деятельности  государственных  инспекторов  министерства 

в управлении государственного экологического надзора сформирована инфраструктура 
межрайонных  государственных  инспекторов  (отдел  межрайонного  государственного 
экологического  надзора),  обеспечивающая  их  деятельность  по  подведомственным  му-
ниципальным  районам  (территориальным  округам).  Межрайонные  государственные 
инспекторы  непосредственно  дислоцированы  в  г. Вятские  Поляны,  г. Омутнинск, 
г. Яранск и пгт Подосиновец. 

Местонахождение областного аппарата министерства: 610002, г. Киров, ул. Крас-

ноармейская, д. 17. 

Согласно  утвержденной  в  установленном  порядке  структуры  министерства  осу-

ществление функций государственного надзора за объектами животного мира и средой 
их обитания обеспечивает управление охраны и использовании животного мира, отдел 
охотничьего контроля и надзора. 

Основные  и  вспомогательные  (обеспечительные)  функции  органа  управле-

ния в сфере отношений, связанных с осуществлением государственного надзора 

Данные функции определены положением о министерстве (утверждено постанов-

лением  Правительства  Кировской  области  от  24  августа  2015  года  № 56/535  «Об 
утверждении  Положения  о  министерстве  охраны  окружающей  среды  Киров-
ской области»), а также положениями об управлении государственного экологического 
надзора, управлении охраны и использования животного мира. 

Министерство  выполняет  государственные  функции  по  осуществлению  регио-

нального государственного экологического надзора объектов хозяйственной и иной де-
ятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, 
федеральному государственному надзору в области охраны, воспроизводства и исполь-
зования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской обла-
сти, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на 
особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на 
территории Кировской области включая: 

Основные  функции

  в  сфере  отношений,  связанных  с  осуществлением  государ-

ственного надзора: 

- организация  и  осуществление  регионального  государственного  экологического 

надзора  за  геологическим  изучением,  рациональным  использованием  и  охраной  недр 
в отношении  участков  недр,  содержащих  месторождения  общераспространенных  по-
лезных ископаемых, а также участков недр местного значения; 

- организация  и  осуществление  регионального  государственного  экологического 

надзора в области охраны атмосферного воздуха; 

- организация  и  осуществление  регионального  государственного  экологического 

надзора в области обращения с отходами (кроме радиоактивных); 

- организация  и  осуществление  регионального  государственного  экологического 

надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий 
регионального значения; 

- организация  и  осуществление  регионального  государственного  экологического 

надзора в области использования и охраны водных объектов; 

- осуществление  контроля  за  соблюдением  законодательства  об  экологической 

экспертизе  при  осуществлении  хозяйственной  и  иной  деятельности  на  объектах,  под-
лежащих  государственному  экологическому  надзору,  за  исключением  объектов,  под-
лежащих федеральному государственному экологическому надзору; 

- осуществление федерального государственного охотничьего надзора; 

 

 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

157 

 

- осуществление  федерального  государственного  надзора  в  области  охраны,  вос-

производства и использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим 
и водным биологическим ресурсам, и среды их обитания на территории Кировской об-
ласти, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на 
особо охраняемых природных территориях федерального значения; 

- осуществление  контроля  за  использованием  капканов  и  других  устройств,  ис-

пользуемых при осуществлении охоты; 

- осуществление контроля за оборотом продукции охоты. 

Вспомогательными (обеспечительными) функциями

  в  сфере  отношений,  свя-

занных  с  осуществлением  регионального  государственного  экологического  надзора, 
федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и исполь-
зования объектов животного мира и среды их обитания на территории Кировской обла-
сти, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на 
особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на 
территории Кировской области являются: 

- предъявление  в  установленном  законом  порядке  исков  о  возмещении  ущерба 

(вреда), причиненного окружающей среде; 

- обращение в суды с требованием об ограничении, о приостановлении или о пре-

кращении  деятельности  юридических  лиц,  осуществляемой  с  нарушением  законода-
тельства в области охраны окружающей среды и природопользования; 

- выдача  юридическим  лицам  и  их  должностным  лицам,  индивидуальным  пред-

принимателям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений обяза-
тельных требований в области охраны, воспроизводства и использования объектов жи-
вотного мира и среды их обитания, а также о проведении мероприятий по обеспечению 
предотвращения вреда объектам животного мира; 

- составление  протоколов  об  административных  правонарушениях,  связанных 

с нарушением законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей 
среды и природопользования, в области охраны, воспроизводства и использования объ-
ектов  животного  мира и  среды  их  обитания, рассмотрение  дел  об  указанных  админи-
стративных

 

правонарушениях

 

и принятие мер по предотвращению таких нарушений; 

- направление  в  уполномоченные  органы  материалов,  связанных  с  нарушением 

законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и при-
родопользования,  в  области  охраны,  воспроизводства  и  использования  объектов  жи-
вотного  мира  и  среды  их  обитания,  для  решения  вопросов  о  возбуждении  уголовных 
дел по признакам преступлений; 

- предъявление  исков  физическим  и  юридическим  лицам  о  взыскании  средств 

в счет возмещения ущерба, нанесенного объектам животного мира вследствие наруше-
ния законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и ис-
пользования объектов животного мира и среды их обитания. 

Проведение контрольно-надзорных мероприятий министерством в 2018 году 

Согласно  штатному  расписанию  министерства  охраны  окружающей  среды  Ки-

ровской области численность государственных инспекторов составляет – 36 ед. Факти-
ческая  численность  сотрудников,  осуществляющих  региональный  государственный 
надзор, составляет 26 ед. (укомплектованность штатной численности – 72%). 

В течение 2018 года государственными инспекторами министерства в отношении 

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 753 контроль-
но-надзорных  мероприятия,  включающих:  105  плановых  проверок,  131  внеплановую 
проверку  и  517  проверок  совместно  с  прокуратурами  районов,  работниками  УМВД 
России по Кировской области, контрольно-надзорные мероприятия в отношении физи-
ческих лиц (рейдовые выезды). Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных 
предпринимателей  в  2018  году  министерством  проводились  с  применением  риск-
ориентированного подхода. 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

158 

 

Общее  количество  контрольно-надзорных  мероприятий,  по  итогам  проведения 

которых в связи с выявлением фактов нарушения природоохранного законодательства 
возбуждены дела об административных правонарушениях, составило 662 ед. 

Общее количество административных наказаний, наложенных государственными 

инспекторами министерства по итогам контрольно-надзорных мероприятий составило 
493 процессуально завершенных производств. 

Общая  сумма  административных  штрафов,  наложенных  государственными  ин-

спекторами министерства на виновных лиц, составила 8019 тыс. рублей. 

Сумма  уплаченных  (взысканных)  административных  штрафов  составила 

2949 тыс. рублей. Направлено 102 постановления судебному приставу для исполнения 
на сумму 2513 тыс. рублей. 

Управлением государственного экологического надзора внесено 122 представле-

ния об устранении причин и условий, способствовавших совершению административ-
ных правонарушений. 

Министерством  ведется  контроль  за  исполнением  выданных  предписаний  и  по-

становлений  о  назначении  административного  наказания.  В  случае  их  неисполнения, 
возбуждаются дела об административных правонарушениях, соответствующие матери-
алы направляются на рассмотрение мировым судьям и судебным приставам для прину-
дительного взыскания задолженности. В 2018 году направлено таких материалов: ми-
ровым судьям – 9; судебным приставам для принудительного исполнения – 102. 

При  осуществлении  контрольно-надзорных  функций  в  отношении  физических 

лиц осуществлялось взаимодействие в виде обмена информацией со следующими орга-
нами  государственного  контроля:  УМВД  по  Кировской  области  (совместные  рейды); 
Росрыболовство  (сообщения  о  выявленных  нарушениях,  обмен  информацией),  мини-
стерство  лесного  хозяйства  Кировской  области  (сообщение  о  выявленных  правонару-
шениях, обмен информацией), государственная инспекция по контролю за использова-
нием маломерных судов (сообщение о выявленных правонарушениях, обмен информа-
цией),  Кировская  межрайонная  природоохранная  прокуратура  (сообщение  о  выявлен-
ных правонарушениях, обмен информацией), Управления Росприроднадзора по Киров-
ской области, Управление Роспотребнадзора по Кировской области, Кировский филиал 
ФГУ  «Территориальный  фонд  геологической  информации  по  Приволжскому  феде-
ральному округу», Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской 
Республике, Федеральная налоговая служба УФНС России по Кировской области. 

В 2018 году при осуществлении министерством контрольно-надзорных функций 

в отношении  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  осуществлялось 
взаимодействие с Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой (должност-
ные лица министерства привлекались прокуратурой в качестве специалистов при про-
ведении проверки ООО «Радужнинский завод ЖБИ», ООО «Арбита СП», ООО «Афи-
на»  г.  Киров  по  вопросу  обращения  с  отходами  I,  II  класса  опасности,  АО  «Гордор-
мострой», ООО «САХ», МУП «Нововятич» по соблюдению требований природоохран-
ного законодательства при складировании снежных масс, в рамках рассмотрения обра-
щений  по  факту  ограничения  свободного  доступа  к  водному  объекту  Корюгинский 
пруд  на  р. Плоская  Слободского  района  Кировской  области,  по  вопросу  нарушения 
условий действующей лицензии на право пользования недрами ООО «ВКУ» Орловско-
го района Кировской области, по факту незаконной добычи полезных ископаемых не-
установленными лицами в п. Сидоровка Первомайского района г. Кирова, по вопросу 
выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный  воздух  ООО  «Вятка-Цемент», 
ООО «Киров-Минерал»  Советский район Кировской области, по факту сброса загряз-
няющих веществ в водный объект – болото Моховое ООО  «Кирсинская теплоснабжа-
ющая компания», по вопросу размещения несанкционированной свалки ТБО в г. Киро-
ве). 

 

 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

159 

 

Проведение государственного регионального экологического надзора 

В  течение  2018  года  государственными  инспекторами  управления  государствен-

ного экологического надзора министерства в отношении юридических лиц и индивиду-
альных  предпринимателей  проведено  200  проверок,  из  них  плановых  –  85,  внеплано-
вых – 115. По результатам 108 проверок министерством выявлено 210 административ-
ных  правонарушений,  возбуждено  397  дел  об  административных  правонарушениях, 
назначено штрафов на сумму 7 594 тыс. рублей, поступило в бюджет 2 478 тыс. рублей. 
В 2018 году управлением государственного экологического надзора проведено 232 ме-
роприятия  по  контролю  без  взаимодействия  с  юридическим  лицом  (индивидуальным 
предпринимателем) в рамках осуществления регионального государственного экологи-
ческого  надзора,  в  адрес  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей 
направлено 255 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требова-
ний,  внесено  122  представления  об  устранении  причин  и  условий,  способствовавших 
совершению административных правонарушений. 

 

Таблица 12.4 

Динамика показателей регионального государственного экологического контроля 

за 2010–2018 годы 

 

Основные 

показатели 

2010  2011  2012  2013  2014  2015  2016  2017  2018 

Численность долж-
ностных лиц наделен-
ных полномочиями по 
государственному кон-
тролю (надзору) 

11 

14 

14 

13 

11 

12 

13 

12 

Плановые проверки 

300 

352 

134 

220 

197 

127 

198 

144 

85 

Внеплановые проверки  141 

133 

147 

136 

152 

109 

126 

162 

115 

Выявлено администра-
тивных правонаруше-
ний 

506 

448 

205 

300 

241 

153 

274 

313 

210 

Возбуждено дел об 
административных 
правонарушениях 

703 

530 

648 

670 

674 

488 

402 

348 

397 

Назначено штрафов 
тыс. руб. 

3250  5041  3782  5449  4795  4967  3417  2463  7594 

Взыскано штрафов 
тыс. руб. 

3025  4713  3668  5287  4604  3429  2713  1829  2478 

 
Управлением  ведется  контроль за  исполнением  выданных  предписаний  и поста-

новлений о назначении административного наказания. В случае их неисполнения воз-
буждаются дела об административных правонарушениях, соответствующие материалы 
направляются  на  рассмотрение  мировым  судьям  и  судебным  приставам  для  принуди-
тельного взыскания задолженности. В 2018 году направлено таких материалов: миро-
вым судьям – 9; судебным приставам для принудительного исполнения – 102. 

На системной основе применяется процедура

 

согласования внеплановых проверок 

с  органами  прокуратуры.  За  отчетный  год  проведено  10  проверок,  по  их  результатам 
возбуждено 31 административное производство, назначено 582 тыс. руб. штрафов. 

Текущая работа министерства дополнена деятельностью по рассмотрению заявок 

природопользователей  о  постановке  на  учет  объектов  негативного  воздействия  на 
окружающую среду. На 01.01.2019 управлением рассмотрено 8492 заявки о постановке 

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

160 

 

на учет объектов негативного воздействия, 5478 объектам присвоена соответствующая 
категория по уровню оказываемого воздействия. 

Для повышения эффективности государственного экологического надзора в рам-

ках решения задач производственной необходимости совместным приказом министер-
ства охраны окружающей среды Кировской области и подведомственного учреждения 
КОГБУ «Областной природоохранный центр» на межведомственной основе сформиро-
ваны и функционируют группы оперативного реагирования по сообщениям (заявлени-
ям)  об  аварийных  и  чрезвычайных  ситуациях  природного  и  техногенного  характера 
(оперативные группы в области охраны окружающей среды). Организация деятельно-
сти оперативных групп регламентирована соответствующей схемой оповещения и по-
рядком развертывания. 

Государственными  инспекторами  министерства,  специалистами  подведомствен-

ного  ему  учреждения  проводятся  рейдовые  мероприятия  по  выявлению  несанкциони-
рованных свалок на территории Кировской области. Результаты рейдов должностными 
лицами  документируются,  направляются  в  адрес  ответственных  лиц  для  решения  во-
проса  о  ликвидации  свалок.  Впоследствии  с  помощью  системы  электронного  учета 
осуществляется  контроль  за  ликвидацией  свалок.  За  2018  год  в  рамках  рассмотрения 
обращений  граждан  по  фактам  несанкционированного  размещения отходов производ-
ства и потребления, а также в ходе рейдовых мероприятий, выявлено 270 несанкциони-
рованных свалок общей площадью более 44 га. Сотрудниками Корпуса общественных 
инспекторов проведено 25 рейдов, выявлено 70 нарушений природоохранного законо-
дательства. 

В  2018  году  в  период  с  15  мая  по  08  ноября  2018  года  в  соответствии  с  утвер-

жденным  графиком  министерством  совместно  с  отделом  ГИБДД  УМВД  России  по  г. 
Кирову  проведено  12  рейдовых  мероприятий по  пресечению  нарушений,  связанных  с 
эксплуатацией транспортных средств общего пользования, у которых выбросы загряз-
няющих веществ превышают установленные государственные нормативы. В ходе рей-
довых мероприятий проведены замеры на 184 автобусах, на 82 из них выбросы не соот-
ветствуют  предъявленным  требованиям.  Сотрудниками  полиции  виновные  лица  при-
влечены  к  административной  ответственности  по  ст.  8.23  КоАП  РФ,  наложено  82  ад-
министративных наказания в виде штрафа на общую сумму 41 тыс. рублей. 

Кировская  область  вошла  в  число  регионов,  в  которых  в  тестовом  режиме  осу-

ществлялся ввод в эксплуатацию информационной системы «Типовое  облачное реше-
ние по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности» в рамках реализации ко-
торого  проведены  мероприятия  по  внедрению  информационного  решения  (ресурс), 
обеспечивающего  автоматизацию  основных  процессов  при  реализации  контрольно-
надзорных  функций.  Учет  проверок,  проводимых  при  осуществлении  регионального 
экологического надзора, информация об их результатах министерством осуществлялась 
в ФГИС «Единый реестр проверок», а также в программе ПТО УОНВОС (программно-
техническое  обеспечение  ведения  государственного  реестра  объектов,  оказывающих 
негативное воздействие на окружающую среду). 

За 2018 год в министерство поступило 954 обращения, из них 952 (99,8%) пись-

менных  обращений  и 2  (0,2%)  устных  обращений.  Сравнительный  анализ  обращений 
граждан, поступивших в министерство в течение последних восьми лет, отчетливо ука-
зывает  на  наличие  тенденции  по  увеличению  обращений  граждан  и  повышению  их 
гражданской  активности  в вопросах  охраны  окружающей  среды.  Так,  в  2011  году  по-
ступило 64 обращения, в 2012 году – 200, в 2013 году – 227, в 2014 году – 231, в 2015 
году – 249, в 2016 – 703, в 2017 – 917, в 2018 – 954. Основными причинами значитель-
ного  увеличения  числа  поступивших  в министерство  обращений  является  повышение 
уровня доверия населения к органам власти. 

Министерство охраны окружающей среды Кировской области является учредите-

лем Кировского областного государственного бюджетного  учреждения (КОГБУ)  «Ки-

12. Государственное управление в области охраны окружающей среды 

161 

 

ровский  областной центр  охраны  окружающей  среды  и природопользования»,  Киров-
ского областного государственного бюджетного учреждения (КОГБУ) «Вятский науч-
но-технический информационный центр мониторинга и природопользования», Киров-
ского  областного  государственного  казенного  учреждения  (КОГКУ)  «Кировский  об-
ластной  центр  охраны  и  использования  животного  мира».  Действующими  законода-
тельными и нормативными правовыми актами Кировской области данные учреждения 
не наделены полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора). 

В периоды проведения государственными инспекторами проверочных мероприя-

тий  привлекались  специалисты  подведомственного  учреждения  министерства 
(КОГБУ «Областной  природоохранный  центр»)  (свыше  1603  проверочных  мероприя-
тий).  Расширялась  практика  использования  результатов  контрольно-измерительных  и 
лабораторно-диагностических лабораторных исследований с целью определения пара-
метров загрязнения окружающей среды (выполнено 12000 химических определений в 
различных средах, в том числе 956 определений по сточной воде, 3792 – поверхностная 
вода, 455 – талая вода (снег), 408 – почва, 159 – определений класса опасности, 215 – 
определений  при  исследовании  проб  методом  биотестирования,  4138  –  определений 
при анализе атмосферного воздух, 37 – промвыбросы, 1840 определений в ходе прове-
дения  линейного  контроля  за  состоянием  отработанных  газов  автобусов  (совместно 
с ГИБДД)).  Реализацию  данных  мероприятий  обеспечивала  специализированная  ин-
спекция  аналитического  контроля  (СИАК)  КОГБУ  «Областной  природоохранный 
центр». 

В

 

рамках исполнения законных требований межрайгорпрокуроров сотрудниками 

КОГБУ  «Областной  природоохранный  центр»  приняли  участие  в  качестве  специали-
стов более чем в 263 проверочных мероприятиях, проводимых органами прокуратуры 
Кировской области по фактам нарушения природоохранного законодательства в рамках 
прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства. 

Кроме  того,  в  рамках  государственных  заданий  министерства  сотрудниками 

КОГБУ «Областной природоохранный центр» обеспечивалось: 

- выявление  по  результатам  рейдовых  мероприятий  мест  несанкционированного 

размещения отходов производства и потребления в муниципальных районах области; 

- проведение мероприятий по охране и оценке соответствия режиму особой охра-

ны текущего состояния и использования особо охраняемых природных территорий ре-
гионального значения; 

- участие в исполнительных  производствах Управления Федеральной службы су-

дебных  приставов  по  Кировской  области  по  исполнению  судебных  решений,  направ-
ленных на устранение нарушений природоохранного законодательства. 

- проведение мониторинга объектов размещения отходов; 
- ведение  наблюдений за  состоянием  окружающей  среды  в  зонах  влияния  источ-

ников  негативного  воздействия  и  учета  объектов  и  источников  негативного  воздей-
ствия;  

- проведение  рейдовых  проверок  водоохранных  зон  водных  объектов  в  период 

половодья; 

- проведение Дней защиты от экологической опасности; 
В целом в 2018 году сотрудниками КОГБУ «Областной природоохранный центр» 

выполнялись работы: 

- по обеспечению охраны территории государственных природных заказников ре-

гионального значения (выполнено 48 рейдов); 

- по техническому, организационно-методическому обеспечению государственно-

го экологического надзора (осуществлено 1603 мероприятий); 

- по  инструментальному  аналитическому  контролю  загрязнения  объектов  окру-

жающей среды (проведено 12000 исследований); 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..