Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2015 году - часть 9

 

  Главная      Учебники - Разные     Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2015 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

Региональный доклад О состоянии окружающей среды Кировской области в 2015 году - часть 9

 

 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

130

 

 

 
Управление  Россельхознадзора  по  Кировской  области  и  Удмуртской  Республике  на 

территории  Кировской  области  (далее  –  Управление)  осуществляет  на  землях  сельскохозяй-
ственного назначения надзор за соблюдением: 

– требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного 

слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, 
агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами 
и отходами производства и потребления; 

–  требований  и  обязательных  мероприятий  по  улучшению  земель  и  охране  почв  от 

ветровой,  водной  эрозии  и  предотвращению  других  процессов,  ухудшающих  качественное 
состояние земель; 

– требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель 

сельскохозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется  Федеральным  законом  «Об 
обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения»,  для  ведения  сельскохозяйственного 
производства  или  осуществления  иной  связанной  с  сельскохозяйственным  производством 
деятельности; 

– требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об 

административных  правонарушениях  осуществляют  органы  государственного  земельного 
надзора; 

– предписаний,  выданных  должностными  лицами  Россельхознадзора  и  его  террито-

риальных  органов  в  пределах  компетенции,  по  вопросам  соблюдения  требований  земельного 
законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений. 

Общая  площадь  земель  сельскохозяйственного  назначения  по  информации  Росреестра 

в Кировской области 4044,9 тыс. га. Основную часть земель составляют сельскохозяйственные 
угодья  –  72  %  или  2914,6  тыс.  га,  в  фонде  перераспределения  числится  717,9  тыс.  га,  из  них 
сельхозугодий 493,3 тыс. га. 

В 2015 году штатная численность специалистов отдела земельного надзора Управления, 

осуществляющих функции по надзору, составила 17 государственных гражданских служащих, 
в том числе на территории Кировской области 8 сотрудников. 

За  2015  год  в  сфере  земельного  надзора  на  территории  Кировской  области  было 

запланировано  323  проверки,  это:  204  плановых  проверок  в  отношении  юридических  лиц  и 
индивидуальных  предпринимателей,  92  –  в  отношении  граждан,  27  –  в  отношении  органов 
местного  самоуправления.  Из  них  35  проверок  не  состоялись  по  причине  невозможности 
установления местонахождения поднадзорных объектов либо воспрепятствование проведению 
проверок – непредставление запрашиваемых документов, 4 – исключены из плана проведения 
проверок, 47 проверок отменено по причине изъятия полномочий в отношении садоводческих 
товариществ. Кроме того, проведено 23 внеплановые проверки.  

Таким образом всего отделом земельного надзора проведено 260 плановых и внеплано-

вых проверок. 

Количество  иных  проведенных  надзорных  мероприятий,  в  которые  входят  администра-

тивные расследования и обследования составило 87. 

В ходе проведения надзорных мероприятий выявлено 95 нарушений, составлено 95 про-

токолов, выдано 28 предписаний.  

Материалы  по  54-м  делам  об  административных  правонарушениях  были  рассмотрены 

Управлением  Россельхознадзора  по  Кировской  области  и  Удмуртской  Республике  в  установ-
ленном  законом  порядке,  материалы  по  50-и  делам  об  административных  правонарушениях 
направлены для рассмотрения мировым судьям.  

В  среднем  на  одного  специалиста  отдела  в  установленной  сфере  деятельности  в  2015 

году нагрузка составила по 28,4 проведѐнных плановых и внеплановых проверок, по 10,9 иных 
надзорных  мероприятия;  выдано  по  3,5  предписаний;  возбуждено  по  11,9  дел  об  админи-
стративных правонарушениях.  

В  качестве  доказательственной  базы  в  административных  делах  активно  используется 

механизм  отбора  почвенных  проб  с  последующими  лабораторными  исследованиями  в  ФГБУ 
«Нижегородский  референтный  центр  Россельхознадзора».  В  2015  году  направлена  91  проба, 
исследован 91 почвенный образец на агрохимические и химико-токсикологические показатели, 
из них 5 проб показали снижение плодородия почвы на площади 0,25955 га и 3 пробы превы-
шение нитратов на площади 310,3773 га.  

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

131

 

 

Результаты  контрольно-надзорной  деятельности  в  сфере  государственного  земельного 

надзора представлены в таблице 4.6.2. 

 

Таблица 4.6.

Результаты контрольно-надзорной деятельности  

в сфере государственного земельного надзора 

 

Показатели 

2014 

2015 

2015 г. к 

2014 г. в % 

Количество плановых и внеплановых проверок, шт.  

367 

323 

88 

Количество иных надзорных мероприятий, шт. 

96 

87 

90,6 

Проконтролированная площадь, тыс. га 

473,8372 

153,94 

32,5 

Количество выявленных нарушений, шт. 

160 

95 

59,4 

Количество составленных протоколов, шт. 

160 

95 

59,4 

Количество выданных предписаний, шт. 

82 

28 

34,1 

Наложено штрафов, тыс. руб. 

1415,451 

4041,58 

285,5 

Взыскано штрафов, тыс. руб. 

564,1177 

1384,26 

245,4 

 

По сравнению с прошлым годом снизилось количество выявленных нарушений и коли-

чество выданных предписаний, это связано с изъятием полномочий по проверкам садовых то-
вариществ, где выявлялись нерадивые граждане садоводы по заброшенным садовым участкам. 

Несмотря  на  это  к  административной  ответственности  отделом  земельного  надзора 

больше  стали  привлекаться  юридические  лица,  также  существенно  увеличились  штрафные 
санкции,  что  отразилось  на  увеличении  в  2015  году  суммы  наложенных  штрафов  более  чем 
в 2,8  раза  с  1415  тыс.  руб.  до  4041  тыс.  руб.,  то  есть  больше  на  2,6  млн  руб.,  что  составляет 
285%.  Суммы  взысканных  штрафов  также  существенно  увеличились  с  564  тыс.  руб.  до  1384 
тыс. руб., что составляет 245,4% от суммы прошлого года. 

  Отделом активизирована работа по выявлению нарушений по неиспользованию земель 

сельскохозяйственного  назначения,  оборот  которого  регулируется  Федеральным  законом  от 
24.07.2002  N  101-ФЗ  «Об  обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения»,  для  ведения 
сельскохозяйственного производства. Если в прошлом году по ч. 2 ст. 8.8. КоАП РФ было со-
ставлено 9 протоколов с наложением общей суммы штрафа 623,3 тыс. руб., то в 2015 году со-
ставлено 13 протоколов, наложено штрафа в 2,3 раза больше на сумму более 2,2 млн руб., взы-
скано  штрафов  329,2  тыс.  руб.  Показателен  и  окончательный  результат,  так  при  проведении 
внеплановых  проверок  по  исполнению  предписаний,  3  организации,  привлеченные  за  неис-
пользование земель в прошлом году, ввели огромные поля общей площадью 4505,7 га в сель-
хозоборот, работа будет продолжена. 

За  текущий  период  выявлено  7  захламлений  ТБО,  3  из  которых  устранены  в  рамках 

производства административных дел, по устранению остальных ведется работа.  

В  2015  году  улучшена  работа  по  возмещению  вреда  окружающей  среде.  Так,  на 

территории Кировской области выявлено 4 нарушения порчи земли с нанесением вреда почвам 
по  статье  8.6  КоАП  РФ.  С  учетом  предыдущего  периода  был  произведѐн  расчѐт  вреда  по 
7 выявленным  правонарушениям  за  порчу  земли.  По  5  из  7  претензиям  нарушителями 
проведена фактическая рекультивация на землях сельскохозяйственного назначения на сумму 
92035  тыс.  руб.,  введено  в  сельхозоборот  3,78475  га.  Один  иск  рассмотрен  судом,  вынесено 
решение  в пользу  управления  взыскать  с  нарушителя  сумму  в  размере  249,6  тыс.  руб.  Одно 
заявление  на  более  чем  11  миллионов  рублей  находится  на  рассмотрение  в  суде.  В  прошлом 
году  было  возмещено  вреда,  путем  проведения  рекультивации  412,6  тыс.  руб.  В  судебном 
порядке  рассмотрены  и  удовлетворены  два  иска  управления  о  взыскании  суммы  ущерба 
окружающей среде на общую сумму более 2 млн руб., ведется исполнительное производство. 

В феврале 2015 года копии материалов привлечения к административной ответственно-

сти  в  отношении  трех  нерадивых  садоводов  были  направлены  в  муниципальные  образования 
для подачи исков в суд по изъятию земельных участков. Такие иски органами местного само-
управления были подготовлены и направлены. Суды по всем трем делам приняли решение об 
изъятии земельных участков через их продажу с публичных торгов с выплатой разницы  быв-
шему собственнику за вычетом судебных и иных издержек.  

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

132

 

 

   В рамках заключенных Управлением соглашений о взаимодействии отдел сотрудничает 

с  территориальными  управлениями  Росреестра,  Росприроднадзора,  УФНС,  УФССП,  Мини-
стерствами сельского хозяйства, Министерствами экологии и природопользования, ФГБУ «Аг-
рохимцентр  «Кировский»,  ОАО  Агрохимцентр  «Удмуртский»,  администрациями  районов 
и сельских  поселений  двух  регионов.  На  постоянной  основе  осуществляется  взаимодействие 
с органами внутренних дел. Ярким примером сотрудничества с Управлением УФНС по Киров-
ской области является доначисление в сумме 86,3616 тысяч рублей ставки земельного налога 
собственникам, которые не используют свои земельные участки по целевому назначению. Спе-
циалисты  отдела  постоянно  участвуют  в  заседаниях  рабочих  групп  и  межведомственных  ко-
миссий по вопросам экологии в Министерствах и территориальных управлениях федеральных 
управлений. 

Особое внимание уделяется работе отдела со средствами массовой информации. За 2015 

год  на  сайте  Управления  было  размещено  289  материалов  (в  2014  году  было  236)  по  темам 
порчи,  деградации  и  ухудшения  плодородия  сельскохозяйственных  земель,  невыполнения 
обязательных  фитосанитарных  мероприятий  и  захламления  земель  отходами  производства 
и потребления. Снято 10 телевизионных сюжетов. 

 Благодаря  такой  активной  просветительской  работе  возросло  количество  обращений 

граждан и юридических лиц о фактах нарушений земель сельхозназначения, которые являются 
основанием для проведения надзорных мероприятий. Многие муниципальные образования, не 
дожидаясь  проверок  Россельхознадзора,  усилили  муниципальный  земельный  контроль 
и приняли  меры  по  сбору  и  вывозу  мусора  на  территории  своих  поселений.  Приятно 
осознавать,  что  контроль  Управления  за  муниципальными  образованиями,  начал  приносить 
свои  положительные  результаты,  так  как  при  проведении  плановых  проверок  администрации 
все  чаще  представляют  свидетельства  о  праве  муниципальной  собственности  на  ранее 
невостребованные заброшенные земельные участки. 

Задачами  Управления  в  сфере  земельного  надзора  является  не  только  пресечение 

правонарушений,  но  и  их  предупреждение.  В  связи,  с  чем  активно  осуществляется 
взаимодействие  с  муниципальными  образованиями,  в  части  пресечения  захламления  и  не 
использования земель сельскохозяйственного назначения. 

С этой целью: 
-  в  адрес  администраций  направлялись  письма  с разъяснением  требований,  изложенных 

в постановлениях  Правительства  Российской  Федерации  от  02.01.2015  № 1,  от  26.12.2014 
№ 1515, от 27.11.2014 № 1244, а также об исполнении органами местного самоуправления двух 
последних нормативно-правовых актов; 

- при  проведении  проверок  в  отношении  органов  местного  самоуправления  на 

постоянной  основе  ведется  разъяснительная  работа  требований  действующего  законодатель-
ства РФ; 

- с  участием  представителей  Департамента  сельского  хозяйства  и  продовольствия 

Кировской области, глав районных администраций, проведено заседание Совета Управления по 
вопросам малого и среднего предпринимательства по вопросу исполнения органами местного 
самоуправления  на  территории  Кировской  области  Федерального  закона  от  16.07.1998      
№ 101-ФЗ  «Об  обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения»,  изменений  в  земельном 
законодательстве РФ; 

- проведен  ряд  рабочих  встреч  в  администрациях  муниципальных  образований  Кирово-

Чепецкого,  Котельничского, 

Арбажского,  Тужинского,  Нолинского,  Афанасьевского  районов 

Кировской  области 

по  вопросам  осуществления  муниципального  земельного  контроля, 

основных выявляемых нарушений в сфере земельного надзора; 

- на  сайте  Управления  ведется  и  постоянно  пополняется  разделы:  «Информация  о дея-

тельности  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов 
местного  самоуправления,  а  также  направленных  им  предписаниях»,  «Результаты 
административных обследований» и «Земельный надзор». 

 

 

 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

133

 

 

Федеральный государственный экологический надзор 

(Управление Росприроднадзора по Кировской области) 

 

В 2015 году проведено 136 проверок, в ходе которых было проверено 64 хозяйствующих 

субъектов.  

Выявлено 141 нарушение природоохранного законодательства. Устранено в сроки в со-

ответствии с выданными предписаниями 134 нарушения, по остальным нарушениям срок уст-
ранения не истек. Показатель устранения нарушений составил 95,0%. 

Выдано 126 предписаний, из них выполнено 134 с учетом переходящих с 2014 года. По-

казатель выполнения предписаний составил 106,3%.  

За  счет  собственных  средств  предприятий  построены  и  введены  в  эксплуатацию  очист-

ные сооружения механической очистки на выпусках сточных вод: ЗАО  «Омутнинский метал-
лургический завод», ООО «Молот-оружие», ОАО «Кирскабель». 

В 2015 году ОАО «Лактис» реконструированы очистные сооружения. Проведены пуско-

наладочные  работы  оборудования  для  нейтрализации  сточных  вод.  Разработан  и  реализуется 
отдельный проект по нейтрализации сточных вод для ОАО «Лактис». 

В  общем  числе  проверенных  водопользователей,  превышающих  нормативы  загрязняю-

щих  веществ  в  сточных  водах,  более  9  процентов  водопользователей  снизили  массу  загряз-
няющих веществ в сточных водах. 

ООО «Советский мясокомбинат», ООО «Спичфабрика «Белка-Фаворит, ОАО «Даровское 

ДЭП № 14»: 

осуществлен учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их 

источников;  

обеспечено осуществление производственного контроля за охраной атмосферного возду-

ха в соответствии с планом-графиком контроля нормативов ПДВ на источниках выброса. 

Доля  хозяйствующих  субъектов,  снизивших  массу  загрязняющих  веществ  в  выбросах 

в атмосферный воздух, в общем числе проверенных хозяйствующих субъектов, составила свы-
ше 15 процентов.  

За невыполнение в установленный срок законного предписания составлено и направлено 

в суды 32 протокола по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных пра-
вонарушений. По решению судов взыскано 10 штрафов на сумму 89 тыс. руб. 

Управлением рассмотрено 170 административных дел, в том числе по материалам орга-

нов  прокуратуры  и  МВД  –  28,  по  материалам  других  органов  –  42.  За  нарушение  природо-
охранного законодательства к административной ответственности от общего числа было при-
влечено 82 юридических лица, 55 должностных лиц и 5 физических лиц.  

По  итогам  года  Управлением  вынесено  116  постановлений  с  наложением  администра-

тивного  штрафа  на  сумму  3893,5  тыс.  руб.  Взыскано  120  штрафов,  с  учетом  переходящих 
с 2014 года, на сумму 3098,848 тыс. руб., что составляет 79,6% от суммы наложенных штрафов. 

Суммарный  объем  доходов  в  бюджеты  всех  уровней  на  01.01.2016  составил 

117106,353 тыс. руб. Анализ эффективности деятельности Управления показал, что при затратах 
бюджетных ассигнований на финансирование Управления в 2015 году в 28689 тыс. руб. общий 
экономический эффект составил 133621 тыс. руб., а экономическая эффективность 4,66 руб. 

За уклонение от оплаты штрафов за административные правонарушения 10 дел было пе-

редано в службу судебных приставов. Во взаимодействии с судебными приставами в 2015 году 
было взыскано 485,373 тыс. руб. неуплаченных административных штрафов.  

За несвоевременную уплату, в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса об админи-

стративных правонарушениях Российской Федерации, 10 протоколов направлено в суды. Взы-
скано по решению судов 5 штрафов на сумму 240,767 тыс. руб. 

За отчетный период Управлением внесено 49 представлений об устранении причин и ус-

ловий, способствовавших совершению административных правонарушений, в том числе 12 на 
юридических и 37 на должностных лиц. Выполнено 48 представлений. 

Управлением предъявлено 3 требования о возмещении ущерба (вреда), причиненного ок-

ружающей среде, на сумму 2553,730 тыс. руб. в отношении МП ЖКХ Вахруши, ООО «ЖКХ» 
и ОАО «Лактис». Возмещено 4 ущерба (вреда) на сумму 1570,302 тыс. руб., с учетом перехо-
дящих с 2014 года.  

Направлено в суды 8 дел по приостановлению или ограничению хозяйственной деятель-

ности. Решениями судов приостановлена хозяйственная деятельность 4 предприятий. 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

134

 

 

Аналитическое сопровождение контрольно-надзорной деятельности осуществлялось фи-

лиалом «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Кировской области» Феде-
рального государственного бюджетного учреждения «Центр анализа и технических измерений 
по  Приволжскому  федеральному  округу»  (далее  –  ЦЛАТИ).  В  2015  году  филиалом  ЦЛАТИ 
было выполнено 2161 измерение и 23 экспертизы. Государственное задание по лабораторному 
и экспертному сопровождению деятельности Управления выполнено на 100%. 

Начиная с 2011 года Управлением проводится работа по постановке на учет установок очи-

стки газа и контролю эффективности эксплуатации газоочистных установок в соответствии с ус-
тановленными правилами. В настоящее время Управлением поставлено на учет 197 установок. 

В судах было рассмотрено 181 дело стороной, по которым являлось Управление. По 152 

делам  решения  вынесены  в  пользу  Управления,  по  12  делам  решения  вынесены  не  в  пользу 
Управления, 9 дел прекращено в связи с малозначительностью правонарушения. 

Обеспечение  экологической  безопасности  при  хранении  и  уничтожении  химического 

оружия на территории Кировской области. 

Последний боеприпас на объекте был уничтожен 11.09.2015.

  

Управление  совместно  с  Региональным  центром  государственного  экологического  кон-

троля и мониторинга по Кировской области осуществляло выезды на объект по уничтожению 
химического оружия в п. Марадыковский Кировской области с отбором проб для проведения 
лабораторных исследований в санитарно-защитной зоне и в зоне защитных мероприятий.  

Всего отобрано 908 проб, проведено 3379 компонентоопределений.  
В исследованных пробах промышленных выбросов, атмосферного воздуха, почвы, воды 

колодцев  содержание  загрязняющих  веществ  без  превышений  установленных  нормативов, 
в пробах снежного покрова и донных отложений – без превышения «фоновых» показателей. 

За 2015 год в ходе выполнения работ по обеспечению проведения государственного эко-

логического контроля и мониторинга окружающей среды при уничтожении химического ору-
жия  на  объекте  УХО  в  пгт  Мирный  Оричевского  района  содержание  специфических  загряз-
няющих веществ (отравляющие вещества и продукты их деструкции) в исследованных пробах 
промышленных выбросов и объектов окружающей среды не обнаружено. 

Управлением ведется целенаправленная работа в целях обеспечения поступления плате-

жей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Россий-
ской Федерации и увеличения числа плательщиков платы. 

В настоящее время в Реестр плательщиков платы включено 7 882 юридических лиц и ин-

дивидуальных предпринимателей, что больше на 8% по сравнению с 2014 годом.  

В 2015 году Управлением подготовлено и направлено природопользователям 1 246 актов 

сверки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду. 

В целях взыскания задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую 

среду информация о 920 юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не внесших 
плату в установленные сроки, передана для принятия мер в органы прокуратуры. 

За невнесение платы в установленные сроки в 2015 году к административной ответствен-

ности по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации 
Управлением привлечено 35 юридических и должностных лиц в виде штрафа на общую сумму 
717 тыс. руб. Взыскано 30 штрафов на сумму 637 тыс. руб. 

Во взаимодействии с органами прокуратуры в суды было подано 118 исков о взыскании 

задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. По всем искам су-
дами вынесены решения в пользу Управления. 

Поступление платежей за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 году со-

ставило 110123,353 тыс. руб. План по сбору платы за негативное воздействие на окружающую 
среду, установленный Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на 2015 
год, Управлением выполнен на 103%. 

Рассмотрение обращений граждан в Управлении осуществляется в строгом соответствии 

с  Федеральным  законом  № 59-ФЗ  «О  порядке  рассмотрения  обращений  граждан  Российской 
Федерации». За отчетный период в Управление поступило 216 обращений граждан, что больше 
на 81,5% по сравнению с 2014 годом.  

Тематическая  структура  обращений  граждан  в  целом  остается  стабильной  и  отражает 

наиболее острые проблемы в области охраны окружающей среды и рационального использова-
ния природных ресурсов. 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

135

 

 

Анализ  поступивших  обращений  показывает,  что  176  обращений  или  81,5%  относится 

к фактам нарушения законодательства об охране окружающей среды, в том числе:  

загрязнения атмосферного воздуха – 71 (40,3%);  
использования и охраны водных объектов – 50 (28,4%);  
размещения твердых бытовых отходов, строительного мусора и отходов деревообработки 

на несанкционированных для этих целей свалках – 55 (31,3%). 

В  остальных  обращениях  поднимались  иные  вопросы  в  области  охраны  окружающей 

среды. 

Факты, изложенные в 19 заявлениях граждан, не подтвердились. Всем заявителям даны 

исчерпывающие ответы в установленные законодательством сроки.  

В 2015 году продолжился личный прием граждан, который осуществлялся в обществен-

ной приемной Управления и в приемной Президента Российской Федерации в Кировской об-
ласти в соответствии с утвержденным графиком. За отчетный период было принято 46 граждан, 
в том числе 6 человек в приемной Президента Российской Федерации по Кировской области. 

Всем  обратившимся  гражданам  были  даны  подробные  разъяснения,  а  в  необходимых 

случаях  приняты  письменные  заявления  для  рассмотрения  обращения  и  подготовки  письмен-
ных ответов. 

Обращений  о  фактах  коррупции  и  нарушения  законности  со  стороны  государственных 

гражданских служащих Управления через «телефон доверия» не поступало. 

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным 

использованием и охраной недр  

В  2015 году  проведено  19  проверок  (проверено  16  предприятий –  недропользователей), 

в том числе по плану проведено 6 проверок и 13 внеплановых. В ходе мероприятий по надзору 
проверено 6 лицензий на недропользование, 50 объектов контроля (артезианских скважин).  

Выявлено  3  нарушения  действующего  законодательства  Российской  Федерации  «О  не-

драх»,  устранено 13 нарушений с учетом переходящих с 2014 года. По результатам проверок 
выдано  3  предписания  об  устранении  выявленных  нарушений,  выполнено  13  предписаний 
с учетом переходящих с 2014 года. 

Управлением  проведена  проверка  ООО  «Куменское  ВКХ»  по  соблюдению  требований 

законодательства  Российской  Федерации  в  сфере  недропользования.  Проверено  соблюдение 
условий  лицензии  КИР  00887ВЭ  на  право  пользования  недрами  с  целью  добычи  подземных 
вод.  В  состав  лицензии  вошло  28  водозаборных  скважин.  В  ходе  проверки  установлено,  что 
ООО  «Куменское ВКХ»  выполняет условия договора недропользования. Нарушений требова-
ний в сфере недропользования не выявлено. 

По результатам выданных предписаний: 
- ЗАО «Санаторий «Нижне-Ивкино» представило в территориальный отдел распорядите-

ля  недр  откорректированную  с  учетом  проведенной  переоценки  запасов  минеральных  вод 
и согласованную в установленном порядке технологическую схему разработки участка Нижне-
Ивкино и горноотводной акт на участок Нижне-Ивкино; 

- МУП «Водоканал» г. Яранск разработан и утвержден в установленном порядке проект 

зон санитарной охраны скважин в д. Демино, д. Иваново, с. Высоково в соответствии с требо-
ваниями СанПиН; 

- МУП  «Коммунальщик»  оценены  запасы  подземных  вод  по  результатам  опытно-

фильтрационных работ и ведения мониторинга и предоставлен отчет на государственную экс-
пертизу запасов в установленном порядке. 

В  ходе  контрольных  мероприятий  за  допущенные  нарушения  действующего  законода-

тельства привлечено к административной ответственности 6 лиц, наложено 3 административ-
ных штрафа на общую сумму 90,0 тыс. руб. Взыскано 11 штрафов на сумму 313,589 тыс. руб., 
с учетом переходящих с 2014 года, что составляет 348,4% от суммы наложенных штрафов. 

Внесено 5 представлений об устранении причин и условий, способствовавших соверше-

нию административного правонарушения. Выполнено 5 представлений. 

Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов  

В 2015 году в рамках государственного надзора в области использования и охраны вод-

ных объектов было проведено 64 проверки, в том числе, 33 плановые и 31 внеплановая провер-
ки, в ходе которых было проверено 53 хозяйствующих субъекта.  

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

136

 

 

Выявлено 36 нарушений природоохранного законодательства. Устранено в сроки в соот-

ветствии с выданными предписаниями 37 нарушений, с учетом переходящих с 2014 года. Пока-
затель устранения нарушений составил 102,8%. 

Выдано 36 предписаний, из них выполнено 37 с учетом переходящих с 2014 года. Пока-

затель выполнения предписаний составил 102,8%.  

За  счет  собственных  средств  предприятий  построены  и  введены  в  эксплуатацию  очист-

ные сооружения механической очистки на выпусках сточных вод: ЗАО  «Омутнинский метал-
лургический завод», ООО «Молот-оружие», ОАО «Кирскабель». 

В 2015 году ОАО «Лактис» реконструированы очистные сооружения. Проведены пуско-

наладочные  работы  оборудования  для  нейтрализации  сточных  вод.  Разработан  и  реализуется 
отдельный проект по нейтрализации сточных вод для ОАО «Лактис». 

В  итоге,  в  общем  числе проверенных  водопользователей,  превышающих нормативы  за-

грязняющих  веществ  в  сточных  водах,  более  9  процентов  водопользователей  снизили  массу 
загрязняющих веществ в сточных водах. 

За невыполнение в установленный срок законного предписания составлено и направлено 

в  суды  14  протоколов  по  статье  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных 
правонарушений. По решению судов взыскано 4 штрафа на сумму 45 тыс. руб. 

Управлением  рассмотрено  88  административных  дел,  за  нарушение  водного  законода-

тельства к административной ответственности от общего числа было привлечено 75 юридиче-
ских и должностных лиц.  

По итогам года Управлением вынесено 57 постановлений с наложением административ-

ного штрафа на сумму 2689 тыс. руб. Взыскано 43 штрафа на сумму 1462,784 тыс. руб. 

За уклонение от оплаты штрафов за административные правонарушения 4 дел было пе-

редано  в  службу  судебных  приставов.  За  несвоевременную  уплату,  в  соответствии  с  частью 
1 статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, 4 про-
токола направлено в суды. Взыскано по решению судов 2 штрафа на сумму 82,767 тыс. руб. 

За отчетный период Управлением внесено 22 представления об устранении причин и ус-

ловий,  способствовавших  совершению  административных  правонарушений.  Выполнено 
21 представление, у 1 представления срок исполнения не истек. 

Управлением  предъявлено  3  требования  о  возмещении  ущерба  (вреда),  причиненного 

водным объектам, на сумму 2553,73 тыс. руб. в отношении МП ЖКХ Вахруши, ООО  «ЖКХ» 
и ОАО «Лактис». Возмещено 4 ущерба (вреда) на сумму 1570,302 тыс. руб., с учетом перехо-
дящих с 2014 года. 

Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха  

За 2015 год проведено 53 проверки, в том числе 33 плановых и 20 внеплановых проверок, 

в том числе 3 плановых проверки в отношении органов местного самоуправления. 

Проверено 1379 объектов контроля по перечню подконтрольных объектов и 30 разреши-

тельных документов.  

По  результатам  проверок  выявлено  37  нарушений.  Устранено  27  нарушений,  с  учетом 

переходящих с 2014 года. Не истек срок устранения по 15 нарушениям.  

По результатам проведенных проверок выдано 25 предписаний об устранении выявлен-

ных  нарушений.  Выполнено  27  предписаний,  с  учетом  выданных  в  2014  году.  Не  истек  срок 
выполнения по 6 предписаниям. 

За отчетный период рассмотрено 56 административных дел, в том числе, по материалам 

проверок Управления – 44 административных дела, по материалам органов прокуратуры  – 12 
административных дел.  

По  результатам  рассмотрения  административных  дел  привлечено  к  административной 

ответственности  52  лица,  из  них:  25  юридических  лиц,  27  должностных  лиц.  Наложено  49 
штрафов на общую сумму 944,0 тыс. руб.  

Взыскано 48 штрафов на общую сумму 925,0 тыс. руб., что составляет 98% от общего ко-

личества наложенных штрафов.  

По  результатам  рассмотрения  административных дел  внесено  18  представлений  об  уст-

ранении  причин  и  условий,  способствовавших  совершению  административных  правонаруше-
ний. 

Основные виды нарушений: 
- не осуществляется или осуществляется не в полном объеме производственный контроль 

за охраной атмосферного воздуха – 6,8%; 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

137

 

 

- не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз-

дух и их источников – 6,8%; 

- не обеспечено соблюдение п.п. «Правил эксплуатации установок очистки газа» – 4,5%; 
- не  проведена  инвентаризация  стационарных  источников  выбросов  вредных  (загряз-

няющих) веществ в атмосферный воздух, а также, учет выбросов вредных (загрязняющих) ве-
ществ от стационарных источников – 4,5%; 

- не  назначены  должностные  лица,  отвечающие  за  осуществление  производственного 

экологического контроля – 4,5%; 

- выброс  вредных  (загрязняющих)  веществ  от  стационарных  источников  выбросов  без 

специального разрешения или не соблюдение условий действия разрешения на выброс вредных 
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – 4,5%; 

- не разработаны предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в ат-

мосферный воздух для источников очистных сооружений – 2,3%. 

В 2015 году в период с мая по июль в Управление поступило 60 обращений граждан на 

ухудшение качества атмосферного воздуха в городе Кирове. 

По фактам загрязнения атмосферного воздуха в юго-западном районе г. Кирова возбуж-

дены административные дела, вынесены определения о проведении административных рассле-
дований по статье 8.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации 
в отношении:  

ООО «Кировский биохимический завод»; 
ООО «ДИОН»;  
ЗАО «Агрофирма «Дороничи»; 
ЗАО Агрокомбинат племзавод «Красногорский».  
По  результатам  административного  расследования  юридическое  лицо  ООО  «ДИОН» 

привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КОАП РФ в виде штрафа в раз-
мере 50 тысяч рублей. Решением Первомайского районного суда города Кирова постановление 
о назначении административного наказания изменено, сумма штрафа снижена до 30 тыс. руб.  

В  ходе  административного  расследования  в  отношении  ЗАО  Агрофирма  «Дороничи» 

также установлено несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия: 

производственный  экологический  контроль  в  области  охраны  атмосферного  воздуха 

осуществляется не в полном объеме; 

нарушаются требования технических регламентов и планов применения отходов (жидко-

го свиного навоза).  

Юридическое лицо и должностное лицо ЗАО Агрофирма «Дороничи» привлечены к ад-

министративной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ. 

В период с 1 июля по 31 декабря 2015 года превышений предельно допустимых концен-

траций  загрязняющих  веществ  в  атмосферном  воздухе  г.  Кирова  не  выявлено,  жалобы  на 
ООО «ДИОН» и ЗАО Агрофирма «Дороничи» не поступали. 

Государственный надзор в области обращения с отходами  

За отчетный период проведено 68 проверок: 33 плановых, в том числе, 3 проверки в от-

ношении органов местного самоуправления; 35 внеплановых проверки, в том числе, 3 лицензи-
онных проверки.  

Проверено  68  объектов  контроля  по  перечню  подконтрольных  объектов  и  26  разреши-

тельных документов.  

По  результатам  проверок  выявлено  61  нарушения.  Устранено  57  нарушений,  с  учетом 

переходящих с 2014 года. Не истек срок устранения по 18 нарушениям.  

Выдано 58 предписаний об устранении выявленных нарушений. Выполнено 57 предпи-

саний, с учетом переходящих с 2014 года. Не истек срок выполнения по 13 предписаниям. 

За отчетный период рассмотрено 15 административных дела, в том числе, по материалам 

проверок Управления – 14 административных дел, по материалам органов прокуратуры – 1 ад-
министративное дело. 

По  результатам  рассмотрения  административных  дел  привлечено  к  административной 

ответственности 8 лиц. Наложено 6 штрафов на общую сумму 130,5 тыс. руб. 

Взыскано 8 штрафов на общую сумму 335,5 тыс. руб. с учетом переходящих с 2014 года. 
По результатам рассмотрения административных дел внесено 4 представления об устра-

нении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, 
выполнено 4 представления.  

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

138

 

 

Основные виды нарушений:  
-  отсутствие  лимитов  на размещение  отходов,  нормативов  предельно допустимых  вред-

ных воздействий на окружающую среду – 20,5%; 

- не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не 

проведена инвентаризация отходов производства и потребления – 15,9%; 

-  не  подтверждено  отнесение  отходов  к конкретному  классу  опасности,  на  отходы  I–IV 

класса опасности не составлены паспорта в соответствии с формой, утвержденной постановле-
нием Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 – 15,9%; 

- места размещения отходов оборудованы с нарушением требований СанПиН 1322-03 – 

11,4%; 

-  не  ведется  в  установленном  порядке  учет  образовавшихся,  переданных  другим  лицам 

или полученных от других лиц, а также размещенных отходов – 9,1%; 

- допуск к обращению с отходами лиц, у которых отсутствует профессиональная подго-

товка в области обращения с отходами – 9,1%; 

-  отсутствие  лицензии  на  вид  деятельности  по  сбору  использованию,  обезвреживанию, 

транспортировке, размещению опасных отходов – 4,5%; 

-  не  представлен  в  установленный  срок  тех.  отчет  по  обращению  с  отходами,  подтвер-

ждающей неизменность технологического процесса – 2,3%; 

-  отсутствие  положения  по  производственному  экологическому  контролю  и  отсутствие 

ответственных лиц за его соблюдение – 2,3%; 

-  несанкционированные места  размещения  отходов  или  места размещения  отходов  обо-

рудованы с нарушением требований СанПин 1322-03 – 2,3%. 

Государственный земельный надзор 

 

За 2015 год проведено 36 проверок, в том числе 33 плановых и 3 внеплановых проверки.  
Проверено 261 объекта контроля по перечню подконтрольных объектов и 269 разреши-

тельных документов. 

По результатам проверок выявлено 1 нарушение. Устранено 0 нарушений, с учетом пере-

ходящих с 2014 года.  

Выдано 1 предписание об устранении выявленных нарушений. Не выполненных в уста-

новленный срок предписаний нет.  

Наложен 1 штраф на сумму 40,0 тыс. рублей. Штраф взыскан в полном объеме. 
В  2015  году  проведено  36  рейдовых  осмотров  территорий.  Управлением  выявлено 

101 место несанкционированного размещения отходов и навалов мусора на площади 3,5995 га, 
ликвидировано 66 мест на площади 1,7233 га. 

Во исполнение приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 № 610 Управлением проводится 

целенаправленная  работа  по  выявлению  и  ликвидации  несанкционированных  свалок  твердых 
бытовых отходов на территории Кировской области. 

В  2015  году  государственные  инспектора  в  качестве  специалистов  принимали  участие 

в 5 организованных органами прокуратуры проверках. 

Так,  согласно  требованию  Кировской  транспортной  прокуратуры  Управлением 

27.08.2015  проведена  проверка  соблюдения  требований  природоохранного  законодательства 
в области обращения с отходами производства и потребления в ИП Васенина А.Н.  

По результатам проверки установлены нарушения требований в области обращения с от-

ходами производства и потребления, ИП Васенин А.Н. привлечен Управлением к администра-
тивной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 тыс. руб.  

В 2015 году в целях реализации комплекса мер, направленных на выявление и ликвида-

цию мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на террито-
рии Кировской области, Управление принимало участие в качестве третьего лица в 7 судебных 
делах по искам органов прокуратуры, в том числе: 

- по 4 искам прокурора Октябрьского района г. Кирова к ОАО СХП «Кировское» и Тер-

риториальному управлению администрации г. Кирова по Октябрьскому району о возложении 
обязанности  организовать  уборку  свалок.  Решениями  Октябрьского  районного  суда  исковые 
требования были удовлетворены в полном объеме; 

-  по  2  искам  прокурора  Ленинского  района  г.  Кирова  к  Территориальному  управлению 

администрации  г.  Кирова  по  Ленинскому  району  о  возложении  обязанности  организовать 
уборку свалок ТБО в мкр. Чистые Пруды и д. Сватково г. Кирова. Решениями Ленинского рай-
онного суда исковые требования были удовлетворены в полном объеме; 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

139

 

 

- по иску прокурора Лузского района к ООО  «Гамиш Хана» о возложении обязанности 

освободить земельный участок от отходов горбыля и опила. Решением Лузского районного су-
да исковые требования удовлетворены. 

 

Государственный (региональный) экологический надзор  

(министерство охраны окружающей среды Кировской области) 

 

В соответствии со статьей 59 Устава Кировской области, статьей 9 Закона Кировской об-

ласти от 26.07.2001 № 10-ЗО «О Правительстве и иных органах исполнительной власти Киров-
ской  области»,  на  основании  Указа  Губернатора  Кировской  области  от  10.03.2015  № 44 
«О структуре органов исполнительной власти Кировской области», постановления Правитель-
ства  Кировской  области  от  17.03.2015  №  29/150  «О  мерах  по  реализации  Указа  Губернатора 
Кировской области от 10.03.2015 № 44», постановления Правительства Кировской области от 
29.04.2015 № 36/250 «О внесении изменений в постановление Правительства Кировской облас-
ти от 17.03.2015 № 29/150» с 14 сентября 2015 года департамент экологии и природопользова-
ния Кировской области и управление охраны и использования животного мира Кировской об-
ласти  реорганизованы  в  форме  слияния  и  создания  министерства  охраны  окружающей  среды 
Кировской области. 

Организация регионального государственного экологического контроля (надзора): 

Министерство охраны окружающей среды Кировской области является исполнительным 

органом государственной власти Кировской области межотраслевой компетенции, проводящим 
государственную политику и осуществляющим управление в сфере осуществления государст-
венного  экологического  надзора,  государственного  надзора  за  объектами  животного  мира 
и средой их обитания в соответствии с полномочиями области, установленными Конституцией 
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными и област-
ными законами.  

Координацию деятельности министерства охраны окружающей среды в вопросах осуще-

ствления регионального государственного экологического надзора выполняет заместитель ми-
нистра, который одновременно по должности является главным государственным инспектором 
Кировской области в области охраны окружающей среды. 

Координацию деятельности министерства охраны окружающей среды в вопросах осуще-

ствления государственного надзора за объектами животного мира и средой их обитания выпол-
няет заместитель министра, который одновременно по должности является заместителем глав-
ного государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды. 

Согласно утвержденной в установленном порядке структуры министерства осуществле-

ние функций регионального государственного экологического контроля (надзора) обеспечивает 
управление государственного экологического надзора. 

В целях организации деятельности государственных инспекторов министерства в управ-

лении государственного экологического надзора сформирована инфраструктура межрайонных 
государственных  инспекторов  (отдел  межрайонного  государственного  экологического  надзо-
ра), обеспечивающая их деятельность по подведомственным муниципальным районам (терри-
ториальным  округам). Межрайонные государственные  инспекторы  непосредственно  дислоци-
рованы в г. Кирово-Чепецк, г. Вятские Поляны, г. Омутнинск, г. Котельнич, г. Яранск и пгт По-
досиновец. 

Основные  и  вспомогательные  (обеспечительные)  функции  органа  управления 

в сфере отношений, связанных с осуществлением государственного надзора. 

Данные  функции  определены  положением  о  министерстве  охраны  окружающей  среды 

Кировской  области  (утверждено  постановлением  Правительства  Кировской  области  от 
24.08.2015 № 56/535 «Об утверждении Положения о министерстве охраны окружающей среды 
Кировской  области»,  а  также  положениями  об  управлении  государственного  экологического 
надзора, управлении охраны и использования животного мира. 

Основные  функции  в  сфере  отношений,  связанных  с  осуществлением государственного 

надзора: 

- организация и осуществление регионального государственного экологического надзора 

за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении уча-
стков недр местного значения; 

 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

140

 

 

- организация и осуществление регионального государственного экологического надзора 

в области охраны атмосферного воздуха; 

- организация и осуществление регионального государственного экологического надзора 

в области обращения с отходами (кроме радиоактивных); 

- организация и осуществление регионального государственного экологического надзора 

в  области  охраны  и  использования  особо  охраняемых  природных  территорий  регионального 
значения; 

- организация и осуществление регионального государственного экологического надзора, 

в области использования и охраны водных объектов; 

- осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической эксперти-

зе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих государ-
ственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному го-
сударственному экологическому надзору; 

- осуществление федерального государственного охотничьего надзора; 
- осуществление федерального государственного надзора в области охраны, воспроизвод-

ства и использования объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим и водным биоло-
гическим  ресурсам,  и  среды  их  обитания  на  территории  Кировской  области,  за  исключением 
объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных 
территориях федерального значения; 

- осуществление  контроля  за  использованием  капканов  и  других  устройств,  используе-

мых при осуществлении охоты;  

- осуществление контроля за оборотом продукции охоты. 
Вспомогательными  (обеспечительными)  функциями  в  сфере  отношений,  связанных 

с осуществлением регионального государственного  экологического  надзора,  федерального  го-
сударственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов живот-
ного  мира  и  среды  их  обитания  на  территории  Кировской  области,  за  исключением  объектов 
животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных террито-
риях федерального значения, расположенных на территории Кировской области являются: 

- предъявление  в  установленном  законом  порядке  исков  о  возмещении  ущерба  (вреда), 

причиненного окружающей среде; 

- обращение в суды с требованием об ограничении, о приостановлении или о прекраще-

нии деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в облас-
ти охраны окружающей среды и природопользования; 

- выдача юридическим лицам и их должностным лицам, индивидуальным предпринима-

телям и гражданам предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требова-
ний в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их 
обитания, а также о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда объектам 
животного мира; 

- составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с наруше-

нием законодательства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использо-
вания объектов животного мира и среды их обитания, рассмотрение дел об указанных админи-
стративных правонарушениях и принятие мер по предотвращению таких нарушений; 

- направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушением законода-

тельства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов 
животного мира и среды их обитания, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по 
признакам преступлений; 

- предъявление исков физическим и юридическим лицам о взыскании средств в счет воз-

мещения ущерба, нанесенного объектам животного мира вследствие нарушения законодатель-
ства Российской Федерации в области охраны, воспроизводства и использования объектов жи-
вотного мира и среды их обитания. 

 

Взаимодействие министерства охраны окружающей среды Кировской области при 

осуществлении функций по государственному надзору с другими органами государствен-
ного контроля (надзора). 

В целях повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности введены в дей-

ствие следующие межведомственные акты: 

- Соглашение  о  взаимодействии  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 

природопользования и министерства охраны окружающей среды Кировской области по вопро-

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

141

 

 

сам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды;  

- Соглашение о взаимодействии министерства охраны окружающей среды Кировской об-

ласти в сфере сбора, накопления, хранения и обработки информации по геологии, недропользо-
ванию и охране окружающей среды с Кировским филиалом ФГУ «Территориальный фонд гео-
логической информации по Приволжскому федеральному округу»; 

- Соглашение  о  взаимодействии  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 

природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области и министерства охраны окру-
жающей среды Кировской области по организации совместных действий сторон в области ох-
раны  окружающей  среды  (государственного  экологического  контроля)  по  предотвращению 
и выявлению несанкционированных свалок твердых бытовых отходов; 

- Соглашение о взаимодействии министерства охраны окружающей среды Кировской об-

ласти и Управления ФНС России по Кировской области, направленное на выявление и предот-
вращение  нарушений  законодательства  налогоплательщиками,  осуществляющими  недрополь-
зование и водопользование; 

- Соглашение о порядке взаимодействия и оперативного обмена информацией в области 

прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления 
МЧС России по Кировской области и министерства охраны окружающей среды Кировской об-
ласти; 

- Соглашение  о  взаимодействии  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 

защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области и министерства ох-
раны  окружающей  среды  Кировской  области  в  целях  организации  обмена  оперативной  и  ре-
жимной информацией, принятия  управленческих решений по предотвращению неблагоприят-
ного влияния факторов окружающей среды на здоровье населения. 

- протокол от 23.05.2013 совещания при Первом заместителе Председателя Правительст-

ва Кировской области С.В. Щерчкове о порядке взаимодействия по противодействию незакон-
ной  предпринимательской  деятельности  по  безлицензионной  добыче  общераспространенных 
полезных ископаемых. 

При осуществлении управлением охраны и использования животного мира контрольно-

надзорных функций в отношении физических лиц осуществлялось взаимодействие в виде об-
мена информацией со следующими органами государственного контроля (надзора), правоохра-
нительными  органами:  УВД  по  Кировской  области  (совместные  рейды);  Росрыболовство  (со-
общения  о  выявленных  нарушениях,  обмен  информацией),  министерство  лесного  хозяйства 
Кировской  области  (сообщение  о  выявленных  правонарушениях,  обмен  информацией),  госу-
дарственная инспекция по контролю за использованием маломерных судов (сообщение о выяв-
ленных  правонарушениях,  обмен  информацией),  Кировская  межрайонная  природоохранная 
прокуратура Кировской области (сообщение о выявленных правонарушениях, обмен информа-
цией). 

Информация о выполнении функций по осуществлению государственного контроля 

(надзора)  подведомственными  министерству  охраны  окружающей  среды  Кировской  об-
ласти учреждениями. 

Министерство охраны окружающей среды Кировской области является учредителем Ки-

ровского областного государственного бюджетного учреждения (КОГБУ) «Кировский област-
ной центр охраны окружающей среды и природопользования Кировской области» и Кировско-
го  областного  государственного  бюджетного  учреждения  (КОГБУ)  «Вятский  научно-
технический  информационный  центр  мониторинга  и  природопользования»,  Кировского  обла-
стного государственного казенного учреждения (КОГКУ) «Кировский областной центр охраны 
и использования животного мира». 

Действующими  законодательными  и  нормативными  правовыми  актами  Кировской  об-

ласти  данные  учреждения  не  наделены  полномочиями  по  осуществлению  государственного 
контроля (надзора). 

Информация  о  проведенной  работе  по  аккредитации  юридических  лиц  и  граждан 

в качестве  экспертных  организаций  и  экспертов,  привлекаемых  к  выполнению  меро-
приятий по осуществлению регионального государственного экологического надзора. 

К  участию  в  проведении  управлением  государственного  экологического  надзора  кон-

трольно-надзорных  мероприятий  привлекаются  эксперты  аккредитованного  в  установленном 
порядке  Кировского  областного  государственного бюджетного  учреждения  (КОГБУ)  «Киров-
ский  областной  центр  охраны  окружающей  среды  и  природопользования»  (свидетельство  об 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

142

 

 

аккредитации  от  29.07.2011  №  2,  выданное  на  основании  приказа  департамента  экологии 
и природопользования Кировской области от 29.07.2011 № 99/1-лс). 

Информация  о  финансовом  обеспечении  исполнения  функций  по  осуществлению 

государственного надзора. 

В 2015 году объем планируемого выделения бюджетных средств составил 9371 тыс. руб-

лей.  Фактические  затраты  на  обеспечение  исполнения  функций  государственного  надзора, 
осуществляемого министерством, составили 9371 тыс. рублей. С учетом того, что министерст-
во охраны окружающей среды Кировской области обеспечивает исполнение 9 функций в рам-
ках осуществления государственного надзора, и 2 функции в рамках установленных полномо-
чий, средний объем плановых и фактических ассигнований областного бюджета на исполнение 
1 контрольно-надзорной функции составил в 2015 году – 851,91 тыс. руб. 

Информация  о  штатной  численности  работников  министерства  охраны  окружаю-

щей среды Кировской области, выполняющих функции по осуществлению государствен-
ного надзора, и об укомплектованности штатной численности. 

Согласно  штатному  расписанию  министерства  охраны  окружающей  среды  Кировской 

области  численность  государственных  инспекторов  составляет  –  23  ед.  Фактическая  числен-
ность сотрудников, осуществляющих государственный экологический надзор, составляет 19 ед. 
(укомплектованность штатной численности – 83%). 

Информация о квалификации работников  министерства охраны окружающей сре-

ды Кировской области, выполняющих функции по осуществлению государственного над-
зора, о мероприятиях по повышению их квалификации. 

Инспекторский  состав  имеет  высшее  образование,  а  также  стаж  практической  работы 

в сфере осуществления государственного надзора не менее 5 лет. Ряд специалистов имеет выс-
шее профессиональное юридическое образование и опыт работы в правоохранительных орга-
нах.  В  период  2014–2015  гг.  государственные  инспекторы  министерства  прошли  обучение  на 
курсах повышения квалификации в филиале ГОУ ВПО Волго-Вятской академии государствен-
ной службы в г. Кирове по программе «Государственная служба: правовое и организационное 
обеспечение». 

Ежеквартально  с  государственными  инспекторами  проводятся  обучающие  семинары  по 

вопросам административной практики государственного надзора. 

 Информация о средней нагрузке на 1 работника министерства охраны окружающей 

среды Кировской области, выполняющего функции по осуществлению государственного 
надзора. 

В течение 2015 года государственными инспекторами министерства в отношении юриди-

ческих лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 782 контрольно-надзорных 
мероприятия, включающих: 142 плановых проверки, 125 внеплановых проверок и 515 проверок 
совместно с гормежрайспецпрокуратурами, работниками УМВД России по Кировской области. 

Среднегодовая нагрузка в расчете на 1 государственного инспектора составила 41 прове-

денное  контрольно-надзорное  мероприятие.  Аналогичный  расчетный  показатель  по  наложен-
ным штрафным санкциям за нарушения природоохранного законодательства составил 187 тыс. 
руб. в расчете на 1 государственного инспектора. 

 Информация о численности экспертов и представителей экспертных организаций, 

привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору). 

Структурную  организацию  системы  государственного  надзора,  осуществляемого  мини-

стерством охраны окружающей среды Кировской области, иллюстрирует таблица 4.6.3. 

  

Таблица 4.6.

Структурная организация системы государственного надзора,  

осуществляемого министерством охраны окружающей среды Кировской области 

 

Структурные элементы системы 

Функциональные  

параметры (чел.) 

Государственные инспекторы управления государственного 
экологического надзора министерства охраны окружающей 
среды Кировской области 

11 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

143

 

 

Продолжение таблицы

 4.6.3 

Государственные инспекторы управления охраны и использо-
вания животного мира министерства охраны окружающей сре-
ды Кировской области 

Государственные инспекторы отдела охотничьего контроля и 
надзора министерства охраны окружающей среды Кировской 
области 

Эксперты КОГБУ «Кировский областной центр охраны окру-
жающей среды и природопользования Кировской области», ак-
кредитованного в качестве экспертной организации, привлекае-
мой к мероприятиям по контролю (надзору), дислоцированные в 
муниципальных районах области 

32 

Инспекторы экологического контроля (надзора) Общественного 
совета министерства охраны окружающей среды Кировской об-
ласти (общественные инспекторы) 

19 

Итого: 

70 

 

Проведение государственного надзора 

 

Информация о выполнении в отчетный период работ по осуществлению государст-

венного надзора. 

На  2015  год  подготовлен,  согласован  в  установленном  порядке  с  прокуратурой  Киров-

ской области и утвержден приказом департамента экологии Кировской области и Управления 
животного мира Кировской области план проведения плановых проверок в количестве – 149 ед. 
Из них, проведено 142 плановых проверки (7 плановых проверок не проведено по причине лик-
видации предприятий). Выполнение плана проведения плановых проверок составило 95%. 

Информация  о  результатах  работы  экспертов  и  экспертных  организаций,  привле-

каемых к проведению мероприятий по контролю, а также о размерах финансирования их 
участия в контрольной деятельности. 

В периоды проведения государственными инспекторами плановых и внеплановых прове-

рок  привлекались  эксперты  аккредитованного  в  установленном  порядке  КОГБУ  «Кировский 
областной центр охраны окружающей среды и природопользования» (свыше 590 контрольно-
надзорных  мероприятий).  Расширялась  практика  использования  результатов  контрольно-
измерительных  и  лабораторно-диагностических  лабораторных  исследований  с  целью  опреде-
ления  параметров  загрязнения  окружающей  среды  (выполнено  свыше  1980  качественных  хи-
мических анализов, в том числе 464 определения по сточной воде, 1072 – поверхностная вода, 
20  –  вода  подземная,  136  –  талая  вода  (снег),  24  –  почва,  168  –  отходы,  42  –  воздух,  54  –
промвыбросы). Реализацию данных мероприятий обеспечивала специализированная инспекция 
аналитического  контроля  (СИАК)  КОГБУ  «Кировский  областной  центр  охраны  окружающей 
среды и природопользования». 

В  рамках  исполнения  законных  требований  межрайгорпрокуроров  эксперты  КОГБУ 

«Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования» приняли уча-
стие в качестве специалистов более чем в 453 проверках, проводимых органами прокуратуры 
Кировской области по фактам нарушения природоохранного законодательства в рамках проку-
рорского надзора за исполнением федерального законодательства. 

Кроме того, в рамках государственных заданий министерства охраны окружающей среды 

Кировской области аккредитованной экспертной организацией (КОГБУ «Кировский областной 
центр охраны окружающей среды и природопользования») обеспечивалось: 

- выявление  по  результатам  рейдовых  мероприятий  мест  несанкционированного  разме-

щения отходов производства и потребления в муниципальных районах области; 

- проведение  мероприятий  по  охране  и  оценке  соответствия  режиму  особой  охраны  те-

кущего  состояния  и  использования  особо  охраняемых  природных  территорий  регионального 
значения; 

- участие  в  исполнительных  производствах  Управления  Федеральной  службы  судебных 

приставов по Кировской области по исполнению судебных решений, направленных на устра-
нение нарушений природоохранного законодательства; 

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

144

 

 

- проведение мониторинга объектов размещения отходов; 
- ведение  наблюдений  за  состоянием  ОС  в  зонах  влияния  источников  негативного  воз-

действия и учета объектов и источников негативного воздействия;  

- проведение  рейдовых  проверок  водоохранных  зон  водных  объектов  в  период  полово-

дья; 

- проведение Дней защиты от экологической опасности; 
В течение 2015 года проведено: 
- по  обеспечению  охраны  территории  государственных  природных  заказников  регио-

нального значения (выполнено 280 рейдов); 

- по техническому, организационно-методическому и экспертному обеспечению государ-

ственного экологического надзора (осуществлено 1500 мероприятий); 

- по  инструментальному  аналитическому  контролю  загрязнения  объектов  окружающей 

среды (проведено 12500 исследований); 

- по  техническому  и  организационному  сопровождению  работ  в  области  охраны  окру-

жающей среды (подготовлено 4630 проектов документов и учѐтных записей). 

Информация  о  случаях  причинения  юридическими  лицами  и  индивидуальными 

предпринимателями,  в  отношении  которых  осуществляются  контрольно-надзорные  ме-
роприятия,  вреда  окружающей  среде,  а  также  о  случаях  возникновения  чрезвычайных 
ситуаций природного и техногенного характера. 

В 2015 году государственными инспекторами министерства выявлено 2 факта причине-

ния  вреда  окружающей  среде,  случаев  возникновения  чрезвычайных  ситуаций  природного 
и техногенного характера не установлено. 

Так,  в  ходе  осмотра  территории,  произведенного  28.05.2015  по  адресу:  Кировская  об-

ласть, Юрьянский район, Подгорцевское сельское поселение, с. Монастырское, в районе пере-
крѐстка ул. Тополиная и ул. Южная, установлено, что вдоль дороги по ул. Тополиная с. Мона-
стырское в углублении почвы (длиной 12,3 м и шириной с северо-западной стороны 7 м, с се-
веро-восточной  стороны  –  3  м,  глубиной  с  северо-западной  стороны  около  30  см,  с  северо-
восточной стороны – около 7 см) размещены нефтепродукты чѐрного цвета с характерным за-
пахом. Рядом на придорожной полосе вдоль дороги на протяжении 40 м и шириной 0,35 м на 
обочине так же установлено загрязнение почвы нефтепродуктами. 

Площадь разлива составила 62,3 кв. м, ущерб, причиненный окружающей среде, составил 

150,7  тыс.  руб.  Материалы  проверки  направлены  в  органы  предварительного  расследования, 
которыми по данному факту в отношении неустановленного лица возбужденно уголовное дело 
по ч. 1 ст. 254 Уголовного Кодекса РФ. 

В апреле 2015 года установлен факт самовольного изъятия и вывоза песка на левом бере-

гу протоки Прорва р. Вятки в 3,5 км к северо-востоку от д. Монастырская Октябрьского района 
г. Кирова, площадь карьера составила 2391,81 кв. м, глубина выемки – 3,5 м, ущерб, причинен-
ный  окружающей  среде,  составил  1 711  тыс.  руб.  Материалы  проверки  направлены  в  органы 
предварительного расследования, которыми по данному факту в отношении неустановленного 
лица возбужденно уголовное дело по ч. 1 ст. 254 Уголовного Кодекса РФ. 

Информация  о  принятых  мерах  реагирования  по  фактам  выявленных  нарушений 

природоохранного законодательства. 

В 2015 году общее количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий соста-

вило 782 ед. Общее количество контрольно-надзорных мероприятий, по итогам проведения ко-
торых в связи с выявлением фактов нарушения природоохранного законодательства возбужде-
ны дела об административных правонарушениях, составило 691 ед.  

Общее  количество  административных  наказаний,  наложенных  государственными  ин-

спекторами министерства по итогам контрольно-надзорных мероприятий составила – 671 про-
цессуально завершенных производства.  

Общая сумма административных штрафов, наложенных государственными инспекторами 

министерства на виновных лиц, составила – 3560 тыс. руб.  

Сумма  уплаченных  (взысканных)  административных  штрафов  составила  3454  тыс.  руб. 

Уровень взыскания штрафов составил в 2015 году – 97%. 

Министерством ведется контроль за исполнением выданных предписаний и постановле-

ний о назначении административного наказания. В случае их неисполнения, возбуждаются де-
ла об административных правонарушениях, соответствующие материалы направляются на рас-
смотрение мировым судьям и судебным приставам для принудительного взыскания задолжен-

4.6. Государственный экологический надзор в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 

145

 

 

ности.  В  2015  году  направлено  таких  материалов:  мировым  судьям  –  4;  судебным  приставам 
для принудительного исполнения – 79. 

По  результатам  рейдовых  мероприятий,  проводимых  аккредитованной  в установленном 

порядке экспертной организацией – КОГБУ «Кировский областной центр охраны окружающей 
среды и природопользования»: 

- выявлено 266 мест несанкционированного размещения ТБО; 
- удовлетворены органами местного самоуправления в добровольном порядке требования 

министерства  охраны  окружающей  среды  Кировской  области  о  ликвидации  свыше  120  мест 
несанкционированного размещения отходов производства и потребления; 

- принято к исполнению свыше 146 судебных решений о ликвидации мест несанкциони-

рованного  размещения  отходов  производства  и  потребления  по  исковым  заявлениям  межрай-
горпрокуроров  прокуратуры  Кировской  области,  инициированных  министерством  охраны  ок-
ружающей среды Кировской области. 

Информация о способах проведения и масштабах методической работы с юридиче-

скими  лицами  и  индивидуальными  предпринимателями,  в  отношении  которых  прово-
дятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны. 

В 2015 году управлением государственного экологического надзора министерства прове-

дено 7 информационно-аналитических семинаров для природопользователей (более 176 участ-
ников) по основным вопросам охраны окружающей среды, управлением охраны и использова-
ния  животного  мира  проведен  1  семинар.  Кроме  того,  методическая  работа  с  юридическими 
лицами и индивидуальными предпринимателями, направленная на предотвращение нарушений 
природоохранного  законодательства  осуществлялась  государственными  инспекторами  управ-
ления государственного экологического надзора министерства в рамках  однодневных семина-
ров «Основы природопользования» для руководителей и лиц, ответственных за природоохран-
ную  деятельность  на  предприятии,  организованных  и  проводимых  подведомственным  мини-
стерству охраны окружающей среды Кировской области КОГБУ «Кировский областной центр 
охраны  окружающей  среды  и  природопользования».  В  2015  году  проведено  6  семинаров, 
в данной  форме  обучения  приняли  участие  представители  150  субъектов  хозяйственной  дея-
тельности.

 

На  системной  основе  в  процессе  проведения  мероприятий  по  контролю  (надзору)  госу-

дарственные  инспекторы  управления  государственного  экологического  надзора  министерства 
консультируют представителей проверяемых субъектов хозяйственной и иной деятельности по 
практическим аспектам реализации требований природоохранного законодательства.  

Управлением  охраны  и  использования  животного  мира  и  КОГКУ  «Центр  охраны  и  ис-

пользования  животного  мира»  за  год  подготовлено  330  информационных  поводов,  из  них 
5 размещено  на  сайте  Правительства  области,  управлением  государственного  экологического 
надзора  –  42  информационных  повода,  отделом  охраны  окружающей  среды  и  экологической 
безопасности 103 информационных повода. 

Информация  об  оспаривании  в  суде  юридическими  лицами  и  индивидуальными 

предпринимателями оснований и результатов проведения в  отношении их мероприятий 
по контролю. 

В 2015 году лицами, привлеченными к административной ответственности, обжаловано 

38 (из 671) постановлений по делам об административном правонарушении, что составляет 6% 
от числа всех вынесенных постановлений, из них 27 дела рассмотрено судами общей юрисдик-
ции, 11 дел арбитражным судом Кировской области. 

Из  38  обжалованных  постановлений  по  делам  об  административных  правонарушениях, 

вынесенных  госинспекторами  –  24  оставлено  без  изменения  (63%  от  всех  обжалованных), 
14 постановлений  отменено  в  связи  с  малозначительностью  деяния  (37%  от  всех  обжалован-
ных).  

В  2015  году  исключены  факты  отмены  Арбитражным  судом  постановлений  государст-

венных инспекторов министерства в связи с отсутствием события, состава административных 
правонарушений, существенных нарушений требований процессуального права. 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..