ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 10

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..

 

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ В 2018-2013 ГОДУ - часть 10

 

 

По результатам анализа выявленных нарушений установлено, что основные нарушения в

части   использования   земель   не   по   целевому   назначению   и   не   в   соответствии   с   видом
разрешенного   использования   приходятся   на   использование   земельных   участков,
предназначенных   под   ИЖС,   для   размещения   торговых   объектов,   а   земельных   участков   под
гаражи - под мастерские по ремонту автомобилей.  

Площадь выявленных нарушений на территории Ставропольского края составила 226,5 га.

По   фактам   выявленных   нарушений   в   2017   году   возбужденно   239   дел   об   административных
правонарушениях,   выдано   135   предписаний   об   устранении   нарушений   земельного
законодательства, наложено административных штрафов на сумму 5,5 млн. рублей (из которых
взыскано   4,3   млн.   рублей).   По   результатам   проведенных   проверок   исполнения   предписаний
устранено 101 нарушение.

3.2.1.2 Анализ качественного состояния земель.

В пределах Ставропольского края выделены следующие природные зоны: полупустынная

степная   со   светло-каштановыми   почвами   (18%   территории   края),   сухая   степь   с   темно-
каштановыми   и   каштановыми   почвами   (36%),   умеренно   засушливая   степь   с   южными   и
обыкновенными   черноземами   (40   %)   и   достаточно   увлаженная   степь   с   черноземами   слабо
выщелоченными, выщелоченными, темно-серыми лесными почвами (6 %).

Преобладающей   категорией   земель   в   составе   региона   являются   земли

сельскохозяйственного назначения (92,31 %). 

В   последние   годы   сплошных     почвенных   обследований   не   проводилось.   По   данным

отдельных наблюдений, проведенных ФГБУ ГЦАС «Ставропольский», СНИИСХ, ФГБОУ ВПО
Ставропольский ГАУ, деградационные почвенные процессы в крае развиты.

По   совокупности   условий   территория   Ставропольского   края   является  благоприятной

зоной для распространения ветровой и водной эрозии.

Земли,   потенциально   подверженные   ветровой   эрозии,   занимают   81%   территории

сельскохозяйственных угодий, водной – 46%. В настоящее время более очевидное разрушение
почвенного   покрова   под   действием   эрозии   наблюдается   на   территории   Ставропольской
возвышенности и в предгорных районах.

Площадь эродированных земель в Ставропольском крае составляет 1671 тыс. га или 31,7%

от   площади   сельскохозяйственных   угодий.   Наибольшую   площадь   в   составе   эродированных
земель   занимают   почвы,   подверженные   водной   эрозии   –   914 тыс.   га   или   16,2%   от   площади
сельхозугодий.   На  долю  дефлированных  почв  приходится   13,3%,  что  составляет   754  тыс.  га.
Совместное проявление процессов водной и ветровой эрозии выявлено на площади 123 тыс. га,
то есть на 2,2% площади сельхозугодий.

Активное   проявление   эрозионных   процессов   проявляется   на   25,7%   территории   пашни

(1009 тыс. га), то есть каждый четвёртый гектар пашни разрушен от действия воды и ветра. При
этом 40,3% площади пашни подвержено выдуванию, 13,2% – действию водной эрозии и 2,2% –
совместному воздействию воды и ветра.

Практически повсеместно в Ставропольском крае потенциальные потери почвы от эрозии

превышают   условно   допустимую   норму,   равную   5   т/га.   Однако   потенциальная   опасность
проявления   эрозионных   процессов   на   территории   края   различна.   По   этому   показателю
выделяются районы, расположенные на Ставропольской возвышенности. Здесь нужно уделять
постоянное внимание почвозащитным мерам.

Преобладающее   большинство   пахотных   земель   края   характеризуется   щелочной   средой

почвенного   раствора.   В   целом   почвы   пашни   края   характеризуются   низким   содержанием
органического   вещества,   средней   обеспеченностью   подвижным   фосфором,   повышенным
содержанием   обменного   калия,   щелочной   средой   почвенного   раствора.   Почвы
сельскохозяйственных угодий испытывают недостаток подвижных форм цинка, кобальта и меди.
Половина   земель   имеют   низкую   обеспеченность   марганцем.   Единственным   микроэлементом,

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

60

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
5
6

содержащимся в достаточном количестве, является бор.

Агроэкологическая оценка состояния земель сельскохозяйственного назначения на всей

обследованной территории в целом удовлетворительная. Оценка качественного состояния почв
сельскохозяйственных   земель   края   включает   отдельные   случаи   загрязнения   почв   тяжелыми
металлами,   которые   проявляются   на   незначительных   площадях   и   носят   локальный   характер.
Общая оценка загрязнения почв свидетельствует о низком уровне загрязнения – допустимый и
пригодный для выращивания сельскохозяйственных культур.

   

3.2.2 Землеустройство

Одним из элементов участия  государства  в управлении земельными ресурсами страны

является землеустройство, тесно связанное с ведением мониторинга и кадастра земель. 

Землеустройство   –   это   мероприятия   по   изучению   состояния   земель,   планированию   и

организации  рационального использования  земель и их охраны, описанию местоположения  и
(или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального
использования   гражданами   и   юридическими   лицами   земельных   участков   для   осуществления
сельскохозяйственного   производства,   а   также   по   организации   территорий,   используемых
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации  и  лицами,  относящимися  к  коренным  малочисленным   народам  Севера,  Сибири  и
Дальнего   Востока   Российской   Федерации,   для   обеспечения   их   традиционного   образа   жизни
(внутрихозяйственное землеустройство).

Объектами   землеустройства   в   2017   году   являлись   территории   субъектов   Российской

Федерации,   территории   муниципальных   образований,   территории   населенных   пунктов,
территориальные зоны.

Землеустройство   включает   в   себя   мероприятия   по   изучению   состояния   земель,

планированию   и   организации   рационального   использования   земель   и   их   охраны,   описанию
местоположения   и   (или)   установлению   на   местности   границ   объектов   землеустройства,
организации   рационального   использования   гражданами   и   юридическими   лицами   земельных
участков для осуществления сельскохозяйственного производства.

Вопросы организации и порядка проведения землеустройства регулируются: 
- Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ;
- Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001 г. № 78-ФЗ; 
-  Постановлением   Правительства   РФ  от   20.08.2009г.   №   688   «Об   утверждении   Правил

установления на местности границ объектов землеустройства»;

-   Постановлением   Правительства   РФ   от   30.07.2009г.   №   621   «Об   утверждении   формы

карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»;

- Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1061 «Об утверждении Положения

о контроле за проведением землеустройства»;

- Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 514 «Об утверждении Положения

о   согласовании   и   утверждении   землеустроительной   документации,   создании   и   ведении
государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»;

-   Федеральным   законом   от   24.07.2002   г.   №   101-ФЗ   «Об   обороте   земель

сельскохозяйственного назначения»;

- Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации

по земельным ресурсам и землеустройству и прошедшей правовую экспертизу Минюста России
в 1996 году (применяемой в части, не противоречащей вышеуказанным нормативным правовым
акта).

3.2.2.1   Проведение   землеустройства   в   соответствии   с   решениями   федеральных

органов государственной власти

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

61

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51

4
5
6

Проведение   землеустройства   в   соответствии   с   решениями   федеральных   органов

государственной власти в 2017 году на территории Ставропольского края не осуществлялось.

3.2.2.2 Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате

проведения землеустройства

Управление   осуществляет   ведение   государственного   фонда   данных,   полученных   в

результате проведения землеустройства на основании приказа Росземкадастра от 29.08.2003 №
П/208 «О включении документации, хранящейся в территориальных органах Росземкадастра и
их   структурных   подразделениях,   в   государственный   фонд   данных,   полученных   в   результате
проведения землеустройства».

Государственный  фонд данных, полученных  в результате  проведения землеустройства,

расположен   в   архивных   помещениях   по   месту   нахождения   территориальных   отделов
Управления. 

Краевой   государственный   фонд   данных,   полученных   в   результате   проведения

землеустройства, расположен в Петровском территориальном отделе Управления, по адресу: ул.
Пушкина № 8, г. Светлоград, Петровский район, Ставропольский край.

Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, на

территории города Ставрополя находится в помещении Управления, расположенном по адресу:
г. Ставрополь, ул. Ленина, 480, 3-й этаж.

Учет   выдачи   документов   государственного   фонда   осуществляется   по   книге   учета

движения   документов   государственного   фонда   данных,   полученных   в   результате   проведения
землеустройства.  

В государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства,

на территории Ставропольского края по состоянию на 01.01.2018 года находятся 195499 единицы
хранения.   Количество   материалов,   запрошенных   заинтересованными   лицами   из
государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, за 2017
год составило 9070 единиц. Наиболее востребованной документацией государственного фонда
данных, полученных в результате проведения землеустройства, на территории Ставропольского
края является землеустроительная документация. 

Проблемы по учету, хранению и предоставлению документов отсутствуют.

3.2.2.3   Контроль   за   проведением   землеустройства,   осуществление   экспертизы

землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических  лиц по
вопросам проведения землеустройства

Контроль   за   проведением   землеустройства   осуществляется   в   целях   обеспечения

соблюдения   организациями   и   гражданами   при   проведении   землеустройства   требований
законодательства   Российской   Федерации,   а   также   утвержденных   в   установленном   порядке
технических условий проведения землеустройства и требований к нему.

Контроль осуществляется до окончания работ по проведению землеустройства и сдачи

таких   работ   заказчику.   В   случае   если   работы   по   проведению   землеустройства   выполнены,   а
результат   таких   работ   передан   заказчику,   проверка   соблюдения   лицами,   осуществляющими
проведение   землеустройства,   требований   законодательства   Российской   Федерации,   а   также
утвержденных   в   установленном   порядке   технических   условий   проведения   землеустройства   и
требований   к   нему   выполняется   при   проведении   в   установленном  порядке  государственной
экспертизы землеустроительной документации.

В 2017 году в Управление поступило 32 обращения по вопросам проведения экспертизы

землеустроительной документации.

3.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

3.3.1. Организация осуществления государственного земельного  контроля (надзора).

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

62

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
5
6

В   соответствии   со   статьей   9   Конституции   Российской   Федерации   земля   и   другие

природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 

Государственный земельный надзор является важным звеном в системе государственного

управления в сфере землепользования, цель которого сохранение земли как природного ресурса,
основы жизни и деятельности граждан. 

На   территории   Ставропольского   края   функция   по   осуществлению   государственного

земельного   надзора   возложена   на   Управление   Федеральной   службы   государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее – Управление).

Осуществлением   государственного   земельного   надзора   в   Управлении   занимается   отдел

государственного земельного надзора и соответствующие должностные лица территориальных
(межмуниципальных)   отделов,   к   сфере   ведения   которых   отнесено   осуществление
государственного земельного надзора.

Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

и   ее  территориальных  органов     в  области   государственного   земельного   надзора  определены
Положением   о   государственном   земельном   надзоре,   утвержденным   постановлением
Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 (далее - Положение о госземнадзоре).

Общая   численность   сотрудников   Управления,   осуществляющих   государственный

земельный   надзор   на   территории   Ставропольского   края     в   2017   году   составила   61   человек,
которые   в   соответствии   с  Положением   о   госземнадзоре   и   соответствующими   приказами
Управления   являются   государственными   инспекторами   по   использованию   и   охране   земель
(далее   –   государственные   инспекторы),   их   них   1   –   главный   государственный   инспектор
Ставропольского   края   по   использованию   и   охране   земель,   3   –   заместителя   главного
государственного   инспектора   Ставропольского   края   по   использованию   и   охране   земель,   3   –
государственных инспектора Ставропольского края по использованию и охране земель и 54 –
главных   государственных   инспекторов   городов   и   районов   Ставропольского   края   (их
заместители)   и   государственные   инспекторы   городов   и   районов   Ставропольского   края   по
использованию и охране земель. 

Таблица 32

Численность должностных лиц осуществляющих государственный земельный контроль

(надзор), в разрезе муниципальных образований

Наименование районов

Всего кол-во

инспекторов

Кол-во инспекторов

осуществляющих только

государственный

земельный надзор 

1

г. Ставрополь

7

3

2

Александровский и 
Минераловодский

3

1

3

Апанасенковский и Ипатовский

4

2

4

Арзгирский

2

1

5

Буденовский и Новоселицкий

4

2

6

Георгиевский

2

1

7

Грачевский и Шпаковский

2

1

8

Изобильненский и Труновский 

3

2

9

Андроповский, Кочубеевский и  г. 
Невинномысск

3

2

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

63

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

4
5
6

10

Красногвардейский

2

1

11

Кировский

3

1

12

Курский

1

1

13

Левокумский

1

1

14

Нефтекумский

3

1

15

Новоалександровский

2

1

16

Петровский, Туркменский и 
Благодарненский

5

3

17

Предгорный и г. Ессентуки

4

2

18

Советский

3

1

19

Степновский

2

1

20

г. Железноводск и 
г. Кисловодск

2

1

21

г. Пятигорск  и г. Лермонтов

3

1

ИТОГО:

61

30

В   соответствии   с   указанным   Положением   о   госземнадзоре   Управление   осуществляет

государственный надзор за соблюдением:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка

или   части   земельного   участка,   в   том   числе   использования   земельного   участка   лицом,   не
имеющим   предусмотренных   законодательством   Российской   Федерации   прав   на   указанный
земельный участок;

- требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного)

пользования   земельными   участками   на   право   аренды   земельных   участков   или   приобретении
земельных участков в собственность;

- требований   законодательства   об   использовании   земельных   участков   по   целевому

назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или)
разрешенным использованием;

- требований   законодательства,   связанных   с   обязательным   использованием   в   течение

установленного   срока   земельных   участков,   предназначенных   для   жилищного   или   иного
строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;

- требований  земельного законодательства  органами  государственной  власти  и органами

местного   самоуправления   при   предоставлении   земельных   участков,   находящихся   в
государственной и муниципальной собственности;

- требований   законодательства,   связанных   с   обязанностью   по   приведению   земель   в

состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- требований   законодательства,   связанных   с   выполнением   в   установленный   срок

предписаний,   выданных   должностными   лицами   Федеральной   службы   государственной
регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по
вопросам   соблюдения   требований   земельного   законодательства   и   устранения   нарушений   в
области земельных отношений.

В рамках государственного земельного надзора осуществляются:
- организация   и   проведение   плановых   и   внеплановых   проверок   соблюдения   органами

государственной   власти,   органами   местного   самоуправления,   юридическими   лицами,   их
руководителями   и   иными   должностными   лицами,   индивидуальными   предпринимателями   и
гражданами   требований   законодательства   Российской   Федерации,   за   нарушение   которых
законодательством   Российской   Федерации   предусмотрена   административная   и   иная
ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки);

- систематическое наблюдение  за исполнением требований  земельного законодательства,

проведение   анализа   и   прогнозирование   состояния   исполнения   требований   земельного
законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти,

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

64

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

4
5
6

органами   местного   самоуправления,   юридическими   лицами,   индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей деятельности; 

-   принятие   предусмотренных   законодательством   Российской   Федерации   мер   по

пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

(далее   —   КоАП   РФ)   должностные   лица   Управления,   осуществляющие   государственный
земельный   надзор,   при   реализации   своих   полномочий   составляют   протоколы   об
административных правонарушениях, предусмотренных:

  статьей 7.1 КоАП РФ (самовольное  занятие земельного участка или части земельного

участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных
законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок);

  статьей   7.34   КоАП   РФ   (использование   земельного   участка   на   праве   постоянного

(бессрочного)   пользования   юридическим   лицом,   не   выполнившим   в   установленный
федеральным   законом   срок   обязанности   по   переоформлению   такого   права   на   право   аренды
земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность);

  частью   1   статьи   8.8   КоАП   РФ   (использование   земельных   участков   не   по   целевому

назначению,   невыполнение   обязанностей   по   приведению   земель   в  состояние,   пригодное   для
использования по целевому назначению);

 частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного

для жилищного  или иного строительства,  садоводства, огородничества,  в указанных целях в
случае,   если   обязанность   по   использованию   такого   земельного   участка   в   течение
установленного срока предусмотрена федеральным законом);

  частью   4   статьи   8.8   КоАП   РФ   (невыполнение   или   несвоевременное   выполнение

обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому
назначению);

 частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного

лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль);

 статьей 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица

органа государственного контроля (надзора);

  частью  25  статьи   19.5  КоАП  РФ  (невыполнение   в  установленный  срок   предписаний

федеральных   органов,   осуществляющих   государственный   земельный   надзор,   в   том   числе   в
отношении   земель   сельскохозяйственного   назначения,   или   их   территориальных   органов   об
устранении нарушений земельного законодательства);

  частью   26   статьи   19.5   КоАП   РФ   (повторное   в   течение   года   совершение

административного правонарушения, предусмотренного ч. 25 ст.19.5 КоАП РФ);

  статьей   19.7   КоАП   РФ   (непредставление   или   несвоевременное   представление   в

государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых
предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом)
его   законной   деятельности,   а   равно   представление   в   государственный   орган   (должностному
лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде);

  частью   1   статьи   20.25   КоАП   РФ   (неуплата   административного   штрафа   в   срок,

предусмотренный КоАП РФ).

В   соответствии   со   статьей   23.21   КоАП   РФ   главный   государственный   инспектор,

заместители главного государственного инспектора Ставропольского края по использованию и
охране земель, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и
охране   земель   Ставропольского   края   рассматривают   дела   об   административных
правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1, статьей 7.34, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8 КоАП
РФ. 

В   соответствии   с   пунктом   15   Положения   о   госземнадзоре   Управление   проводит

систематическое   наблюдение   за   исполнением   требований   земельного   законодательства
осуществляется   путем   проведения   административного   обследования   объектов   земельных
отношений,  анализа  правовых актов,  принятых  органами  государственной  власти  и органами

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

65

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
5
6

местного   самоуправления   по   вопросам   использования   и   охраны   земель   и   (или)   земельных
участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством. 

При   реализации   указанных   полномочий   государственные   инспекторы   руководствуются

Конституцией   Российской   Федерации,   федеральными   конституционными   законами,
федеральными   законами,   указами   и   распоряжениями   Президента   Российской   Федерации,
постановлениями   и   распоряжениями   Правительства   Российской   Федерации,   приказами   и
распоряжениями   Министерства   экономического   развития   Российской   Федерации,   иными
нормативно-правовыми актами, приказами и распоряжениями Росреестра.

Раздел   3.3.2.   Результаты   осуществления   государственного   земельного   контроля

(надзора)

Сравнение   актуализированных   показателей   эффективности   осуществления

государственного земельного надзора в 2017 году с аналогичными показателями за предыдущие
2016, 2015, 2014 годы в разрезе муниципальных образований представлено в  Приложении 1.

В   целом   в   2017   году   Управлением   в   рамках   исполнения   функции   по   осуществлению

государственного земельного надзора  было проведено 2262 проверки соблюдения земельного
законодательства (2016 г. – 2669, 2015 г. – 3449, 2014 г. – 4575), из них:

- 2251   проверка   соблюдения   земельного   законодательства   (2159   проверок   в   отношении

физических лиц, 92 – в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

- 11   проверок   органов   государственной   власти   и   органов   местного   самоуправления   по

вопросам предоставления земельных участков  (1 проверка в отношении органа государственной
власти; 10 – в отношении органов местного самоуправления).

Из 2262 проведенных проверок:
- 1237 проверок проведено в соответствии с утвержденными планами проведения проверок

(2016 г. – 1554, 2015 г. – 1641, 2014 г. – 1823);

- 1025 внеплановых проверок (2016 г. – 1112, 2015 г. – 1808, 2014 г. – 2752), проведенных

на основании заявлений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления,
требований прокуратуры, результатов административных обследований.

Количество земельных участков, на которых осуществлялись контрольные мероприятия по

государственному земельному надзору, составило 2260  (2016 г. – 2468,  2015 г.  – 3262, 2014 г. –
4215).

Снижение   общего   количества   проведенных   проверок   в  2017  г.   по   сравнению   с   2016  г.

составляет 15,3 %, а по сравнению с 2015 г. – 34,5 %,  2014 г. – 50,6 %.

Данное   снижение   обусловлено   произошедшими   изменениями   в   законодательстве

Российской Федерации.

  Так снижение количества лиц, включенных в планы проведения проверок, обусловлено

изменением норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц   и   индивидуальных   предпринимателей   при   осуществлении   государственного   контроля
(надзора)   и   муниципального   контроля».   Основная   идея   которого   заключалась   в   снижении
административного давления на предприятия малого и среднего бизнеса в условиях непростой
экономической ситуации, в связи с чем в план проведения плановых проверок юридических лиц
и   индивидуальных   предпринимателей   на   2017   год   не   были   включены   представители   малого
бизнеса. 

А   снижение   общего   количества   проверок   исполнения   ранее   выданных   предписаний,

обусловлено внесенными изменениями в Земельном Кодексе Российской Федерации, согласно
которым,   в   случае   поступления   материалов   из   иных   контрольно   –   надзорных   органов,
уполномоченным   должностным   лицом   принимается   решение   о   привлечении   лица   к
административной   ответственности,   но   предписание   об   устранении   нарушений   земельного
законодательства в данном случае не выдается. 

Кроме того,   в  соответствии  с  постановлением  Правительства   Российской   Федерации   от

18.03.2015   №   251   «Об   утверждении   Правил   проведения   административного   обследования
объектов земельных отношений» в 2017 году проведено 1072 административных обследования

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

66

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
5
6

объектов земельных отношений (2016 г. – 205), по результатам которых составлено 637 актов
(2016 г. – 100) о наличии нарушения и 435 заключений об отсутствии нарушений (2016 г. – 105).
По   результатам   административных   обследований   проведено   194   внеплановых   проверки
соблюдения   земельного   законодательства   и   возбуждено   178   дел   об   административных
правонарушениях без проведения проверок, по 141 акту принято решение о включении в план на
будующий год и 124 акта находятся в работе.

По результатам  проведения  11 проверок в отношении  органа  государственной  власти  и

органов местного самоуправления по вопросу предоставления земельных участков, выявлено 42
нарушения,   в  части   нарушения   сроков   рассмотрения   заявлений   о   предоставлении   земельных
участков (30 нарушений) и в отказе в удовлетворении заявлений о предоставлении земельных
участков   по   не   предусмотренным   законом   основаниям   (12   нарушений).   По   результатам
проведенных   проверок   10   материалов   направлены   в   адрес   прокуратуры,   для   принятия   мер
прокурорского реагирования (в 2016 году проведены 3 проверки деятельности органов местного
самоуправления).

Общее количество выявленных нарушений земельного законодательства            (с учетом

материалов   предоставленных   должностными   лицами,   осуществляющими   муниципальный
земельный контроль, по протоколам, поступившим из органов внутренних дел, прокуратуры и
иных   государственных   органов   и   протоколов   составленных   по   результатам   проведенных
административных обследований) за 2017 год составило 1844 (2016 г. – 1990, 2015 г. –   2296,
2014   г. – 3474). Из них государственными инспекторами городов и районов Ставропольского
края   по   использованию   и   охране   земель   в  ходе   проведенных   проверок   и   административных
обследований выявлено 1272 нарушения (2016 г. – 1353, 2015 г. – 1881, в 2014 г. – 2824).

Основную   часть   выявленных   нарушений   земельного   законодательства   на   территории

Ставропольского края составили нарушения в части самовольного занятия земельного участка,
использования   земельного   участка   лицом,   не   имеющим   предусмотренных   законодательством
Российской   Федерации   прав   на   указанный   земельный   участок,   использование   земельного
участка   не   по   целевому   назначению   и   невыполнение   в   установленный   срок   законного
предписания.

По   итогам   проведения   контрольно-надзорных   мероприятий   всего   к   административной

ответственности в 2017 году привлечено 1129 нарушителя земельного законодательства (2016 г.
– 1172, 2015 г. – 1442, 2014 г. – 2432).

Снижение количества выявленных нарушений по сравнению с 2014 - 2016 годами, а также

количества лиц, привлеченных к административной ответственности, является следствием:

- уменьшения общего количества проведенных проверок;
- профилактики предупреждений проведенной должностными лицами Управления;
- проделанной работе Управления по повышению правовой культуры граждан, посредством

эффективного   их   информирования   через   средства   массовой   информации,   что   ведет
своевременному оформлению собственниками и пользователями документов при приобретении
земельных участков;

- повышения   эффективности   работы   должностных   лиц   Управления,   направленных   на

устранение   нарушений   обязательных   требований   действующего   земельного   законодательства
Российской Федерации;

- увеличением размера административных штрафов за правонарушения, что в свою очередь

стимулирует   нарушителей   к   принятию   действенных   мер   по   устранению   нарушений
действующего земельного законодательства Российской Федерации;

- роста числа обращений с ходатайствами о продлении сроков исполнения предписаний на

основании мотивированных ходатайств субъектов проверок.

По   результатам   рассмотрения   дел   об   административных   правонарушениях   в   2017   году

наложено административных штрафов на сумму 22 622,53 тыс. руб. (2016 г. – 27 793,14 тыс. руб.,
2015 г. – 16 792,39 тыс. руб., 2014 г. –  4 953,6 тыс. руб.).

Взыскано в установленном порядке административных штрафов на сумму - 16 150,46 тыс.

руб. (2016 г. – 16 374,51 тыс. руб., 2015 г. – 9 324,84 тыс. руб.,  2014 г. –  4 387,66 тыс. руб.).

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

67

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
5
6

В   целях   обеспечения   оплаты   наложенных   штрафов   инспекторами   проводится

разъяснительная   работа   по   добровольному   погашению   штрафов.   На   постоянной   основе
отслеживается   поступление   административных   штрафов   в   программном   комплексе
«Администратор   СМАРТ».   В   случае   неуплаты   штрафа   в   установленный   законом   срок
обеспечивается составление и направление в суд протоколов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, а также
направление   информации   в   службу   судебных   приставов   для   принудительного   взыскания
задолженности.

В   2017   году   вынесено   793   предписания   об   устранении   нарушений   земельного

законодательства (2016 г. – 1034, 2015 г. – 1555; 2014 г. – 2354).

В связи с внесенными изменениями в Земельный Кодекс Российской Федерации, согласно

которым,   в   случае   поступления   материалов   из   иных   контрольно   –   надзорных   органов,
уполномоченным   должностным   лицом   принимается   решение   о   привлечении   лица   к
административной   ответственности,   но   предписание   об   устранении   нарушений   земельного
законодательства в данном случае не выдается, количество выданных предписаний в 2017 году
сократилось.

По   результатам   деятельности   государственных   инспекторов   в   2017   году   устранено   598

выявленных нарушений земельного законодательства   (2016 г. – 779, 2015 г. – 1243,   2014 г. –
1708).

В   целях   устранения   нарушителями   нарушений   земельного   законодательства

государственные инспекторы по использованию и охране земель уполномочены выдавать для
исполнения   предписания   об   устранении   нарушений   и   в   дальнейшем   контролируют   их
исполнение.   В   случае   выявления   неисполнения   предписания   и   неустранения   нарушения
возбуждается дело об административном правонарушении, которое передается на рассмотрение
в суд, а также направляется информация в органы местного самоуправления для принятия мер,
согласно  компетенции,  вплоть до понуждения  в судебном порядке.  Как показывает  судебная
практика, работа по направлению в суд исковых заявлений является максимально эффективным
средством принятия мер к нарушителям.

Устранение   нарушений   способствует   наведению   порядка   в   землепользовании   путем

восстановления прав землепользователей и качественных характеристик земельных участков. 

Помимо этого государственными инспекторами городов и районов Ставропольского края

по   использованию   и   охране   земель       в   2017   году     проверено   1073   акта   органов   местного
самоуправления в рамках осуществления функции по государственному земельному надзору, из
них выявлено несоответствий земельному законодательству в 5 актах местного самоуправления,
приведено в соответствие с действующим законодательством ненормативных 5 акта.

Таким образом, управление земельными ресурсами представляет собой систематическое,

сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения,
основанное на познании объективных закономерностях в целях обеспечения рационального и
эффективного функционирования земельных ресурсов страны. Методы управления земельными
ресурсами   в   основном   определяются   господствующими   формами   собственности   на   землю   и
характеризуются   системой   политических,   социально-экономических,   правовых   и
организационно-административных   мер,   направленных   на   эффективное   использование
земельных ресурсов в интересах общества в целом. 

Важнейшая экономическая функция земли - ее ценность как объекта товарного обращения,

капитализации и налогообложения. 

Экономической   эффективностью   государственного   земельного   надзора   является

обеспечение   рационального   использования   и   охраны   земель   посредством   применения   или
возможности применения экономических санкций за нарушение правил использования и охраны
земель   или   их   улучшение,   что   служит   стимулирующим   фактором   для   повышения   уровня
правосознания   пользователей   земельных   участков   и   дает   возможность   обеспечения
эффективного   и   рационального   использования   земельных   участков   на   территории
Ставропольского   края,   и,   как   следствие,   наполняемости   доходной   части   бюджетов   от
поступлений арендных и налоговых платежей.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

68

1
2
3

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52

4
5
6

Таблица 33

Сравнение показателей эффективности осуществления государственного земельного надзора в динамике 

(2014-2017 гг.)

Муниципальн

ыеные

образования

Ставропольско

го края

2017

2016

2015

2014

Кол-

во

прове

рок

выявле

но

наруше

ний

(всего)

налож.

штрафов

(тыс.руб)

взыс.

штрафов

(тыс.руб.), в

т.ч. за пред

период

Кол-во

проверок

выявле

но

наруше

ний

(всего)

налож.

штрафов

(тыс.руб)

взыс.

штрафов

(тыс.руб.), в

т.ч. за пред

период

Кол-

во

прове

рок

выявлено

нарушени

й (всего)

налож.

штрафо

в

(тыс.ру

б.)

взыс.

штрафов

(тыс.руб.),

в т.ч. за

пред

период

Кол-

во

прове

рок

выявле

но

наруше

ний

(всего)

налож.

штрафов

(тыс.руб.)

взыс.

штрафов

(тыс.руб.), в

т.ч. за пред

период

Александровский

6

5

5

5

15

1

10

20

25

5

120

0

134

65

7.3

2.8

Андроповский

58

18

30

10

104

29

30

20.3

123

63

167.3

159.2

140

94

103.7

103.3

Апанасенковский

79

50

80

80

101

48

5

5

105

62

121.6

121.6

104

55

13.1

18.2

Арзгирский

62

56

722.62

739.88

61

31

242.39

284.25

88

41

861.263

324

139

82

68.2

70.2

Благодарненский

75

45

1017.64

1740.13

71

39

6409.4

3373.84

91

53

174.7

174.3

141

114

95.6

98.4

Буденновский

74

37

513

217.68

74

38

1760

275

107

56

209.3

209.3

156

103

184.3

184.8

Георгиевский

88

79

1141.3

531.9

99

69

490

348

80

63

255.6

250.6

144

122

234.5

165.8

Грачевский

132

85

936.7

1076.5

55

27

766.93

196.5

105

49

221

216

55

37

59.7

32.2

Шпаковский

63

59

1071

462

124

52

236.8

177.4

133

74

74

70.4

Предгоный и г.

Ессентуки

92

162

1740.5

1090.5

110

105

865

530

141

104

560.5

525

187

179

140.7

122.7

г. Железноводск

62

97

67.5

72.5

66

88

149.37

266.43

104

106

1006.55

466.65

118

104

75.2

73.25

Изобильненский и

Туновский

207

93

739.69

402.9

234

154

645

624.5

227

161

1163

456.2

240

189

302

322.8

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

69

1
2
3

4
5
6

Ипатовский

89

41

2174.43

75

95

42

70

80

104

46

32.8

16.6

109

51

56.4

59.1

Кировский

51

9

125

282.4

59

18

745.78

58.38

108

62

647.31

564.81

155

102

610.4

537.9

г. Кисловодск

61

85

150

280

83

74

253.7

103.7

184

139

196.4

153.4

203

126

31

26

Кочубеевский

41

20

265

265

81

59

521

521

105

45

258

258

126

71

163

163

Красногвардейский

58

51

30

25

54

48

50

75

92

35

206

81

169

113

449.9

44.9

Курский

54

54

525

375.27

75

46

365

215

66

38

265

174.89

123

76

70.1

59.7

Левокумский

107

59

136.8

544.97

70

37

755

517.01

122

73

1237.47

70.29

123

68

29

21

Минераловодский

51

87

285

286.46

85

73

776

287.4

49

35

455

125.5

105

70

42.3

33

г. Невинномысск

35

48

200

226

106

115

515

586.7

128

149

689.5

451.2

180

126

216.8

168.4

Нефтекумский

59

26

175.3

165.3

67

29

319.49

299.49

97

22

128.5

74

146

104

67.5

59.5

Новоалександровск

ий

83

51

347

324.67

118

62

648.6

532.43

169

88

411.3

339.3

193

140

222.3

222.8

Новоселицкий

82

53

415

335

12

11

342

302

101

34

257.7

252.7

164

120

150

150.7

Петровский

102

87

3114.1

1439.84

137

101

3401.4

1808.9

189

149

1434.8

1346.8

216

186

465.5

441

г. Пятигорск и

г. Лермонтово

53

112

577.9

1042.67

83

105

1366.81

500

104

78

83.5

81.8

145

139

90.6

53

Советский

66

35

305

285.5

87

45

404.41

293.91

105

66

348.5

161

104

59

84.8

79.6

Степновский

100

52

535

233.7

97

70

256

299.9

84

51

222.3

140.6

128

110

105.7

118.3

Туркменский

62

37

560.34

431.58

79

49

905.4

318.49

109

67

659.5

515.5

140

104

265.1

219.7

Ставрополь

173

210

5766.44

3790.11

228

318

3653.42

3169.38

213

304

4161.2

1437.2

355

491

720.5

522.57

Итого:

2262

1844

22622.53

16 150.46

2669

1990

27793.1

16374.51

3449

2296

16792.3

9

9324.84

4575

3474

5199.2

4245.02

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

70

1
2
3

1

4
5
6

Основную   часть   выявленных   нарушений   земельного   законодательства   на

территории   Ставропольского   края   составили   самовольное   занятие   земельного   участка,
использования   земельного   участка   лицом,   не   имеющим   предусмотренных
законодательством   Российской   Федерации   прав   на   указанный   земельный   участок,
использование   земельного   участка   не   по   целевому   назначению   и   невыполнение   в
установленный срок законного предписания.

По   итогам   проведения   контрольно-надзорных   мероприятий   всего   к

административной ответственности в 2016 году привлечено 1172 нарушителя земельного
законодательства (2015 г. – 1442,  2014 г. – 2432, 2013 г. – 2652).

Снижение количества выявленных нарушений по сравнению с 2013- 2015 годами, а

также   количества   лиц,   привлеченных   к   административной   ответственности,   является
следствием:

- уменьшения общего количества проведенных проверок;
- проделанной   работе   Управления   по   повышению   правовой   культуры   граждан,

посредством эффективного их информирования через средства массовой информации, что
ведет своевременному оформлению собственниками и пользователями документов при
приобретении земельных участков;

- повышения эффективности работы должностных лиц Управления, направленных

на   устранение   нарушений   обязательных   требований   действующего   земельного
законодательства Российской Федерации;

- увеличением размера административных штрафов за правонарушения, что в свою

очередь   стимулирует   нарушителей   к   принятию   действенных   мер   по   устранению
нарушений действующего земельного законодательства Российской Федерации;

-   роста   числа   обращений   о   продлении   сроков   исполнения   предписаний   на

основании мотивированных ходатайств субъектов проверок.

При этом в 2016 году произошло увеличение показателя наложенных и взысканных

штрафов.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 2016

году наложено административных штрафов на сумму 27 793,14 тыс. руб. По сравнению с
2015 годом (16 792,39 тыс. руб.) сумма увеличилась в 1,6 раза, по сравнению с 2014 годом
(4 953,6 тыс. руб.) – в 5,6 раза, по сравнению с 2013 годом (4248,53 тыс. руб.) – в 6,5 раза.

Увеличение   суммы   наложенных   административных   штрафов   обусловлено

изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 08.03.2015 № 46-ФЗ «О
внесении   изменений   в   Кодекс   Российской   Федерации   об   административных
правонарушениях», вступившими в силу 20.03.2015.

Взыскано   в   установленном   порядке   административных   штрафов   на   сумму     16

374,51 тыс. руб., что в 1,8 раз больше чем в 2015 году (9 324,84 тыс. руб.), на 3,7 раза
больше чем  в 2014 году (4 387,66 тыс. руб.) и на 3,9 раза больше чем  в 2013 году (4203,93
тыс. руб.).

Для   достижения   цели,   выражающейся   в   исполнении   всех   постановлений   о

назначении   административных   наказаний   и   полной   уплате   правонарушителями
наложенных административных штрафов, материалы на нарушителей по невзысканным
суммам   на   постоянной   основе   передаются   инспекторами   в   суды   и   службу   судебных
приставов для взыскания в принудительном порядке.

В течение всего года на постоянной основе госземинспекторами была организована

работа   с   гражданами,     получившими   уведомления   о   вручении   постановления   о
назначении   административного   правонарушения,   которым   в  режиме   телефонной   связи
предлагалось сообщить о факте уплаты административного штрафа. 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

71

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

4
5

В   2016   году   вынесено   1034   предписания   об   устранении   нарушений   земельного

законодательства (2015 г. – 1555; 2014 г. – 2354; 2013 г. – 3253).

В   связи   с   внесенными   изменениями   в   ЗК   РФ,   согласно   которым,   в   случае

поступления   материалов   из   иных   контрольно   –   надзорных   органов,   уполномоченным
должностным   лицом   принимается   решение   о   привлечении   лица   к   административной
ответственности, но предписание об устранении нарушений земельного законодательства
в данном случае не выдается, количество выданных предписаний в 2016 году сократилось.

По результатам деятельности государственных инспекторов в 2016 году устранено

779 выявленных нарушений земельного законодательства  (2015 г. – 1243,  2014 г. – 1708,
2013 г. – 2163).

В   целях   устранения   нарушителями   нарушений   земельного   законодательства

государственные инспекторы по использованию и охране земель уполномочены выдавать
для исполнения предписания об устранении нарушений и в дальнейшем контролируют их
исполнение. В случае выявления неисполнения предписания и не устранения нарушения
возбуждается   дело   об   административном   правонарушении,   которое   передается   на
рассмотрение в суд, а также направляется информация в органы местного самоуправления
для принятия мер, согласно компетенции, вплоть до понуждения в судебном порядке. Как
показывает судебная практика, работа по направлению в суд исковых заявлений является
максимально эффективным средством принятия мер к нарушителям.

Устранение   нарушений   способствует   наведению   порядка   в   землепользовании

путем восстановления прав землепользователей и качественных характеристик земельных
участков. 

За 2016 год государственными инспекторами городов и районов Ставропольского

края проведено 205 административных обследований. Из них выявлено 100   нарушений
земельного законодательства. По результатам административных обследований проведено
10 внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства и возбуждено 40 дел
об администратиных правонарушениях без проведения внеплановых проверок. 

Также   в   2016   году   Управлением   проведены   2   плановых     и   одна   внеплановая

проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления   по   вопросам   предоставления   земельных   участков,   по   результатам
внеплановой проверки выявлено 2 нарушения, выразившееся в отказе в удовлетворении
заявления   о   предоставлении   земельного   участка   по   не   предусмотренным   законом
основаниям и нарушения  сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных
участков. По результатам выявленных нарушений в адрес прокуратуры были направлены
материалы проверок о выявленных нарушениях при предоставлении земельных участков.

Помимо   этого   государственными   инспекторами   городов   и   районов

Ставропольского края по использованию и охране земель в 2016 году   проверено 2604
актов   органов   местного   самоуправления   в   рамках   осуществления   функции   по
государственному   земельному   надзору,   из   них   выявлено   несоответствий   земельному
законодательству   в   6   актах   местного   самоуправления,   приведено   в   соответствие   с
действующим законодательством ненормативных 6 акта.

Таким   образом,   управление   земельными   ресурсами   представляет   собой

систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на
земельные отношения,  основанное  на познании  объективных  закономерностях  в целях
обеспечения   рационального   и   эффективного   функционирования   земельных   ресурсов
страны.   Методы   управления   земельными   ресурсами   в   основном   определяются
господствующими   формами   собственности   на   землю   и   характеризуются   системой
политических, социально-экономических, правовых и организационно-административных
мер,   направленных   на   эффективное   использование   земельных   ресурсов   в   интересах
общества в целом. 

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

72

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

4
5

Важнейшая   экономическая   функция  земли   - ее  ценность  как  объекта  товарного

обращения, капитализации и налогообложения. 

Экономической   эффективностью   государственного   земельного   надзора   является

обеспечение рационального использования и охраны земель посредством применения или
возможности применения экономических санкций за нарушение правил использования и
охраны земель или их улучшение, что служит стимулирующим фактором для повышения
уровня   правосознания   пользователей   земельных   участков   и   дает   возможность
обеспечения   эффективного   и   рационального   использования   земельных   участков   на
территории   Ставропольского   края,   и,   как   следствие,   наполняемости   доходной   части
бюджетов от  поступлений арендных и налоговых платежей.

Раздел 3.3.3. Взаимодействие с органами государственной власти и органами

местного самоуправления

Земельные   правоотношения   являются   ярким   примером   наличия   значительного

количества   пересекающихся   полномочий   органов   государственной   власти   и   органов
местного самоуправления.

Государственный   земельный   надзор   осуществляется   Управлением   при   тесном

взаимодействии   с   органами   прокуратуры,   с   судебными   приставами-исполнителями,
Управлениями   Россельхознадзора   и   Росприроднадзора   по   Ставропольскому   краю,   с
иными   органами   и   должностными   лицами,   чья   деятельность   связана   с   реализацией
функций в области государственного надзора и от слаженности действий которых зависит
эффективность   государственного   земельного   надзора   на   территории   Ставропольского
края.   Данное   взаимодействие   осуществляется   путем   проведения   совместных   проверок,
предоставления   информации,   свидетельствующей   о   наличии   признаков
административного   правонарушения   в   сфере   земельного   надзора,   рассмотрение
протоколов   (постановлений)   об   административных   правонарушениях   органов
прокуратуры   и   органов   внутренних   дел,   по   вопросам,   отнесенным   к   компетенции
Управления   (статей   7.1,   7.34,   части   1,   3   и   4   статьи   8.8   КоАП   РФ),   направлением
информации о нарушениях земельного законодательства для розыска лиц, установление
личности   которых   не   предоставляется   возможным.   В   адрес   администраций   городов   и
районов   Ставропольского   края   государственными   инспекторами   Управления
направляются   запросы   о   предоставлении   информации   о   наличии   (отсутствии)
материального ущерба нанесенного местному бюджету, при самовольном использовании
или   использовании   не   по   целевому   назначению   земельных   участков,   находящихся   в
собственности органов местного самоуправления.  

Кроме   того,   в   целях   пресечения   и   предотвращения   правонарушений   в   области

земельного законодательства органы прокуратуры при проведении проверок привлекают
государственных   инспекторов   Управления   в   качестве   специалистов.   В   рамках
взаимодействия  с  органами   прокуратуры   в 2017  году Управлением   принято   участие  в
проведении   497   проверках.   Материалы   проверок   по   возбужденным   делам   об
административном   правонарушении   прокуратурой   направляются   в   Управление   на
рассмотрение и принятии мер по подведомственности.

Также, в 2017 году заместитель руководителя Управления, а также начальник (его

заместитель) отдела государственного земельного надзора, начальники территориальных
отделов Управления приняли участие в следующих совещаниях (заседаниях), проводимых
прокуратурой   Ставропольского   края,   Министерством   экономического   развития
Ставропольского   края,   Министерство   имущественных   отношений   СК   и   другими
государственными органами:

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

73

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49

4
5

-   межведомственная   рабочая   группа   Правительства   Ставропольского   края   по

изучению   вопроса   соблюдения   требований   законодательства   Российской   Федерации   и
законодательства Ставропольского края при обороте земельных участков и долей в праве
общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
на территории  Левокумского района;

- межведомственная   рабочая   группа   по   выявлению   и   устранению   земельного

законодательства;

- межведомственная рабочая группа по выявлению и пресечению нарушений в сфере

охраны и рационального использования природных ресурсов;

- заседание рабочей группы по оказанию помощи органам местного самоуправления

г. Ставрополя;

- публичное   мероприятие   в   рамках   развития   «Реформа   контрольной   и   надзорной

деятельности»   на   базе   Управления   Россельхознадзора   по   Ставропольскому   краю   и
Карачаево-Черкесской республике;

- публичные   обсуждения   по   вопросам   правоприменительной   практики   на   базе

Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу;

- заседание межведомственной рабочей группы   по выявлению и своевременному

пресечению нарушений законодательства в сфере охраны и рационального использования
природных ресурсов, их сохранения и восстановления;

- межведомственная   рабочая   группа   Правительства   Ставропольского   края   по

вопросу соблюдения требований земельного законодательства  Российской Федерации на
территории села Ольгино Степновского района Ставропольского края;

- второй   открытый   форум   прокуратуры   Ставропольского   края   на   тему:

«Взаимодействие власти и бизнеса. Соблюдение прав предпринимателей»;

- рабочая встреча по обсуждению новшеств в законодательстве при осуществлении

государственного   земельного   надзора   и   применения   риск-ориентированного   подхода   к
формированию планов проведения проверок;

-  рабочая   встреча   с   представителями   Управления   Россельхознадзора   по

Ставропольскому   краю   и   Карачаево-Черкесской   республике   по   обсуждению   порядка
внесения   в   Единый   государственный   реестр   недвижимости   сведений   о   результатах
осуществления   государственного   земельного   надзора   на   земельном   участке
сельскохозяйственного  назначения,  указывающих   на  его  неиспользование  по  целевому
назначению или использование с нарушением требований законодательства Российской
Федерации. 

В течение 2017 года государственными инспекторами по использованию и охране

земель   на   территории   Ставропольского   края   проводились   консультации   граждан,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по телефону «горячей линии» по
наиболее   актуальным   вопросам   государственного   земельного   надзора.   Заместителями
главного государственного инспектора Ставропольского края  по использованию и охране
земель   и   государственным   инспектором   Ставропольского   края   по   использованию   и
охране земель принято участие в Общероссийском дне приема граждан. 

На   сайте   Управления   в   сети   Интернет   по   адресу:  www.stavreg.ru,   в   разделе

«Государственный   земельный   надзор»   размещаются   информационные   материалы   о
проводимых плановых проверках соблюдения земельного законодательства в отношении
юридических   лиц   и   индивидуальных   предпринимателей,   граждан,   органов
государственной   власти   и   местного   самоуправления   и   результатах   их   проведения,
публикации информационных сообщений по линии государственного земельного надзора,
информация о порядке проведения проверок соблюдения земельного законодательства, о
графике   приема   граждан,   юридических   лиц   и   индивидуальных   предпринимателей
государственными инспекторами по использованию и охране земель и др.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

74

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

4
5

В   целях   профилактики   и   недопущения   нарушений   земельного   законодательства

Управлением   подготавливаются   для   размещения   информационные   материалы   об
осуществлении государственного земельного надзора на сайт Управления в рубрику «что
делать,   если..?»,   на   сайт   Росреестра,   в   газету   «Межведомости»,   журнал   «Вестник
Росреестра».

3.3.4.   Взаимодействие   с   органами   муниципального   и   общественного

земельного контроля

Вопрос   взаимодействия   органов   государственной   власти   и   органов   местного

самоуправления остается одним из важнейших при осуществлении земельного надзора. В
2016 году Управлением продолжена работа по достижению эффективного взаимодействия
с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.

В рамках реализации статьи 72 ЗК РФ, Федерального закона от 06.10.2003   № 131-

ФЗ   «Об   общих   принципах   организации   местного   самоуправления   в   Российской
Федерации»,   Правил   взаимодействия   федеральных   органов   исполнительной   власти,
осуществляющих   государственный   земельный   надзор,   с   органами,   осуществляющих
земельный контроль, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №
1515,   Порядка   осуществления   муниципального   земельного   контроля   на   территории
Ставропольского   края,   утвержденного   постановлением   Правительства   Ставропольского
края   от   10.07.2015   №   304-П   и   учитывая,   что   функции   муниципального   земельного
контроля   переданы   в   ведение   органов   местного   самоуправления   городских   округов,
городских   поселений,   муниципальных   районов   Ставропольского   края,   в   2016   году
Управлением   подготовлены   48   проектов   новых   Соглашений,   которые   направлены   для
согласования и подписания. По состоянию на 31.12.2016 36 Соглашений заключено и 12
находилось   на   согласовании,   на   01.02.2017   заключено   38   Соглашений,   5   на   стадии
подписания, 5 на стадии согласования.

Вышеуказанными   соглашениями   определен   порядок   обмена   информацией   при

исполнении государственной функции, требования к оформлению документов, а также
порядок   передачи   и   рассмотрения   материалов   образующихся   в   результате   исполнения
государственной функции.

За 2016 год из органов муниципального земельного контроля в адрес Управления

поступило   324   материала   проверок   соблюдения   земельного   законодательства.   По
результатам рассмотрения которых, должностными лицами Управления возбуждено 188
дел об административных правонарушениях, материалы по 12 нарушениям находятся в
работе.   По   124   материалам   вынесены   определения   об   отказе   в   возбуждении   дела   об
административном   правонарушении,   что   составляет   38   %   от   общего   количества
поступивших материалов от органов муниципального земельного контроля.

Также   осуществляя   полномочия   по   государственному   земельному   надзору,

Управление   преследует   цель   достижения   эффективности   исполнения   государственной
функции, а именно – устранения выявленных нарушений земельного законодательства. В
целях исполнения поставленной задачи в случае неисполнения выданного предписания,
специалистами Управления направляется информация в органы местного самоуправления
для принятия мер, согласно компетенции, в том числе в судебном порядке.

По фактам неустраненных нарушений при использовании земельных участков, в

органы   местного   самоуправления  за   2016 год  Управлением  направлено  77  материалов
проверок  для принятия   соответствующих   мер  в  пределах  компетенции,  в том  числе   в
судебном   порядке.   Как   показывает   судебная   практика,   работа   по   направлению   в   суд
исковых   заявлений   является   максимально   эффективным   средством   принятия   мер   к
нарушителям.   По   34   направленным   материалам   органами   местного   самоуправления
ведется претензионная (досудебная) работа, по 24 материалам нарушения устранены.

Управление Росреестра по Ставропольскому краю

  

75

1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

4
5

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     8      9      10      11     ..