ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ПЕРМСКОГО КРАЯ - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ПЕРМСКОГО КРАЯ - 2016 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, ПЕРМСКОГО КРАЯ - часть 1

 

 

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ПЕРМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ
ОТХОДАМИ, ПЕРМСКОГО КРАЯ
(Сокращенная версия)
Утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Пермского края от 09.12.2016 г.
№СЭД-35-01-12-503
Пермь, 2016
1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК КОРРЕКТИРОВКИ
Территориальная схема обращения с отходами производства, в том
числе коммунальными, образующимися на территории Пермского края
(далее Территориальная схема), разработана в целях организации и
осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов на территории
Пермского края в соответствии с требованиями статьи 13.3 Федерального
закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 №197
«Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем
обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами».
В настоящем документе используются термины, определенные
Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от
16.03.2016
№197 «Об утверждении требований к составу и содержанию
территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами».
Исходными данными для разработки Территориальной схемы являются
данные федерального статистического наблюдения, предоставленные
Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю по форме № 2-ТП
(отходы), информация об объектах размещения отходов из реестра объектов
размещения отходов Пермского края
(составная часть регионального
кадастра отходов), предоставленные Инспекцией по экологии и
природопользованию Пермского края, сведения об объектах накопления
ТКО, предоставленные органами исполнительной власти муниципальных
образований Пермского края, информация о численности населения и
стратегии социально-экономического развития Пермского края, о
численности автотранспорта по видам, предоставленная Госавтоинспекцией
Пермского края.
Специально уполномоченным органом, отвечающим за координацию
разработки, ведение мониторинга эффективности реализации, контроль за
соблюдением установленных принципов и решений при разработке иных
документов на территории Пермского края
(в том числе: схемы
территориального планирования, государственные программы и пр.),
обеспечение реализации является Министерство строительства и ЖКХ
Пермского края.
Территориальная схема подлежит корректировке в соответствии с
Постановлением правительства РФ
№269
04.04.2016
«Об определении
нормативов накопления твердых коммунальных отходов».
При возникновении необходимости корректировки Территориальной
схемы обращения с отходами в Пермском крае, по иным объективным
причинам соответствующее предложение официально направляется
заинтересованной стороной
(потенциальный инвестор, организация,
эксплуатирующая объекты обращения с отходами; администрация
2
муниципального образования и пр.) в адрес Министерства строительства и
ЖКХ Пермского края. Предложение должно содержать информацию о сути
вносимых изменений и технико-экономическое обоснование.
В случае обоснованности предлагаемых изменений Министерство
строительства и ЖКХ направляет в Управление Росприроднадзора по
Пермскому краю данное изменение на согласование. При принятии
Управлением Росприроднадзора по Пермскому края положительного
решения в Центральный аппарат Росприроднадзора направляется
соответствующее обращение .
В случае согласования вносимых корректировок в нормативно-
правовой акт, утверждающий положения Территориальной схемы , в нее
Министерством строительства и ЖКХ Пермского края вносятся
соответствующие коррективы.
2.
ОБРАЩЕНИЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ
ОТХОДАМИ
2.1. Нахождение источников образования отходов и количество
образующихся ТКО
Источниками образования ТКО в Пермском крае являются население
края, учреждения общественного назначения и промышленные предприятия.
Население
Данные о расчетном количестве ТКО, образуемых населением
Пермского края, рассчитаны исходя из норматива накопления для каждого
населенного пункта в составе муниципальных образований Пермского края.
На основании анализа установленных в Пермском крае норм
накопления ТКО от населения принята средняя норма накопления
-
250,5 кг/чел в год. Данная величина требует уточнения в рамках определения
норм накопления ТКО в каждом муниципальном образовании.
Нормативное
(расчетное) количество образуемых населением ТКО
суммарно по Пермскому краю составляет 659,9 тыс. тонн в год. При этом по
данным статистической отчетности по форме №2-ТП величина образования
ТКО (в том числе КГО) от населения составляет 303,3 тыс.тонн/год, что на
356,6 тыс.тонн (46%) меньше расчетного нормативного. Анализ отчетности
по форме №2-ТП показал, что по ряду районов отсутствует информация об
образовании ТКО от населения. Данный факт связан с неполнотой охвата
населения Пермского края системой вывоза отходов, а также получением
информации о поступлении ТКО от населения в привязке к
санкционированным объектам размещения (информация по форме № 2-ТП
(Отходы) предоставляется по месту нахождения объекта размещения
отходов). Для расчета мощностей объектов размещения и обработки ТКО
принято расчетное значение образования
ТКО от населения
659,9 тыс. тонн/год.
3
Организации
При оценке объемов образования отходов приравненных к ТКО от
организаций и предприятий опирались на фактические данные (по данным
статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы)), согласно которым в
2015 году в Пермском крае образовалось 405,5 тыс.тонн/год.
Рис.2.1. Схема размещения объектов образования ТКО на территории
Пермского края
Прогноз образования ТКО от населения и организаций
Прогноз образования ТКО выполнен на основании прогноза изменения
численности населения Пермского края по низкому
(пессимистичному)
сценарию, как наиболее соответствующему текущей ситуации в регионе. По
данным прогнозной таблицы общая численность населения к
2031 г.
сократится на 11 %, трудоспособного населения - на 12 %. Рост норм
образования ТКО на одного человека заложен на уровне 0,03% в год.
Результаты расчетов представлены на рисунке
2.2. Таким образом к
расчетному периоду ( 2031 г.) образование ТКО составит 968 тыс. тонн/год
4
1080
1060
1040
1020
1000
980
960
940
920
900
Год прогноза
Рис. 2.2. Прогноз образования ТКО на территории Пермского края от
населения, объектов инфраструктуры и промышленных предприятий
Определение потребности в мощностях по сортировке
Общая расчетная масса ТКО образующихся на территории Пермского
края составляет 1065 тыс. тонн в год (см. рис. 2.2.), при этом объемы
отраженные в статистической отчетности по форме
№2-ТП (Отходы)
составляет
708,8 тыс.тон/год, остальная часть отходов, вероятно, не
включена в систему легального обращения.
Для анализа потенциального содержания вторичного сырья в ТКО и
обоснования необходимости мощности строительства мусоросортировочных
станций была проведена экспертная оценка.
Экспертная оценка базировалась на следующих постулатах:
1. ТКО от населенных пунктов, в которых накопление транспортной
партии составляет более
3 дней, были исключены из состава отходов,
направляемых на сортировку из-за потери ресурсного потенциала в ходе
накопления и транспортировки;
2. Достижение 100% охвата услугой сбора и удаления ТКО возможно
не ранее 2023 года;
3. Из состава ТКО, направляемых на сортировку, были исключены
виды отходов, не обладающие значительным ресурсным потенциалом
На основании расчетов установлено, что потребность в
мощностях по сортировке ТКО составляете 860 тыс.тонн/год.
5
2.2 Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и
размещению ТКО
Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению
ТКО установлены с учетом рекомендаций и требований следующих
нормативно-правовых актов:
1. Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298 «Об утверждении
комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми)
отходами в Российской Федерации»
2. Распоряжение Правительства РФ от
24.09.2015 N
1886-р
«Об
утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих
утилизации после утраты ими потребительских свойств»
3. Постановление правительства РФ от
15.04.2014 N
326
«Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана
окружающей среды» на 2012-2020 годы
Значение целевых показателей по годам представлено в таблице 3.1
Таблица 2.1- Целевые показатели развития отрасли обращения с
отходами на территории Пермского края до 2026 года (суммарно)
Год
Индикатор
Целевой показатель
Числовое выражение цели
дости-
достижения
жения
Количество образующихся ТКО
-
2017
100%, по отношению к базовому
2016 году.
Количество
Количество образующихся ТКО -
2020
образующихся
Количество
98,5%, по отношению к базовому
ТКО в
образующихся ТКО
2016 году.
соответствии с
(%, по отношению к
Количество образующихся ТКО -
2023
отчетностью,
базовому году - 2016)
97,1%, по отношению к базовому
передаваемой в
2016 году.
тер.орган РПН
Количество образующихся ТКО -
2026
95,6%, по отношению к базовому
2016 году.
97% от массы образующихся ТКО
2017
Количество
и приравненных к ним отходов
отходов
Количество ТКО,
91% от массы образующихся ТКО
2020
направляемых
направляемых на
и приравненных к ним отходов
на захоронение
захоронение (% от
82% от массы образующихся ТКО
2023
в соответствии
общего объема
и приравненных к ним отходов
с отчетностью
образования);
72% от массы образующихся ТКО
2026
объектов
и приравненных к ним отходов
захоронения
3% от массы
образующихся
2017
Количество
Доля утилизированных
твердых
коммунальных
и
собранного ВС
(использованных) ТКО
приравненных к ним отходов
в соответствии
в общем объеме
9% от массы
образующихся
2020
с отчетностью
образовавшихся ТКО
твердых
коммунальных
и
организаций,
(% от общего объема
приравненных к ним отходов
осуществляющ
образования)
18% от массы образующихся
2023
их сбор и
твердых
коммунальных
и
заготовку
6
Год
Индикатор
Целевой показатель
Числовое выражение цели
дости-
достижения
жения
приравненных к ним отходов
28% от массы образующихся
2026
твердых
коммунальных
и
приравненных к ним отходов
Площадь
рекультивированных
2017
объектов -
1% (от общей площади
Доля ликвидированных
подлежащей рекультивации)
объектов накопленного
Площадь
рекультивированных
2020
экологического ущерба
объектов - 35% (от общей площади
Площадь
в общем числе
подлежащей рекультивации)
рекультивиро-
объектов подлежащих
Площадь рекультивированных
2023
ванных
ликвидации (от общей
объектов - 76% (от общей площади
объектов
площади объектов
подлежащей рекультивации)
подлежащих закрытию
Площадь рекультивированных
2026
и рекультивации)
объектов - 100% (от общей
площади подлежащей
рекультивации)
Достижение 100% охвата системой
2020
Количество
сбора отходов в населенных
источников в
пунктах с численностью более
реестре
5 тыс.чел
поставщиков
Достижение
Достижение 100% охвата системой
2023
отходов,
не
максимального охвата
сбора отходов в
населенных
имеющих
поставщиков отходов
пунктах с численностью 500-5000
договоров на
чел
вывоз
и
утилизацию
ТКО
2.3. Места накопления отходов. Описание перспективной схемы
сбора, накопления и транспортировки ТКО
2.3.1. Характеристика существующей системы сбора, накопления и
транспортировки ТКО
В Пермском крае практикуются следующие способы сбора ТКО от
населения и объектов инфраструктуры: контейнерный способ, кольцевой,
другие способы (площадка с твердым основанием). Степень охвата системой
сбора ТКО, выраженная в долях собранных отходов от общего объема
образующихся отходов, по территории Пермского края колеблется от
20 до
98%.
Общее количество контейнерных площадок в Пермском крае 2700 шт.,
контейнеров различного типа - 6826 шт.
Основные недостатки существующей системы сбора ТКО:
1. Совместный сбор всех отходов в один стандартный контейнер (без
крышки)
2. Неполный охват системой сбора источников, что приводит к
несанкционированному размещению отходов в окружающей среде.
7
3. Высокая степень износа контейнерного парка, несоответствие
размещения и обустройства контейнерных площадок требованиям
нормативно-правовых актов
2.3.2. Основные цели развития системы сбора:
 достижение 100% охвата поставщиков отходов системой сбора и
обеспечение эколого-эпидемиологической безопасности процесса
сбора и накопления;
 соответствие мест установки и конструкции контейнерных площадок
нормативным требованиям;
 постепенный переход к раздельному сбору утильных фракций отходов;
 обеспечение раздельного сбора опасных отходов;
 индивидуальные схемы обращения с отходами.
Целевые показатели развития системы сбора ТКО для различных типов
населенных пунктов представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2-Целевые показатели развития системы сбора
Степень охвата
Тип населенного пункта
2017
2020
2023
Малые населенные пункты (села, деревни, поселки)
40%
70%
100%
численностью менее 5000 чел., но более 500 чел.
Городские округа, поселки городского типа, крупные
80%
100%
100%
поселки численностью более 5000 чел
Объекты инфраструктуры
80%
100%
100%
Промышленные предприятия
100%
100%
100%
В соответствии с принятой моделью развития системы обращения с
отходами в Пермском крае основной целью является максимальное
использование ресурсного потенциала отходов, т.е. ориентированность на
извлечение вторичного сырья и минимизацию объемов захоронения отходов.
На территории Пермского края в качестве перспективной принята система
раздельного сбора в три контейнера, при котором от коммерческих
организаций и населения в один контейнер собирается смесь вторичного
сырья (полимеры, металлы), в другой смесь макулатуры, третий прочие
отходы.
Порядок внедрения частичного и полного раздельного сбора для
различных категорий отходообразователей представлен в табл.2.3.
Таблица
2.3
- Порядок внедрения раздельного сбора в отдельных
населённых пунктах Пермского края
Доля
Год
населения,
реализа-
Наименование охваченных раздельным сбором районов
охваченного
ции
раздельным
сбором,%
2018
Пермь Свердловский и Ленинский районы
6,4
2019
Пермь остальные районы, г.Краснокамск, пгт.Полазна,
40,7
8
Доля
Год
населения,
реализа-
Наименование охваченных раздельным сбором районов
охваченного
ции
раздельным
сбором,%
д.Кондратово, пгт. Звездный, с.Гамово, п.Майский,
с.Култаево, п.Сылва, п.Юго-Камский, п.Оверята
2020
г.Соликамск, г.Березники, г.Усолье, г.Чайковский, пгт.Яйва
53,3
г.Лысьва, г.Кунгур, г.Чусовой, г.Добрянка, г.Кудымкар,
2021
г.Губаха, г.Чернушка, п.Кукуштан, с.Орда, с.Березовка,
61,6
п.Куеда
г.Верещагино, г.Оса, г.Кизел, г.Нытва, г.Александровск,
2022
65,1
Углеуральский, пгт. Карагй, п.Уральский
г.Очер,
г.Горнозаводск,
г.Гремячинск,
г.Оханск,
2023
66,7
г.Красновишерск, г.Чердынь, пгт.Ныроб
с.Барда, пгт.Ильинский, пгт.Сарс, с.Елово, пгт.Октябрьский,
2024
68,4
пгт.Суксун
2.3.3 Технические решения по организации сбора и накопления ТКО и
приравненных к ним отходов
Принимаемая система сбора отходов зависит от расстояния от
населенного пункта до объекта переработки, вида жилого фонда (высотная
или малоэтажная застройка), планировки
(ширина проездов, наличие
площадей для разворота техники и т.п.), принятой стратегии обращения с
отходами, принятой технологии сбора и накопления ТКО от населения (в
одно ведро, дуальный, раздельный сбор), применяемой техники для
транспортировки отходов, наличия ограничений по габаритам и весу
транспорта для отходов.
Основными технологиями накопления ТКО от населения является:
сбор в контейнеры малой емкости (около 1 м3);
сбор отходов с использованием мусоропроводов;
сбор с использованием сменяемых контейнеров с подпрессовкой/без
подпрессовки в заглубленном и наземном исполнении;
сбор на площадках временного накопления;
«бесконтейнерная» или кольцевая система сбора отходов с
использованием мешков и контейнеров;
сбор в специализированные контейнеры (например, оранжевого цвета
для опасных коммунальных отходов).
Использование площадок временного накопления оправдано ТОЛЬКО!
для населенных пунктов, не имеющих постоянного автомобильного
сообщения. Устройство площадок является вынужденной мерой,
потребность в которой пропадет после создания постояннодействующей
сети автодорог.
Площадка представляет собой прямоугольное в плане сооружение,
имеющее бетонное основание с небольшим уклоном к задней стенке. По
9
периметру площадка имеет ограждение
(сетка рабица) для предотвращения
проникновения животных и разноса легких фракций. Общий вид площадки
временного накопления представлен на рис.2.4.
Для защиты от атмосферных осадков контейнер накрывается
водонепроницаемым экраном (брезент, прорезиненная ткань и т.п.)
При внедрении частичного раздельного сбора рядом с площадками
могут быть установлены закрытые контейнеры для вторичного сырья.
Рис.2.3. Варианты организации системы сбора, накопления и
транспортировки отходов
Рис. 2.4. Общий вид площадки накопления отходов
10
Сбор опасных коммунальных отходов
Любая из указанных
систем должна дополняться системой сбора
опасных
коммунальных
отходов из состава ТКО: ртутьсодержащих,
остатков
лекарственных
средств и бытовой химии, элементов
электропитания и пр. Для сбора указанных
отходов
устанавливаются
закрытые
контейнеры
оранжевого
цвета
в
антивандальном
исполнении,
с
профилированными отверстиями. Контейнер
может разделяться на секции для сбора
различных отходов, смешение которых
опасно/нежелательно.
Контейнер может устанавливаться на
площадке для сбора ТКО и отдельно стоящим
(особенно при реализации бесконтейнерной
системы сбора ТКО).
Систему
сбора
и
накопления
ртутьсодержащих отходов от населения
целесообразно
дополнить
системой
накопительных пунктов при МПС. Данное
техническое
решение
необходимо
предусмотреть при разработке проектов
строительства МПС
Рис.2.5. Пример контейнера для сбора
опасных отходов
2.4.
Организация системы транспортировки твердых
коммунальных и приравненных к ним отходов
2.4.1. Характеристика существующей системы транспортировки
отходов
В Пермском крае основная часть отходов вывозится по одноэтапной
схеме, за исключением г. Перми, где имеются
3 мусороперегрузочные
станции
(по назначению используются только
2). Вывоз отходов с
применением временных площадок накопления осуществляется в
Берёзовском, Кочёвском, Кудымкарском и Юсьвенском районах.
Для сбора и транспортировки отходов в большинстве населенных
пунктов применяются малые мусоровозы, эффективность работы которых
мала при транспортировке отходов на расстояние более 5-10 км. Основная
часть парка мусоровозов имеет степень износа более
70% и требует
модернизации. Среднее плечо вывоза отходов на свалки/полигоны порядка 5
км, в некоторых районах плечо вывоза составляет 35-40 км.
11
2.4.2. Стратегические цели развития системы транспортировки
отходов
Система транспортировки отходов должна развиваться по пути
минимизации затрат с учетом общей стратегии развития системы обращения
с отходами, направленной на укрупнение объектов утилизации и
захоронения.
С увеличением дальности вывоза возникнет потребность во внедрении
двухэтапного вывоза отходов с устройством сети мусороперегрузочных
станций.
3.4.3. Технические и технологические решения по организации
системы транспортировки ТКО
В условиях укрупнения объектов утилизации и захоронения отходов
возможна реализация трех вариантов транспортировки:
прямой вывоз малыми собирающими мусоровозами;
прямой вывоз с использование съемных контейнеров большой емкости
(27-30 м.куб) для сбора отходов;
двухэтапный вывоз с промежуточной перегрузкой на станции.
Двухэтапный вывоз с промежуточной перегрузкой на станции
применяется при дальности вывоза более 17-25 км.
Варианты устройства мусороперегрузочных станций зависят от
мощности объекта:
1. станции большой мощности (более 20 тыс. тонн в день) выполняются в
виде сооружения ангарного типа с двумя линиями прессования в пресс-
контейнеры объемом по 30 м.куб.
2. станции средней мощности (0,05-20 тыс.тонн в день) выполняются в
виде сооружения ангарного типа с одной линией прессования в пресс-
контейнеры объемом по 30 м.куб.
3. станции малой мощности менее 50 тонн в день выполняются в виде
эстакады, размещенной под навесом или пресс-контейнера.
Транспортно-логистическая схема размещения мусороперегрузочных
станций учитывает:
- графы дорог (в качестве центра отходообразования рассматривался
центральный населённый пункт поселения)
- объемы образования ТКО в разрезе поселений
- удельные затраты на транспортировку до и после перегрузки
- капитальные и удельные эксплуатационные затраты на перегрузку.
Итоговая
(оптимальная) схема размещения МПС, обеспечивающая
минимальные суммарные затраты на транспортировку отходов представлена
на рис.2.6. Временной график ввода в эксплуатацию МПС представлен в
таблице 2.4.
12
Таблица 2.4 - График ввода в эксплуатацию МПС
Максимальный
Тип
Перечень МПС
График ввода
объем, тонн/год
сооружения
1
Красновишерская МПС
7269
Пресс Тип А
3 квартал
2019
2
Чердынская МПС
7458
Пресс Тип А
3 квартал
2019
3
Кизеловская МПС
17545
Пресс Тип А
3 квартал
2019
4
Гремячинская МПС
4112
Пресс Тип А
2 квартал
2020
5
Горнозаводская МПС
8444
Пресс Тип А
2 квартал
2020
6
Губахинская МПС
12279
Пресс Тип А
2 квартал
2020
7
Вознесенское МПС
26345
Пресс Тип Б
2 квартал
2021
8
Очерская МПС
12223
Пресс Тип А
2 квартал
2021
9
Частинская МПС
4393
Пресс Тип А
2 квартал
2021
10
Оханское МПС
5561
Пресс Тип А
2 квартал
2021
11
Кудымкарская МПС
38198
Пресс Тип Б
2 квартал
2021
12
Ильинская МПС
6983
Пресс Тип А
2 квартал
2021
13
Чайковкая МПС
35973
Пресс Тип Б
2 квартал
2021
14
Куединская МПС
26066
Пресс Тип Б
2 квартал
2021
15
Бардымская МПС
2426
Без пресса
2 квартал
2021
16
Осинская МПС
9989
Пресс Тип А
2 квартал
2021
17
Уинская МПС
3648
Пресс Тип А
2 квартал
2020
18
Октябрьская МПС
9844
Пресс Тип А
2 квартал
2020
19
Добрянское МПС
13028
Пресс Тип А
2 квартал
2019
20
Полазненское МПС
5978
Пресс Тип А
2 квартал
2019
21
Юго-Камская МПС
9658
Пресс Тип А
2 квартал
2019
1
Еловская
3 272
Без пресса
2 квартал
2021
2
Гайнский район
4248
Без пресса
2 квартал
2021
3
Косинский район
2302
Без пресса
2 квартал
2021
4
Кочевский район
3603
Без пресса
2 квартал
2021
5
Юрлинский район
3009
Без пресса
2 квартал
2021
6
Юсьвинский район
6346
Без пресса
2 квартал
2021
7
г. Чермоз
1360
Без пресса
2 квартал
2021
13
Рис.2.5. Схема размещения МПС
14
2.5. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию ТКО
Согласно принятой терминологии (Федеральный закон от 24.06.1998 N
89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления») в
качестве объектов обработки ТКО рассматриваются мусоросортировочные
станции (МСС); объектов утилизации - участки компостирования и объекты
утилизации - производственные объекты, использующие компоненты ТКО
для производства продукции, веществ и энергии; объектов размещения -
полигоны.
2.5.1. Характеристика существующей схемы обработки, утилизации и
обезвреживания ТКО
Существующая на сегодняшний день система обращения с ТКО на
территории Пермского края не в полной мере обеспечивает обработку,
утилизацию, обезвреживание и размещение отходов в соответствии с
требованиями природоохранного законодательства и принципами
рационального использования природных ресурсов.
Основной технологией утилизации ТКО в Пермском крае является
захоронение.
Объекты обезвреживания ТКО малочисленные. Общий годовой объем
обезвреживания ТКО
116,5 тонн или
0,02 %
(по данным
2015 г).
Обезвреживание ТКО осуществляется термическими методами совместно с
прочими отходами. Основные организации, имеющие лицензии и
осуществляющие термическое обезвреживание ТКО: ЗУО «Экологические
системы» (№ (59)-1379 СТБ от 31.08.2016), ООО «Экологические стратегии
Урала» (№ 59-00200 П от 27.02.2015 г.).
На территории края действуют 2 мусоросортировочные станции:
на полигоне ТБО Бекрятского глинокарьера в Краснокамском районе,
эксплуатируемом ООО
«Буматика», проектная мощность
35
тыс.тонн/год;
на отдельно выделенной площадке в г. Перми, эксплуатируемой
ООО «Пламя» (мощность - нет данных).
Основные выделяемые фракции при сортировке ТКО
- пластик,
макулатура, металл, стекло. На территории края расположено 682 пункта
сбора вторичного сырья. Они располагаются на территориях крупных
населенных пунктов края: г. Пермь - 645, г. Березники -14, г. Соликамск -3,
Чайковский район - 5, Краснокамский район - 15.
На территории полигона ТБО в Краснокамском районе на базе
предприятия ООО «Буматика» создан полный комплекс обработки,
утилизации, обезвреживания отходов «ЭКО || ПАРК’К».
На территории ряда муниципальных образований вводится раздельный
сбор отдельных видов отходов (пластиковая бутылка) непосредственно на
контейнерных площадках. Организаторами и ответственными за сбор
являются управляющие компании. Также развивается практика сбора от
населения ртутьсодержащих отходов в специально оборудованных сборных
15
пунктах. Организуется система сбора батареек и макулатуры (носит пока
единичный характер).
Организации и применяемые технологии обезвреживания
ртутьсодержащих отходов, утилизации автопокрышек и отработанных,
потерявших потребительские свойства приборов рассмотрены в приложении
1.
Утилизация компонентов ТКО в Пермском крае осуществляется по
следующим направлениям:
- переработка автопокрышек и резинотехнических изделий методом
дробления;
- переработка потерявших потребительские свойства оргтехники и иных
приборов методом разборки и извлечения ценных компонентов;
- вторичное использование макулатуры, в том числе получение
теплоизоляционного материала («эковата»);
- вторичное использование полимеров путем его дробления и последующего
получения тротуарной плитки.
Сведения об организациях, утилизирующих полимерные отходы,
бумагу, картон на территории Пермского края представлены в
Приложении 1.
Макулатуру и картон принимают для использования ООО
«Прикамский картон», ООО «Центр Вторресурсы». Анализ показал, что
доля отбираемого вторичного сырья не превышает
2% от массы
образующихся отходов.
Анализ мощностей по утилизации получаемого вторичного сырья:
черные и цветные металлы, бумаги, картона, полимеров и стекла показал
необходимость создания благоприятных рыночных условий для развития
технологий утилизации (или иного способа обращения) стекла и полимеров.
2.6. Концептуальные подходы к построению системы обращения с
ТКО
Основными принципами построения системы обращения с ТКО
является снижение негативного воздействия на объекты окружающей среды
путем максимального использование ресурсного потенциала отходов,
снижение объемов и токсичности отходов, направляемых на захоронение.
Для реализации этих принципов система обращения с ТКО должна включать:
выделение токсичных и опасных отходов в отдельный поток с
последующим обезвреживанием или утилизацией;
выделение из ТКО максимального количества вторичных фракций и их
переработка;
захоронение на полигонах, отвечающих современным нормативным
требованиям, минимального количества отходов, прошедших
предварительную обработку.
16

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..