Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 21

 

  Главная      Учебники - Разные     Из жизни пчел (К. Фриш) - 1980 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..

 

 

Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 21

 

 

164

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

обстоит несколько иначе: из многих жилищ нужно вы-

брать единственное — наилучшее. Здесь действуют другие

критерии, чем при поисках

 вход должен быть защи-

щен от ветра, внутри жилища не должно быть сквозняка,

размеры помещения должны соответствовать величине

 если внутри ощущается запах, то он должен быть при-

ятен для пчел; нужно, чтобы расстояние от старого жили-

ща было не очень большим, иначе матка чересчур утомит-

ся в полете, но и не слишком малым — из-за пищевой

конкуренции. Поистине достойно удивления, что развед-

чицы-квартирьеры, оказывается, обращают большое вни-

мание на эти — а также и на другие — условия при сво-

их инспекционных полетах и с помощью какого-то вро-

жденного оценочного ключа выражают оживленностью

своих танцев общую оценку качества жилища.

Танцы могут быть стремительно вихревыми, начинать-

ся снова и снова, длиться минутами и вовлекать все боль-

ше и больше пчел, которые следуют указаниям танцовщиц

и отыскивают выбранное ими место. После того как они,

так сказать, собственными глазами убедились в достоин-

ствах нового жилища, они летят домой и ведут за него

«пропаганду». Другие разведчицы, нашедшие менее

удачные места, танцуют соответственно менее оживленно

или совсем вяло и кратко. Но они очень хорошо замечают

поведение других танцовщиц. Некоторые из них втяги-

ваются в вихревые движения вокруг наиболее удачливых

подруг, следуют за ними, позволяя «переубедить» себя,

и летят осматривать предложенное ими жилище, чтобы за-

тем и самим направлять к нему других пчел. Иные — из

тех, которые не могут энергично отстаивать свое откры-

тие, — просто перестают танцевать. Таким образом дости-

гается общее согласие — все танцуют в едином ритме

и указывают одно и то же направление. Как только это

произойдет, роевая гроздь распадается и пчелы летят туда,

где находится цель, признанная наилучшей. Решающая

роль в этом принадлежит пчелам-разведчицам, которые

своими танцами различной интенсивности правильно оце-

нили предложенные возможности.

 Как пчелы разговаривают друг с другом

165

ЗНАЧЕНИЕ ПЧЕЛИНЫХ ТАНЦЕВ
ДЛЯ ПЧЕЛОВОДСТВА И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Тот, кто едет за границу, владея соответствующим язы-

ком, получит от поездки больше удовольствия и пользы,

чем его спутник, не знающий иностранного языка. При-

мерно так же обстоит дело и с пчеловодом в его отноше-

ниях с пчелами. Зная их «язык», он получает возможность

заставить пчел лучше служить своим целям.

Летом, когда время главного взятка миновало, кое-ка-

кие растения продолжают еще цвести. Однако их не-

ктарные роднички уже не так обильны, как несколько не-

дель назад. Опытный пчеловод знает, что на многих лугах

цветки осота, простирающие теперь к небу сотни тысяч

своих высоких, окруженных зелеными чашелистиками цве-

точных головок, могли бы дать ему. еще несколько кило-

граммов меда.

Но у пчел нет больше настоящей тяги к собирательной

деятельности. На головках осота можно обнаружить

главным образом шмелей. Они имеют преимущество

перед пчелами благодаря своим более длинным хоботкам,

а нектара в цветках этих растений не так уж много, чтобы

танцы могли заметно усилить их посещение пчелами. Пче-

ловоду хочется сказать своим пчелам, что им не следует

сидеть дома без дела и стоило бы достать из головок осота

то, что там еще есть.

Он сможет сделать это, если будет знать пчелиный

язык. Ему достаточно привлечь всего лишь несколько пчел

из семей своей пасеки с помощью меда или сахарного си-

ропа на букет осота и покормить их на его цветках, обрыз-

ганных таким сиропом. Вернувшись домой, эти пчелы бу-

дут танцевать, и принесенный ими запах сообщит о том,

какое растение служит источником взятка. Вскоре их под-

руги начнут вылетать из улья и искать запах осота. Посе-

щение головок осота увеличится во много раз.

На практике этот прием различным образом изменяли

и упрощали. Вместо того чтобы кормить пчел на цветках

 можно давать им сахарный сироп с ароматом этих

цветков в улье. Для этого несколько часов настаивают

чистый

 сироп на цветках осота. Цветки других

растений, которые после

 ружения в сахарный сироп из-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

166

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

меняют свой запах, кладут в кормушку сухими и, налив

в нее немного сахарного сиропа, ставят перед летком улья.

Таким образом передовые пчеловоды могут без больших

усилий получать значительные сборы меда с осота и с дру-

гих медоносов в такие периоды, когда на соседних пасеках

пчелы ничего не собирают.

Нередко требуется направить пчел на определенные

растения, чтобы улучшить их опыление и повысить обра-

зование семян. Так обстоит дело, например, с получением

столь необходимых семян одного из наших важнейших

кормовых растений — красного клевера. Опыление его

цветков — дело трудное и ненадежное. Пчелам нелегко до-

тянуться своими короткими хоботками до основания цве-

точной трубочки, чтобы добыть нектар из этих шмелиных

цветков. Там, где на больших площадях выращивают

красный клевер, шмелей оказывается недостаточно, чтобы

опылить миллионы отдельных цветков, а пчелы не про-

являют особой склонности посещать поля этого расте-

ния — они охотнее обращаются к более надежным источ-

никам взятка. Лишь в отдельные, редкие годы, когда

красный клевер выделяет много нектара, пчелы активнее

посещают его. обычно же урожаи семян клевера низки.

Этому горю, однако, легко помочь. На краю клевер-

ного поля ставят ульи с пчелами. Затем описанным выше

способом, при помощи сиропа с запахом цветков красного

клевера, мобилизуют пчел, добиваясь таким путем боль-

шей посещаемости его. Этот прием повышает урожай се-

мян в среднем на 40%. Благодаря надежным урожаям

прием «управления летной деятельностью пчел с помо-

щью запаха» (дрессировка) быстро привлек внимание се-

меноводов  Применяемый пока лишь в некоторых мест-

 Метод дрессировки пчел на красный клевер с целью опыления

его цветков был впервые разработан и применен в Советском Союзе

в середине 30-х годов проф. А.Ф. Губиным и Н.П. Смарагдовой.

При помощи этого метода стало возможным повышать только за

счет дополнительного опыления пчелами урожай семян красного

клевера и других сельскохозяйственных культур в 1,5-2 раза. Так

как в результате дрессировки число

 на цветках возра-

стает в 10 и более раз, оказалось возможным использовать на опыле-

нии значительно меньше пчелиных семей, чем без дрессировки.

А.Ф. Губин, Н. П. Смарагдова и другие советские исследователи

показали, что, применяя дрессировку, можно с равным успехом ис-

12. Память на время  пчел

167

 он, безусловно, скоро получит широкое распрост-

ранение в районах интенсивного земледелия. Ведь для

 чтобы направить пчел на работу, пользуясь их соб-

ственным «языком», не требуется особых усилий, а между

тем этот прием помогает пчеловоду наполнять ведра ме-

дом и дает большой прирост урожая сельскому хозяйству.

12. ПАМЯТЬ НА ВРЕМЯ У ПЧЕЛ

Каждый из нас по собственному опыту знает, что такое

чувство времени. Есть оно и у животных. Собака или попу-

гай хорошо запоминают час радостных для них событий,

если эти события регулярно повторяются. Чтобы выяс-

нить, возможно ли нечто подобное у насекомых, прима-

ним пчел к опытному столику, установленному на воле,

устроив им искусственный взяток в чашечке с сиропом.

ДРЕССИРОВКА НА ВРЕМЯ КОРМЛЕНИЯ

Будем несколько дней кормить группу пронумеро-

ванных пчел (см. стр. 54) сиропом только в определенное

время, например после полудня от 4 до 6 часов. Затем про-

ведем следующий опыт: пусть кормушка целый день

остается пустой и пусть с 6 часов утра до 8 часов вечера

возле нее неотлучно дежурит наблюдатель, который будет

регистрировать каждую пчелу, прилетающую к кормушке.

Это очень скучная работа; например, в нашем опыте из

шести пчел, которые в предыдущие дни посещали чашечку,

за весь период с 6 часов утра до половины четвертого дня

появилась, чтобы проверить кормушку, только одна пчела

 Она прилетела между семью и половиной восьмого

утра и вскоре явилась еще раз. В остальное время на кор-

мушке царило абсолютное спокойствие.

Но как только наступило время обычного кормления,

дело пошло живее. За два часа между 4 и 6 часами дня у ча-

пользовать для опыления красного клевера как более длиннохо-

ботных кавказских, так и обычных среднерусских пчел. Об использо-

вании пчел для опыления красного клевера подробно говорится

в книге А. Ф.

 «Медоносные пчелы и опыление красного кле-

вера», 1947- Прим. перев.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

шечки было зарегистрировано 38 посещений, сделанных

пятью из шести помеченных пчел. Хотя их прилет был на-

прасным, они вскоре снова возвращались и до десяти раз

в течение получаса обследовали пустую кормушку, делая

это так настойчиво, как будто они непременно должны бы-

ли там что-то найти. К концу обычного периода кормле-

ния посещаемость кормушки быстро снизилась, и вскоре

на этом месте снова стало спокойно.

Таким образом, опыт, вопреки ожиданиям, удался. Его

результаты наглядно представлены на диаграмме (рис.

104). На нижней горизонтальной линии обозначено время

с 6 часов утра до 8 часов вечера. Период дрессировки (с

4 до 6 часов в дни, предшествовавшие опыту) выделен рам-

кой. Весь отрезок времени подразделен на получасовые

Рис. 104. Проверка способности пчел запоминать время. Пронуме-

рованные пчелы ежедневно получали сахарный сироп на кормушке

с

 до

 часов. В день контрольного опыта (20 июля 1927

 кор-

мушка целый

 лаже в обычное для дрессировки

 была пу-

ста. На нижней горизонтальной линии отмечены часы дня. ВД — вре-

мя дрессировки. Нал каждым получасовым отрезком указаны (в

квадратиках) номера

 прилетавших в данный период к кормуш-

ке.

 друг над другом квадратики с одинаковыми номе-

рами означают, что за этот период одна и та же пчела прилетала не-

сколько раз. (По

 Память на время  пчел

169

промежутки, над каждым из которых проставлены в ква-

дратиках опознавательные номера всех пчел, посещавших

кормушку в данные полчаса.

Этот опыт неоднократно повторяли с другими пчелами

и в разное время дня. Полученные результаты не оста-

вляют сомнения в том, что пчелы поразительно точно за-

поминают любой час кормления. Успех этих опытов побу-

дил нас подвергнуть пчелиную память на время более

трудному испытанию. Результат нового опыта превзошел

все ожидания. Удалась также дрессировка сразу на два, на

три и даже на пять различных периодов кормления в тече-

ние

На рис. 105 приведен пример одной такой трехвремен-

ной дрессировки. Хотя пчелы в день испытания,

 августа,

с утра до вечера не находили на опытном столике ни капли

сиропа, они прилетали во все три дрессировочных срока,

причем каждый раз несколько раньше, чем нужно,— явле-

ние, которое можно было заметить уже при дрессировке на

одно определенное время суток. И это вполне целесообраз-

но : лучше прийти слишком

 чем слишком поздно, так

как в природе немало голодных ртов, готовых стянуть пи-

щу у других из-под носа.

Возникает вполне естественный вопрос: где находятся

у пчелы часы? Не в желудке ли, который гонит ее из улья

к кормушке? Это мало вероятно уже потому, что пчела ле-

тит к кормушке не для

 чтобы насытиться, а для того,

чтобы собрать запас корма и отнести его в улей; к тому же

и в улье она может в любое время утолить голод.

Предложение о роли голода полностью опровергается

и следующим

 мы предлагаем группе пчел в тече-

ние многих дней с утра до вечера брать сахарный сироп,

который в определенные часы дня более сладок или предо-

ставляется в большем количестве, чем в остальное время.

Пчелы собирают его без перерыва, их желудок никогда не

остается пустым, и все же в дни наблюдений в привычное

«наилучшее время сбора» они с огромным усердием при-

летают к пустым теперь кормушкам. Но. может

 пче-

ла, подобно

 наблюдает за положением

солнца? Это мы может проверить с помощью нового

опыта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12. Память на время у пчел

 105. Результат дрессировки на три периода кормления. Продол-

жительность дрессировки — шесть дней. (ВД — время дрессировки).

В день контрольного опыта

 августа 1928 года), несмотря на то,

что кормушки весь день оставались пустыми, из 19 пронумерованных

пчел прилетали все, и именно в периоды, примерно соответствующие

дрессировке. (По Ингеборг Белинг.)

Можно перенести семью в темное помещение, чтобы

район полета пчел был ограничен его четырьмя стенами.

Если в этом изоляторе постоянно поддерживать темпера-

туру от 25 до 28 градусов Цельсия, освещать его электро-

лампами и в изобилии снабжать пчел кормом на искус-

ственной кормушке, то маленькая семейка даже в таких

противоестественных условиях может здравствовать дол-

 Память на время  пчел

171

гие годы. Она не ощущает смены времен года и выращи-

вает в своих сотах расплод и летом и зимой. В этих усло-

виях при равномерном освещении у пчел нет никакой

возможности определять время по положению солнца или

по степени освещенности. И все же дрессировка на время

удается и здесь. При искусственном освещении можно с ус-

пехом проводить такие же опыты с кормлением в ночное

время.

Дрессировка пчел на период, не равный 24 часам, не

удается. Можно неделями предлагать корм с промежутка-

ми в 19 часов (это не составляет никакой трудности в по-

стоянно освещенной камере) — такой промежуток времени

пчелы не усваивают. В другом опыте пчел длительное вре-

мя кормили каждые 48 часов. После этого в течение двух

суток они прилетали за сиропом каждые 24 часа.

Очевидно, есть две возможности: или пчелы руковод-

ствуются суточными периодическими воздействиями, не-

доступными нашему восприятию, или они имеют «вну-

тренние часы», связанные с обменом веществ в их

организме. Если это так, то все неудачи дрессировки на

19- или 48-часовой ритм можно объяснить только тем,

что пчелы по своему образу жизни тесно связаны с су-

точным циклом и поэтому не переключаются на другую

периодичность.

Четкое разъяснение дал трансокеанский опыт.

В Мюнхене сделали две совершенно одинаковые раз-

борные темные камеры и одну из них переправили в Па-

риж, а другую — в Нью-Йорк. Когда в Париже полдень

и солнце находится в самом высоком положении, у жите-

лей Нью-Йорка

 только 7 часов утра и они видят

утреннее солнце (рис. 106). Если пчелы руководствуются

местным положением солнца, которое они воспринимают

даже в темной камере благодаря какому-то проникающе-

му излучению или иным неведомым образом, то после

дрессировки на какое-то определенное время в Париже

и быстрой перевозки через океан в Нью-Йорк они должны

были бы лететь на кормушку по нью-йоркскому времени.

Но результат оказался иным. Приученные в парижской

темной камере посещать кормушку в определенное время

и перевезенные на самолете в Нью-Йорк, маленькие путе-

шественницы и там прилетали к кормушке по парижскому

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22   ..