Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Из жизни пчел (К. Фриш) - 1980 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

Из жизни пчел (К. Фриш) - часть 17

 

 

132

 Как пчелы разговаривают друг с другом

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

133

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТОЧНОГО ЗАПАХА
В НОВОМ АСПЕКТЕ

Не часовые стекла, а цветы — естественные сосуды

с кормом для пчел. Мы будем действовать сообразно

с природой, если на выбранном месте кормления вместо

наполненного сиропом часового стекла выставим неболь-

шой букет цветов, например альпийских фиалок. Для того

чтобы иметь возможность использовать любые цветы и не

зависеть от количества выделяемого ими в данный момент

нектара, нанесем на каждый цветок по капле сиропа, ко-

торый будем добавлять по мере выбирания его пчелами.

Чтобы пчелы находили пищу в цветках и не могли соби-

рать со стола случайно упавшие на него капли сиропа, по-

ставим вазу с цветами в большое блюдо, наполненное во-

дой (рис. 83). Помеченные пчелы, нашедшие богатый

взяток в альпийских фиалках, танцуют на сотах.

Поставим где-нибудь в стороне в траву чашку с альпий-

скими фиалками, не обрызганными сахарным сиропом,

а рядом — чашку с другими цветами, например с флоксами

(рис. 84). Сигнал танцовщиц действует безотказно, и вско-

ре повсюду появляются пчелы, мечущиеся в поисках по

всему лугу. Они подлетают также и к чашкам с цветами,

опускаются на альпийские фиалки и упорно копошатся

в них, как будто не сомневаясь в том, что здесь-то они

и найдут что-нибудь подходящее. А мимо чашки с флокса-

ми они пролетают, не проявляя к ним никакого интереса.

Теперь удалим с места кормления альпийские фиалки

 83. Альпийские фиалки, ис-

пользованные в качестве кормуш-

ки для группы меченых пчел.

Рис. 84. Чашка с альпийскими фиалками и чашка с флоксами на лугу

неподалеку от кормушки, изображенной на рис. 83. Прилетевшие но-

вички интересуются только альпийскими фиалками.

и заменим их флоксами, которые тоже обильно обрызгаем

сахарным сиропом. Сборщицами оказываются те же

самые пчелы, что и прежде, но они берут взяток уже не

с альпийских фиалок, а с цветков флокса (рис. 85). На лугу

все остается по-прежнему. Но уже через несколько минут

картина меняется. Интерес к альпийским фиалкам ослабе-

вает, и вновь прибывающие пчелы летят только на

флоксы; более того, везде в соседних садах, где только

есть флоксы, мы видим пчел, усердно посещающих их

 зрелище для каждого, кто знает,

что глубокие трубочки венчика у этого растения доступны

лишь длинному хоботку бабочек и что пчелы совершенно

не в состоянии достать спрятанный в их глубине нектар:

именно поэтому их редко видишь на флоксах  Совершен-

но ясно, что разыскивающим взяток пчелам танцовщицы

сообщили, что нужно искать и какие именно виды цветков

дают богатый

 Успех этого опыта не зависит от то-

го, используем ли мы в качестве источника корма цветки

альпийской фиалки или флокса, горечавки или вики, черто-

полоха или лютика, бобов или иммортелей.

Целесообразность такого поведения пчел становится

очевидной, как только мы представим себе естественные

условия. Если пчелы-разведчицы находят какие-нибудь

 Пчелы часто добывают нектар из цветков флокса, прокусывая

их трубочки, подобно тому как поступают шмели короткохоботных

видов, забирая нектар из глубоких цветков красного клевера. —

Прим. ред.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

134

 Как пчелы разговаривают друг с

Рис. 85. Кормление меченых
пчел на цветках флокса.

вновь зацветшие растения, они сообщают о своей находке,

танцуя в улье. Мобилизованные ими пчелы устремляются

именно к таким цветкам, которые обильным выделением

нектара вызвали танец, и не тратят время на бесполезные

поиски цветков без нектара. Объяснимо ли все это? Ведь

невозможно допустить, чтобы в языке пчел имелись назва-

ния всех видов цветков.

И все же это так. «Язык цветов» раскрывается здесь не-

обычайно просто, целесообразно и восхитительно. В то

время, когда сборщица высасывает сладкий сок из цветка,

ее тело пропитывается его ароматом. Возвратившись до-

мой, она все еще благоухает ароматом этих цветков, когда

кружится в танце. Пчелы, бегущие за ней и так оживленно

обследующие ее усиками (органами обоняния), во время

танца воспринимают этот запах, запоминают

 и руко-

водствуются им, когда разыскивают взяток в окружающей

местности.

Это станет еще более очевидным, если вместо цветков

использовать эфирные масла или искусственные аромати-

ческие вещества. Накормим меченых пчел сиропом из ча-

сового стекла, лежащего на бумаге с запахом мяты. Возбу-

жденные танцами, вылетевшие из улья новички вьются

вокруг всех попадающихся им на глаза предметов, полу-

чивших этот запах после нанесения на них капельки мятно-

 масла. На другие запахи они не обращают внимания.

Но стоит только переменить ароматическое вещество

в месте кормления, как изменится и цель пчелиных

В первоначальном варианте опыта пчел кормили на ча-

шечке без какого бы то ни было запаха. В этом случае сви-

 разговаривают друг с другом

135

та танцовщицы не может обнаружить какого-либо исходя-

щего от нее специфического аромата. И пчелы вылетают

из улья, зная, что все душистые цветы, встречающиеся на

пути, не заслуживают внимания и не стоит терять время на

их посещение.

Прежде ботаники видели в запахе цветов только сред-

ство для привлечения насекомых, разыскивающих пищу.

Но для пчел запах, кроме того, служит опознавательным

знаком, позволяющим им с уверенностью отличать цвет-

ки, на которых они уже побывали, от других, имеющих

сходную окраску. Эта способность пчел — необходимая

предпосылка их «цветочного постоянства» (стр. 62). Од-

нако значение запаха состоит не только в этом. Подобно

точным выражениям словесного языка, принесенный до-

мой специфический запах просто и ясно сообщает пчелам

в улье цель их поисковых полетов, к которым их побу-

ждает танец.

КАК ПЧЕЛЫ
ПРИНОСЯТ ДОМОЙ ЗАПАХ ЦВЕТОВ

На первый взгляд может показаться, что многие цветки

не имеют запаха. Еще издали бросается в глаза яркая окра-

ска желтого лютика, голубого ластовника, красных бобов,

но букеты из этих цветов не наполняют комнату арома-

том. И все же тот, чье обоняние не притупилось от чрез-

мерного курения, может обнаружить нежный, свой-

ственный каждому виду запах. Иногда для этого нужно

собрать десяток таких цветков вместе и поднести их

к самому носу. Среди насекомоопыляемых растений виды

с цветками, полностью лишенными запаха, составляют ре-

дкое исключение. Таковы, например, брусника и дикий ви-

ноград. При мобилизации на эти цветки у пчел в улье, как

и следовало ожидать, не возникнет никакого представле-

ния о цели поискового полета. Удивительно только, что

даже самого слабого, едва ощутимого для нас цветочного

запаха достаточно, чтобы пчелы в улье могли узнать, отку-

да прилетела танцовщица. Каким образом удается танцов-

щице доносить до дома тонкий запах цветков, на которых

она побывала?

Отчасти это можно объяснить тем, что ароматические

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

136

11. Как пчелы разговаривают друг с

вещества очень стойко удерживаются на теле пчелы. Ее

внешний покров, по-видимому, приспособлен природой

к тому, чтобы впитывать ароматы цветов. Но к этому нуж-

но добавить, что выделяющийся у основания цветка не-

ктар (см. рис. 13) хранится в его душистом венчике и в ре-

зультате приобретает специфический запах цветка. Взяв-

шая его сборщица несет домой в своем медовом зобике

вместе с нектаром и пробу аромата, с которым она знако-

мит других пчел, скармливая им принесенную каплю. Сре-

ди этих пчел есть и такие, которые при танце следуют за

ней и, получив из ее рта душистый пароль, вылетают на

Было бы очень интересно узнать, какой запах действен-

нее — тот, которым «надушена» пчела, или принесенный

в медовом зобике? Это можно узнать, если поставить оба

запаха в условия конкуренции. Нанесем на цветки флокса

капли сахарного сиропа и оставим их примерно на час,

чтобы они пропитались запахом цветка. Затем дадим воз-

можность нескольким пчелам, находящимся на цветках ци-

кламена, через узкую щель брать из стеклянного сосудика

сахарный сироп с запахом флокса (рис. 86). Во время тан-

цев в улье от их внешнего покрова будет исходить запах

цикламена, а от раздаваемого ими сиропа — запах флокса.

 86. Через узкую щель пчела набирает в медовый зобик сироп

с запахом флокса, в то время как ее тело пропитывается запахом ци-

кламена.

 — миска с водой, закрытая сеткой.

11. Как пчелы разговаривают друг с другом

137

Чтобы увидеть результат, понаблюдаем за чашечками

с цветками флокса и цикламена, поставленными в траве

поблизости от кормушки (см. рис. 84). Новички посещают

обе чашки. Но запах, принесенный в зобике, берет верх

в тех случаях, когда источник корма находится на значи-

тельном расстоянии от улья: при дальних полетах тело

пчелы проветривается сильнее и сохраняемый внешним

покровом запах заметно теряет свою интенсивность. Вот

почему мобилизованные новички руководствуются в своих

поисках почти исключительно цветочным запахом некта-

ра, доставленного в медовом зобике.

Теперь мы знаем, какое биологическое значение

нектар с цветочным запахом, приносимый пчелами в улей

в медовых зобиках, как в хорошо закупоренных флакончи-

ках.

РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Биологический смысл пчелиных танцев полностью рас-

крывается только в условиях обильного взятка. При сла-

бом взятке большая мобилизация пчел не выгодна для

семьи, и танцев не происходит.

Если срезать несколько цветущих веток, например ака-

ции, поставить их в сосуд с водой и защитить от насе-

комых, то за несколько часов в цветках скопится много не-

ктара. Предложим такой букет группе пчел, которые для

этого летали за сахарным сиропом на кормушку. Как

только пчелы-сборщицы начнут использовать богатый

естественный источник взятка, они быстро получат под-

крепление в результате мобилизующих танцев.

Но вскоре пчел оказывается так много, что они соби-

рают и уносят нектар быстрее, чем он снова накапливается

в цветочных чашечках. Из-за избытка пчел взяток стано-

вится более скудным. И, хотя сбор продолжается с пре-

жним упорством, танцы прекращаются и группа пчел-

сборщиц не получает нового пополнения из родного улья.

Наряду с количеством выделяемого нектара важное

значение для продуктивности взятка имеет также степень

его сладости.

 нектар некоторых цветков предста-

вляет собой насыщенный раствор сахара. Его, конечно,

стоит набирать как можно больше — сколько может войти

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

138

Как пчелы разговаривают друг с другом

в зобик — и мобилизовать на эту работу все силы семьи.

В цветках других растений в это же время образуется

жидкий, менее сахаристый нектар. При равной загрузке зо-

биков пчелы доставляют домой гораздо меньше сахара.

Мобилизовать сборщиц для использования этой находки

так же энергично, как и в первом случае, было бы нецеле-

сообразно, и этого действительно не происходит. Для того

чтобы танцы пчел были оживленными и продолжительны-

ми, сахарный раствор должен не только выделяться в изо-

билии, но и быть очень сладким. Чем он менее сладок, тем

более вялыми будут танцы, тем меньше будет их мобили-

зующая сила. Если содержание сахара в нектаре снизится

до определенного уровня, танцы прекратятся даже в том

случае, если нектара выделяется много.

Таким несложным способом регулируется мобилиза-

ция пчел-сборщиц в соответствии с продуктивностью ис-

точника взятка.

При одновременном цветении многих видов растений

больше всего посещаются те из них, у которых цветки про-

изводят нектар в большем количестве и более сладкий.

Пчелы, разыскавшие такие цветки, танцуют оживленнее,

чем те, которые в это же время нашли менее богатые ис-

точники взятка.

Специфический запах, принесенный домой пчелами-

танцовщицами, определяет, в каком направлении мобили-

зуются силы семьи. С предельной ясностью, например,

дается понять, что сегодня, судя по запаху, больше всего

нектара можно будет добыть в цветках сливы. Таким обра-

зом, в медовые кладовые пчел вливается нектарный поток

в основном из источников, больше всего заслуживающих

внимания в данное время. При этом цветки, выделяющие

наибольшее количество более сладкого нектара, лучше

других посещаются пчелами и тем самым обеспечивают

себе лучшее опыление и наиболее полное завязывание

семян.

«ФЛАКОНЧИКИ С ДУХАМИ» )
НА ТЕЛЕ ПЧЕЛЫ

Каждая рабочая пчела имеет при себе готовый к упо-

треблению «флакончик с духами» — собственно

 Как пчелы разговаривают друг с другом

139

даже маленькую парфюмерную фабрику. Она находится

недалеко от кончика брюшка, в кожной складке, которая

обычно загнута внутрь и поэтому не видна, но может про-

извольно выпячиваться в виде влажно поблескивающего

валика (рис. 87). Тогда в воздухе распространяется пахучее

вещество, выделяемое крошечными железами, располо-

женными в этом кожном кармане. Его аромат, напо-

минающий запах мелиссы, ощутим и для нас; пчелам он

кажется более интенсивным, воспринимается ими за не-

сколько метров и привлекает их к себе.

Мы уже говорили о том, как при «вилянии хвостиком»

с помощью этого запаха одни пчелы указывают другим

путь к летку (стр.

 Сборщицы используют пахучий ор-

ган также и при посещении цветков, если взяток достаточ-

но хорош и к нему желательно привлечь дополнительные

силы. Выделяя привлекающий запах, пчелы помогают

отыскивать цель своим товаркам, которых они мобилизо-

вали танцами и заставили вылететь из улья.

В этом можно убедиться с помощью впечатляющего

опыта. Поставим вблизи наблюдательного улья два

стеклышка с сахарным сиропом и на каждом из них позво-

лим собраться по десятку пчел. Они прилетают из одного

и того же улья, но каждая группа «знает» только свое стек-

ло. Предложим теперь на одном стекле «хороший взяток»

(сахарный сироп в изобилии), а на другой — «скудный взя-

ток» (промокательная бумага, смоченная сахарным сиро-

пом таким образом, чтобы его можно было собрать лишь

 87. Три пчелы у

 пчела слева выпятила пахучую желе-

зу, которая в виде узкого блестящего валика заметна недалеко от

кончика брюшка (указана крестиком). У пчелы справа пахучая желе-

за закрыта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..