Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 51

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 51

 

 

количеству их, а также к режиму кормления щенка в возрасте от полутора до двух месяцев.
Корм   щенка   в   это   время   должен   быть   легкопереваримым   и   содержать   в   достаточных
количествах   полноценные   белки,   легко   усвояемые   жиры,   углеводы,   минеральные   соли   и
витамины. Из продуктов, содержащих полноценные белки, щенятам в это время надо давать
мясо   и   коровье   молоко;   из   продуктов,   содержащих   углеводы, —   рис,   манную   крупу,
дробленую овсянку и белый хлеб; в качестве носителей витаминов в рацион щенка вводят
овощи и ботву огородных культур или дикорастущую зелень и рыбий жир. Для обеспечения
минеральными солями в пищу щенятам прибавляют специальную минеральную подкормку.

От полуторамесячного до двухмесячного возраста щенят следует кормить шесть раз в

день   через   каждые   2,5–3   часа.   В   качестве   готового   корма   дают   одно   молоко   или   с
накрошенным белым хлебом, мясной суп, слегка присоленный, с рисом или манной крупой
или   дробленой   овсяной   крупой   и   с   добавлением   овощей,   ботву   огородных   культур   или
дикорастущей зелени, богатой витаминами, мелко нарезанное вареное мясо, нежирное сырое
мясо,   хорошо   промытое   и   пропущенное   через   мясорубку.   Полезно   давать   щенятам
небольшими порциями сырую печень, богатую витаминами и железом.

Практика показала, что рахит у щенят начинает развиваться обычно после отъема из-за

недостачи в пище фосфорнокислой извести и витамина D. Необходимо, начиная с отъема,
ежедневно прибавлять щенятам в суп по маленькой щепотке фосфорнокислой извести или
смеси из костной муки и мела. С этого же времени надо начать давать щенятам рыбий жир:
вначале дают его по нескольку капель и постепенно доводят дачу до двух чайных ложек в
сутки.

Суточный рацион для щенка с полутора до двухмесячного возраста должен состоять из

200 г мяса, 10 г животного жира, 300 г молока, 200 г крупы, 50 г белого хлеба, 100 г овощей.
К ним добавляют поваренную соль, фосфорнокислую известь и рыбий жир.

С двух до четырех месяцев количество продуктов увеличивают. Суточный рацион в этот

период должен состоять из 250–350 г мяса, 10 г животных жиров, 500 г молока, 250 г крупы,
100 г хлеба, 100–150 г овощей с добавлением поваренной соли, фосфорнокислой извести или
соответствующей сйеси и рыбьего жира.

С пятого месяца щенят постепенно переводят на рационы взрослых собак.
Начиная с двух месяцев, щенятам дают телячьи хрящи, а затем и мягкие телячьи кости.

С   трех   месяцев   можно   давать   мягкие   говяжьи   кости.   Не   надо   давать   куриных   костей.
Продукты   постепенно   разнообразят.   Вместо   говядины   дают   конину,   рыбу,   очищенную   от
костей, и мясо морских зверей; черный хлеб; из круп дают перловую и ячменную крупу и
т. д. С двух до трех месяцев щенят кормят пять раз в день, а после трех месяцев — четыре
раза в день. К году количество кормежек постепенно сводят к двум. Какие бы продукты ни
получали щенята, все они обязательно должны быть свежими и доброкачественными.

Каждый щенок должен иметь бачок для корма из неокисляющегося материала. После

каждой   кормежки   бачок   следует   тщательно   вымывать   горячей   водой.   Нельзя   готовить
щенятам   пищу   сразу   на   несколько   кормежек.   Пища   может   скиснуть   и   быть   причиной
желудочно-кишечного заболевания, особенно опасного для щенят в период их роста. Для
каждого раза корм щенятам следует готовить отдельно.

7. Организация физического развития щенят

От   служебной   собаки   требуется,   чтобы   она   была   крепкой   конституции,   сильной,

выносливой и способной к быстрым движениям. Развить эти качества можно только в том
случае, если уделять серьезное внимание физическому развитию щенка с самого раннего
возраста. Физическое развитие оказывает сильное влияние на признаки и свойства молодого
организма   и   является   важным   фактором   поддержания   и   совершенствования   породы.
Правильно   организованное   физическое   развитие   закаляет   организм   щенка,   укрепляет   его
костно-мышечную систему, улучшает работу легких и сердца, повышает аппетит, вызывает
усиление обмена веществ, способствует росту. Наоборот, отсутствие физического развития

приводит к противоположным результатам и может погубить ценные качества породы. Это
заметил еще Ч. Дарвин; и он доказывал, что упражнение нашими домашними животными
некоторых органов увеличило размеры этих последних, а отсутствие упражнений, наоборот,
их   уменьшило.   Профессор   Е.   А.   Богданов   описывает   следующие   опыты,   проведенные
Берберихом.   Он   взял   две   группы   щенят.   Одна   группа   у   него   несколько   месяцев
систематически   работала   ежедневно   по   нескольку   часов   на   приводе,   а   другая   группа
содержалась   в   покое.   Щенята   первой   группы   выросли   фолее   высокими   и   с   большим
обхватом груди, чем щенята второй группы, хотя последние и превосходили первых по весу.
У работавших щенят вес мускулов, сердца, легких, печени и почек оказался ббльшим, чем у
щенят,   содержавшихся   в   покое.   Эти   опыты   достаточно   ясно   показывают,   какое   значение
имеет физическое развитие щенка. Средствами его являются содержание щенка на воздухе,
приучение переносить любую погоду, хорошее кормление, уход за кожей, тренировка мышц и
органов движения. О том что щенят надо возможно раньше содержать в выгуле и хорошо
кормить,  было уже   сказано.  Большое  значение  для закаливания  щенка  имеет  уход  за  его
кожей. Солнце, воздухвода и чистка улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему
облегчают регулирование температуры тела и делают организм щенка более устойчивым к
заболеваниям. Особое внимание необходимо уделять тренировке мышц и органов Движения.
Как только щенята начинают уверенно передвигаться на ногах, надо предпринимать с ними
специальные прогулки, постепенно удлиняя и усложняя их.

До   отъема   щенят   выводят   на   прогулку   вместе   с   сукой   и   для   прогулки   выбирают

огороженное   спокойное   место.   Продолжительность   прогулки   начинают   с   15   минут   и
постепенно доводят до получаса. Таких прогулок совершают со щенятами не меньше твех в
день.   Передвигаться   вначале   надо   медленно,   следя   за   тем,   чтобы   щенята   не   утомлялись.
После того, как щенята привыкнут к прогулкам, следует отходить от щенят на несколько
шагов   и   подзывать   суку   командой   «ко   мне».   Вместе   с   сукой   устремляются   и   щенята,
совершая более быстрые движения и усваивая одновременно команду.

После отъема прогулки со щенятами усложняют. Количество их остается то же (три

раза в день), но длительность каждой постепенно увеличивают и доводят к трем месяцам до
часа   Для   того   чтобы   щенята   в   промежутках   между   прогулками   больше   резвились   и
двигались, в выгулах, где шх содержат, устраивают невысокие барьеры (от 10 до 20 см),
качающуюся   доску,   натягивают   веревку   с   подвешенными   тряпками,   имеют   небольшой
резиновый мяч, большие твердые кости и т. д.

С   двухмесячного   возраста   прогулки   со   щенятами   начинают   проводить   вне

огороженного места и постепенно приучают их к разной обстановке. Во время прогулок
затевают   игры   со   щенятами   при   помощи   мяча   или   тряпки,   заставляя   щенят   бегать   и
резвиться. Это способствует укреплению костно-мышечной системы и развивает у щенят
подвижность и ловкость.

С трех месяцев прогулки сокращают до двух в день длительностью по часу каждая.

Прогулки   с   этого   времени   удлиняют,   во   время   прогулок   щенят   заставляют   преодолевать
неглубокие канавы, небольшие возвышенности, кустарники и т. д. При этом увлекают щенят
личным примером и ободряющим позывом, а если требуется, то и помощью на первое время.
С этого периода раз в день начинают заниматься со щенятами в специальном тренировочном
городке, приучая их к преодолеванию невысокой лестницы, невысокого забора, к переходу по
доске через неглубокую канаву и т. д. (рис. 199).

Рис. 199. Предметы оборудования щенячьего городка

С   четырех   месяцев   прогулки   усложняют.   В   это   время   щенят   начинают   приучать   к

аппортировке, хватке, преодолеванию более строгой лестницы и более высокого забора, бума
высотой 0,5 м. Если позволяет погода, щенят обучают плавать. До трех месяцев прогулки
проводят со всем пометом. С трех месяцев на прогулку выводят одновременно не больше
трех, а с четырехмесячного возраста — не больше двух щенят. С пятимесячного возраста
щенят на прогулку выводят на поводках.

Признаками   здорового   состояния   и   нормального   развития   щенка   служат   его

жизнерадостность, игривое состояние и проявление интереса к окружающему, правильное
прибавление   в   весе,   состояние   наружных   покровов   и   костно-мышечной   системы   и
правильное прорезывание и смена зубов.

Кожа щенка должна быть упругой, мышцы не вялые, костяк без искривлений и других

следов рахита.

К  21 дню  у нормально  развивающегося  щенка  должны   появиться  молочные  клыки,

верхние   резцы   и   четвертый   нижний   премоляр.   К   28   дню   должны   прорезаться   молочные
нижние резцы, четвертый верхний премоляр и оба третьи премоляры. К четырем месяцам у
щенка должны быть все молочные зубы и, кроме того, должны появиться постоянные — оба
первые   премоляра   и   оба   первые   моляра.   В   2,5   месяца   все   молочные   резцы   заменяются
постоянными.   К   пяти   месяцам   заменяются   постоянными   клыки   и   верхний   четвертый
премоляр и прорезывается второй нижний постоянный моляр. К шести месяцам у щенка
имеются все постоянные зубы, кроме обоих трех моляров. К семи месяцам появляются и
последние.

8. Воспитание служебных качеств у щенят

С первых же дней рождения щенок подвергается воздействию многочисленных явлений

окружающей   среды   и   начинает   реагировать   на   них.   Щенок   рождается   с   ограниченным
числом   готовых   основных   реакций,   выработанных   у   его   предков   под   влиянием   долго
действовавших   условий   существования.   Большинство   реакций,   управляющих   поведением
щенка,   вырабатывается   у   него   в   процессе   индивидуальной   жизни.   Эти   реакции   имеют

приспособленческий   характер   и   цель   их   —   обеспечить   наиболее   благоприятное
взаимоотношение щенка с условиями среды.

То, что мы называем полезными навыками, развивается у щенка, главным образом, в

результате   его   жизненного   опыта,   который   он   начинает   приобретать   с   раннего   возраста.
Управляет поведением щенка центральная нервная система. Она развивается вместе со всем
организмом щенка и в ее развитии отмечаются отдельные этапы, во время которых у щенка
наблюдаются те или иные преимущественные взаимоотношения со средой. Без учета этих
этапов   нельзя   правильно   воздействовать   на   нервную   систему,   нельзя   добиться,   чтобы   из
щенка выросла собака с положительными особенностями поведения.

В первые 10–15 дней после рождения, когда щенят содержат под сукой, вдали от шума,

они слепы и глухи, и влияние окружающей среды на их нервную систему минимально. В это
время в поведении щенка преобладает врожденный пищевой инстинкт: движение к соскам,
нахождение   их   и   сосание.   Организованное   воздействие   в   этот   период   должно   быть
направлено   к   удовлетворению   пищевого   инстинкта,   очень   важного   для   роста   щенка,   и   к
устранению других резких влияний на него. Основная забота должна заключаться в том,
чтобы у суки было достаточно молока и чтобы она со щенятами содержалась в надлежащих
гигиенических условиях.

Как   только   щенята   начинают   видеть,   слышать   и   самостоятельно   передвигаться,

воздействие   на   них   среды   становится   многообразнее.   Новые   ощущения:   зрительные,
слуховые и связанные с передвижением тела приводят к преимущественному развитию у
щенят   сложного   оборонительного   рефлекса.   Это   очень   ответственный   период   и   задача
организованного   воздействия   в   это   время   состоит   в   том,   чтобы   знакомство   со   средой
развивалось у щенят постепенно, от простых явлений к сложным, от слабых раздражителей
нервной   системы   к   более   сильным.   Ввод   новых   впечатлений,   большое   число   их,
действующих одновременно, а также сильные раздражения уже в этот период могут вызвать
пассивную   форму   оборонительной   реакции   и   способствовать   дальнейшему   развитию
трусости.

С отъемом от суки знакомство щенят со средой расширяется, становится многообразнее

и   воздействие   среды   на   нервную   систему.   В   это   время   на   первый   план   в   качестве
преобладающей   выступает   ориентировочная   реакция.   Сталкиваясь   с   новым   для   него
раздражителем,   щенок   прежде   всего   реагирует   на   него   задержкой   или   прекращением
деятельности, а затем либо начинает двигаться к раздражителю, либо уходить от него. В это
время   отвлекаемость   щенка   наиболее   велика,   причем   каждое   отвлечение   может
подействовать   на   него   запугивающе   или   вселять   уверенность   в   безвредности.
Организованное   воздействие   в   этот   период   должно   быть   направлено   к   тому,   чтобы
постепенно обогащать жизненный опыт щенка, убеждать его в безвредности явлений среды,
воспитывать уверенность. Этот период, как и предыдущий, очень важен для формирования
из щенка смелой или трусливой собаки, и это надо учитывать. На биологической станции
академика И. П. Павлова проделан был такой опыт. Два помета щенят поставлены были с
отъема в разные условия. Одних щенят выращивали на свободе, а других — в клетках без
общения с внешним миром. Первые выросли смелыми и активными, а вторые — пугливыми
и с большой реакцией торможения к внешним явлениям.

С приближением периода полового созревания в качестве преобладающей реакции у

щенка начинает выступать половой инстинкт. Поведение щенка становится неустойчивым, и
он под влиянием полового инстинкта может утратить выработанные ранее рефлексы. Задача
организованного   воздействия   в   этот   период   должна   заключаться   в   том,   чтобы   подавить
влияние полового инстинкта и не дать щенку утратить привитые ему полезные рефлексы.

До отъема воздействие на нервную систему щенят облегчается содержанием их вместе

с сукой, от которой щенята в известной степени усваивают реакции на те или иные явления.

После  отъема  работа  со  щенятами  становится  более  сложной.  Основным  средством

приучения   щенят   правильно   реагировать   на   многообразные   явления   окружающего   мира
служат прогулки.

С двухмесячного возраста прогулки со щенятами начинают совершать не в укромных, а

в более шумных местах, приучая их постепенно к раздражителям, которых они раньше не
знали. Сначала приучают спокойно реагировать на появление людей, животных и птиц. Если
щенята   пугаются   какого-либо   явления   или   склонны   неправильно   реагировать   на   йего,
например преследовать птиц, щенят надо успокоить и продолжать с ними прогулку. С этого
же периода щенят начинают приучать к командам: «ко мне» и «хорошо». Команду «ко мне»
щенята уже слыхали во время прогулок с сукой. Сейчас эту команду произносят каждый раз,
когда приносят корм щенятам. Когда последние удвоят команду, их начинают подзывать во
время прогулок, несколько отойдя от них. Исполнение команды поощряют дачей лакомства и
ласковым   повторением   «хорошо»,   «хорошо».   Частые   повторения   приводят   к   усвоению
команды.

До трехмесячного возраста работу проводят одновременно со всем пометом щенят. С

трех месяцев переходят на индивидуальную работу с каждым щенком. В условиях питомника
трехмесячных щенят делят на группы по два-три в каждой, с расчетом, чтобы в группе были
щенки,   однородные   по   физическому   состоянию.   Каждую   группу   переводят   в   отдельный
выгул. В семь месяцев щенята должны быть разделены и по полу.

С   трехмесячного   возраста   со   щенятами   во   время   прогулок   начинают   заходить

постепенно в более шумные места с тем, чтобы они могли ознакомиться с трамвайным и
автомобильным движением, разными шумами, запахами и световыми раздражителями. При
этом внимательно следят за поведением щенят, и если они проявляют боязнь, необходимо их
успокоить голосом, огладить, дать лакомство, словом, отвлечь от испугавшего раздражителя,
убедить в его безвредности, а назавтра снова познакомить с ним. В этот же период щенка
начинают приучать к кличке. Выбрав короткую кличку, начинают произносить ее каждый
раз, когда подзывают щепка или делают щенку что-либо приятное: гладят, дают лакомство
или приносят корм. Систематическое произношение клички приводит к довольно скорому
усвоению ее щенком.

С   четырехмесячного   возраста   щенка   начинают   приучать   к   ошейнику,   поводку,

аппортировке и отыскиванию вожатого и к команде «гуляй». Чтобы приучить к ошейнику,
предварительно дают щенку ознакомиться с ним. Для этого выбирают легкий и не тесный
ошейник   и   дают   щенку   поиграть   с   ним,   подержать   в   зубах,   потрепать,   чтобы   щенок   не
боялся.   Надевают   ошейник   обычно   перед   кормлением.   Затеяв   игру   со   щенком,   ловко   и
незаметно надевают на него ошейник, ласкают и тут же приближают к пище, чтобы отвлечь
щенка от нового для него ощущения. Ошейник, в зависимости от поведения щенка, снимают
немедленно или через несколько минут, а через некоторое время надевают вновь. В течение
дня так поступают несколько раз, постепенно удлиняя время между надеванием и снятием
ошейника. Как только щенок привыкнет к ошейнику, последний надевают на целый день и
снимают только на ночь, чтобы он не натирал щенку шею, а также для того, чтобы другие
щенята его не грызли.

После того, как щенок окончательно привыкнет к ошейнику, его начинают приучать к

поводку. Выбрав длинный веревочный поводок, дают щенку несколько раз поиграть с ним, а
дня через два затевают со щенком игру, во время которой поводок пристегивают к ошейнику.
Игру стараются продлить и дают щенку побегать с волочащимся поводком. Брать в руки
поводок вначале нельзя, чтобы не дать почувствовать щенку ограничение свободы. После
того как щенок немного побегает с поводком, последний снимают, через некоторое время
пристегивают  снова, и  так поступают  несколько  дней. Когда щенок перестанет обращать
внимание на новодок, последний берут в руки и, не натягивая, пробуют побудить щенка при
помощи игры и лакомства следовать за собой. Поводок постепенно укорачивают. Главное,
чего надо остерегаться, это резких движений и рывков при этом. Когда щенок привыкнет к
движению   на   поводке   в   одиночку,   его   начинают   приучать   к   совместному   движению   на
поводке с другими щенятами.

При   приучении   к   аппортировке   используют   инстинкт   схватывания.   Берут   гладкую,

легкую,   мягкую   и   не   толстую   палочку   длиною   15–20 см   и,   играя   со   щенком,   начинают

помахивать ею с целью вызвать у щенка стремление схватить палочку. При этом все время
повторяют слово «аппорт». Как только щенок схватит палочку, ее выпускают из рук, а щенка
ласкают и дают ему лакомство. Как только щенок привыкнет по слову «аппорт» вырывать
палочку из рук, переходят к следующему этапу. Подразнив щенка палочкой, бросают ее на
недалекое расстояние, повторяя слово «аппорт» и сопровождая это слово движением руки в
сторону палочки. Цель — побудить щенка броситься вперед и схватить аппорт. Если щенок
это   выполняет,   его   подзывают,   ласкают   и   дают   лакомство.   Приучение   к   аппорту   следует
вести медленно и с большим терпением. Аппорт не должен вызывать у щенка неприятных
ощущений. Занятия со щенком надо вести в обстановке, где щенок не мог бы отвлекаться.

Чтобы развить у щенка заинтересованность к поиску, владелец или вожатый прячется

во   время   прогулки   с   ним   и   подзывает   щенка   голосом,   а   после   того,   как   щенок   найдет
вожатого, он ласкает щенка и дает ему лакомство. Когда щенок приучится к аппортировке,
аппорт   бросают   в   густую   траву   или   в   кусты   и   побуждают   щенка   найти   его.   Каждое
выполнение поощряют лаской и дачей лакомства.

К   команде   «гуляй»   щенка   приучают   следующим   образом.   Выпуская   его   из   выгула,

ласково произносят «гуляй» и одновременно делают движение рукой вперед или в сторону,
побуждая   щенка   отбежать   от   себя.   Во   время   прогулки   поступают   так   же   и   при   этом
предварительно освобождают щенка от поводка, если ведут на нем. После команды «гуляй»
обязательно должна следовать команда «ко мне».

В возрасте пяти месяцев у щенка начинают понемногу развивать хватку, смелость. На

прогулку его выводят только на поводке. Приучение к хватке ведется при помощи тряпки.
Помахивая тряпкой перед щенком, побуждают его схватить тряпку и вырвать ее. При этом
надо помнить, что сопротивление такой попытке должно быть слабым, чтобы оно не вызвало
неприятного   ощущения   у   щенка,   тем   более,   что   челюсти   его   в   это   время   очень
чувствительны   из-за   смены   зубов.   Каждое   вырывание   тряпки   щенком   надо   поощрять.
Сопротивление   вырыванию   тряпки   постепенно   усиливают.   У   щенка   в   связи   с   этим
усиливается хватка и развивается злоба.

Смелость у щенка развивают поощрением наступления его па помощников. При этом

надо помнить, что отступление человека стимулирует наступательные реакции у щенка, в то
время как резкое наступление человека, особенно с палкой, может вызвать бегство щенка,
которое потом очень трудно выправить.

Развитию смелости способствуют также периодическое возбуждение щенка шорохами

и движением, производимыми в ночное время, а также попытками посторонних отнять пищу.
Помощник, когда щенок подымает лай, должен убегать. На лай выходит владелец щенка или
вожатый, который оглаживает щенка, произносит команду «хорошо» и дает лакомство.

Развитие   смелости   требует   большой   осторожности,   чтобы   не   вызывать   у   щенка

нервных срывов в сторону торможения или чрезмерного возбуждения. Поэтому надо следить
за тем, чтобы наступательные движения помощника не были слишком сильными, а чтобы
наступление щенка всегда вызывало отступление помощника и т. д.

9. Предварительная дрессировка (воспитание) щенка

По   достижении   щенком   5-месячного   возраста   следует   переходить   постепенно   к

воспитанию у него навыков, полезных для будущей дрессировки.

В сочетании с хорошо организованным кормлением, уходом и содержанием правильное

воспитание щенка обеспечит ему наличие качеств, необходимых для служебной собаки.

В процессе воспитания у щенков не только вырабатываются определенные навыки, но и

развиваются полезные качества поведения (сложно-безусловные рефлексы, инстинкты). Эти
качества   воспитываются   путем   целого   ряда   специальных   приемов   дрессировки
применительно к возрасту щенка, с учетом его физических и типологических особенностей,
связанных с возрастом.

Молодая   собака,   поступающая   в   дрессировку,   должна   иметь   не   только   хороший

экстерьер,   но   быть   обязательно   физически   полноценной   и,   что   особенно   важно,   иметь
нервную   систему   сильного   типа   —   с   нормальной   сменой   процессов   возбуждения   и
торможения и с отсутствием нежелательных связей.

Дрессировка   собак,   не   пригодных   для   служебного   использования   по   своим

топологическим и физическим качествам, — это бесцельная трата времени и средств.

Основным принципом при воспитании у собаки полезных качеств является создание

таких условий окружающей среды, которые прочно образуют полезные и необходимые для
служебной собаки условные рефлексы и комплексы их, обеспечивают угасание ненужных
условных рефлексов и развивают полезные инстинкты. «Перевоспитать» взрослую собаку —
неблагодарная работа. Изменить поведение в желательном нам направлении у молодых собак
можно сравнительно легко.

Нельзя,   однако,   допускать   случайного   влияния   условий   окружающей   среды.   При

домашнем   воспитании   у   служебных   собак   часто   затормаживаются   полезные   рефлексы.
Например, допущение поглаживания и ласки щенка всеми приходящими в квартиру хозяина
воспитывают доверие к посторонним, что вредно для дрессировки сторожевой и розыскной
собаки.

Дрессировка (воспитание) щенка должно проводиться строго организованно.
Лучшим средством воспитания у щенка полезных рефлексов является игра и общение

щенка со всеми раздражителями, которые могут встретиться при дрессировке и в работе
служебной собаки. Однако было бы ошибочно думать, что дрессировку щенка можно толька
ограничить игрой.

Щенка надо приучить к ошейнику, поводку, аппортировке и т. п. Со щенком, достигшим

пятимесячного   возраста,   следует   проводить   ежедневные  прогулки   по  2–3   часа.   Во  время
прогулок щенок постепенно приучается к новым раздражителям.

В   основу  занятий   по   воспитанию   щенков  следует   положить   приемы,   изложенные   в

разделе «Методы и приемы дрессировки», придерживаясь той же последовательности.

Начинать   надо   также   с   приучения   к   кличке,   ошейнику,   поводку.   Затем   приучать   к

подзыву, аппортировке и т. д. (рис. 200).

Рис. 200. Приучение к аппорту

В результате предварительной дрессировки (воспитания) молодая собака должна быть

приучена   к   тому,   чтобы   не   пугаться   выстрелов,   ударов,   не   бояться   темноты,   проявлять
необходимую злобность при нападении на нее, быть заинтересованной в аппортировке, уметь
ходить рядом на поводке, быть физически выносливой.

Воспитать у щенка сильный тип высшей нервной деятельности с нормальной сменой

процессов возбуждения и торможения — главная задача дрессировщика.

При   воспитании   щенка   особое   внимание   должно   быть   уделено   правильному

построению   приемов.   Неправильное   построение   приемов   предварительной   дрессировки

неизбежно   приводит   к   нервным   срывам,   торможению   или   чрезмерному   возбуждению
нервной системы — к образованию у щенков «нежелательных связей», исправить которые в
большинстве случаев не удается.

Для предупреждения этого все приемы, направленные на развитие у щенка активно-

оборонительных рефлексов (смелости, злобности, хватки и т. д.), надо строить так, чтобы
посторонние для щенка люди, дразнящие его, не делали резких наступательных движений, не
применяли сильных звуковых или световых эффектов, а отступали перед ним с тем, чтобы
щенок всегда оставался как бы «победителем».

Помощник, дразнящий щенков, подразнив, должен убегать. На лай привязанного или

находящегося в клетке щенка должен появляться дрессировщик, выращивающий щенка, и
поощрять его оглаживанием, командой «хорошо» и дачей лакомства.

Не более двух раз в неделю необходимо инсценировать отнятие у щенков пищи или

лакомства посторонним человеком, который, сделав это, должен убегать. В этом случае надо
делать так, чтобы щенки преследовали убегающего, настигали его и «отнимали» лакомство
или пищу, аппорт и т. п.

Воспитывать   у   щенков   необходимые   для   служебной   собаки   качества   надо

систематически в процессе их игры с аппортом, костью или тряпкой, во время ежедневного
выгуливания   в   различной   обстановке,   а   также   путем   воздействия   на   нервную   систему
различных   раздражителей   в   вечернее   и   ночное   время   (шорохов,   движений   посторонних
людей и пр.).

Выгуливают щенков на поводках, освобождая от поводков лишь там, где позволяют

условия.   Прогулки   следует   устраивать   в   местах,   где   могут   встречаться   различные
раздражители, люди, животные и пр. На прогулку следует выходить с каждым щенком в
отдельности.

С пяти месяцев щенков начинают приучать к перевозке на автомашине.
К перевозке на автомашине щенки приучаются постепенно. Вначале щенка подзывают

к стоящей грузовой автомашине, лакомством или игрой завлекают на платформу (в кузов)
автомашины,   затем   отзывают   обратно   по   трапу   (ширина   трапа   должна   быть   40–50 см   с
поперечными рейками через каждые 12–15 см длиной в 2,5 м), положенному одним концом
на землю. Так проделывают в течение 3–4 дней, затем усложняют упражнение: на несколько
минут   снимают   трап,   закрывают   борт,   включают   мотор,   медленно   пускают   автомашину,
постепенно увеличивая скорость движения. Во время приучения к перевозке на автомашине
дрессировщик должен находиться вместе со щенком в кузове, следить за поведением щенка и
поощрять его дачей лакомства и лаской. Когда щенок привыкнет к автомашине, его приучают
прыгать на платформу автомашины (с открытым бортом) по команде «ко мне» или «вперед».

Обычно через 5–10 дней щенки привыкают к перевозкам на автомашине. В дальнейшем

их надо сажать на автомашину 1–2 раза в неделю, на 10–20 минут.

С шестимесячного возраста должны постепенно, с учетом в каждом отдельном случае

типа   ВНД   щенка,   вводиться   дисциплинирующие   приемы;   подзыв   с   аппортом,   хождение
рядом, причем переход от игры к дисциплине производят постепенно и незаметно для щенка.
В этот период необходимо особенно внимательно следить за правильной интонацией команд
поощрения и запрещения. Следует начать заниматься и такими приемами, как преодоление
препятствий — прыжки, хождение по внутренним лестницам дома и т. д.

С семимесячного возраста надо начинать развивать хватку; это делают так: помощник

дразнит щенка тряпкой и затем убегает, щенок преследует и отнимает тряпку. Чтобы щенок
не потерял интереса к хватке и чтобы не развить у него чрезмерной злобы, такой прием
следует практиковать не более двух раз в неделю.

Лучший   метод   вызова   у   щенка   хватки   —   это   легкое   вытягивание   (необходимо

учитывать, что в пяти-шестимесячном возрасте у щенков происходит смена зубов) из пасти
щенка уже схваченной им тряпки самим дрессировщиком.

Развить   необходимую   злобу   у   щенков   можно   разными   методами:   отнятием   корма,

нападением на хозяина посторонними лицами, подразниванием привязанных щенков.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  49  50  51  52   ..