Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 39

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 39

 

 

Для  предотвращения  ошибок  (по  передрессировке)  надо  четко  планировать занятия,

чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.

Если   собака   отказывается   от   работы   в   результате   передрессировки,   можно

рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2–3 недели, с постепенным
вводом упражнений после отдыха 2–3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1-lVa
месяцев).

Неправильное   использование   раздражителей.    Непродуманное   использование

раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.

Неправильное   сочетание   условных   и   безусловных   раздражителей.    Начинающие

дрессировщики   при   воспитании   условных   рефлексов   часто   неправильно   пользуются
условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании
условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные
рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли
пищевого   порядка.   Если   же   условный   раздражитель   применяют   после   безусловного,   то
обычно условный рефлекс не вырабатывается.

Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика

применить   раньше   подачи   команды   «рядом»,   условный   рефлекс   на   команду   «рядом»   не
выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на
различные жесты.

Например,   если   команду   «сидеть»   подавать   ранее   соответствующего   жеста,   то

условный рефлекс  на  жест  не  вырабатывается.  Начинающие  дрессировщики  в результате
излишней поспешности часто совершают эту ошибку.

Неправильное   пользование   интонацией   голоса.    Большой   ошибкой   будет   также

неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и
той   же   интонации,   без   учета   поведения   собаки,   злоупотребление   подачей   команды   в
угрожающей   интонации   и   т. д.   В   результате   интонация   голоса   в   командах   теряет   свое
значение   как   вспомогательный   раздражитель,   усиливающий   действие   команды.   Чтобы   не
допустить   этого,   дрессировщик   должен   внимательно   наблюдать   за   поведением   собаки   и
умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным
раздражителем).

Неправильное   использование   команды   «фу».    Неопытные   дрессировщики   часто

применяют команду «фу» по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на
нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.

Вместо команды «фу» во многих случаях с успехом можно подать другую команду,

например:

1) при   занятиях   по   укладке   собака   самостоятельно   пытается   встать;   неопытный

дрессировщик применяет в таких случаях команду «фу». Это неверно. Надо произносить
команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям,
когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;

2) прорабатывая   след,   собака   отвлеклась.   В   данном   случае   команда   «фу»   может

затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда «след» с угрожающей
интонацией.

При   контрольной   выборке   вещей   неопытные   дрессировщики   по   невнимательности

часто   путают   искомый   предмет   с   другим   и   при   попытке   собаки   взять   требуемую   вещь
подают   команду   запрещения.   Такие   действия   тормозят   стремление   собаки   к   правильной
выборке.

Аналогичные   ошибки   допускают   и   при   проработке   контрольных   следов,   когда

проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят
собаку.

Команду «фу» целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую

на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.

Неправильное пользование командой.  У молодых дрессировщиков часто встречается

вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя
такой   дрессировщик   воспитывает   у   собаки   навык   выполнения   приема   только   после
неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду «лежать», но она
не   выполняет   приема,   будучи   чем-то   отвлечепа,   а   повторную   команду   «лежать»
дрессировщик   не   связывает   с   принуждением.   Такой   метод   не   может   воспитать   у   собаки
безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.

Неуместное   пользование   парфорсом    (строгий   ошейник).   Многие   дрессировщики

имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом
—   одна   из   крайних   мер   принуждения,   сочетающегося   обязательно   с   соответствующей
командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль

парфорса как принудительного фактора снижается.

Злоупотребление дачей «лакомства».   В дрессировке служебных собак лакомство не

является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не
следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка.
Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на
поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.

Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей

интонацией и командой «хорошо». Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на
интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.

Сталкивание процессов возбуждения и торможения.   Сталкивание одинаковых по

силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-
рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.

Отрабатывая   «задержание   убегающего»,   дрессировщик,   желая   отшлифовать   навык,

чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает
команду запрещения «фу», сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова
натравливает   собаку,   подавая   команду   «фасс».   Резкая   смена   возбуждения   и   торможения,
особенно   у   животных   со   слабыми   и   малоподвижными   раздражительными   и   тормозными
процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.

Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением

сильных   средств   принуждения   при   ошибках;   злоупотребление   выдержкой   на   брошенный
предмет   при   ярко   выраженном   стремлении   собаки   в   аппортировке;   дача   невыполнимых
заданий   по   преодолеванию  препятствий   и  другие   подобные   ошибки   нервируют   собаку   и
могут   привести   к   срыву   в   сторону   возбуждения   или   торможения   нервной   деятельности
собаки в зависимости от типа.

Недооценка  значения  прочих раздражителей.   Обстановка,  и которой  дрессируют

собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.

Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику

следа   на   глазах   у   собаки.   На   конечной   точке,   после   проработки   следа,   сразу   же   собаку
привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу.
Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты,
как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней
иногда и рывок поводка.

Отрицательно   действует   на   собаку   и   то,   когда   дрессировщик   обращается   с

обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу,
а отпускает на глазах собаки.

Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей

недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и
жестов,   неумелое   пользование   контрастными   интонациями,   скупость   в   поощрениях,
неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.

Нежелательные   связи   у   дрессируемой   собаки.    Наиболее   частое   последствие

перечисленных   выше   ошибок   дрессировщиков   —   появление   у   собак   так   называемых
«нежелательных   связей».   Внешним   показателем   ошибочных   действий   дрессировщика
является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо
нежелательную   связь   или   же   совсем   отказывается   от   выполнения   команд   или   жестов,
проявляя   при   этом   слишком   возбужденное   или,   наоборот,   тормозное   состояние.
Нежелательные   связи   —   это   условные   рефлексы,   возникшие   у   собаки   помимо   желания
дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов,
может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик
должен   уметь   предотвратить   образование   нежелательных   связей   и   знать   методы   их
устранения.

Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.
Нежелательные   связи   при   постоянной   последовательности   приемов. 

  Если

дрессировщик  несколько  дней  подряд  во  время занятия,  усадив собаку,  потребует  от  нее
«голос»,   затем   уложит   ее,   а   потом   усадит,   то   примерно   на   3–5   день,   услышав   команду
«голос», собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если
дрессировщик   каждое   занятие   с   собакой   будет   проводить   в   одной   и   той   же
последовательности,   у   собаки   прочно   закрепится   постоянная   последовательность
выполнения   отдельных   действий,   т. е.   образуется   «стереотип».   Услышав   первую   команду,
собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от
подаваемых в дальнейшем команд и жестов.

Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают

ей   сначала   команду   «сидеть»,   а   затем   уже   «лежать»,   воспитывая   этим   самым   связь   на
определенный порядок выполнения действий.

Надо   приучить   собак   и   требовать   от   них   выполнения   команд   в   разной

последовательности. Укладывая из положения «стоять» или заставляя ползти из положения
«стоять»   или   «сидеть»,   надо   делать   паузы   (выдержки)   между   приемами.   Это   будет
шлифовать четкость выполнения действий.

В   дрессировке   не   должно   быть   места   шаблону.   Нельзя   занятия   превращать   в

ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной
очередности.

Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой «ко

мне», не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки
—   звуковая   команда   «лежать»   сопровождается   подъемом   руки,   а   не   опусканием   ее.   В
результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку,
садится, ложится или подбегает к нему.

При   обучении   преодолению   препятствий   возникает   нежелательная   связь   на

обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.

Иногда   приходится   наблюдать,   как   собака   по   команде   проводника   «вперед»

преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на
последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень,
взбирается по лестнице и т. д.

При   следовой   работе   обычно   всегда   к   ошейнику   собаки   пристегивают   длинный

поводок,   затем   усаживают   ее   перед   исходной   точкой,   а   после   этого   следует   осмотр
дрессировщиком   места;   все   это,   повторяемое   неоднократно,   воспитывает   у   собаки
нежелательные связи — уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии,
что вредно для работы по следу.

Чтобы   предотвратить   возможность   возникновения   таких   нежелательных   связей,

необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2–3 минут перед взятием препятствия (в
положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например,
собака ждет команды «барьер», но звучит спокойный голос дрессировщика «рядом», и собаку
отводят для дрессировки другим приемам.

Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу

и   на   обратный   прыжок   при   преодолении   препятствия.   После   нескольких   подобных
упражнений   нежелательный   условный   рефлекс   угаснет,   и   собака   будет   четко   выполнять
требования той команды, которая ей подана.

Умелое   сочетание   и   чередование   последовательности   приемов,   воспитание   у   собак

выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.

Нежелательные   связи   на   обстановку.    Если   собака   при   обыске   одного   и   того   же

участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах
укрывшегося   помощника   или   спрятанные   вещи,   то   она   в   последующем,   не   производя
обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.

Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов

в   одной   и   той   же   местности   или   при   прокладке   следов   с   конечной   точкой   у   отдельно
стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.

Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста

или   другого   какого-либо   выделяющегося   укрытия,   у   собаки   обязательно   возникнет
нежелательная   связь   на   вид   этих   предметов.   Вид   дерева,   куста   приобретет   для   собаки
значение   определенных   условных   раздражителей,   и   собака   будет   стремиться   искать
помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.

При   прокладке   следов   по   снежной   целине   в   зимнее   время   собаки   увязывают

обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно
не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.

Чтобы   предотвратить   такую   нежелательную   связь,   надо   в   зимнее   время   проводить

занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и
веерную выборку следов.

Для   собак   со   стойкой   нежелательной   связью   па   отпечатки   ног   рекомендуется

прокладывать   контрольные   следы   небольшой   давности   на   территории,   где   имеются
отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.

Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.
Малоопытные   дрессировщики   часто   заставляют   помощников   при   прокладке

контрольных  следов   оставлять  ясно   видимые  условные  знаки   в виде  воткнутых  в землю
палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь
на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.

Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи — постоянная смена

участков   занятий,   мест   укрытия   помощников,   прокладка   следов   в   разных   направлениях,
параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.

Нежелательные   связи   на   команды.    У   некоторых   дрессировщиков   имеется   вредная

привычка часто повторять во время работы команду «след». При частом повторении команда
«след» по существу превращается в сигнал «вперед» даже при утере разыскиваемого запаха.

При выборке вещей и человека частое повторение команды «нюхай» служит сигналом

для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает
это, как «брать нельзя, иди дальше».

Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки

следует подкреплять командой «хорошо».

Нежелательная   связь   на   поведение   дрессировщика.    При   проработке   углов   иа

контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление  темпа  движения
дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении
поводка,   не   принюхиваясь   к   следу,   поворачивает   в   сторону.   Для   устранения   этого
рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и
самостоятельного   определения   направления   следа.   Полезно   при   проработке   следа   между
углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп
движения.

Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по

следу   нежелательная   связь   обязательного   поворота   на   углу   в   одну   какую-либо   сторону.
Форму   углов   (прямой,   тупой,   острый)   и   направление   их   (вправо,   влево)   надо   постоянно
изменять в различных вариантах.

Нежелательная связь на время суток.   Занятия в одни и те же часы, как это часто

практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода
на   занятия,   еще   до   появления   дрессировщика,   собаки   приходят   в  суетливо-возбужденное
состояние.   К   проработке   следа   или   обыску   местности   в   необычное   для   них   время   они
проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в
работе следует проводить занятия в разное время суток.

Нежелательные связи при выборке.   Причинами часто встречающихся нежелательных

связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки
или   построения   группы   людей;   постоянство   формы   предметов,   места   и   выбираемого
помощника;   ослабление   натянутого   поводка   при   приближении   собаки   к   разыскиваемому
человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным
вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.

Нежелательная связь на дрессировочный костюм.   Она возникает в том случае, если,

например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У
собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет
оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.

Нежелательная   связь   на   постоянного   помощника.    Когда   один   и   тот   же   человек

привлекается   в   качестве   помощника   при   прокладке   следов,   выборке,   обыске   местности,
вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с
запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного
человека   собака   привыкает   четко   диференцировать,   отличая   их   от   других,   похожих
раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится
неспособной находить других людей.

Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а

также   свои   действия,   правильно   определяя   причины   изменения   поведения   собаки.
Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки — результат его ошибок,
необходимо найти и устранить такие ошибки.

Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:
1) изменить   обстановку   занятий,   при   которых   возникла   нежелательная   связь.   Это

исключит   внешние   раздражители,   вызывающие   или   содействующие   проявлению
нежелательной связи,

2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до

угашения условного рефлекса на нежелательную связь.

Это   —  основные   способы   исправления   результатов   ошибочных  действий.   Однако   в

каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать
причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и
основная   задача   дрессировщика   —   не   допускать   ошибочных   действий.   Поэтому   каждый
способ   воздействия   на   собаку,   намечаемый   дрессировщиком,   должен   быть   тщательно   и
всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.

6. Специальное снаряжение для дрессировки собак

Для дрессировки собак необходимо иметь специальное снаряжение. В него входят:
1. Ошейник   кожаный   или   из   прочной   тесьмы,   с   металлической   пряжкой   и   прочно

вделанным металлическим полукольцом. К ошейнику в процессе дрессировки прикрепляется
поводок или цепь (рис. 181).

Рис. 181. Ошейник, поводок, цепь и намордники (глухой и петельный)

2. Парфорс — затяжной ошейник с металлическими шипами. Применяется в особых

случаях дрессировки.

3. Поводки с карабинами: кожаный короткий длиною 2 м и веревочный удлиненный —

10 м (рис. 182).

Рис. 182. Поводок с карабином. Веревка с карабином

4. Намордник открытый или глухой. Намордник требуется применять при выгуливании

собак в местах, где встречаются люди и домашние животные, а также при перевозке собак
(рис. 181 и 183).

Рис. 183. Намордник

5. Металлическая цепь длиною 2 м, на конце цепи пружинистые карабины, посредине

цепи   два   плотных   кольца.   Цепь   предназначена,   главным   образом,   для   привязи   собак
(рис. 181).

6. Шлейка кожаная с пятью пряжками и прочно вделанным полукольцом. Применяется

при подготовке собак к санитарной, караульной и розыскной службам (рис. 186).

7. Дрессировочный костюм из плотного брезента на подкладке с ватой, часто и плотно

простеганной   шпагатом.   Сзади   на   рукавах   и   на   спине   плотно   пришиты   специальные
клапаны. Костюм служит для предохранения помощника дрессировщика от покусов собак во
время дрессировки, особенно в ночное время (рис. 184).

Рис. 184. Дрессировочный костюм

8. Дрессировочный рукав, изготовленный из кожи, с чехлом из брезента (рис. 185).

Рис. 185. Дрессировочный рукав

9. Хлыст   (плетка)   из   прочной   кожи.   Применяется,   главным   образом,   при   выработке

условного рефлекса на запрещающую команду «фу» (рис. 186).

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  37  38  39  40   ..