Твой друг. Сборник по собаководству (Глиер К.Б.) - часть 36

 

  Главная      Учебники - Разные     Твой друг. Сборник по собаководству (Глиер К.Б.) - 1973 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  34  35  36  37   ..

 

 

Твой друг. Сборник по собаководству (Глиер К.Б.) - часть 36

 

 

правильно прием подкрепите лакомством. Выдержка, т. е. время, в течение которого щенок
продолжает сидеть, когда вы отходите, сначала должна быть всего несколько секунд.

Как и все предыдущие приемы, проверяйте выдержку в разных условиях: во дворе, на

улице и т. д. С ростом щенка постепенно будете увеличивать выдержку и расстояние отхода, а
также менять направление вашего отхода. Иногда после отхода подходите к щенку сами и
поощряйте, а иногда подзывайте щенка по команде «Ко мне!» и подкрепляйте его подход
лакомством.

Чем крупнее ваш щенок, тем раньше приходится приучать его к спокойному движению

на поводке рядом с вами. Приблизительно в четыре с половиной — пять месяцев нужно
заменить шлейку, на которой ходил ваш питомец, на обыкновенный ошейник. В это время
практически удержать щенка, идущего на шлейке, очень трудно. Первые несколько дней,
надев ошейник, не пользуйтесь им, а продолжайте водить щенка на шлейке. Убедившись, что
ошейник не раздражает щенка, снимите шлейку и пристегните к ошейнику поводок.

На прогулке, в особенности если вам нужно спускаться по лестнице, давайте команду

«Рядом!»   и   подтягивайте   щенка   к   левой   ноге   каждый   раз,   когда   он   забегает   вперед.
Предварительно (перед подтягиванием) повторите более строгим голосом команду «Рядом!».
Как   только   щенок   поравнялся   с   левой   ногой,   поощрите   его   привычным   и   ласковым
«Хорошо!».

Нельзя приучать щенка мчаться по лестнице скачками. Пока щенок мал, это забавно, но

он   скоро   сделается   крупной   собакой,   а   привычка   мчаться   останется.   Это   может   вызвать
неприятности,   когда  навстречу  вам  будут  идти  дети  или   посторонние  люди,  не  знающие
вашей собаки. Бегущая быстро собака может случайно сбить ребенка, да и просто испугать.

Длительное время спокойно идти у ноги щенок не в состоянии. Периодически надо

дать ему возможность побегать. Если вокруг безопасно (нет транспорта), отпустите его с
поводка и поиграйте с ним. Через несколько минут подзовите щенка знакомой ему командой
«Ко   мне!».   Подбежавшему   щенку   дайте   дополнительную   команду   «Джек,   рядом!».
Одновременно покажите лакомство в правой руке. В момент, когда щенок хочет взять его,
отодвиньте руку себе за спину и переложите лакомство в левую руку. Идя за лакомством,
щенок обойдет вас сзади и окажется у левой ноги. Вновь дайте знакомую команду «Сидеть!»
и   отдайте   лакомство,   когда   щенок   сел   у   левой   ноги.   После   полуминутной   выдержки
отпустите щенка вновь бегать. Повторите прием еще несколько раз, давая лакомство каждый
раз, когда щенок обойдет вас кругом и сядет у левой ноги. Через некоторое время щенок без
дополнительных команд («Рядом!» и «Сидеть!») будет обходить вас и садиться у левой ноги
по команде «Ко мне!». Тогда вы начнете усложнять прием: подозвав щенка, не отпускайте
сразу играть, а дав команду «Рядом!», пройдите 10—20 шагов и лишь после этого отпустите
гулять. Затем, как и все предыдущие приемы, начинайте отрабатывать подзыв с обходом и
движение рядом в новых для щенка местах, постепенно усложняя условия работы. Нужно
добиться безотказного подхода и движения рядом в людных местах, в присутствии других
собак, кошек и т. д.

Любителям,   проживающим   в   многонаселенных   районах,   а   также   связанным   с

транспортом, надо приучать щенка к ношению намордника. Щенки крупных пород очень
рано  начинают   своим  видом  пугать  прохожих.  Люди  думают,   что  это  взрослая   собака,  и
предъявляют претензии к владельцу. Подберите намордник по голове щенка, чтобы он не был
велик.

Надевая   намордник   впервые,   положите   на   дно   кусочек   лакомства.   Засунув   морду,

щенок найдет в наморднике лакомство. Первое время надевайте намордник на несколько
минут   и,   сняв,   давайте   лакомство.   Попытку   сбросить   намордник   прекращайте   знакомой
командой   «Фу!»   или   отвлекающей   «Рядом!»,   «Сидеть!».   Если   надевание   намордника
совпадает с прогулкой, то щенок быстро привыкнет и не будет его снимать.

Не   спешите   начинать   следующий   прием   или   усложнять   его,   если   предыдущий

плохо усвоен. 

ЧТОБЫ ВЫРОС НАДЕЖНЫЙ ДРУГ

Всем хочется, чтобы собака была смелой и преданной, чтобы она, как говорят, шла за

хозяином   в   огонь   и   воду.   Для   этого   щенок   должен   быть   привязан   к   своему   хозяину.
Необходимо тренировать его нервную систему.

С   каждым   днем   жизни   щенка   длительность   прогулок   увеличивается.   Если   малыш,

гуляя с вами, пугается каких-либо предметов или звуков, то нужно подойти с ним к этому
предмету, дать обнюхать, а потом приласкать. Увеличивая и изменяя маршрут прогулок, вы
добьетесь того, что щенок не будет бояться разных раздражителей, шумов, людей и машин.
Следите за поведением щенка и всегда, когда он попадает в трудное положение, спешите ему
на помощь. Во время прогулок приучайте щенка следить за вами и не отходить далеко. Если
играя он убегает далеко, то спрячьтесь за дерево, в подъезд или в другое место, откуда вы
можете наблюдать. Выходите из-за укрытия лишь тогда, когда щенок проявит очень большое
беспокойство   или,   отчаявшись   вас   найти,   побежит   домой.   Выйдя,   подзовите   его   и
обязательно приласкайте. Проделав так несколько раз, вы приучите щенка гулять вблизи, не
увлекаться игрой и следить за вами.

Хорошо помогает физическому развитию щенка игра со сверстниками. Подберите ему

компаньона   для   игр   приблизительно   одного   возраста,   с   равными   физическими   данными
(порода не имеет значения).

Щенки, с которыми вы отпускаете своего питомца играть, должны быть здоровыми.

Следите   за   их   поведением.   Периодически   прерывайте   игру,   подзывая   щенков   к   себе   и
подкрепляя подход лакомством. Если щенки не реагируют на команды, то нужно «убегать» от
них.

Познакомьте своего питомца с городским транспортом. Заводить щенка первый раз в

легковую машину надо при выключенном моторе. Если щенок не идет, зайдите в машину
сами   и   ласково   подзывайте   его   к   себе,   показывая   лакомство.   Помогите   щенку   войти   и
приласкайте,   отдав   лакомство.   После   нескольких   проб   можно   со   щенком   поехать.   Перед
поездкой   не   кормите   его   и   усадите   головой   по   ходу   машины.   Если   щенка   укачивает,   то
высуньте его голову в окно.

Гуляя со щенком, старайтесь ходить в людные места. Там щенок будет встречать много

быстроидущих   людей,   что,  возможно,  вызовет  у  него  страх.  От  страха  некоторые  щенки
поджимают хвост и прячутся в ноги хозяина, другие, наоборот, начинают лаять на всех. Если
щенок на всех лает, то, дав команду «Фу!», быстро начинайте ходить между людьми. Когда
людей много, то щенок, теряясь и не зная, на кого лаять, перестает метаться. Повторяйте
такую прогулку до тех пор, пока щенок не станет безразлично относиться к окружающим
людям.   Если,   очутившись   в   людном   месте,   щенок   очень   боится   и   жмется,   то   проявите
терпение, пока он освоится: огладьте щенка, приласкайте, все время с ним разговаривая.
Звуки ласкового голоса хозяина действуют на щенка успокаивающе. Когда он успокоится,
походите с ним среди людей. Такие прогулки особенно необходимы для тех щенков, которые
живут за городом или в отдельных дворах. В таких случаях владельцы обычно считают, что
щенку достаточно места во дворе, и не ходят с ним гулять. Щенок вырастает трусливым,
боящимся людей, резких звуков и машин. Приучив щенка к людям и машинам, поезжайте с
ним на поезде. Все время наблюдайте за щенком. Всякое проявление тревоги должно быть
замечено. Приласкайте щенка каждый раз, когда он нервничает, и дайте ему лакомство. Не
забывайте  разговаривать со  щенком. Поощряйте  спокойное поведение,  говоря привычные
ему слова «Хорошо, сидеть!» или «Хорошо, лежать!» в зависимости от его позы.

Приучайте щенка гулять в любую погоду — в дождь и холод. Закаливайте его организм.

Тем самым вы вырастите здоровую собаку.

* * *

Если вы взяли щенка из помета, где заводчик перед раздачей щенков не изгнал у них

глистов, то в возрасте  двух-трех  месяцев  нужно его дегельминтизировать. Очень хорошо
действует хеноподиево масло с касторкой (по рецепту ветврача).

Выращивая   щенка,   следите   за   его   здоровьем.   Здоровый   щенок   ест   с   аппетитом,

подвижен. Заметив недомогание щенка, обращайтесь к врачу. Помните, что такие тяжелые
болезни, как чума, иногда протекают легко, владелец замечает лишь тогда, когда начинаются
осложнения, что часто ведет к гибели собаки.

Если вы приобрели щенка служебной породы, не забудьте сразу же после приобретения

зарегистрировать его в клубе служебного собаководства ДОСААФ.

Не жалейте времени и сил на воспитание щенка, это окупится, когда собака вырастет и

станет вашим верным другом. Она доставит вам и членам вашей семьи много радости.

На пограничные заставы 

За   последние   годы   Новосибирский   клуб   служебного   собаководства   ДОСААФ   добился   немалых
успехов   в   своей   работе.   В   этом   прежде   всего   заслуга   энтузиастов-собаководов   подполковника   в
отставке М.А. Бурягина, в прошлом пограничника, ныне возглавляющего на общественных началах
учебно-дрессировочную и селекционную работу, и В.В. Буркалиной — начальника клуба.
Выращиваемые   здесь   восточноевропейские   овчарки   очень   работоспособны   и   выносливы,   легко
поддаются дрессировке.
Недавно   клуб   передал   пограничникам   более   35   овчарок.   Офицер   В.   Фаренюк,   принимавший   их,
сердечно поблагодарил работников и активистов клуба за заботу о пограничниках.
Среди   собак,   отправленных   на   границу, —   Абкар,   Инга,   Рума   и   Цезарь.   Их   подарили   воинам   в
зеленых фуражках юные воспитанники клуба Алеша Косинцев, Толя Иванов, Лена Запорожченко и
Люба Карнаухова.

Р. БРУСНИЧКИНА

ДРУГ — УЧЕБЕ НЕ ПОМЕХА

Из окна школьного кабинета я часто видела белокурого мальчишку в окружении собак.

Это был Саша Федярин со своими четвероногими друзьями. Для Саши большая радость —
возиться с собаками, им он отдавал все свое свободное время.

Саша   мечтал   дрессировать   собак,   готовить   их   к   защите   государственных   границ

Родины. И я знала, что это не пустые слова, это его призвание. Вся наша школа знала, что
Саша смело подойдет к любой незнакомой, самой злой собаке и сразу найдет с ней «общий
язык». В доме, где живет Саша, не раз случалось, что люди оставляли на произвол судьбы
домашних   животных.   Собак   Саша   всегда   подбирал,   работал   с   ними,   приучал   к   новым
кличкам, а потом находил для них новых заботливых хозяев. Саша занимался в клубе юных
собаководов, готовился к будущей любимой профессии. И детское увлечение действительно
стало   для   Саши   профессией.   Ему   вместе   с   собакой   доверена   охрана   государственного
имущества.

Очень правильно, когда любовь к животным воспитывают у ребят с самого раннего

детства. Хорошо, если взрослые своим личным примером пробуждают у детей прекрасные
стремления, любовь к живой природе.

Я   с   особой   теплотой   вспоминаю   одного   из   выпускников   нашей   школы   —   Мишу

Бабушкина. Он поступил в Московский ветеринарный институт. Еще в школе Миша помогал

в   организации   вечеров   с   демонстрацией   собак.   Помню,   что   первую   помощь   животным,
пострадавшим от городского транспорта на нашей улице, оказывал Миша. И я уверена, что
из него получился отличный ветеринарный врач.

Из всего животного мира самым близким и верным другом и помощником человека

является собака. Маленькие дети радостно протягивают ей навстречу ручонки. Во многих
семьях любовно выхаживают, растят и обучают собак и для службы, и просто для радости,
так как преданный, умный пес в доме — это радость. Однако встречаются люди, способные
бездушно швырнуть в собаку камнем, не заметив, что подают дурной пример детям. Они,
очевидно, просто не знают, насколько обязано человечество собаке. Об этом в свое время
говорил академик И.П. Павлов. Многие научные открытия удалось сделать только благодаря
опытам над собаками.

В наших школах, семьях, литературе должны чаще рассказывать детям о том хорошем,

что делала, делает и может сделать собака для человека.

Едва научившись писать, дети под диктовку учителя записывают в тетрадях: «Собака

— друг человека». Еще в младших классах педагог читает ребятишкам рассказы о собаках, о
сложности их обучения, о работе овчарок на границе, о людях, способных обучить животное
так, чтобы оно помогало человеку.

Вспомните, как собаки во время Великой Отечественной войны помогали советским

бойцам, вспомните о полетах Белки и Стрелки в космос. Дети упиваются этими рассказами.

А   однажды   на   пионерском   сборе   отец   шестиклассника   Александр   Васильевич   С.

рассказал, как во время войны служебная собака Гром, исполнявшая обязанности санитара,
спасла   ему   жизнь.   Александр   Васильевич   был   тяжело   ранен,   а   девушка-санитар,
пробиравшаяся к нему под обстрелом, погибла в трех метрах от него. Александр Васильевич
решил, что это — конец. И тут увидел над собой морду собаки. Гром принес ему спасение, а
обучили собаку люди.

Как можно не любить, не жалеть животное с умными, все понимающими глазами?
В народе говорят: «Друзья познаются в беде». Собака еще никогда не оставляла хозяина

в   беде,   и   мы   знаем   множество   примеров,   когда   животные   погибали   сами,   спасая   жизнь
человека.

Как-то на вечере старшеклассников полковник медицинской службы рассказал ребятам,

сколько жизней в дни войны с фашистами спасли собаки — подрывники танков.

С волнением представили все мы эпизод, свидетелем которого был сам полковник.
…На одном из участков фронта под Москвой наши танки вели бой с гитлеровскими.
У фашистов было численное превосходство. Они ринулись вперед. Положение казалось

катастрофическим.   И   тут   навстречу   вражеским   танкам   наши   бойцы   выпустили   хорошо
обученную и тренированную собаку по кличке Орел с вьюком на спине. Собака помчалась
прямо под ближайший танк.

Очевидно, гитлеровцы уже наслышались о наших боевых собаках, и вот колонна их

танков дрогнула и остановилась. Грозные фашистские машины повернули назад. А следом за
ними   мчалась   наша   собака.   Чтобы   она   не   погибла   напрасно,   боец,   проводник   собаки,   с
трудом отозвал ее обратно.

Какой только службы не несет собака! Уважайте ее.

Н. ЗАЙЦЕВ

РЕДКАЯ «ПРОФЕССИЯ»

Однажды в майский жаркий день на киевском стадионе «Динамо» прибывшие сюда

пограничники   показывали   инсценировку   задержания   нарушителя   границы   и   приемы
дрессировки   немецких   (восточноевропейских)   овчарок.   Зрители   увидели   великолепную
работу   розыскных   собак,   подготовленных   прославленными   следопытами   и   опытными
специалистами Александром Смолиным, Василием Шахраем и другими. Но вот появилась
собака,   отличавшаяся   по   виду   от   овчарок.   Это   был   Барм   —   рослая   собака   с   черной

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  34  35  36  37   ..