Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22 

 

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 22

 

 

медленном и среднем темпе

Уменьшение сложности упражнений
Чаще  включать  паузы  отдыха  и  дыхательные  упражнения.  Последние

делать без движения рук и ног ребенка

Раздробить  основной  комплекс,  проводя  его  в  течение  дня  в  2—3

приема

Исходное положение во время занятий — лежа
Тон  обращения  к  ребенку  при  проведении  занятий  негромкий,

неторопливый, спокойный

Повышение нагрузки
Более  быстрый  переход  к  новым  упражнениям  и  к  новому  комплексу

лечебной

гимнастики

Увеличение

продолжительности

однократно

проводимого  занятия  за  счет  увеличения  числа  повторений  каждого
упражнения и приемов массажа в комплексе

Увеличение  темпа  и  амплитуды  движений.  Занятия  проводить  в

среднем, а некоторые упражнения — ив быстром темпе

Увеличение сложности упражнений
Реже  включать  паузы  отдыха,  давать  дыхательные  упражнения,  не

только статические, но и с движением рук и ног ребенка

Дополнительно  к  основному  комплексу  повторять  некоторые

упражнения и приемы массажа 3—5 раз в день по 5—8 мин

Исходное  положение  —  лежа.  При  овладении  ребенком  навыками

движения  в  горизонтальном  положении  (повороты  туловища,  ползание,
самостоятельное присаживание и вставание) некоторые упражнения давать
в положении сидя, а к 1 году — стоя

Наряду  с  обычным  тоном  обращения,  допустим  более  оживленный

инструктивный тон

Приложение 7
ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ
КАБИНЕТА ЛФК ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

1. Стол для массажа и лечебной гимнастики высотой 70 см, площадью

120 X 120 см, покрытый матрацем толщиной в 6 см из плотного поролона,
обтянутого  кожзаменителем.  При  осмотре  ребенка  и  занятиях  стол
накрывают клеенкой и байковой пеленкой.

2.  Игрушки  озвученные  разного  цвета  и  формы  (удобные  для  захвата

малышом); мячи большие для занятий ЛФК: укладывания ребенка на живот
и  на  спину;  мячи  цветные  диаметром  9  см;  деревянные  кирпичи  цветные,
высотой от 5 до 20 см, длиной 25—30 см; палки разноцветные длиной 25—
60 см; кольца разноцветные диаметром от 6 до 14 см, толщиной от 1 до 3
см; пирамидки большие.

3.  Горка  с  лесенкой  и  скатом  (скат  длиной  100  см,  шириной  60  см).

Ступеньки  лесенки  и  площадка  могут  быть  обклеены  рифлен-ными
ковриками (для ванной комнаты).

Галька-горка  с  лесенкой  и  скатом.  Ребенок  взбирается  вверх  по

цветным  перекладинам  лесенки  и  вступает  на  площадку  с  приклеенной
морской галькой разной величины (предложено Т Ю. Николаевой^ 1982).

Стадион  в  квартире  (мини-стадион)  предложен  В.  Скрипалевым!  (см.

журнал  «Физкультура  и  спорт».—  1982,  вып.  1.—  С.  8—10;  книгу
«Искусство  быть  здоровым».—Ч.  1.—изд.  2-е  —М.:  Физкультура  и  спорт,
1987.— С. 30—33). Использование снарядов, разработанных им, не только
даёт малышам радость, но и укрепляет их физически, развивает умственно.
Любимые движения детей оказались и самыми полезными для их развития
и  послужили  автору  творческой  основой  для  конструирования  адекватных
пособий.

4.  Стремянка  высотой  100  см,  шириной  90  см,  расстояние  между

рейками 10—12 см.

5.  Надувное  «бревно»  из  пластмассы,  диаметром  15—20  см,  длиной

100 см.

6. Зеркало настенное, нижняя грань которого закреплена на полу.
7 Мешочки с песком для укладок ребенка с целью придания его телу и

голове  срединного  физиологического  положения;  стандартные  пакеты  с

солью,  обшитые  байкой;  «бублик»,  сшитый  из  мягкой  ткани»  под  затылок
ребенка, или резиновое кольцо.

8.  Подушка  Фрейка,  используемая  при  аддукторном  спазме  у  детей,

или  сшитая  из  поролона,  обтянутая  клеенкой,  подушка  в  виде  трапеции  с
наволочкой  укладывается  между  бедер  ребенка,  основанием  дистально  к
коленям (см. разд. II, гл. 4).

9.  Ботинки  детские  со  шнуровкой  и  специальными  набойками  при

варусной или вальгусной установке стоп.

10. Воротник Шанца, используемый при кривошее (см. разд. II, гл. 2).
11.  Соски  молочные  для  кормления  ребенка  правильной  формы  с

маленькими отверстиями.

12. Соски-пустышки для дозированного сосания.
13. Вестибулярная пластинка для тренировки круговой мышцы
рта.
14.  Приспособления  для  устранения  вредной  привычки  сосать  палец:

лонгета  из  мягкого  полиэтилена  или  пенопласта  на  локтевой  сустав;
варежки из материала для фиксации пальчика.

15. Повязка для давления на выступающие части челюсти.
16.  Шапочка  с  подбородочной  поддерживающей  повязкой  и  косой

резиновой тягой для перемещения нижней челюсти назад.

17  Шапочка  с  подбородочной  повязкой  и  вертикальной  резиновой

тягой  для  смыкания  губ  и  давления  на  нижнюю  челюсть  в  вертикальном
направлении.

18. Стульчик для сидения с простым приспособлением для разведения

бедер у ребенка с аддукторным спазмом (см. разд. II, гл. 7)

19.  Картотека:  фотографии  и  текст  к  ним,  иллюстрирующие  приемы

массажа и упражнения.

20.  Стенды  (приблизительно  45X30  см),  навешиваемые  на  проволоку

вдоль  стены  кабинета  ЛФК.  На  каждом  из  стендов  сгруппированы
упражнения  по  воздействию  на  различные  группы  мышц,  например  на
разгибатели; дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.

21 Папки с методическими материалами.

Приложение 8

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ БЕСЕД ВРАЧА И МАССАЖИСТА-

ИНСТРУКТОРА ЛФК ПОЛИКЛИНИКИ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ

ГРУППЫ РИСКА И БОЛЬНЫМИ 1-го ГОДА ЖИЗНИ

1.  Анатомо-физиологические  особенности  ребенка  1-го  года  жизни.

Группа риска.

2.  Значение  ЛФК  как  метода  профилактики  и  лечения  заболевания  у

детей 1-го года жизни.

3.  «Что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо».  Беседа  о  том,  как  нельзя

воспитывать  детей  1-го  года  жизни  и  как  нужно  это  делать  (например,
нельзя  ребенку  8—12  мес  сосать  пустышку  в  течение  всего  дня;  нельзя
сажать  ослабленного  ребенка  с  круглой  спиной;  нельзя  кутать  ребенка  и
т.д.). Полезно сопровождать беседу демонстрацией рисунков.

4. ЛФК при пупочной грыже у ребенка (в домашних условиях).
5.  О  плосковальгусной  установке  стоп.  Как  предупредить  и  лечить

плоскостопие  у  ребенка  в  домашних  условиях.  О  подборе  правильной
обуви для малыша, начинающего ходить.

6.  Что  можно  сделать  для  общего  укрепления  и  развития  ребенка  с

дисплазией  и  вывихом  в  тазобедренном  суставе  при  лечении  его  с
применением шины в домашних условиях.

7  Как  развивать  функции  движения  и  психику  в  домашних  условиях

(школа  родителей)  при  задержке  и  отставании  психомоторного  развития
ребенка.

8. Гигиенический и ортопедический режим для детей, часто болеющих

острыми респираторными вирусными инфекциями.

9.  Особенности  закаливания  детей  1-го  года  жизни  —  больных  и

группы риска.

10.  О  школе  для  родителей  (что  можно  и  нужно  делать  дома  для

восстановления  здоровья  ослабленного  и  больного  ребенка  1-го  года
жизни).

11  Как  в  домашних  условиях  предотвратить  развитие  зубочелюстных

аномалий у детей.'

12.  Особенности  выхаживания  методом  ЛФК  недоношенных  детей  в

домашних условиях.

13.  Значение  водолечения  при  некоторых  заболеваниях  у  детей.

Методика занятий.

14. Мини-стадион на дому для детей 1-го года жизни.
15. Факторы риска в возникновении зубочелюстных аномалий.
16. Красота улыбки ребенка зависит от родителей.
17. Роль миотерапии в воспитании здорового ребенка.

Приложение 9
СХЕМЫ ЗАНЯТИЙ ЛФК ПРИ НЕКОТОРЫХ
СОСТОЯНИЯХ, ЗАНЯТИЯ ЛФК ПРИ
СПАСТИЧЕСКОЙ И МЫШЕЧНОЙ КРИВОШЕЕ

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22