Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 18

 

 

4. Упражнение для рук (рефлекторное). И. п.— лежа на спине, ногами

к взрослому. I пальцами обеих рук взрослого мягко надавить на ладонную
поверхность  кистей  обеих  рук  ребенка.  При  этом  происходит  сгибание
головы,  иногда  и  верхней  части  туловища,  иногда  —  вытягивание  губ
вперед.

5.  Массаж  ног.  Поглаживание  наружной  и  задней  поверхностей

голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя надколенник
(рис. 63).

6. Упражнения для стоп. Провести упражнения 5 и 6 из комплекса

№  1,  перейти  к  поглаживанию  I  пальцами  рук  взрослого  тыльной
поверхности стоп ребенка, поддерживая их II—III пальцами обеих рук
за  пятки.  Поглаживания  по  направлению  от  основания  пальцев  к
голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

7.  Массаж  живота.  Круговое  (по  часовой  стрелке)  поглаживание

живота ладонью взрослого, максимально разогнув пальцы кверху.

8.  Рефлекс  опоры  и  выпрямления.  Взрослый  поддерживает

ребенка  под  мышки  лицом  к  себе,  стопы  ребенка  опираются  о  стол.
При

соприкосновении

ступней

полусогнутых

ног

ребенка

с

поверхностью стола происходит их разгибание (рис. 64).

9.  Шаговый  рефлекс.  Вызывать  шаговый  рефлекс,  направляя

движение ребенка к себе (рис. 65).

10. Дыхательное упражнение.
11. Массаж спины (поглаживание) — по направлению от ягодиц к

голове  тыльной  стороной  кисти  руки,  от  головы  к  ягодицам  —
ладонью.

12.  Массаж  грудной  клетки  (поглаживание).  Поглаживание

пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины

грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

13.  Развитие  зрительного  и  слухового  сосредоточения.  Положение

ребенка  поочередно  на  спине  и  на  животе.  Взрослый  яркой,  звучащей
игрушкой  вызывает  зрительное  и  слуховое  сосредоточение  —  двигает
игрушкой,  находящейся  йа  расстоянии  25  —  30  см,  вправо,  влево,
вверх. Ребенок поворачивает голову за игрушкой (рис. 66).

Комплекс  №  3.  Возраст  ребенка  —  2—3  мес.  Продолжительность

занятий 8—10 мин. Каждое упражнение повторяют 3—4 раза.

1. Дыхательное упражнение (см. комплекс № 1, упражнения 1—4,

комплекс № 2, упражнения I, 2).

2. Массаж рук (см. комплекс № 2, упражнение 3).
3. Массаж грудной клетки (см. комплекс № 2, упражнение 12).
4. Массаж живота:
а) круговое поглаживание по часовой стрелке ладонью взрослого;
б)  растирание  и  нежное  разминание  мышц  живота  также  по

часовой стрелке;

в) поглаживание «встречное» — левая ладонь направляется снизу

вверх, а правая — сверху вниз;

г)  поглаживание  косых  мышц  живота  —  ладони  взрослого

расположены

на

заднебоковых

поверхностях

грудной

клетки;

обхватывающими  движениями  они  направляются  навстречу  друг
другу,  сверху  вниз  и  кпереди;  пальцы  взрослого  смыкаются  над
пупком;

,  д)  легкое  штриховое  раздражение  кожи  живота  от  периферии  к

средней  линии  вызывает  сокращение  мышц  брюшной  стенки,
преимущественно  на  стороне  раздражения;  эти  брюшные  кожно-
мышечные рефлексы в первые месяцы жизни вызываются более чем у
половины детей;

е)  точечный  массаж  (стимулирующий  метод)  прямых  и  косых

мышц живота.

5.  Массаж  ног  (см.  комплекс  №  2,  упражнение  5).  Затем

вызывается  тыльное  сгибание  стопы  надавливанием  кончиками
пальцев  взрослого  в  месте  перехода  тыла  стопы  в  голень  (точечный
массаж)

6. Хватательный рефлекс. И. п.— лежа на спине. I пальцами обеих

рук взрослый очень легко надавливает на ладони ребенка. Происходит
сгибание пальцев в кулак. Если прикоснуться игрушкой, удобной для
захвата, ребенок захватит игрушку.

7. Массаж спины:

а) поглаживание от ягодиц к голове тыльной стороной кисти рук,

от головы к ягодицам — ладонью;

б) растирание спины также ладонями по направлению к голове;
в)  разминание  делают  тремя  пальцами  обеих  рук  (II,  III,  IV);

одновременно  проводят  круговые  и  поступательные  движения  —
разминание длинных мышц спины (по обеим сторонам позвоночника),

г)  похлопывание  тыльной  стороной  полусогнутых  пальцев;  при

гипотрофии этот прием неприменим;

д) поглаживание.
8.  Рефлекторное  упражнение  для  мышц  спины.  Ребенка

укладывают  грудью  на  ладонь  взрослого  в  наклонном  положении,
близком  к  вертикальному.  Отступя  на  1  см  от  позвоночника,
параллельно  ему,  наносят  штриховое  раздражение  в  направлении  от
лопаток к ягодицам.

Происходит  изгибание  туловища  в  форме  дуги,  открытой  в

сторону раздражения (рефлекс Таланта).

9. Рефлекс опоры и выпрямления (см. комплекс № 2, упражнение

8).

10. Рефлекс шаговый (см. комплекс № 2, упражнение 9).
11. Повороты на бок (поочередно на правый и левый) с помощью

взрослого (рис. 67, а) и самостоятельно (рис. 67, б).

12.

Развитие

зрительного

и

слухового

сосредоточения

и

выкладывание  на  живот  с  опорой  на  предплечья  и  приподниманием
плечевого пояса и головы (см. рис. 66).

Комплекс  №  4.  Возраст  ребенка  —  3—4  мес.  Продолжительность

занятий — 10 мин. Упражнения повторяют 3—5 раз.

1—8. Упражнения те же, что и в комплексе № 3.
9. Дыхательное упражнение (см. комплексы № 1 и 2).
10.  Рефлекторное  ползание  в  полувертикальном  положении.

Туловище ребенка взрослый приподнимает на 5—10 см. Полусогнутые
ноги ребенка отталкиваются от ладони взрослого (рис. 68).

11. Рефлекторное ползание в положении на спине. Полусогнутыми

ногами ребенок отталкивается от ладони взрослого.

12.  Рефлекторные  повороты  на  бок  и  на  живот,  поощряя

самостоятельный поворот со спины на живот (см. рис. 67).

13.  Рефлекторное  упражнение.  Отклонение  головы  назад  в

положении лежа на животе на весу (см. рис. 16, 17).

14.  Рефлекс  опоры  и  подтанцовывание.  Взрослый  поддерживает

ребенка  под  мышки  и  ставит  на  стол  до  соприкосновения  стоп  с
поверхностью стола, ребенок отталкивается.

15.

Выкладывание

на

живот.

Зрительное

и

слуховое

сосредоточение (см. рис. 66).

16.  Переход  от  рефлекса  захвата  к  развитию  хватательной

функции  руки.  Взрослый  вкладывает  в  ладонь  ребенка  игрушку
(кольцо и др.) и, обхватывая и слегка зажимая кисть и пальцы ребенка
своей рукой, побуждает его захватить игрушку. Затем взрослый слегка
подтягивает ее к себе («отнимает» игрушку).

Комплекс  М  5.  Возраст  ребенка  —  4—5  мес.  Продолжительность

занятий — 10—12 мин. Каждое упражнение повторяют 4—

5  раз,  за  исключением  упражнений  10  и  И,  которые  проводят  по

одному разу.

1. Дыхательное упражнение (см. комплекс № I, упражнения I — 4;

комплекс № 2; упражнения I, 2).

2. Массаж рук (см. комплекс № 2, упражнение 3). Массаж ног (см.

комплекс  №  2,  упражнение  5).  Массаж  грудной  клетки  (см.  комплекс
№2, упражнения 1, 2).

3. Поворот со спины на живот.
4. Массаж спины (см. комплекс № 2, упражнение 11).
5.  Массаж  ягодиц:  поглаживание,  растирание,  разминание,

вибрация (рубление, похлопывание, поколачивание).

6. «Парение» на животе (см. рис. 17).
7. Сгибание и разгибание ног попеременно (рис. 69, а).
8.  Одновременное  сгибание  ног  с  приведением  их  к  животу  и

разгибание ног (рис. 69, б).

9.  Рефлекторное  сгибание  позвоночника  в  положении  ребенка  на

весу на спине (рис. 70).

10. Пассивное сгибание и разгибание рук (рис. 71).
11. Попытка ребенка к присаживанию из положения его на спине.

Взрослый,  фиксируя  ноги  и  захватив  руки  ребенка,  слегка

приподнимает  его  голову,  плечевой  пояс,  а  затем  опускает  снова  на
стол (рис. 72).

12. Упражнения на сопротивление: отталкивание от руки (рис. 73,

а), отталкивание от мяча (рис. 73, б).

13. Хватание игрушки из положения на животе и на спине одной и

двумя руками (рис. 74).

14.  «Скользящие  шаги».  И.  п.—  лежа  на  спине.  Взрослый

обхватывает голени ребенка спереди, согнув его ноги и прижав ступни
к  поверхности  стола.  Попеременно  сгибать  и  разгибать  ноги,  не
отрывая ступни от поверхности стола.

15. Подтанцовывание.
Комплекс  М  6.
 Возраст  ребенка  —  5—6  мес.  Продолжительность

занятий—  10—12  мин.  Каждое  упражнение  повторяют  4—6  раз  за
исключением упражнений 7 и 15, которые проводят 1 раз.

1.  Дыхательное  упражнение  (см.  комплекс  Jsfe  I,  упражнения  1—4;

комплекс № 2, упражнения 1, 2).

2.  Общий  массаж  (см.  гл.  6),  а  также  массаж  ног  —  кольцевидное

разминание:  I  и  II  пальцами  обеих  рук  взрослый  обхватывает
«кольцами»  (вплотную  одно  над  другим)  голень  ребенка  в  нижней  ее
части,  затем  делает  расходящиеся  кольцевые  разминания  голени  (не
надавливать  на  переднюю  ее  поверхность)  и  в  3—4  оборота
продвигайся до колена, а дальше разминает только наружные мышцы
бедра. Начинать и заканчивать массаж надо поглаживанием.

3. Рефлекторное сгибание позвоночника. И. п.— лежа на спине на

ве

су

(см. рис. 71).

4. Пассивное сгибание ног вместе и попеременно.
5. Поворот со спины на живот.

6.  Массаж  спины  (см.  комплекс  №  2,  упражнение  11).

Дополнительно  проводится  точечный  массаж  с  обеих  сторон
позвоночника,  кнаружи  на  1—2  см  в  сторону  от  него.  Массаж
ягодичных мышц (см. комплекс № 5, упражнение 5).

7. Рефлекторное упражнение. И. п.— лежа на животе. Укладывают

ребенка животом на край стола так, чтобы грудь и голова его были $не
стола  (взрослый  придерживает  ребенка  за  таз  и  ноги).  При  этом
ребенок  должен  активно  разогнуть  шею  и  туловище,  поднимая  их
выше

стола,

образуя

дугу,

открытую

вверх:

руки

ребенка

выпрямляются

и

выдвигаются

вперед

(рис.

75).

Движение

стимулируют  словом,  игрушкой,  Помогают  точечным  массажем
спины.

8.  Приподнимание  ребенка  за  подмышки  из  положения  лежа  на

животе до вставания на колени и на ноги. Малыша побуждают встать
с  опорой  стоп  о  стол;  взрослый  поддерживает  ребенка  под  мышки,
скользящим движением слегка «протаскивает» его по плоскости стола.
Затем,  продолжая  это  движение,  несколько  приподнимает  верхнюю
половину  туловища,  при  этом  бедра  и  колени  продолжают  скользить
по поверхности стола.

Ребенок  сам  становится  вначале  на  одно,  затем  на  второе  колено,

выпрямляется,  встает  на  стопы.  Надо  повернуть  его  лицом  к  себе,
улыбнуться, похвалить.

9.  Присаживание  при  поддержке  за  руки,  отведенные  на  ширину

плеч.  И.  п.—  лежа  на  спине.  Взрослый  дает  обхватить  свои  II  пальцы
ребенку  так,  чтобы  его  ладони  были  обращены  к  взрослому,  разводит
руки на ширину плеч; затем говорит: «сядь» и легким потягиванием за
руки побуждает ребенка сесть.

10. Массаж ног, стоп (см. комплекс № 2, упражнения 5, 6).
11.  Рефлекторные  упражнения  для  стоп  (комплекс  №  1,

упражнение 6)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..