Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 15

 

 

Поражение  лицевого  нерва  по  центральному  типу  у  детей  1-го  года

жизни  встречается  с  частотой  3—4  случая  на  1000  новорожденных  (по
статистике  детской  консультативной  неврологической  поликлиники  при
ДКБ N° 1 г. Москвы, 1986—1988 гг.).

Весьма часто оказывается, что дети остаются без лечения ввиду того,

что  это  состояние  расценивается  как  легкий  косметический  дефект,
«индивидуальная  особенность»,  слишком  «незначительное»  нарушение,
которое  к  тому  же  плохо  поддается  коррекции  в  отличие  от  поражения
лицевого  нерва  по  периферическому  типу,  где  имеются  выраженное
нарушение  функции  и  грубый  косметический  дефект  и  для  лечения
которого выработаны довольно эффективные методы воздействия.

Этиология  и  патогенез.  Фактором,  способствующим  возникновению

поражения  лицевого  нерва  по  центральному  типу,  чаще  всего  является
родовая  травма  —  нарушения  мозгового  кровообращения  (гипоксического
генеза),

внутричерепные

кровоизлияния

в

области

прохождения

кортиконуклеарных волокон (связь коры головного мозга с ядром лицевого
нерва).  При  поражении  кортиконуклеарных  путей  с  одной  стороны
(например, слева) происходит разрыв связей с корой только той части ядра
нерва, которая иннервирует мускулату-

ру  нижней  части  лица  противоположной  (правой)  стороны.

Поражаются  следующие  мышцы  (рис.  52):  опускающая  угол  рта
(треугольная — 1); опускающая нижнюю губу (квадратная — 2); некоторые
волокна  круговой  мыщцы  рта  (3);  часть  щечной  мышцы  (оттягивает  угол
рта в сторону —4).

Клиническая картина. Клинически центральный парез лицевого нерва

проявляется  перекосом  рта  —  происходит  опущение  угла  рта  в  здоровую
сторону,  усиливающееся  при  смехе,  плаче,  а  также  некоторое  «отвисание»
нижней части щеки на стороне поражения (рис. 53). Верхняя часть лица не
поражена, симметрична.

Лечебная  физкультура.  Одним  из  ведущих  методов  лечения  является

ЛФК: массаж, физические упражнения, лечение положением.

Задачи  ЛФК:  улучшение  крово-  и  лимфообращения,  предупреждение

развития контрактур и атрофии мышц, нормализация мышечного тонуса и
трофики  тканей,  восстановление  функции  пораженных  мышц  и,  как
следствие,— устранение косметического дефекта.

Массаж  и  физические  упражнения.  Проведение  массажа  следует

начинать  с  шеи  и  воротниковой  зоны,  что  улучшает  лимфоток  по
магистральным  сосудам  и  оказывает  рефлекторное  действие  на
вегетативные  образования  шеи.  Направление  массажных  движений  —  по
ходу  мышечных  волокон.  Приемы:  поглаживание,  легкое  разминание,
растирание,  вибрация.  Время  проведения  —  1—2  мин.  Далее—массаж
нижней  части  лица.  Вначале  —  поглаживание  (от  центра  подбородка  по
нижней  скуле  до  мочки  уха,  вокруг  рта,  по  7—10  движений  с  обеих
сторон). Следующий прием — растирание, проводится по ходу мышечных
волокон треугольной,

квадратной,  щечной  мышц  на  стороне  поражения,  там,  где  сглажена

носогубная  складка,  но  нет  опущения  угла  рта,  и  трех  отдельных  волокон
квадратной мыщцы верхней губы на здоровой стороне (рис. 54, а), по 6—8
движений.  По  тем  же  мышцам  проводится  легкое  разминание,  а  на
здоровой  стороне  —  вибрация  по  треугольной,  квадратной  мышцам.  К

специальным  приемам  относится  метод  «реедукации»:  потряхивание,
мелкоточечная  вибрация,  кратковременное  прижатие,  проводящиеся
изнутри  рта  путем  расположения  одного  пальца  со  стороны  слизистой
оболочки  рта  и  губ,  другого  —  с  наружной  стороны.  Этот  вид  массажа
проводится  на  стороне  поражения  по  3  —  4  повторения  каждого  приема.
Все  приемы  массажа  применяются  по  щадящей  методике.  Далее  делается
точечный  массаж.  На  стороне  поражения  сильными  частыми  нажатиями
кончиком II пальца в течение 10 с проводится давление (прессация) в точке
1 (рис. 54, б), затем палец растирающими движениями скользит к точкам 2
и  3,  где  совершаются  такие  же  движения,  как  и  в  точке  1.  Точки  4  и  5
обрабатываются теми же приемами, но отдельно. Расположение точек: 1 —
углубление под нижней губой в центре подбородка; 2 — на 1 см спереди и
кверху от угла нижней челюсти; 3 — на 1 см от угла рта; 4 — на 1 см ниже
точки 3; 5 — у козелка уха. На здоровой стороне эти же точки массируются
путем  «ввинчивания»  кончика  пальца  по  часовой  стрелке,  монотонно,  то
усиливая,  то  ослабляя  нажим,  в  течение  30  с,  каждая  отдельно
(расслабляющий метод).

После  массажа  следуют  физические  упражнения.  В  раннем  возрасте

(до  1  года)  используют  пассивные  движения.  1  —  гиперкорригирующее
упражнение

подтягивание

опущенного

угла

рта

вверх

при

одновременном  оттягивании  книзу  противоположного  угла  рта,  по  15—20
раз. 2 — растягивание

потовой  щели  в  сторону  и  вверх  на  здоровой  стороне  и  в  сторону  и

вниз на пораженной — 15—20 раз. 3 — при захвате верхней и нижней губы
каждой  рукой  в  щепоть  вызывать  артикуляционные  движения  типа  «ма-
ма», «и-у», «у-a» по

10 раз. 4 — оттянуть щеку пораженной стороны и резко ее отпустить

— 5—10 раз.

Лечение  положением.  После  массажа  и  физических  упражнений

целесообразно провести лечение положением [Епифанов В. А., 1981], т. е.
следует  использовать  пластырные  повязки,  подтягивающие  опущенный
угол рта вверх, на 20—30 мин, сначала добиваясь симметрии, а через 4—5
дней, проводя гиперкоррекцию (рис. 54, в). После процедуры, а также еще
несколько  раз  в  сутки  (в  течение  первых  2—3  мес  жизни)  укладывать
ребенка спать на бок (на сторону поражения).

Вышеизложенное  лечение  детей  1-го  года  жизни  рекомендуется

проводить курсами по 10 процедур с интервалом

1

1

 /

2

—2  мес  до  стойкого  улучшения  состояния,  а  специальные

физические упражнения — ежедневно, обученной матерью.

Глава 11

ЛЕЧЕБНАЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ПРИ

ЧАСТЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ОСТРЫМИ  РЕСПИРАТОРНЫМИ  ВИРУСНЫМИ  ИНФЕКЦИЯМИ  И  ИХ
ОСЛОЖНЕНИЯХ

Этиология.  Острые  респираторные  вирусные  инфекции  (ОРВИ)  —

большая  этиологически  неоднородная  группа  инфекций.  Они  являются
наиболее  частыми  в  детском  возрасте,  особенно  раннем.  Наиболее  часто
дети  болеют  аденовирусной  формой.  Источник  инфекции  —  больной
ребенок  или  вирусо-носитель.  Основной  способ  передачи  инфекции  —
воздушно-капельный^  но  может  быть  и  фекально-оральный  (при
аденовирусной, энтеровирусной и синтициальной формах заболевания).

Патогенез.  Внедрившись  в  клетку  дыхательных  путей  ребенка,  вирус

нарушает  ее  структуру,  вовлекает  в  патологический  процесс  соседние
клетки.  Могут  возникать  и  другие  изменения:  клеточная  инфильтрация,
отек,  разрушение  клетки.  Вирусы  поражают  различные  органы  и  системы
ребенка,

в

первую очередь — органы дыхания.

Клиническая  картина.  В  типичных  случаях  наиболее  частая  форма

— грипп. Он начинается остро с симптомов интоксикации и максимального
подъема  температуры  тела  в  течение  1-х  суток  болезни.  У  детей  раннего
возраста  интоксикация  проявляется  вялостью,  астенией,  снижением
аппетита;

характерны

катаральные

явления,

склерит,

носовые

кровотечения. Продолжительность неосложненного гриппа — 7— 10 дней;
у  ослабленных  детей  —  2—2

х

/2  нед  с  продолжительной  астенизацией.

Аденовирусная  форма  ОРВИ  имеет  длительное  рецидивирующее  течение.
Чаще

всего

поражается

область

ротоглотки:

отмечается

фарингоконъюнктивальная  лихорадка.  Аденовирусной  инфекции  присущи
генерализация процесса, вовлечение в него паренхиматозных органов.

Частые,  повторные  ОРВИ  приводят  к  различным  осложнениям,  в

первую  очередь,  к  пневмониям  —  острым,  затяжным  и  хроническим.  Они
аллергизируют  организм  и  часто  приводят  к  астматическим  состояниям.
Последние  нередко  формируются  (в  более  старшем  возрасте)  в
бронхиальную  астму  Особенности  физиологии  органов  дыхания  у  детей
(бедность  эластической  тканью,  замедленный  легочный  лимфоток  и
кровоток,  незначительные  экскурсии  грудной  клетки)  создают  условия

возникновения  перибронхиальных  процессов,  образования  ателектазов,
спаек.

Все  это  приводит  к  общему  ослаблению  организма  ребенка,

отставанию темпов его психомоторного развития.

Лечебная физкультура. Специальные задачи:
1)  улучшить  функцию  дыхания  —  восстановить  нормальный  ритм,

глубину и частоту дыхания;

2)  снять  или  уменьшить  спазм  мышц  бронхов,  стимулировать  их

дренажную функцию;

3)  при  осложнении  пневмонией  способствовать  рассасыванию  очагов

инфильтрации  в  легких,  предупреждать  появление  ателектазов,  а  при
наличии последних стремиться к расправлению легочных тканей, а также к
предупреждению  хрониза-ции  бронхитов,  перибронхиальных  процессов,
образованию спаек;

4) предотвратить деформацию грудной клетки.
В  связи  с  отсутствием  специфического  лечения  респираторных

вирусных инфекций, наличием нередких осложнений, подчас тяжелых, при
часто  повторяющихся  ОРВИ  у  детей  метод  ЛФК  как  метод  профилактики
осложнений  и  неспецифической  патогенетической  терапии  имеет
первостепенное значение.

Этот  метод  предусматривает  лечение  положением,  применение

массажа и лечебной гимнастики, закаливание.

Лечение  положением.  В  остром  периоде  заболевания.  Прежде  всего

необходимо  создать  комфортное  положение  для  ребенка  в  постели.  Для
этого  в  изголовье  под  полужесткий  матрац  подложить  подушку;  при  этом
верхняя  половина  тела  ребенка  (голова,  туловище)  будет  приподнята
примерно  на  20°.  В  этом  положении  диафрагма  займет  несколько
дистальное  положение  (опустится),  что  облегчит  экскурсии  грудной
клетки.  Нельзя  укладывать  ребенка  на  перине,  в  подушках.  Такое
положение затруднит, ослабит его дыхание.

Для  профилактики  распространения  очаговых  процессов  в  легких

рекомендуется  относительно  частая  смена  положения  ребенка  в  кровати.
Надо  поворачивать  его  с  боку  на  бок,  на  спину,  брать  на  руки,  держать  у
своей груди вертикально.

При  осложнении  ОРВИ  бронхитом  с  затрудненным  отхож-дением

мокроты  полезно  для  лучшей  ее  эвакуации  придавать  телу  ребенка
дренажное положение, 2—4 раза в день на 2— 5 мин. При этом положении
голова  и  грудь  будут  опущены  по  сравнению  с  нижней  половиной
туловища и ногами (рис. 55, а,

б,  в).  Дренажное  положение,  как  правило,  сочетается  с  массажем

грудной клетки ребенка.

Для  того  чтобы  активизировать  дыхание  в  пораженных  отделах

легких,  полезно  использовать  исходное  положение  ребенка  на  здоровом
боку. С целью профилактики спаечного процесса, ателектаза, для лучшего
отхождения  мокроты  целесообразно  увеличивать  вентиляцию  пораженной
стороны  грудной  клетки  ребенка,  используя  положение  его  на  боку.
Эффективность  этого  положения  усиливается  при  ритмичном
надавливании на свободную поверхность грудной клетки.

Массаж.  Массаж  полезно  проводить,  уложив  ребенка  в  дренажное

положение.  В  этом  положении  проводится  массаж  грудной  клетки  —
поглаживание,  растирание,  разминание  и  легкое  поколачивание  мышц
спины.

Пальцы

массажиста

при

этом

несколько

сжаты,

кисть

полураскрыта.  Производится  тыльной  стороной  расслабленных  пальцев
легкое  поколачивание.  Вибрационный  массаж  у  детей  выполняется  путем
легкого  ритмичного  поколачивания  кончиками  пальцев  по  грудной  клетке
или  по  пальцу  другой  руки,  расположенной  как  при  перкуссии  грудной
клетки.  Эти  движения  следует  чередовать  с  массажем  грудной  клетки  по
межреберьям  от  грудины,  не  затрагивая  ее,  к  боковым  поверхностям
грудной  клетки.  У  малышей  стимуляция  активного  кашля  достигается  и
путем раздражения корня языка шпателем.

В  период  обострения  процесса,  сопровождающегося  повышением

температуры  тела  до  фебрильной,  появлением  симптомов  дыхательной,
сердечно-сосудистой  недостаточности  и  другими  общими  нарушениями,
лечение  дренажным  положением  и  вибрационным  массажем  не
проводится.

Легкие  поглаживания  и  растирание  грудной  клетки  ребенка,  стоп

можно начинать в первые дни заболевания прямо под одеялом при условии
благоприятной  общей  реакции  ребенка  на  эту  процедуру.  После  снижения
температуры,  уменьшения  интоксикации  можно  массировать  грудную
клетку  ребенка.  При  этом  обычно  прикрывают  нижнюю  часть  тела
пеленкой. Массировать надо и все туловище, конечности.,

Физические

упражнения

(для

улучшения

функции

дыхания,

предотвращения  застойных  явлений  в  легких,  появления  ателектазов  и
других осложнений)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..