Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 12

 

 

конечностей;

9)  на  фоне  формирования  правильного  положения  руки,  кисти,

пальцев  стимуляция  развития  хватательной,  опорной  и  манипуляционной
функций руки;

10)  на  фоне  формирования  правильного  положения  тазобедренных,

коленных суставов, стоп — стимуляция опорной функции стоп, ходьбы;

И) стимуляция движений в горизонтальном положении;
12)  одновременно  с  нормализацией  функций  опорно-двигательного

аппарата  —  постоянная  и  систематическая  стимуляция  развития  психики,
речи.

Методические указания к проведению занятий ЛФК.
1. Расслабление мышц туловища и конечностей проводить:
а) перед началом занятия (процедуры) ЛФК; б) перед
упражнениями,  направленными  на  становление  того  или  иного

движения;  в)  перед  укладкой  туловища  и  конечностей  в  физиологическое
положение.  При  значительно  выраженной  патологической  гипертонии
мышц каждое упражнение в занятии сочетать с расслабляющими приемами
массажа — классического и точечного.

2.  Все  упражнения,  направленные  на  становление  того  или  иного

движения, должны чередоваться с дыхательными упражнениями (учитывая
постоянную  хроническую  гипоксию  у  детей  с  нарушениями  функции
нервной системы).

3.  Проводить  ЛФК  следует  с  учетом  поэтапного  онтогенетического

развития  моторики.  Например,  если  ребенок  9  мес  самостоятельно  не
поворачивается  на  бок,  на  спину,  на  живот,  не  ползает  (то,  что  он  должен
был  делать  в  4—6  мес),  начинать  занятия  ЛФК  надо  с  развития  этих
навыков.

4.  На  фоне  общеукрепляющих  упражнений  одновременно  с

расслаблением  патологически  спастичных  мышц,  гашением  тонических
рефлексов  и  развитием  установочных  рефлексов,  правильных  поз  и
двигательных  актов  добиваться  увеличения  объема  движений  во  всех
суставах.

5.  Давая  родителям  задания  по  ЛФК  на  дом,  массажист-инструктор

ЛФК  должен  объяснить,  что  в  занятиях  с  ребенком  ЛФК  необходимо
сочетать  все  ее  средства  —  физические  упражнения,  массаж,  лечение
положением. Последнее имеет

особо  важное  значение  в  домашних  условиях,  так  как

недостаточность

двигательных

функций,

вынужденные

патологические  позы  необходимо  компенсировать  изменениями

положений  туловища  и  конечностей.  Придавать  эти  положения  и

закреплять  их  с  помощью  специальных  укладок

7

 массажист-

инструктор должен обучить родителей (с помощью наглядных пособий
кабинета ЛФК поликлиники).

6.  Массажист-инструктор  ЛФК  должен  сопровождать  занятия

ЛФК  улыбкой,  достижения  ребенка  поощрять  ласковой  интонацией
голоса,  а  затем  и  словами,  указывающими  ребенку  на  характер
выполняемого  движения:  «дай  ручку»,  «возьми  Лялю»;  привлекать
его внимание яркими звучащими игрушками. Желательно проведение
занятий  перед  зеркалом  с  целью  закрепления  чувства  позы,  с
помощью  не  только  кинестетических  и  слухомоторных  связей,  но  и
оптикомоторных реакций

Для  правильного  психомоторного  развития  ребенка  очень  важно

соответствие  тонуса  мышц  ребенка  его  возрасту.  У  детей  с
перинатальными  заболеваниями  нервной  системы  отмечаются,  как
это  указывалось  ранее,  нарушения  мышечного  тонуса  (гипертония,
гипотония,  дистония,  асимметрия  мышечного  тонуса).  Поэтому,
прежде

чем

тренировать

двигательные

навыки,

необходимо

нормализовать мышечный тонус.

Некоторые  приемы  массажа  и  упражнения,  способствующие

расслаблению

спастически

сокращенных

мышц.

Применяют

поглаживание,  потряхивание,  вибрацию,  валяние,  катание,  точечный
массаж (расслабляющий метод — см. гл. 2), некоторые упражнения по
Боббат, Фелпсу и др.

Приемы,  ведущие  к  общему  расслаблению  мышц  туловища  и

конечностей

8

.

1.  Поза  эмбриона.  И.  п.—  на  спине:  ребенку  придают  положение

полусидя,  левой  рукой  поддерживая  его  под  голову,  правой  —
соединяют  кисти  рук  ребенка  и  согнутые  колени.  В  таком  положении
его покачивают вперед — назад и с боку на бок (рис. 44).

2.  С  помощью  укладывания  на  мяч  ребенка  и  покачивания  его  в

этом  положении  также  можно  устранить  или  значительно  снизить
выраженное повышение мышечного тонуса. Упражне-

ния  проводят  следующим  образом:  ребенка  укладывают  животом  и

грудью на мяч (на пеленку) и, придерживая, в среднем темпе раскачивают
его  вперед  —  назад  (рис.  45).  Через  некоторое  время,  когда  наступает
снижение  тонуса*  мышц-сгибателей,  ребенка  поворачивают  и  укладывают
спиной на мяч. Вновь производят несколько качательных движений вперед
—  назад.  Если  расслабление  мышц  недостаточное,  производят  несколько
качательных движений вправо — влево и по диагонали.

3.  В  положении  лежа  на  спине  ребенка  покачивают  влево  —  вправо.

Массажист-инструктор  ЛФК  подкладывает  свои  руки  под  плечевые
суставы  ребенка  и  заднебоковые  поверхности  его  туловища.  При  этом  III
палец  одной  и  другой  руки  хмассажиста  располагается  в  точке  20  (см.
приложение 9, карта 11, рис. 3, в) позади плечевого сустава, I палец — на
передней поверхности плеча. Проводу одновременно III пальцем точечный
массаж  (расслабляющий  метод);  большими  пальцами  массажист  слегка
потряхивает  руки  ребенка,  одновременно  отводя  в  стороны,  и  затем
покачивает  малыша  с  боку  на  бок  (рис.  46).  Затем,  поддерживая  справа  и
слева таз ребенка обеими руками, плавно покачивает его с боку на бок.

4.  Держа  ребенка  вертикально  на  весу  за  туловище,  массажист  слегка

встряхивает его, а также вертит между руками вправо — влево.

5. И. п.— сидя верхом на колене массажиста. Ребенка поддерживают за

руки  или  туловище  и  пружинящими  движениями  ноги  слегка
подбрасывают его 10—12 раз.

После  описанных  приемов,  способствующих  расслаблению  мышц

туловища  и  конечностей,  проводят  общий  массаж  (легкие  поглаживания,
растирание, вибрацию).

Предварительное применение общего массажа создает благоприятный

фон  для  воздействия  точечного  массажа  и  применения  физических
упражнений  [Бортфельд  С.  А.,  1979].  После  расслабления  спастичных
мышц,  нормализации  их  тонуса  можно  приступить  к  работе  над
повышением  объема  движений  во  всех  суставах,  применять  упражнения
для укрепления ослабленных мышц, становления установочных рефлексов
и произвольной моторики.

Некоторые  средства  ЛФК,  способствующие  расслаблению  тонуса

мышц руки, развитию хватательной, опорной и манипуляционной функций
рук.  Прежде  всего  надо  добиваться  максимального  расслабления  мышц
всего

тела

(см.

выше

упражнения

1—5)

и

особенно

мышц,

осуществляющих движения в суставах руки, кисти.

Для,  расслабления  спастичных  мышц  руки  (приводящих,  сгибателей

плеча и предплечья, пронаторов) применяют следующие приемы массажа в
сочетании с пассивными упражнениями: точечный массаж (расслабляющий
метод)  большой  грудной  мышцы  —  на  2,5—3  см  выше  соска,
чередующийся  с  поглаживанием  и  вибрацией  грудной  мышцы  в
направлении  от  грудины  к  подмышке,  к  плечу.  Проводят  поглаживание  и
вибрацию  передней  поверхности  руки  с  точечным  массажем  двуглавой
мышцы  плеча,  пронатора  предплечья  (точка  на  предплечье  —  2—3  см  от
локтевого сгиба на линии, ведущей к I пальцу).

Применяется  прием  Фелпса  —  легкое  потряхивание  кисти  для

расслабления  мышц  предплечья.  Массажист  захватывает  предплечье  в  его
средней  части  и  делает  3—5  потряхивающих  движений  кистью  ребенка.
Хорошо  расслабляются  мышцы  руки  при  катании  плеча  между  двумя
кистями рук массажиста. Ведет к расслаблению мышц катание рук ребенка,
лежащих  на  опоре  (в  и.  п.  на  спине),  в  сочетании  с  точечным  массажем  у
плечевого  сустава  в  точке  20  и  в  точке  под  дельтовидной  мышцей
(движения массажиста при катании рук ребенка напоминают движения рук
при раскатывании теста). Эти приемы массажа сочетаются и чередуются с
пассивными  упражнениями:  сгибание  и  разгибание  руки  в  локтевом
суставе, отведение и приведение прямых рук, скрещивание их на

груди,  «бокс»  лежа  на  спине.  Особое  внимание  уделяется  работе  с

предплечьем,  кистью  и  пальцами  рук.  Массажист  укладывает  ладонь
ребенка  на  свою  ладонь  (правую  кисть  ребенка  на  свою  правую  ладонь  и
переводит  ручку  ребенка  в  положение  супинации.  Эти  движения
сочетаются  и  чередуются  со  сгибанием  и  разгибанием  руки  в  локтевом
суставе, с глубоким массажем ладонной поверхности кисти, пальцев руки.
Для облегчения экстензии кисти в лучезапястном суставе делают точечный
массаж  (укрепляющий  метод)  посередине  его  тыльной  поверхности.  Для
отведения  и  разгибания  I  пальца  руки  делают  точечный  массаж  у  его
основания.  Активизация  рефлекторного  разгибания  I  пальца  способствует
устранению  ульнарной  флексии  кисти;  добиваясь  расслабления  мышц
руки,  похлопывают  ладонью  ребенка  по  своей  ладони,  по  столу  с
пружинящей  подстилкой.  Иногда  разгибание  I  пальца  достигается  лишь
после  точечного  массажа  у  основания  всех  остальных  пальцев  и  их
разгибания.  Одновременно  с  описанными  приемами  проводят  массаж  и
упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцьг-разгйбате-ли
руки  (поглаживание,  растирание,  разминание,  точечный  массаж  —
тонизирующий метод), упражнения рефлекторные, активные, в том числе и
с сопротивлением (см. приложение 5).

Если  отведение  и  разгибание  руки  ребенка  хотя  бы  несколько

ограничены, надо обратить внимание на положение Лопатки относительно
позвоночника.  Если  лопатка  отходит  кнаружи  и  вверх,  то  для  правильной
установки  лопаток  и  позвоночника  надо  с  помощью  точечного  массажа
расслабить  большую  грудную  мышцу  в  точке  на  2,5—3  см  выше  соска  и
стимулировать  функции  мышц,  удерживающих  лопатку,  Штрихованием
между  лопатками  и  позвоночником  в  точках  по  наружному  краю
трапециевидной мышцы.

Для  стимуляции  хватательной  функций  руки  при  парезе  кисти,  т.  е.

когда  кисть  несколько  отведена  кнаружи  или  свисает,  а  I  палец  прижат  к
ладони и прикрыт другими согнутыми пальцами, рекомендуется в первые 3
мес проводить несколько раз в день тренировку хватательного рефлекса. А
если он отсутствует, то в ладонь ребенка вкладывается кольцо или удобная
для  захвата  игрушка,  вокруг  которой  сжимаются  пальцы  ребенка.  Очень
важно  при  этом  следить,  чтобы  I  палец  обхватывал  кольцо  (игрушку)  с
одной стороны, а другие пальцы — с противоположной. После нескольких
повторений  появляется  хватательный  рефлекс.  Его  тренируют  в  течение  2
—3  мес.  К  4  мес  жизни  для  развития  активного  захвата  подвешивают
игрушку на расстоянии, удобном для захвата

ее  рукой,  или  с  этой  же  целью  подносят  к  ребенку  яркую  звучащую

игрушку, побуждая взять ее.

Для  развития  и  стимуляции  опорной  функции  руки  применяют

следующие упражнения

1  И  п.—  держать  ребенка  на  весу,  левой  рукой  поддерживать  его

под живот, правой рукой за ноги (сверху «вилкой»). Массажист слегка
подбрасывает  ребенка  левой  рукой  над  столом  (стулом),  на  котором
лежит  большая  мягкая  игрушка  или  большой  мяч.  Вызывается
рефлекс  опоры  на  игрушку  происходят  протягивание  вперед  рук  и
раскрытие кистей и пальцев.

2  И.п  лежа  на  животе,  опираясь  на  кисти  выпрямленных  рук.

Массажист  осторожно  отводит  плечи  назад  и  надавливает  вниз  на
область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук

3  И.п—  стоя  на  четвереньках  Массажист  поднимает  голову

ребенка вверх Происходит изменение положения рук разгибание кисти
и пальцев Движения стимулируют словом, игрушкой (рис 47).

Во

втором

полугодии

жизни

ребенка

следует

развивать

манипуляционную  функцию  руки,  побуждая  его  не  только  брать  в  руки
игрушку,  но  и  производить  с  ней  различные  действия-  рассматривать  ее,
перекладывать  из  руки  в  руку  бросать,  складывать  кубики,  разбирать
пирамидку Движения стимулировать словом и показом

Упражнения  для  развития  функции  руки  и  укрепления  мышц

туловища.  И*  п.  сидя  на  руках  у  взрослого,  ноги  ребенка  зажаты  между
бедрами взрослого. Ребенок сидит вначале на одной ноге массажиста, затем
на  другой  Массажист  побуждает  ребенка  к  движению  за  игрушкой,
которую  кладут  то  впереди  на  стульчик,  то  сбоку  и  позади  ребенка  Он
наклоняется вперед за игрушкой, выпрямляется, передает ее массажисту, а
затем  наклоняется  назад,  забирает  игрушку,  снова  передает  ее  массажисту
(см.  рис  24)  Применяют  средства  ЛФК,  направленные  на  нормализацию
тонуса  мышц  шеи,  туловища,  на  гашение  ЛТР,'  стимуляцию  развития

отсутствующих  или  ослабленных  врожденных  и  установочных  рефлексов.
Для  полного  расслабления  мышц  тела  применяют  упражнения  1—5,
описанные на стр. 82—84.

Добиваясь с помощью этих упражнений расслабления мышц тела,

применяя  упражнения  по  Фелпсу  и  др.,  описанные  выше,
способствуют,  таким  образом,  угасанию  лабиринтнотонических
рефлексов, переходят к стимуляции врожденных рефлексов.

Для стимуляции развития защитного рефлекса прежде всего пассивно

создают  нужный  поворот  головы  и  шеи  и  добиваются  оживления
защитного  рефлекса,  проводя  глубокий  массаж  шеи  (задней  поверхности),
трапециевидной  мышцы  на  той  стороне,  куда  повернуто  лицо  ребенка;
проводят также точечный массаж в точке, находящейся на внутреннем крае
одноименного плечевого сустава.

При  опущенной  голове  в  положении  ребенка  лежа  на  животе

массажист-инструктор ЛФК развивает лабиринтный установочный рефлекс
с  головы  на  шею  с  помощью  точечного  массажа.  Он  проводится
паравертебрально в точках на уровне Di^vi позвонков и Cvi vii

Для  того  чтобы  облегчить  развитие  этого  движения  (поднимание

головы),  под  грудь  ребенка  подкладывают  плоский  валик,  он  проходит  и
под  мышками  ребенка,  руки  которого  вытянуты  и  опираются  на  опору.  В
этом положении проводят точечный массаж паравертебрально.

Если  описанные  приемы  не  помогают  (ребенок  слабо  поднимает

голову),  то  его  укладывают  грудью  и  животом  на  мяч  и  после  нескольких
качательных движений производят точечный массаж (укрепляющий метод)
паравертебрально в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника.

При  кифотическом  искривлении  позвоночника  делают  интенсивный

массаж  паравертебрально  в  точках,  наиболее  близких  к  локализации
искривления.  Например,  при  кифотическом  выпячивании  в  среднегрудном
отделе  позвоночника  делают  точечный  массаж  (укрепляющий  метод)
паравертебрально  в  Dvii—хп.  При  относительно  стойких  явлениях  кифоза
в поясничном отделе проводят точечный массаж на уровне Dxn—Lv.

Напряжение  мышц-разгибателей,  необходимое  для  поднимания  и

удерживания  головы,  надо  подкреплять  оптическими  и  слуховыми
реакциями,  т.  е.  привлекать  внимание  ребенка  яркими  звучащими
игрушками.

Необходимо укреплять мышечный корсет позвоночника, т. е. не только

мышцы  спины,  но  обязательно  и  мышцы  живота  —  прямые  и  косые:  Эти
мышцы  туловища  у  больных  детей,  как  правило,  ослаблены,  поэтому
специальные упражнения и массаж мышц начинают с первых недель жизни

ребенка, тем более, если у него нет защитного рефлекса (этот симптом

указывает  на  то,  что  лабиринтный  установочный  рефлекс  будет

неполноценен,  может  задержаться  в  своем  развитии  либо  вообще  не
возникнет).  Последнее  может  привести  к  неправильному  формированию
позвоночника  во  всех  его  отделах  и  порочному  развитию  функции  мышц,
обеспечивающих дыхание, движение и форму грудной клетки.

Для укрепления задней группы мышц шеи и мышц спины применяют

точечный  массаж  —  точки  12,  13,  14,  отступя  от  позвоночника  с  обех
сторон  на  1  см,  параллельно  ему,  а  также  приемы  массажа  —
поглаживание, растирание, разминание Упражнения для укрепления мышц
спины  подбираются  в  соответствии  с  возрастом  или  психомоторным
развитием ребенка (см. приложение 5).

Для укрепления передней группы мышц шеи и грудной клетки, мышц

живота  используются  соответствующие  упражнения  (см.  приложение  8,
карты 4 и 6). Рекомендуется и следующее рефлекторное упражнение: и. п.
—  лежа  на  спине,  укладывают  ребенка  на  спину  на  край  стола  так,  чтобы
плечевой  пояс  и  голова  были  вне  стола  (массажист  придерживает  ребенка
за  таз  и  ноги,  вначале  помогая,  слегка  поддерживая  его  под  затылок);  при
этом  ребенок  активно  сгибает  шею  и  плечевой  пояс  вперед,  лицо  ребенка
обращено  к  взрослому,  который  стимулирует  движение  словом,  улыбкой,
игрушкой

,

.-

Применяют  и  другое  рефлекторное  упражнение:  укладывают  ребенка

на  спину  на  край  стола  так,  чтобы  ноги,  а  в  дальнейшем  и  ягодицы  были
вне  стола  (взрослый  придерживает  ребенка  за  туловище  и  побуждает  его
поднять  ноги  к  палочке  или  к  своей  руке).  При  этом  ребенок  активно
(можно  вначале  с  помощью  взрослого)  поднимает  ноги  кверху.  Это
упражнение  длится  мгновения,  когда  ребенок  опускает  ноги,  дают  ему
отдохнуть,  укладывая  ноги  на  опору  (стол),  снова  повторяют  упражнение.
Одновременно можно проводить массаж прямых и косых мышц живота.

Для  укрепления  ягодичных  мышц  и  разгибателей  ног  делают

интенсивный  массаж  ягодиц  и  задней  группы  мышц  бедер  (классические
приемы  и  точечный  массаж).  Рекомендуются  пассивные  и  активные
упражнения.

Очень  важно  стимулировать  ползание  ребенка  наряду  с  другими

упражнениями в горизонтальном положении (повороты туловища).

Вначале  проводят  укрепляющие  приемы  массажа  спины,'  живота,

бедер, голеней, стоп, глубокий массаж подошв (в со-

1

Упражнение проводится только в том случае, если в таком положении

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13   ..