Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Педагогика     Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - 1991 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..

 

 

Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни (М.И. Фонарев) - часть 3

 

 

45—50 мин после него;

8)  кабинет,  где  проводятся  занятия  ЛФК,  должен  быть  хорошо

проветрен,  температура  воздуха  в  нем  +22...+20°С,  а  в  теплое  время  года
лучше делать ЛФК при открытом окне (форточке);

9)  начинать  и  заканчивать  процедуру  легким  поглаживанием;  этот

прием  включать  и  между  упражнениями,  так  же  как  и  дыхательные
упражнения,  чтобы  расслабить  мышцы  ребенка,  успокоить  его,  датьему
отдых  после  сложного  упражнения  —  снизить  нагрузку  на  организм
ребенка;

10) повторять каждое упражнение комплекса 2—4 раза, а затем число

повторений  каждого  упражнения  увеличивать  до  6—8;  количество
повторений  упражнений  устанавливать  в  зависимости  от  массы
включаемых  при  упражнениях  мышц  ребенка»  например,  при  нагрузке  на
мышцы туловища давать меньшее число повторений;

11)  количество  назначаемых  курсов  ЛФК,  как  и  число  процедур  за

один  курс,  проводимый  массажистом^инструкто-ром  ЛФК  в  поликлинике,
определяется врачом ЛФК и зависит от состояния ребенка и динамики его
развития;  как  правило,  назначается  от  2  до  6  курсов  ЛФК,  в  среднем  3—4
курса; число занятий (процедур) ЛФК за один курс — от 10 до 20;

12)  продолжительность  процедуры  ЛФК,  плотность  нагрузки  в  ней

также  определяются  врачом  ЛФК,  но  обязательно  корригируются
массажистом-инструктором  ЛФК;  последний  имеет  возможность  видеть
непосредственную  реакцию  ребенка  на  проводимый  комплекс  и  потому
мобильно менять дозировку нагрузки в соответствии с этой реакцией; если
в  самом  начале  курса  продолжительность  процедуры  —  15—  20  мин,
плотность нагрузки — 50 %, то к концу курса, при хорошем самочувствии
ребенка  и  положительной  динамике  лечения,  процедура  может  длиться  30
—35 мин, а плотность нагрузки в ней достигать 70—80 %;

13)  при  проведении  ЛФК  надо  использовать  игрушки  для  более

эффективного  вызывания  с  их  помощью  ответных  реакций  —  движений
ребенка; игрушки должны быть разных цветов, формы, звучания;

14)  все  упражнения,  уже  с  первого  комплекса,  сопровождать

ласковыми словами; перед началом занятий вызвать радостное настроение
ребенка,  положительную  реакцию  на  занятия  —  в  первые  3  мес  —
комплекс оживления, гуление,

бку смех; с 3—4 месяриучать ребенка к речевым указанц-

на

пример,  «Возьми  игрушку»,  с  4—6  мес  упражнение  начинать

словами: «Достань игрушку», «Сядь», «Встань», а с 8—9 мес —  стараться

вызвать  своими  словами  более  сложные  движения;  такой  эмоционально-
речевой  контакт  созда

г

 ет  у  ребенка  хорошее  настроение,  служит

одновременно  поощрением  малыша,  улучшает  физиологический  аффект
от  каждого  движения;  таким  образом,  в  процессе  проведения  процедур
ЛФК  используются  педагогические  возможности,  сочетание  движения  с
воздействием  на  зрительный  и  слуховой  анализаторы;  развиваются  речь,
интеллект ребенка;

.  15)  желательно  для  детей  ослабленных,  возбудимых  сопровождать

занятия  тихой,,  мелодичной  музыкой,  для  детей  флегматичных,
заторможенных

целесообразнее

проводить

занятия

под

бодрую,

ритмичную музыку;.

16) строго придерживаться правила — не сажать и не ставить ребенка,

прежде  чем  он  научится  движениям  в  горизонтальном  положении  —
поворотам на спину, на живот и, что очень важно, ползанию на животе, на
четвереньках;  все  эти  движения  должны  стимулировать  массажист-
инструктор и ро-дители (дома); .

17) назначать ЛФК своевременно — при показаниях — с первых дней

жизни ребенка, желательно — не позже 1 — 1

1

/г мес;

18)  при  составлении  индивидуального  комплекса  ЛФК  массажист-

инструктор  ЛФК  должен  опираться  на  рекомендации  врача  ЛФК,  свои
знания  особенностей  нозологии  ребенка,  соответствующих  задач  ЛФК  и
методики  ЛФК  при  данном  заболевании;  владея  этими  знаниями,
инструктор

может

подобрать

оптимальные

средства

ЛФК

для

реабилитации  организма  ребенка;  при  творческой  работе  масса^киста-
инструкто-ра  ЛФК  —  составлении  индивидуального  комплекса  ЛФК  —
следует учитывать рекомендации, изложенные в гл. 3;

19)  для  получения  оптимальных  результатов  от  занятия  с  детьми  1-го

года  жизни  (группы  риска,  больными)  необходимо  придерживаться
основных,  принципов  ЛФК  —  занятия  ЛФК  (процедуры)  должны
проводиться  регулярно  —  ежедневно,  систематически  —  в  домашних
условиях — родителями — по нескольку раз в день; длительно — иногда и
больше  года;  нельзя  забывать  и  принципа  рассеянности  нагрузки  на  все
мышечные  группы,  например,  перемежать  упражнения  для  рук  с
упражнениями для туловища.

Средства  лечебной  физкультуры.  Физические  (гимнастические)

упражнения. Все гимнастические упражнения для детей грудного возраста
подразделяют условно на пассивные, рефлекторные и активные. Пассивные
упражнения  выполняются  с  помощью  массажиста-инструктора  ЛФК  без

волевого усилия ребенка (например, массажист сам сгибает и разгибает его
конечности)

Рефлекторные

упражнения

упражнения,

основанные

на

безусловных  двигательных  (кожно-мышечных)  рефлексах.  Например,
подошвенное  сгибание  пальцев  ног  при  легком  прикосновении  к  ступне
ребенка около пальцев.

Активные  упражнения  выполняются  при  активном  участии  ребенка.

Например,  при  указании  массажиста:  «Подними  ноги  вверх!»,—  ребенок
выполняет это движение.

Гимнастические  упражнения  с  успехом  сочетаются  с  различными

приемами  массажа  и  лечением  положением  Гимнастические  упражнения,
воздействуя  на  различные  мышечные  группы,  на  весь  организм  ребенка  в
целом,  укрепляют  его,'  улучшают  деятельность  нервной,  сердечно-
сосудистой,  двигательной  систем,  содействуют  воспитанию  двигательных
ка-

1

честв и навыков, развивают психику ребенка, речь, интеллект.'

При  выборе  гимнастических  упражнений  для  детей  1-го’  года  жизни

— больных и группы риска — принимается во. внимание истинный возраст
(по эмоциональному и психомоторному развитию детей), а не паспортный.
При  этом  учитываются  индивидуальные  особенности  организма  ребенка.
Гимна-

х

 стические  упражнения  у  грудных  детей  должны  поддерживать,  -

укреплять  возникающие  функции  и  навыки,  а  в  ряде  случаев  как  бы
предвосхищать  их  появление,  идти  несколько  вперед,  навстречу  им,
совершенствовать двигательные навыки и умения.

В  1-м  полугодии  жизни  ребенка,  особенно  в  первые  3  мес,

используются  упражнения,  основанные  на  безусловных  рефлексах  (см.  гл.
1,  приложение  6).  В  основном  используются  упражнения,  связанные  с
разгибанием туловища и конечностей. А с 3—4 мес применяются активные
упражнения,  также-на  основе  безусловных  рефлексов  положения  (позные
рефлексы) (см. гл. 1 и приложение 6).

После  3—4  мес  в  комплекс  гимнастики  вводятся  и  пассивные

упражнения  (при  отсутствии  выраженной  гипертонии  конечностей).  Если
имеется небольшая гипертония мышц, то надо предварительно расслабить
спастически  сокращенные  мышцы  и  лишь  затем  проводить  пассивные
упражнения.  Для  расслабления  этих  мышц  можно  использовать  не  только
расслабляющие приемы массажа (см. гл. 2, 10), но и некоторые пассивные
упражнения.  Например,  в  исходном  положении  ребенка  на  спине:  1)
катание  конечности  (плеча,  бедра)  по  оси  кости  кнаружи  и  кнутри,  не
отодвигая конечности в сторо-и • 2) при согнутых коленях, с опорой стоп о

плоскость опоры, покачивание всего таза влево, вправо. То же — и всего
туловища.

Во  2-м  полугодии  жизни  появляется  уже  много  условных  связей,

возникших  на  базе  безусловных  рефлексов.  В  занятия  с  ребенком
включаются  активные  упражнения.  Они  осуществляются  ребенком
уже в ответ на условные сигналы, которые сначала должны совпадать
во  времени  с  безусловными  раздражителями  (легкое  потягивание  за
руки, ноги, включение зрительных и слуховых анализаторов — яркая,
звучащая  игрушка),  а  затем  и  на  речевую  инструкцию,  просьбу
взрослого, обращенные к ребенку в ласковом тоне.

Особую

группу

упражнений

составляют

дыхательные

упражнения.  Они  способствуют  повышению  снабжения  кислородом
всех  органов  и  тканей  организма  ребенка,  в  том  числе  ЦНС,
расслаблению

спастически

сокращенных

мышц,

снижению

возбудимости ребенка, улучшению его общего состояния.

Особенно важное значение дыхательные упражнения приобретают для

недоношенных  детей  в  связи  с  несовершенством  у  них  дыхательной
системы,  для  детей,  родившихся  с  частичными  ателектазами  легких,
пневмонией,  часто  болеющих  острыми  респираторными  вирусными
инфекциями,  детей  с  поражениями  нервной  системы,  в  генезе  которых
лежит  гипоксия  головного  мозга.  Поэтому  при  любых  заболеваниях  и
состояниях

детей

дыхательные

упражнения

обязательно

должны

использоваться  в  занятиях  ЛФК.  Иногда  рекомендуется  проводить  их  и
самостоятельно 3—5 раз в течение дня (по 3 мин).

Различают  динамические  и  статические  дыхательные  упражнения.

Динамические  дыхательные  упражнения  характеризуются  сочетанием
движения конечностей и туловища с фазами дыхания (вдохом и выдохом).
Статические дыхательные упражнения осуществляются только при участии
диафрагмы  и  межреберных  мышц  (и  для  детей  1-го  года  жизни
используются с 10 мес, например: «Понюхай цветочек»).

По задачам применения выделяют общие и специальные дыхательные

упражнения.  Задача  общих  дыхательных  упражнений  —  укрепление
дыхательных

мышц,

улучшение

дыхательных

функций.

Задача

специальных  дыхательных  упражнении  —  воздействие  на  локальные
изменения  в  органах  дыхания  (при  пневмонии,  плеврите  и  др.),
использование  их  для  профилактики  осложнений.  Эти  дыхательные
упражнения  преимущественно  проводятся  пассивным  методом,  т.  е.  эти
упражнения осуществляются массажистом-инструктором ЛФК.

Описание некоторых дыхательных упражнений (см. приложение 6).

1.  и.  п.—  на  руках  взрослого.  Ритмичные  надавливания  на  спину

ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п.— лежа на спине. Ритмичные надавливания на грудную клетку,

ее передние и боковые поверхности, обходя грудину

3.  И.  п.—  лежа  на  боку.  Ритмичные  надавливания  на  грудную  клетку,

ее  боковую  и  заднюю  поверхности  в  положении  на  правом  и  левом  боку
поочередно.

4. И. п. — лежа на спине. Прижать согнутые руки ребенка к боковым и

передним  поверхностям  грудной  клетки  (выдох),  развести  слегка  руки
ребенка в стороны, скользя ими по поверхности стола (вдох),

5. И. п. — лежа на боку. Одной рукой поддерживать ребенка, другой —

прижать его согнутую руку к переднебоковой поверхности грудной клетки,
затем отвести ее (без усилия) вверх

6. И. п.— лежа на спине. Сгибание ног с приведением их к животу и с

последующим разгибанием ног

7.  И.  п.  —  лежа  на  спине.  Ребенок  кистями  своих  рук  захватывает  II

пальцы  кистей  взрослого,  который  сгибает  руки  ребенка,  нажимает  его
кулачками на боковые поверхности и крылья носа — выдох, затем разводит
руки  в  стороны.  Упражнение  проводится  как  игра:  взрослый,  прижимая
.крылья  носа  ребенка  его  кулачками,  разговаривает  с  ним,  улыбается,
вызывая у ребенка улыбку, смех (выдох)

Все дыхательные упражнения повторяют от 2 до 6 раз.
В  зависимости  от  состояния  малыша  используются  различные

дыхательные упражнения динамического и статического характера —- для
выполнения  задач  общей  и  специальной  дыхательной  гимнастики.  В
первые 6—8 мес проводятся пассивные дыхательные упражнения, а с 9 мес
они  дополняются  активными,  т.  е.  упражнениями,  которые  может
осуществлять  сам  ребенок  уже  по  просьбе  взрослого,  например,  поднять
руки, затем обхватить грудную клетку обеими руками, произнося звук «ш-
ш»,  «ж-ж»  или  слоги  «ма-ма».  Общее  правило  при  проведении
дыхательной гимнастики остается неизменным — активизация выдоха.

Лечение положением (укладки) *. Укладками называются укладывание

головы,  туловища,  конечностей  в  корригирован*  ное  положение,  чаще  с
последующей  фиксацией.  Лечение  положением  имеет  большое  значение  в
ЛФК. Укладки приме* няются в основном у детей с ортопедическими или
неврологическими заболеваниями. При этом лечение положением помогает
формировать  физиологическое  положение  всего  тела  ребенка  или
определенных его частей, а также и движения.

1

 Лечение  положением  проводится,  как  правило,  родителями  в

домашних  условиях,  но  обучаться  приемам  лечения  положением  они
должны в поликлинике в «школе родителей» у массажиста-инструктора

ЛФК.

1

V ладки ребенка проводятся на определенный срок,- кото-
»  танавливает  врач  ЛФК.  При  систематически  повторяв-кладке

приданная тюза (положение) становится  все  более  привычной.  При  этом
сближаются

точки

прикрепления

°стянутых

мышц,

мышцы

укороченные

или

спастически

сокращенные

растягиваются.

Нормализуется  и  схема  движений  в  положении  укладки.  Укладка  и
фиксация  этих  укладок  для  сохранения  физиологической  позы  тела  и  его
частей  —  эффективное  средство  профилактики  и  коррекции  различных
патологических изменений опорно-двигательного аппарата.

В  условиях  поликлиники,  в  кабинете  ЛФК,  в  основном  даются

советы,  «домашние  задания»  родителям,  которых  обучают  тому,  как  в
домашних условиях лроводить лечение

положением.
Различные  виды  укладок  используются  как  исходные  положения

для  отдыха:  для  постепенной  статической  тренировки  нервно-костно-
мышечной  системы  к  правильному  физиологическому  положению
тела,  его  частей,  т.  е.  для  фиксации  достигнутого.  Некоторые  укладки
дают

возможность

наиболее

полно

использовать

физические

упражнения.

К  лечению  положением  можно  отнести  также  специальные  укладки

ребенка  для  профилактики  аномалий  прикуса,  при  поражениях  лицевого
нерва, а также профилактики и лечения органов дыхания. В кабинете ЛФК
для  обучения  родителей  лечению  положением  должны  быть  некоторые
наглядные пособия.

Массаж  —  средство  ЛФК,  используемое  в  комплексном  лечении  и

профилактике  заболеваний  детей  1-го  года  жизни.  Используется  ручной,  а
не  аппаратный  массаж.  В  основе  механизма  действия  массажа  лежат
сложные  процессы  рефлекторного,  нейрогуморального,  эндокринного,
обменного характера. Они взаимообусловлены и регулируются ЦНС.

Массаж

комплекс

приемов

механического

дозированного

воздействия

на

различные

участки

поверхности

тела

ребенка,

выполняемых  ритмично  с  определенной  силой  и  в  определенной
последовательности

руками

массажиста.

Эти

приемы

вызывают

раздражение  распространенных  по  всему  телу  механорецепторов  —
рецепторов  кожи  (экстерорецепторов),  мышечно-суставного  чувства
(проприорецепторов)

и

рецепторов

внутренних

органов

(интерорецепторов).

При  раздражении  этих  рецепторов  приемами  массажа  происходит

преобразование  механической  энергии  в  сигналы,  идущие  к  нервным
центрам.  Формирующиеся  в  ЦНС  ответные  реакции  способствуют
нормализации  ее  функционального  состояния,  оказывают  благоприятное
общее  воздействие  на  весь  организм,  в  том  числе  и  на  местные
патологические процессы. В свою очередь, местные реакции, возникающие
под  влияниемг  непосредственного  действия  приемов  массажа  на  ткани
масси-!  руемой  области,  оказывают  положительное  действие  не  только'  на
эту область, но и рефлекторно на весь организм ребенка,: Массаж улучшает
процессы  питания  в  коже  и  подлежащих,  тканях,  восстановительные
процессы,  активизирует  обмен  ве-{  ществ;  под  влиянием  массажа
улучшаются  кровоток  и  лимфо-,  обращение,  нормализуется  мышечный
тонус;  при  сочетании  массажа  с  физическими  упражнениями  быстрее
происходит

1

физическое, психическое и речевое развитие ребенка.

Рунной  массаж.  Существует  4  основных  приема  массажа:',

поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Каждый

1

из них имеет

вспомогательные приемы. i

Поглаживание  является  основным  обязательным  приемом:  им

начинается  и,  как  правило,  заканчивается  каждый  прием  массажа  и  вся
процедура в целом. *

Поглаживание  —  легкие,  скользящие  движения  ладонью,  *  пальцами

массажиста  по  коже  ребенка.  Последняя  не  сдвига-,  ется  в  складки:  рука
массажиста  скользит  по  коже  ребенка,  производит  при  этом  различной
степени  надавливания  на  нее.  У  детей  1-го  года  жизни,  ослабленных
заболеваниями,  делают  в  основном  поверхностное  поглаживание,  а  у
нормотрофиков и паратрофиков — и глубокое поглаживание. >

Поглаживание  может  быть  плоскостным  и  охватывающим..  При

плоскостном  кисть  массажиста  выпрямлена  свободной  пальцы  слегка
разогнуты. При охватывающем кисть принимает полусогнутое, положение,
охватывая,  например,  плечо,*  голень,  бедро;  I  палец  при  этом  отведен,
остальные 4 полу--согнуты.

Поверхностное  поглаживание  оказывает  успокаивающее.  влияние  на

нервную  систему,  способствует  расслаблению  мышц,  улучшает  состояние
кожных сосудов, улучшает питание тканей, повышает эластичные свойства

кожи.

Глубокое

поглаживание

стимулирует

лимфоток

и

кровоток,

активизирует  кровообращение  в  массируемой  области,  укрепляет  мышцы.
Глубокое  поглаживание  проводится  от  периферии  к  центру,  по  ходу
лимфатических  сосудов,  в  направлении,  к  расположенным  поблизости
лимфатическим узлам.

т

Поглаживание  проводят  одной  или  двумя  руками  одновременно  или

поочередно (одна рука следует за другой)

В  первые  3  мес  жизни  основным  приемом  массажа  является

поглаживание.  Оно  снижает  повышенный  тонус  в  мышцах-сгибателях  и
таким  образом  уравновешивает  тонус  сгиба-"  тельной  и  разгибательной
мускулатуры ребенка. Это очень*

важно,  так  как  способствует  развитию  движений,  направленных  на

сохранение  позы  и  изменение  положения  тела  в  пространстве,  развитию
ручной умелости.

Из  вспомогательных  приемов  поглаживания  применяют  глажение.

Прием  выполняется  тыльными  поверхностями  средней  и  концевой  фаланг
II,  III  и  IV  пальцев,  согнутых  под'  прямым  углом  к  ладони.  Частично  этот
прием  используется-при  массаже  спины  у  нормотрофиков  и  паратрофиков

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4   ..