правильного опыта.
Проехать с отцом в каком угодно вагоне в отдельном случае нисколько
не вредно, если очевидно, что это только приятный случай, вытекающий не
из права детей на излишний комфорт, а из их желания быть вместе с отцом.
В советском семейном коллективе много найдется других случаев, когда
потребности детей не будут связаны с заслугами отца, тогда и у Алеши
будет действовать другая логика.
Все это вовсе не значит, что в такой семье к детям нужно применять
какую-то особенную дрессировку. Вопрос решается в стиле всей семьи. И
если сам отец как гражданин имеет право на дополнительный комфорт, то
как член семейного коллектива он тоже должен себя ограничивать. Какие-
то нормы скромности обязательны и для него, тем более что в биографиях
наших великих людей скромность всегда присутствует:
«Поднимаемся по лестнице. На окнах белые полотняные
занавески. Это три окна квартиры Сталина. В крохотной
передней бросается в глаза длинная солдатская шинель, над ней
висит фуражка. Три комнаты и столовая. Обставлены просто, как
в приличной, но скромной гостинице. Столовая имеет овальную
форму: сюда подается обед — из кремлевской кухни или
домашний, приготовленный кухаркой. В капиталистической
стране ни такой квартирой, ни таким меню не удовлетворился бы
средний служащий. Тут же играет маленький мальчик. Старший
сын Яша спит в столовой, — ему стелят на диване; младший в
крохотной комнатке, вроде ниши».
(Анри Барбюс)
Нравственная глубина и единство семейного коллективного опыта
совершенно необходимое условие советского воспитания. Это относится
одинаково и к семьям с достатком и к семьям с недостатком.
В нашей стране только тот человек будет полноценным, потребности и
желания которого есть потребности и желания коллективиста. Наша семья
представляет собой благодарный институт для воспитания такого
коллективизма.