Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Техническая эксплуатация и обслуживание железнодорожного хладотранспорта - часть 1

 

 

Тема 9
Техническая эксплуатация
и обслуживание
железнодорожного
хладотранспорта
9.1 Техническая эксплуатация хладотранспорта
Планирование перевозок скоропортящихся грузов
Основная задача планирования перевозок скоропортящихся
грузов — полное и своевременное удовлетворение потребностей
отправителей в этих перевозках с наименьшей затратой
транспортных ресурсов. При этом необходимо обеспечить
эффективность технических средств владельца инфраструктуры.
При планировании вся номенклатура скоропортящихся грузов
объединяется в укрупнённые группы:
● мясо и мясопродукты;
● рыба и рыбопродукты;
● свежие плодоовощи;
● продукция молочной, маслосыродельной и жировой
промышленности, яйца;
● прочие скоропортящиеся грузы (консервы, соки, пиво и др.).
2
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Виды планирования:
● прогнозирование
(долгосрочные планы); такие планы
составляются на основе проектов развития соответствующих
отраслей промышленности и переработки сельскохозяйственной
продукции. Они ориентированы на уровень ОАО РЖД;
● текущее планирование (месячные планы); эти планы составля-
ются за 10 дней до начала месяца на основе заявок грузоотпра-
вителей на основе заявок производителей и отправителей
скоропортящихся грузов по перевозкам в предстоящем году и
доводятся до перевозчиков;
оперативные планы, на основе которых составляются и коррек-
тируются каждые 10 суток планы формирования поездов.
3
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Факторы, влияющие на организацию вагонопотоков
На организацию вагонопотоков со скоропортящимися грузами
влияют степень срочности груза, производительность и
периодичность работы пунктов зарождения грузопотока и
условия перевозок.
По степени срочности (с точки зрения очерёдности продвижения
вагонопотоков) выделяют три группы скоропортящихся грузов.
К первой группе относят грузы особой срочности доставки,
продолжительность транспортировки которых ограничивается
предельными сроками при полной надёжности обеспечения условий
перевозок.
К этой группе относят:
● неохлаждённые плодоовощи и яйца;
● живность
(домашние животные, рыба живая и рыбопосадочный
материал, раки живые, пчёлы и т.п. грузы);
● живые растения, семенной и посадочный материал;
● дрожжи хлебопекарные, биопрепараты, сырьё для медицинских
препаратов, икра рыб непастеризованная.
4
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Вторая группа это — грузы срочной доставки, продолжитель-
ность перевозки которых также ограничивается предельными сроками,
а условия перевозки допускают колебания режимных параметров в
заданных пределах:
любые охлаждённые грузы, не поименованные в первой группе,
перевозимые в рефрижераторных вагонах и контейнерах с охлаждением
или отоплением;
замороженные и охлаждённые грузы, перевозимые в вагонах-
термосах и контейнерах-термосах;
замороженные и охлаждённые грузы, перевозимые в рефрижера-
торных вагонах и рефрижераторных контейнерах без охлаждения и
отопления и не поименованные в первой группе.
Третью группу составляют грузы малой срочности доставки.
Это — грузы либо с мало ограниченными предельными сроками
перевозки, либо допускают значительные колебания режимных
параметров. К таким грузам относят:
● любые замороженные грузы, перевозимые в рефрижераторных
вагонах и контейнерах с охлаждением;
● водка, коньяки, вина, ликёроводочные изделия, минеральные
воды, консервы, кондитерские изделия.
5
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Способ организации вагонопотоков зависит, главным образом, от
их размеров и характера образования.
Пункты зарождения вагонопотоков со скоропортящимися
грузами подразделяют:
по производительности на мощные (обеспечивают в сутки один
холодный поезд и более), средние (формируют ежесуточно ядро из вагонов
со скоропортящимися грузами для поездов заданного направления) и
маломощные (формируют одиночные вагоны);
по периодичности действия ─ на систематические (обеспе-
чивают в течение года устойчивые вагонопотоки), периодические
(действуют в строго определённый период года) и эпизодические
(поставляют скоропортящиеся грузы один или несколько раз в год).
6
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Условия перевозок характеризуются температурным
напором
(t), сезонной неравномерностью
(kн), надёжностью
перевозки в НХЦ (Р). Эти факторы учитываются коэффициентом
эквивалентности (э), определяемым как отношение стоимости
вагоно-часа ИТМ к стоимости вагоно-часа вагона общего парка.
В зависимости отэ условия перевозок могут быть:
нормальными — приэ 2,9, чему соответствует t 30°С;
kн 1,2; Р 0,6;
тяжёлыми (2,9 э 4,3), т. е. при t = 30…40°С; kн =
1,2…1,5; Р = 0,6…0,8;
● экстремальными (э 4,3), т. е. приt = 40°С; kн 1,5;
Р0,6.
Чем выше значение
э, тем выше должна быть скорость
доставки, чтобы компенсировать расходы на эксплуатацию
изотермических вагонов.
7
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Организация холодных поездов
Вагонопотоки со скоропортящимися грузами организуют в скорые,
ускоренные и молочные «холодные» поезда.
Скорые холодные грузовые поезда постоянного или временного
обращения назначаются приказом начальника центра управления
перевозками продовольственных грузов ОАО «РЖД» по согласованию
с владельцами инфраструктур. Скорые поезда формируют из РС,
АРВ-Э и живорыбных секций и вагонов. Такие поезда следуют от
станции формирования до станции назначения без переработок и
технологических остановок. Гружёные живорыбные вагоны и АРВ-Э с
особо ценными грузами можно включать (до двух вагонов) в состав
скорых пассажирских поездов.
Ускоренные холодные грузовые поезда назначаются в
обращение аналогичным образом с прицепкой и отцепкой одиночных
вагонов или групп вагонов на одной или нескольких станциях.
Ускоренные поезда формируют из рефрижераторных вагонов,
специальных изотермических и крытых вагонов.
8
Техническая эксплуатация хладотранспорта
Молочные поезда предназначены для обеспечения крупных
промышленных центров молоком и молочной продукцией. Они
формируются кольцевыми маршрутами из АРВ-Э, 5-вагонных секций,
цистерн-термосов.
Регулирование работой ИПС
Регулирование работы с ИТМ с помощью ЭВМ осуществляется
подсистемой «Рефрижератор-2» в системе АСУЖТ, которая включает
в себя:
● поиск оптимального варианта заявки под погрузку СПГ порожней
рефрижераторной единицы;
● контроль продвижения, местонахождения, работы и
технического состояния ИТМ на сети железных дорог;
● получение основных показателей и измерителей работы ИТМ;
● решение задачи регулирования и полную автоматизацию
распределения ИТМ под погрузку.
9
9.2 Техническое нормирование эксплуатационной работы
с изотермическими вагонами и контейнерами
Показатели нормирования работы делят на количественные и
качественные.
К количественным показателям относят среднесуточные объёмы
погрузки и выгрузки, передачи гружёных и порожних вагонов
(контейнеров); к качественным — время оборота, средний суточный
пробег, производительность вагона
(контейнера), статическая и
динамическая нагрузки.
Техническая норма загрузки вагона (контейнера) pт, т/ед. —
нормативный показатель, определяемый количеством конкретного
груза, которое может быть погружено в один вагон или контейнер
определённого типа в соответствии с требуемыми режимами
перевозки и условиями погрузки. Различают местные технические
нормы (действуют на станциях погрузки только одной железной дороги)
и сетевые нормы
(действуют в пределах всей сети железных дорог
Российской Федерации). Существует вполне определённый порядок
разработки и утверждения технических норм загрузки вагонов.
10
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами
Грузоподъёмность вагона
(контейнера) Р, т/ед.
— паспортная
характеристика вагона (контейнера) конкретного типа (прил. Н).
Коэффициент использования грузоподъемности вагона
(контейнера) kи.г, доли единицы, характеризует степень загрузки ИТМ
данного типа конкретным грузом и служит оценочным показателем
при выборе оптимального варианта размещения груза в ИТМ, а также
при расчёте потребности в ИТМ по их грузоподъёмности:
pт
kи.г
= —— 1.
Р
Полезная загрузка вагона
(контейнера) рп характеризует
количество конкретного груза, погруженного в ИТМ определённого
типа без учета массы тары груза Gт, средств пакетирования Gс.п,
массы контейнеров Gк. Её применяют в экономических расчётах при
сравнении различных способов доставки грузов и определяют, т/ед.:
рп = рт - (Gт + Gс.п + Gк).
11
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами
Средняя статическая нагрузка вагона (платформы с контейнерами)
рст , т/ваг. является отчетным показателем работы станции, отделения,
дороги, сети ж.д. Она характеризует средневзвешенное количество груза,
приходящееся на один погруженный вагон, используется в планово-
финансовой деятельности и анализе работы подразделения. Её определяют
из соотношения:

р
n
т
вij
ij
i j
П
р
,
ст
n
U
вij
п
i j
Суммирование только по j даёт статическую нагрузку по роду груза:
р
/
П
U
i
с.г
п
i
Суммирование только по i даёт статическую нагрузку по роду вагона:
р
/
П
U
j
с.в
п
j
12
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами
Динамическая нагрузка гружёного вагона рд.г , т/ваг., характери-
зует среднюю загрузку парка изотермических вагонов в гружёном пробеге по
участку, отделению, дороге, сети ж.д. Её используют как отчётный показатель
в планово-финансовой деятельности подразделения при анализе его работы,
а также при калькуляции транспортных затрат методом расходных ставок.
Значение этого показателя определяется соотношением
pl
р
д.г
nS
гр
Динамическая нагрузка вагона рабочего парка рд.р, т/ваг.,
характеризует среднюю загрузку парка изотермических вагонов в общем
пробеге по участку, отделению, дороге, сети. Её определяют так:
pl
p
д.р
nS
13
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами
Коэффициент порожнего пробега вагонав характеризует долю
порожнего пробега вагона по отношению к гружёному (в) или по отношению
к общему пробегу (в). Величинув применяют в калькуляции транспортных
затрат, ав — в планово-финансовой деятельности подразделения. При
этом
nS
nSпор
пор
'
"
,
α
α
в
в
nS
nS
гр
Работа рассматриваемого подразделения U характеризует объём
перевозок гружёных вагонов за сутки:
UU
U
п
п.г
Коэффициент местной работы kм характеризует долю вагонов, с
которыми выполняются грузовые операции в рассматриваемом
подразделении:
UпU
в
k
м
U
14
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами
Гружёный рейс вагона Lгр , км — расстояние которое проходит вагон за
время оборота в гружёном состоянии:
nS
гр
L
гр
U
Порожний рейс вагона Lпор, км — расстояние которое проходит вагон
за время оборота в порожнем состоянии:
nS
пор
L
пор
U
Полный рейс вагона Lв, км — расстояние которое проходит вагон за
полный период оборота:
nS
L
в
U
15
Техническое нормирование эксплуатационной работы с изотермическими вагонами и контейнерами
Оборот вагона
(контейнера)
, сут
— продолжительность
нахождения изотермического вагона рабочего парка от начала одной
погрузки до начала следующей погрузки. Значение определяют
через характеристики движения:
1
L
L
L
L
в
в
в
в
θ
(
t
k tгр
t
t
)
т
т.о
с.о
24
v
l
l
l
уч
в
т.о
в.с.о
Рабочий парк изотермических вагонов (наличный для освоения
объёмов перевозок в подразделении) nр определяется через оборот
вагона и работу, ваг.:
n
θU
р
16

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..