(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     (М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - 1979 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..

 

 

(М. Анисимов) Дрессировка лошадей в цирке - часть 4

 

 

 

25 

4.  Легкое  движение  вперед  и  вверх  употребляют  тогда,  когда  замечают,  что  лошадь  начинает  сильно 
ложиться  на  удило.  Не  следует  вначале  чрезмерно  укорачивать  развязные  поводья,  а  нужно  подбирать 
лошадь,  насколько  допускает  естественная  пристановка  ее  головы  и  насколько  это  необходимо,  чтобы 
лошадь с наименьшим напряжением уступила (в затылке) действию повода на ее рот. 

Когда  лошадь  равномерно,  послушно  ходит  на  развязке  шагом  и  средней  рысью,  можно  начать 

работать  с  ней  на  прибавленной  рыси.  Все  переходы  лошадь  должна  производить  спокойно  и  плавно. 
Нужно знать следующее: 
1. Все уроки под развязным троком производить с частыми остановками, не утомляя лошадь. 
2. Не торопиться переходить от одного упражнения к другому, более сложному. 
3. Не добиваться абсолютного совершенства при исполнении каждого требуемого от лошади движения, а 
довольствоваться тем, что она в силах сделать в данное время. 
 

ПЕРВЫЕ

 

УРОКИ 

 

Работу  молодой  лошади  при  помощи  лонжи  обычно  начинают  через  три-четыре  дня  после  ее 

прибытия.  Для  этого  на  лошадь  надевают  уздечку  или  легкий  капцунг  (рис. 18), к  носовому  кольцу 
которого пристегивают лонжу, и седлают. 

Рис. 17 

 

При накладывании на молодую лошадь седла в первый раз нужно быть весьма осторожным, чтобы 

ее  не  напугать.  Лучше  всего  седловку  производить  вдвоем.  Во  время  седловки  для  отвлечения  внимания 
лошади  ее  следует  подкармливать  овсом,  хлебом,  морковью.  Подпруги  подтягивают  лишь  настолько, 
чтобы  они  слегка  придерживали  седло.  Поводья  пропускают  под  подбородный  ремень,  чтобы  они  не 
болтались и лошадь не могла на них наступить; стремена поднимают по путлищу вверх. Пристегнув лонжу 
к внутреннему кольцу трензеля и носовому ремню капсуля (одновременно), дают указание помощнику об-
вести  лошадь  шагом  по  писте  один-два  круга,  а  затем  выпускают  ее.  Большинство  молодых  лошадей  в 
первые  минуты  скачут  «сломя  голову»  и,  ничем  не  сдерживаемые,  могут  упасть  и  ушибиться.  Для 
предотвращения  этого  следует  укреплять  лонжу  на  голове  лошади  по  способу  «лонжа-фикс».  В  этом 
случае  конец  лонжи  пропускают  через  внутреннее  кольцо  трензеля,  перекидывают  через  затылок  на 
другую  сторону  и  пристегивают  к  наружному  кольцу  трензеля.  Передние  ноги  молодой  лошади  для 
предохранения  от  травм  бинтуют  трикотажным  или  фланелевым  бинтом  на  вату  или  ватник.  Погоняв 
лошадь  около  пяти  минут  в  одну  сторону,  оставляют  шамбарьер,  голосом  успокаивают  ее  и,  постепенно 
укорачивая  лонжу,  подходят  к  ней,  оглаживают  и,  пристегнув  лонжу  за  другое  трензельное  кольцо, 
пускают ее в обратную сторону. Можно перевести лошадь на другую сторону, не вводя ее в центр манежа 
(на капцунге). Если лошадь пойдет галопом (но не карьером), задерживать ее движение не следует. 
 

Рис. 18 

 

 

26 

 Первые  два-три  урока  можно  предоставить  лошади  возможность  идти  любым  аллюром  (кроме 

карьера), лишь бы ее движения были энергичными. Следующие уроки ведут рысью или шагом. 
 

ОТРАБОТКА ПРАВИЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 

 

Добиться  ровной  рыси  довольно  просто:  уже  на  третьем  или  четвертом  уроке  всякая  лошадь, 

выполнит это упражнение. 
            Допустим, что лошадь идет налево. Дрессировщик, находясь в центре манежа, держится на уровне 
плеча лошади лицом к ней, как бы замыкая ее между лонжей, указывающей путь вперед от себя (в левой 
руке),  и  шамбарьером  (в  правой  руке).  Чтобы  заставить  лошадь  тронуться  рысью,  по  команде,  можно 
прищелкнуть языком, слегка тронув шамберьером по задним ногам между скакательным суставом и путом 
или только перенести шамбарьер назад. 
          При  дальнейшей  работе  этот  прием  приносит  большую  пользу.  Часто  лошадь  бросается  вперед 
галопом,  тогда  ее  ход  умеряют  колебанием  лонжи  (легким  натягиванием,  если  лонжа  зафиксирована  как 
лонжа-фикс)  и  успокаивают  голосом.  Лонжа  никогда  не  должна  быть  сильно  натянута;  лошадь  должна 
чувствовать  лишь  ее  тяжесть  или  же  колебание,  которое  производит  рука  дрессировщика.  Если  каждый 
раз, когда колебанием лонжи желают умерить ход лошади (перевести с галопа на рысь), говорить коротко и 
громко: «Рысью!»,  лошадь  скоро  поймет,  чего  от  нее  хотят,  и  привыкнет  повиноваться  даже  одному 
голосу. 
           Когда добились спокойной рыси в продолжение целой репризы, переводят лошадь в шаг тем же лег-
ким колебанием лонжи, говоря при этом более спокойно и протяжно—«Шагом!». По команде «Галопом!» 
шамбарьер  переносится  назад.  Если  лошадь  по  этой  команде  поднялась  в  галоп  не  с  той  ноги,  это 
называется  «фальшь» (вынос  вперед  наружных  ног).  В  этом  случае  необходимо  лошадь  приостановить, 
занести  шамбарьер  вперед  и,  придержав  лонжу,  когда  лошадь  изменила  вынос  ног  и  пошла  правильным 
галопом,  шамбарьер  перенести  против  гурты;  лонжа  при  этом  слабо  натянута.  В  продолжение  урока  на 
лонже следует заставлять лошадь двигаться поочередно по первой, второй и третьей листе. В дальнейшем 
можно оставить лонжу и руководить лошадью только шамбарьером и голосом. 
          Такая  работа  рекомендуется  как  лучшее  средство  дать  лошади  успокоиться.  Лошадь  горячая  или 
игривая  теряет  при  этом  излишнюю  энергию  и  становится  более  внимательной  и  послушной.  Ленивую 
лошадь  можно  таким  способом  заставить  энергичнее  двигаться  вперед.  При  этом  у  лошади  сама  собой 
вырабатывается  привычка  идти  без  посторонней  Поддержки.  Упряжная  лошадь  упирается  в  хомут, 
верховую поддерживает всадник, а на лонже она должна держаться сама. Это упражнение очень полезно 
даже для старых лошадей, так как действует успокаивающе, к тому же вырабатывает у них гибкость, лов-
кость и уверенность аллюров. При поддержке энергичной рыси в продолжение всей репризы (пять минут в 
одну  сторону  и  пять  минут  в  обратную)  у  лошади  развивается  дыхание.  Наконец,  лошадь  получает 
необходимый  моцион,  которого  она  была  бы  лишена,  так  как  первые  уроки  под  седлом  ведутся  шагом.       
Затем обучают лошадь идти к дрессировщику по его зову. Для этого по команде «Ко мне!» дрессировщик 
приостанавливает  ход  лошади;  плавно  укорачивает  лонжу,  притягивает  лошадь  к  себе,  отступая  в  то  же 
время  назад  настолько  медленно,  чтобы  лошадь  с  каждым  шагом  приближалась  к  дрессировщику. 
Шамбарьер  убирается  за  спину.  Когда  лошадь  подойдет  на  длину  вытянутой  руки,  ее  останавливают, 
оглаживают  по  шее,  успокаивают  голосом  и  дают  морковку  или  кусочек  хлеба.  Следует  избегать 
малейшего  движения  корпусом  вперед,  так  как  лошадь  может  броситься  назад  и  сразу  сделается  недо-
верчивой. Если лошадь не напугать в то время, когда она подходит к дрессировщику, то ласка, угощение и 
успокаивающий тон голоса покажут ей, что опасаться нечего. Она скоро станет доверчивее и охотно будет 
подходить к человеку не только вдоль барьера, но и к центру манежа. Однако лошадь должна это делать 
лишь по требованию дрессировщика. 

После нескольких уроков на лонже следует перейти к работе с помощью развязки. 
 

РАБОТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВЯЗКИ (АРНИРА), НА ЛОНЖЕ ИЛИ БЕЗ НЕЕ 

 

Работа эта очень полезна, она развивает и совершенствует гибкость лошади и свободу ее движений, 

дисциплинирует,  но  требует  осторожности  со  стороны  дрессировщика  и  главное — отсутствие 
поспешности. Неумелым, грубым применением развязки можно вконец испортить лошадь. Кроме того, не 

 

27 

все  молодые  лошади  могут  работать  с  арниром.  Однако  из  арсенала  дрессировщика  резиновый  ар-пир 
исключить ни в коем случае нельзя. Огромное преимущество арнира заключается в том, что дрессировщик 
видит  лошадь  со  стороны,  может  заметить  малейшие  погрешности  аллюра,  положения  головы. 
Применение арнира полезно при работе не только с молодой лошадью, но и с лошадью, уже выезженной 
для  исправления  неправильных  движений.  Работу  под развязным  троком  с  помощью  лонжи  практикуют: 
для  слабых  лошадей,  для  излишне  упирающихся  в  один  из  поводьев,  для  отказывающихся  идти 
правильным  галопом  с  одной  из  ног,  для  идущих  за  поводом  и  через  повод  и  для  лошадей  излишне 
горячих.  Исправление  недостатков  работой  при  помощи  развязки:  если  лошадь  ложится  на  один  из 
поводьев, например на правый, то она обыкновенно поворачивает голову налево, сваливая затылок вправо, 
то  есть  избегает  упора  на  левый  повод.  Причина — излишняя  чувствительность  десны  с  одной  стороны 
челюсти. Избегая упора на удило этой десной, лошадь сильнее упирается на противоположную сторону. 

Для  исправления  этого  недостатка  (убедившись  в  отсутствии  на  десне  болезненного  процесса) 

следует укоротить развязку не с той стороны, с какой лошадь ложится на повод, а с той, с которой она его 
избегает. Если лошадь возьмет с этой стороны повод, то возьмет и правильный упор на удило, обеспечивая 
правильный постав головы и шеи. 

Лошадей,  не  берущих  повод  (идущих  за  поводом),  надо  развязать  несколько  больше  и,  двигаясь 

прибавленной рысью и галопом, добиться, чтобы лошадь взяла повод. Лошадь, избегающую идти галопом 
с  какой-либо  ноги,  например  с  левой,  короче  развязывают  на  ту  сторону,  с  какой  она  не  хочет  идти,  и 
посылают вперед. 
 

РАБОТА ЛОШАДИ НА КЛАВИШАХ (ТРАББАРЬЕРЫ-КАВАЛЕТТИ) 

 

Систематическая  работа  лошади  на  невысоких  барьерах  (кавалетти)  имеет  огромное  значение  при 

дрессировке.  В  основном  она  преследует  развитие  мускулатуры  лошади.  Ее  заставляют  выполнять 
определенные контролируемые и регулируемые по высоте и ширине движения; поднимать ноги выше, чем 
обычно,  и  тверже  ставить  их  на  землю.  Одновременно  такая  работа  полезна  для  всего  организма 
животного,  она  ведет  к  улучшению  аллюров  лошади,  особенно  рыси,  придавая  им  красоту  и  легкость; 
совершенствуется ритм и соразмерность движений; помогает лошади расслабить мускулатуру и устранить 
скованность,  в  особенности  у  лошадей  с  неправильными,  испорченными  аллюрами;  является  также 
хорошим подготовительным упражнением к пассажу и пиаффе. На клавишах лошадь можно тренировать 
на лонже, «на свободе» и под всадником. Вначале (после разминки) лошадь заставляют перешагивать через 
препятствия, то есть через лежащие на земле жерди (приблизительно 4—5, расстояние между ними 70—90 
см).  Затем  через  три-четыре  урока  высоту  жердей  увеличивают  до 15—20 см,  вначале  поднимают  две 
средние жерди и в дальнейшем остальные. При переходе на рысь расстояние между жердями увеличивают 
до 130—140 см, а в конце периода занятий, особенно если применяют работу на клавишах как подготовку к 
выполнению элементов высшей школы, сокращают до 100—110 см (в зависимости от габаритов лошади и 
ее способностей). Высоту же можно постепенно доводить до 35 см. 

Работая на клавишах с лошадью на свободе, надо, чтобы она была на свободном арнире (развязке), 

обеспечивающем низкое положение ее головы, для чего арнирные поводья прикрепляют как можно ниже, 
примерно на уровне пряжек подпруг. Спокойных лошадей можно сразу пускать на «свободе». Нервных и 
горячих — сначала на лонже. 

При  переходе  к  работе  лошади  на  клавишах  под  всадником  следует  вначале  вернуться  к  жердям, 

лежащим на земле, поднимая их в дальнейшем. 

Для всадника целесообразность работы на клавишах ничуть не меньше, чем для лошади, она ведет к 

снятию  натянутости  и  напряжения  в  посадке  всадника,  делает  ее  гибкой  и  непринужденной,  помогает 
всаднику  «чувствовать»  лошадь  и  следовать  своим  телом  за  се  движениями.  Работая  на  клавишах, 
всаднику следует: 
1. Расслабиться. 
2. Удерживать лошадь в прямом направлении. 
3. Держать руки с поводьями как можно ниже, не мешая лошади опустить голову. 
4. Шенкелями побуждать лошадь к движению вперед. 
5. Слегка уклонить свой корпус вперед. 
6. Временами бросать стремена. 
 
 
 

 

28 

Глава 3. РАБОТА ЛОШАДИ «В РУКАХ» (БЕЗ ВСАДНИКА) 

 

Сущность  этой  работы  заключается  в  том,  чтобы  сгибанием  позвоночника  в  вертикальной  и 

горизонтальной  плоскостях  подготовить  лошадь  к  работе  под  всадником,  научить  элементарному 
пониманию  основных  приемов  управления  и  приучить  ее  двигаться  вперед  с  подведенными  задними 
ногами и правильным положением шеи и головы. Работой в руках достигается: 
1. Ознакомление лошади с действием поводьев и подготовка ее к пониманию действий шенкелей. 
2. Приучение лошади двигаться от действия шенкелей (туширование хлыстом). 
3.  Развитие  способности  лошади  двигаться  вперед,  не  упираясь  в  челюсти  и  в  затылок  при  подведенной 
задней части корпуса и правильно поставленной шее. 
4. Отработка мягкости движений затылка и челюсти. 
5. Свобода движений передних ног лошади, гибкость ее в боках и в суставах задних конечностей. 
          Работа «в руках» ведется в следующей последовательности: сначала отрабатывают прямые сгибания 
шеи и головы в вертикальной плоскости (работа по прямому направлению на цирковом манеже носит не-
сколько  условный  характер,  так  как,  двигаясь  вдоль  барьера,  лошадь  чуть  изгибается),  затем  боковые 
сгибания, также вдоль барьера «в руках». При работе в руках прямыми сгибаниями вырабатывают: 
1.  Чувствительность  рта  лошади  (рот  должен  реагировать  на  требования  повода  «сдаванием»  нижней 
челюсти). 
2. Развитие способности самоуравновешиваться с наименьшей затратой сил. 

Рис. 19 

 

ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД «В РУКАХ» 

 

Лошадь ставят вдоль барьера, например для движения налево. Мундштучные поводья забрасывают 

лошади на шею, конец трензельных поводьев — в левой руке дрессировщика. В эту же руку берут и хлыст, 
опуская  его  концом  вниз,  вдоль  левой  ноги.  Правой  рукой  держат  трензельные  поводья  у  подбородка 
лошади, пропуская указательный палец между поводьями (рис. 19). Затем делают несколько шагов вперед. 

Если  лошадь  следует  за  дрессировщиком,  ее  оглаживают,  если  упирается,  то,  подав  левую  руку 

назад,  осторожно  тушируют  ее  хлыстом  у  подпруги.  Если  этого  недостаточно,  туше  повторяют. 
Обыкновенно туширования бывает вполне достаточно. Иногда лошадь оказывает сопротивление; для того 
чтобы  заставить  двигаться,  дрессировщик  вынужден  слегка  ударить  ее  по  задним  ногам.  При  этом 
необходимо  принять  во  внимание,  что  молодая  лошадь  не  всегда понимает,  чего  от  нее  требуют,  ей  еще 
незнакомы  средства  наказания,  которыми  располагает  дрессировщик;  она  не  боится  наказания  и  плохо 
понимает  ласку  (поощрение).  Вот  почему  в  таких  случаях  дрессировщику  надо  быть  терпеливым, 
добиваясь понимания лошадью ласки и наказания, так как вся дальнейшая работа основана именно на этих 
двух приемах: поощрение и наказание. Если лошадь спокойна и не очень «впечатлительная», она двигается 
вперед  довольно  спокойно.  Но  часто  лошадь  на  удар  хлыста  отвечает  резким  движением  и  может  даже 
подняться  на  дыбы,  начать  «козлить»  или  быстро  осаживать.  Если  лошадь  козлит,  дрессировщик  правой 
рукой  с  поводьями  поднимает  ей  голову,  чтобы  передать  центр  тяжести  к  задним  ногам.  Держаться  при 
этом дрессировщику следует у плеча лошади, избегая удара ее передней ноги. С поднятой головой лошадь 
не может «козлить». Поднятие на дыбы гораздо опаснее. Если это случилось, то правая рука немедленно 
бросает  поводья  и  дрессировщик  должен,  удерживая  конец  поводьев  в  левой  руке,  повернуться  лицом  к 
лошади,  вытянув  левую  руку.  При  таком  положении  лошадь  не  может  достать  дрессировщика.  Когда 
лошадь опустилась, к ней нужно осторожно подойти, стараясь скрыть хлыст. 

При  вторичном  подъеме  лошади  на  дыбы  следует  сильно  натянуть  поводья,  но  без  «пука».  После 

того  как  лошадь  несколько  раз  поднимется,  не  достигнув  цели,  она  может  броситься  в  сторону,  но 

 

29 

положение, в котором она находится, позволяет ей броситься только влево, то есть внутрь манежа. В этом 
случае удар хлыстом по боку и нажим повода быстро поставят ее на место. Любые занятия по дрессировке 
никогда нельзя заканчивать во время сопротивления лошади. Необходимо снова с помощью тех же средств 
настаивать  на  выполнении  лошадью  требования  дрессировщика,  в  данном  случае  на  движении  лошади 
вперед, и не прекращать работу до тех пор, пока она не уступит окончательно. Если лошадь идет хорошо 
налево, повторяют то же и направо. Затем постепенно приучают лошадь двигаться вперед лишь по щелчку 
языка.  Без  этого  дальнейшая  работа  будет  затруднительна.  Достигается  это  так:  щелкнув  языком, 
дрессировщик  делает  несколько  больших  шагов  вперед,  если  лошадь  сразу  же  двинется  вперед,  он  ее 
оглаживает. В противном случае лошадь следует послать вперед хлыстом, нанося им легкий удар по боку 
лошади у подпруг. Повторяя это упражнение несколько раз в каждую, сторону, легко добиться желаемого. 

ПРИУЧЕНИЕ ЛОШАДИ К ШЕНКЕЛЮ 

 

Начинать  каждый  урок  следует  с  повторения  пройденного,  после  чего  можно  постепенно 

предъявлять лошади и новые требования. 

Раз  лошадь  идет  спокойно  шагом  и  слегка  сдает  при  этом  на  повод,  необходимо  ее  приучать  к 

повиновению шенкелю. Эту работу следует начинать в руках. 

Встав перед лошадью, дрессировщик берет левой рукой трензельные поводья около рта лошади и 

слегка поднимает ей голову. Правой рукой с хлыстом туширует ее слегка с левой стороны у подпруг, где 
должен  лежать  шенкель,  и  одновременно  подает  голову  лошади  влево,  чтобы  облегчить  ей  откидывание 
задней  части  туловища  вправо.  Здесь  всадник  применяет  так  называемое  боковое  воздействие,  так  как  и 
повод и шенкель (хлыст) действуют с одной и той же стороны. 

Дальнейшая выездка производится диагональными средствами управления, то есть повод действует 

с противоположной стороны той, с которой действует шенкель. Это основной принцип правильной выезд-
ки. Если лошадь при этом сделала задними ногами два или три шага вправо (влево), значит она уступила 
дрессировщику,  ее  следует  огладить;  если  же  она  на  туширование  отвечает  ударом  задней  ноги,  нужно 
поднять  ей  голову  и  тем  самым  перенести  ее  центр  тяжести  назад  и  потребовать  от  нее  выполнения 
вторично. Проделав это упражнение пять-шесть раз направо и налево, лошадь будет легко уступать в обе 
стороны на несколько шагов. Нужно довольствоваться лишь несколькими шагами, но чаще возобновлять 
упражнение, оглаживая каждый раз за послушание. Вновь подчеркиваем, что одобрение (сглаживание или 
дача  лакомства)  должно  следовать  немедленно  за  выполнением  лошадью  требования  дрессировщика, 
точно  так  же  как  наказание — за  сопротивление  (но  не  за  непонимание).  Когда  лошадь  легко  уступает 
тушированию  на  обе  стороны,  голову  ее  можно  удерживать  прямо,  чтобы  она  повиновалась  лишь 
действию хлыста. Эта работа приучает лошадь переносить и припоминать действие шенкелей. Кроме того, 
это упражнение необходимо для перехода к боковым сгибаниям. 
 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ К ПРЯМЫМ СГИБАНИЯМ ШЕИ И ГОЛОВЫ 

ЛОШАДИ 

 

Находясь у левого плеча лошади, стоящей налево по барьеру, правой рукой берут оба мундштучных 

повода на расстоянии 15—20 см от удил, а левой — оба трензельных повода впереди головы лошади (рис. 
20).  Конец  трензельных  поводьев  и  хлыст  удерживают  в  левой  руке.  Затем  левой  же  рукой  подымают 
вперед голову и шею лошади, а правой, действуя на мундштук, заставляют шею согнуться в затылке, а рот 
уступить (то есть разжаться и отжевать). Обе руки действуют с одинаковой силой. Левая рука действует не 
только  вперед,  но  и  снизу  вверх.  Ее  задача—  не  только  не  давать  лошади  оттягиваться,  но  и  заставлять 
лошадь  подымать  голову  и  шею,  в  то  время  как  мундштук  производит  сгибание.  Если  трензельными 
поводьями  действовать  только  вперед,  то  в  тот  момент,  когда  мундштук  произведет  сгибание,  лошадь 
сможет опустить голову и тогда произойдет понижение шеи, чего следует избегать во все время работы в 
руках.  Если  лошадь  оттягивается  назад  или  осаживает,  усильте  действие  трензельных  поводьев;  если 
лошадь  упирается  в  затылке  и  не  хочет  сдать  на  повод,  усильте  действие  мундштучных  поводьев.  Ни  в 
коем случае не следует тянуть мундштучные поводья безостановочно, а лучше производить ряд легких и 
коротких нажимов. Нажимы должны быть настолько короткие, чтобы они не производили на рот лошади 
впечатление «пуков», и не настолько продолжительные, чтобы у нее могло появиться желание упереться на 
повод.  Как  только  лошадь  хоть  немного  уступила  дрессировщику,  следует  отдать  поводья  и  огладить 
лошадь, затем снова возобновить работу, но уже настаивая на большей уступке, затем снова отдать повод, 
огладить  и  т.  д.  Нельзя  при  этой  работе  быть  чрезмерно  требовательным.  Успех  будет  несомненный  и 

 

30 

быстрый  только  при  осторожном  и  ограниченном  предъявлении  требований.  Требования  должны 
возрастать лишь по мере достижения определенного успеха, а не для преодоления сопротивления лошади. 
Необходимо  требовать,  чтобы  лошадь  сдала  (согнула)  не  только  в  шее,  но  и  уступила  ртом,  то  есть 
отжевала удило. Без этого работа не может считаться оконченной. 

 

Рис. 20 

Случается, что лошадь долго «сопротивляется ртом». Тогда нужно сделать более продолжительный 

нажим мундштучными поводьями и затем сразу отдать повод совсем. Лошадь, утомленная сопротивлени-
ем,  шевельнет  ртом.  Этот  момент  нужно  уловить  и  вновь  легко  набрать  мундштучные  поводья.  В  этом 
случае лошадь не успеет противодействовать. Повторив несколько раз этот прием, всегда можно добиться, 
что лошадь будет «сдавать на повод». В том случае, если рот не «уступит», одно сгибание шеи приведет 
лишь к тому, что вся тяжесть лошади будет подана назад и заставит ее осадить или оттянуться. 

Таким  образом,  вся  работа  прямого  сгибания  шеи  и  головы  состоит  в  чередовании  действия 

трензеля  и  мундштука.  В  то  время  как  трензель  подает  лошадь  вперед,  мундштук  легким  давлением  на 
беззубый край придерживает голову, нагибает ее и заставляет сдать на повод, не останавливаясь и даже, по 
возможности,  не  укорачивая  ход  (если  работа  производится  на  месте,  то  не  оттягиваясь  назад).  Чтобы 
достичь  этого  без  излишних  усилий,  необходимо  настойчиво  повторять  одно  и  то  же:  выдерживать  и 
сдавать.  Это  основной  принцип  всей  работы.  Выдержать,  чтобы  победить  сопротивление,  сдать,  чтобы 
вознаградить за уступку, снова выдержать, чтобы, воспользовавшись одной уступкой, добиться большего и 
т. д. Крайне важно, чтобы после уступки добиваться у лошади мягкого взятия повода (выдерживать повод). 
 
 

Глава 4. РАБОТА ЛОШАДИ ПОД ВСАДНИКОМ 

 

ОСНОВЫ ПОСАДКИ ВСАДНИКА И УПРАВЛЕНИЯ ЛОШАДЬЮ 

 

Первый  большой  труд,  подробно  описывающий  школьную  посадку  как  наиболее  совершенную  в 

выездке,  был  написан  в 1836 году  полковником  Бабинским.  В  то  время  высшая  школа  верховой  езды 
достигла в России своего наибольшего развития и была известна своей тонкой шлифовкой манежной езды. 
И сейчас огромное значение при демонстрации любой езды на лошади и особенно высшей школы верховой 
езды  имеет  посадка  артиста-всадника  на  лошади.  Как  бы  хорошо  лошадь  ни  «работала»,  впечатление  от 
выступления будет смазано неправильной, неэлегантной, натянутой или, наоборот, разболтанной посадкой. 

 

Рис. 21 

 

 

31 

Устойчивое  положение  всадника  и  правильные  движения  лошади  во  многом  зависят  от 

максимального совмещения центра тяжести тела всадника с вертикальной линией центра тяжести лошади, 
то есть от равномерного размещения веса всадника на спине лошади (рис. 21). Корпус всадника условно 
делится на три части: две подвижные (верхняя—от головы до бедра и нижняя—от голеней до пяток) и одна 
относительно неподвижная (средняя—от бедра до колена). Правильная посадка обеспечивает всаднику: 
1.Гибкость,  позволяющую  изменять  положение  корпуса  в  соответствии  с  движением  лошади,  облегчая 
этим ее работу и содействуя естественному и правильному движению лошади. 
2. Устойчивое положение в седле. 
3.  Непринужденность,  позволяющую  удобно  и  незаметно  управлять  лошадью  и  возможно  меньше 
утомляться при езде. 

Сидеть  в  седле  следует  уверенно,  без  напряжения,  верхнюю  часть  корпуса  держать  отвесно, 

поясница  должна  быть  слегка  прогнута,  плечи  развернуты,  свободно  и  ровно  опущены.  Голову  надо 
держать прямо и свободно, не опуская подбородка и не откидывая назад. Верхняя часть рук от плеча до 
пояса, свободно опущенная вниз, прилегает, но не прижимается к телу всадника; локти не должны выхо-
дить  назад  за  линию  боков,  нижняя  часть  рук  от  локтя  до  кисти  вытянута  вперед,  кисти  руки  слегка 
согнуты  внутрь,  сложены  в  кулак  и  большими  полусогнутыми  пальцами  прижимают  проходящие  через 
ладонь поводья. 

Ноги  всадника,  если  стремена  пригнаны  правильно,  должны  прилегать  плотно  и  плоско  к  седлу. 

Нога, опущенная от колена вниз и слегка назад, внутренней стороной (шенкелем) касается боков лошади, 
при этом каблук держать несколько ниже носка, а носок — естественно развернутым. 

Стремя следует держать на самой широкой части ступни совершенно свободно и легко упираясь в 

него.  Стремя  пригоняется  так,  чтобы  у  всадника,  поднявшегося  на  стременах  и  выпрямившего  колени, 
между  седлом  и  разрезом  ног  свободно  проходил  кулак  или  при  вытянутой  свободно  вниз  ноге  нижний 
обрез  стремени  приходился  на  уровне  верхней  части  задника  сапога.  Всадник  должен  учитывать 
вертикальные и горизонтальные перемещения центра тяжести лошади и соответственно перемещать свой 
центр  тяжести  путем  подачи  вперед  или  назад  поясницы  и  уклона  корпуса.  Посадка  только  тогда 
становится красивой и ненапряженной, когда правильно уравновешенная лошадь сама способствует этому. 
Не  случайно  прежние  мастера  сажали  своих  учеников  на  хорошо  выезженных  школьных  лошадей  в 
пилярах,  без  стремян  и  поводьев.  При  этом  не  давалось  другого  наставления,  кроме  совета  совершенно 
свободно и прямо сидеть на лошади, свободно опустив ноги. Мягкое ощущение любого движения лошади 
и  особенно  пиаффе  с  самого  начала  обучения  вырабатывало  красивую  посадку,  доставляя  ученику  удо-
вольствие  от  овладения  этим  искусством,  и  помогало  установить  на  всю  жизнь  то,  что  составляет  самое 
существенное  при  езде, — точное  чувство  лошади,  то  есть  умение  чувствовать  движения  лошади,  пред-
угадывать  их  и  направлять  ее  силы.  Положение  корпуса  перпендикулярное  спине  лошади — основа  по-
садки.  Но  иногда  при  управлении  лошадью  всаднику  приходится  делать  большие  физические  усилия.  В 
этом  случае  сохранить  правильность  посадки  дело  нелегкое.  Однако,  как  бы  ни  были  велики  усилия 
всадника, они не должны быть заметны зрителям, иначе остается неприятное впечатление, что работает не 
лошадь,  а  всадник.  Всадник  же  должен  представлять  собой  одно  целое  с  фигурой  лошади,  не  проявляя 
своего  напряжения,  и  будет  казаться,  что  лошадь  под  ним  идет  легко,  как  бы  играючи.  Конечно,  чем 
меньше  усилий  при  управлении  требует  лошадь,  тем  больше  у  всадника  возможностей  сохранить 
хорошую,  элегантную  посадку.  Легче  всего  сохранять  посадку,  когда  у  лошади  достаточно 
импульсивности. Чувство посадки вырабатывается путем постоянного улавливания движения ног лошади. 
Движения  передних  ног  находятся  в  поле  зрения  всадника,  поэтому  чувствовать  их  движения  не 
представляет  большой  трудности,  ощущать  же  движения  задних  ног  лошади  удается  далеко  повеем 
всадникам. Чтобы выработать в себе это чувство, всадник должен изжить всякую напряженность в своей 
посадке и как бы войти в каданс движения лошади, предугадывая каждое движение ее задних ног и следя 
за  передними.  Лучшим  средством  развить  в  себе  это  чувство  и  научиться  отдавать  себе  ежесекундный 
отчет  в  том,  что  делает  в  данный  момент  каждая  нога  лошади,  считаются  упражнения  в  откидывании 
животным  задней  части  на  месте  и  в  движении.  Следует  считать  целесообразным  с  первых  же  уроков 
прививать всаднику наряду с правилами посадки и умение ощущать лошадь. Насколько это важно, можно 
судить  хотя  бы  по  тем  высоким  результатам,  которых  добился  знаменитый  наездник  Джеймс  Филлис, 
известный  английский  дрессировщик  и  теоретик  цирка,  благодаря  своему  умению  чувствовать  лошадь, 
хотя  посадка  его  оставляла  желать  лучшего  и  была  лишена  присущей  цирку  парадности.  Некоторые 
считают это чувство врожденной способностью человека. Джеймс Филлис писал: «Книга этому не научит. 
Научит упорство в труде, опыт, а главное любовь к делу». 

 

32 

И все же методика способна помочь этому делу соответствующими упражнениями. Опыт последних 

лет  показывает,  что  чувство  это  может  быть  выработано  у  всадника  путем  его  неослабного  внимания  и 
постоянного  анализа  движений  лошади.  Приходит  оно,  конечно,  с  большой  практикой,  но  может  быть 
значительно ускорено комплексом специальных упражнений. 

Вот моменты при езде, которые обязательно должен чувствовать всадник: 

1. Как работает у лошади рот (челюсти). 
2. В каком темпе идет лошадь. 
3. Движения и переступания передних ног лошади. 
4. Движения задних ног лошади и подступания каждой из них. 
5. Как изгибается лошадь в боку. 
6. Под какую диагональ он облегчается. 
7. Движения ног на галопе (очередность). 
8. Моменты подвисания и опирания. 
9. Границы возможности посыла лошади. 
10. Степень импульсивности лошади. 

Чувство  повода — это  ощущение  рукой,  держащей  поводья,  степень  упора  лошади  на  удила  и 

равномерность его. Кроме этого всадник должен уметь создать продолжительность этого упора в нужной 
степени.  Чувство  это  вырабатывается  путем  постоянного  контакта  пассивной  и  очень  спокойной  руки 
всадника  со  ртом  лошади.  Точность  этого  чувства  ощущается  рукой  всадника  гораздо  легче  при  стойке 
лошади на месте, нежели в ее движении, так как в движении этот контакт легко может быть нарушен не 
только лошадью, но и неустойчивостью посадки самого всадника. 

При  малейшем  нарушении  контакта  всадник  должен  отдавать  себе  отчет  в  том,  кем  нарушен  этот 

контакт — им ли самим или лошадью, — и уметь мгновенно его восстанавливать набиранием повода или 
посылом шенкелей. 

Учиться  сохранять  контакт  всадник  должен  вначале  на  очень  коротких  репризах.  Если  же  этот 

контакт  в  силу  каких-либо  причин  нарушен,  то  продолжать  движение  каким  бы  то  ни  было  аллюром  до 
восстановления  контакта  надо  считать  делом  бесполезным.  Чувство  темпа  вырабатывается  путем 
ощущения  движений  лошади,  лучше  всего  на  рыси  подсчетом  «раз»  в  темп  движения  или  подсчетом 
галопад на галопе. 

Кроме количественного счета темпов всадник должен ощущать их четкость, то есть отрывистость, 

высоту,  замедление  и  ускорение.  Только  чувство  темпа  позволяет  всаднику  предугадывать  предстоящие 
толчки и согласовывать свою посадку с движениями лошади. Подсчет движений лошади должен войти в 
привычку  всадника,  особенно  при  езде  высшей  школы.  Чувство  движения  (переступание)  передних 
конечностей  лошади  усваивается  всадником  обычно  легко,  так  как  этому  помогает  возможность  видеть 
вынос соответствующего плеча лошади. 

Первичным  упражнением,  приучающим  всадника  чувствовать  движение  передних  ног  лошади, 

идущей  рысью,  является  упражнение  по  облегчению  под  определенную  ногу.  Следующий  этап — это 
вымахивание  лошади,  облегчение  под  правую  ногу  (если  лошадь  движется  по  манежу  против  часовой 
стрелки) и выход с места шагом или рысью с определенной ноги. Последнее упражнение требует умелого 
управления  и  переноса  тяжести  передней  части  корпуса  лошади  поводом  на  противоположное  выносу 
плечо. Все эти упражнения приучают всадника быть всегда внимательным к движениям передних ног. 

Чувство движения передних ног лошади в совершенстве вырабатывается после усвоения всадником 

приемов  диагонального  воздействия.  Поэтому  этот  прием  полезно  практиковать  и  в  начале  выездки  и  в 
начале обучения всадника. 

Движения задних ног и подступания каждой из них являются одним из трудноуловимых моментов 

не  только  для  молодых  наездников,  по  часто  и  для  вполне  опытных  всадников.  Чувствовать  это  при 
выездке лошади необходимо, так как в значительной мере облегчает обучение лошади многим движениям. 

Приучать себя к ощущению движений задних ног лошади надо начинать на вольтах, где левая нога 

больше  подступает  под  корпус  и  это  подступание  передается  всаднику  понижением  левого  бедра. 
Усиление  левого  шенкеля  в  момент  подъема  задней  ноги  усиливает  подступание.  Если  всадник  не 
чувствует этого подступания, то ему следует наблюдать за односторонней с ней передней ногой. Момент 
наступания передней ноги на рыси соответствует подъему односторонней задней ноги. 

Чем лучше подготовлена лошадь сгибаниями, тем заметнее подступание ноги благодаря понижению 

в  этот  момент  ее  бедра.  Наиболее  ощутимы  балансирующие  движения  задней  части  корпуса  лошади. 
Ощущать подступание левой задней ноги особенно необходимо на боковых движениях, галопе, перемене 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  2  3  4  5   ..