Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  775  776  777   ..

 

 

Рекомендации методические к зачету по курсу методики преподавания физики (3 курс)

Рекомендации методические к зачету по курсу методики преподавания физики (3 курс)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ

(3 курс)

Подготовить опорный конспект с ответами на следующие вопросы:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

2. Структура и содержание пояснительной записки программы по физике:

а) значение физики в школьном образовании,

б) цели и задачи изучения физики в средних общеобразовательных учреждениях,

в) принципы построения программы,

г) современные тенденции развития физического знания.

3. Структура и содержание разделов программы по физике (содержание; экспериментальные исследования; фронтальные лабораторные работы; демонстрации, опыты, компьютерные модели; требования к уровню подготовки учащихся).

4. Программно-методическое обеспечение (ПМО) курса физики в средней общеобразовательной школе.

5. Требования к формированию культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях на занятиях по физике.

6. Требования к проведению обучающих, контрольных, экзаменационных работ и работ над ошибками в процессе обучения физики.

7. Перечень, порядок оформления и ведения ученических тетрадей по физике.

8. Требования, предъявляемые к оформлению классного журнала, ведению и оформлению ученического дневника.

9. Что фиксируется на классной доске?

10. Требования к оформлению классной доски.

11. Опорный конспект как учебное средство, позволяющее решать разноплановые задачи при обучении физике.

12 Технология составления опорного конспекта.

13 Методика проведения демонстрационного эксперимента.

14. Техника постановки демонстрационного эксперимента.

15. Требования к проведению демонстрационного эксперимента.

16 Средства, повышающие эффективность демонстрационного эксперимента.

17. Этапы проведения демонстрационного эксперимента.

18. Выбор оптимального сочетания демонстрационного эксперимента с другими видами наглядности.

19. Умения и навыки, которыми должен владеть учитель для демонстрации эксперимента.

20. Использование демонстрационного эксперимента при индуктивном изложении учебного материала.

21. Использование демонстрационного эксперимента при дедуктивном изложении учебного материала.

22. Подбор демонстрационного эксперимента.

23. Мысленный эксперимент в преподавании физики.

24. Формы организации лабораторных работ по физике в средних общеобразовательных учреждениях.

25. Организация и методика проведения фронтальных лабораторных занятий.

26. Классификация фронтальных лабораторных работ.

27. Основные этапы проведения фронтальной лабораторной работы

28. Критерии оценки работы ученика при выполнении им лабораторной работы.

29. Домашние исследовательские работы.

30. Погрешности измерений и их оценка.

31. Система помощи ученику при проведении лабораторного эксперимента.

32. Классификация физических задач.

33. Технология решения физических задач.

34. Система работы преподавателя по обучению учащихся решению задач.

35. Приемы помощи ученику при организации работы по решению задач.

36. Технология обучения учащихся решению физических задач.

37. Виды самостоятельной работы учащихся.

38. Особенности организации самостоятельной работы учащихся.

39. Основные дидактические требования при построении системы самостоятельной работы.

40. Виды самостоятельной работы учащихся с учебным пособием.

41. Формирование обобщенных познавательных умений и навыков учащихся.

42. Домашняя самостоятельная работа учащихся по физике

43. Функции контроля знаний и умений учащихся.

44. Методы контроля знаний и умений учащихся.

45. Виды проверки знаний и умений учащихся.

46. Формы проверки знаний и умений учащихся.

47. Методические особенности организации контроля.

48. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по физике

49. Содержание и методические обоснования критериев оценки.

50. Виды планирования работы учителя.

51. Особенности построения содержания учебного предмета «Физика»

52. Технология проектирования образовательного процесса по физике.

53. Современный урок физики, требования к нему.

54. Обучающие, развивающие и воспитательные цели уроков.

55. Типы уроков.

56. Дидактическая и методическая структура уроков физики разных типов.

57. Этапы конструирования учебного занятия по физике.

58. Структура и содержание плана-конспекта учебного занятия.

59. Характеристика понятия «анализ урока физики».

60. Виды анализа урока.

61. Этапы анализа урока физики.

62. Основные требования к анализу урока.

63. Схема анализа посещенного урока.

64. Структурный анализ урока физики.

65. Виды и формы внеклассной работы.

66. Особенности внеклассной работы по физике.

67. Формы проведения и содержание олимпиад по физике.

Выполните индивидуальные практические задания

I. 1. Составьте таблицу компонентов ПМО образовательного процесса по физике (на конкретном примере).

2. Сформулируйте основные требования к проведению обучающих и контрольных работ по физике.

3. Составьте объявление к началу учебного года «Перечень примерного количества и назначения ученических тетрадей по физике» для учащихся на информационном стенде в кабинете физики.

4. Опишите порядок оформления и ведения тетрадей по физике.

5. Напишите памятку для учителей о порядке проверки обучающих, контрольных, экзаменационных работ и работ над ошибками в тетради по физике.

6. Составьте информационный листок с требованиями к оформлению ов учащимися

7. Перечислите требования к оформлению классного журнала для ознакомления учителей.

8. Приведите образец оформления (записи, зарисовки и др.) классной доски к уроку физики по указанной преподавателем теме.

9. Оформите опорный конспект урока физики по указанной преподавателем теме.

II . 1. Подберите Интернет-ресурсы по конкретному разделу курса физики и методике его изучения.

2. Подберите электронные средства обучения к конкретному уроку физики.

I I I. 1. Подготовьте фрагмент урока с использованием демонстрационного эксперимента по указанной преподавателем теме.

2. Составьте вопросы для обсуждения результатов выше указанного демонстрационного эксперимента.

3. Подберите несколько демонстрационных экспериментов, удовлетворяющих таким требованиям, как эмоциональность и кратковременность.

4. Подберите средства, повышающие наглядность указанного преподавателем демонстрационного эксперимента.

IV. Подготовьте опорный конспект к указанной преподавателем лабораторной работе: а) составьте граф-схему работы; б) продумайте систему помощи ученику при подготовке и выполнении работы; в) разработайте проблемные задания к работе; г) разработайте план вводного инструктажа.

V. 1. Запишите условие выбранной задачи, составить граф-схему задачи по теме урока, указанного преподавателем.

2. Подберите типовые задачи по теме, указанной преподавателем, определите уровень их сложности:

3. Продумайте методику поэтапного формирования у учащихся обобщенного умения решения задач по теме «Параллельное и последовательное соединение проводников».

4. Продумайте приемы помощи ученику при организации самостоятельной работы по решению задач по теме «Механическое движение и взаимодействие тел».

5. Разработайте систему подготовки учащихся к контрольной работе по теме «Механическое движение и взаимодействие тел».

6. Составьте вариант контрольной работы по указанной преподавателем теме с применением:

а) шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкалы 1, 3);

б) шкалы перевода суммарного количества баллов, полученных учащимся за выполнение соответствующей работы (шкалы 2, 4) в отметки по десятибалльной системе.

VI. 1. Спланируйте самостоятельную работу учащихся по пяти уровням сложности для указанной преподавателем темы.

2. Разработайте систему заданий по формированию у учащихся умений работать с учебным пособием по указанной преподавателем теме.

3. Разработайте сценарий урока с использованием раздаточного материала по указанной преподавателем теме.

VII. 1. Напишите определения понятий:

Диагностирование – это …

Контроль – это …

Проверка – это …

Оценка – это …

Отметка – это … .

2. Составьте вопросы для физического диктанта по указанной преподавателем теме.

VI I I . 1. Изучив содержание учебной программы по физике для средних общеобразовательных учреждений, выпишите в конспект перечень фронтальных лабораторных работ, выполнение которых предусмотрено программой (по конкретному разделу).

2. Используя календарно-тематическое планирование, заполните таблицу:

Класс

Тема

Количество часов

1) для 7 класса;

2) для 8 класса;

3) для 9 класса;

4) для 10 класса;

5) для 11 класса.

3. Используя пособие «Примерное календарно-тематическое планирование. Физика. Астрономия: V–XI классы», определите тему, которую будут изучать учащиеся на первом уроке физики во II четверти:

1) 6 кл. – «………»;

2) 7 кл. – «………»;

3) 8 кл. – «………»;

4) 9 кл. – «………»;

5) 10 кл. – «……..».

4. Выделите и запишите в конспект учебные модули (по конкретной теме).

5. Подберите и решите две типовые учебные задачи III уровня сложности для урока решения задач (по конкретной теме).

IX . 1. Определите возможные дидактические цели уроков по теме, указанной преподавателем.

2. Подготовьте фрагмент календарно-тематического плана по темам, перечисленным в задании 1 и заполните таблицу:

Номер урока

Раздел

Тема и тип урока

Методы ведения урока

Средства наглядности, демонстрации на уроках

Самостоятельная (практическая) работа учащихся на уроке

Задание на дом

Использованная учителем литература к уроку

3. Составьте план-конспект урока по одной из тем, указанных в задании 1.

X . 1. Проведите анализ и самоанализ урока одного из уроков по теме, предложенной преподавателем.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  775  776  777   ..