Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  769  770  771   ..

 

 

Рекомендации методические по прохождению практики в должности старшей и

Рекомендации методические по прохождению практики в должности старшей и

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский университет»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Методические рекомендации

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ

В ДОЛЖНОСТИ СТАРШЕЙ И

ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

(для студентов факультета медсестер с высшим образованием)

Гродно 2004


Хильмончик Н.Е., Тищенко Е.М. Методические рекомендации по прохождению практики в должности старшей и главной медицинской сестры (для студентов факультета медсестер с высшим образованием) . – Гродно, 2004. - 12 с.

В методических рекомендациях изложены порядок и задачи по прохождению студентами факультета медсестер с высшим образованием практики в должностях старшей (после второго курса) и главной (после третьего курса) медицинской сестры.

Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета

Протокол № 4 от 1 апреля 2004г.

Рецензент: К.М. Иодковский, к.м.н., доцент, декан факультета медсестер с высшим образованием

Ответственный за выпуск – первый проректор Гродненского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор И.Г. Жук

© ГГМУ, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Практика в должности старшей медицинской сестры 4

2. Практика в должности главной медицинской сестры 8

1. Практика в должности старшей медицинской сестры.

Производственная практика в должности старшая медицинская сестра проводится с целью освоения и закрепления практических навыков организации и содержания работы структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений, а также приобретения организаторских способностей в работе со средним и младшим медицинским персоналом.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:

- закрепить представления студентов об организации работы старшей медсестры отделения стационара или поликлиники;

- подготовить медсестру- организатора к активной, творческой, профессиональной и социальной деятельности;

- научить профессионально мыслить и грамотно исполнять функциональные обязанности;

- отработать навыки организаторской и воспитательной работы с людьми, соблюдение принципов биоэтики и основ законодательства о здравоохранении;

- закрепить навыки по уходу за больными и оказанию неотложной доврачебной помощи.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1) организовать сестринское дело, планировать их работу среднего и младшего медперсонала, контролировать ее качество;

2) обеспечивать функционирование структурных подразделений лечебно-профилактических учреждений;

3) внедрять в работу структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения элементы сестринского процесса;

4) рассматривать вопросы обеспечения и учета материальных ценностей, вести учетно-отчетную документацию;

5) организовывать мероприятия по повышению квалификации среднего и младшего персонала, в том числе проведение конференций;

6) организовывать и контролировать состояние санитарно-противоэпидемического режима;

7) организовывать помощь населению на доврачебном уровне при массовых поражениях;

8) в совершенстве владеть манипуляционной техникой (внутримышечные, внутривенные, подкожные, внутрикожные инъекции), и также проводить обработку ран, перевязки, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановку кровотечения, промывание желудка, кишечника, транспортную иммобилизацию, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;

9) осуществлять уход за пациентом;

10) проводить медико-гигиеническое обучение пациентов;

11) знать основы охраны труда.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Студент(ка) работает в должности старшей медсестры в отделениях терапевтического и хирургического профиля в течение 20 дней по 10 дней в каждом, а также в отделении (палате) интенсивной терапии - 2 дня, в приемном отделении - 2 дня по 6 часов в день.

Во время прохождения практики студент(ка):

1. Знакомится с режимом работы структурного подразделения, графиком работы сотрудников, порядком приема (транспортировки) и выписки больных, документацией, порядком приема и сдачи дежурств палатной медсестрой и санитаркой, с правилами выписки и хранения медикаментов, правилами учета и хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных веществ, стерильных растворов и медицинского инвентаря, распорядком дня в отделении, правилами посещений больных и приема передач, с санитарно-противоэпидемическим режимом палат, буфетных, санитарных комнат.

2. Знакомится с организацией работы старшей медсестры отделения: руководство средним и младшим медицинским персоналом, оценка труда сотрудников, составление планов, графиков, табелей, должностных инструкций, прием и увольнение, правильная расстановка, рациональное использование и замена кадров, разработка мер по повышению качества труда и ухода.

3. Организует и контролирует работу палатной медицинской сестры: выполнение функциональных обязанностей, оснащение и санэпидрежим поста, палат, заполнение документации.

4. Организует и контролирует работу процедурной, перевязочной медсестры: оснащение и режим работы процедурного, перевязочного кабинета в соответствии с санитарными нормами и правилами, выполнение функциональных обязанностей работников кабинета, соблюдение санэпидрежима, ведение документации.

5. Организует и контролирует работу сестры-хозяйки: ведение бельевого и мебельного инвентаря (учет, ремонт, списание).

6. Организует и контролирует работу санитарки-буфетчицы: оснащение и санэпидрежим работы раздаточных, столовых, получение и выдача пищи, хранение пищевых продуктов в холодильниках и тумбочках.

7. Организует и контролирует работу санитарки-ванщицы, младшей медсестры по уходу, санитарки-уборщицы: выполнение функциональных обязанностей, соблюдение правил санэпидрежима.

8. Участвует в оказании неотложной помощи больным.

9. Проводит медико-гигиеническое обучение и воспитание пациентов (беседы, лекции, выпуск санбюллетеня).

10. Организует и проводит обучающую конференцию для младшего и среднего персонала по актуальным вопросам.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

- Организации лечебно-охранительного режима отделения.

- Организации, контроля и оценки труда среднего и младшего медперсонала.

- Составления планов работы старшей медсестры.

- Составления графиков работы сотрудников, табелей, должностных инструкций.

- Оформления медицинской документации.

- Заполнения требований на получение лекарственных средств и медаппаратуры, их выдачи и учет.

- Учета наркотических и сильнодействующих средств.

- Организации работы отделения при чрезвычайных ситуациях

- Оказания плановой и неотложной доврачебной помощи.

- Составления стандартов деятельности среднего медицинского персонала.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.

Проделанную работу ежедневно студенты фиксируют в специально оформленной тетради-дневнике, который заверяется подписью старшей медсестры отделения. Сведения тетрадей-дневников используются для написания отчета, который оформляется как итог проведенной работы. В отчете отмечаются практические навыки, количество заполненной медицинской документации, проведенных бесед, конференций на медицинские темы, даются оценка и принципы работы отделения, кабинетов. На каждого студента старшая медсестра пишет отзыв. Отчет должен быть заверен подписью ответственного за практику, заведующего отделением и печатью лечебного учреждения, где студент(ка) проходил(а) практику.

По окончании практики студенты сдают дифференцированный зачет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Вопросы к дифференцированному зачету

1. Правила внутреннего распорядка стационара и отделений.

2. Санитарно-противоэпидемический режим отделений стационара.

3. Хранение, выписка, учет лекарственных веществ.

4. Организация лечебного питания в отделениях стационара.

5. Парентеральное питание, его виды.

6. Профилактика больничного травматизма.

7. Основная документация старшей медсестры отделения.

8. Основная документация палатной медсестры отделения.

9. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры терапевтического отделения.

10. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры хирургического отделения.

11. Функциональные обязанности, права, ответственность палатной медсестры терапевтического отделения.

12. Функциональные обязанности, права, ответственность палатной медсестры хирургического отделения.

13. Организация работы и документация старшей медсестры отделения реанимации и интенсивной терапии.

14. Организация работы и документация фельдшера-лаборанта.

15. Организация работы и документация фельдшера-валеолога.

16. Принципы работы старшей медсестры приемного отделения стационара.

17. Организация работы и документация дежурной медсестры приемного отделения.

18. Санитарная обработка больного в приемном отделении.

19. Виды транспортировки больных в отделение.

20. Правила приема передач больным.

21. Функциональные обязанности, права, ответственность процедурной медсестры.

22. Функциональные обязанности, права, ответственность перевязочной медсестры.

23. Функциональные обязанности, права, ответственность санитарки-буфетчицы.

24. Функциональные обязанности, права, ответственность сестры-хозяйки.

25. Функциональные обязанности, права, ответственность младшей медсестры.

26. Режим работы и документация процедурного кабинета.

27. Режим работы и документация перевязочного кабинета.

28. Принципы оказания неотложной доврачебной помощи при кровотечениях, шоке, обмороке, коллапсе.

29. Организация ухода за больными в терминальном состоянии.

30. Состав бикса-укладки при выявлении особо опасных инфекций.

31. Состав аптечки-укладки для профилактики ВИЧ-инфекции.

32. Состав укладки при выявлении педикулеза у больного.

2. Практика в должности главной медицинской сестры .

Производственная практика в должности главная медицинская сестра проводится с целью освоения практических навыков руководителей сестринских кадров высшего уровня, выработки у студентов основ организации труда средних и младших медицинских кадров, знакомства с системой взаимодействия лечебно-профилактических учреждений здравоохранения с санитарно- эпидемиологическими учреждениями, изучения вопросов организации и содержания медико-социальной помощи.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ:

- Изучить роль сестринского персонала в системе охраны здоровья населения.

- Подготовить руководителя сестринской службы высшего уровня.

- Совершенствовать знания, полученные студентами при изучении теории сестринского дела.

- Позволить на практике применять знания менеджмента.

- Изучить систему делопроизводства в медицинском учреждении, организацию учетно-отчетной деятельности медицинского учреждения.

- Освоить практические основы валеологии и санологии, организацию работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганде здорового образа жизни.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Использовать функции и методы управления в административной деятельности.

2. Владеть коммуникативными навыками общения.

3. Организовать работу по кадровому планированию, расстановке, использованию, обучению и оценке квалификации средних медицинских кадров.

4. Работать с основными видами документов.

5. Использовать сестринский процесс в работе среднего медицинского персонала.

6. Оценивать качество и эффективность сестринской помощи.

7. Организовать взаимодействие с общественными организациями и сестринскими ассоциациями.

8. Знать систему взаимодействия, между структурными подразделениями медицинского учреждения, организации здравоохранения различных типов.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТА:

Студент(ка) работает в должности главной медицинской сестры стационара или поликлиники под руководством главной медицинской сестры в течение 24 дней по 6 часов в день.

Во время прохождения практики студент(ка):

1. Знакомится с типом лечебного учреждения, принципами его работы, с правилами организации труда.

2. Изучает документы, определяющие основные задачи, функции, условия и порядок деятельности медицинского учреждения и его структурных подразделений.

3. Изучает документы, регламентирующие укомплектованность и потребность медицинского учреждения в средних медицинских кадрах, штатными нормативами и расписанием, функциональными обязанностями средних и младших медицинских кадров.

4. Изучает систему информационного обеспечения медицинского учреждения, перечень отчетной и учетной документации, порядок ее ведения, хранения, обработки, анализа.

5. Изучает номенклатуру дел главной медицинской сестры.

6. Работает с органзационно-распорядительной документацией ЛПУ.

7. Знакомится с порядком организации Совета медицинских сестер ЛПУ (ТМО).

8. Изучает документы, определяющие санитарно- противоэпидемический режим лечебного учреждения.

9. Изучает документы по организации лечебно-охранительного режима, а также организации лечебного и диетического питания медицинского учреждения.

10. Знакомится с организацией сестринского ухода и внедряет элементы сестринского процесса.

11. Изучает систему организации медицинского учреждения по восстановительному лечению и реабилитации, функцию сестринского персонала в медицинской и социальной реабилитации.

12. Знакомится с организацией экстренной помощи в медицинском учреждении.

13. Самостоятельно проводит контроль и оценку работы структурных подразделений, пищевого блока, центрального стерилизационного отделения, клинико-диагностической лаборатории.

14. Организует и проводит обучающую конференцию для среднего медицинского персонала по актуальным темам.

15. Участвует в подготовке инструктивно-методических и информационных документов по вопросам деятельности среднего и младшего медицинского персонала.

16. Посещает утренние конференции, принимает участие в процессе найма и увольнения среднего и младшего медперсонала, проведении административных, комплексных и целенаправленных обходов.

17. Участвует в учете лекарственных средств и заполняет соответствующую документацию.

18. Принимает участие в инвентаризации и списании инвентаря ЛПУ, составлении актов.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

- Использования научных и управленческих подходов в совершенствовании организации сестринской помощи.

- Планирования системы мероприятий по перспективам развития сестринской службы.

- Использовать основополагающие директивные документы, регламентирующие деятельность медицинского учреждения.

- Анализировать документацию, отражающую деятельность средних и младших медицинских кадров; осуществлять контроль за правильностью ведения медицинской документации в структурных подразделениях медицинского учреждения.

- Организации работы по повышению квалификации и переподготовке, аттестации средних медицинских кадров; оказывать методическую и консультативную помощь сестринскому и младшему медицинскому персоналу.

- Составления и представления к утверждению индивидуальных профессионально-должностных инструкций сестринского и младшего медицинского персонала и контролировать их выполнение.

- Организации сестринского ухода за больными на основе сестринского процесса.

- Организации и контроля работы по обеспечению лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов в медицинском учреждении.

- Организации контроля за санитарно-просветительской работой с население среднего медицинского персонала.

- Организации Совета медицинских сестер.

- Использования в работе документов, регламентирующих порядок выписывания, получения, учета, хранения, особенностей использования лекарственных средств и материалов.

- Обеспечивать учебные занятия по эксплуатации медицинской техники и оборудования, технике безопасности и охране труда.

- Владеть техникой сестринских манипуляций.

- Оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях, травмах, отравлениях, проведения сердечно-легочной реанимации.

- Обеспечить проведение учебных мероприятий по медицинскому обеспечению деятельности медицинского учреждения, защите населения, больных и медицинского персонала; оказанию доврачебной помощи в чрезвычайных условиях.

- Приема населения, работу с письмами и обращениями граждан.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ.

Проделанную работу ежедневно студенты фиксируют в специально оформленной тетради-дневнике, который заверяется подписью главной медсестры. Сведения тетрадей-дневников используются для написания отчета, который оформляется как итог полученных навыков. В отчете отмечаются практические навыки, количество заполненной конкретной медицинской документации, количество проведенных бесед, конференций на медицинские темы, организационно-контролируемая работа, проведенная в лечебно-профилактическом учреждении. На каждого студента главная медсестра ЛПУ пишет отзыв. Отчет должен быть заверен подписью ответственного за практику, заведующего отделением и печатью лечебного учреждения, где студент(ка) проходил(а) практику.

По окончании практики студенты сдают дифференцированный зачет на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

Вопросы к дифференцированному зачету

1. Номенклатура дел главной медицинской сестры лечебно профилактического учреждения.

2. Функциональные обязанности, права, ответственность главной медицинской сестры лечебно профилактического учреждения.

3. Положение об отделении ассоциации средних медицинских работников, его основные направления деятельности.

4. Система повышения квалификации и аттестация среднего медицинского персонала.

5. Правила внутреннего распорядка лечебно профилактического учреждения.

6. Принципы проведения административных обходов ЛПУ.

7. Принципы проведения комплексных обходов ЛПУ.

8. Принципы проведения целенаправленных обходов ЛПУ.

9. Санитарно-профилактическая работа лечебно профилактического учреждения. Организация школ здоровья.

10. Профилактика внутрибольничных инфекций.

11. Перечень действующих приказов по санитарно - противоэпидемиологическому режиму в системе лечебно-профилактических учреждений.

12. Нормативные документы, регламентирующие вопросы профилактики и распространения особо опасных инфекционных болезней.

13. Документы, регламентирующие проведение текущих и генеральных уборок ЛПУ.

14. Охрана труда и противопожарная опасность в ЛПУ. Виды инструктажа по технике безопасности.

15. Метрологическая служба ЛПУ. Поверка медицинской техники.

16. Принципы списания и инвентаризации оборудования ЛПУ.

17. Бельевой режим ЛПУ, его санитарные правила и нормы.

18. Организация лекарственной помощи и учет медикаментов в ЛПУ. Работа с наркотиками, с сильнодействующими и ядовитыми лекарственными средствами, лекарственные средства из списков А и Б.

19. Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях.

20. Санитарно-гигиенический режим пищеблока.

21. Функциональные обязанности, права, ответственность диетической сестры лечебно-профилактических учреждений.

22. Должностные обязанности работников пищеблока.

23. Организация работы в производственных помещениях централизованной стерилизационной и их оснащение.

24. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры центрального стерилизационного отделения.

25. Положение о лаборанте клинико-диагностической лаборатории ЛПУ.

26. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры физиотерапевтического отделения.

27. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры отделения (кабинета) функциональной диагностики.

28. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры отделения (кабинета) эндоскопии.

29. Организация и принципы работы операционного блока.

30. Функциональные обязанности, права, ответственность старшей медсестры операционного блока.

31. Организация работы отделения (палаты) интенсивной терапии и реанимации лечебно-профилактического учреждения.

32. Порядок работы приемного отделения лечебно-профилактического учреждения.

33. Учетные формы и журналы, необходимые для работы приемного отделения.

34. Должностная инструкция медицинского статистика ЛПУ.

35. Функциональные обязанности медицинского регистратора, работающего в "столе справок" ЛПУ.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  769  770  771   ..