Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  743  744  745   ..

 

 

Рекомендации методические для студентов специальности 060600 "мировая экономика"

Рекомендации методические для студентов специальности 060600 "мировая экономика"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРАКТИКА:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600

"МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА"

Тюмень, 2006

ПРАКТИКА: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА». Тюмень: Тюменский государственный университет, 2006г.

Методические рекомендации производственной преддипломной практики для студентов Института дополнительного профессионального образования специальности «Мировая экономика».

Программа производственной преддипломной практики составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по специальности мировая экономика и Приказом Министерства образования Российской Федерации№ 1154 «Об утверждении положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»» от 25 марта 2003 года , включает: общие положения о прохождении производственной практики, руководство практикой и обязанности студента, содержание производственной практики на предприятии; оформление и защита отчета.

Программа производственной практики рассмотрена на кафедре ЭФиУ от 16 октября 2006г.

Рекомендована к печати Советом Института дополнительного профессионального образования.

Авторы - составители: к.э.н, доцент Лиман И.А., к.э.н., доцент Вилков Н.О., к.э.н. Черкашов Е.М., ассистент Карагулян Е.А.

Ответственный за выпуск: к.э.н., доцент И.А. Лиман

ВВЕДЕНИЕ

Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.

Основными видами практики студентов высших учебных заведений обучающихся по основным образовательным стандартам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки и преддипломная практика.

Производственная практика в период обучения организуется с целью более углубленного изучения отдельных дисциплин и дисциплин специализации на предприятиях производственной финансово-банковской сфер, в научно-исследовательских учреждениях, государственных организациях и структурах, а также компаниях и фирмах различных форм собственности.[1]

Производственная практика студентов является обязательным компонентом учебного плана. Ответственность за организацию практики несет высшее учебное заведение. Производственная преддипломная практика организуется с учетом того, чтобы студент получил возможность использовать опыт, накопленный при ее прохождении, при подготовке выпускной квалификационной (дипломной) работы. Студент, совмещающий учебу в вузе с работой в одной из сфер народного хозяйства, имеет право проходить практику по месту работы студента при условии, что характер работы, выполняемой студентом, соответствует профилю специализации, по которой он проходит обучение в вузе.

Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной вузом программой и завершается составлением отчета о практике и его защитой.

Для руководства практикой назначаются руководители от высшего учебного заведения и от предприятия (учреждения, организации).

Производственная практика, предусмотренная образовательным стандартами высшего профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями, организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставить места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств собственного бюджета.

Студенты, заключившие договор с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную и преддипломную практики, как правило, проходят в этих организациях.

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации может быть зачтена учебная и производственная практика (за исключением преддипломной) практики. На преддипломную практику они отправляются в установленном порядке.[2] Сроки практики определяются графиком учебного процесса.

1. ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

Производственная практика проводится с целью расширения и закрепления знаний, полученных студентами при изучении теоретического материала специальных дисциплин, приобретения практических навыков системного анализа деятельности предприятия, включая анализ внешнеэкономической деятельности, необходимых для самостоятельного выполнения работы экономиста. Практика выступает важным этапом практического применения полученных теоретических знаний.

До начала прохождения производственной преддипломной практики студент должен выбрать тему дипломной работы, составить предварительный план изложения темы уточнить перечень рекомендуемой литературы.

За время практики студент должен получить информацию об активах, обязательствах, доходах и расходах предприятия, организации, учреждения и иных объектов практики и своей работой содействовать совершенствованию финансово-экономической деятельности объекта практики.

За период практики студенты должны изучить все вопросы по темам, предусмотренным программой практики. Изучить инструктивный материал, используемый на предприятия по изучаемым темам.

Основная цель преддипломной практики сбор первичного материала, который может быть использован для написания выпускной квалификационной работы.

Для того, чтобы студенты хорошо усвоили структуру предприятия, технологию производства, они должны проходить практику на рабочих местах. За время практики часть обязанностей штатных работников предлагается на студентов-практиков, которые тем самым выступают в качестве внештатных сотрудников.

Задачи практики:

- изучить систему экономической деятельности предприятия, определить место и роль внешнеэкономической деятельности;

- проанализировать эффективность внешнеэкономической деятельности;

- осуществить анализ прогнозирование развития основных направлений внешнеэкономической деятельности;

- апробировать методы анализа и прогнозирования развития внешнеэкономической деятельности по различным направлениям;

- изучить эффективность управления предприятием и внешнеэкономической деятельностью;

- разработать инновационную программу развития внешнеэкономической деятельности на предприятии в составе его бизнес-плана.

Приступая к практике, студенты должны твердо помнить, что нет таких сторон деятельности предприятия, которые не интересовали бы практиканта, поэтому они должны принимать активное участие в решении задач, связанных с хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия, в особенности, связанных с ее международным аспектом.

2. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ, ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ

Методическое руководство производственной практикой студентов осуществляется кафедрой экономики, финансов и учета, Института дополнительного профессионального образования.

Назначенный университетом руководитель обязан:

- установить связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составить рабочую программу прохождения практики;

- разработать тематику индивидуальных заданий;

- в соответствии с программой практики составить индивидуальный календарно - тематический план работы каждого студента;

- нести ответственность совместно с руководителями практики от организаций за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- осуществлять контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

- консультировать студентов по вопросам практики, составлению отчетов о проделанной работе;

- проверять качество работы студентов и контролировать выполнение календарно-тематических планов;

- оценить результаты выполнения студентом программы практики.

Студенты при прохождении производственной практики обязаны:

- явиться к месту прохождения практики в срок, установленный университетом;

- полностью подчиняться действующим на базе практики правилам внутреннего распорядка:

- самостоятельно работать на рабочих местах в соответствии с календарно-тематическим планом;

- в сроки, установленные календарно-тематическим планом, сдавать для проверки руководителям практики соответствующие разделы отчета;

- в установленные сроки оформить, сдать на кафедру и защитить отчет по практике.

К отчету прилагаются: индивидуальный план-график (дневник практики),договор между вузом и предприятием и характеристика. В характеристике должна быть дана оценка работы практиканта: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Характеристика подписывается руководителем предприятия (подразделения) и заверяется печатью.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Отчет по практике должен содержать следующие разделы:

1. Основная деятельность, внутренняя и внешняя среда фирмы.

2. Классификация внешнеэкономических связей фирмы.

3. Управление внешнеэкономической деятельностью фирмы.

1. Основная деятельность, внутренняя и внешняя среда фирмы.

1.1. Характеристика предприятия, фирмы, организационно-правовой формы.

Предприятие - производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей .

Фирма - это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на предприятиях. Фирма создает предприятия, организует и координирует их взаимодействие, направляет и ориентирует их деятельность на коммерческий результат. В свою очередь, фирма создается предпринимателями для реализации их деловых идей и проектов.

Создание (учреждение) фирмы есть выбор, который делают собственники экономических ресурсов (земли, труда, капитала) в пользу предпринимательства. Само это действие есть акт предпринимательства, и его субъекты выступают практически предпринимателями, создающими организационно-правовую форму фирмы.

Если учредитель фирмы вкладывает в ее создание свой капитал, недвижимость, труд и является в одном лице собственником основных ресурсов, менеджером и, в значительной степени, работником-исполнителем, то в результате мы имеем индивидуальную частнопредпринимательскую фирму.

Если два или более отдельных лица объединяют свои капиталы и умения вести дело, договариваются о владении предприятием и его управлении, то в результате возникает партнерство или товарищество.

Наконец, если множество физических и юридических лиц вкладывают свой капитал в создание новой предпринимательской организации, отличающейся и отделенной от учредителей, которые, хотя и владеют ею, но управление поручают наемным менеджерам, то такая организация является корпорацией (обществом с ограниченной ответственностью).

Индивидуальная частнопредпринимательская фирма, партнерство (товарищество), корпорация (общество с ограниченной ответственностью) выступают основными организационно-правовыми формами фирм, действующими в рыночной экономике

По новому Гражданскому кодексу РФ к числу таких форм относятся:

1) хозяйственные товарищества (полные, коммандитные и с ограниченной ответственностью) и общества (АО открытого и закрытого типа);

2) производственные кооперативы;

3) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

4) некоммерческие организации.

1.2. Функционирование фирмы

После того как фирма учреждена для предпринимателей на первый план выходит проблема ее функционирования в рыночной среде. Эта проблема решается ими путем построения внутренней (микро-) среды и установления баланса с внешней ( макро-) средой фирмы.

Внутренняя среда фирмы состоит из ядра (основные виды деятельности фирмы) и шести обслуживающих элементов (кадры;

бухучет и финансы; поставки; маркетинг; распределение продукции;

разработка продукта и технологии), обеспечивающих, с одной стороны, эффективное функционирование ядра фирмы, с другой, - адаптацию компании к внешней среде.

Внешняя среда представлена двумя секторами: ближайшее субъективированное окружение (потребители; поставщики;

конкуренты; контактные группы), с которыми непосредственно взаимодействует компания и в которых компания имеет возможность выбора;

дальнее окружение (государственно-политическая, социально-правовая, технико-экономическая среда), с которыми должна считаться любая компания как с определенными рамками и ограничениями, в которые она поставлена. Внутренняя среда задает поле основных предпринимательских функций фирмы.

При составлении отчета необходимо обратить внимание на следующие основные предпринимательские функции:

1. Кадры. Подразумеваются все управленческие действия, связанные с привлечением, оплатой и руководством персонала.

2. Финансы и бухучет. Подразумеваются действия, связанные с денежными аспектами бизнеса фирмы.

3. Поставки. Организация процесса обслуживания производственной системы всеми ресурсами, кроме людских.

4. К&В. Исследования и разработки, связанные с развитием продукта и технологического процесса производства. Эта функция является наиболее важным фактором для выживания фирмы в долгосрочном периоде.

5. Распространение продукции подразумевает доведение товаров и услуг до потребителей.

6. Маркетинг. Выявление и удовлетворение потребностей потребителя, обеспечение интеграции всех функциональных внутренних структур фирмы для принятия рыночно ориентированных решений.

При описании и анализе ближайшего субъективированного окружения (потребители; поставщики; конкуренты; контактные группы) следует особое внимание обратить на состав контактных групп, работа с которыми имеет важное значение для фирмы, готовящейся к фазе роста.

В состав контактных групп входят:

- финансовые круги, обеспечивающие фирму капиталом (банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, инвесторы);

- средства массовой информации, рекламные агентства ;

- государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием производственной деятельности фирмы, а также те государственные учреждения, деятельность которых может как-либо отразиться на деятельности фирмы; общественные организации, гражданские группы общественного мнения, местные контактные аудитории (общины, религиозные организации и т.п.);

- собственные служащие и рабочие, которые также имеют собственное мнение и суждения о деятельности фирмы и могут как позитивно, так и негативно влиять на возможность фирмы достичь поставленных целей.

При описании и анализе дальнего окружения фирмы (политическая, экономическая, правовая, социальная, технологическая среда) особое внимание необходимо уделить налоговой системе, задающей среду ведению бизнеса фирмы как внутри страны и за рубежом.

1.3 Производственно- экономический анализ деятельности фирмы

Задача: научиться комплексному анализу объекта практики и умению делать на основе этого анализа предложения по совершенствованию управления организацией.

1.4. Технология

Широта ассортимента - количество наименований продукции одной

отрасли.

Диверсифицированность деятельности - количество отраслей, в которых предприятие осуществляет свою деятельность.

Тип производства - структура производства, определяющая количество выпускаемой продукции и сменяемость ее ассортимента.

Масштаб производства - количество выпускаемой продукции.

Длительность производственного цикла - время превращения ресурсов производственной деятельности в ее результат.

Степень современности используемой технологии производства - применение в производстве последних открытий и разработок.

Материалоемкость продукции - расход материалов на производство единицы продукции (натуральная или стоимостная).

Энергоемкость продукции (технологии) - расход энергии на производство единицы продукции.

1.5. Анализ финансовых результатов деятельности фирмы.

Цель: получение студентами ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих общую оценку финансовым результатам деятельности предприятия.

1 этап. На основании данных формы №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности необходимо проанализировать следующие показатели:

- выручка от реализации.

- затраты на производство реализованной продукции.

- прибыль (убыток) от реализации продукции.

- прибыль (убыток.) от прочей реализации.

- доходы и расходы от внереализационных операций.

- балансовая прибыль.

- налогооблагаемая прибыль.

- чистая прибыль.

2 этап. Анализ финансовой устойчивости.

Исчислить следующие показатели:

- излишек (недостаток) собственных оборотных средств

-излишек (недостаток) собственных и заемных долгосрочных источников.

-излишек (недостаток) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.

На основании полученных данных проанализировать финансовую устойчивость промышленного предприятия, сделать выводы.

3 этап. Анализ ликвидности баланса.

Сравнить средства по активу, сгруппировать по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.

Исчислить коэффициенты:

- абсолютной ликвидности

- коэффициент критической ликвидности

- коэффициент текущей ликвидности

Провести по изложенной схеме анализ ликвидности баланса, сделать выводы и рекомендации.

4 этап. Анализ деловой активности и платежеспособности.

Охарактеризовать показатели рентабельности промышленного предприятия (общая рентабельность промышленного предприятия;

чистая рентабельность собственного капитала; общая рентабельность производственных фондов).

Исчислить и проанализировать показатели эффективности управления (прибыльности продукции). Чистая прибыль на рубль оборота; прибыль от реализации продукции.

Анализ деловой активности:

- общая капиталоотдача.

- отдача основных и производственных средств и нематериальных активов.

- оборачиваемость всех оборотных средств.

- оборачиваемость запасов.

- оборачиваемость дебиторской задолженности.

-оборот к собственному капиталу. Оценка рыночной устойчивости:

- коэффициент автономности

- коэффициент маневренности.

- коэффициент обеспеченности собственными средствами.

- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств.

Из расчета и анализа финансовых коэффициентов охарактеризовать финансовое состояние фирмы.

5этап. Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Основной задачей анализа эффективности являются:

- оценка хозяйственной ситуации;

- выявление резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

На основании бухгалтерской отчетности охарактеризовать следующие моменты:

- себестоимость продукции;

- капитал;

- оборачиваемость капитала;

- прибыльность продукции;

- рентабельность капитала;

- финансовое состояние.

1.6. Социологический анализ организационной культуры фирмы

Эффективность развития международного бизнеса в современных условиях зависит от уровня организационной культуры фирмы. С целью изучения проблемы становления корпоративной культуры на практике предлагается:

- охарактеризовать параметры организационной культуры фирмы, предприятия или организации;

- провести навыки делового общения.

Практические задания заключаются в следующем:

- Определите культурные специфические ценности на примере Вашей организации, фирмы, предприятия.

- Опишите специальный словарь, разнообразные символы и ритуалы, которые используют сотрудники.

- Попытайтесь выявить особенности национальной культуры и деловой этики в процессе переговоров с зарубежными партнерами.

- Напишите деловую программу пребывания зарубежного партнера в фирме. Обязательно включите беседу, когда Вашей задачей является добиться, чтобы партнер принял жесткие условия сделки.

- Напишите альтернативные вопросы себе и своему собеседнику.

- Составьте два письма зарубежному партнеру, используя фирменные бланки.

- а) с приглашением на деловую встречу на вашей фирме;

- б) с благодарностью за хороший прием и интересную деловую программу в его фирме.

1.7. Анализ нематериальных ресурсов фирмы.

Культура персонала предприятия - нормы отношений персонала между собой и его отношение к деятельности фирмы. Научно-исследовательская и опытно-конструкторские работы -использование научных разработок для совершенствования-производства.

Имидж предприятия - образ предприятия, сформировавшийся у покупателей и партнеров. Имидж включает в себя: торговую марку, (связь с общественностью), историю предприятия. Опыт работы в данном бизнесе - способность к адаптации, основанная на знаниях, навыках и связях, наработанных предприятием.

Лоббирование интересов предприятия в органах государственного управления - возможность получения предприятием преимуществ за счет связей с властными структурами.

1.8. Организация фирмы

Главная задача при анализе организации фирмы - выявить основную структуру и способы организации взаимоотношений внутри фирмы и взаимоотношений фирмы с внешними контрагентами. При этом должны быть проанализированы следующие характеристики фирмы.

Форма собственности - конфигурация прав на использование ресурсов и результатов деятельности.

Количество учредителей. Как фактор рассматривается с точки зрения возможности влияния отдельного учредителя на использование ресурсов и результатов деятельности.

Диверсификация деятельности - процесс освоения выпуска продукции, относящейся к новой для предприятия отрасли.

Система продвижения готовой продукции на рынок - система и способы продукции до потребителя.

Логистика снабжения - степень оптимальности организации и управления материально-техническим снабжением.

Логистика производства - степень оптимальности организации и управления производством.

Логистика сбыта - степень оптимальности организации и управления сбытом продукции.

Система предоплаты за продукцию предприятия – частичное беспроцентное кредитование предприятия покупателем.

Взаиморасчеты продукцией с другими предприятиями – объем бартерных сделок.

Взаимозачеты - система погашения долгов предприятия с помощью денежных суррогатов.

Реализация за наличные - продажа товара за монеты.

Наличие информационных систем и связи - наличие системы сбора, обработки и снабжения оперативной информацией о текущей деятельности предприятия.

Автоматизация учетного процесса - применение ЭВМ в оперативном и бухгалтерском учете.(0перативный учет – учет товарно-материальных ценностей).

Материалосберегающая политика - стратегия управления, направленная на стимулирование экономии материальных ресурсов.

Энергосберегающая политика - стратегия управления, направленная на стимулирование экономии энергетических ресурсов.

Степень использования производственной мощности – отношение объема реально выпускаемой продукции к производственной мощности.

Степень использования рабочего времени - доля производительно использованного рабочего времени. (Рабочее время - время работы предприятия, определяемое требованиями технологического процесса).

Фактическая сменность работы предприятия - средняя количество производительно использованных смен.

1.9. Анализ системы управления фирмой.

В ходе практики студент должен проанализировать эффективность системы управления предприятием. Для этого необходимо провести анализ системы управления предприятием, в том числе внешнеэкономической деятельностью по следующему кругу вопросов.

Описание и анализ схемы структуры управления предприятием и схемы управления внешнеэкономической деятельностью. Степень заинтересованности учредителей в результатах деятельности предприятия - готовность учредителей участвовать в деятельности предприятия лично или своими финансами. Анализ конкурентов - выявление преимуществ и недостатков конкурента.

Анализ покупателей - выявление потребностей покупателей. Анализ поставщиков - изучение ресурсов поставщиков и возможных вариантов взаимоотношений с ними.

Анализ продукта - определение стадии жизненного цикла продукта. Выявление слабых структурно-функциональных сторон деятельности предприятия.

Анализ ситуации и соответствия, ей принимаемого решения (одного или нескольких - по выбору студента) Исследование стиля управления предприятием, его эффективность. Организация управленческого учета на предприятии - наличие информации для принятия управленческих решений. Контроль качества продукции - технический контроль параметров продукции и технологий на их соответствие стандартам. Разработка рекомендаций по совершенствованию структуры, распределения и исполнения управленческих функций, стилю управления, принятию решений.

1.10. Постановка маркетинга в фирме.

1. Анализ конкурентной позиции организации.

ПЭСТ - анализ (анализ политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых действует организация, включая международные экономические факторы).

2. Анализ организации маркетинга на предприятии.

Определить:

На какой сегмент рынка работает фирма, опираясь на следующие принципы сегментирования рынка: географический, демографический, психографический, поведенческий.

Какой вариант охвата целевого рынка использует фирма:

массовый маркетинг, дифференцированный маркетинг, концентрированный маркетинг.

Какова конкурентная среда, в которой работает фирма. С этой целью используйте следующий ПНВУ (Преимущества, Недостатки, Возможности, Угрозы) для анализа конкурентов фирмы и выявления сильных и слабых сторон самой фирмы.

- ценообразование;

- качество и ассортимент товаров;

- использование специальных этикеток и торговых марок;

- количество и качество услуг, сопровождающих товар;

- качество упаковки.

3. Установите - на сколько оптимальны цены на продукцию фирмы. Для этого необходимо проанализировать:

- какой метод ценообразования использует фирма ("средние издержки плюс прибыль", расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, установление цены на основе текущих цен).

- используются ли цены для стимулирования сбыта (скидки, зачеты).

- используется ли географический подход к ценообразованию (установление цены в системе происхождения товара, установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке, установление зональных цен, установление цен применительно к базисному пункту, установление цен с принятием на себя расходов по доставке).

4. Определите:

- какие каналы распределения использует фирма (канал нулевого уровня, одноуровневый канал, двухуровневый канал, трехуровневый канал).

- почему фирма прибегает к услугам посредников (или не пользуется их услугами).

- каких посредников использует фирма (агент по продаже, брокер, склад общественного пользования, джоббер торговец, скупающий мелкооптовые партии товаров для быстрой перепродажи, оптовик), и каковы их функции.

5. Дать анализ системы товародвижения, применяемой фирмой, т.е. ответьте на вопросы:

- как фирма работает с заказчиками (обработка заказов).

- как осуществляет складирование (собственный склад, аренда).

- как поддерживает товарно-материальные запасы (оптимален ли их размер).

- каким видом транспорта происходит отгрузка и почему именно этим видом транспорта.

- через какой тип магазинов осуществляется реализация товаров.

6. Выяснить, как использует фирма комплекс маркетинговых коммуникаций:

1). Реклама.

- инструменты рекламы (ежедневные и еженедельные газеты, журналы, радио, телевидение, рекламные щиты).

- составьте среднемесячную или сезонную смету рекламного бюджета, взяв за основу типичную смету, применяемую во многих промышленных и деловых ассоциациях. Правило гласит, что рекламодатели из промышленной сферы используют на рекламу примерно от 0,5 до 1,0 % чистой выручки, а из сферы потребителя

- в среднем от 2 до 3%.

- Проанализировать содержание рекламного текста на предмет:

а). Ясно ли содержание.

б). Не говорится ли слишком много.

в). Имеется ли заголовок, привлекающий внимание.

г). Отличается ли реклама данной фирмы от рекламы конкурентов.

д). Соответствует ли содержание рекламы потребностям

целевого рынка.

е). Побуждает ли реклама покупателя к активным действиям.

2). Связь с общественностью

- выясните, как использует фирма средства массовой информации, благотворительные акции для создания и изменения имиджа компании, ознакомления публики с новым продуктом.

3). Использование кратковременных побудительных мер для стимулирования сбыта (купоны, премии, бесплатная доставка, демонстрация товара на дому и т.д.).

Анализ маркетинговой деятельности фирмы следует завершить вашими предложениями, пожеланиями по совершенствованию работы фирмы в сфере маркетинга.

1.11. Ценообразование

Основной целью является изучение студентами способов установления цен на товары, их практическому применению.

Факторы, влияющие на процесс обоснования (установления) цен.

- чувствительность покупателей к уровню цен на продукцию анализируемой организации;

- влияние конкурентов на процесс обоснования (установления) цен;

проблемы эффективного использования информации для реализации ценовой стратегии.

Установление цен на продукцию фирмы.

- особенности метода ценообразования в данной организации;

- особенности ценовой стратегии фирмы;

- чем руководствовалась фирма при выборе ценовой стратегии;

- основные проблемы, порождаемые выбранной фирмой стратегией ценообразования;

- основные ошибки в правильности выбора данной ценовой стратегии.

Информации для расчета цены на предприятии.

- информация о производственных мощностях и затратах предприятия;

- информация о выручке от продажи и прибыли;

- соотношение между ценами и объемом продаж;

- прогноз динамики цен;

- отражение в ценах инфляционных процессов;

- налоги как элемент цены.

2. Классификация внешнеэкономических связей фирмы

Описание и анализ внешнеэкономических связей фирмы необходимо провести с использованием предлагаемой схемой классификации.

Виды ВЭД:

1) Внешняя торговля:

· товарами

· услугами

· информацией

· результатами интеллектуальной деятельности

· работами

2) Международное инвестиционное сотрудничество:

· привлечение иностранных инвестиций

· предприятия созданные с привлечением иностранных инвестиций

· инвестиционные консорциумы

· участники соглашений о разделе продукции

· вывоз инвестиций за рубеж

· гос. фирмы за рубежом

· смешанные компании

· сооружение объектов на подрядных условиях

3) Международная производственная кооперация (совместное сотрудничество):

· кооперационная деятельность с целью создания нового продукта

· подрядное кооперерирование

· простое

4) Международные валютные и финансово-кредитные операции:

· банки

· банковские консорциумы

· финансовые консорциумы

· трастовые фирмы

· участники финансового лизинга

При купле продаже операции бывают:

· экспортные

· импортные

· реэкспортные

Операции в сфере встречной торговле, в том числе товарообменные операции – сделки проводимые на международных биржах, аукционах и торгах.

Операция – совокупность действий по реализации внешнеторговой сделки (купли продаже товаров).

Внешнеторговая сделка – действия направленные на установление, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в сфере купли продажи между сторонами (субъектами), коммерческие предприятия которых находятся в разных странах. Как правило, внешнеторговая сделка предполагает платеж в иностранной валюте и пересечение товаром границы страны экспортера.

Услуги: коммерческие сделки в сфере транспорта, связи, обеспечения в товародвижении, складского хозяйства; сделки в сфере туризма; банковские, страховые услуги, коммерческие, финансовые, услуги по контролю качества товаров; производственные услуги;

Экспорт – деятельность направленная на вывоз товаров, услуг и продажу для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

13 октября 1995 года Закон о регулировании ВЭД

После подписания контракта следует организация контроля за его выполнением.

Отгрузка оформляется «поручением на отгрузку». Необходимо известить фирму о произведенной отгрузке.

Импорт – деятельность, связанная с покупкой и ввозом иностранных товаров для последующей их реализации на внутреннем рынке.

Реэкспорт – коммерческая деятельность, связанная с вывозом ранее импортированной продукции, которая при этом не была подвергнута переработке.

Формы внешнеэкономических связей:

-по методу выхода на рынок:

- - товарообмен;

- - инвестирование.

- -по организационно-экономической сущности;

-по уровню осуществления;

-по месту осуществления деятельности;

-по степени структурной сложности;

-по источникам привлечения средств.

Принципы осуществления ВЭС

- кооперация;

- концентрация;

- специализация;

- интеграция;

- координация:

- программирование;

- прогнозирование.

3. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМЫ

В этом разделе отчета необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

Государственное и муниципальное регулирование ВЭД фирмы. Таможенное регулирование. Валютно-кредитное регулирование. Управление ВЭД на фирме:

- организация международного маркетинга на фирме.

-эффективность реализации во внешнеэкономической деятельности функций планирования, организации, мотивации, контроля.

Заключение. Выводы. Рекомендации.

3. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА

Отчёт по учебно-производственной практике является обязательным для всех студентов.

Отчет о выполнении программы практики составляется студентом по мере прохождения каждой темы. По окончании практики студент оформляет отчет, и представляет его руководителю практики, назначенному кафедрой экономики, финансов и учета Института дополнительного профессионального образования.

Основное содержание отчета должно состоять из 2-х частей:

Часть 1. Должна содержать текстовую часть. В каждой теме текстовой части отчета следует отразить организацию экономической деятельности на том предприятии и в том структурном подразделении, где студент проходит практику. Описание должно носить критический характер, т.е. необходимо выявить недостатки и рекомендовать конкретные меры по их устранению.

Часть 2. Должна содержать набор заполненных документов и приложений, на которые студент ссылается в 1 части своего отчета.

При оформлении отчёта следует соблюдать правила и требования, предъявляемые к подобного рода работам.

Титульный лист оформляется, как показано в приложении №1. Объём отчёта по учебно-производственной практике 25-35 страниц, напечатанного через 1,5 интервала на стандартных листах бумаги 220х290 мм. Отчет должен быть напечатан 14 шрифтом Times New Roman. Отступы: левое поле 3см, правое-1,5 см, верхнее и нижнее – 2см.

Все цитаты и эмпирические данные должны быть заключены в кавычки и, иметь ссылки на цитируемый источник.

Таблицы и схемы могут быть включены в текст отчёта или вынесены в приложение (в этом случае описание и анализ данных таблицы осуществляется в тексте со ссылкой на номер таблицы).

В ходе прохождения практики под контролем руководителя базовой организации студент должен вести дневник практики и по окончании практики сдать вместе с отчетом на кафедру.

Отчёт по учебно-производственной практике подписывается автором и сдаётся на кафедру в установленные сроки и должен быть защищен перед руководителем практики.

Таким образом, к отчёту прилагается:

1. Характеристика на студента написанная руководителем практики от предприятия, заверенная печатью.

2. Договор о прохождении практики между Институтом дополнительного профессионального образования и предприятием.

3. Дневник практики.

Характеристика на студента, проходившего производственную или преддипломную практику (по каждому виду практики отдельно), составляется руководителем от базы практики в произвольной форме и должна содержать следующие сведения:

– полное наименование организации, являющейся базой прохождения практики;

– период, за который характеризуется практикант;

– перечень подразделений организации, в которых практикант работал;

– работы, проводимые практикантом по поручению руководителя, в том числе в области финансов и внешнеэкономической деятельности;

– отношение практиканта к выполняемой работе, степень выполнения поручений, качественный уровень и степень подготовленности студента к самостоятельному выполнению отдельных заданий;

– дисциплинированность и деловые качества, которые проявил студент во время практики;

– умение контактировать с клиентами, сотрудниками, руководством организации;

– наличие отрицательных черт, действий, проявлений, характеризующих студента с негативной стороны в период прохождения практики;

– рекомендуемая оценка прохождения практики.

Характеристика оформляется на бланке организации, являющейся базой практики, или на обычном листе с печатью этой организации. Характеристика подписывается руководителем организации или его подразделения и заверяется печатью.

Организация, которая выдает характеристику практиканту, должна соответствовать приказу о направлении студентов для прохождения производственной или преддипломной практики. В случае несовпадения (если студент представляет характеристику и отчет не из той организации, которая закреплена как база практики по приказу), прохождение практики не засчитывается. Вопросы прохождения практики и дальнейшего пребывания студента в ИДПО решаются руководством Института.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Образец оформления титульного листа отчета по практике, а также дневника практики представлены в приложении.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного профессионального образования

ОТЧЕТ

по производственной преддипломной практике

студента

специальности "Мировая экономика"

Место практики ________________

(наименование

______________________________

организации, предприятия)

Выполнил студент ________________

(Ф.И.О.)

_________________________________

(подпись)

Руководитель от ТГУ _____________

_________________________________

(должность, Ф.И.О.)

МП

_______ Руководитель от предприятия

(подпись)_________________________ (должность, Ф.И.О.)

Тюмень, 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(Титульный лист Дневника практики)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт дополнительного профессионального образования

ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Студента _______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

специальности "Мировая экономика" ____ курса ____ группы

Практика проводится в __________________________________

(место прохождения практики, населенный пункт)

с ______________________по ____________________года

Руководитель практики:

Директор предприятия, организации_______________________________________

Адрес предприятия, организации _________________________________________________

___________________________________телефон_______

Тюмень, 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(страница 2 дневника практики)

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ

Недели

Задачи

Форма отчетности

1-ая

изучить систему экономической деятельности предприятия, определить место и роль внешнеэкономической деятельности;

Отчет по практике

1-ая

проанализировать эффективность внешнеэкономической деятельности;

Отчет по практике

2-ая

осуществить анализ прогнозирование развития основных направлений внешнеэкономической деятельности;

Отчет по практике

3-ая

апробировать методы анализа и прогнозирования развития внешнеэкономической деятельности по различным направлениям;

Отчет по практике

3-ая

изучить эффективность управления предприятием и внешнеэкономической деятельностью;

Отчет по практике

4-ая

разработать инновационную программу развития внешнеэкономической деятельности на предприятии в составе его бизнес-плана

Отчет по практике

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(страница 3 и последующие страницы Дневника практики)

Дневник практики

Дата

Наименование базовой организации

Выполненные действия

Примечание


подпись студента подпись руководителя
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

(Печатается на фирменном бланке)

ХАРАКТЕРИСТИКА

Иванова Елена Александровна студентка Института профессионального дополнительного образования ТГУ проходила производственную практику в ООО Центр антикризисного управления «Аудит-экспресс» с 23.03.20003г. по 23. 04.2003г.

За время прохождения практики Иванова Е.А. ознакомилась с организационной структурой и содержанием основной деятельности предприятия; изучила отчеты консультантов (заключения о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и планы внешнего управления); приняла участие в подготовке заключений о результатах анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ГЕЛИОС», ООО «Теплогазсистем», в подготовке консультаций для ОАО «Метелица» и в проведении рекламных и маркетинговых мероприятий для ОАО «Тплогазсистем».

Иванова Е.А. приобрела и улучшила профессиональные навыки и умения по специальности в соответствии с программой производственной практики, зарекомендовала себя как ответственный исполнитель, обладающий достаточным уровнем теоретической подготовки и развитыми коммуникативными способностями.

Из недостатков Е.А. Ивановой выделяются некоторые пробелы в знании правовой базы в области банкротства предприятий, что явилось некоторым препятствием в выполнении поручений руководителя практики.

В целом работа Ивановй Е.А., несмотря на указанные недостатки, заслуживает высокой оценки.

Руководитель практики

Специалист группы специализированных

антикризисных проектов П.С. Сидоров

(М.П.)

Исполнительный директор С.В. Романов

1. ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ .. 5

2. РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ, ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ .. 7

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 9

2. УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМЫ 29

3. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА .. 29

ПРАКТИКА:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Авторы-составители: к.э.н., доцент Н.О. Вилков , к.э.н., доцент И.А. Лиман., к.с.н., доцент Е.М. Черкашов, ассистент Е.А. Карагулян.

Ответственный за выпуск: к.э.н., доцент И.А. Лиман.

Печать офсетная

Подписано в печать______________________ Заказ№_______________Объём_______п.л. Тираж 100 экз.

625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10


[1] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность- 060600 Мировая экономика. –Москва –2000г.

[2]

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  743  744  745   ..