Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  733  734  735   ..

 

 

Рекомендации методические по проведению учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации» Москва 2008

Рекомендации методические по проведению учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации» Москва 2008

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ,
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

по специальности
090103 «Организация и технология защиты информации»

Москва 2008

Методические рекомендации рекомендованы кафедрой «Защиты информации». Протокол заседания кафедры № 2 от 28 февраля 2008 г.

Составитель: А.А. Локтев

Методические рекомендации по проведению учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации». – М.: МФА, 2008. – 26 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 090103 «Организация и технология защиты информации» и содержат рекомендации по прохождению учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики, цели и задачи практики, задания на прохождение практики, требования к оформлению и защите отчета.

© МФА, 2008

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебно-ознакомительная, производственная и преддипломная практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования являются составными частями основной образовательной программы и представляют собой систему организационных и учебных мероприятий, проводимых с целью совершенствования профессиональной подготовки студента, закрепления полученных знаний на основе глубокого изучения работы профильных специалистов в организации, реализации на практике теоретических положений изученных дисциплин, а также сбора материала для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

Практики проводятся в соответствии с требованиями действующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации».

Места прохождения практик определяются деканом факультета с учетом специальности, специализации, пожеланий студентов и возможностей ВУЗа.

Студенты с разрешения декана могут сами выбрать и предложить место прохождения практик, заручившись письменным согласием руководителя учреждения, организации, предприятия.

Методические рекомендации определяют объем, содержание и методику проведения трех видов практики в соответствии с учебным планом специальности и предназначены для студентов и руководителей практики от кафедры и от предприятия (учреждения).

Учебно-ознакомительная практика проводится на II курсе (4 семестр), ее продолжительность составляет 2 недели.

Производственная практика проводится на III курсе (6 семестр), ее продолжительность составляет 4 недели.

Преддипломная практика проводится на V курсе (10 семестр). Продолжительность практики составляет 6 недель.

Перед началом практики студент должен получить направление деканата факультета на практику (Приложение 1), программу, методические указания по организации и прохождению практики и дневник ведения практики.

Направление на практику выдается студенту после ознакомления с программой практики, методическими указаниями и собеседования с преподавателем-руководителем практики, который делает отметку в дневнике практики о проведенном собеседовании.

По всем вопросам организации и прохождения практики студент может получить консультацию у преподавателя-руководителя практики.

2. МЕСТО ПРАКТИКИ

Студенты работают в отделах, лабораториях и бюро научно-исследовательских организаций и предприятий, финансовых учреждений, занятых профильной деятельностью по тематике специальности 090103 «Организация и технология защиты информации», государственных и муниципальных органах управления, коммерческих IT-компаниях.

Каждый студент включается в состав научно-исследовательской группы, отдела или иного подразделения и работает на определенном рабочем месте под непосредственным наблюдением руководителя практики от организации.

В отдельных обоснованных случаях по разрешению заведующего кафедрой и декана студенты могут проходить практику в лабораториях и отделах ВУЗа.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

1) Общее методическое руководство организацией и проведением практики осуществляет кафедра через руководителей практики от кафедры и предприятия.

2) Общее практическое руководство практикой на предприятии возлагается на руководителя практики от предприятия.

3) Во время прохождения практики студенты работают на рабочих местах в цехах и отделах предприятий и организаций и выполняют все работы, предусмотренные программой.

Выбор подразделения, длительность работы студентов в каждом, последовательность прохождения подразделений и рабочих мест определяются календарным графиком, приложенным к программе.

4) В каждом подразделении студент включается в производственную, научно-исследовательскую или конструкторскую группу, бригаду и ведет работу в ее составе.

5) Студенты получают индивидуальные задания по технической, организационно-экономической части практики, а также вопросы по сбору материалов для курсовой и выпускной работы.

6) Календарные график составляется исходя из реальных возможностей предприятия, а также целесообразности определения студентов на оплачиваемые должности. На оплачиваемых должностях студенты работают 50-70% времени практики при условии выполнения программы практики и индивидуальных заданий.

7) Время работы студента на одном рабочем месте должно позволять глубоко изучить специфику выполнения операций и приобрести навыки работы на уровне, допускать возможность самостоятельной работы.

8) Рабочее время студента в течение всего отведенного времени прохождения практики распределяется следующим образом:

– организационные вопросы в начальный период практики (распределение по рабочим местам, прохождение инструктажа и оформление документов, получение индивидуальных заданий) – 5%;

– работа на рабочем месте, включая работу с литературой и нормативными материалами, составление конструкторских и эксплуатационных документов, проведение отладочных работ, испытании или научных исследований – 70%;

– участие в лекциях, экскурсиях, теоретических занятиях или семинарах технической учебы – 10%;

– составление отчетов – 10%;

– прочие работы – 5%.

9) Руководитель от кафедры обязан:

– посещать базы практики в установленные дни и часы и осуществлять научное и методическое руководство студентами;

– определять и конкретизировать задания в соответствии с программой в зависимости от специфики предприятия;

– систематически проверять все выполняемые студентами работы, давать рекомендации и заключения о правильности рассмотренного материала;

– при необходимости вызывать студентов-практикантов для консультаций и проверки их работы на кафедру;

– по окончании практики сделать письменное заключение по отчету, проверить наличие характеристики и отзыва от руководителя практики со стороны предприятия.

10) Руководитель практики от предприятия персонально организует проведение практики закрепленного за ним студента, руководит сбором материалов для написания отчета. В связи с этим он обязан:

– обеспечить практикантов заданием и необходимой информацией в соответствии с программой практики;

– давать консультации, учить правильному обращению с документами, разъяснять методы и приемы работы, передавать опыт анализа и принятия решений в различных ситуациях, организовать связь студента с другими специалистами;

– отмечать в дневнике ход практики и выполнение заданий, в итоге написать характеристику и отзыв на студента;

– контролировать процесс формирования у студентов навыков и умений выполнять определенные работы.

11) Успешное прохождение практики и эффективное усвоение нового материала определяются добросовестным и деловым отношением студента к вопросам, предусмотренным программой практики. Факты замечаний о нарушении дисциплины, отклонения от графика выполнения работ по практике, невыполнение правил техники безопасности и охраны труда квалифицируются как грубейшее нарушение со всеми вытекающими последствиями.

Тесный контакт между студентами, находящимися на практике, и руководителями практики гарантирует своевременное и качественное решение всех текущих вопросов практики.

Рекомендуется тщательно, полно и аккуратно конспектировать и обобщать результаты работы в виде формулировки выводов, заполнения таблиц характеристик, дополнения и конкретизации технических заданий, полученных от руководителя.

12) Наиболее важно в ходе экскурсий и лекций творческое, активное участие в этой работе. Оно может заключаться в конспектировании основных положений, выяснении интересующих частных вопросов, сборе и систематизации таких материалов, как рекламные проспекты, технические требования на аппаратуру, участии в обсуждении проведенной лекции или экскурсии.

Весьма полезно предварительно познакомиться по литературным источникам с основными вопросами, связанными с тематикой лекций или экскурсии.

4. УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

4.1. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики

Учебно-ознакомительная практика включает в себя получение студентом первичных профессиональных навыков и умений на рабочих местах в структурных подразделениях организации.

Прохождение ознакомительной практики имеет конкретные цели, среди которых наиболее важными и общими являются:

– формирование у студента правильного представления об обязанностях профильного специалиста;

– сопоставление тематических разделов учебных предметов с деятельностью профессионала-разработчика систем защиты информации на предприятии;

– выработка умений по применению теории информационной безопасности и методов защиты информации;

– определение круга задач специалиста по защите информации в конкретной организации.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

– закрепление и углубление теоретических и практических знаний полученных по специальным дисциплинам;

– глубокое изучение работы организации, место в ней системы защиты информации;

– выполнение под руководством специалиста организации практики трудовых функций по конкретной должности в соответствии с должностной инструкцией;

– проверка готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности по рассмотренным в ходе практики техническим и организационным вопросам.

4.2. Обязанности студента
при прохождении учебно-ознакомительной практики

Обязанности студента до начала практики

1. Принять участие в организационных мероприятиях по вопросам прохождения практики.

2. Изучить программу по прохождению ознакомительной практики.

3. При содействии деканата определить место прохождения практики в соответствии с выбранной специальностью.

4. Получить в деканате направление на практику и программу практики на выпускающей кафедре.

Обязанности во время прохождения практики

1. Максимально продуктивно, с точки зрения программы практики, использовать отведенное время, полностью и качественно выполнять все задания предусмотренные программой и индивидуальным заданием руководителя.

2. Соблюдать требования федеральной и ведомственной базы нормативно-правовых актов по защите информации.

3. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации, являющейся базой для прохождения практики.

4. Согласовывать с руководителем практики от организации индивидуальные планы работы на неделю в соответствии с программой.

5. В соответствии с утвержденным планом и должностной инструкцией выполнять обязанности по конкретной должности.

6. Регулярно вести дневник практики с конкретизацией по дням, отражая в нем время начала и окончания работы, количество часов, краткое содержание выполняемых работ, делая отметку о выполнении работ у руководителя практики (заверяя его подписью).

7. Информировать руководителя практики и деканат о ходе практики.

8. Перед окончанием учебно-ознакомительной практики получить по месту прохождения характеристику о проделанной работе, подписанную руководителем практики от организации и заверенную печатью.

9. Представить по окончанию практики на кафедру надлежащим образом оформленный индивидуальный план-график (Приложение 6), дневник, заверенный руководителем практики от предприятия (Приложение 3), отчет о выполнении программы практики, отзыв руководителей от кафедры и предприятия на отчет о практике (Приложение 5), деловую характеристику за время пребывания на практике (Приложение 4).

4.3. Методические указания
по прохождению учебно-ознакомительной практики

Перед прохождением практики студент должен изучить программу практики и соответствующие нормативные материалы для того, чтобы быть готовым к выполнению заданий, данных руководителем практики по решению конкретных задач ознакомительного и технического характера.

Студенту-практиканту совместно с руководителем практики от кафедры рекомендуется разработать календарный план прохождения практики.

При прохождении практики в организации студент закрепляется за специалистом этой организации (руководителем от организации):

– выполняет отдельные его поручения, оговоренные в программе практики;

– изучает функционирующие системы защиты информации и доступа на предприятии;

– докладывает руководителю от организации свое мнение относительно рассматриваемых систем;

– изучает организацию и структуру документооборота на предприятии, особенно касающуюся службы безопасности и защиты информации;

– изучает правовые аспекты защиты информации, сравнивает их с преподаваемыми в вузе;

– изучает современные компьютерные системы в рамках программы практики и производственной необходимости, указываемой руководителем от организации;

– изучает теоретические аспекты информационной безопасности и их приложения для решения конкретных задач;

– изучает системы и средства технического обеспечения передачи, хранения и обработки информации, как для общего пользования, так и конфиденциальной;

– студенту рекомендуется с разрешения руководителя от организации присутствовать на производственных совещаниях службы защиты информации.

В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной работе. Записи о выполненной работе должны быть конкретными и заверяться подписью руководителя практики от предприятия. Студент включает в дневник практики, составленные им проекты документов, отмечает в дневнике все возникающие вопросы, связанные с решением конкретных проблем. Ведение таких записей во многом облегчит студенту составление отчета о прохождении практики.

4.4. Требования по содержанию отчета
о прохождении учебно-ознакомительной практики

Отчет должен содержать описание выполненных заданий применительно к условиям конкретного места прохождения практики.

Отчет составляется на протяжении всего периода практики, разделы содержательной части отчета должны сопоставляться с пунктами календарного плана, который записывается в дневнике практики в первый день работы.

В отчете должны найти отражение следующие пункты:

– описание существующей на предприятии системы защиты информации, сравнение ее с оптимальным вариантом и пожелания по усовершенствованию;

– описание современных компьютерных систем, используемых в организации;

– описание нормативно-правовой базы для решения задач защиты информации;

– описание способов и путей постановки задач перед службой безопасности и защиты организации или иных структурных подразделений предприятия, в которых студент проходит практику;

– описание конкретных задач, в решении которых практикант принял непосредственное участие;

– описание поручений руководителя практики от организации в соответствии с программной практики;

– описание иной выполняемой работы;

– указание нового изученного материала, который может пригодиться для дальнейшего обучение выбранной специальности.

5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

5.1. Цели и задачи производственной практики

Производственная практика представляет собой практику по профилю специальности и предназначена для закрепления теоретических и практических знаний, приобретенных в период обучения в течение предыдущих пяти семестров.

Прохождение производственной практики имеет конкретные цели, среди которых наиболее важными и общими являются:

– формирование у студента правильного представления о процессах защиты информации, о роли теоретической подготовки в них;

– выработка умений правильно определять суть проблемы, ставить задачу и применять ту или иную теорию и методику защиты информации;

– систематизация знаний, приобретенных как в ходе обучения в вузе, так и входе прохождения практик;

– овладение навыками логического мышления при оценке возможный решений поставленных задач;

– выработка практических навыков применения методик разработки программных продуктов, написания программного кода, его компиляцию, исправление ошибок;

– формирование комплекса возможных мер и методов по детализации задач защиты информации.

Задачи производственной практики:

– получение теоретических знаний и формирование практических навыков в избранной сфере деятельности;

– глубокое изучение работы организации и структурного подразделения, отвечающего за защиту информации;

– выполнение под руководством специалиста организации обязанностей по конкретной должности штатного состава;

– проверку готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;

– изучение технологий программирования, стандартизации и унификации полученных приложений;

– изучение технологии производства, экономики, организации и управления производством, стандартизации и контроля качества продукции, оборудования, радиоаппаратуры, вычислительной техники, средств и системы защиты информации, контрольно-измерительные приборов, а также механизации и автоматизации производственных процессов, передового опыта работы, организации научно-исследовательской, проектно-конструкторской, рационализаторской и изобретательской работы.

5.2. Обязанности студента
при прохождении производственной практики

Обязанности студента до начала практики

1. Принять участие в организационных мероприятиях по вопросам прохождения практики.

2. Изучить программу по прохождению производственной практики.

3. При содействии деканата определить место прохождения практики в соответствии с выбранной специальностью.

4. Получить в деканате направление на практику и программу практики на выпускающей кафедре.

5. Определить для себя круг производственных и организационных вопросов, требующих первоочередного внимания.

Обязанности студента во время прохождения практики

1. Максимально продуктивно использовать отведенное время, полностью и качественно выполнять все задания предусмотренные программой и индивидуальным заданием руководителя.

2. Соблюдать требования федеральной и ведомственной базы нормативно-правовых актов по защите информации.

3. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации, являющейся базой для прохождения практики.

4. Согласовывать с руководителем практики от организации индивидуальные планы работы на неделю в соответствии с программой.

5. В соответствии с утвержденным планом и должностной инструкцией выполнять обязанности по конкретной должности.

6. Регулярно вести дневник практики с конкретизацией по дням, отражая в нем время начала и окончания работы, количество часов, краткое содержание выполняемых работ, делая отметку о выполнении работ у руководителя практики (заверяя его подписью).

7. Информировать руководителя практики и деканат о ходе практики.

8. Выполнять требования техники безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны.

9. Перед окончанием производственной практики получить по месту прохождения характеристику о проделанной работе, подписанную руководителем практики от организации и заверенную печатью.

10. Представить по окончанию практики на кафедру надлежащим образом оформленный индивидуальный план-график, дневник, заверенный руководителем практики от предприятия, отчет о выполнении программы практики, отзыв руководителей от кафедры и предприятия на отчет о практике, деловую характеристику за время пребывания на практике.

5.3. Методические указания
по прохождению производственной практики

Перед прохождением практики студент должен изучить программу практики и соответствующие нормативные материалы для того, чтобы быть готовым к выполнению заданий, данных руководителем практики по решению конкретных задач по обеспечению необходимого уровня защиты информации.

Студенту-практиканту совместно с руководителем практики от кафедры рекомендуется разработать календарный план прохождения практики.

При прохождении практики в организации студент работает непосредственно под руководством специалиста предприятия (руководителем от организации):

– выполняет отдельные его поручения, оговоренные в программе практики;

– выполняет в полном объеме обязанности, соответствующие должностной инструкции для данного рабочего места и должности;

– изучает место и обязанности каждого специалиста в функционирующей системы защиты информации на предприятии;

– изучает системы и методы организационной защиты информации;

– изучает использование средств и систем инженерно-технической и программно-аппаратной защиты информации;

– изучает системы защиты и учета документооборота, в том числе и конфиденциальных документов;

– изучает используемые методы и алгоритмы криптографической защиты хранящейся и передаваемой информации;

– изучает средства и методы защиты интеллектуальной собственности организации;

– студенту рекомендуется с разрешения руководителя от организации присутствовать на производственных совещаниях службы защиты информации.

В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной работе. Записи о выполненной работе должны быть конкретными и заверяться подписью руководителя практики от организации. Помимо записей о выполненных работах, практикант может включать в дневник практики, составленные им проекты документов, все возникающие вопросы, связанные с решением конкретных проблем.

5.4. Требования по содержанию отчета
о прохождении производственной практики

Отчет должен содержать описание выполненных заданий применительно к условиям конкретного места прохождения практики.

Отчет составляется на протяжении всего периода практики, разделы содержательной части отчета должны сопоставляться с пунктами календарного плана, который записывается в дневнике практики в первый день работы, но не повторять полностью их содержание.

В отчете должны найти отражение следующие пункты:

– описание обязанностей, соответствующих должностной инструкции для должности и рабочего места, которые занимал студент во время прохождения практики;

– описание обязанностей, которые практикант выполнял лично;

– описание функциональных обязанностей каждого сотрудника, занятого в сфере защиты информации;

– описание конкретных задач, в решении которых практикант принял непосредственное участие;

– описание систем и методов организационной защиты информации;

– описание характеристик средств и систем инженерно-технической и программно-аппаратной защиты информации;

– описание системы защиты и учета документооборота;

– описание используемых методов и алгоритмов криптографической защиты информации;

– описание методики защиты интеллектуальной собственности организации;

– описание поручений руководителя практики от организации в соответствии с программной практики;

– описание иной выполняемой работы;

– указание нового материала и приобретенных знаний по уже изученным дисциплинам и по предметам, которые только предстоит изучить.

6. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

6.1. Цели и задачи преддипломной практики

Преддипломная практика является для студентов завершающим этапом в обучении, положительный результат которой является основанием для допуска к государственному квалификационному экзамену.

По содержанию и назначению преддипломная практика занимает определяющее место в системе всех практик и является одним из заключительных этапов в подготовке специалиста по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации».

Целью преддипломной практики является:

– закрепление теоретических знаний, полученных в процессе всех лет обучения;

– обобщение практических навыков, полученных в ходе обучения и при прохождении предшествующих практик;

– выбор или уточнение темы выпускной квалификационной работы на начальном этапе преддипломной практики;

– сбор фактического материала по теме выпускной квалификационной работы;

– практическая работа совместно с разработчиками-профессионалами по созданию систем защиты информации;

– овладение навыками самостоятельного выполнения работы по будущей специальности.

Задачи преддипломной практики:

– углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения на основе глубокого изучения работы предприятия, на котором работают и проходят практику студенты;

– более подробное изучение технологии обеспечения защиты информации, экономической и организационной составляющей защиты информации;

– изучение стандартизации и методов контроля качества создаваемых и уже существующих систем;

– изучение новейшего опыта работы;

– подготовка и написание глав выпускной квалификационной работы, касающихся обзора существующих методов и технологий, а также возможных решений задач определенных в теме ВКР.

6.2. Обязанности студента при прохождении преддипломной практики

Обязанности студента до начала практики

1. Принять участие в организационных мероприятиях по вопросам прохождения практики.

2. Изучить программу по прохождению преддипломной практики.

3. При содействии деканата определить место прохождения практики в соответствии с выбранной специальностью.

4. Получить в деканате направление на практику и программу практики на выпускающей кафедре.

5. Согласовать с научным руководителем выпускной квалификационной работы круг первоочередных вопросов.

6. Составить план подготовки и написания выпускной квалификационной работы, отдельные пункты которого должны найти свое отражение в календарном плане преддипломной практики.

Обязанности во время прохождения практики

1. Максимально продуктивно использовать отведенное время, полностью и качественно выполнять все задания предусмотренные программой, индивидуальным заданием руководителя и планом подготовки выпускной квалификационной работы;

2. Соблюдать все нормативно-правовые акты при работе в организации.

3. Подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации, являющейся базой для прохождения практики.

4. Согласовывать с руководителем практики от организации индивидуальные планы работы на неделю в соответствии с программой.

5. В соответствии с утвержденным планом и должностной инструкцией выполнять обязанности по конкретной должности.

6. Нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты.

7. Регулярно вести дневник практики с конкретизацией по дням, отражая в нем время начала и окончания работы, количество часов, краткое содержание выполняемых работ, делая отметку о выполнении работ у руководителя практики (заверяя его подписью).

8. Информировать руководителя практики и деканат о ходе практики.

9. Выполнять требования техники безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны.

10. Согласно указаниям руководителя участвовать в совещаниях, деловых встречах.

11. По окончании практики студент в недельный срок должен сдать на кафедру отчет о практике и характеристику руководителя от организации об отношении к практике, соблюдении дисциплины, полученных знаниях, приобретенных навыках, готовности студента к самостоятельной работе, заверенные печатью организации.

6.3. Методические указания по прохождению преддипломной практики

Перед прохождением практики студент должен изучить программу практики и соответствующие нормативные материалы для того, чтобы быть готовым к выполнению заданий, данных руководителем практики, и сбору материала и написанию выпускной квалификационной работы в отведенные для этого сроки.

Студенту-практиканту совместно с руководителем практики от кафедры рекомендуется разработать календарный план прохождения практики.

При прохождении практики в организации студент работает непосредственно под руководством специалиста предприятия и выполняет следующие пункты:

1) Практическое ознакомление с порядком проектирования систем защиты информации, разработка технического задания к выпускной квалификационной работе с примерной формулировкой темы ВКР.

2) Патентно-информационный поиск по тематике выпускной квалификационной работы.

3) Сбор фактического материала, необходимого для правильного принятия решения при выборе принципа работы, схемы и конструкции проектируемой системы защиты информации.

4) Определение вопросов, требующих проработки научно-исследовательского характера, разработка методики и плана этих исследований, предполагая их реализацию в процессе выпускной работы.

5) Сбор фактического материала по вопросам организации и планирования процесса проектирования изделия; разработка организационно-экономических вопросов, связанных с выпускной работой.

6) Конкретное содержание преддипломной практики определяется тематикой выпускной квалификационной работы, выполняемой студентом.

6.4. Требования по содержанию отчета
о прохождении преддипломной практики

Отчет составляется на протяжении всего периода практики, разделы содержательной части отчета должны сопоставляться с пунктами календарного плана, который записывается в дневнике практики в первый день работы, но не повторять полностью их содержание.

Отчет должен содержать развернутые ответы на все вопросы, предусмотренные программой прохождения практики. Ответы должны быть проиллюстрированы схемами, графиками, таблицами, учетной и отчетной документацией. В отчете необходимо описать, как изучался практикантом каждая поставленная проблема, какими документами, справочниками, нормами и нормативными актами студент пользовался и из какой литературы или компьютерной базы данных их взял.

В отчете должны быть освещены следующие вопросы:

– место и время прохождения практики;

– общая характеристика предприятия, структурных подразделений и выполняемых ими функций;

– график последовательности прохождения структурных подразделений и рабочих мест за время практики;

– описание технологического оборудования и контрольной аппаратуры;

– график теоретических занятий и экскурсий и их краткое содержание;

– вопросы техники безопасности, охраны труда и экономики и организации производства;

– содержание и разработка индивидуального задания;

– описание выполненной работы по отдельным разделам программы;

– анализ наиболее сложных и интересных вопросов, которые встретились в процессе прохождения практики;

– указания на затруднения при решении сложных и спорных вопросов;

– отношение студента к изученным материалам, деятельности, с которой он ознакомился, те знания и навыки, которые он приобрел в ходе практики;

– список использованных источников по сбору материала для выпускной квалификационной работы.

В отдельных пунктах отчета должны быть указаны:

– принципы работы, схемы и конструкции проектируемой или исследуемой системы защиты информации;

– вопросы, требующие проработки научно-исследовательского характера, разработки методики и плана этих исследований, последовательность их реализации в процессе выпускной работы;

– новые способы и методики решение задач безопасности, их сравнение с существующими вариантами.

7. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1) В процессе прохождения практики необходимо ознакомиться с организацией службы охраны труда (ОТ) на предприятии, дать оценку санитарно-гигиенических условий труда в рабочих подразделениях.

2) Изучение вопросов охраны труда следует проводить в следующем порядке:

– структура организации и службы охраны труда на предприятии;

– законодательство по ОТ, учет и расследование несчастных случаев; контролирующие организации ОТ, общественный контроль;

– виды ответственности за нарушение техники безопасности;

– комфортные условия труда в цехе и на рабочем месте (организация рабочего места и освещение, микроклиматические условия, излучения - электромагнитные, радиоактивные; шумы, вибрации, пыль, ядовитые пары и газы);

– обучение по охране труда – инструктаж, учебно-курсовое обучение, противоаварийные и противопожарные тренировки;

– безопасность эксплуатации внутризаводского транспорта и грузоподъемных механизмов;

– использование на предприятии системы стандартов безопасности труда (ССБТ);

– электробезопасность: условия поражения электрическим током человека (индивидуальные особенности человека, категории помещений по опасности поражения током, установки с напряжением в 1000 В и > 1000 В); применение защитных мер (малые напряжения, двойная изоляция, разделительные трансформаторы, выравнивание потенциала, защитное отключение, заземление);

– использование основных и дополнительных мер защиты от поражения электрическим током; помощь пострадавшему от действия тока;

– противопожарная профилактика (организация противопожарной службы, категория производства по пожарной опасности, к которой относится цех, пожарно-профилактические мероприятия, используемые средства пожаротушения).

В разделе «Охрана труда» отчета по практике целесообразно описать схемы применения защитных устройств, в том числе и средств, обеспечивающих электробезопасность, средств механизации и автоматизации, облегчающих труд рабочего.

За время прохождения практик студенты должны ознакомиться со следующими мероприятиями, проводимыми на предприятии по охране природы и окружающей среды:

– изучение вредного влияния жидких и газообразных веществ, используемых в производстве изделий, на животный и растительный мир;

– анализ отходов вредных химических веществ, их утилизация и нейтрализация;

– построение замкнутых технологических циклов, исключающих выбросы в окружающую среду;

– применение мер по оздоровлению окружающей среды, озеленению территории предприятия; снижению шума в цехах, на рабочих местах.

8. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

За время производственной практики студенты должны ознакомиться со следующими вопросами гражданской обороны (ГО):

– организация гражданской обороны цеха (отдела);

– организация, назначение и оснащение формирований ГО цеха, отдела;

– способы защиты рабочих и служащих цеха (отдела);

– система оповещения рабочих и служащих цеха (отдела);

– действия рабочих и служащих цеха (отдела) по гражданской обороне;

– организация обучения рабочих и служащих цеха (отдела) по гражданской обороне;

– порядок перевода цеха (отдела) на особый режим работы;

– порядок перевода цеха на пониженный технологический режим работы по сигналу ГО;

– инженерно-технические мероприятия ГО, направленные на повышение устойчивости работы подразделения в военное время;

– перевод цеха на двухсменную работу по скользящему графику в военное время;

– защита оборудования цеха;

– противопожарные мероприятия цеха.

9. СРОКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

1) Студент во время практики обязан строго соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия. О временном отсутствии на своем рабочем месте необходимо ставить в известность руководителя практики от предприятия, получить от него разрешение.

С самого начала прохождения практики организовывается табельный учет посещаемости студентами предприятия. Ежедневный учет времени начала и окончания работы практикантов проводит табельная служба предприятия.

2) Проверка выполнения студентами программы практики осуществляется в форме текущего и итогового контроля руководителями практики от кафедры и предприятия.

Руководители практики на местах осуществляют контроль путем повседневного наблюдения за работой студента по программе практики. При наличии существенных замечаний (пропуски без уважительных причин, плохая работа по выполнению заданий администрации предприятия) руководитель устанавливает студенту кратчайшие сроки устранения отмеченных недостатков.

3) Итоговый контроль проводится на заключительном этапе практики. Сюда входят проверка и подписание руководителями отчетов, дневников, составление производственных характеристик студентов.

4) Окончательно оформленный отчет рассматривается руководителями практики от предприятия и вуза и сопровождается подробными отзывами о работе студента и приобретенных им практических знаниях и навыках.

5) В производственной характеристике, выдаваемой руководителем каждому студенту, отражаются выполненные им программы практики, отношение к работе, овладение производственными навыками по специальности, трудовая дисциплина и поведение в быту, взаимоотношения с коллективом, участие в общественно-массовых мероприятиях, рационализаторской и изобретательской работе и другие сведения о практике студента.

10. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА

Отчет набирается на компьютере на стандартных листах формата А4 в текстовом редакторе MS Word шрифтом Times New Roman размером 14 пт через 1-1,5 интервала. Все рисунки, надписи, формулы заполняются в соответствии с требованиями ЕСКД. Отчет сдается в твердой папке или может быть выполнен в переплете. Объем отчета 8-10, 15-20 и 25-30 листов текста для учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практики.

Таблицы, схемы, плановая, учетная, отчетная и другая документация могут быть представлены как по мере изложения вопроса, так и в конце отчета (в виде приложений). Они обязательно должны быть пронумерованы, снабжены единообразными подписями и описаны в отчете (в тексте отчета должно быть расшифровано с какой целью прилагаются, как используются на практике).

Отчет по организационной и экономической части выполняется, как разделы общего отчета по практике.

Неполные и небрежно оформленные отчеты к защите не допускаются.

В отчете в обязательном порядке должны быть:

– титульный лист (Приложение 7) с подлинными подписями студента и руководителей практики;

– содержание – перечень разделов отчета с указанием страниц;

– введение – общая характеристика предприятия и эффективности использования информационных систем в организации;

– основная часть – отчет (согласно содержанию) по практике и о конкретно выполненной работе в период практики в соответствии с ее программой и индивидуальным заданием, включающий, в том числе, графики, таблицы, рисунки, схемы;

– заключение – основные выводы по проделанной работе и предложения по способам использования и дальнейшего развития полученных в работе результатов;

– приложение – документация (формы, бланки, схемы).

Защита отчета осуществляется перед специальной комиссией в сроки, назначаемые кафедрой при наличии положительной характеристики и отзыва руководителей практики от кафедры и организации (предприятия). На защите отчета студент отвечает на вопросы, связанные с тематикой индивидуального задания, экскурсий, лекционных и практических занятий. Защита оценивается по пятибалльной системе.

Результаты защиты отчета о практике проставляются в ведомости и зачетной книжке студента.

При получении неудовлетворительной оценки на защите, отрицательных отзывов руководителей практики студент направляется на дополнительное прохождение практики с целью доработки отчета. В противном случае студент не допускается к сдаче государственного квалификационного экзамена и защите выпускной квалификационной работы и может быть отчислен за невыполнение учебного плана.

11. ЛИТЕРАТУРА

1. Барченков А.И. C:\www\cgi\irbis64r\62\cgiirbis_64.exeДокументоведение и защита конфиденциальной информации. – СПб.: СПбГПУ, 2003.

2. Бузов Г.А. C:\www\cgi\irbis64r\62\cgiirbis_64.exeЗащита от утечки информации по техническим каналам: Учеб. пособие. – М.: Горячая линия - Телеком, 2005.

3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-2002. Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2002.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета. – 2000. – 10 сентября.

5. Завгородний В.И. C:\www\cgi\irbis64r\62\cgiirbis_64.exeКомплексная защита информации в компьютерных системах: Учеб. пособ. – М.: Логос, 2001.

6. Карпов Е.А., Котенка И.В. и др. Законодательно-правовое и организационно-техническое обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем и информационно-вычислительных сетей: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Котенка. – СПб.: ВУС, 2000.

7. Защита информации и информационная безопасность. Эффективность комплексных систем защиты информации в телекоммуникациях: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.

8. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 2.

9. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004.

10. Мельников В.П., Клейменов С.А, Петраков А.М. Информационная безопасность и защита информации. – М.: ACADEMIA, 2006.

11. Меньшаков Ю.К. C:\www\cgi\irbis64r\62\cgiirbis_64.exeЗащита объектов и информации от технических средств разведки: Учеб. пособие. – М., 2002.

12. Организация и технология защиты информации: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: РГГУ, 2001.

13. Пазизин С.В. Основы защиты информации в компьютерных системах. – М.: ТВП-ОпиПМ, 2003.

14. Прохода А.Н. Обеспечение Интернет-безопасности. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007.

15. Руководящие документы и другие официальные документы Гостехкомиссии России – ФСТЭК (http://www.fstek.ru).

16. Рябко Б.Я., Фионов А.Н. Основы современной криптографии для специалистов в информационных технологиях. – М.: Научный мир, 2004.

17. Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма: Справочное пособие. – СПб.: БХВ-Петербург, Арлит, 2002.

18. Тихонов В.А., Райх В.В. Информационная безопасность: концептуальные, правовые, организационные и технические аспекты. – М.: Гелиос АРВ, 2006.

19. О коммерческой тайне: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // Российская газета. – 2004. – 30 июля.

20. О персональных данных: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

21. Об электронной цифровой подписи: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ // Российская газета. – 2002. – 12 января.

22. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 29 июля.

23. Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных сетях. – М.: Академия, 2005.

24. Шуйский А.А., Шелупанов А.А. Системный анализ в защите информации: Учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информационной безопасности. – М.: Гелиос АРВ, 2005.

25. Щеглов А.Ю. Защита компьютерной информации от несанкционированного доступа. – СПб.: Наука и техника, 2004.

26. Щербаков А.Ю., Домашев А.В. Прикладная криптография. Использование и синтез криптографических интерфейсов. – М.: Русская редакция, 2002.

Приложение 1

НАПРАВЛЕНИЕ НА ПРАКТИКУ

1. Ф.И.О. _________________________________________________________________

2. Курс ___________________________________________________________________

3. Факультет ______________________________________________________________

4. Специализация __________________________________________________________

5. Место практики _________________________________________________________

6. Срок практики: с «____» __________ 200__ г. по «___» ___________200__ г.

7. Руководитель практики от кафедры: _______________________

Собеседование проведено: __________________________________

(подпись)

«____» ______________ 200__ г.

М.П.

Декан факультета ____________/____________/

(подпись)


Приложение 2

Утверждаю

Декан факультета

_____________________________

«____» _______________ 200__ г.

ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

__________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

1. Целевая установка на практику

1.1. _______________________________________________________________

1.2. _______________________________________________________________

1.3. _______________________________________________________________

1.4. _______________________________________________________________

2. Место практики

__________________________________________________________________________

(название организации и ее адрес)

3. Период прохождения практики

С «____» ________________ 200__ г. по «____» _______________ 200__ г.

4. Руководитель практики от кафедры

__________________________________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

_____________________________

(подпись)


Приложение 3

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Записи о работах, выполненных в период прохождения практики.

Дата

Краткое содержание выполненных работ

Подпись руководителя

Приложение 4

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО МЕСТУ ПРАКТИКИ

(с указанием степени его теоретической подготовки, трудовой дисциплины)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«____» _____________ 200__ г.

М.П.

Руководитель практики: ____________________

_________________________________________

(подпись)


Приложение 5

РЕЦЕНЗИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ОТЧЕТ О ПРАКТИКЕ

(указываются достоинства и недостатки отчета, формулируются вопросы,
на которые студент должен ответить на защите отчета)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Результат рецензирования: ________________________________________________

(допущен к защите или нет)

___________________________

(подпись)

«____» _______________ 200__ г.

Отметка о защите отчета: _____________________________

Члены комиссии:

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________


Приложение 6

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК (ДНЕВНИК)

прохождения практики

_______________________________________________________________

Ф.И.О. студента

_______________________________________________________________

наименование организации

с _________________200__ г. по __________________200__ г.

№ п/п

Содержание
выполняемых
работ по программе

Сроки выполнения

Заключение и оценка руководителя или консультанта

Подпись руководителя или консультанта

начало

окончание

Согласовано: _________________________________________________________

Ф.И.О., должность руководителя подразделения, где проводится практика

Студент-практикант___________________________________________________

Ф.И.О. (подпись)

Руководитель_________________________________________________________

Ф.И.О. (подпись)

Консультант__________________________________________________________

Ф.И.О. (подпись)

«____»_____________ 200__ г.

Приложение 7

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра ______________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ______________

__________________________

ОТЧЕТ

о прохождении ______________________________практики

студентом ____________ курса

факультета__________________________________________

специальности ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ф.И.О.

в отделе _____________________________________________________

_____________________________________________________________

наименование организации, предприятия

Отчет допускается к защите

Руководитель____________________

Консультант_____________________

Отчет защищен «____» ___________ 200__ г. с оценкой __________________

Руководитель ________________________

(подпись)

Члены комиссии: _____________________

(подпись)

Содержание

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................... 3

2. МЕСТО ПРАКТИКИ................................................................................................................ 3

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ..................................... 4

4. УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА................................................................. 5

4.1. Цели и задачи учебно-ознакомительной практики............................................. 5

4.2. Обязанности студента при прохождении учебно-

ознакомительной практики.............................................................................................. 6

4.3 Методические указания по прохождению учебно-

ознакомительной практики.............................................................................................. 7

4.4 Требования по содержанию отчета о прохождении

учебно-ознакомительной практики............................................................................... 8

5. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА.................................................................................. 8

5.1. Цели и задачи производственной практики.......................................................... 8

5.2. Обязанности студента при прохождении производственной практики......... 9

5.3. Методические указания по прохождению производственной практики....... 10

5.4. Требования по содержанию отчета о прохождении

производственной практики............................................................................................ 11

6. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА........................................................................................ 11

6.1. Цели и задачи преддипломной практики.............................................................. 11

6.2. Обязанности студента при прохождении преддипломной практики............. 12

6.3. Методические указания по прохождению преддипломной практики........... 13

6.4. Требования по содержанию отчета о прохождении преддипломной

практики............................................................................................................................... 13

7. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ................................................................. 14

8. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА................................................................................................. 15

9. СРОКИ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ......................................................................................... 16

10. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА......................................................... 16

11. ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................ 17

12. ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................................... 19

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  733  734  735   ..