Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  701  702  703   ..

 

 

Рекомендации методические по проектированию инновационных образовательных технологий в образовательном процессе для обеспечения качества подготовки учащихся к сдаче егэ и итоговой аттестации в новой форме

Рекомендации методические по проектированию инновационных образовательных технологий в образовательном процессе для обеспечения качества подготовки учащихся к сдаче егэ и итоговой аттестации в новой форме

Методические рекомендации по проектированию инновационных образовательных технологий в образовательном процессе для обеспечения качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме.

Выполнили:

Тареева Ольга Валентиновна

Любимова Татьяна Викторовна

Филатова Людмила Борисовна

Нефедова Ирина Владимировна

Тётушкина Людмила Юрьевна

Капранова Татьяна Викторовна

Раева Галина Евгеньевна

2010 год.

Единый государственный экзамен по мате­матике, а также государственная аттестация выпускников 9 класса в новой форме привнесенные в российское образо­вательное пространство, имеют свои сильные и слабые стороны. Чтобы минусы обратить в плюсы, учителю, который готовит школьников к экзамену, в первую очередь необходимо знание о формате и структуре ЕГЭ и ГИА, особенно­стях процедуры его проведения. Эта информация важна в первую очередь для учителя, который учит школьников и гото­вит их к экзамену. ЕГЭ и ГИА помогают решать такую важную задачу, стоящую перед учителем, как освоение технологий обучения и органи­зации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень своих знаний не ниже своей годовой отметки.

Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА должна осуществляется по следующим направлениям:

- информационная работа ;

- содержательная подготовка;

- психологическая подготовка.

В течение учебного года с одиннадцатиклассниками, девятиклассниками и их родителями нужно проводить изучение нормативно- правовых документов по итоговой аттестации, кроме того можно проводить индивидуальное консультирование родителей со стороны классного руководителя, завуча школы и психолога.

В кабинете математики должен иметься информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ и ГИА, а также материалы по ЕГЭ и ГИА по математике: демонстрационный вариант КИМ, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА по математике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ и ГИА, список литературы и адреса сайтов.

Подготовка к экзамену требует индивидуального, личностно ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 9 и 11 классов должны быть часы индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ по математике и русскому языку. Кроме того, должен быть график дополнительных индивидуальных занятий по обязательным предметам и предметам по выбору. Посещаемость учащимися этих занятий контролирует классный руководитель. Выясняются причины отсутствия ученика на занятии, доводится до сведения родителей.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ по математике должна проводиться на протяжении всего периода изучения математики в школе. Потому что, в первую очередь, дети должны овладеть содержанием курса, и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях. Учеников с 5 класса нужно учить приёмам самоконтроля, самопроверки, прикидки границ результата, разумного выбора ответа, сравнения, угадывания, различным «хитростям» быстрых вычислений. У учащихся должны быть выработано умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество сборников тестов для 5-11 классов. Это и тематические тесты, и тесты для промежуточного и итогового контроля. По таким сборникам нужно работать в течение нескольких лет. В 9 и 11 классах подготовка к ЕГЭ по математике должна строиться по тематическому принципу.

Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ и особенно к ГИА является обучение заполнению бланков. Эту работу учителя-предметники должны вести с 8 класса, дабы избежать ошибки при их заполнении от волнения и по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении должна вестись с отдельными учащимися на консультациях. Важно ознакомить учащихся с критериями по оцениванию заданий с развернутым ответом, со шкалой перевода баллов в отметки.

В начале итогового повторения для подготовки к экзамену нужно провести контроль знаний учащихся. Выявить группу риска. После проверки работ выписать все допущенные каждым учащимся ошибки, зафиксировать их на листе учета и контроля знаний.

Пример:

Лист учета и контроля знаний.

Фамилия

Номер задания

Номер ошибки

Отметка

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

1

2

Учителю необходимо составить план ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.

На каждого ученика заводится индивидуальная карта развития. На совещании с учителями – предметниками распределяются учащиеся класса по уровням обучаемости. Определяются уровни обучаемости школьников, имеющих высокий интеллектуальный потенциал, но в силу разных причин имеющих сравнительно низкую успеваемость. Готовится карта усвоения знаний учащихся класса. Доводится информация до сведения родителей. Обращается внимание родителей на потенциальные возможности личного роста ребенка.

Уровни обучаемости.

- Первый уровень обучаемости.

- Творческий уровень усвоения знаний.

Учащиеся обладают многосторонними способностями. Работают быстро. Испытывают непрерывную потребность в умственном труде. Работают с удовольствием с литературой. Высказывают содержательно свои мысли, идеи. Умеют переводить письменную речь в устную. Они самостоятельны в принятии решений.

Первый скрытый уровень
усвоения знаний.

Учащиеся оригинальны в мышлении. Умеют мобилизовать усвоенные знания и умения на предстоящую деятельность, придавая ей строгую логичность, последовательность в выполнении заданий. Легко видят причинно – следственные связи, пытаясь вывести закономерность.

К детям первого уровня можно отнести одаренных детей. Проанализировав имеющиеся в распоряжении педагогов пособия по работе с одаренными детьми по математике и подготовке их к олимпиадам, можно сделать вывод, что обычно их содержание организовано следующим образом: это сборники заданий для учащихся повышенной сложности и на смекалку с прилагаемыми ответами или, в лучшем случае, коротким решением. При этом основным методом обучения детей остается репродуктивный: запоминание способа решения заданной конкретной задачи и тренинг (повторение способа решения при многократном выполнении однотипных заданий). При таком методе следующим этапом работы учителя является предложение детям карточек с набором заданий разных типов с целью идентификации ребенком по внешним признакам известных типов заданий и извлечения из памяти заученных способов их решения. За счет усвоения готовых способов решения разнообразных частных задач невозможно получить развитие способности к самостоятельному нахождению способов решения. Поэтому учащийся, столкнувшись с задачей нового типа или более повышенной сложности, терпит неудачу при ее решении или отказывается от решения сразу.

Главной задачей работы с одаренными детьми по математике является раскрытие принципов действия , решение задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему. Для осуществления технологического процесса при данном подходе к обучению необходима строгая логика построения учебного содержания .

Основные принципы такой организации работы с одаренными детьми:

- В ходе использования моделирования нецелесообразно предлагать детям модель в готовом виде. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования . Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании моделей. В противном случае учащиеся не видят их в модели, и она не становится для них наглядной.

- Для того, чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха, можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способ либо приводит к неудаче, либо нерационально. Ребенок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу, нужно конструировать новый вид модели . Следовательно, у детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности.

- Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений, все остальные свойства, несущественные в данном случае, отбрасываются. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах . Внутри группы дети сами организуют свои действия: либо сначала обсуждают способы решения, а затем каждый самостоятельно пытается выполнить задание, либо сначала каждый пробует выполнить задание, а потом сравнивает свой способ решения со способами других детей. В качестве доказательства правильности решения задачи используется все та же модель. В данном случае она является средством для обоснования точки зрения.

Разобравшись и проанализировав многообразие текстовых задач, можно классифицировать модели, которыми может пользоваться учащийся. Для различных исследований в математике разработаны методы теории графов, теории вероятностей и математической статистики, математической логики и комбинаторики, аксиоматический метод, методы исследования элементарных функций, решения уравнений, доказательства утверждений, построения геометрических фигур, измерения величин и т.д.

Второй уровень усвоения знаний.
Продуктивный уровень усвоения знаний.

Учащиеся обладают прочными знаниями и твердыми умениями умственных действий, развивающих творческую индивидуальность личности.

Третий уровень усвоения
знаний.

Репродуктивно – творческий уровень усвоения знаний.

Учащиеся умеют делать простые обобщения, выводы. Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком он изложен в учебнике, без внесения нового.

Следует обратить внимание и на состояние здоровья обучаемых. По итогам диспансеризации классный руководитель готовит информационную карту. Информационная карта о состоянии здоровья ученика дает возможность предложить конкретные меры по характеру обучения ученика.

Организация многоуровневого обучения в условиях подготовки к ЕГЭ и ГИА должна включать в себя следующее:

· Обучение, ориентированное на личность ученика и его потенциальные возможности.

· Главным звеном всей технологии многоуровневого обучения является самостоятельная работа обучаемого. Индивидуальные задания предлагаются учащимся в системе.

· Мелко - групповая и групповая работа с урока должна перейти в систему дополнительного образования.

· Весь процесс обучения превращается в процесс самообучения под контролем и при консультации и оценке преподавателем каждого шага самообучения учащихся.

При работе с выпускниками не следует забывать о системе дополнительного образования. Система дополнительного образования включает в себя:

· Индивидуально – групповые занятия.

· Проведение индивидуально – групповых занятий для учащихся из группы риска.

· Часы подготовки к ЕГЭ и ГИА.

· Факультативы и проектная деятельность, элективные курсы

В работе факультатива участвуют учащиеся из первой и второй учебной групп. Проектной деятельностью и элективными курсами занимаются все желающие.

Продуктивным будет использование следующих ресурсов:

· Уровневая дифференциация.

· Информационные компьютерные технологии.

· Деятельностный метод.

· Изучение программы в полном объеме.

· Отработка базовых знаний.

· Проведение контроля знаний в тестовой форме.

· Систематическая проверка тетрадей с последующей работой над ошибками.

· Кропотливый анализ учета знаний и выход на траекторию индивидуального развития ребенка.

· Система повторения.

· Формирование общеучебных умений и навыков(умение работать в заданном временном режиме).

Одним из принципов построения методической подготовки к итоговой аттестации считается принцип жесткого ограничения времени при выполнении тестов. Здесь тоже нужен индивидуальный подход в зависимости от того, какой «актуальный потолок» выбрал для себя каждый ученик, с учётом опережающей цели. Ограничив для себя объём заданий, которые он наверняка должен решить, школьник будет иметь возможность посвятить подготовке к ним больше времени, что повышает шансы на успех. Если ученик мотивирован только на базовый уровень, то не стоит нагнетать напряжение, работать в скоростном режиме, а лучше спокойно и внимательно решать задания и осуществлять самоконтроль и самопроверку. Отведённого времени также вполне хватает и на решение заданий повышенного уровня. К жесткому самоконтролю времени следует приучать только тех учащихся, которые подготовлены к выполнению заданий уровня С.

Методические рекомендации адресованы широкому кругу участников образовательного процесса: учащимся и их родителями, учителями школ, методистам, специалистам региональных центров развития образования.

Приложение.

Полезные ссылки на Интернет-ресурсы:

  1. URL: http://www.fipi.ru/

Полезная информация: контрольные измерительные материалы (КИМ) разных лет, доступ к открытому сегменту ФБТЗ, материалы конференций и семинаров, отчеты ФИПИ, методические письма по преподаванию предметов с учётом результатов ЕГЭ, проект КИМов ЕГЭ для 9 кл.

  1. URL : http://ege.edu.ru/, Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.

Полезная информация:

В разделе «О ЕГЭ» можно узнать необходимую информацию о проведении ЕГЭ, по данным паспорта узнать результаты ЕГЭ. Здесь же можно узнать телефоны горячей линии ЕГЭ в регионе.

В разделе «Нормативные документы» находятся нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регламентирующие проведение ЕГЭ.

В разделе «Варианты ЕГЭ» можно скачать варианты КИМов ЕГЭ разных лет.

Раздел «ОСОКО» посвящен общероссийской системе оценки качества образования.

Разделы «Новости» и «Публикации» содержат новости, пресс-релизы, публикации, посвященные ЕГЭ.

В разделе «Вопрос-Ответ» можно задать свой вопрос о ЕГЭ, там же собраны самые популярные вопросы и ответы на них. А в разделе «Форум» можно обсудить организацию проведения ЕГЭ или высказать свое мнение о КИМах.

Раздел «Ссылки» содержит список ресурсов, посвященных ЕГЭ и рекомендованных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также «черный список» ресурсов Интернет по данной теме.

  1. URL : http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование».

Полезная информация:

В разделе «Абитуриент» существует раздел «ЕГЭ», содержащий информацию об экзамене, расписание экзаменов в текущем году, приказы о проведении ЕГЭ в регионах, положение о проведении ЕГЭ и демо-версии вариантов по разным предметам.

Портал содержит большой каталог образовательных ресурсов (учебники, задачники, тесты).

  1. URL : http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал.

Полезная информация:

В разделе «Проект Выпускник» (каталог, экзамен) содержится большой каталог ресурсов, посвященных ЕГЭ.

В разделах «Актуально» и «Официально» можно прочитать актуальные новости и Документы Министерства образования и науки РФ.

На сайте содержится большая коллекция образовательных ресурсов для учителей и учащихся.

  1. URL : http://window.edu.ru/, Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Полезная информация:

В разделе каталога «Информатика и ИКТ» содержится около 1000 ресурсов по предмету (учебные пособия, статьи, методические указания и др.).

  1. URL : http://www.egeinfo.ru/, Все о ЕГЭ.

Полезная информация:

На главной странице можно узнать свой результат сдачи ЕГЭ.

В разделе «Каталог ресурсов» содержится справочник ВУЗов России.

Раздел «Подготовка к ЕГЭ» позволяет скачать демонстрационные версии вариантов ЕГЭ, предлагает интерактивные курсы по различным темам школьной программы. Курсы содержат интерактивные тесты.

Раздел «Поступи в ВУЗ» предлагает оценить шансы поступления в ВУЗы.

В разделе «Полезная информация» можно отыскать общую информацию о ЕГЭ, ответы на распространенные вопросы, правовую информацию.

В разделе «Образование за рубежом» находится список сайтов, позволяющих оперативно выбрать удобные варианты получения образования за рубежом.

Раздел «Образовательный кредит» предлагает услуги банков для получения кредита на получение образовании.

  1. URL : http://www.gosekzamen.ru/, Российский образовательный портал Госэкзамен.ру.

Полезная информация:

В разделе «Тесты и результаты ЕГЭ» можно в on-line режиме пройти демонстрационные тесты ЕГЭ и получить оценку за экзамен.

В разделе «Рассылки по ЕГЭ» можно подписаться на рассылку новостей о ЕГЭ на электронный адрес.

Раздел «Обсуждение ЕГЭ» содержит форумы.

  1. URL : http://www.gotovkege.ru/, Готов к ЕГЭ.

Полезная информация:

В разделе «О курсах подготовки к ЕГЭ» предлагаются варианты курсов по математике и русскому языку.

В разделе «О подготовке к ЕГЭ» можно познакомиться с тем, что такое ЕГЭ.

Раздел «Толковый словарь ЕГЭ» содержит большое количество терминов ЕГЭ.

В разделе «Пробное тестирование» предлагается пройти пробное тестирование и немедленно увидеть свой результат по некоторым предметам.

Раздел «Статьи и публикации» содержит «взгляд со стороны», комментарии методистов и отзывы тех, кто уже успешно сдал единый государственный экзамен.

На сайте есть форум.

  1. URL: http://www.ctege.org/.

Полезная информация:

Раздел «ЕГЭ»: Новости ЕГЭ, Статьи о ЕГЭ, ЕГЭ в городах России, Вопросы и ответы по ЕГЭ, Опыт сдачи ЕГЭ, Результаты ЕГЭ, Документация, Варианты пробных ЕГЭ.

Раздел «ЦТ»: Новости ЦТ, Статьи ЦТ, Варианты пробных ЦТ, Вопросы и ответы по ЦТ, Документация ЦТ, Опыт сдачи ЦТ.

Раздел «АБИТУРИЕНТАМ»: Новости абитуриентам, ВУЗы России, Колледжи России, Выбор специальности, Статьи о высшем образовании, Поступление в ВУЗ, Рейтинги ВУЗов, Магистратура, аспирантура, Второе высшее образование, Заочное образование.

10. URL: http:// uztest . ru сайт "ЕГЭ математика" - подготовка к тестированию (ЕГЭ) по математике.

- Раздел "Тесты ЕГЭ ". Если слева Вы выберете "Тестирование", то перейдете на стр. "Тренировочное задание ЕГЭ по математике". Каждое задание состоит из 26 вопросов. В вопросной базе более 500 задач, поэтому при каждой перезагрузке страницы появляется новый тренировочный вариант теста.

11. URL: http:// ege-trener.ru - Егэ - тренер . Турнир выпускников (ЕГЭ-2010). Сайт Ольги Себедаш - "Дорогие старшеклассники, учителя! Представляем вам новый интерактивный проект. Здесь нет привычных уроков и тестов, но есть игра, соревнование, очки и азарт." Задачи и решения на логарифмические упрощения, показательные и тригонометрические уравнения, задачи на максимум и минимум, проценты и др.

12. URL: http://egetrener . ru - Егэ-тренер . Видеоуроки по математике. Подготовка к ЕГЭ 2010.

13. URL: http://alexlarin . narod . ru - Подготовка к ЕГЭ по математике. Сайт Ларина А.А. На сайте размещены решения заданий из демо вариантов, диагностических работ, Кимов, решения заданий группы "С" из сборников для подготовки к ЕГЭ-2010, ГИА-2010 и многое другое.

14. URL: http://live . mephist . ru - Задания открытого банка задач ЕГЭ 2010 по математике на сайте МИФИ. Тесты ЕГЭ онлайн.

15. URL: http://mathnet . spb . ru

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  701  702  703   ..