Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  596  597  598   ..

 

 

Международное и национально-правовое закрепление юридической конструкции морского пиратства и мер по его пресечению

Международное и национально-правовое закрепление юридической конструкции морского пиратства и мер по его пресечению

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Морское пиратство - правовой и социальный феномен…………6

1.1. История морского пиратства................................................................... 6

1.2. Причины внимания мирового сообщества к пиратству....................... 10

1.3. Регламентация борьбы с пиратством в международном праве........... 15

Глава 2. Международное и национально-правовое закрепление юридической конструкции морского пиратства и мер по его пресечению……………………………………………………………………..19

2.1. Юридическая конструкция морского пиратства.................................. 19

2.2.Дефиниции пиратства в уголовном законодательстве

различных стран ..................................................................................... 26

2.3. Состав пиратства по Уголовному Кодексу РФ, влияние международного права на данную норму ....................................................................................... 32

2.4. Меры, применяемые к пиратским судам: международный и национальный аспект................................................................................................................ 35

Глава 3. Правовые аспекты противодействия морскому пиратству на современном этапе………………………………………………………….…..39

3.1. Правовые проблемы борьбы с морским пиратством........................... 39

3.2. Пути решения проблем борьбы с морским пиратством...................... 46

Заключение................................................................................................... 52

Список использованных источников....................................................... 55


ВВЕДЕНИЕ

Борьба с пиратством в мире ведется с давних времен. Стремительный рост числа актов пиратства, зафиксированный в последние годы указывает на то, что меры, предпринимаемые мировым сообществом по борьбе с этим преступлениями международного характера, в том числе и в правовой сфере, являются еще недостаточно эффективными. Это обуславливает потребность проведения научных исследований, целью которых должна быть выработка научно обоснованных рекомендаций в данной области. Подобные исследования ведутся во многих государствах, и, как правило, это те государства, интересы которых в той или иной мере затрагиваются актами пиратства, большая работа в настоящей области осуществляется также международными организациями.

Учитывая изначальную трансграничность природы пиратства, его исследованию уделялось большое внимание в работах и отечественных и зарубежных юристов- международников: Л. Н. Галенской, Е.Б. Ганюшкиной, В. В. Демиденко, В. М. Прусса, А.Н. Шемякина, А. И. Зябкина, А.Л. Колодкина, И. Е. Тарханова, Д. Коломбоса, Конте Эндрью и др. Заслуживают пристального внимания работы Ю.С. Ромашева, Л. А. Маджорян, В. Л. Григорян, В. И. Дмитриева, которые рассмотрели проблему пиратства наиболее глубоко.

В современном мире право давно уже не воспринимается только как совокупность норм. Например, выработанное В.Гавриловым понятие «правовой системы» включает в себя три компонента, и лишь один из них – нормативный[1] . В интересах повышения эффективности борьбы с пиратством, и учитывая тенденции сближения не только отдельных отраслей в рамках одной науки, но и различных наук как таковых, целесообразно продолжить комплексные исследования пиратства как социального и правового явления.

Итак, объектом данного исследования является пиратство, как преступление международного характера.

В связи с этим, представляется необходимым изучение регламентации пиратства в международных договорах, в частности, в Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г, иных международных соглашениях, регламентирующих свободу судоходства и закрепляющих ответственность за противоправные действия в открытом море. Так же целесообразно изучить резолюции ООН, Международной Морской Организации (ИМО), Международного Морского Бюро (ММБ), которые оказывают существенное влияние на борьбу с пиратством, формируют основные направления деятельности государств по обеспечению безопасности судоходства. Несомненно, проблема пиратства является международной и может быть решена только коллективными усилиями, поскольку имеет глубокие исторические, социальные и деструктивные экономические корни.

Актуальным в ходе изучения объекта исследования является сопоставление международного и национального регулирования пиратства на примере различных государств, в том числе Российской Федерации, установление степени соответствия национального уголовного законодательства конвенционным положениям.

Целью данного исследования является анализ пиратства, как преступления международного характера, обоснование проблематики борьбы с данным преступлением, путей преодоления проблем.

Задачи данной работы: рассмотреть пиратство как социальное явление и преступление в исторической ретроспективе, выявить причины внимания мирового сообщества к данному преступлению, раскрыть содержание норм, регулирующих пиратство как на международном, так и на национальном уровне, проанализировать влияние международных соглашений на национальное законодательство, выявить соотношение конвенционных норм и норм уголовного права РФ по данному вопросу, определить правовые проблемы борьбы с пиратством, предложить пути преодоления данных проблем.

В процессе обработки данных, положенных в основу данной работы были использованы: исторический, статистический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы, а так же методы логического анализа и синтеза, комплексный и системный подход к изучению понятий и категорий теории международного права, отраслевых наук.

Для логичного изложения и полного раскрытия изучаемой темы, использована структура работы, состоящая из введения, трех глав и заключения. В первой главе выделено три параграфа: первый - история морского пиратства; второй параграф - причины внимания мирового сообщества к пиратству; третий параграф - регулирование пиратства в современном международном праве. Вторая глава включает в себя четыре параграфа, а именно: юридическая конструкция морского пиратства; второй параграф - дефиниции пиратства в уголовном законодательстве различных стран; в третьем параграфе рассматривается степень влияния конвенционного закрепления борьбы с пиратством на соответствующую статью Уголовного Кодекса РФ; в четвертом параграфе рассматриваются меры, применяемые к пиратским судам: международный и национальный аспекты. Третья глава состоит из двух параграфов, в первом обозначаются основные правовые проблемы борьбы с пиратством, во второй главе дается формулировка основных путей решения данных проблем.


ГЛАВА 1. МОРСКОЕ ПИРАТСТВО – ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН.

1.1. История морского пиратства.

Пиратство зародилось в глубокой древности, одновременно с развитием морской торговли и началом войн на море. Но нет худа без добра, с полным правом можно утверждать, что в первую очередь с пиратством связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей, военно-политических союзов - всего, что составляет историю общества[2] . Властители прибрежных государств были вынуждены обзаводиться флотами для защиты своих владений, что способствовало появлению новых типов кораблей и совершенствованию тактики морского боя. Именно пираты прокладывали новые трассы, отыскивали новые якорные стоянки и гавани, изобретали новые типы кораблей и вооружения[3] .

Слово «пиратство» вошло в обиход человечества примерно в IV—III в. до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабеж, убийство, добыча. Происхождение слова «пират» не вполне ясно, но то, что оно родилось в Греции - несомненно. Большинство исследователей склоняются к тому, что слово «пиратство» произошло от древнегреческого peirai - совершать нападение. Им уже пользовались такие писатели древности, как Полибий и Плутарх. Его можно толковать по-разному: «пытаться овладеть чем-либо, нападать на что-нибудь», «пытаться захватить (или штурмовать)», «совершать покушение или нападение на кораблях»[4] . Самые ранние упоминания о пиратстве содержатся в критских, греческих и римских мифах и эпосе. Интересно, что четкого различия между купцом, пиратом и просто моряком не было, в законах VI в. до н. э. эти профессии рассматривались как равноправные. В римских юридических сборниках - дигестах - зафиксирован закон, приписываемый греческому законодателю Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы.

Начиная примерно с 3000 г. до н. э., и до конца античности, в Средиземном море появлялись и исчезали могущественные пиратские государства, из них наиболее известны державы Миноса, Поликрата и Секста Помпея. Пиратство вошло в быт некоторых мелких греческих племен, которые считали его даже почетным промыслом. С течением времени пиратство в бассейне средиземного моря достигло таких масштабов, что могло соперничать с мощью Рима в период его расцвета в эпоху Гнея Помпея, Цезаря и Августа[5] . С падением Римской империи пришла в упадок и морская торговля, что привело к падению пиратства. Так продолжалось недолго, так как в средние века торговля возродилась, а вместе с ней возобновился и морской разбой. Таким образом, необходимой предпосылкой существования пиратства являлось развитие мореплавания и торговых операций на море.

В Средневековье пиратство вышло в океаны и снова стало широко распространенным явлением и прежде всего в бассейне Северной Европы: Балтийском и Северных морях и проливе Ла-Манш. С VIII-XI вв. норманны или викинги, а с XIII-XV вв. витальеры – это пираты, которые приобрели всемирную известность. Различные пиратские сообщества стали возникать практически на всех морях с оживленными торговыми путями. Нападая на торговые суда, пираты оставались безнаказанными, так как зачастую поддерживались главами государств, которые поощряли нападения на торговый флот соперничающих морских держав, награждая пиратов высшими воинскими званиями[6] . Уже в те времена монархи объединяли усилия для борьбы с пиратством. В XV веке английский король Генрих V решил положить конец разорительным войнам и заключил с Францией и Испанией договор, обязывающий договаривающиеся стороны не прибегать к услугам корсаров и действовать сообща в борьбе с пиратством. С целью подкрепить эти договорные обязательства, король Генрих издал законы, предусматривающие суровые кары за морской разбой[7] .

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Высокая общественная опасность пиратства обуславливается тем, что оно причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к росту. Пиратство уносит человеческие жизни и отрицательно влияет на развитие торговых связей. Общее удорожание морских перевозок из-за угрозы нападений отрицательно сказывается на экономических показателях производственной деятельности[8] .

Особенно данная проблема обострилась с начала 80-х годов XX столетия и стала наиболее актуальным вопросом в сфере морепользования, рассматриваемым государствами, в том числе и в рамках международных организаций.

Тревожный рост пиратства в Мировом океане привел к созданию в октябре 1992 г. в рамках Международного морского Бюро (ММБ) Центра сообщений о пиратстве, расположенного в Малайзии. По отчету ММБ, морские пираты в 2007 году совершили на 10% больше нападений, чем в 2006. В 2008 году зафиксировано 293 нападениях пиратов по всему миру, что на 11% больше, чем в 2007 году. Центр сообщений о пиратстве ММБ с января по сентябрь 2009 года было сообщено о 306 инцидентах, против 293 за весь 2008 год. В целом 2009 г. было зарегистрировано 406 случаев пиратских нападений на суда[9] . По словам главы ММБ Поттенгала Мукундана (Pottengal Mukundan), такой разгул пиратства связан, прежде всего, с ростом морского бандитизма в Нигерии и Сомали. У самого побережья Сомали, которое еще с 1991 года не существует как единое государство[10] , за первые три квартала 2009 года пираты атаковали 47 судов - практически в четыре раза больше, чем годом ранее, говорится в документе ММБ. 1 января 2010 г., сомалийские пираты захватили индонезийский танкер "Прамони", перевозящий химикаты, на борту которого находились 24 члена экипажа:17 индонезийцев, 5 граждан КНР, нигерийца и вьетнамца[11] .

География пиратских нападений весьма обширна. Опасными считаются прибрежные воды Южной и Средней Америки (Карибское море, воды Коста-Рики, Бразилии, Колумбии), западное и восточное побережье Африки (район Гвинейского залива и территориальные воды Нигерии, Анголы и Сомали), районы Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Побережья Индии и Шри-Ланки, зона Малаккского и Сингапурского проливов (район Филиппин, Малайзии и Индонезии), Таиландский залив и Южно-Китайское море (треугольник Гонконг – Макао – Китай)[12] .

Профессор Барри Харт Дабнер, в своем исследовании так же отмечает, что практически все нападения произошли на суда, работающие либо связанные с нефтяной отраслью[13] . Так, через Аденский залив проходит путь транспортировки нефти из Персидского залива в Европу[14] , Только с августа 2009 года пираты сумели захватить в заливе три судна, в том числе, танкер "Джеймс Парк"[15] . Для профессиональных пиратов воровство наличных денег, личного имущества, и корабельной электроники имеет обычно вторичный интерес, их первичная цель - специфические виды груза или даже всё судно[16] .

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.


1.3. Регламентация борьбы с пиратством в современном Международном праве.

Как известно, пиратство относится к числу самых давних видов преступлений, посягающих на интересы всех государств, при использовании ими морских пространств. Однако, до второй половины XX века, сотрудничество государств в борьбе с пиратством не регламентировалось специальным международным договором.

Вопросы борьбы с пиратскими действиями решались, в комплексе с другими проблемами использования открытого моря, двусторонними соглашениями, национальным законодательством определенных государств и нормами обычного права, которое складывалось на протяжении веков и далеко не всегда тождественно комментировалось различными государственными деятелями, юристами и публицистами[17] .

В современную эпоху договорное решение проблемы было предпринято в 1926 г. Лигой Наций, комитет экспертов выработал проект конвенции, но он не был одобрен членами Лиги[18] .

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Двадцать вторая сессия Ассамблеи ИМО единогласно решила разработать новые меры по охране судов и портовых средств. 12 декабря 2002 года Конференция Договаривающихся правительств одобрила поправки к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (МК СОЛАС-74)[19] , касающиеся специальных мер по повышению безопасности и усилению охраны на море, и Международный Кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). Требования Кодекса ОСПС формируют международную структуру, посредством которой суда и портовые средства могут взаимодействовать с целью обнаружения и предотвращения актов, угрожающих безопасности в секторе морского транспорта. 1 июля 2004 года ОСПС вступил в силу[20] .


ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ МОРСКОГО ПИРАТСТВА И МЕР ПО ЕГО ПРЕСЕЧЕНИЮ.

2.1. Юридическая конструкция преступления по международному праву.

Современное международное право рассматривает пиратство в качестве уголовного преступления международного характера, направленного против осуществления свободы судоходства как составной части статуса открытого моря. Таким образом, объектом пиратства является международный порядок, а так же отношения в сфере свободного осуществления морского судоходства как составной части свободы открытого моря. Пиратские акции объективно всегда нарушают свободу навигации и воздухоплавания, регулярность международной торговли, безопасность водных путей и воздушных авиалиний, судов, пассажиров и членов экипажа[21] . Дополнительным объектом могут быть: жизнь и здоровье, отношения собственности, в том числе частная собственность, собственность, принадлежащая иному государству или организации; нормальные отношения с тем или иным государством и т.д.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

В ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, прямо оговаривается, что «пиратство есть акт, совершенный в открытом море или за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства». Напомним, что территориальными водами, территориальным морем, принято называть морские пространства, на которые распространяется суверенитет прибрежного государства, т. е. которые являются составной частью его территории. По внешней кромке территориального моря проводится государственная граница государства. В настоящее время, в соответствии со статьей 3 Конвенции ООН по Морскому праву, максимально допустимой шириной территориального моря являются двенадцать морских миль. Отсюда следует, что насильственные действия против судов, происходящие в портовых или территориальных водах, не могут быть расценены как пиратство в соответствии с международным правом. По национальному праву, такой акт должен быть отнесен к иной соответствующей норме уголовного законодательства. В работе В.Л. Григорян, В. И. Дмитриева отмечается, что такие действия квалифицируются как разбойное нападение[22] , В. Н. Кудрявцев высказывает точку зрения о том, что в таких случаях квалификация может быть различной и государства могут преследовать пиратов по статьям, предусматривающим ответственность соответственно за разбой, бандитизм, убийство [23] . ИМО указывает, что подобные действия следует квалифицировать как разбой[24] .

Субъектом пиратства, в соответствии со ст. 101 Конвенции 1958 г. и ст. 102 Конвенции 1982 г., являются экипаж или пассажиры какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата. Ст. 103 Конвенции 1982 г. определяет судно как пиратское, если оно предназначается лицами, имеющими над ним власть, для совершения любого из действий, предусмотренных ст. 101 Конвенции 1982 г. Это так же относиться к судну, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор, пока оно остается под властью лиц, виновных в этих действиях. В ст. 16 Конвенции 1958 г. и ст. 102 Конвенции 1982 г., предусматриваются также пиратством действия «военного судна или государственного судна, экипаж которого поднял мятеж и захватил власть над этим судном», таким образом, эти действия приравниваются к действиям частного судна. К пиратству относятся так же сознательное соучастие в пиратском акте, подстрекательство или сознательное содействие его совершению[25] .

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.


2.2. Дефиниции пиратства в уголовном законодательстве различных стран.

Несмотря на выработанное мировым сообществом универсальное международно-правовое определение пиратства и признание необходимости совместных усилий для борьбы с этим явлением, в национальных законодательствах до сих пор нет единогласия в вопросах криминализации рассматриваемого преступлении[26] . В связи с этим представляется актуальным рассмотреть современное состояние международной и национальной уголовно-правовой базы борьбы с пиратством.

В настоящее время специальные составы пиратства имеются в уголовном законодательстве большинства стран мира, включая такие государства, как Австралия, Аргентина, Армения, Боливия, Вануату, Великобритания, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Замбия, Грузия, Израиль, Казахстан, Кирибати, Коста-Рика, Куба, Македония, Мексика, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Оман, Панама, Папуа-Новая Гвинея, Республика Корея, РФ, Сальвадор, Сингапур, Словения, Соломоновы острова, США, Таджикистан, Украина, Фиджи, Филиппины, Хорватия, Черногория, Чили, Эквадор, Эстония.

Нет таких составов в Уголовном Кодексе Австрии, Азербайджана, Албании, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Индии, Испании, Италии, Киргизии, Латвии, Литвы, Мавритании, Мальты, Монголии, Норвегии, Пакистана, Парагвая, Перу, Судана, Таиланда, Туниса, Туркменистана, Узбекистана, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, Шри-Ланки, Японии.

В тех странах, где отсутствуют специальные нормы о пиратстве, соответствующие действия, очевидно, квалифицируется как разбой или бандитизм. Разное понимание национальными законодателями правовой природы пиратства и присущего ему основного объекта посягательства определило различное место данного деяния в системе Особенной части уголовного права.

В большинстве государств, где имеется подобный состав, пиратство рассматривается, прежде всего, как посягательство на международный правопорядок. Соответственно данный состав включается в главу о преступлениях против международного права (Боливия, Венесуэла, Гондурас, Кирибати, Куба, Македония, Мексика, Хорватия). В УК Украины оно отнесено в главу «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка», в УК Эстонии - в раздел «Преступления против международной безопасности».

В других государствах в пиратстве видят своего рода «водный» аналог бандитизма, поэтому относят это деяние к преступлениям против общественной безопасности (Армения, Грузия, Казахстан, КНР, Молдова, РФ, Таджикистан). Международный характер пиратства при этом полностью игнорируется.

Изредка встречаются и другие подходы. Например, в УК Румынии пиратство отнесено к преступлениям против собственности, в УК Никарагуа - к преступлениям против внешней безопасности государства, в УК Нидерландов этот состав помещен в главу «Преступления, связанные с судоходством и авиацией», а в УК Черногории - в главу «Преступления против безопасности общественного транспорта». Так, типичным определением пиратства в УК стран СНГ является следующее: «нападение на морское или речное судно с целью завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения» (ч. 1 ст. 227 УК РФ, ч. 1 ст. 220 УК Армении)[27] . Нетрудно заметить, что оно имеет мало общего с конвенционной дефиницией.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Любая пиратская деятельность, и пиратское нападение в частности, включает в себя деяния, имеющие признаки других составов преступлений - разбоя, бандитизма, убийства и др. В этом отношении без особой нормы о пиратстве можно было бы и обойтись, как это сделали некоторые государства. Но весь смысл специальной криминализации пиратства заключается в формулировании особого деяния, в отношении которого данное государство готово осуществлять универсальную юрисдикцию в соответствии с нормами международного права[28] . Неоправданно устанавливать универсальную юрисдикцию в отношении актов разбоя, совершенных в речных или иных внутренних водах другого государства.

Как показывает изучение зарубежных законодательств, только в отдельных странах конструкция состава пиратства в уголовном законе основана на конвенционных нормах (Вануату, Федерация Боснии и Герцеговины, Канада, Новая Зеландия) или хотя бы ориентирована на них (Македония, Молдова, Словения, Филиппины, Эстония). Соответственно применительно к этим странам можно говорить об имплементации международных норм о пиратстве в форме инкорпорации, отсылки или трансформации. В большинстве стран конструкция состава пиратства не имеет отношения к международно-правовому пониманию этого деяния (Армения, Грузия, КНР, Оман, ПМР, РФ, Таджикистан и др.).


2.3. Состав пиратства по Уголовному Кодексу РФ, влияние международного права на данную норму.

До января 1997 года в уголовном законодательстве нашего государства отсутствовала специальная норма о пиратстве. Действия, охватываемые этим понятием, должны были квалифицироваться как грабеж, разбой, бандитизм, преступления против личности.

В целях борьбы с таким преступлением, как пиратство, в Уголовный кодексе РФ включена норма, предусматривающая ответственность за данное деяние, которая изложена следующим образом: «Нападение на морское или речное судно в целях завладения имуществом, совершенное с применением насилия, либо с угрозой его применения».

Заметим, что в положениях ст. 1, 11, 12, 13 УК РФ заложена идея о том, что настоящий кодекс действует с учетом защиты международных отношений, их безопасности[29] . Поэтому значительный интерес представляет оценка признаков пиратства, нашедших отражение в международном праве и нормах УК РФ. Следует еще раз отметить, что в настоящее время борьба с морским разбоем регламентируется Женевской конвенцией об открытом море от 29 апреля 1958 г. (ст. 15-23) и Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (ст. 101-111). Понятие, введенное в отечественное уголовное законодательство, существенно отличается от предусмотренного в международном праве.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

5) Характеристики судов и летательных аппаратов, которые уполномоченные на осуществление захвата за пиратство; полномочия по осмотру судна, подозреваемого в пиратстве. Конвенция ООН по морскому праву (статья 105) исходит из того, что в открытом море или любом другом месте вне юрисдикции какого-либо государства военными кораблями или военными летательными аппаратами, либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на государственной службе, и уполномочены для этой цели, в случает наличия достаточных оснований подозревать, что иностранной судно (за исключением военного корабля и судна, состоящего на некоммерческой государственной службе) занимается пиратством, вправе подвергнуть его осмотру (досмотру), а так же провести проверку права этого судна на плавание под его флагом.

В ст. 110 Конвенции 1982 г., отмечается, что за исключением случаев, когда акты вмешательства основаны на правах, устанавливаемых международными договорами, военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное, чем судно, пользующееся полным иммунитетом в соответствии со ст. 95 и 96, не вправе подвергать его осмотру, если нет разумных оснований подозревать, что это судно занимается пиратством. В то же время необходимо отметить, что из статьи не ясно, обладают ли подобными правами суда, указанные в ст. 107 Конвенции 1982 года, а именно суда, которые имеют четкие внешние признаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномоченные для этой цели или нет.

6) Сферой преследования является как собственная территория, так и открытое море, и другое пространство, расположенное за пределами юрисдикции какого-либо государства. Из ст. 19 Конвенции 1958[30] , ст. 105 Конвенции 1982 г., следует, что преследование и захват пиратского судна или летательного аппарата могут производиться любым уполномоченным на то судном или летательным аппаратом, который передаст пиратов собственному государству. Это государство проводит расследование и направляет дело в суд, в соответствии со своей национальной процессуальной процедурой. На государство возлагается обязательство защищать интересы добросовестных лиц, пострадавших от действий пиратов, и соблюдать в отношении обвиняемых процессуальные гарантии[31] .

Конвенции заложили международно-правовую основу для пресечения пиратских актов в пределах открытого моря. Конкретный механизм реализации их положений должен найти дальнейшее развитие, как в международном праве, так и в законодательстве прибрежных государств. Свою деятельность в области борьбы с морским пиратством, государства осуществляют на основании национального уголовного и уголовно- процессуального законодательства, посредством уполномоченных ими государственных органов.

Как свидетельствуют результаты проведенного анализа структуры правоохранительных систем различных государств, административные, уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные и другие функции, связанные с борьбой с преступлениями международного характера, совершаемыми на море, возлагаются на: полицейские органы, включающие в себя, в том числе полицейские силы портов; специальные государственные органы и службы; военно-морские силы; морские и авиационные силы прибрежных государств, на которые возложены правоохранительные функции (Пограничная служба России, БОХР США, УМБ Японии и т.д.)[32] ; пограничные, таможенные органы, созданные для координации деятельности правоохранительных органов внутри государств и для сотрудничества с подобными структурами за рубежом; национальные бюро (отделы) международных организаций, специализирующихся на борьбе с преступностью (Интерпол, Европол и др.), и другие компетентные органы. Перечень органов и объем их полномочий определяются прежде всего законодательством государств. Такие полномочия могут быть существенно расширены или ограничены международным правом.


ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОРСКОМУ ПИРАТСТВУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

3.1. Правовые проблемы борьбы с морским пиратством.

Анализ мер, осуществляемых государствами в сфере борьбы с морским пиратством, говорит о том, что эффективность борьбы в значительной мере снижают следующие факторы:

- не отвечающая современным потребностям борьбы с пиратством, правовая основа, в том числе отсутствие общепризнанной договорно-правовой базы по вопросам самообороны и защиты морского судоходства от вооруженных нападений пиратов;

- отсутствие единых подходов в осуществлении мер в этой области на международном и государственных уровнях;

- недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов государств в борьбе с пиратством, как на государственном, так и на международном уровнях;

-отсутствие во многих прибрежных государствах конкретных национальных программ по борьбе с пиратством, и четкого разграничения компетенции в данной области между правоохранительными органами;

-недостаточное участие международных организаций в поддержании правопорядка на море;

- ряд других факторов, влияющих на эффективность борьбы.

Обязанность государств сотрудничать в пресечении пиратства, закрепленная в статье 100 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., провозглашает принципы сотрудничества, указывая, что все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции какого-либо государства[33] . Но, в настоящий момент ст. 100 Конвенции 1982 года, и призыв ИМО к координации их усилий по предотвращению и пресечению таких явлений, по сути, декларативны. Государства официально от этого не отказываются, но на практике, как правило, исходят из своих интересов и возможностей. Исключение составляет лишь создание регионального центра по борьбе с вооруженным грабежом и пиратством в Куала-Лумпуре (Малайзия) и деятельность военно-морских и полицейских сил Малайзии, Индонезии, Сингапура и Филиппин в районах с повышенной активностью пиратов и других преступных групп, совершающих вооруженные нападения на суда[34] .

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии[35] . Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах[36] . Однако, осенью 2008 г. военные корабли различных стран мира, преимущественно стран НАТО, стали патрулировать береговую линию Сомали. Это стало возможным после того, как ситуация с пиратством у берегов Сомали была рассмотрена на заседании Совета Безопасности ООН. При решении вопроса пиратства в Сомали Советом Безопасности ООН было принято решение разрешить иностранным кораблям, правда, при согласии правительства Сомали, преследовать пиратов в сомалийских водах. Другая резолюция Совбеза ООН (1851 (2008)), принятая в середине декабря 2008 г., дала военным право проводить против пиратов наземные операции. Прецедент был создан в апреле 2008 г., когда французским военно-морским силам при поддержке антитеррористического спецподразделения удалось освободить захваченный экипаж яхты "Ле Понан" и задержать 6 пиратов[37] .

В целях реализации статьи 100 Конвенции 1982 г., государства имеют возможность организовывать определенные коллективные действия, чтобы бороться с пиратством. В районах, с наибольшей пиратской активностью необходимо осуществления поиска пропавших судов, проверки возможных версий, требуется участие значительного числа прибрежных государств и их государственных; органов, участие международных организаций[38] . Проведение подобных поисковых мероприятий базируется, в основном на международных договорах о сотрудничестве между государствами, при этом задействуются дипломатические и другие согласованные международные каналы. Однако конкретный механизм совместных действий государств в случае исчезновения судов должного отражения в международном праве еще не нашел[39] .


3.2. Пути решения проблем борьбы с морским пиратством.

При поиске путей повышения эффективности отдельных норм международного права или групп норм в области борьбы с преступлениями международного характера, совершаемыми на море, целесообразно учитывать факторы, влияющие на эффективность каждой нормы, соответствие международных норм закономерностям развития международных отношений в данной области и их потребностям, реализация данных норм на практике. Процесс борьбы с преступлениями международного характера следует рассматривать как процесс функционирования системы, протекающий в рамках межгосударственного взаимодействия[40] . Взаимодействие государств предусматривает, прежде всего, сотрудничество, основанное на стремлении государств бороться с угрожающими их безопасности преступными деяниями, закрепленными в международных договорах, а также на их международных обязательствах[41] .

Так на международном уровне возможны следующие пути преодоления проблем борьбы с морским пиратством:

1) Одним из вариантов решения проблемы является создание нового универсального договора, который бы был разработан исключительно в целях борьбы с пиратством и закрепил основные принципы борьбы, а так же так же направления и формы взаимодействия государств в борьбе с данным преступлением, предусматривал бы мероприятия, проводимые государствами в целях пресечения, предотвращения и профилактики пиратских актов. Соглашение должно быть открытым для всех юрисдикций. Чтобы данное соглашение эффективно работало, в его рамках следует предусмотреть специальную организацию глобального масштаба, которая через соответствующие национальные штаб-квартиры будет контролировать исполнение положений договора. В данном случае первоочередным является объединение финансовых усилий государств, чтобы обеспечить финансирование программ, предусмотренных соглашением.

2) Вторым возможным вариантом решения проблемы является создание международного соглашения о борьбе с пиратством, в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которое бы конкретизировало формы взаимодействия государств по борьбе с пиратством, провозглашенные в конвенции, сформировало основу совершенствования национальных и межгосударственных форм борьбы. Международная морская организация могла бы стать органом, координирующим усилия по разработке данного соглашения. Соглашение должно закрепить универсальные принципы контроля над пиратством и установить международный механизм, организацию, которая могла бы включать так же и региональные структуры. Однако данное соглашение будет обязывать лишь те страны, которые его подписали и ратифицировали Конвенцию 1982 г.

3) Третьим возможным вариантом решения проблемы является международное сотрудничество в пределах Всемирной торговой организации - учреждение международной системы контроля в рамках ВТО. Государства - члены ВТО осуществляют целый спектр услуг непосредственно связанных с морем, включая морские грузовые и пассажирские перевозки, услуги по страхованию и др. Морское пиратство негативно сказывается на международной торговле. И это весомый аргумент для участников ВТО для того, чтобы рассмотреть проблему контроля над пиратством[42] .

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Ввиду того что вопросы предупреждения актов пиратства, проведения совместных мер по пресечению еще длительное время не найдут отражения в универсальных международных договорах, то наиболее активно должен развиваться договорный процесс на двустороннем и многостороннем уровне. Международные договоры такого уровня могли бы регулировать отношения между государствами при осуществлении ими совместных мероприятий с привлечением военно-морских сил, судов морских сил, специально уполномоченных для борьбы с пиратством (пограничных морских сил, сил береговой охраны, полицейских морских сил и т.д.)[43] . В перспективе необходимо выйти и на более широкое международное сотрудничество, которое может осуществляться и в рамках международных межправительственных организаций. В настоящее время в сфере регулирования поиска и спасания судов действуют циркуляр ИМО (Doc. IMO, MSC/eirc.597), регулирующий оповещение о совершенных нападениях, в котором государствам было предложено использовать системы связи, предусмотренные Международной конвенцией по поиску и спасанию на море, также рекомендовано использовать систему ИНМАРСАТ и другие коммуникационные методы, предусмотренные Глобальной морской системой связи при бедствии, и для обеспечения безопасности[44] . Резолюция (Doc IMO А.738(18)), посвящена организации передачи сообщений подобного характера. Но в связи с непрекращающимися случаями пиратских нападений на суда и наличием проблемы исчезновения судов, необходимо совершенствование правового регулирования, как на государственном, так и на международном уровнях, механизма оповещения, поиска и спасания судов, подвергшихся пиратским нападениям. Конкретный механизм поиска и задержания пиратов так же должны получить дальнейшее развитие.

При осуществлении мер в области борьбы с морским пиратством, нельзя не учитывать, что преступления обусловлены социальным и экономическим развитием государств, другими процессами, происходящими в пределах территории государств, прилегающей к их морскому побережью[45] . Этот вопрос входит в содержание проблем уголовной политики. Так, в Каракасской декларации, принятой VI Конгрессом ООН в 1980 году, поддержанной Ген. Ассамблеей ООН в ее резолюции 35/171 от 15 декабря 1980 года, подтверждается необходимость рассмотрения уголовной политики в контексте экономического развития, политических систем, социальных преобразований и подчеркивается прямая зависимость между успешным предотвращением преступности и решением других проблем человечества, особенно социальными условиями и качеством жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пиратство, будучи одним из древнейших преступлений международного характера, сегодня, в начале XXI в. продолжает оставаться главной угрозой международному судоходству в ряде районов Мирового океана. Пиратские действия объективно нарушают свободу навигации, регулярность международной торговли, безопасность водных и воздушных путей, судов, пассажиров и членов экипажа, наносят вред международным отношениям. От этих незаконных актов страдает большинство стран, поэтому пиратство всегда признавалось преступлением международного характера. В настоящее время пиратские действия охватывают все новые регионы мира. Акты нападений становятся все более интенсивными, вызывают значительные материальные и людские потери.

Сложность и специфика борьбы с данным преступлением международного характера обусловлены рядом факторов, в частности: различным международно-правовым статусом и правовым режимом морских пространств; особенностями физико-географических условий; спецификой сил, способов и средств осуществления борьбы с пиратством. Все эти факторы не позволяют рассматривать эту проблему в рамках деятельности отдельного государства, а требуют комплексного подхода.

Возрастающая взаимозависимость государств в борьбе с морским пиратством требует соответствующего отражения в международном праве. Международное сотрудничество чрезвычайно важно и может принести ощутимый эффект. Однако в настоящее время имеют место недостаточная проработанность комплекса международно-правовых мер в этой области, их несоответствие современным условиям, объективным потребностям, вследствие чего снижается эффективность борьбы с данным преступлением. Законодательные и иные нормативные правовые акты государств направленные на борьбу с пиратством нередко носят общий характер, не соответствуют нормам международного права и далеко не всегда отвечают интересам обеспечения их безопасности на море. Вследствие этого практические меры в борьбе с этим преступлением часто бывают недостаточно эффективными.

Для выработки научно-обоснованных предложений по решению указанных проблем так же требуются исследования, направленные на поиск путей дальнейшего развития международного права и законодательства государств, на более эффективное использование их положений в практике борьбы с морским пиратством. Кроме того, необходимо и более полное использование возможностей уже заложенных в действующих нормах международного права, в интересах поддержания правопорядка на море.

Ст. 14 Конвенции об открытом море 1958 г. закрепляет положение о том, что все государства обязаны содействовать в полной мере уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства. В Морской Доктрине Российской Федерации прямо отмечается, что активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством является одним из направлений деятельности государства[46] . Нет необходимости подтверждать серьезность проблемы, но следует побудить представителей власти к проведению реальных мероприятий и, что самое важное, добиться эффективных действий на национальных, региональных уровнях.

Решение проблемы сводится к необходимости принятия каждым государством национальных законодательных актов, согласованных с положениями международного права по борьбе с пиратством, т.е. пересмотра соответствующих статей национального законодательства, четкого определения понятия пиратства и разработки юридических санкций в соответствии с международным правом. Один из первоочередных способов решения проблемы борьбы с пиратством сводится к тому, чтобы ограничить районы, где чаще всего происходят случаи вооруженного разбоя, региональными рамками, в которых прибрежные государства смогут заключить соглашения по борьбе с пиратством, не дожидаясь заключения универсального (многостороннего) соглашения. Страны - участники таких соглашений, преследуя общую цель, возможно, даже будут готовы допустить использование военно-морских сил стран региона в своих территориальных водах.

Международно-правовое регулирование борьбы с пиратством может быть эффективным только в том случае, если оно будет основываться на анализе конкретных причин, порождающих данное преступление, а также условий и факторов, им способствующих, будет учитывать специфику данной борьбы. Данное обстоятельство подтверждает необходимость принятия кардинальных мер и выделении больших ресурсов с разработкой долгосрочной программы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

I Нормативные правовые акты и другие официальные документы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : по состоянию на 30.12.2008 г. // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2. Конвенция об открытом море : Женева, 29 апреля 1958 г. : по состоянию на 29 апреля 1958 г. // Ведомости ВС СССР. 16 ноября 1962 г. № 46. Ст. 457.

3. Конвенция ООН по морскому праву : Монтего – Бей, 10 декабря 1982 г. : по состоянию на 10 декабря 1982 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

4. Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море: Лондон, 20 октября 1972 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. М., 1979. С. 435 - 461.

5. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства : Рим, 10 марта 1988 г. : по состоянию на 10 марта 1988 г. // Собрание законодательства РФ.2001. № 48. Ст. 4469.

6. Конвенция по охране человеческой жизни на море [Электронный ресурс]: Лондон, 1 ноября 1974 г. : по состоянию на 12 декабря 2002 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: по состоянию на 29.12.2009 г. // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2954.; РГ.2009 № 253. М.: Юрист. 2010.

8. О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности : постановление Правительства РФ от 3 июля 1997 г. № 813 : в ред. постановления Правительства от 22.09.1999 № 1078 // СЗРФ. 1997. №27. Ст. 3247.; СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3767.

9. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

II Специальная литература

10. Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о транснациональном аспекте этнической преступности // Юридический мир. 2007. № 11. С. 26-31.

11. Бакланов А. Пиратство опасно не только для морской торговли [Электронный ресурс] / Независимое военное обозрение: ежедн. интернет изд. 2009.3 июл. URL: http://www.nvo.ng.ru/wars/2009-07-03/6_pirates.html (дата обращения 10.12.2009).

12. Баландин Р. К. Уходящие за горизонт?: [История пиратства] // Знак вопроса. 2002. № 4. С. 25-40.

13. Баскаков А., Кацман Ф. Борьба с морским пиратством - актуальная задача современности [Электронный ресурс] // Морской флот: информационно аналитический электрон. журн. 2005.14 июл. URL: http://www.morflot.su/article.php?id=893 (дата обращения 25.10.2009).

14. Беспрецедентный рост случаев захвата судов [Электронный ресурс] // SeaNews: информационно-аналитическое агентство. 2009.18 март. URL: http://www.seanews.ru/news/news.asp?newsID=1002891 (дата обращения 15.03.2010).

15. Бычков А. В. Современные пираты на море // Эхо планеты. 2002. № 9.С. 34-37.

16. Бычков А. В. Пиратов стало меньше, но теперь они злее // Эхо планеты. 1999. № 7. С.20-21.

17. Войтенко А. В. Борьба с морскими пиратами- юридический анализ [Электронный ресурс] / ИнфоШОС: общественный информационный сайт о деятельности Шанхайской организации сотрудничества. 2008. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=2615(дата обращения: 12.11.2009).

18. Гаврилов В.В. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 98-112.

19. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979 г. 86с.

20. Григорян В.Л., Дмитриев В. И. Пиратство, разбой и терроризм на море. М.: Академкнига, 2004. 222с.

21. Гуцуляк В.Н. Морское право: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: РосКонсульт, 2000. 326с.

22. Дабнер Б.Х. Современное пиратство // Московский журнал международного права. 1996. № 4. С. 106-110.

23. Джонсон Ч. История знаменитых морских разбойников XVIII века [пер. с англ. А.К.Ефремова]. М.: ЭКСМО, 2009.

24. Додонов В.Н. Ответственность за пиратство (морской разбой) в современном уголовном праве // Транспортное право. 2008. № 4. С.31-36.

25. Ефимова Л. М. Современные пираты южных морей // Финансовый бизнес. 2004. № 5. С. 74-78.

26. Зимина Т. Возвращение пиратов // Вокруг света. 2000. № 3. С.57-61.

27. ИМО принимает комплексные меры безопасности на море, конференция договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. 2002 г. URL:http://www.imo.org/Newsroom/mainframe.asp?topic_id=583&doc_id=2689 (дата обращения: 22.01.2010).

28. Кацман Ф. Морское пиратство - составная часть международного терроризма // Морской флот. 2004. № 5. С. 16-17.

29. Климов А.С. Проблемы квалификации пиратства по Уголовному кодексу РФ // Внешнеторговое право. 2008. № 2. С. 37-39.

30. Копелев Д."Веселый Роджер": мифология и символика пиратского террора // Вопросы истории. 2008. № 12. С. 141-147.

31. Кулинченко В. Пиратство оказалось весьма живучим // Морской флот. 1997. № 9. С. 14-15.

32. Мазин А. Трехглавый дракон: Пираты южных морей // Азия и Африка сегодня. 2003. № 9. С. 54-57.

33. Маховский Я, Эксквемелин А. О. История пиратства: Под черным флагом/Пираты Америки. Смоленск: Русич, 2002. 443с.

34. Международное уголовное право: учеб. пособие для вузов по спец. "Юриспруденция" / под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1999. 264с.

35. Моджорян Л.А.Терроризм на море: Борьба государств за безопасность мор. Судоходства. М.: Междунар. Отношения. 1991. 168с.

36. Можейко И.В. Пираты, корсары, рейдеры: Очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях (XV-XX вв.). 3-е изд., доп. М.: Наука, 1991. 349с.: ил.

37.Мыльцев. П. Абордаж эпохи цифровых технологий // Эхо планеты. 2008. № 42. С. 3-9.

38. Нигматуллин Р.В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право.2009. № 2 С. 36-40

39. Пираты-реальная опасность для морских судов: Флибустьеры // Рыбак Приморья. 2000. 29 июня. С. 17.

40. Пираты XXI века [Электронный ресурс] // Право и защита: ежемесячное издание в области права. 2009. 18 авг. №5. URL: http://www.pravo-mag.ru/journal/article251/ (дата обращения 02.02.2010).

41. Потхиетер Т. Африканский Рог: проблемы безопасности на море // Азия и Африка сегодня. 2008. № 11. С. 34-40.

42. Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море: терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления. М. :РосКонсульт. 2001. 300с.

43. Ромашев Ю. С. Особенности международно-правового регулирования преследования судов при совершении преступлений международного характера на море // Ежегодник морского права. М.: Ассоциация международного морского права: СОЮЗМОРНИИПРОЕКТ, 1999. С. 65- 72.

44. Ромашев Ю. С. Проблемы борьбы с пиратством на рубеже веков // Право и политика. М. 2000. № 4. С.90-104.

45. Светлова, О. По следам кровожадных флибустьеров: О том, кто они на самом деле, знают только люди, столкнувшиеся с ними лицом к лицу: моряки, путешественники и...береговая охрана островных государств // Человек и закон. 2006. №1. С. 72-81.

46. Сидоренко В. Пираты XX века // Дальневосточный моряк. 1999. 15 мая. С. 5.

47. Сомалийские пираты захватили первое в 2010 году судно [Электронный ресурс] // Лента.Ру: издание rambler media group. 2010. 21 янв. URL:http://lenta.ru/news/2010/01/02/ship/(дата обращения 02.02.2010).

48. Степанов А. Вьется по ветру Веселый Роджер: пиратство у африканских берегов становится все более острой международной проблемой, над которой сейчас ломают голову во всех основных мировых столицах // Эхо планеты. 2008. №44-45. С. 24-28.

49. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. М.: Международные отношения, 1983. 184с.

50. Чугин В.Страна непуганых пиратов: политическая ситуация в Сомали // Эхо планеты. 2008. № 47. С. 23-25.

51. Эксквемелин А. О. Пираты Америки. М.: АО«КАМИ», 1994. 223с.

52. Derek Johnson, Erika Pladdet. An Overview of Current Concerns in Piracy Studies and New Directions for Research // Position Paper for the Piracy Panels and Roundtable at the conference: People and the Sea II: Conflicts, Threats and Opportunities International Institute for Asian Studies and the Centre for Maritime Research. Amsterdam. 2003, available at http://www. marecentre.nl/people_and_the_sea_2/documents/piracy.pdf [last visited February 19, 2010].

53. Mo John. Options to Combat Maritime Piracy in Southeast Asia. City University of Hong Kong. Hong Kong. 2002, available at http://www. southchinasea.org/docs/Mo,%20Options%20to%20Combat%20Piracy%20in%20SEAsia.pdf [last visited March 15, 2010].

54. Piracy and armed robbery against shipping: To Prevent, Deter, Protect and Fight against an actual Threat // Seminar European Commission. Bruxelles. 21 jan. 2009, available at http:/ /www http://ec.europa.eu/transport/maritime/events/doc/ 2009_01_21_piracy/2009_01_21_piracy_agenda.pdf [last visited November 11, 2009].


[1] Гаврилов В.В. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 103.

[2] Григорян В.Л., Дмитриев В. И. Пиратство, разбой и терроризм на море. М.: Академкнига, 2004. С. 5.

[3] Джонсон Ч. История знаменитых морских разбойников XVIII века [пер. с англ. А.К.Ефремова]. М.: ЭКСМО, 2009. С. 18.

[4] Маховский Я, Эксквемелин А. О. История пиратства: Под черным флагом / Пираты Америки. Смоленск: Русич, 2002. С. 30.

[5] Копелев Д."Веселый Роджер": мифология и символика пиратского террора // Вопросы истории. 2008. № 12. С. 141.

[6] Пираты XXI века [Электронный ресурс] // Право и защита: ежемесячное издание в области права. 2009. 18 авг. № 5. URL: http://www.pravo-mag.ru/journal/article251 / (дата обращения 02.02.2010).

[7] Маховский Я., Эксквемелин А. О. Указ. соч. С. 58.

[8] Потхиетер Т. Африканский Рог: проблемы безопасности на море // Азия и Африка сегодня. 2008. № 11. С. 34-40.

[9] Беспрецедентный рост случаев захвата судов [Электронный ресурс] // SeaNews: информационно-аналитическое агентство. 2009.18 март. URL: http://www.seanews.ru/news/news.asp?newsID=1002891(дата обращения 15.03.2010).

[10] Чугин В.Страна непуганых пиратов: политическая ситуация в Сомали // Эхо планеты. 2008. № 47. С. 24.

[11] Сомалийские пираты захватили первое в 2010 году судно [Электронный ресурс] // Лента.Ру: издание rambler media group. 2010. 21 янв. URL:http://lenta.ru/news/2010/01/02/ship/(дата обращения 02.02.2010).

[12] Ефимова Л. М. Современные пираты южных морей // Финансовый бизнес. 2004. № 5. С. 77.

[13] Дабнер Б.Х. Современное пиратство // Московский журнал международного права. 1996. № 4. С. 107.

[14] Мазин А. Трехглавый дракон: Пираты южных морей // Азия и Африка сегодня. 2003. № 9.С. 56.

[15] Сомалийские пираты захватили первое в 2010 году судно [Электронный ресурс] // Лента.Ру: издание rambler media group. 2010. 21 янв. URL:http://lenta.ru/news/2010/01/02/ship/(дата обращения 02.02.2010).

[16] Derek Johnson, Erika Pladdet. An Overview of Current Concerns in Piracy Studies and New Directions for Research // Position Paper for the Piracy Panels and Roundtable at the conference: People and the Sea II: Conflicts, Threats and Opportunities International Institute for Asian Studies and the Centre for Maritime Research. Amsterdam. 2003, available at http://www. marecentre.nl/people_and_the_sea_2/documents/piracy.pdf [last visited February 19, 2010].

[17] Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море: терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления. С. 193

[18] Моджорян Л.А.Терроризм на море: Борьба государств за безопасность морского судоходства. М.: Междунар. Отношения. 1991. С. 20.

[19] Конвенция по охране человеческой жизни на море [Электронный ресурс]: Лондон, 1 ноября 1974 г.: по состоянию на 12 декабря 2002 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[20] ИМО принимает комплексные меры безопасности на море, конференция договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. 2002 г. URL:http://www.imo.org/Newsroom/mainframe.asp?topic_id=583&doc_id=2689 (дата обращения: 22.01.2010).

[21] Моджорян Л.А. Указ. соч. С.23.

[22] Григорян В.Л., Дмитриев В. И. Пиратство, разбой и терроризм на море. С. 159.

[23] Международное уголовное право. С. 158.

[24] Мo John. Options to Combat Maritime Piracy in Southeast Asia. City University of Hong Kong. Hong Kong. 2002, available at http://www.southchinasea.org/docs/Mo,%20Options%20to%20Com bat%20Piracy%20in%20SEAsia.pdf [last visited March 15, 2010].

[25] Моджорян Л.А. Указ. соч. С. 21.

[26] Додонов В.Н. Ответственность за пиратство (морской разбой) в современном уголовном праве. С.31.

[27] Цит. по ст.: Додонов В.Н. Ответственность за пиратство (морской разбой) в современном уголовном праве. С.32.

[28] Гуцуляк В.Н. Морское право: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: РосКонсульт, 2000. С. 178.

[29] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : по состоянию на 29.12.2009 г. // СЗ РФ. 1996. N 25, ст. 2954. М.: Юрист. 2010.

[30] Конвенция об открытом море : Женева, 29 апреля 1958 г. : по состоянию на 29 апреля 1958 г. // Ведомости ВС СССР. 16 ноября 1962 г. №46. Ст. 457.

[31] Моджорян Л.А. Указ. соч. С. 22.

[32] Сидоренко В. Пираты XX века // Дальневосточный моряк. 1999. 15 мая. С. 5.

[33] Конвенция ООН по морскому праву : Монтего – Бей, 10 декабря 1982 г. : по состоянию на 10 декабря 1982 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

[34] Бакланов А. Пиратство опасно не только для морской торговли [Электронный ресурс] / Независимое военное обозрение: ежедн. интернет изд. 2009.3 июл. URL: http://www.nvo.ng.ru/wars/2009-07-03/6_pirates.html (дата обращения 10.12.2009).

[35] Пираты XXI века // Право и защита: ежемесячное издание в области права. 2009 № 5. URL: http://www.pravo-mag.ru/journal/article251/ (дата обращения 02.02.2010).

[36] Потхиетер Т. Африканский Рог: проблемы безопасности на море // Азия и Африка сегодня. 2008. № 11. С. 36.

[37] Нигматуллин Р.В. Преступления международного характера как одна из современных угроз правам человека // Международное публичное и частное право.2009. № 2. С. 37.

[38] Мазин А. Трехглавый дракон: Пираты южных морей // Азия и Африка сегодня. 2003. № 9.С. 56.

[39] Войтенко А. В. Борьба с морскими пиратами- юридический анализ [Электронный ресурс] / ИнфоШОС: общественный информационный сайт о деятельности Шанхайской организации сотрудничества. 2008. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?idn=2615(дата обращения: 12.11.2009).

[40] Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море: терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления. С. 206.

[41] Арутюнов Л.С., Касьяненко М.А. К вопросу о транснациональном аспекте этнической преступности // Юридический мир. 2007. № 11. С. 26.

[42] Mo John. Options to Combat Maritime Piracy in Southeast Asia. City University of Hong Kong. Hong Kong. 2002, available at http://www. southchinasea.org/docs/Mo,%20Options%20to%20Combat%20Piracy%20in%20SEAsia.pdf [last visited March 15, 2010].

[43] Ромашев Ю.С. Борьба с преступлениями международного характера, совершаемыми на море: терроризм, пиратство, незаконный оборот наркотиков и другие преступления. С. 212.

[44] О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности : постановление Правительства РФ от 03 июля 1997 N 813 : в ред. постановления Правительства от 22.09.1999 // СЗРФ. 1997. №27. Ст. 3247.; СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3767.

[45] Бакланов А. Пиратство опасно не только для морской торговли [Электронный ресурс] / Независимое военное обозрение: ежедн. интернет изд. 2009.3 июл. URL: http://www.nvo.ng.ru/wars/2009-07-03/6_pirates.html (дата обращения 10.12.2009).

[46] Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  596  597  598   ..