Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  593  594  595   ..

 

 

«Влияние создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания школьников и повышение социальной активности жителей микрорайона школы»

«Влияние создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания школьников и повышение социальной активности жителей микрорайона школы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ – СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ №1 Г. БЕЛГОРОДА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: «Влияние создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания школьников и повышение социальной активности жителей микрорайона школы».

Авторы:

Садовников Владислав – 11 кл,

Бондарева Ксения – 6 кл

Руководители:

Артеменко В.П.,

Золотарева Е.М.

учителя биологии

Белгород - 2011

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………..…..3

II. Основная часть

1.Описание объекта исследований…………………………………….. …………..…5

2. Литературный обзор

2.1. Основы ландшафтного дизайна……………………………………………..…....6

2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна……….…6

2.3. Газоны……………………………………………………………………….…….7

2.4. Цветоводство………………………………………………………………………7

2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях….......7

3. Практическая часть

3.1. Этапы реализации проекта…………………………………………………………7

3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории……………………………………………………………………………..……7

III. Заключение………………………………………………………............................12

Практические рекомендации…………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………………..14

Приложения

С тех пор как человек пахать обрел уменье,

Украсить дом и двор он ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

Жак Делиль

I . Введение

В настоящее время в городе Белгороде реализуется проект «Белгород – зеленая столица», целью которого является превращение нашего города в один большой парк. Основная цель проекта - изменение ландшафтного обустройства территорий области в рамках специально создаваемой концепции. Зелёные газоны, яркие цветники, уголки для отдыха. Современный город должен радовать глаз не только в парках и скверах, промышленные зоны и дворы в спальных районах тоже могут и должны быть красивыми.

В рамках областного проекта учащиеся и коллектив педагогов МОУ СОШ №28 начали работу по озеленению пришкольной территории. Школьный двор – это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем, кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной окружающей среды.

Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом. Выхлопные газы, горение лесов, свалки мусора, неочищенная вода, размножение грызунов-вредителей - все это в значительной степени нарушает экологический баланс и приводит к возникновению различных заболеваний. Нужны меры по преодолению сложившейся ситуации. И в своей работе мы бы хотели осветить все данные аспекты.

Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения.

Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат. Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.

Цель исследования: выяснение влияния создания единого комплекса ландшафтного дизайна пришкольной территории МОУ СОШ №28, на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности и жителей микрорайона школы.

Задачи исследования:

· выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории;

· изучить экологическое состояние пришкольной территории;

· познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;

· разработать дизайн – проект школьного двора;

· провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.

Предмет исследования: возможности создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.

Место исследования: пришкольная территория МОУ СОШ №28.

Сроки исследования: с 10 сентября 2010 года по 30 августа 2011 года.

Методы исследования :

· социологический опрос;

· анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну, учебных пособий по лесоводству и почвоведению;

· исследовательский (определение кислотности почв, ее плодородия и степени освещенности планируемых участков ландшафта);

· практическая деятельность.

Механизмы реализации проекта.
А) Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение №1);

Б) Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МОУ СОШ №28 (Приложение №2);

В) План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение №3).

Ожидаемые результаты

Краткосрочные результаты:

1. Анализ результатов социологического опроса населения микрорайона, учителей, учащихся, родителей.

2. Получение сведений о состоянии дендрофлоры в микрорайоне школы путем анализа паспорта зеленых насаждений.

3. Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумб «Школьный двор моей мечты».

4. Распространение буклетов среди социума микрорайона с целью привлечения внимания к сохранению ландшафтных форм школьной территории.

5. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: разбивка клумб, обновление насаждений кустарников, деревьев и т. д. Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.

6. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.

Долгосрочные результаты:

1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.

2. Повышение уровня общей культуры населения микрорайона. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.

3. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.

4. Улучшение экологического состояния и эстетического вида пришкольной территории.

5. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.

6. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.

II . Основная часть.

1. Описание объекта исследования.

Наш школьный парк был основан в 1973 году. Основную массу составляют лиственные деревья: тополь пирамидальный-2 шт, рябина -1 шт, клены полевой, американский и татарский – 17 шт, липа сердцелистная – 14 шт, вяз – 6 шт, каштан конский – 32 шт, ясень – 2 шт, робиния белая – 9 шт, тутовое дерево – 22 шт.

На территории нашей школы находится 4 клумбы. Высаживаемые цветы, несмотря на уход, плохо развиваются, и клумбы имеют непривлекательный вид. Центральные клумбы находятся на северной стороне школьного здания и практически лишены солнечного света, что затрудняет выращивание на них цветочных культур. Почва на них не структурированная, глинистая, вода после дождей плохо впитывается. Именно на них было решено провести исследование состава почвы и мелиоративные мероприятия, способствующие улучшению качества грунта, создать ландшафтный дизайн с высадкой таких растений, которые не только способны произрастать в таких жестких условиях, но и разнообразить видовой состав деревьев и кустарников школьного парка.

Школа находится в окружении развитых автомобильных дорог с большим потоком машин. Загрязнение атмосферного воздуха является одной из важных экологических проблем микрорайона нашей школы . Загрязнённость воздуха была подтверждена исследованиями, проводимыми в течение ряда лет учащимися нашей школы по различным методикам. Уменьшить масштабы данной проблемы поможет грамотное озеленение пришкольной территории.

Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания и образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.

2. Литературный обзор.

2.1. Основы ландшафтного дизайна.

Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни.

В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно связаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека. Все это приходится учитывать в работе ландшафтному архитектору.

Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория полностью благоустроена проложены дорожки и площадки, посажены деревья и кустарники, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек, на пересечениях основных аллей, причем так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.

2.2. Флора пришкольного участка, как элемент ландшафтного дизайна.

Красота это плод постоянного вдохновения,порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.

Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. Характер садовых композиций согласовывается с окружающейся местностью, и границы участка по возможности маскируются. Особенно важно в пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом.

2.3. Газоны. Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов (Приложение №4).

2.4. Виды цветников.

Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, рабатки, бордюры, партеры (Приложение №5).

2.5. Использование ландшафтного дизайна в учебно-познавательных целях.

Элементы ландшафтного дизайна можно с успехом применять в учебно-познавательных целях. Например, создание Дарвиновской площадки позволяет проводить наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях. Экологическая тропа способствует экологическому обучению и воспитанию учащихся. Этнографический уголок - важный элемент краеведческой составляющей воспитания школьников (Приложение №6).

3. Практическая часть.

3.1. Этапы реализации проекта.

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление школьного двора. В ноябре 2010 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини - проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 9 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:

-создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

- обновление спортивной площадки;

-обновление дендрологического участка территории;

-восстановление травяного покрова территории;

-организация поддержания чистоты и порядка на территории;

Работа по реализации и перепланировке школьной территории началась с принятия в 2010 году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории МОУ СОШ №28», который реализуется и в настоящее время, так как рассчитан на 3 года.
Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения микрорайона и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы (Приложение №8).Было опрошено 250 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства пришкольная территория стала намного привлекательнее и чище, что на 84% больше, по сравнению с данными до благоустройства, а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем. Только 3% опрошенных показали, что им не нравится дизайн территории после благоустройства, так как будет привлекать в микрорайон школы больше посетителей, делая его более многолюдным и шумным. До реализации данного проекта 59% опрошенных респондентов ответили на данный вопрос отрицательно. Таким образом, количество местных жителей, которым не нравится состояние пришкольной территории сократилось на 56%. ( Диаграмма 1)

Диаграмма 1.

«Результаты социологического опроса жителей микрорайона МОУ СОШ №28 на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории».

Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну.
Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна – рокарии, вертикальное озеленение, использование малых архитектурных форм, красивые клумбы, газоны.

Проект оформления пришкольного участка.

Обозначения на плане:


1- здание школы;

2 – центральное крыльцо;

3 – гравийный рокарий «Сказочный мир»;

4 – рокарий «Сухой ручей»;

5 – каменистый рокарий;

6 – круглая клумба;

7 – клумба с альпийской горкой;

8 – керамические вазоны с цветами; 9 – каштановая аллея;

10 - стадион;

11 – хозяйственные постройки;

12 – спортивные сооружения;

13 – живая изгородь из кустарников;

14 – вертикальное озеленение на столбе;

15 – липовая аллея;

16 – площадка по ПДД


Администрация школы нашла возможность организовать приобретение нескольких машин чернозема, саженцев хвойных деревьев и кустарников, декоративных камней и малых архитектурных форм в виде садовых скульптур и вазонов. Старшеклассники в рамках работы экологического отряда, произвели закладку с последующим оформлением рокариев «Сказочный мир» и «Сухой ручей», а также разбивку цветочных клумб в соответствии с требованиями представленных эскизов. Каменная крошка и крупный щебень, использованные в оформлении рокариев, являются живой, красочной полосой между тротуаром и школьным зданием. Самым разнообразным элементом ландшафтного дизайна по геометрической форме и видовому составу цветочно -декоративных растений являются клумбы, их площадь составляет 50 м2 . Поверхность клумб плоская, вровень с газоном. Мы решили сделать часть клумб многоуровневыми, что создает эффект объемной пространственной композиции. С этой целью в центре одной из них была создана альпийская горка, по краю другой высажен бордюр из лилейника, а в центре высокие канны. Ни одна территория не будет выглядеть красочно без зеленых газонов. До реализации проекта газоны вокруг нашей школы были старыми, трав на них росла неравномерно, вследствие большой затененности территории и уплотненности почвы. Экологическая бригада старшеклассников, заменила грунт, на особенно старых газонах и посеяла газонную траву. Оставшиеся газоны культивировали и удобрили амоффоской. На основании произведенных членами НОУ «Экос» в 2010 году исследований кислотности и ионного состава почвы пришкольной территории, еще осенью 2010 года на некоторых клумбах было проведено известкование. Исследования проводились на базе кафедры аналитической химии БелГУ по классической методике (Приложение №7).



«Результаты исследования кислотности и качественного состава почвы пришкольной территории МОУ СОШ №28».

Анализ почвы

Результаты анализа

1. Содержание

гигроскопической

влаги

7,27 %,

2. Определение активной кислотности почвы

8,77, сильнощелочная

3. Определение легко растворимых соединений:

А) хлорид-ионов

Б) сульфат-ионов

В)нитрат-ионов

Г) ионов кальция

Д) катионов железа (II)

Е) катионов железа (Ш)

Тысячные доли процента

Тысячные доли процента

Отсутствуют

Сотые или тысячные доли процента

Присутствуют

Присутствуют

Вывод: почва глинистая, сильношелочная, бедная нитратами и ионами кальция. С учетом проведенных исследований были выбраны растения, соответствующие

кислотности почв и затененности. Идеально подошли хвойные растения: ели, туи, можжевельники, а также многолетние хосты, вербейники.

Наша школа почти со всех сторон окружена деревьями, которые защищают ее от пыли и ветра, поглощая уличный шум. Дендрологический отдел в этом году пополнился новыми экземплярами, также были спилены погибшие деревья, выкорчеван старый кустарник и проведена обрезка сухих веток на «Каштановой аллее». С помощью элементов вертикального озеленения диким виноградом были украшены столбы на территории двора. Весной 2011 года администрация школы организовала на территории двора замену бордюрного камня и укладку нового асфальтового покрытия, планируется реконструкция крыльца. В перспективе будет осуществляться перепланировка спортивной площадки, обновление разметки на площадке дорожного движения. Силами учащихся летом 2012 года будет заложена «Дарвиновская площадка» и «Этнографический уголок», активизирована работа «Экологической тропы», что создаст благоприятные условия для улучшения учебно-познавательной деятельности школьников.

3.2. Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.

В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:

1.Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения);
2. Проведен сбор информации и опрос жильцов микрорайона для оценки реализации проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории;
3. Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев;
4. Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники);
5.Исследована кислотность и качественный состав почв пришкольной территории;

6. Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка;

7. На территории пришкольного участка установлены малые архитектурные формы: керамические вазоны с цветами и садовые скульптуры;
8. Проведено озеленение территории (высажено 7 хвойных деревьев, 5 видов многолетних цветов и 6 видов однолетних, 8 кустарников);
9. Работа по озеленению освещалась через городскую газету «Наш Белгород» и официальный школьный Интернет - сайт;
10. Учащиеся экологического отряда принимали активное участие в городских конкурсах по благоустройству территорий;
10. Проводилась разъяснительная работа среди учащихся и горожан;
11. Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб;
12. Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жителями микрорайона;
13. Опубликованы рассказы, сочинения, рассказы, рисунки экологической направленности в школьной газете «Школьный мир», изготовлены рекламные буклеты;
14. Завезена земля для посадки деревьев, кустарников, цветов;
15. Восстановлен травяной покров на участке в 90 кв. м;
16. Окрашены спортивные объекты на территории школы;

III . Заключение.

В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители микрорайона: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.

На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.

Подобные территории - будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Практические рекомендации:

1. Продолжить научно- исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории (кислотности почвы, освещенности, состояние дендрофлоры);

2. Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений;

3. Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории;

4. Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий;

5. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому оздоравливанию пришкольной территории.

6. Продолжить реализацию проекта согласно плана благоустройства школьной территории.

Список литературы:

1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.

3. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.

4. Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.

5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.

7. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

8. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.

9. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.

10. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.

11. В работе использованы фотографии с Интернет-сайтов: www.supersadovnik.ru,

12. www.gardenia.ru, www.delaysam.ru.

Приложение №1.

Направления реализации проекта.

№ п/п

Направление

Виды деятельности

1.

«Знание - сила!»

- проведение социологических исследований, изучение экологического состояния предполагаемых ландшафтных участков территории школьного двора;
- приобретение учащимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта;
- распространение информации среди учащихся и педагогов школы;

2

«Созидатели»

- организация и проведение практической работы по реализации проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

Приложение №2.

Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории МОУ СОШ №28

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

Октябрь 2010 г.

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Ноябрь-декабрь 2010

3.

Практический

Реализация проекта

Апрель – Май 2011

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Июль-август 2011 г.

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития.

Сентябрь 2011 г.

Приложение №3.

План мероприятий подготовительного этапа.

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1.

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

Учитель химии

2.

Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора»

Учитель ИЗО и биологии

3.

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Уч – ся 5-11 классов

План мероприятий проектировочного этапа.

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1

Разработка коллективного проекта школьного двора:

- создание проектной группы;
- создание экспликаций ландшафтных участков и цветников.

Учителя биологии и химии, активисты инициативной группы проекта

План мероприятий практического этапа.

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

1

Приобретение семян и выращивание рассады, гравийных материалов, камней-валунов, саженцев хвойных растений, малых архитектурных форм, бордюров, укрывной ткани и т.д.

Учителя биологии, актив 5-11 классов

2

Трудовой десант по благоустройству школьного двора и работа летнего экологического отряда «Экос»

А) уборка мусора на пришкольной территории;

Б) Разбивка клумб, газонов, дарвиновской площадки;

В) Создание гравийных рокариев «Сказочный мир» и «Сухой ручей»;

Г) Создание ландшафтной композиции из различных малых архитектурных форм;

Д) Разбивка и закладка розария.

Учителя и учащиеся 5-11 классов

3

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе.

Учащиеся 5-11 классов

4

Обновление спортивной площадки

Учителя физкультуры

6

Уход за посаженными цветочными культурами.

Классные коллективы 5 – 8 кл.

7

Осенние работы:
- сбор и подготовка семян к хранению;
- осенняя обработка почвы.

Учителя биологии

Приложение №4.

Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов (Приложение №4).

Газон на участке - не только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха на газоне (на высоте корпуса человека) на 6-7 градусов ниже, чем на асфальтовом покрытии. Это происходит потому, что подстриженная трава интенсивнее испаряет влагу, повышает влажность земли и поэтому в целом улучшает микроклимат сада. Газон поглощает пыль и в значительной мере снижает уровень шума. Газон еще и «санитар» нашего участка: в слое дерна, образуемого корневой системой трав, быстрее минерализуются органические вещества, и это способствует очищению почвы от вредных микроорганизмов и сорняков.

Газон желательно засевать одним видом трав или соответственно виду почвы и назначению газона смесью из двух-трех видов злаковых трав. Для устройства устойчивого газона рекомендуют обычные смеси газонных трав, хотя некоторые специалисты советуют применять чистый посев мятника лугового.

Необходимыми условиями для роста и развития травяного покрова является плодородие субстрата. Оно заключается не только в достаточном количестве питательных веществ, но в благоприятном соотношении воды и воздуха в субстрате. Избыточное увлажнение тоже неблагоприятно, поскольку вода может полностью вытеснить воздух, и корневые системы начнут «задыхаться». Поэтому за газоном требуется специальный уход и специальные инструменты.

Приложение №5.

Клумба представляет собой участок с правильными формами, украшенный однолетними цветами. Располагают ее в центре композиции, фоном могут служить газон. Центр клумбы поднимается на 50-60 см, края - на 8-10 см над окружающей территорией. Клум6у окаймляют дерном и бортовым камнем. Различают клумбы ковровые и цветочные: ковровые состоят из лиственно-декоративных растений, которые стелятся по земле; цветочные создают из крупных цветочных растений, чтобы на клумбе всегда были цветущие цветы.

Арабеска -разновидность клумбы усложненной формы. Вычурный контур арабески может быть похож на цветы, листья, животных, или иметь абстрактную форму.

В данный момент арабески находятся на пике популярности. Ими оформлены все центральные магистрали городов. Арабески стараются возводить так, чтобы впоследствии они не требовали больших ежегодных затрат.

Рабатки - это длинные грядки вдоль границ газонов, оформление цветущими или декоративными растениями.

Рабатка представляет собой прямоугольный вытянутый цветник вдоль дорожек, оград и строений, может быть односторонним и двусторонним. С помощью рабатки можно наметить границу какого-либо участка, выделить край газона и т. п. Ширина рабатки колеблется от 40 до 150 см, длина произвольная или зависит от формы участка, поверхность обычно ровная или с небольшим возвышением в центре.

Если рабатка односторонняя, растения располагают в несколько рядов: от низких, ближе к зрителю, до высоких, кулисных, на заднем плане. Если рабатка двусторонняя, то самые высокие растения располагают в центре, а края засаживают низкими. Рисунок рабатки может быть самым разным. В оформлении рабатки могут быть использованы как однолетние, так и многолетние растения, реже двулетние.

Бордюры - так называется цветник в виде узких полос низкорослых растений, обрамляющий цветники, газоны, дорожки, декоративное окаймление дорожек, камней и цветников. В качестве бордюрных используют компактные виды растений, которые не перерастают, не закрывают другие цветы и не распадаются. Цель бордюра - гармонично оттенить, выделить основные посадки, не подавляя их своей яркостью.

Четкое и красивое обрамление делает цветочную клумбу по-настоящему законченной. Бордюр не просто отделяет участки земли друг от друга, он подчеркивает разнообразие форм цветников или групп кустарников, контраст между цветами и ровной плоскостью газона или мощения. Кроме того, бордюр защищает газон от проникновения агрессивных многолетников и сорняков. Одновременно может служить и подпорной стенкой.

Партер - декоративная открытая геометрически построенная композиция из низких растений в горизонтальной плоскости, образует парадную часть регулярного парка, разбивается у главных зданий, у монументальных сооружений и памятников. Большое место отводится газону, цветнику из ковровых растений, которые в сочетании с водоемами, скульптурой, декоративным мощением и т. п. образуют единый ансамбль. Характеризуется строгостью линий и форм. Партеры являются наиболее парадной формой цветочного оформления.

Одиночные посадки - солитеры. Они высаживаются на газоне или в любом другом открытом месте и должны иметь особенно эффектные декоративные качества, привлекающие внимание. Обычно это очень высокие экземпляры растений, которые выделяются на фоне газона, зеленой изгороди, дома или бассейна. При подборе растений для солитеров кроме высоты учитываются окраска и форма листьев, цветков, соцветий, продолжительность цветения, общий вид и длительность сохранения ими декоративных качеств.

Для одиночных посадок используют многолетние пионы, астильбы, напрестянку, лилии, солидаго, шток-розу и большинство высокорослых многолетников. Туи, тиссы и другие хвойные растения являются прекрасными находками для солитерных посадок.

Рокарий – каменистый садик, частичка естественного пейзажа в саду на любом участке: маленьком и большом, имеющий крутой или пологий склон, или ровном, и даже во впадине. Но лучше всего располагать его на газоне, на фоне хвойных растений или каменистой стены. Рокарий – это произведение искусства, которое создают из живых растений и камней.

Рокарий «принимает» камни разных пород, но правильно подобранная их форма и размеры – основа успеха. Обязательно должен быть ключевой камень, возвышающийся над остальными. Крупные камни лучше уложить вдоль ключевого камня, чтобы имитировать горный склон, а более мелкими выложить его «подножие».

Растения для рокария должны быть низкорослые, засухоустойчивые и холодостойкие. Из крупных растений больше всего подходят карликовые хвойный и низкорослые лиственные кустарники. Роскошно смотрятся в рокарии папоротники, миниатюрные розы, стелющиеся и подушковидные травянистые многолетники. Из небольших растений – почти все луковичные, гвоздика-травянка, тимьян, астра (альпийская и подушковидная). В нижнем ярусе лучше посадить более влаголюбивые, например, примулы.

Сухой или каменный ручей – один из декоративных элементов ландшафтного дизайна, представляющий собой имитацию русла высохшего ручья. Выполняется он из искусственных или настоящих камней, выложенных и чередующихся определенным образом. Также при устройстве сухого ручья часто используют стекло, стеклянные шарики или мраморную крошку. Этот элемент ландшафтного дизайна пришел к нам с Востока. В Китае, Японии, Корее — искусство обустройства ландшафта всегда было напрямую связано с философией и религией. Сухой ручей — классика японского сада. Несложное в обустройстве и не требующее особого ухода, каменное русло, будто вот-вот должно наполниться бурлящим потоком воды. В нем есть удивительная поэзия, и даже некий сакральный смысл: начинаясь с узкого «истока», изгибаясь по участку, ручей расширяется, как воронка. По мнению японцев, это помогает привлечь в дом благополучие и гармонию.

Чтобы сухой ручей идеально напоминал собой пересыхающее горное русло, ширина его в разных местах должна варьировать. Устройство ручья не вызывает особых сложностей. Специалисты по ландшафтному дизайну рекомендуют подготовить вдоль всего русла канавку глубиной 20—30 см и выстлать дно лутрасилом (специальной водопроницаемой тканью), которая в дальнейшем избавит от необходимости борьбы с сорняками. На нее в несколько слоев выкладываются камни: более плоские на дно, более выпуклые — по краям и наверх. Потом по краям ручья высаживаются растения: это может быть туя, можжевельник, карликовые ели, бересклеты и горные сосны.

Приложение №6.

Дарвиновская площадка создается с целью наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях.

В ходе наблюдений углубляются биологические и агрономические знания. Дарвиновская площадка создается с целью наблюдения за развитием последовательности заселения растений в естественных условиях.

На конкретном материале обучающиеся знакомятся:

- с различными примерами проявления внутривидовой и межвидовой борьбы растений за существование: расселение травянистой и древесной растительности, смену растительных сообществ в каждом микробиогеоценозе (квадрате), появление животных и поведение их, действие света, температуры, воды, ветра, питания и других условий окружающей природной среды;

- действие на окружающую природную среду абиотических, биотических, антропогенных факторов.

Экологическая тропа.

Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании посетителей. Экологическая тропа - наиболее специализированный для целей обучения маршрут в природе. Его протяженность от 1 км до 2 км из расчёта проведения учебных экскурсий от 1 до 3 часов. Движение по маршруту организуется преимущественно под руководством педагога, учителя, воспитателя или экскурсовода из числа отдыхающих или учащихся.

Время движения по тропе колеблется от 30 минут до 1-3 часов.

Прохождение по тропе направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики.

Маршрут тропы должен соответствовать её назначению и учитывать условия данной местности. Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности учащихся и других посетителей и проходить таким образом, чтобы по возможности охватить все объекты живой и неживой природы, которые украшают ландшафт и представляют интерес с точки зрения познавательного и воспитательного назначения. Учебная тропа должна быть доступной для школьников и посетителей, расположена непосредственно на территории учебного заведения, и иметь способность удовлетворять познавательные потребности школьников, посетителей в области географических, биологических, экологических проблем. На всех остановках учебно-экологической тропы учащиеся должны установить информационные стенды, знакомящие посетителей с природными объектами, находящимися на маршруте.

На начальном пункте тропы устанавливается главный стенд. Он представляет собой щит, на котором дана схема всей тропы с указанием остановок. Возле каждой из них – условный знак, значение которого раскрывается тут же на щите.

Этнографический уголок – важный элемент краеведческой составляющей воспитания школьников. Устроить его не сложно. Эффектно смотрятся предметы народного творчества в сочетании с цветущими растениями, создающими сельский пейзаж на небольшом участке территории. Прекрасно сочетаются деревенский плетень с развешенными кувшинами, старинные полотенца, телеги и прялки, старые корзины с простыми цветочно-декоративными растениями: например подсолнухом и тыквой. Такой уголок позволяет школьникам приобщаться к родной культуре и ценить ее.

Приложение №7.

Методика исследования качественного состава почвы.

1. Определение гигроскопической влаги:

m (навески до высушивания)

m (навески после высушивания)

m (воды)

Количество влаги W, %

1.

57,9679

53,9479

53,9419

53,9129

53,9126

4,0553

7,52

2.

20,4205

19,0980

19,0954

19,0831

19,0830

1,3375

7,01

Количество влаги рассчитывается по формуле:

,

где a – количество гигроскопической воды в навеске, г; b – навеска почвы, г.

Вывод: содержание гигроскопической влаги в почве составило 7,27 %, что свидетельствует о повышенном содержании глины.

2. Определение активной кислотности почвы:

С помощью рН-метра АНИОН 4100 измерили значение рН водной вытяжки из почвы, которое составило 8,77. Это свидетельствует, что почва является сильнощелочной.

3. Определение легко растворимых соединений (качественный анализ водной вытяжки):

а) качественной определение хлоридов при добавлении к водной вытяжке почвы раствора нитрата серебра появилась слабо опалесцирующая муть, что указывает на наличие тысячных долей хлорид-ионов :

б) качественное определение сульфатов : при добавлении к подкисленной водной вытяжке раствора хлорида бария через некоторое время наблюдалось слабое помутнение, свидетельствующее о наличии тысячных долей сульфат-ионов :

в) качественное определение нитратов: при добавлении к водной вытяжке из почвы раствора дифениламина в серной кислоте не наблюдалось появляения синего окрашивания, следовательно нитраты в почве отсутствуют .

г) качественное определение кальция: к водной вытяжке почвы, подкисленной уксусной кислотой, добавляли раствор оксалата аммония.

Небольшое помутнение раствора свидетельствовало о присутствии ионов кальция в количестве сотых или тысячный долей процента.

4. Определение среднерастворимых соединений (качественный анализ солянокислой вытяжки)

а) качественное определение железа (II): при добавлении к вытяжке из почвы красной кровяной соли появляется синее (турнбулева синь) окрашивание свидетельствующее о присутствии катионов железа ( II ) :

б) качественное определение железа (III): добавление к солянокислой вытяжке почвы раствора роданида калия вызывает появление ярко-бурого кровяного окрашивания, указывающего на присутствие ионов железа ( III ) :

в) качественно определение сульфатов: при добавлении раствора хлорида бария к вытяжке не наблюдалось никаких видимых изменений, что свидетельствует об отсутствии сульфатов.

г) качественное определение кальция: при прибавлении раствора оксалата аммония к вытяжке из почвы, не помутнения наблюдается, т.е ионы кальция в растворе отсутствуют.

Приложение №8.

«Анкета социологического опроса жителей микрорайона на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории »

№№

Вопрос

«Да»

«Нет»

«Все равно»

1.

Приходилось ли вам посещать пришкольную территорию МОУ СОШ №28?

2.

Нравится ли вам состояние пришкольной территории МОУ СОШ №28?

3.

Считаете ли вы, что пришкольная территория нуждается в благоустройстве?

4.

Способствует ли ландшафтный дизайн пришкольной территории экологическому воспитанию учащихся школы?

5.

Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  593  594  595   ..