Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  570  571  572   ..

 

 

План главы 28 Роль фирмы в обществе 28 Альтернативные модели поведения фирмы 29

План главы 28 Роль фирмы в обществе 28 Альтернативные модели поведения фирмы 29

Сио К.К. Управленческая экономика. Текст, задачи и краткие примеры: Учеб. для вузов: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 669 с.: табл., граф. — (Сер.: Университетский учеб.).

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие редактора........................................................................................................ 17

Предисловие.......................................................................................................................... 18

Глава 1

Введение в управленческую экономику.......................................................................... 23

Понятие «управленческая экономика»............................................................................... 23

Экономическая теория и управленческая экономика....................................................... 24

Аналитические средства: математическая экономика и эконометрика.......................... 26

Управленческая экономика в международной обстановке.............................................. 26

Выводы................................................................................................................................... 27

Список литературы............................................................................................................... 27

Глава 2

Фирма и ее поведение......................................................................................................... 28

План главы............................................................................................................................. 28

Роль фирмы в обществе........................................................................................................ 28

Альтернативные модели поведения фирмы....................................................................... 29

Модель максимизации прибыли.......................................................................................... 29

Модель максимизации продаж............................................................................................ 35

Модель максимизации роста................................................................................................ 36

Модель управленческого поведения................................................................................... 36

Модель максимизации добавленной стоимости (японская модель)................................ 38

Американские трудности с японской моделью................................................................. 39

Почему мы руководствуемся моделью максимизации прибыли?................................... 40

Выводы................................................................................................................................... 41

Задачи..................................................................................................................................... 42

Список литературы............................................................................................................... 45

Приложение 2А Вывод формулы дисконта....................................................................... 46

Приложение 1В. Эмпирическое исследование поведения японских автомобилестроителей при максимизации добавленной стоимости.............................................................................. 47

EBIT/общие активы............................................................................................................... 47

Акционерный фонд/общие активы..................................................................................... 47

Добавленная стоимость/общие активы............................................................................... 48

Добавленная стоимость/основные (постоянные) активы................................................. 48

Добавленная стоимость/количество работников............................................................... 48

Глава 3

Среды решения и выработка решения в условиях определенности........................ 50

План главы............................................................................................................................. 51

Среды решения...................................................................................................................... 51

Концепция определенности................................................................................................. 51

Концепция риска................................................................................................................... 52

Концепция неопределенности............................................................................................. 52

Выработка решения в условиях определенности: оптимизационный Анализ.............. 53

Предельный анализ............................................................................................................... 53

Линейное программирование.............................................................................................. 55

Приростной анализ прибыли (краткосрочная концепция)............................................... 58

Выводы................................................................................................................................... 59

Задачи..................................................................................................................................... 60

Список литературы............................................................................................................... 61

Приложение ЗА Предельный анализ.................................................................................. 62

Оптимизация функции......................................................................................................... 63

Иллюстративный пример..................................................................................................... 63

Табличный метод................................................................................................................... 65

Вычислительный метод........................................................................................................ 67

Предельный анализ многомерной функции...................................................................... 68

Ограниченный оптимум....................................................................................................... 70

Приложение ЗД. Линейное программирование................................................................ 72

Графическая иллюстрация: задача линейного программирования с двумя

Переменными........................................................................................................................ 72

Симплексный метод.............................................................................................................. 76

Трудности и их преодоление............................................................................................... 81

Двойственная задача............................................................................................................. 83

Анализ чувствительности.................................................................................................... 83

Список литературы............................................................................................................... 85

Глава 4

Выработка решения в условиях риска и неопределенности...................................... 86

План главы............................................................................................................................. 86

Матрица решения.................................................................................................................. 87

Выработка решения в условиях риска................................................................................ 88

Методы оценки риска........................................................................................................... 88

Предполагаемая стоимость................................................................................................... 90

Измерение риска: размах и среднее квадратичное отклонение....................................... 91

Измерение относительного риска: коэффициент вариации............................................. 94

Компромисс между риском и прибылью............................................................................ 95

Полезность, страх риска и премия за риск......................................................................... 97

Корректировка риска.......................................................................................................... 103

Анализ последовательности решения с использованием дерева решения................... 110

Планирование риска и стоимость риска........................................................................... 112

Выработка решения в условиях неопределенности........................................................ 115

Степень неопределенности................................................................................................ 115

Критерий решения Вальда................................................................................................. 116

Альфа-критерий решения Гурвица................................................................................... 117

Критерий решения Сэйвиджа............................................................................................ 118

Критерий решения Лапласа............................................................................................... 119

Другие методы учета неопределенности.......................................................................... 119

Выводы................................................................................................................................. 124

Задачи................................................................................................................................... 125

Список литературы............................................................................................................. 132

Приложение 4А Краткое изложение законов вероятности............................................ 133

Определения........................................................................................................................ 133

Совокупная вероятность (логическое «и»)....................................................................... 133

Условная вероятность......................................................................................................... 133

Логическое «или»................................................................................................................ 134

Приложение 4.В. Вероятностное распределение потока наличности.......................... 136

Оценка распределения вероятности.................................................................................. 137

Зависимые потоки наличности.......................................................................................... 138

Глава 5

Анализ спроса и потребительское поведение............................................................... 139

План главы........................................................................................................................... 139

Количественный подход к потребительскому равновесию........................................... 140

Функция полезности: предельная полезность.................................................................. 140

Потребительское равновесие при максимальной полезности....................................... 142

Эффект рекламы и продвижения товара на рынок......................................................... 144

Предельная полезность и кривые спроса.......................................................................... 145

Предельная полезность и потребительские излишки...................................................... 146

Порядковый подход к потребительскому равновесию................................................... 152

Кривые безразличия............................................................................................................ 152

Предельная норма замещения............................................................................................ 155

Бюджетная линия................................................................................................................ 157

Потребительское равновесие............................................................................................. 159

Выводы................................................................................................................................. 163

Задачи................................................................................................................................... 164

Список литературы............................................................................................................. 166

Приложение. 5А. Математическое выражение потребительского равновесия........... 167

Глава 6

Функции спроса и эластичность спроса ..169

План главы........................................................................................................................... 169

Функции рыночного спроса.............................................................................................. 170

Рыночный спрос и функция спроса фирмы..................................................................... 170

Количественный спрос и изменения в спросе................................................................. 171

Характер функции спроса.................................................................................................. 172

Эластичность спроса........................................................................................................... 174

Ценовая эластичность спроса............................................................................................ 174

Графическое измерение точечной эластичности............................................................. 178

Спрос, доход и ценовая эластичность............................................................................... 180

Факторы, влияющие на ценовую эластичность............................................................... 185

Применение ценовой эластичности.................................................................................. 187

Другие виды эластичности спроса.................................................................................... 188

Выводы................................................................................................................................. 196

Задачи................................................................................................................................... 197

Список литературы............................................................................................................. 200

Глава 7

Оценка спроса: элементарные методы.......................................................................... 202

План главы........................................................................................................................... 202

Статистический анализ....................................................................................................... 203

Сбор данных........................................................................................................................ 203

Выбор информационной кривой....................................................................................... 204

Простая линейная регрессия.............................................................................................. 205

Интерпретация параметров................................................................................................ 211

Оценка уравнения регрессии............................................................................................. 212

Средняя квадратичная ошибка коэффициента регрессии.............................................. 213

Коэффициент детерминации, r2 ......................................................................................... 213

Проверка гипотез................................................................................................................ 218

Подход к оценке спроса в исследовании рынка.............................................................. 219

Обследования потребителя................................................................................................ 220

Выявление предпочтений потребителя............................................................................ 221

Рыночные эксперименты................................................................................................... 221

Выводы................................................................................................................................. 223

Задачи................................................................................................................................... 224

Список литературы............................................................................................................. 228

Глава 8

Оценка спроса: множественный регрессионный анализ........................................... 229

План главы

Построение функции мультивариантного спроса........................................................... 230

Шаг 1. Идентификация переменных................................................................................. 230

Шаг 2. Сбор и уточнение данных...................................................................................... 233

Шаг 3. Выбор наилучшей формы уравнения................................................................... 234

Шаг 4. Расчет уравнения регрессии.................................................................................. 234

Шаг 5. Эксперименты с регрессионной моделью........................................................... 237

Шаг 6. Анализ компьютерной распечатки....................................................................... 238

Тестирование и оценка результатов.................................................................................. 238

Шаг 1. Тестирование пригодности модели...................................................................... 239

Шаг 2. Статистические тесты и оценки............................................................................ 239

Общие тесты........................................................................................................................ 240

Тестирование отдельных параметров............................................................................... 245

Исходные предположения и специальные задачи множественного

регрессионного анализа...................................................................................................... 248

Мультиколлинеарность...................................................................................................... 249

Гетеросцедастичность......................................................................................................... 250

Автокорреляция................................................................................................................... 251

Выводы................................................................................................................................. 256

Задачи................................................................................................................................... 257

Список литературы............................................................................................................. 263

Глава 9

Прогнозирование............................................................................................................... 264

План главы........................................................................................................................... 264

Механическая экстраполяция............................................................................................ 265

Простейшие модели............................................................................................................ 265

Анализ временных рядов................................................................................................... 266

Барометрические методы.................................................................................................... 274

Типы показателей................................................................................................................ 274

Составные индексы............................................................................................................. 277

Диффузионные индексы..................................................................................................... 277

Сбор мнений и обзоры целей............................................................................................. 278

Обзоры экономических целей........................................................................................... 278

Прогнозирование объема продаж...................................................................................... 279

Эконометрические модели................................................................................................. 280

Модели, состоящие из одного уравнения......................................................................... 280

Модели, состоящие из систем уравнений......................................................................... 281

Методы макроэкономического прогнозирования........................................................... 283

Выводы................................................................................................................................. 285

Задачи................................................................................................................................... 286

Список литературы............................................................................................................. 288

Приложение 9А. Оценка прогнозирования..................................................................... 289

Проверка прошлых характеристик.................................................................................... 289

Прогноз и фактические результаты................................................................................... 289

Промежуточный обзор........................................................................................................ 292

Выбор метода прогнозирования........................................................................................ 293

Глава 10

Анализ производства........................................................................................................ 295

План главы........................................................................................................................... 296

Производственные функции.............................................................................................. 296

Характер изменения производственной функции при одном

переменном вводимом факторе производства и сохранении

неизменными всех остальных вводимых факторов производства................................ 297

Производственная функция с несколькими переменными

вводимыми факторами....................................................................................................... 308

Оптимизация нескольких переменных вводимых факторов

производства — обязательное условие максимизации прибыли.................................. 321

Расширение производства и эффект масштаба................................................................ 322

Зависимость дохода от масштаба производства.............................................................. 324

Испытание производственной функции на зависимость дохода

от масштаба производства.................................................................................................. 325

Изменчивость экономической эффективности при расширении

Производства....................................................................................................................... 328

Проблемы успешного управления фирмой с целью получения экономии, обусловленной увеличением масштаба производства............................................................................... 329

Выводы................................................................................................................................. 330

Задачи................................................................................................................................... 331

Список литературы............................................................................................................. 335

Приложение 10А Влияние увеличения заработной платы на численность работающих 335

Глава 11

Оценка производственных функций.............................................................................. 342

План главы........................................................................................................................... 342

Измерение производственной функции........................................................................... 343

Методы измерения.............................................................................................................. 343

Проблемы измерения переменных затрат и выпуска...................................................... 346

Измерение агрегированного производства...................................................................... 349

Подбор производственной функции................................................................................. 350

Свойства производственных функций............................................................................. 351

Уравнения для производственных функций с одним

вводимым фактором производства................................................................................... 352

Линейная производственная функция.............................................................................. 354

Квадратичное уравнение вида I: квадратичная производственная

функция с положительным параметром с........................................................................ 355

Квадратичное уравнение вида II: квадратичная производственная ,

функция с отрицательным параметром с.......................................................................... 356

Кубическая функция........................................................................................................... 357

Степенная функция с одним вводимым фактором производства................................. 360

Степенная функция с несколькими вводимыми

факторами производства.................................................................................................... 362

Некоторые эмпирические исследования эффекта масштаба.......................................... 364

Исследования на основе данных временных рядов........................................................ 364

Исследования, основанные на кросс-секционных данных............................................ 366

Выводы................................................................................................................................. 369

Задачи................................................................................................................................... 371

Список литературы............................................................................................................. 373

Приложение 11.А. Аппроксимация квадратичной и кубической кривых................... 373

Глава 12

Анализ затрат..................................................................................................................... 375

План главы........................................................................................................................... 375

Природа затрат..................................................................................................................... 376

Концепция релевантных затрат......................................................................................... 376

Восстановительные и первоначальные затраты.............................................................. 377

Бухгалтерские и вмененные затраты................................................................................ 377

Дополнительные затраты и принятие решений............................................................... 378

Теория затрат: функции «затраты—выпуск»................................................................... 382

Постоянные и переменные затраты.................................................................................. 382

Краткосрочные и долгосрочные затраты.......................................................................... 383

Общие и предельные затраты............................................................................................ 383

Динамика краткосрочных затрат....................................................................................... 384

Свойства функций краткосрочных затрат........................................................................ 390

Динамика долгосрочных затрат......................................................................................... 396

Экономические преимущества и недостатки, обусловленные

увеличением масштаба производства............................................................................... 399

Экономические преимущества, обусловленные увеличением

масштаба производства (на уровне завода)...................................................................... 399

Экономические недостатки, обусловленные увеличением

масштаба производства (на уровне завода)...................................................................... 400

Экономические преимущества, обусловленные увеличением масштаба производства (для фирмы с несколькими заводами).................................................................................................... 400

Динамика затрат и стратегия управления........................................................................ 401

Минимальный эффективный масштаб производства..................................................... 402

Влияние ожидаемого спроса на выбор размеров предприятия...................................... 405

Кривые обучения и экономия, обусловленная увеличением масштаба

производства........................................................................................................................ 408

Кривая обучения и стратегия корпорации....................................................................... 412

Выводы................................................................................................................................. 413

Задачи................................................................................................................................... 414

Список литературы............................................................................................................. 419

Глава 13

Эмпирические оценки функций затрат......................................................................... 420

План главы........................................................................................................................... 420

Оценка функций краткосрочных затрат........................................................................... 420

Методы оценок.................................................................................................................... 421

Понимание существенных особенностей измерения затрат.......................................... 421

Статистический метод оценки затрат............................................................................... 424

Эмпирические исследования краткосрочных затрат...................................................... 430

Оценка долгосрочных затрат............................................................................................. 432

Методы оценки долгосрочных затрат............................................................................... 433

Статистические методы...................................................................................................... 433

Технический метод.............................................................................................................. 434

Метод естественного отбора.............................................................................................. 435

Некоторые результаты исследований долгосрочных затрат.......................................... 436

Выводы................................................................................................................................. 439

Задачи................................................................................................................................... 440

Список литературы............................................................................................................. 442

Глава 14

Прибыль: концепции, измерение, планирование и управление............................... 443

План главы........................................................................................................................... 443

Измерение прибыли: бухгалтерские и экономические концепции.............................. 444

Проблемы измерения бухгалтерской прибыли................................................................ 446

Экономическая концепция учета восстановительной стоимости................................. 446

Теории прибыли.................................................................................................................. 449

Компенсационные, или функциональные, теории......................................................... 449

Фрикционные и монополистические теории.................................................................. 450

Научно-технические и инновационные теории.............................................................. 450

Полезная отдача и стоимость инноваций: Япония и США............................................ 451

Прибыль: планирование и управление............................................................................. 455

Бюджет прибыли................................................................................................................. 455

Анализ безубыточности...................................................................................................... 456

Линейный анализ безубыточности................................................................................... 458

Предельный вклад, или вложенная прибыль................................................................... 458

Алгебраические методы..................................................................................................... 461

Планирование прибыли..................................................................................................... 463

Альтернативные точки безубыточности.......................................................................... 464

Предел безопасности........................................................................................................... 466

Операционный левередж: эластичность прибыли по реализации................................ 469

Применение анализа безубыточности и операционный левередж............................... 470

Анализ безубыточности...................................................................................................... 474

Децентрализованные центры прибыли............................................................................ 474

Прибыль отделений............................................................................................................ 475

Оценка управленческой деятельности.............................................................................. 476

Выводы................................................................................................................................. 477

Задачи................................................................................................................................... 478

Список литературы............................................................................................................. 483

Глава 15

Рыночная структура и анализ ценообразования........................................................ 484

План главы........................................................................................................................... 484

Рыночные структуры.......................................................................................................... 485

Воздействие характеристик продавца на рыночную структуру.................................... 485

Воздействие характеристик покупателя на рыночную структуру................................ 485

Воздействие характеристик продукта на рыночную структуру.................................... 486

Условия входа и выхода..................................................................................................... 486

Экономия, обусловленная увеличением масштаба производства................................. 486

Анализ равновесия.............................................................................................................. 487

Идеальная конкуренция...................................................................................................... 487

Краткосрочное равновесие................................................................................................. 488

Долгосрочное равновесие.................................................................................................. 491

Чистая монополия............................................................................................................... 495

Краткосрочное монопольное равновесие......................................................................... 496

Долгосрочное монопольное равновесие........................................................................... 499

Монопольная конкуренция................................................................................................ 500

Краткосрочное равновесие при монопольной конкуренции......................................... 500

Долгосрочное равновесие при монопольной конкуренции........................................... 501

Оценка монопольной конкуренции.................................................................................. 505

Олигополия.......................................................................................................................... 505

Модели ценового лидерства.............................................................................................. 506

Модель с ломаной кривой спроса...................................................................................... 508

Картели и сговоры.............................................................................................................. 512

Модель рыночной доли...................................................................................................... 516

Неценовая конкуренция: дифференциация продукта и реклама................................... 521

Роль рекламы....................................................................................................................... 521

Измерение дифференциации продукта............................................................................. 522

Выводы................................................................................................................................. 523

Задачи................................................................................................................................... 524

Список литературы............................................................................................................. 528

Приложение 15А. Рыночная мощность и использование рекламы

для максимизации прибыли............................................................................................... 529

Измерение рыночной мощности....................................................................................... 530

Использование рекламы для максимизации прибыли.................................................... 531

Глава 16

Практика ценообразования и принятия решений...................................................... 533

План главы........................................................................................................................... 533

Цели ценообразования........................................................................................................ 534

Ценообразование, направленное на получение целевой прибыли на

инвестиции.......................................................................................................................... 534

Ценообразование, направленное на достижение целевой рыночной доли.................. 535

Ценообразование, обусловленное конкуренцией........................................................... 535

Ценообразование: методы и подходы............................................................................... 535

Ценообразование по полным затратам............................................................................. 535

Ценообразование по приращению затрат......................................................................... 542

Ценовая дискриминация.................................................................................................... 543

Степень ценовой дискриминации..................................................................................... 543

Условия для дифференциального ценообразования....................................................... 545

Основы структур ценовой дифференциации................................................................... 545

Максимизация прибыли и ценовая дискриминация....................................................... 546

Оптимальное ценообразование на многие виды продуктов.......................................... 549

Ценообразование на линии продуктов............................................................................. 549

Ценообразование на сопутствующие товары.................................................................. 550

Стратегия ценообразования на многие виды продуктов:

использование производственной мощности завода...................................................... 552

Оптимальное ценообразование на совместные продукты............................................. 555

Выводы................................................................................................................................. 560

Задачи................................................................................................................................... 561

Список литературы............................................................................................................. 564

Приложение 16А. Децентрализация и трансфертное

ценообразование.................................................................................................................. 565

Характер и цели трансфертного ценообразования.......................................................... 565

Трансфертное ценообразование при отсутствии внешнего рынка............................... 566

Трансфертное ценообразование при наличии внешнего рынка.................................... 569

Международное трансфертное ценообразование............................................................ 573

Задачи 574

Список литературы............................................................................................................. 575

Приложение 16.В. Ценовая дискриминация более чем на двух рынках...................... 575

Глава 17

Экономическая роль правительства............................................................................. 580

План главы........................................................................................................................... 581

Внешние экономические условия..................................................................................... 582

Позитивные внешние условия........................................................................................... 582

Негативные внешние условия........................................................................................... 583

Экономическое воздействие внешних условий.............................................................. 583

Поощрение выгодных внешних условий......................................................................... 586

Система мероприятий, направленных на борьбу с негативными внешними

условиями............................................................................................................................. 588

Регулирование общественной полезности....................................................................... 591

Проблемы регулирования общественной полезности.................................................... 592

Эффект инфляции............................................................................................................... 595

Ограничение рыночной мощности и недобросовестной конкуренции....................... 595

Антитрестовские законы.................................................................................................... 595

Слияния................................................................................................................................ 597

Последние изменения в подходах к слияниям................................................................. 598

Принуждение к выполнению антитрестовских законов................................................ 600

Иллюстративные примеры................................................................................................. 600

Тенденции выполнения законов....................................................................................... 602

Поведение регулирующих органов................................................................................... 603

Теория захвата...................................................................................................................... 603

Теория распределения выгоды и ущерба.......................................................................... 604

Тенденции, дерегулирования и приватизации................................................................ 604

Основания для дерегулирования....................................................................................... 605

Эффект дерегулирования................................................................................................... 606

Насколько необходима антитрестовская политика?....................................................... 609

Приватизация общественных служб................................................................................. 610

Будущее приватизации: «за» и «против»......................................................................... 612

Выводы................................................................................................................................. 613

Задачи................................................................................................................................... 614

Список литературы............................................................................................................. 619

Глава 18

Бюджет долгосрочных расходов компании.................................................................. 620

План главы........................................................................................................................... 620

Обзор процесса составления бюджета долгосрочных

расходов компании............................................................................................................. 621

Решения по поводу финансирования................................................................................ 621

Решения по выбору направления инвестиций................................................................ 621

Оценка стоимости капитала............................................................................................... 622

Денежные затраты при различных методах финансирования....................................... 624

Левередж и стоимость капитала........................................................................................ 631

Оценка потока наличности................................................................................................ 634

Оценка инвестиционных предложений........................................................................... 635

Методы дисконтированного потока наличности............................................................ 635

Ранжирование проектов по инвестированию капитала................................................. 641

Другие методы оценки инвестиций.................................................................................. 643

Выводы................................................................................................................................. 646

Задачи................................................................................................................................... 648

Список литературы............................................................................................................. 651

Приложения......................................................................................................................... 653

Таблицы и графики дисконтирования.............................................................................. 654

Натуральные логарифмы.................................................................................................... 658

Статистические таблицы.................................................................................................... 660

Формулы производных....................................................................................................... 669

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  570  571  572   ..